УДК 159.9
DOI: 10.28995/2073-6398-2020-2-151-165
Перфекционизм и перфекционистская самопрезентация в социальных сетях
Анастасия В. Коновалова15
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Идеальная жизнь с идеальными оценками, идеальными отношениями и идеальной внешностью - это счастливая жизнь? Стремление к совершенству, безусловно, может побуждать людей устанавливать высокие стандарты для себя, мотивировать их упорно трудиться для достижения целей. Самосовершенствование одним людям дарит удовольствие от занятия любимым делом, от полученных результатов, трудности их только закаляют и стимулируют работать еще усерднее. Другие же на пути к совершенству страдают от изнуряющей самокритики, откладывают и не завершают дела, заболевают депрессией, так и не добившись задуманного, подтверждают мнение о себе как о неудачнике. В многочисленных исследованиях выявлена роль перфекционизма в развитии депрессии, тревожных расстройств, нарушений пищевого поведения, а также как вклада в формирование суицидального риска. Настораживает рост перфекционизма среди молодых людей, в распоряжении которых есть мощный инструмент для самопрезентации в виде социальных сетей.
В данной статье мы представляем современные исследования молодежного перфекционизма и перфекционистской самопрезентации в социальных сетях.
Ключевые слова: перфекционизм, перфекционистская самопрезентация, социальные сети
Для цитирования: Коновалова А.В. Перфекционизм и перфекционистская самопрезентация в социальных сетях // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 2. С. 151-165. DOI: 10.28995/2073-6398-2020-2-151-165
15 © Коновалова А.В., 2020
ISSN 2073-6398 • Вестник РГГУ: Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 2
Perfectionism and perfectionistic self-presentation on social networks
Anastasia V. Konovalova
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Is the ideal life with ideal ratings, perfect relationships and ideal appearance really a happy life? The desire for perfection can certainly inspire people to set high standards for themselves, motivate them to work hard to achieve goals. Self-improvement gives to one people pleasure from doing their favorite thing, from the results obtained, difficulties only temper them and motivate them to work even harder. Others on the way to perfection suffer from debilitating self-criticism, delay and do not finish business, fall ill with depression, never achieving the intended, confirming the opinion of themselves as a loser. Numerous studies have identified the role of perfectionism in the development of depression, anxiety disorders, eating disorders, and contributions to the formation of suicidal risk. The rise of perfectionism among young people, who have a powerful tool for self-presentation in the form of social networks, is alarming. In this article we present researches of youth perfectionism and perfectionistic self-presentation in social networks.
Keywords: perfectonism, perfectationist self-presentation, social networks
For citation: Konovalova, A.V. (2020), 'Perfectionism and perfectionistic self-presentation on social networks", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no 2, pp. 151-165. DOI: 10.28995/2073-63982020-2-151-165
Введение
Обсуждение негативного влияния перфекционизма в научной литературе представлено множеством публикаций. В последнее время ученые пытаются сконцентрировать внимание на поиске факторов, формирующих и поддерживающих перфекционизм как устойчивую личностную черту, а также на выявлении положительных и негативных аспектов перфекционизма.
Современные модели перфекционизма представляют его как многомерный конструкт. Некоторые исследователи попытались определить перфекционизм именно так, для того чтобы разграничить позитивных и невротических перфекционистов. Р. Фрост и его коллеги [Frost et al. 1990], например, разработали шестифакторную модель, оценивающую требования, предъявляемые к самому себе,
а также воспринимаемые требования, которые другие предъявляют индивиду (например, высокие родительские ожидания). Ученые начали с предположения, что перфекционизм действительно связан с установлением чрезмерно высоких стандартов, но само по себе наличие жестких стандартов не является проблемой. Для того, чтобы сформировался невротический перфекционизм со всеми негативными последствиями, нужен набор дополнительных факторов. Эти факторы включали: личные стандарты (установление для себя высоких норм и чрезмерное значение, придаваемое этим нормам); озабоченность ошибками (негативная реакция на свои ошибки, интерпретации их как неудач и потери уважения со стороны других людей); переоценка родительских ожиданий (склонность полагать, что родители ставят перед индивидом очень высокие цели и чрезмерно критичны); сомнение в действиях (ощущение, что жизненные проекты не завершены должным образом); организованность (акцент на важности порядка и организации).
