Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА КАК ФАКТОРА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА'

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА КАК ФАКТОРА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / КОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веребчан Н. Н.

В статье исследуется проблема перфекционизма с позиции зарубежных и отечественных авторов. На основе теоретического анализа и моделирования разработана структурно-функциональная модель развития перфекционизма в юношеском возрасте, которая включает в себя виды перфекционизма, психологические критерии и факторы развития. Опираясь на структурно-функциональную модель, обоснован выбор методик исследования, направленных на изучение таких компонентов как направленность перфекционизма, личностная зрелость и саморазвитие студентов, потребность в достижениях, смысло-жизненные и каузальные ориентации, акцентуации характера, депрессия, враждебность, тревожность и копинг-стратегии. Материалы и методы. Работы зарубежных и отечественных психологов, посвященные изучению перфекционизма и факторов его возникновения. Объектом исследования является конструктивный перфекционизм студента как фактор успешного развития личности. В качестве методов исследования использовались анализ, сравнение и моделирование. Результаты исследования. Перфекционизм как обостренное стремление к совершенству в настоящее время рассматривается исследователями в двух видах: здоровом (конструктивном) и патологическом (деструктивном). Психологическими критериями, влияющими на проявление конструктивного перфекционизма будут: усиление (возрастание) личностной зрелости, саморазвития и т.п. Деструктивный вариант развития личности, обозначающий усиление акцентуаций характера, проявление невротических состояний, негативно влияет на саморазвитие личности. Обсуждение и выводы. Проведенные исследования позволили разработать структурно-функциональную модель формирования конструктивного перфекционизма студента, учитывая личностные характеристики юношеского возраста. Модель включила факторы и условия возникновения перфекционизма, как входные параметры, а также виды перфекционизма, негативные и позитивные критерии проявления перфекционизма как выходные параметры механизма преобразования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL ET AD MUNUS EXEMPLAR ET APPLICANDO CANALICULUS STUDIO MOLIOR PERFECTIONISM UT FACTOR PROSPERE DEVELOPMENT OF STUDIOSUM PERSONALITATEM

The article examines the problem of perfectionism from the perspective of foreign and domestic authors. Based on theoretical analysis and modeling, a structural and functional model of the development of perfectionism in adolescence has been developed, which includes types of perfectionism, psychological criteria and development factors. Based on the structural and functional model, the choice of research methods aimed at studying such components as the orientation of perfectionism, personal maturity and self-development of students, the need for achievements, meaning-life and causal orientations, character accentuations, depression, hostility, anxiety and coping strategies is justified. Materials and methods. The works of foreign and domestic psychologists devoted to the study of perfectionism and the factors of its occurrence. The object of the study is the student's constructive perfectionism as a factor of successful personality development. Analysis, comparison and modeling were used as research methods. Results. Perfectionism as an acute striving for perfection is currently considered by researchers in two types: healthy (constructive) and pathological (destructive). Psychological criteria affecting the manifestation of constructive perfectionism will be: strengthening (increasing) of personal maturity, self-development, etc. A destructive variant of personality development, denoting an increase in character accentuations, the manifestation of neurotic states, negatively affects the self-development of the individual. Discussion and conclusions. The conducted research made it possible to develop a structural and functional model for the formation of constructive perfectionism of a student, taking into account the personal characteristics of adolescence. The model included factors and conditions of the emergence of perfectionism as input parameters, as well as types of perfectionism, negative and positive criteria for the manifestation of perfectionism as output parameters of the mechanism of personality transformation.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА КАК ФАКТОРА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА»

Статья / Article

УДК / UDC 159.923.2 - 057.875 DOI 10.35231/18186653_2021_4_53

Структурно-функциональная модель и методический аппарат исследования конструктивного перфекционизма как фактора успешного развития личности студента

Н. Н. Веребчан

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

В статье исследуется проблема перфекционизма с позиции зарубежных и отечественных авторов. На основе теоретического анализа и моделирования разработана структурно-функциональная модель развития перфекционизма в юношеском возрасте, которая включает в себя виды перфекционизма, психологические критерии и факторы развития. Опираясь на структурно-функциональную модель, обоснован выбор методик исследования, направленных на изучение таких компонентов как направленность перфекционизма, личностная зрелость и саморазвитие студентов, потребность в достижениях, смысло-жизненные и каузальные ориентации, акцентуации характера, депрессия, враждебность, тревожность и копинг-стратегии.

Материалы и методы. Работы зарубежных и отечественных психологов, посвященные изучению перфекционизма и факторов его возникновения. Объектом исследования является конструктивный перфекционизм студента как фактор успешного развития личности. В качестве методов исследования использовались анализ, сравнение и моделирование.

Результаты исследования. Перфекционизм как обостренное стремление к совершенству в настоящее время рассматривается исследователями в двух видах: здоровом (конструктивном) и патологическом (деструктивном). Психологическими критериями, влияющими на проявление конструктивного перфекционизма будут: усиление (возрастание) личностной зрелости, саморазвития и т.п. Деструктивный вариант развития личности, обозначающий усиление акцентуаций характера, проявление невротических состояний, негативно влияет на саморазвитие личности.

Обсуждение и выводы. Проведенные исследования позволили разработать структурно-функциональную модель формирования конструктивного перфекцио-низма студента, учитывая личностные характеристики юношеского возраста. Модель включила факторы и условия возникновения перфекционизма, как входные параметры, а также виды перфекционизма, негативные и позитивные критерии проявления перфекционизма как выходные параметры механизма преобразования личности.

Ключевые слова: перфекционизм, конструктивный перфекционизм, личность, юношеский возраст, студенты, структурно-функциональная модель, методический аппарат.

© Веребчан Н. Н., 2021

Для цитирования: Веребчан Н. Н. Структурно-функциональная модель и методический аппарат исследования конструктивного перфекционизма как фактора успешного развития личности студента // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2021. - № 4. - С. 53-69. DOI 10.35231/18186653_2021_4_53

Structural et ad munus exemplar et applicando canaliculus studio molior perfectionism ut factor prospere development of studiosum personalitatem

Nina N. Verebchan

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

The article examines the problem of perfectionism from the perspective of foreign and domestic authors. Based on theoretical analysis and modeling, a structural and functional model of the development of perfectionism in adolescence has been developed, which includes types of perfectionism, psychological criteria and development factors. Based on the structural and functional model, the choice of research methods aimed at studying such components as the orientation of perfectionism, personal maturity and self-development of students, the need for achievements, meaning-life and causal orientations, character accentuations, depression, hostility, anxiety and coping strategies is justified.

Materials and methods. The works of foreign and domestic psychologists devoted to the study of perfectionism and the factors of its occurrence. The object of the study is the student's constructive perfectionism as a factor of successful personality development. Analysis, comparison and modeling were used as research methods.

Results. Perfectionism as an acute striving for perfection is currently considered by researchers in two types: healthy (constructive) and pathological (destructive). Psychological criteria affecting the manifestation of constructive perfectionism will be: strengthening (increasing) of personal maturity, self-development, etc. A destructive variant of personality development, denoting an increase in character accentuations, the manifestation of neurotic states, negatively affects the self-development of the individual.

Discussion and conclusions. The conducted research made it possible to develop a structural and functional model for the formation of constructive perfectionism of a student, taking into account the personal characteristics of adolescence. The model included factors and conditions of the emergence of perfectionism as input parameters, as well as types of perfectionism, negative and positive criteria for the manifestation of perfectionism as output parameters of the mechanism of personality transformation.

Key words: perfectionism, aedificant perfectionism, personalitatem, adolescentia, alumni, fabrica et ad munus exemplar, applicando adminiculum.

For citation: Verebchan, N. N. (2021) Strukturno-funkcional'naya model' i metodicheskij apparat issledovaniya konstruktivnogo perfekcionizma kak faktora uspesh-nogo razvitiya lichnosti studenta [Structural et ad munus exemplar et applicando canaliculus studio molior perfectionism ut factor prospere development of studiosum personalitatem]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 53-69. DOI 10.35231/18186653_2021_4_53 (In Russian).

Введение

В современных условиях, характеризующихся социальными и общественными изменениями, проблема перфекционизма является очень актуальной, так как именно с этой личностной характеристикой связана эффективность деятельности. Особый интерес представляют исследования перфекционизма в юношеском возрасте, когда молодым людям свойственна постановка завышенных целей наряду с личностной незрелостью.

Стремление к совершенству, которое начинает проявляться с раннего детского возраста, поощряется в одинаковой степени как в конкретных социальных и культурных условиях, так и через индивидуальную деятельность. Изучая проблему академического совершенства, попытаемся рассмотреть перфекционизм через призму успешности развития личности студента. Практическая востребованность нашего исследования заключается в возможности использования результатов для составления и реализации модели, направленной на формирование конструктивного перфекционизма.

Перфекционизм представляет собой относительно устойчивую личностную черту, которая связана с поведенческими проявлениями. И к настоящему моменту проведено множество исследований перфекцио-низма, касающихся разных аспектов его изучения. Но проблема остается, по-прежнему, актуальной и острой, и неоспорим тот факт, что она требует дальнейшего осмысления.

Цель: Разработать структурно-функциональную модель формирования конструктивного перфекционизма студента, на основе которой определить методический аппарат исследования, включающий в себя методики на изучение направленности перфекционизма, личностной зрелости и саморазвития студентов.

Материалы и методы

Материалом послужили работы зарубежных и отечественных психологов, посвященные изучению перфекционизма и факторов его возникновения (P. Hewitt и G. Flett, R. Frost, D. Burns, К. Хорни, Э. Фромм, А. Адлер, И.И. Грачева, Г.В. Иванченко, В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов, С.В. Воли-кова, Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова и др.). А также были представлены концепции развития личности (А. Эллис, Д. Бернс, А. Адлер, К. Роджерс, К. Хорни, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, К.Г. Юнг, Э.Шпрангер, и др.) и особенности юношеского возраста (б. Г. Ананьев, Э. Шпрангер, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.), взаимосвязь перфекционизма с личностными характеристиками студентов (Б.Г. Ананьев, Э. Шпрангер, З.Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский и др.). В качестве методов исследования использовались анализ, сравнение и моделирование [19].

Объектом исследования является конструктивный перфекционизм студента как фактор успешного развития личности.

