Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель процесса проектирования дидактического пространства учителя в условиях общеобразовательной школы'

Структурно-функциональная модель процесса проектирования дидактического пространства учителя в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селихова Татьяна Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению структурно-функциональной модели процесса проектирования дидактического пространства учителя в условиях общеобразовательной школы. Рассматриваются подходы, принципы, требования, которые определяют логику модели, форму обучения педагогического коллектива школы, обеспечивающую эффективность рефлексивно-аналитической и проектировочной деятельностей учителя. Раскрыто сущностное содержание, функции каждого из четырех компонентов модели, дано краткое описание результатов освоения модулей. Проведена аналогия между каждым блоком модели и этапом проектирования. Обоснованы виды деятельности учителя и промежуточные результаты освоения содержания структурных компонентов. В предложенной модели предусмотрена возможность построения каждым учителем индивидуальной образовательной стратегии, возможность выбора темпа обучения, личностно значимого контента и референтной группы. Представленная модель может быть рассмотрена в качестве альтернативной формы повышения квалификации педагогических работников, в качестве алгоритмической конструкции, позволяющей перевести коллектив школы из состояния управляемого развития в режим непрерывного саморазвития и самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селихова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structural functional model of the process of designing an instructional space for teachers in secondary schools

This article is devoted to the consideration of the structural and functional model of the process of designing the didactic space of a pedagogue in a secondary school. The approaches, principles, requirements that determine the logic of the model, the form of training of the teaching staff of the school, ensuring the effectiveness of reflective-analytical and design activities of the teacher are examined. The essential content and functions of each of the four components of the model are disclosed, a brief description of the results of the development of modules is given. An analogy is drawn between each block of the model and the design stage. The types of teacher's activities and intermediate results of mastering the content of structural components are substantiated. The proposed model provides for the possibility of each teacher to build an individual educational strategy, the ability to choose the pace of learning, personally significant content and reference group. The presented model can be considered as an alternative form of professional development of pedagogues, as an algorithmic design that allows you to transfer the school staff from a state of controlled development in the mode of continuous self-development and self-education.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель процесса проектирования дидактического пространства учителя в условиях общеобразовательной школы»

УДК 371

Селихова Татьяна Юрьевна

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

tany.72@mail.ru

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена рассмотрению структурно-функциональной модели процесса проектирования дидактического пространства учителя в условиях общеобразовательной школы. Рассматриваются подходы, принципы, требования, которые определяют логику модели, форму обучения педагогического коллектива школы, обеспечивающую эффективность рефлексивно-аналитической и проектировочной деятельностей учителя. Раскрыто сущностное содержание, функции каждого из четырех компонентов модели, дано краткое описание результатов освоения модулей. Проведена аналогия между каждым блоком модели и этапом проектирования. Обоснованы виды деятельности учителя и промежуточные результаты освоения содержания структурных компонентов. В предложенной модели предусмотрена возможность построения каждым учителем индивидуальной образовательной стратегии, возможность выбора темпа обучения, личностно значимого контента и референтной группы. Представленная модель может быть рассмотрена в качестве альтернативной формы повышения квалификации педагогических работников, в качестве алгоритмической конструкции, позволяющей перевести коллектив школы из состояния управляемого развития в режим непрерывного саморазвития и самообразования.

Ключевые слова: структурно-функциональная модель, дидактическое пространство, дидактическая система, педагогическое проектирование, корпоративное обучение, повышение квалификации, профессиональное развитие.

Основополагающей идеей при моделировании процесса проектирования дидактического пространства учителя в условиях общеобразовательной школы является разработка такой модели, которая позволит погрузить каждого учителя в насыщенную образовательную среду с учетом его потребностей и интересов, потребностей и интересов образовательного учреждения и выведет на моделирование авторской дидактической системы как прототипа дидактического пространства учителя [4].

Структурно «дидактическое пространство» учителя включает в себя: дидактическую концепцию, дидактическую систему, пространство смыслов и профессиональных ценностей и информационно -образовательную среду, в которой учитель реализует дидактическую систему и выстраивает дидактические отношения с субъектами процесса обучения [5].

В педагогической науке моделирование связано с описанием на основе определенной системы взглядов и идей: процесса становления изучаемого феномена или явления; системы педагогических условий или совокупности типов деятельностей, обеспечивающих становление изучаемого процесса; профессиональной деятельности, направленной на организацию деятельности субъектов, включенных в изучаемый процесс или на создание условий, обеспечивающих этот процесс [3].

В нашем исследовании процесс проектирования дидактического пространства учителя связано с моделированием системы условий и совокупностей видов деятельности и выстраивается в соответствии с последовательностью из четырех этапов: предпроектный, моделирование, конструирование и программирование, экспертиза [2].

Условия, обеспечивающие эффективность процесса проектирования, связаны: с организацией

рефлексии и осмысления педагогами накопленного профессионального опыта; с аналитической деятельностью, направленной на определение каждым педагогом проблем, «профессиональных» затруднений, точек роста; на организацию взаимодействия педагогов образовательного учреждения средствами «ризомоподобного обучения» [1] в составе педагогического коллектива школы. Оптимальной формой, отвечающей вышеперечисленным требованиям и условиям, является корпоративное (внутрифирменное) обучение.

Структура дидактического пространства учителя, логика проектирования, функции корпоративного обучения определили структурно-функциональную модель, состоящую из ценностно-целевого, содержательного, деятельностного и результативного блоков.

Реализация предлагаемой в нашем исследовании модели осуществляется на основе системного (М.А. Данилов, Ф.Ф. Королев, Т.А. Ильина,

B.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина и др.), лич-ностно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский) и синергетического подходов (В.А. Аршинов, В.Г. Буданов, В.Г. Виненко,

C.П. Курдюмов и др.), которые в совокупности с заложенными в них принципами определяют не только общие правила организации процесса проектирования, но и являются основополагающими подходами в формируемой дидактической концепции педагога.

Каждый блок структурно-функциональной модели включает в себя взаимо обуславливающие друг друга модули, а результаты реализации каждого из них определяют контент следующего этапа, индивидуальный темп и маршрут освоения учителем программы корпоративного обучения.

26

Вестник КГУ ^ 2018

© Селихова Т.Ю., 2018

Структурно-функциональная модель процесса проектирования дидактического пространства учителя..

Ценностно-целевой блок соответствует пред-проектному этапу, что предполагает организацию рефлексивной деятельности педагогов, направленной на осмысление имеющегося опыта и прогнозирование будущей деятельности. Назначение блока определяет его содержание, представленное рефлексивно-аналитическим модулем, целями, ценностными ориентирами, подходами и принципами, которые позволяют согласовать личностные, групповые и общественные цели педагогов-участников программы и описать замысел проектируемого пространства.

На основе данных, полученных в результате рефлексии и диагностических процедур, разрабатываются индивидуальные профессиональные карты, в которых отмечаются «проблемные точки», «точки роста» и «точки взаимодействия». В процессе обсуждения и разработки карты может быть сформирован первичный образ будущей дидактической концепции учителя, который на последующих этапах будет корректироваться и уточняться.

Согласованные целей и ценностных ориентиров педагогов-участников программы и администрации как заказчика программы определяют структуру и содержание дальнейшей деятельности по проектированию дидактического пространства учителя.

Содержательный блок соотносится с этапом моделирования и выполняет две задачи: обеспечивает условия для теоретического обоснования модели дидактического пространства, прототипом которой является дидактическая система учителя, и обеспечивает индивидуальный темп и маршрут движения, в зависимости от опыта, стажа, интересов и потребностей педагогов.

Содержательный блок представлен инвариантными и вариативными видами контента, которые могут быть предложены для изучения в рамках программы. Освоение каждой единицы завершается рефлексией, по результатам которой будет продолжена или изменена образовательная траектория.

Инвариантная часть содержательного блока включает модули, являющиеся более общими по отношению к остальным: «Требования и вызовы времени», «Дидактика», «Педагогическая психология», «Педагогическое проектирование», «Образовательная политика».

Контент модуля «Требования и вызовы времени» детерминирован мировыми «Тенденциями в образовании», переходом от идеи «образование на всю жизнь» к идее «образование через всю жизнь», переходом от индустриального общества к обществу знаний.

Модуль «Дидактика» рассматривает вопросы, посвященные содержанию образования и организации процесса обучения в свете изменений, происходящих в современной российской и мировой системе образования, а также с учетом прогнозов на ближайшее будущее.

«Педагогическая психология» предполагает освоение раздела психологии, изучающего методы обучения и воспитания, повышающие эффективность обучения, решения образовательных задач.

Модуль «Педагогическое проектирование» раскрывает: сущность педагогического процесса, обучения как двуединого процесса преподавания-учения; сущность, основные характеристики и этапы проектирования, его значение в современной педагогике, в жизнедеятельности ОУ и деятельности каждого учителя. Содержательно «Педагогическое проектирование» связано с «Образовательной политикой», «Педагогическим управлением» и «Профессиональным развитием».

Модули внутри содержательного блока могут менять свое положение в образовательной траектории или контент в процессе освоения самой программы, демонстрируя его участникам подход к решению проблемы обучения в нестабильных условиях и меняющихся требованиях и запросах.

Деятельностный блок связан с этапами конструирования и программирования. Преобразующая деятельность учителя включает в себя последовательность действий, направленных на уточнение и детализацию модели. Конструирование абстрактной модели предполагает подробное описание каждого компонента дидактической системы учителя на основе выбранной дидактической концепции. Программирование создает упрощенную схему деятельности учителя по реализации дидактической системы - рабочую программу учителя.

Для реализации рабочей программы необходим детальный план действий, определяющий последовательность шагов, промежуточные результаты и способы из представления в референтной группе, прогнозирование трудностей и возможных проблем. С этой целью проводится программирование - деятельность, которая предполагает алгоритмизацию действий педагога на практике индивидуально или в составе профессиональных групп коллектива.

Данный этап завершается представлением коллегам матрицы дидактической системы, рабочей программы, графика проведения открытых учебных занятий в соответствии с дидактической концепцией. Полученные продукты и результаты становятся информационным массивом для организации рефлексивно-оценочной деятельности на следующем шаге.

Результативно-оценочный блок соотносится с последним этапом проектирования - этапом экспертизы и оценки, основными компонентами которого являются результативный и рефлексивно-оценочный модули.

«Результативный модуль» включает в себя описание внешних и внутренних результатов на трех уровнях: базовом, среднем и высоком.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

27

Внутренние результаты выражаются в изменениях в профессиональных установках, в дидактической деятельности учителя, в изменении дидактической концепции учителя. Внутренние результаты на этапе освоения программы могут быть выражены готовностью педагогов внести изменения в дидактическую систему, в дидактическую деятельность, что в свою очередь может быть отражено в рабочей программе, карте профессионального развития.

Рефлексивная деятельность педагога на последнем этапе корпоративного обучения - «рефлексивно-оценочный модуль» - направлена на: осмысление своей деятельности и деятельности других; осознание неразрешенных проблем и оставшихся трудностей; осмысление значимости коллег для своего профессионального развития.

Формой оценивания внешних результатов является экспертное заключение, включающее рекомендации по доработке, по дальнейшему развитию или рекомендации к распространению в профессиональной среде.

Таким образом, реализация предлагаемой нами модели позволит организовать процесс проектирования дидактического пространства учителя, а также решить задачи системного повышения квалификации педагогических работников школы с учетом индивидуальных профессиональных потребностей и интересов, определить вектор дальнейшего развития образовательного учреждения, создать инновационную обстановку в школе, запустить механизм перевода педагогического коллектива в режим непрерывного профессионального развития.

Библиографический список

1. Гречко П. К. Ризома как метапаттерн истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

society.polbu.ru/grechko_models/ch29_all.html (дата обращения 10.06.2018).

2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование / под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

3. Лодатко Е.А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 1 (16). - С. 126-128.

4. Селихова Т.Ю. Возможности корпоративного обучения в проектировании дидактического пространства // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 2. - С. 22-26.

5. Селихова Т.Ю. О соотношении «дидактического пространства» и «образовательного пространства» // Педагогический журнал. - 2017. -Т. 7. - № 4А. - С. 304-314.

References

1. Grechko P.K. Rizoma kak metapattern istorii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// society.polbu.ru/grechko_models/ch29_all.html (data obrashcheniya 10.06.2018).

2. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie / pod red. I.A. Kolesnikovoj. - M.: Akademiya, 2005. - 288 s.

3. Lodatko E.A. Tipologiya pedagogicheskih modelej // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. - 2014. - № 1 (16). - S. 126-128.

4. Selihova T.YU. Vozmozhnosti korporativnogo obucheniya v proektirovanii didakticheskogo prostranstva // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. - 2018. - № 2. - S. 22-26.

5. Selihova T.YU. O sootnoshenii «didakticheskogo prostranstva» i «obrazovatel'nogo prostranstva» // Pedagogicheskij zhurnal. - 2017. - T. 7. - № 4A. -S. 304-314.

Вестник КГУ 2018

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.