Другая группа исследователей предложила иную модель, которая разделяет перфекционизм по его направленности (ориентированный на себя или на других) и вносит социальный компонент [Hewitt, Flett 1991a, pp. 456-470]. В частности, они сосредоточились на трех составляющих перфекционизма: ориентированном на себя, ориентированном на других и социально предписанном перфекци-онизме. Перфекционизм, ориентированный на себя, предполагает формирование жестких стандартов по отношению к себе. Перфек-ционизм, ориентированный на других, - наличие нереалистичных стандартов для значимых других, чрезмерно строгую оценку качества их деятельности. Наконец, социально предписанный перфек-ционизм включает в себя осознанную потребность в достижении стандартов и ожиданий, приписываемых другим людям. Важно исследовать все три аспекта перфекционизма, поскольку каждый из них может быть по-разному связан с дезадаптацией [Hewitt, Flett 1991b, pp. 98-101]. Чувство никчемности и жесткая самокритика, вызванные несоответствием своим внутренним идеальным ожиданиям, а также требованиям, предъявляемым к другим людям, служат благоприятной почвой для формирования депрессивных состояний. Социально предписанный перфекционизм может приводить к суицидальности, формированию расстройств пищевого поведения.
Хамачек с группой исследователей [Hamachek 1978, pp. 27-33] также различают нормальный и невротический перфекционизм. Нормальные перфекционисты - это те, кто стремится к совершенству, при этом их стандарты реалистичны. Допуская ошибки и неточности на пути, они продолжают двигаться вперед. Невротические перфекционисты, которых также называют дезадаптивными
или негативными, при высоких стандартах деятельности чрезмерно критичны в оценке своего поведения и результатов. Для таких людей ошибка становится катастрофой, потому что все, что не идеально, - недостойно существования.
Предполагается также, что перфекционизм связан со стрессом. С одной стороны, перфекционисты чаще испытывают стресс в его различных формах, идентифицируя как стрессовый слишком широкий круг событий. С другой стороны, перфекционисты подвергаются большему количеству стрессовых событий из-за своего нереалистичного подхода к жизни. Кроме того, само перфекцио-нистское поведение может вызвать стресс из-за постоянной фокусировки на негативных аспектах работы и ее результатов [Hewitt, Flett 2002, pp. 255-284]. Также перфекционистское поведение может играть роль посредника, влияя на возникновение и предвосхищение стрессовых событий. Предвосхищающий стресс основан на идее, что, когда люди с нетерпением ожидают событий, которые они оценивают как стрессовые, они начинают испытывать стресс до того, как происходит само событие. Было показано, что перфекционисты особенно склонны к этому типу стресса, поскольку при выраженном беспокойстве в предвкушении стресса они нередко бездействуют, не делая ничего для его предотвращения.
Chang and Rand провели исследование на выборке из 256 студентов колледжа. Они изучали взаимосвязь между различными аспектами перфекционизма и психологическими предикторами депрессии и суицидального поведения. Результаты показали, что именно социально предписанный перфекционизм является предиктором безнадежности и роста суицидальных рисков [Chang, Rand 2000, pp. 129-137]. Хотя стресс может влиять на взаимосвязь между перфекционизмом и психологическими симптомами, он может также влиять и на взаимосвязь между стрессом и механизмами совладания, используемыми для преодоления стресса. Райс и Ван Арсдейл исследовали взаимосвязь между перфекционизмом, воспринимаемым стрессом, употреблением алкоголя как формой копинга и алкоголизмом как болезненным состоянием у студентов колледжа. Студенты были разделены на три группы: дезадаптив-ные перфекционисты, адаптивные перфекционисты, неперфек-ционисты. Исследователи предположили, что перфекционисты могут быть более склонны употреблять алкоголь, чтобы справиться со стрессом, или иметь проблемы, связанные с алкоголем. Де-задаптивные перфекционисты сообщали о более высоком уровне стресса, чаще прибегали к алкоголю как к способу решения проблем и чаще страдали от алкогольной зависимости. Неперфекци-онисты реже прибегали к алкоголю как способу решения проблем даже при высоком уровне стресса. Адаптивные перфекционисты
оказались как наименее зависимыми, так и реже других прибегали к алкоголю как к способу решения проблем [Rice, Van Arsdale 2010, pp. 439-450].
Большинство исследователей понимают под перфекционизмом устойчивую личностную особенность, которая отражается в поведении, эмоциональных переживаниях, способах интерпретации опыта, и предлагают определять перфекционистскую самопрезентацию в контексте межличностного общения, предполагая, что она непосредственно связана с целями и желаниями индивида, проявляющимися при общении с другими людьми [Hewitt et al. 2003, pp. 1303-1325]. То есть перфекционистская самопрезентация - это манера взаимодействия с другими людьми, целью которой является представление себя в выигрышном свете [Baumeister, Leary 1995, p. 497]. Кроме того, перфекционистская самопрезентация - это форма самопрезентации, когда желание представить себя в лучшем свете становится дезадаптивным.
Предполагается, что перфекционистская самопрезентация также связана с индивидуальными возможностями самоконтроля [Hewitt et al. 2003, pp. 1303-1325].
Высокий самоконтроль, целью которого является управление впечатлениями других людей, заставляет человека быть очень внимательным к ситуациям социального взаимодействия, постоянно менять собственное поведение и пытаться управлять реакциями других людей [Snyder 1974, p. 30, pp. 526-537]. Перфекционисты озабочены тем, как их воспринимают другие, они также демонстрируют высокий уровень самоконтроля, необходимого, чтобы произвести благоприятное впечатление.
Хьюитт и его коллеги (2003) утверждали, что перфекционист-ская самопрезентация - это дезадаптивная форма самопрезентации, имеющая три компонента, каждый из которых представляет собой отдельный элемент конструкции. Они включают в себя демонстрацию совершенства, поведенческое непроявление несовершенства, вербальное непроявление несовершенства. Первый выражается в провозглашении и демонстрации своего совершенства. Стремясь завоевать уважение и вызвать восхищение окружающих, перфек-ционисты предъявляют другим идеальную версию себя. Перфекци-онист демонстрирует себя умным, образованным, компетентным, щедрым, нравственным и абсолютно успешным во всех аспектах жизни. Поведенческое непроявление несовершенства - это попытка помешать другим видеть, что индивид ведет себя каким-либо «менее совершенным» образом. Люди, демонстрирующие высокий уровень этого вида перфекционистской самопрезентации, склонны избегать ситуаций, когда их поведение будет тщательно изучаться другими, а их недостатки, ошибки или неудачи могут стать обще-
известны. Вербальное непроявление несовершенства - избегание ситуации межличностного общения, где прямо или косвенно могут затрагиваться темы, выявляющие недостаточную компетентность перфекциониста, также он не допускает возникновения ситуации обсуждения его ошибок и неточностей.
Хотя перфекционизм как личностная особенность и перфекци-онистская самопрезентация являются различными феноменами, три разновидности перфекционизма (социально предписанный перфекционизм, самоориентированный перфекционизм и пер-фекционизм, ориентированный на других) соответствуют трем видам перфекционистской самопрезентации. В частности, социально предписанный перфекционизм и перфекционизм, ориентированный на себя, тесно связаны с демонстрацией совершенства и поведенческим непроявлением несовершенства. Вербальное непроявление несовершенства - с социально предписанным перфек-ционизмом, т.е. нежелание раскрывать личные ошибки может быть вызвано представлением о том, что другие люди очень критичны и требуют совершенства от окружающих [Hewitt et al. 2003, pp. 13031325].
Перфекционизм, перфекционистская самопрезентация и связанные с ними результаты.
В ряде эмпирических исследований авторы изучали взаимосвязь проявлений психологического неблагополучия, перфекцио-низма как характерологической черты и перфекционистской самопрезентации. На примере депрессии [MacKinnon, Sherry 2012, pp. 22-28], тревожных расстройств [Hewitt et al. 2003, pp. 1320-1325] и суицидального поведения [Roxborough et al. 2012, pp. 217-233] можно с уверенностью говорить о том, что перфекционистская самопрезентация связана с невротическим перфекционизмом и его негативными последствиями.
В лонгитюдном исследовании Маккиннон и Шерри [MacKinnon, Sherry 2012, pp. 22-28] рассматривали перфекцио-нистскую самопрезентацию как посредника между субъективным благополучием и перфекционистскими опасениями. Под субъективным благополучием понималось воспринимаемое качество жизни, которое строится на основании опыта индивида, его когнитивных представлений и эмоциональных оценок событий. Собственно, авторы предполагали исследовать, есть ли связь между когнитивной, эмоциональной переработкой опыта и перфекцио-низмом и перфекционистской самопрезентацией, а если связь присутствует, то какую природу она имеет. Задавая эти вопросы, Маккиннон и Шерри (2012) обнаружили различия между позитивной и негативной формами перфекционизма. Было выделено два аспекта
перфекционизма: перфекционистские опасения и перфекционист-ские цели. Перфекционистские опасения - это сомнения в личных способностях, беспокойство по поводу ошибок и критики, а также сильные негативные реакции на неудачу. Перфекционистские цели связаны с более позитивными проявлениями перфекционизма, их можно определить как предъявление жестких требований к себе (перфекционизм, ориентированный на себя).
Исследователи выдвинули предположение, что перфекциони-стские опасения будут влиять на субъективное благополучие через перфекционистскую самопрезентацию. В то же время предполагалось, что перфекционистские цели не окажут воздействие на долгосрочные изменения в субъективном благополучии и не будут связаны с перфекционистской самопрезентаций при условии низкого уровня перфекционистских опасений. Оба предположения подтвердились. Кроме того, исследователи установили, что, когда компоненты субъективного благополучия анализировались отдельно, перфекционистская самопрезентация в качестве медиатора зависела от преобладания негативных или положительных эмоций, но не от степени удовлетворенности жизнью.
В другом исследовании внимание авторов было сконцентрировано на изучении самооценки и стресса, а также их связи с перфек-ционизмом и перфекционистской самопрезентацией [Hewitt et al. 2003]. Эта группа утверждала, что самооценка частично базируется на потребности нравиться другим людям и поэтому должна быть связана с перфекционистской самопрезентацией. Поскольку пер-фекционистская самопрезентация является дезадаптивным стилем, исследователи предсказали, что она будет связана с такими показателями дистресса, как депрессия и тревога. Демонстрация совершенства оказалась отрицательно связана с такими аспектами самооценки, как вера в свою компетентность, общим показателем самооценки и положительно связана с уровнем депрессии. Поведенческое и вербальное непроявление несовершенства отрицательно коррелировало с самооценкой, но положительно с депрессивной и тревожной симптоматикой. Стоит также упомянуть исследование, посвященное изучению взаимосвязи между перфекциони-стской самопрезентацией, социально предписанным перфекцио-низмом и суицидальным поведением [Roxborough et al. 2012, pp. 217-233]. Авторы сосредоточились на изучении межличностных компонентов перфекционизма и предположили, что социально предписанный перфекционизм и три аспекта перфекционистской самопрезентации порождают множество межличностных проблем, которые могут быть связаны с травлей и социальной изоляцией. Социальная отчужденность, в свою очередь, опосредует связь между перфекционизмом и его негативными исходами такими, как
самоубийство. Ученые стремились выяснить, есть ли аналогичная закономерность, применимая к перфекционистской самопрезентации. Исследование проводилось на 152 детях и подростках, которые находились под амбулаторным наблюдением врача-психиатра по поводу суицидального поведения. Результаты подтвердили, что перфекционистская самопрезентация и социально предписанный перфекционизм были связаны с суицидальным поведением, а социально предписанный перфекционизм обнаружил сильную связь с социальной изоляцией и опытом буллинга. Связь между перфекционистской самопрезентацией, в особенности с поведенческим непроявлением несовершенства и суицидальными исходами была опосредована опытом буллинга. Наконец, связь между всеми межличностными компонентами перфекционизма и риском самоубийства была опосредована социальной изоляцией. Все вышеперечисленные исследования, касающиеся перфекционизма и перфекционистской самопрезентации, демонстрируют важность изучения этих тем, поскольку они вызывают серьезные психологические последствия.
Важно отметить следующее: поскольку перфекционист стремится быть идеальным, обнаружить его страдание бывает крайне непросто. Так, например, Блатт исследовал жизнь трех людей, страдавших невротическим перфекционизмом. