Научная статья на тему 'ПЕРФЕКЦИОНИЗМ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ'

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
823
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Людмила Евгеньевна

Рассмотрение субъективного благополучия личности как переживания человеком обобщенной оценки своей жизни и её качественных характеристик является проблемой первостепенной важности в научной психологической литературе. Субъективное благополучие как многомерный конструкт опосредован целым рядом факторов и связан со многими личностный особенностями. Важным является выяснение вопроса о влиянии на субъективное благополучие такой личностной переменной как перфекционизм. К рассмотрению феномена перфекционизма обращено внимание многих психологов, но работ, направленных на выявление возможностей влияния стремления к совершенству на удовлетворенность жизнью современных молодых людей практически нет. Данное исследование направлено на определение характера взаимосвязей различных компонентов перфекционизма с составляющими субъективного благополучия и ценностными ориентациями личности. В качестве респондентов выступили студенты различных факультетов очной и заочной форм обучения Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (n = 118), 49% юношей и 51% девушек в возрасте от 18 до 25 лет. У подавляющего большинства обучающихся фиксируется наличие психологического благополучия разного уровня, причем только десятая часть респондентов относит его к низкому. Выявлены корреляционные связи между субъективным благополучием личности и различными видами перфекционизма, установлено, что его составляющие по-разному соотносятся с параметрами субъективного благополучия личности. При перфекционизме ориентированном на себя отмечаются положительные связи с некоторыми параметрами субъективного благополучия, а два других вида перфекционизма оказывают негативное влияние на удовлетворенность жизнью в целом и субъективное благополучие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасова Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTIONISM IN THE CONTEXT OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF THE INDIVIDUAL

The consideration of the subjective well-being of the individual as a person's experience of a generalized assessment of his life and its qualitative characteristics is a problem of primary importance in the scientific psychological literature. Subjective well-being as a multidimensional construct is mediated by a number of factors and is associated with many personal characteristics. It is important to clarify the question of the impact on the subjective well-being of such a personal variable as perfectionism. Many psychologists have paid attention to the phenomenon of perfectionism, but there are practically no works aimed at identifying the possibilities of the influence of the desire for perfection on the life satisfaction of modern young people. This study is aimed at determining the nature of the relationship between the various components of perfectionism and the components of subjective well-being and value orientations of the individual. The respondents were students of various faculties of full-time and part-time education of the Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky (n = 118), 49% of boys and 51% of girls aged 18 to 25 years. The vast majority of students have recorded the presence of psychological well-being of different levels, and only a tenth of respondents attribute it to a low level. Correlations between the subjective well-being of the individual and various types of perfectionism are revealed, and it is established that its components relate differently to the parameters of the subjective well-being of the individual. In self-centered perfectionism, there are positive associations with some parameters of subjective well-being, and the other two types of perfectionism have a negative impact on life satisfaction in general and the subjective well-being of the individual.

Текст научной работы на тему «ПЕРФЕКЦИОНИЗМ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ»

зультатах будет сказываться, прежде всего, их физическая подготовка, мастерство и упорство.

ВЫВОДЫ

Полученные нами результаты подтвердили положительное влияние занятий спортом на устойчивость человека к стрессовым факторам и психическое благополучие. Это подтверждает важность и необходимость пропаганды физической культуры среди населения, потому что каждый из нас постоянно находится под влиянием множества стресс-факторов, в условиях, действия которых нужно сохранять высокую работоспособность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лещева, А.В. Спорт как средство борьбы с тревожностью и стрессом студентов / А.В. Лещева, О.С. Давыдова // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта : Межвузовский сборник научно-методических работ / Под редакцией В.П. Сущенко. -Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2020. - С. 118-123.

2. Пеняева, С.М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность / С.М. Пеня-ева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 2-1. - С. 12-16.

3. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина ; Казан. гос. технол. ун-т. - Казань : КНИТУ, 2012. - 212 с.

4. Федосова, А.А. Эффективность спорта в борьбе с тревожностью и другими психологическими особенностями студентов технических специальностей / А.А. Федосова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 2-3(53). - С. 182-184.

REFERENCES

1. Leshcheva, A.V. and Davydova O.S. (2020), "Sports as a tool to combat student anxiety and stress", Actual problems of professional and applied physical culture and sports: Interuniversity collection of scientific and methodological works, St. Petersburg, pp. 118-123.

2. Penyaeva, S.M. (2019), "The impact of physical activity on mental activity", Scientific review. Pedagogical sciences, No. 2-1, pp. 12-16.

3. Kupriyanov, R.V. and Kuzmina, Yu.M. (ed.) (2012), Psychodiagnostics of stress: workshop, KNITU, Kazan.

4. Fedosova, A.A. (2021), "Efficiency of sport in combating anxiety and other psychological features of students of technical specialties", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 2-3(53), pp. 182-184.

Контактная информация: ss.snowflake@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.04.2021

УДК 159.99

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

ЛИЧНОСТИ

Людмила Евгеньевна Тарасова, кандидат педагогических наук, доцент Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Аннотация

Рассмотрение субъективного благополучия личности как переживания человеком обобщенной оценки своей жизни и её качественных характеристик является проблемой первостепенной важности в научной психологической литературе. Субъективное благополучие как многомерный конструкт опосредован целым рядом факторов и связан со многими личностный особенностями. Важным является выяснение вопроса о влиянии на субъективное благополучие такой личностной переменной как перфекционизм. К рассмотрению феномена перфекционизма обращено внимание многих психологов, но работ, направленных на выявление возможностей влияния стремления к совершенству на удовлетворенность жизнью современных молодых людей практически нет. Данное

исследование направлено на определение характера взаимосвязей различных компонентов перфек-ционизма с составляющими субъективного благополучия и ценностными ориентациями личности. В качестве респондентов выступили студенты различных факультетов очной и заочной форм обучения Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (n = 118), 49% юношей и 51% девушек в возрасте от 18 до 25 лет. У подавляющего большинства обучающихся фиксируется наличие психологического благополучия разного уровня, причем только десятая часть респондентов относит его к низкому. Выявлены корреляционные связи между субъективным благополучием личности и различными видами перфекционизма, установлено, что его составляющие по-разному соотносятся с параметрами субъективного благополучия личности. При перфекционизме ориентированном на себя отмечаются положительные связи с некоторыми параметрами субъективного благополучия, а два других вида перфекционизма оказывают негативное влияние на удовлетворенность жизнью в целом и субъективное благополучие личности.

Ключевые слова: субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, перфекционизм, студенческая молодежь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p520-525

PERFECTIONISM IN THE CONTEXT OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF THE

INDIVIDUAL

Lyudmila Evgenievna Tarasova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State University

Abstract

The consideration of the subjective well-being of the individual as a person's experience of a generalized assessment of his life and its qualitative characteristics is a problem of primary importance in the scientific psychological literature. Subjective well-being as a multidimensional construct is mediated by a number of factors and is associated with many personal characteristics. It is important to clarify the question of the impact on the subjective well-being of such a personal variable as perfectionism. Many psychologists have paid attention to the phenomenon of perfectionism, but there are practically no works aimed at identifying the possibilities of the influence of the desire for perfection on the life satisfaction of modern young people. This study is aimed at determining the nature of the relationship between the various components of perfectionism and the components of subjective well-being and value orientations of the individual. The respondents were students of various faculties of full-time and part-time education of the Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky (n = 118), 49% of boys and 51% of girls aged 18 to 25 years. The vast majority of students have recorded the presence of psychological well-being of different levels, and only a tenth of respondents attribute it to a low level. Correlations between the subjective well-being of the individual and various types of perfectionism are revealed, and it is established that its components relate differently to the parameters of the subjective well-being of the individual. In self-centered perfectionism, there are positive associations with some parameters of subjective well-being, and the other two types of perfectionism have a negative impact on life satisfaction in general and the subjective well-being of the individual.

Keywords: subjective well-being, life satisfaction, perfectionism, student youth.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение различных видов социальной активности и их взаимосвязи с различными социально-психологическими характеристиками находится в центре внимания современных психологических исследований [5]. К базовым социально-психологическим характеристикам человека наряду с субъективным благополучием личности, детерминантами которого выступают экономическое и политическое состояние общества, культурные характеристики среды социализации, относятся ценностно-смысловые ориентации человека, особенности его мотивационной сферы, возможность и готовность выстраивать жизненный сценарий в соответствии с поставленными целями. Индикатором удовлетворенности качеством жизни является отражение того, насколько полно возможности личности могут способствовать удовлетворению её потребностей и реализации желаний, что позволит определить степень соответствия реального уровня жизни челове-

ка его субъективным ожиданиям.

Одной из личностных переменных, оказывающих существенное влияние на социальную активность в целом, а также на состояние субъективной удовлетворенности жизнью, является такой неоднозначный феномен как перфекционизм. Важно отметить, что в настоящее время ни одно из определений перфекционизма не является общепринятым.

Анализ литературных источников по проблеме свидетельствует, что перфекцио-низм справедливо рассматривается как один из ресурсов предсказания субъективного благополучия личности, подчеркивается, что приверженность к перфекционизму оказывает существенное влияние на уровень удовлетворенности жизнью, либо благоприятствуя его повышению, либо напротив, содействуя снижению его уровня.

Взаимосвязь перфекционизма с самоотношением, тревожностью, прокрастинаци-ей, самооценкой и многими другими личностными особенностями неоднократно становилась объектом психологических исследований, но его корреляция с показателями субъективного благополучия, остается малоизученной проблемой.

Е.Ф. Новгородовой [2] предпринято первое в России исследование по выявлению взаимосвязи когнитивного компонента субъективного благополучия с феноменом пер-фекционизма у учащейся молодежи.

Р.М. Шамионов рассматривает субъективное благополучие как комплексное образование с многокомпонентной структурой [4]; Т.Д. Шевеленкова рассматривает феномен удовлетворенности жизнью с позиций как действительных, так и эвентуальных возможностей [6].

Психологическая природа феномена перфекционизма, его содержание, строение и разновидности достаточно широко представлены в научной литературе.

В отличие от первоначального рассмотрения перфекционизма как «абсолютного совершенства» и тяги к безупречности, в настоящее время распространенным является определение перфекционизма как черты личности, которая проявляется в тенденции человека ставить перед собой заведомо высокие цели, убежденности в необходимости все делать идеально, в стремлении постоянно совершенствовать результаты своего труда в разных сферах.

В типологическом подходе Д. Хамачек [8] определяет перфекционизм как сложный феномен, сопряженный с нормальным адаптивным функционированием индивида и/или с дезадаптацией и выделяет два его типа - позитивный (нормальный, здоровый) и негативный (невротический). Отечественные исследователи данного феномена [1], [7] выделяют различные критерии их дифференциации. Нормальные перфекционисты ставят перед собой реальные цели, определяют высокие стандарты деятельности, отличаются работоспособностью, гибкостью, легко приспосабливаются к изменяющейся ситуации, адаптивны, адекватно оценивают собственные ресурсы и возможные ограничения, отличаются высокой мотивацией достижений, ощущением независимости собственного Я от результатов деятельности, неуспех в деятельности вызывает разочарования и побуждает к проявлению новых усилий. При невротическом перфекционизме побудительной силой выступает страх перед неуспехом. Установив для себя завышенные стандарты, в ходе деятельности невротические перфекционисты целиком фиксируются на мыслях о возможной ошибке, на своих недостатках, их отличает полная зависимость ценности Я от результатов деятельности, отсутствие пластичности, боязнь и неумение приспособиться к изменяющимся обстоятельствам, т.е. дезадаптация, неуспех приводит к острой самокритике и самоуничижению. Очевидно, что понятие «перфекционизм» совмещает в себе преувеличенные стандарты выполнения деятельности и ориентацию на критическую оценку происходящего, а психологические проблемы, связанные с этим феноменом, зависят не от завышенных стандартов, а, скорее, от особенностей чрезмерно критического оценивания личностью своего поведения и деятельности. Канадские ученые П. Хьюитт и Г. Флетт [3], определяя перфекционизм как стремление быть безупречным, совершенным

во всем, выделили три его составляющие:

1. Self-oriented perfectionism - перфекционизм, ориентированный на себя, который предполагает чрезмерно завышенные требования к собственной личности и деятельности, заоблачные стандарты поведения, постоянную усиленную самокритику, самооценивание. Человек тяжело переживает малейшие неудачи в работе, но способен перестроить свою деятельность и прилагает усилия для получения положительной обратной связи.

2. Socially oriented perfectionism - перфекционизм, ориентированный на других, отличается предъявлением достаточно высоких требований к людям из близкого окружения, их постоянное оценивание, исходящее из предположения, что все должны быть совершенны во всем.

3. Socially pre-scripted perfectionism - социально предписанный перфекционизм представляет собой убеждение в том, что окружающие хотят от него слишком многого, предъявляя субъекту практически невыполнимые требования, которым необходимо следовать.

При высоком уровне социально предписанного перфекционизма человек воспринимает обращенные к нему требования как неоправданно завышенные и нереалистичные, как принуждение его к достижению совершенства.

ВЫБОРКА, МЕТОДИКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предметом предпринятого исследования выступает установление связей перфек-ционизма с составляющими субъективного благополучия личности.

В качестве респондентов выступили студенты различных факультетов очной и заочной форм обучения СГУ имени Н.Г. Чернышевского (n = 118), 49% юношей и 51% девушек в возрасте от 18 до 25 лет.

В ходе эмпирического исследования использованы методики:

• Для определения уровня психологического благополучия у респондентов -«Шкала психологического благополучия» К. Рифф.

• Для измерения уровня перфекционизма и определения характера соотношения его составляющих у испытуемого - «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта (адаптированная И.И. Грачевой) Для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность - «Ценностный опросник» С. Шварца.

• Для изучения взаимосвязи между измеряемыми показателями использовались коэффициенты корреляции Пирсона и Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования по методике «Шкала психологического благополучия К. Рифф» выявили наличие у 90% респондентов психологического благополучия разного уровня, причем только 10% респондентов относит его к низкому.

Установлено, что Я-адресованный перфекционизм доминирует у студенческой молодежи и на значимом уровне существенно превышает другие его виды - ориентированный на Других (t=7,342, р<0,001) и социально предписанный (t=5,604, р<0,001).

Обнаружено наличие корреляционных связей между выявленными составляющими перфекционизма и показателями субъективного благополучия личности. При ориентированном на себя перфекционизме отмечены положительные связи с такими составляющими субъективного благополучия как личностный рост (r=0,219, р<0,01) и ощущением полноты сил (r=0,239, р<0,01) что является убедительным свидетельством того, что носители субъектно-ориентированного перфекционизма, определяя для себя высокие жизненные цели, являются приверженцами позитивного мышления. В ходе деятельности испытывают положительные эмоции, способствующие её оптимизации, прилив сил, помогающих справляться с решением стоящих перед ними задач, преодолевать трудности, ясно видят перспективы собственного развития. Между параметрами уровня

психологического благополучия и объектно-ориентированным перфекционизмом выявлена отрицательная взаимосвязь (r=-0,469, р<0,01), что может выступать одним из условий психологического неблагополучия личности.

У носителей социально предписанного перфекционизма отмечаются многочисленные связи с различными компонентами субъективного благополучия личности. Исследование показало, что «принуждение» к достижению безупречности и безукоризненности во всем отчасти способствует коррозии субъективного благополучия личности, но при этом оказывает и положительное влияние, способствуя формированию жизненных целей, связанных с возможностью самостоятельно формулировать их, достижением социального признания, справедливости.

Социально предписанный перфекционизм обнаруживает отрицательную связь с различными компонентами субъективного благополучия, в частности, такими как общий уровень удовлетворенностью жизнью (r=-0,235, р<0,01), общий уровень счастья (r=-0,234, р<0,01). Фиксируется отчетливая связь с некоторыми составляющими негативного аффекта - тревожностью, беспокойством, подавленностью и др.

Студенты, являющиеся носителями всех видов перфекционизма, ориентированы на разные ценности. Так, респонденты с Я-адресованным перфекционизмом, чаще выбирают ценности, имеющие социальный характер: духовная жизнь, уважение традиций, мир во всем мире.

У респондентов с ориентацией перфекционизма на других отмечаются иные ценности, такие как, вес в обществе, богатство, власть, авторитет, что убедительно показывает их стремление обладать материальными ценностями, диктовать другим свою волю, подчинять себе.

Обладатели социально предписанного перфекционизма демонстрируют связи с ценностями общественное признание, взаимность отношений с людьми смысл жизни.

При достаточно высоком уровне данного вида перфекционизма отмечается наличие у респондентов таких инструментальных ценностей как, ответственный, полезный, честный, работающий на благо других, независимый.

ВЫВОДЫ

Такой личностный конструкт, как перфекционизм, в той или иной мере присущий почти каждому человеку, представляет собой психологический ресурс, стимулирующий личность к развитию и самосовершенствованию, позволяющий адекватно оценивать свои возможности.

Установлено, что между субъективным благополучием личности и перфекциониз-мом существуют корреляционные связи, но представлены они по-разному. При Я-ориентированном перфекционизме отмечаются положительные связи с параметром «личностный рост», что свидетельствует о том, что человек фиксирует положительные изменения, происходящие в нем со временем, ощущает себя открытым новому опыту, непрерывно растущим, самореализовывающимся, принимает себя таким, какой он есть. Установлено, что два других вида перфекционизма оказывают на субъективное благополучие личности губительное влияние. Но на такой важнейший структурный компонент субъективного благополучия как жизненные цели весьма позитивно влияет социально -предписанный перфекционизм, формируя убеждения, выступающие источниками цели в жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаранян Н.Г. Перфекционизм, депрессия и тревога / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева // Консультативная психология и психотерапия. - 2001. -Т.9., № 4. - С. 18-48.

2. Новгородова Е.Ф. Роль перфекционизма в субъективном благополучии молодежи / Е.Ф. Новгородова // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8., № 44. - URL: psystudy.ru/index.php/num/2015v8n44/1216-novgorodova44.html (дата обращения: 04.04.2021).

3. Хьюитт П. Межличностное проявление перфекционизма: перфекционизм и психологический стресс / П. Хьюитт // Журнал личности и социальной психологии. - 2013. - Т. 84., № 6. - С. 1303-1325.

4. Шамионов Р.М. Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов // Психологический журнал. -2014. -Т.35., № 4. - С. 68-81.

5. Шаров А.А. Представление о социальной активности студентов вуза / А.А. Шаров -DOI: https://doi.org/ 10.18500/2304-9790-2018-7-4-364-367 // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмео-логия образования. Психология развития. - 2018. - Т. 7, вып. 4 (28). - С. 364-367. -

6. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-123.

7. Ясная В.А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 154-168.

8. Hamachek D. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism // Psychology. - 1978. -vol. 15. - P. 27-33.

REFERENCES

1. Garanyan, N.G. (2001), "Perfectionism, depression, and anxiety", Counseling Psychology and Psychotherapy, Vol. 9, pp. 18-48.

2. Novgorodova E.F. (2015), "The role of perfectionism in the subjective well-being of young people", Psychological Studies, Vol. 8, No. 44, available at: https://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n44/1216-novgorodova44.html (accessed 04.04.2021).

3. Hewitt P. (2003), "The interpersonal expression of perfectionism: perfectionistic self-presentation andpsychological distress", Personality and Social Psychology, Vol. 84, No. 6, pp. 13031325.

4. Shamionov R.M. (2014), "Ethno-cultural factors of person's subjective well-being", Psychological Journal, Vol. 35, No.4, pp. 68-81.

5. Sharov, A.A. (2018), "Higher School Students' Notion About Social Activity", Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aсmeology. Developmental Psychology, Vol. 7, No. 4 (28), рр. 364-367. doi.org/ 10.18500/2304-9790-2018-7-4-364-367

6. Shevelenkova T.D. (2005), "Psychological well-being of the individual (review of concepts and methods of research)", Psychological diagnostics, No. 4, pp. 95-123.

7. Yasnaya, V.A. (2007), "Perfectionism: the history of studying and the current state of the problem", Voprosypsikhologii , No.4, pp. 154-168.

8. Hamachek D. E. (1978), "Psychodynamics of Normal and Neurotic Perfectionism", Psychology (Savannah, Ga.), vol. 15, pp. 27-33.

Контактная информация: let01@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2021

УДК 159.9

МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Ольга Евгеньевна Шаповалова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми к подготовке педагогов-дефектологов, чья профессиональная деятельность связанна с сопровождением развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, цель данного исследования направлена на развитие у будущих магистров специального (дефектологического) образования профессионального самоопределения, которое включает осознание себя как представителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.