Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ'

МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ ДЕФЕКТОЛОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалова Ольга Евгеньевна

Актуальность исследования обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми к подготовке педагогов-дефектологов, чья профессиональная деятельность связанна с сопровождением развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, цель данного исследования направлена на развитие у будущих магистров специального (дефектологического) образования профессионального самоопределения, которое включает осознание себя как представителя профессии, адекватную оценку профессионально значимых качеств личности и готовность к выполнению профессиональной деятельности. А его конкретной задачей является изучение их отношения к избранной профессии, к профессионально значимым качествам личности и к собственной профессиональной пригодности. Ведущим методом исследования является эксперимент, позволяющий комплексно рассмотреть один из наименее разработанных аспектов подготовки дефектологов, мотивационно-личностную составляющую профессионального самоопределения. Материалы и результаты данного исследования могут успешно использоваться при организации профессиональной подготовки магистров по направлению Специальное (дефектологическое) образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаповалова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATE AND PERSONAL ASPECTS OF PROFESSIONAL SELFDETERMINATION OF FUTURE MASTERS OF SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION

The relevance of the study is due to the high requirements for the training of teachers-defectologists, whose professional activity is associated with the support of the development of children with disabilities. In this regard, the purpose of this study is aimed at developing professional selfdetermination in future masters of special (defectological) education, which includes self-awareness as a representative of the profession, an adequate assessment of professionally significant personality traits and readiness to perform professional activities. And his specific task is to study their attitude to their chosen profession, to professionally significant personality traits and to their own professional suitability. The leading research method is an experiment that allows to comprehensively considering one of the least developed aspects of training defectologists, the motivational and personal component of professional selfdetermination. The materials and results of this research can be successfully used in the organization of professional training of masters in the direction of Special (defectological) education.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ»

3. Хьюитт П. Межличностное проявление перфекционизма: перфекционизм и психологический стресс / П. Хьюитт // Журнал личности и социальной психологии. - 2013. - Т. 84., № 6. - С. 1303-1325.

4. Шамионов Р.М. Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов // Психологический журнал. -2014. -Т.35., № 4. - С. 68-81.

5. Шаров А.А. Представление о социальной активности студентов вуза / А.А. Шаров -DOI: https://doi.org/ 10.18500/2304-9790-2018-7-4-364-367 // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмео-логия образования. Психология развития. - 2018. - Т. 7, вып. 4 (28). - С. 364-367. -

6. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-123.

7. Ясная В.А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 154-168.

8. Hamachek D. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism // Psychology. - 1978. -vol. 15. - P. 27-33.

REFERENCES

1. Garanyan, N.G. (2001), "Perfectionism, depression, and anxiety", Counseling Psychology and Psychotherapy, Vol. 9, pp. 18-48.

2. Novgorodova E.F. (2015), "The role of perfectionism in the subjective well-being of young people", Psychological Studies, Vol. 8, No. 44, available at: https://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n44/1216-novgorodova44.html (accessed 04.04.2021).

3. Hewitt P. (2003), "The interpersonal expression of perfectionism: perfectionistic self-presentation andpsychological distress", Personality and Social Psychology, Vol. 84, No. 6, pp. 13031325.

4. Shamionov R.M. (2014), "Ethno-cultural factors of person's subjective well-being", Psychological Journal, Vol. 35, No.4, pp. 68-81.

5. Sharov, A.A. (2018), "Higher School Students' Notion About Social Activity", Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aсmeology. Developmental Psychology, Vol. 7, No. 4 (28), рр. 364-367. doi.org/ 10.18500/2304-9790-2018-7-4-364-367

6. Shevelenkova T.D. (2005), "Psychological well-being of the individual (review of concepts and methods of research)", Psychological diagnostics, No. 4, pp. 95-123.

7. Yasnaya, V.A. (2007), "Perfectionism: the history of studying and the current state of the problem", Voprosypsikhologii , No.4, pp. 154-168.

8. Hamachek D. E. (1978), "Psychodynamics of Normal and Neurotic Perfectionism", Psychology (Savannah, Ga.), vol. 15, pp. 27-33.

Контактная информация: let01@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2021

УДК 159.9

МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Ольга Евгеньевна Шаповалова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми к подготовке педагогов-дефектологов, чья профессиональная деятельность связанна с сопровождением развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, цель данного исследования направлена на развитие у будущих магистров специального (дефектологического) образования профессионального самоопределения, которое включает осознание себя как представителя

профессии, адекватную оценку профессионально значимых качеств личности и готовность к выполнению профессиональной деятельности. А его конкретной задачей является изучение их отношения к избранной профессии, к профессионально значимым качествам личности и к собственной профессиональной пригодности. Ведущим методом исследования является эксперимент, позволяющий комплексно рассмотреть один из наименее разработанных аспектов подготовки дефектоло-гов, мотивационно-личностную составляющую профессионального самоопределения. Материалы и результаты данного исследования могут успешно использоваться при организации профессиональной подготовки магистров по направлению Специальное (дефектологическое) образование.

Ключевые слова: педагоги дефектологи, профессиональное самоопределение, профессиональная подготовка, профессиональная пригодность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p525-534

MOTIVATE AND PERSONAL ASPECTS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE MASTERS OF SPECIAL (DEFECTOLOGICAL)

EDUCATION

Olga Evgenievna Shapovalova, the doctor of psychological sciences, professor, department chair, Sholom-Aleichem Priamursky state University, Birobidzhan

Abstract

The relevance of the study is due to the high requirements for the training of teachers-defectologists, whose professional activity is associated with the support of the development of children with disabilities. In this regard, the purpose of this study is aimed at developing professional self-determination in future masters of special (defectological) education, which includes self-awareness as a representative of the profession, an adequate assessment of professionally significant personality traits and readiness to perform professional activities. And his specific task is to study their attitude to their chosen profession, to professionally significant personality traits and to their own professional suitability. The leading research method is an experiment that allows to comprehensively considering one of the least developed aspects of training defectologists, the motivational and personal component of professional self-determination. The materials and results of this research can be successfully used in the organization of professional training of masters in the direction of Special (defectological) education.

Keywords: teachers, defectologists, professional self-determination, professional training, professional aptitude.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня каждый ребенок - самостоятельный субъект образовательной деятельности, что предъявляет новые, более высокие требования к профессиональной подготовке психолого-педагогических кадров для массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также подчеркивает актуальность проблемы, рассматриваемой в данном исследовании.

Профессионализм педагога, под которым понимается системная организация сознания, рассматривается в исследованиях В.Н. Введенского [1], А.К. Марковой [3], В.И. Слободчикова [5] и других специалистов. Авторы подчеркивают, что настоящий профессионал не злоупотребляет личным примером, поощряет инициативу и самостоятельность, гибко варьирует образовательные технологии и постоянно учитывает меняющиеся запросы общества к педагогической профессии.

Основу профессиональной деятельности магистра специального (дефектологического) образования составляет психолого-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то есть создание условий, оптимально способствующих развитию их личности. Детьми с ОВЗ называют тех, у кого имеются врожденные или приобретенные нарушения, затрудняющие социализацию и обусловливающие наличие особых образовательных потребностей. В процессе реализации этих потребностей необходимо уделять внимание не только дидактическим задачам, но и преодолению нарушений, искажающих взаимодействие таких детей с окружающей

действительностью, а также развитию сохранных качеств их психики. А это доступно только профессионалу высокой квалификации.

Подчеркивая важную роль педагога в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья, С.Д. Забрамная и Ю.А. Костенкова [2], И.А. Филатова [6] и И.М. Яковлева [8] серьезное внимание уделяют высоким требованиям к его подготовке. Авторы отмечают, что наряду с выполнением утвержденного образовательного стандарта у будущих дефектологов необходимо формировать и психологическую культуру, составляющую основу профессионального самоопределения. А неотъемлемыми составляющими психологической культуры дефектолога являются требовательность в сочетании с безусловным уважением к личности ребенка, умение давать советы в приемлемой форме, признание права ребенка на самовыражение [7].

Г. С. Родионова и О.Е. Шаповалова [4] в числе важнейших профессионально значимых качеств личности называют инициативу и новаторство. По мнению авторов, именно творческое начало лежит в основе профессионального самоопределения дефектолога. Он не будет настоящим мастером своего дела, если не сможет прогнозировать ближайшие и отдаленные по времени результаты психолого-педагогического воздействия, гибко варьировать образовательные технологии, мягко и ненавязчиво оказывать позитивное влияние на настоящее и будущее каждого ребенка.

В Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема серьезное внимание уделяется подготовке психолого-педагогических кадров для системы специального (дефектологического) и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Она занимает центральное место в учебной, методической и в научно-исследовательской деятельности кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии, а наработанный опыт своевременно доводится до сведения педагогической общественности [9], [10] и др.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данное исследование, направленное на выявление особенностей мотивационно-личностного компонента профессионального самоопределения будущих магистров специального (дефектологического) образования, было проведено в феврале - марте 2020 года. В нем приняли участие 18 девушек, совмещающих освоение программы магистратуры с самостоятельной профессиональной деятельностью.

После глубокого анализа квалификационной характеристики учителя дефектолога с ними была проведена беседа о психологической культуре особого педагога, о требованиях к его личности и о социальной значимости этой благородной, но трудной профессии. Затем испытуемым были предложены оригинальные методики «Значимые качества личности» и «Разработка модели». Задания выполнялись в письменном виде, в индивидуальной форме.

При выполнении методики «Значимые качества личности», мы просили девушек оценить по трехбалльной системе профессиональную значимость 10-ти качеств личности (любовь к детям, способность к сопереживанию, ответственность, общительность, тактичность, сдержанность, организованность, умение быстро принимать решения, интуиция, психологическая устойчивость):

• 2 балла - качество необходимо для выполнения профессиональных обязанностей дефектолога;

• 1 балл - оно не помешает, не будет лишним;

• 0 баллов - без этого качества дефектолог может обойтись.

По окончании работы проводилась индивидуальная беседа, в ходе которой мы уточняли полученные данные и выясняли мнение девушек о наличии у них профессионально значимых качеств личности.

Методика «Разработка модели» включала 2 задания. Мы предлагали девушкам разработать позитивную и негативную модель педагога дефектолога, используя для этого всего 6 слов (существительное, 2 глагола и 3 прилагательных).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как мы и ожидали, в ходе предварительной беседы выяснилось, что будущие магистры понимают и принимают основные положения квалификационной характеристики учителя дефектолога, имеют достаточно четкие представления о его профессиональной культуре. Они с уважением относятся к избранной профессии, осознают открываемые ею перспективы и возможности личностного роста.

Результаты методики «Значимые качества личности» показали, что девушки вполне адекватно оценивают предложенные качества в аспекте их профессиональной значимости. 160 ответов (88,9%) отразили самую высокую оценку будущими магистрами профессиональной значимости рассматриваемых качеств личности, которые действительно необходимы педагогу дефектологу. Лишь отдельные качества некоторые студенты обозначили как не самые важные для успешного дефектолога. Например, умение быстро принимать решения (правильное решение не всегда удается найти быстро, а быстрое решение не всегда правильно), интуиция (она менее надежна, чем объективные данные), или сдержанность (не должна затрагивать позитивных эмоций).

Наличие качеств, профессионально значимых для дефектолога, в структуре собственной личности наши испытуемые оценивали без ложной скромности. Как показала беседа, все они считают, что их выбор профессии дефектолога был осознанным и правильным, а вполне комфортно чувствовать себя в профессии им позволяет достаточно высокий уровень развития значимых качеств личности. Мы обратили внимание будущих магистров на то, что работа над этими качествами - перманентный процесс, а тенденция к саморазвитию и самосовершенствованию - залог успешной работы педагога дефектолога.

Разработанные будущими магистрами модели педагога дефектолога (позитивная и негативная) модели включали по 18 существительных, по 36 глаголов и по 54 прилагательных. Обозначая позитивную модель дефектолога (каким он должен быть) с помощью существительного, семь испытуемых (39%) использовали слово «профессионал», у шести из них (33%) дефектолог - это, прежде всего, педагог (почти все написали это слово с большой буквы). У пяти студентов (28%) успешный дефектолог должен быть другом. Негативная модель (каким ни в коем случае не должен быть дефектолог) отличалась более выраженным разнообразием. Существительные практически не повторялись. Вот лишь некоторые из них: чиновник, диктатор, пессимист, зануда. А также дрессировщик, эгоист, истеричка, мучитель, неуч и т.д.

Позитивная модель педагога дефектолога в форме глаголов в основном отразила направления и виды его профессиональной деятельности (обучает, сопровождает, социализирует, развивает, исправляет и др.). Хотя были и такие варианты, как понимает, любит, заботится, выравнивает и даже вдохновляет. Ответы, относящиеся к негативной модели, включали действия, которые негативно отражаются на физическом и психическом здоровье самого дефектолога (нервничает, устает, переживает и др.) или затрагивают психологический климат образовательного учреждения (кричит, грубит, конфликтует, унижает и др.).

Социально значимые качества личности, необходимые для успешной самореализации в педагогической профессии, сегодня привлекают особое внимание специалистов. Поэтому при создании позитивной и негативной модели педагога дефектолога мы предложили испытуемым использовать больше прилагательных, чем существительных и глаголов. Как выяснилось, позитивную модель студенты связывали с такими качествами как ответственный, внимательный и тактичный. Часто повторялись и слова доброжелатель-

ный, толерантный и компетентный. Такие качества как честный, милосердный, коммуникабельный, отзывчивый и др., повторялись редко, но их тоже студенты считают очень важными для успешного выполнения профессиональных обязанностей дефектолога. Негативная модель строилась на довольно неприятных качествах. Одни из них повторялись неоднократно (равнодушный, злой, жестокий, черствый, надменный и др.). Другие были названы лишь 1-2 раза (необузданный, корыстный, безынициативный, бессовестный и др.). Отметим, что таких качеств не должно быть не только у дефектолога, но и у любого социально ориентированного человека.

ВЫВОДЫ

Таким образом, исследование показало, что будущие магистры специального (дефектологического) образования с уважением относятся к избранной профессии, осознают как ее социальную значимость, так и личностный смысл. Их представления о требованиях к личности педагога дефектолога адекватны и они высоко оценивают свою эмоционально-личностную готовность к профессиональной деятельности, что свидетельствует о приемлемом уровне их профессионального самоопределения и хорошем качестве подготовки. Тем не менее, проблема развития мотивационно-личностного компонента профессионального самоопределения настоящих и будущих дефектологов заслуживает дальнейшего, более глубокого изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. - 2015. - № 10. - С. 51-55.

2. Забрамная С. Д. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова //Наука и школа. - 2013. - № 5. - С. 156-158.

3. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. - 2016. - № 6. - С. 55-59.

4. Родионова Г.С. Организация творческой деятельности студентов в образовательном процессе / Г.С. Родионова, О.Е. Шаповалова // Высшее образование в России. - 2015. - № 3. -С. 133-140.

5. Слободчиков В.И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема / В.И. Слободчиков // Инновации в образовании. - 2003. - №5. - С. 5-11.

6. Филатова И. А. Деонтологическая компетентность будущих педагогов-дефектологов / И.А. Филатова // Специальное образование. 2015. - № 2 (38). - С. 105-115.

7. Шаповалова О.Е. Психологическая культура будущих педагогов /О.Е. Шаповалова // Высшее образование в России. - 2012.- № 3. - С. 97-103.

8. Яковлева И.М. Современные тенденции подготовки педагогов к инклюзивному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья / И.М. Яковлева // Региональное образование: Современные тенденции. - 2019. - №3 (39). - С. 126-130.

9. Support of Disabled Children Psychological and Pedagogical Development / I.A. Emelyano-va, O.E. Shapovalova, N.V. Shklyar, E.A. Borisova, G.S. Rodionova, O.V. Karynbaeva, N.V. Koryakina, E.S. Dunaeva // Biology and Medicine (Aligarh). - 2015. - V. 7., Issue. 4. - URL: https://www.biolmedonline.com/Articles/Vol7_4_2015/BM-132-15_Support-of-disabled-childrens-psychological-and-pedagogical-development.pdf (дата обращения: 10.02.2020).

10. Formation of professional readiness in teachers for inclusive educations of children with health limitations / O.V. Karynbaeva, O.E. Shapovalova, N.V. Shklyar, E.A. Borisova, I.A. Emelyanova // Man in India. - 2017. - Vol. 97., No. 16. - P. 263-274.

REFERENCES

1. Vvedensky, V.N. (2015), "Modeling the professional competence of a teacher", Pedagogy, No. 10, pp. 51-55.

2. Zabramnaya, S.D. and Kostenkova Yu.A. (2013), "Organization and content of psychological and pedagogical support of children in educational institutions", Science and School, No. 5, pp. 156-158.

3. Markova, A.K. (2016), "Psychological criteria and stages of teacher professionalism", Pedagogy, No. 6, pp. 55-59.

4. Rodionova, G.S. and Shapovalova, O.E. (2015) "Organization of students' creative activity in the educational process", Higher education in Russia, No. 3, pp. 133-140.

5. Slobodchikov, V.I. (2003), "Professional development of a teacher as a scientific problem", Innovations in education, No. 5, pp. 5-11.

6. Filatova, I.A. (2015), "Deontological competence of future pedagogues-defectologists", Special Education, No. 2 (38), pp. 105-115.

7. Shapovalova, O.E. (2012), "Psychological culture of future teachers", Higher education in Russia, No. 3, pp. 97-103.

8. Yakovleva, I.M. (2019), "Modern trends in teacher training for inclusive education of children with disabilities", Regional education: Modern trends, No. 3 (39), pp. 126-130.

9. Emelyanova, I.A., Shapovalova, O.E., Shklyar, N.V., Borisova, E.A., Rodionova, G.S., Kar-ynbaeva, O.V., Koryakina, N.V. and Dunaeva E.S. (2015), "Support of Disabled Children Psychological and Pedagogical Development", Biology and Medicine (Aligarh), Vol. 7, Issue. 4, available at: https://www.biolmedonline.com/Articles/Vol7_4_2015/BM-132-15_Support-of-disabled-childrens-psychological-and-pedagogical-development.pdf (data accessed: 10.02.2020).

10. Karynbaeva, O.V., Shapovalova, O.E., Shklya, N.V, Borisova, E.A. and Emelyanova I.A. (2017), "Formation of professional readiness in teachers for inclusive educations of children with health limitations", Man in India, Vol. 97, No. 16, pp. 263-274

Контактная информация: olya.shapovalova.1962@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.04.2021

УДК 159.9

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЛИЧНОСТНОГО

РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ БУЛЛИНГА)

Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Владимировна Жукова, студентка, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Цель данной статьи состоит в теоретическом изучении роли учителя начальной школы в вопросе профилактики и распространения буллинга, как одного из видов личностного нарушения у детей. Проанализированы и приведены некоторые личностные особенности педагога, которые могут оказывать влияние на формирование буллинга у детей. Рассматривается влияние семьи на формирование у ребенка буллинговых реакций, приводятся некоторые типы семей, дети в которых более склонны к жестокому отношению к своим сверстникам. В выводах приводятся условия повышения эффективности взаимодействия педагога с родителями в вопросе профилактики бул-линга.

Ключевые слова: буллинг, личностное развитие, младшие школьники, профилактика бул-линга, агрессия, семья.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p530-534

ROLE OF THE TEACHER IN THE PREVENTION OF VIOLATIONS OF THE PERSONAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN (ON THE

EXAMPLE OF BULLYING)

Kseniya Igorevna Shishkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Vladimirovna Zhukova, the student, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University,

Chelyabinsk

Abstract

The purpose of this article is to theoretically study the role of primary school teachers in the prevention and spread of bullying as a type of personality disorder in children. Some personal characteristics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.