Слово «перфекционизм» пришло в европейские языки из латинского «perfectus», что означает «абсолютное совершенство» и определяет высокую требовательность человека к себе и окружающим людям [23]. В психологии перфекционизм отождествляется со стремлением субъекта к совершенству, стремлением доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам [11, с. 75]. В науке не существует единого взгляда на эту проблему, но в трудах многих философских школ и направлений встречаются близкие по смыслу понятия.

К теме совершенства обращались многие философы и ученые: Платон, Аристотель, Г. Лейбниц, И. Кант, Г.Ф.Гегель, Ф.В.Ницше, З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Карл Маркс и Фридрих Энгельс, В. И. Ленин, Р.О. Фрост, Дж.Л. Флетт, П.Л. Хьюитт, Т.Ю. Юдеева, Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, и другие. Но всегда в центре учения перфекционизма стоит личность и потенциал ее морального развития.

По А.Н. Леонтьеву, личность - это особое качество, «которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается» [20].

В настоящее время не существует единой теории к изучению личности.

Первым представил психику человека З. Фрейд в своем психодинамическом подходе к изучению поведения человека, выделяя в личности три структурных компонента: Ид, Эго и Суперэго, и подчеркивая значение бессознательных психических процессов как основного предмета исследования психоанализа [29].

А. Адлер и К.Г. Юнг пересмотрели теорию З. Фрейда, выдвинув собственные. А. Адлер считал, что стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в её установках и поведении, а степень выраженности социального интереса является показателем здоровья психики. К.Г. Юнг, также как и З. Фрейд, посвятил себя изучению неосознаваемых влечений на поведение и опыт человека, но он утверждал, что содержание бессознательного - это не только подавленные сексуальные влечения. Аналитическая теория К.Г. Юнга рассматривает в личности три структуры - эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Также К.Г. Юнг ввел понятия экстраверсии и интроверсии. Э. Эриксон, для которого наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности, представил в теории личности «восемь возрастных периодов человека». А. Маслоу, как представитель гуманистической психологии, которая признала личность своим главным предметом изучения, в своей концепции

включает физиологические и несколько групп базовых потребностей - потребность в самоактуализации, саморазвитии [18]. К. Роджерс в рамках гуманистической психологии утверждает, что ценности - это устанавливающие образования личности, а общие ценностные устремления человека - это совершенствование самого человека.

По В.В. Белову, в 30-е годы XX в. появилось ещё нескольких теорий личности: динамической теории личности К. Левина, теории черт Г. Олл-порта и экспериментальной, мотивационной теории Г. Мюррея [5]. Попытка построения единой персонологии была предпринята С. Мадди. Идея целостности личности была реализована на основе структурной концепции, где С. Мадди в структуре личности выделяет ядро и периферию, а дальше - разрабатывает формальные и содержательные требования к построению единой теории личности [5]. Д.А. Леонтьев, как и многие другие зарубежные и отечественные исследователи, отмечает, что С. Мадди удалость прийти к пониманию личности как целостного образования [15]. Но решение проблемы требует разработки нового подхода, обладающего интегративной силой [5]. На современном этапе научного познания личности В.А. Петровский и Е.Б. Старовойтенко рассматривают данную интеграцию не как науку о личности, а как «наука личности» и предлагают её называть «общая персонология». Предназначение: исследовать личность и помочь каждому человеку стать личностью, что требует открытия нового подхода [5].

Наука о личности А.Г. Асмолова предлагает системный историко-эво-люционный подход к пониманию личности [4], и первоначально акцент сделан на естественно-научных закономерностях эволюции систем. В.В. Белов отмечает, что системно-эволюционный подход позволил обосновать трехкомпонентную модель структуры личности и сформулировать ряд закономерностей развития личности [5]. Историческая составляющая подхода А.Г. Асмолова не носит системный характер и опирается на глубинный теоретико-методологический фундамент в виде, прежде всего, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [9] и подробно описан А.Г. Асмоловым применительно к личности и ее развитию [3]. На современном этапе развития общей теории личности в отечественной литературе не найдено достаточного основания, чтобы связать между собой системно-эволюционный и культурно-исторический подходы [5], но исследования продолжаются. Многочисленные теоретические концепции служат основанием для поиска и разработки новых описаний к пониманию личности.

Чтобы определить место перфекционизма в структуре личности, проанализируем предпосылки его возникновения и формирования. Личность

перфекциониста постоянно стремится к совершенству. Достижение совершенства в какой-либо конкретной области редко обходится без затрат в других аспектах жизни. Жизнь в стремлении к совершенству требовательна, может быть суровой по отношению к себе, другим и, конечно, она не для всех [33].

Проблема влияния перфекционизма на психическое развитие личности широко рассматривается в различных научных трудах, начиная еще с ХХ в. Сначала перфекционизм ассоциировался с психопатологией и изучался на клинической выборке. Многие ученые и сейчас рассматривают перфекционизм только как негативное явление, так как совершенного не существует, оно недостижимо по своей природе. Поэтому, все старания перфекциониста обречены на провал, а сам перфекционист - на разочарование и депрессию [26; 27].

По К. Хорни, «перфекционизм» (стремление к совершенству) - это причина стойких невротических состояний, он мешает человеку принимать себя и окружающих людей такими, какие они есть, заставляя стремиться к недостижимому и пренебрегая имеющимся [24]. Э. Фромм в своих исследованиях выделяет разные типы социальных характеров, порождаемых современной культурой конкуренции и индивидуализма1. А. Адлер рассматривает перфекционизм как невротические попытки компенсировать дефект (реальный или воображаемый), который создается комплексом неполноценности [1]. А Д. Бернс добавил когнитивный параметр, при котором возможны только два варианта выполнения деятельности - либо всё, либо ничего [7]. П. Хьюитт и Г. Флетт выделили три вида перфекционизма: Я-адресованный перфекционизм, перфекционизм, направленный на других и перфекционизм, направленный на общество, а также сформулировали свое представление о двух типах перфекцио-низма - «адаптивный» и «дезадаптивный». Р. Фрост выделяет «шесть сторон перфекционизма»: повышенную озабоченность возможными ошибками, высокие личные стандарты, боязнь действий, потребность в организации, высокий уровень ожиданий и критики родителей [29].

D. Наташек первым предположил, что существуют две формы перфекционизма - нормальный (здоровый) и невротический [31]. Э. Наташек говорил, что при нормальном перфекционизме человек получает удовлетворение от процесса достижения высоких стандартов, а при невротическом - человек страдает от нереалистичных целей, которые он сам же себе и ставит.

1 Фромм Э. Типологические модели социальных характеров // Психология психоанализ характера. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1998.

Аналогичные взгляды можно наблюдать у современных авторов -В.А. Ясной и С.Н. Ениколопова, которые считают, что нормальный пер-фекционист - это тот, кто устанавливает для себя жесткие стандарты, но при этом отличается гибкостью и может приспосабливаться к существующей ситуации, в отличие от невротического перфекциониста, который устанавливает для себя завышенные стандарты, и не оставляет себе возможности допускать ошибки [21, с. 101-110].

Феномен перфекционизма продолжает приобретать широкое распространение в обществе и, проявляясь в патологической форме, может иметь ряд специфических особенностей. Перегрузки психики вследствие роста информационного потока и ускоряющегося темпа жизни, способствуют появлению нервно-психических расстройств и граничащих с ними состояний, называющихся акцентуациями. Акцентуации характера - это заостренные черты характера или крайние варианты нормы [17]. К. Леон-гард определял акцентуации как «отклонение от нормы» [14]. Однако, описанная реальность - это всего лишь одна сторона медали данного феномена, существование которого указывает на большую роль факторов в возникновении потребностей к совершенствованию.

Большинство авторов отмечают, что перфекционистская ориентация формируется уже в младшем школьном возрасте, и даже раньше [10; 13].

Выделяются следующие факторы формирования: макросоциальные -влияние рекламы и кинематографа (А.Б. Холмогорова, М.В. Ларских) и микросоциальные - влияние родительской семьи и социальных групп (J. Ashby, R. Frost, H. Hamachek, K. Preusser, А.Б. Холмогорова и др.).

Таким образом, на природу перфекционизма влияет все общество в целом, посредством родительского воспитания, обучения, ближайшего окружения, а также телевидения, средств массовой информации, интернета.

Одним из главных факторов развития перфекционизма является авторитарный стиль воспитания, характеризующийся высокими требованиями и жестким дисциплинарным режимом (Burns, Hamachek, Hollender, Pacht и др.) [8; 11]. С поступлением в школу успешность трансформируются в виде отметок. Далее, образуется еще одна группа риска - студенты вузов с высокими образовательными стандартами -академическим перфекционизмом.

По Б.Г. Ананьеву, студенческий возраст является самостоятельной возрастной категорией и особой стадией возрастного развития человека [2]. В этот период происходит переход личности от юности к взрослости, появляются новые возможности, возрастает чувство ответственности, изменяется отношение к себе и окружающим. Э. Шпрангер определял юношеский возраст как стадию духовного развития, которое в свою очередь

связано с комплексом психофизиологических процессов, характеризующиеся усвоением норм и ценностей общества и реальным переходом к взрослой жизни [32]. Зигмунд Фрейд обозначал этот период как всплеск инстинктов вследствие полового созревания, который приводит к эмоциональной неуравновешенности, когда молодой человек начинает процесс отделения от семьи, прежде чем занять свое место в мире взрослых людей [12].

По Э. Эриксону, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, исход которых определяет возможность последующего расцвета личности [25]. Лев Выготский первым подчеркнул важность социального контекста, а также значение исторического развития знания и понимания, являющихся совокупным достоянием всего общества. Всё это может стать движущей силой развития личности или наоборот - причиной трудностей и проблем молодого человека.

Таким образом, юность - это период внутренних и внешних конфликтов, с начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет), в ходе которых у человека появляется чувство индивидуальности. Человек, испытывающий кризис юности (17-22 года) только учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения [16].

Многим молодым людям в этом возрасте важнее соответствовать ожиданиям окружающих, - «казаться, а не быть» - есть главный признак перфекционизма. Особенно это касается студенческой молодежи, так как в процессе обучения часто возникают ситуации публичного оценивания знаний. Вследствие чего студенты вынуждены устанавливать завышенные требования к себе, чтобы казаться более умными и компетентными [22, с. 350]. Достижение оптимальной успеваемости требует от студентов не только качественного обучения и необходимых умственных способностей, а также - личной инициативы, усердия и умения руководить собой [33]. Гарднер писал об эффективной саморегуляции, которая может существенно отличаться у разных людей, - как одном из подходов, являющимся важным наставлением для всех студентов [30]. Убеждения в эффективности использования процессов саморегуляции являются предикторами академических целей студентов и последующего успеха [33].

Студенты должны самостоятельно контролировать не только свое функционирование, но и условия, которые его окружают, и эффекты, которые оно производит (Zimmerman Sc Paulsen, 1995) [33].

Достижение академического совершенства зависит от высокого уровня мотивации и бесчисленных часов практики использования таких классических процессов саморегуляции, как самоконтроль, целенаправленное внимание и опора на систематическую обратную связь [33], что и определяет зрелость личности.

Для понимания функциональной структуры совершенства единственно правильным направлением будет являться разработка теоретической модели. Психологические основы исследования данной проблемы были заложены еще в начале XX в. представителями психодинамического направления в психологии - А. Адлером и К. Хорни. Несмотря на различия в своих теоретических построениях, они первыми предложили функционально-структурное описание личности. В модели представлены характеристики поведения, предпринята попытка раскрыть психологическое содержание личности [6].

При построении теоретической модели будем опираться на трехуровневую функциональную структуру субъекта деятельности. Построение теоретической модели осуществлялось с учетом общенаучного требования к построению структурно-функциональной модели, которая включает характеристику «входа», «выхода» и механизма преобразования входных параметров в выходные [4].

Результаты и их обсуждение

Таким образом, в соответствии с принятым нами пониманием модели, она должна включать следующие компоненты: факторы и условия возникновения перфекционизма, виды перфекционизма, негативные и позитивные критерии проявления перфекционизма (рис. 1).

Рис 1. Структурно-функциональная модель развития первекционизма

в период юности

Перфекционизм, являясь обостренным стремлением к совершенству, в настоящее время рассматривается исследователями в двух видах: здоровом (конструктивном) и патологическом (деструктивном).

ВХОД

ЛИЧНОСТЬ

ФАКТОРЫ в период юности

критерии

В центре учения перфекционизма всегда стоит личность и потенциал ее психического развития. Личность перфекциониста постоянно стремится к совершенству. Установлены факторы, оказывающие влияние на возникновение перфекционизма: критика и ожидания со стороны родителей, школьная и университетская среда и ее требования, социокультурные условия. Процесс профессионализации, как один из важнейших факторов развития личности в период юности, является важнейшим жизненным этапом и завершает окончательное становление личности [2]. Центральным новообразованием периода является становление самоопределения, поэтому, данный период считается самым сензитивным для развития перфекционизма.

Определение конструктивного перфекционизма как черты личности будет проявляться в формах его саморазвития, таких как: самосовершенствование, самоактуализация, самоутверждение и самореализация. Соответственно, психологическими критериями, влияющими на проявление конструктивного перфекционизма будут: усиление (возрастание) личностной зрелости, саморазвития, потребность в достижениях, личностные ориентации, стремления, компетенции, эмоциональная насыщенность и результативность жизни, удовлетворенность самореализацией; а критериями деструктивных проявлений перфекционизма - усиление акцентуаций характера и невротические проявления на фоне тревожности или депрессии, проявление агрессии, копинг-поведение в стрессовых ситуациях.

Как оценочная концепция, совершенство определяется с точки зрения ценных навыков и результатов, которые считаются необходимыми для успешного функционирования в рамках определенной области деятельности [33]. В связи с этим актуальным является изучение особенностей развития данного явления, предупреждение формирования его негативных форм у студентов вуза и ориентация студенческой молодежи на развитие здорового перфекционизма.

Поэтому, перфекционизм будет рассматриваться как условие для конструктивного развития личности, а проявления его конструктивности будут анализироваться через призму развития личности (успешное саморазвитие, т. е. формирование личностной зрелости, и негативное саморазвитие, не дающее успеха).

Технологически концепция будет включать реализацию эмпирического исследования формирования конструктивного перфекционизма студента через методы и методики экспериментального исследования, оценку и динамику формирования отдельных компонентов перфекцио-низма.

Опираясь на структурно-функциональную модель, определим методический аппарат исследования, включающий в себя методики, направленные на изучение таких компонентов как направленность перфекционизма, личностная зрелость и саморазвитие студентов, потребность в достижениях, смысло-жизненные и каузальные ориентации, акцентуации характера, депрессия, враждебность, тревожность и копинг-стратегии.

При выборе методик мы исходим из критериев описательной модели. Сначала мы изучим определим методики, направленные на выявление перфекционизма и его видов.

Таблица 1

Методический аппарат для оценки перфекционизма и его видов

Методика Авторы Направленность

Диагностику склонности к перфекционизму П.А. Шусер, модификации Н.П. Фетискина Выявление наличия перфекционизма у студентов

Дифференциальный тест перфекционизма А.А. Золотарева Выявление конструктивного или деструктивного типа перфекцио-низма

Диагностику перфекционизма П. Л. Хьюитт, Г. Л. Флетт Определение направленности перфекционизма: на себя, на других, на общество

Следующим этапом диагностики будет определение методик, направленных на конструктивный вариант развития личности, так как конструктивность проявляется в личностной зрелости и саморазвитии. Поэтому, конструктивный перфекционизм мы будем рассматривать через призму успешности развития личности, и необходимо проверить ее потребность в достижениях. Также, может меняться источник смысла жизни в различные периоды и при различных психических состояниях, что нам также нужно проверить.

Таблица 2

Методики для оценки конструктивности перфекционизма

Методика Авторы Направленность

Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеев Выявление личностной зрелости и саморазвития студентов

Тест смысло-жизнен-ных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьев Эмоциональная насыщенность и результативность жизни, удовлетворенность самореализацией

Методика «Определение потребности в достижениях» На базе теста Ю. Орлова Выявление потребности в достижениях

Опросник каузальных ориентаций Расширенная адаптированная версия Д.А. Леонтьева, О.Е. Дергачевой Личностные ориентации, стремления и компетенции

Перфекционизм может включать и деструктивный вариант развития личности, обозначающий усиление акцентуаций характера, проявление невротических состояний, что негативно влияет на саморазвитие личности. Поэтому, для изучения данного варианта развития личности будем использовать следующую группу методик:

Таблица 3

Методики для оценки деструктивности перфекционизма

Методика Авторы Направленность

Модифицированный А.Е. Личко Диагностируются гипертимный,

опросник для идентифи- циклоидный, лабильный, астено-

кации типов акцентуаций невротич., сенситивный, тревожно-

характера педант., интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы

Шкала личностной Спилбергер- Определение тревоги как склонно-

тревожности Ханин сти личности к возникновению тревоги (в зависимости от личностных качеств)

Шкала депрессии На базе теста Выявление дифференциальной ди-

Т.Балашовой агностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение состояния А. Басс, А. Дарки Определение проявления агрессии

агрессии и враждебности

Методика Адаптированный Определение доминирующих ко-

«Копинг-поведение в вариант Т.А. пинг-стрессовых поведенческих

стрессовых ситуациях» Крюковой стратегий

Заключение

Таким образом, проведенное нами исследование позволило разработать структурно-функциональную модель формирования конструктивного перфекционизма студента, на основе которой мы определили методический аппарат исследования, включающий в себя разноплановые методики.

«Перфекционизм» (чрезмерное стремление к совершенству) как личностная характеристика, рассматривалась в научных трудах с ХХ в. сначала как паталогическая форма развития. Но интерес к изучению данной области увеличивался, в том числе и среди отечественных психологов, и было предложено различать две формы перфекционизма - нормальный (здоровый, конструктивный) и невротический (деструктивный). Конструктивный перфекционизм помогает реализовывать личностный потенциал, дисциплинирует, развивает трудолюбие, требовательность, желание совершенствовать свое мастерство, имеет адекватную оценку своей деятельности. Деструктивный перфекционизм отличается зацикленностью, навязчивостью, непереносимостью критики, неумением достигать целей.

Опираясь на исследования ряда авторов, а также на проведённое нами теоретическое изучение особенностей развития перфекционизма в юношеском возрасте, мы пришли к выводу, что, юноши и девушки студенческого возраста, находясь в периоде внутренних и внешних конфликтов, более подвержены перфекционистским ориентациям, которые начинают формироваться уже в раннем детстве, постепенно развиваясь и преобразуясь в качества личности.

Проведенные исследования позволили нам разработать структурно-функциональную модель формирования конструктивного перфекцио-низма студента, учитывая личностные характеристики юношеского возраста. Модель включила факторы и условия возникновения перфекционизма, как входные параметры, а также виды перфекцио-низма, негативные и позитивные критерии проявления перфекционизма как выходные параметры механизма преобразования личности.

Опираясь на структурно-функциональную модель, определили методический аппарат исследования, включающий в себя методики, направленные на изучение направленности перфекционизма, личностной зрелости и саморазвития студентов, потребности в достижениях, смысло-жизненных и каузальных ориентаций, акцентуаций характера, депрессии, враждебности, тревожности и копинг-стратегий.

Полученные результаты позволяют нам рассматривать перфекционизм как условие для конструктивного развития личности, а проявления его конструктивности будут анализироваться через призму развития личности, ее самосознания и отношений с другими людьми.

Список литературы

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Акад. Проект, 2007. - 232 с.

2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. Вып. 2. - 280 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития личности. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл: Академия, 2007. - 528 с.

4. Белов В.В. Акмеологические основы оценки организационной одаренности у студентов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2016. - № 4-1. - С. 168-182.

5. Белов В.В. Проблема развития личности в акмеологии лидерства // XXI Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2017 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - С. 292-295.

6. Белов В.В. Функционально-структурная модель личности деструктивного бездарного руководителя в акмеологии организационного лидерства // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2018. - № 4. - С. 11-28.

7. Бернс Д. Терапия настроения. Клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 580 с.

8. Воликова С.В. Современные исследования детского перфекционизма // Социальная и клиническая психиатрия. - 2012. - Т. 22. - № 2. - С. 94-99.

9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. - Т. 3. - М.: Педагогика,1982. - 504 с.

10. Жебрун Я.О. Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму // Вестник Бурятского университета. - 2010. - № 5. -С. 36-38.

11. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Мастера психологии. 2011. - 224 с.

12. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / пер. с англ. К. С. Тка-ченко. - М.: Фаир-пресс, 2003. - 448с.: ил.

13. Купченко В.Е., Сабирова Л.С. Особенности жизненной стратегии у лиц с разным уровнем перфекционизма // Омский научный вестник. - 2013. - № 2(116). -С. 159-163.

14. Леонгард К. [K. Leonhard] Акцентуированные личности / пер. с нем.: - Киев: Высшая школа, 1981. - 392 с. Леонтьев Д.А. Введение: личностный потенциал как объект изучения // Личностный потенциал: структура и диагностика. - М.: Смысл, 2011. - 675 с.

15. Леонтьев Д.А. Введение: личностный потенциал как объект изучения // Личностный потенциал: структура и диагностика. - М.: Смысл, 2011. - 675 с.

16. Ливехуд Б. Фазы развития ребенка. - Духовное познание, 2002. - 192 с.

17. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - СПб.: Речь, 2009. - 256 с.

18. Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. - Самара, ИД Бахрах - М, 2008. - 160 с.

19. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М.: Либ-роком, 2010. - 280 с.

20. Олпорт Г. Становление личности: Избр. тр. / под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - С. 331.

21. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Апробация шкал измерения перфекционизма на российской выборке // Психологическая диагностика. - 2009. - №1. - С. 101-120.

22. Рядинская Е.Н. Влияние перфекционизма на уровень адаптации студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2014. - №45(5). - С. 350.

23. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: ЗАО Эксмо-Пресс, 1999. - 592 с.

24. Хорни К. Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию / под ред. проф. М.М.Решетникова; пер. с англ. Е.И. Замфир. - СПб.: Питер, 2019. - 520 с.

25. Эриксон Э. Г. Восемь возрастов человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2005. - 524 с.

26. Bieling P.J., Alden L.E. The Consequences of perfectionism for patients with social phobia // Br J Clin Psychol. - 1997. - Vol. 36. - P. 387-395.

27. Burns D. The perfectionist's script for self defeat. Psychology today. - 1980. P. 34-51.

28. Freud S. A general introduction to psychjanalysis. New York: Doubleday. - 19151917/1943

29. Frost R. O. Cognitive Approaches to Obsessions and Compulsions: Theory, Assessment, and Treatment. Department of Psychology, Smith College, Northampton, MA, USA: Elsevier. - 2010.

30. Gardner H. The disciplined mind: What all students should understand. New York: Simon 8c Schuster. - 1999.

31. Hamachek D. E. Psychodynamics of Normal and Neurotic Perfectionism. Psychology (Savannah, Ga.). - 1978. 15. - Vol. 7. - No. 10. - P. 27-33.

32. Spranger E. Psychologie des Jugendalters. Leipzig: Quelle & Meyer. - 1924.

33. The Pursuit of Excellence Through Education / еdited by Michel Ferrari. The educational psychology series. - 2002.

References

1. Adler, A. (2007) Praktika i teoriya individual'noj psihologii [Practice and theory of individual psychology]. Moskva: Akademicheskij Proekt. (In Russian).

2. Anan'ev, B.G. (1974) K psihofiziologii studencheskogo vozrasta [To psychophysiol-ogy of student age]. Sovremennye psihologicheskie problemy vysshej shkoly - Modern psychological problems of higher education. Leningrad: Vypusk 2. (In Russian).

3. Asmolov, A.G. (2007) Psihologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya lichnosti [Personality Psychology: Cultural and Historical Understanding of Personality Development]. 3-e izd., ispr. i dop. Moskva: Smysl: Akademiya. (In Russian).

4. Belov, V.V. (2016) Akmeologicheskie osnovy ocenki organizacionnoj odarennosti u studentov [Acmeological basis of evaluation of organizational giftedness in students]. Vest-nik LGU im. A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No № 4-1. pp. 168182. (In Russian).

5. Belov, V.V. (2017) Problema razvitiya lichnosti v akmeologii liderstva [The Problem of Personality Development in the Acmeology of Leadership]. XXI Carskosel'skie chteniya: materialy mezhdunar. nauch. konf., 25-26 apr. 2017 g - XXI Tsarskoye Selo readings: materials of international scientific. conf., 25-26 Apr. 2017. Sankt-Petersburg: lGu im. A.S. Pushkina. pp. 292-295. (In Russian).

6. Belov, V.V. (2018) Funkcional'no-strukturnaya model' lichnosti destruktivnogo bezdarnogo rukovoditelya v akmeologii organizacionnogo liderstva [Functional-structural model of personality of destructive mediocre leader in acmeology of organizational leadership]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 11-28. (In Russian).

7. Berns, D. (2019) Terapiya nastroeniya. Klinicheski dokazannyj sposob pobedit' de-pressiyu bez tabletok [Mood therapy. Clinically proven way to defeat depression without pills]. Moskva: Al'pina Pablisher. (In Russian).

8. Volikova, S.V. (2012) Sovremennye issledovaniya detskogo perfekcionizma [Modern Research on Child Perfectionism]. Social'naya i klinicheskaya psihiatriya - Social and clinical psychiatry. Vol. 22. No № 2. pp. 94-99. (In Russian).

9. Vygotskij, L. S. (1982) Sobranie sochinenij: V 6-ti t. T. 2. Problemy obshchej psi-hologii [Collected works: In 6 tons T. 2. Problems of general psychology] / Pod red. V. V. Da-vydova. Vol. 3. Moskva: Pedagogika. (In Russian).

10. Zhebrun, YA.O. (2010) Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii studen-tov, sklonnyh k perfekcionizmu [Features of socio-psychological adaptation of students prone to perfectionism]. Vestnik Buryatskogo universiteta - Vestnik Buryatskogo universi-teta. No 5. pp. 36-38. (In Russian).

11. Il'in, E.P. (2011) Rabota i lichnost'. Trudogolizm, perfekcionizm, len' [Work and personality. Workaholism, perfectionism, laziness]. Sankt-Peterburg: Mastera psihologii. (In Russian).

12. Korduell, M. (2003) Psihologiya. A - YA: Slovar'-spravochnik [Psychology. A - Z: Dictionary-reference] / Per. s angl. K. S. Tkachenko. Moskva: Fair-press. (In Russian).

13. Kupchenko, V.E., Sabirova, L.S. (2013) Osobennosti zhiznennoj strategii u lic s raznym urovnem perfekcionizma [Features of life strategy in persons with different levels of perfectionism]. Omskij nauchnyj vestnik - Omsk Scientific Bulletin. No 2(116). pp. 159-163. (In Russian).

14. Leongard, K. (1981) Akcentuirovannye lichnosti [Accentuated personalities] / per. s nem.: Kiev: Vysshaya shkola. (In Russian).

15. Leont'ev, D.A. (2011) Vvedenie: lichnostnyj potencial kak ob"ekt izucheniya [Introduction: Personal Potential as an Object of Study]. Lichnostnyj potencial: struktura i diag-nostika - Personal Potential: Structure and Diagnostics. Moskva: Smysl. (In Russian).

16. Livekhud, B. (2002) Fazy razvitiya rebenka [Phases of child development]. Duhov-noe poznanie - Spiritual knowledge. (In Russian).

17. Lichko, A.E. (2009) Psihopatiii akcentuacii haraktera upodrostkov [Psychopathies and character accentuations in adolescents] / Pod red. YU.B. Gippenrejter, V.YA. Romanova. Sankt-Petersburg: Rech'. (In Russian).

18. Motkov, O.I. (2008) Lichnost'ipsihika. Sushchnost', struktura i razvitie [Personality and psyche. Essence, Structure and Development]. Samara, ID Bahrah. Moskva. (In Russian).

19. Novikov, A.M., Novikov, D.A. (2010) Metodologiya nauchnogo issledovaniya [Scientific research methodology]. Moskva: Librokom. (In Russian).

20. Olport, G. (2002) Stanovlenie lichnosti: Izbr. tr. [Personality formation: Election. tr.] / Pod obshch. red. D. A. Leont'eva. Moskva: Smysl. (In Russian).

21. Yasnaya V.A., Enikolopov S.N. (2009) Aprobaciya shkal izmereniya perfekcionizma na rossijskoj vyborke [Testing of the measurement scales of perfectionism on the Russian sample]. Psihologicheskaya diagnostika - Psychological diagnostics. No 1. pp. 101120. (In Russian).

22. Ryadinskaya, E.N. (2014) Vliyanie perfekcionizma na uroven' adaptacii studentov [The Impact of Perfectionism on the Level of Student Adaptation]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education. No 45(5). (In Russian).

23. Holl, K.S., Lindsej, G. (1999) Teorii lichnosti [Theories of personality]. Moskva: ZAO Eksmo-Press. (In Russian).

24. Horni, K. (2019) Nevroz i lichnostnyj rost: bor'ba za samorealizaciyu [Neurosis and personal growth: the struggle for self-realization] / pod red. Prof. M.M. Reshetnikova; per. s angl. E.I. Zamfir. Sankt-Petersburg: Piter. (In Russian).

25. Erikson, E. G. (2005) Vosem' vozrastov cheloveka [Eight Human Ages]. Psi-hologiya razvitiya - Psychology of Development / pod red. A. K. Bolotovoj, O. N. Molchano-voj. Moskva: CHeRo. (In Russian).

26. Bieling, P., Alden, L. (1997) The Consequences of perfectionism for patients with social phobia / Br J Clin Psychol. No 36. pp. 387-395.

27. Burns, D. (1980) The perfectionist's script for self defeat. Psychology today. pp. 34-51.

28. Freud, S. (1915-1917/1943). A general introduction to psychjanalysis. New York: Doubleday.

29. Frost, R. O. (2010) Cognitive Approaches to Obsessions and Compulsions: Theory, Assessment, and Treatment. Department of Psychology, Smith College, Northampton, MA, USA: Elsevier.

30. Gardner, H. (1999) The disciplined mind: What all students should understand. New York: Simon 8c Schuster.

31. Hamachek, D. E. (1978) Psychodynamics of Normal and Neurotic Perfectionism. Psychology (Savannah, Ga.) 15. Vol. 7. N.10. pp. 27-33.

32. Spranger, E. (1924) Psychologie des Jugendalters. Leipzig: Quelle & Meyer.

33. The Pursuit of Excellence Through Education / adited by Michel Ferrari. (2002). The educational psychology series. New Jersey. London: Makhva.

Об авторе

Веребчан Нина Николаевна, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 00000002-9761-6770, e-mail: nina2101@mail.ru

About the author

Nina N. Verebchan, graduate student, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-9761-6770, e-mail: nina2101@mail.ru

Поступила в редакцию: 08.11.2021 Принята к публикации: 19.11.2021 Опубликована: 27.12.2021

Received: 08 November 2021 Accepted: 19 November 2021 Published: 27 December 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.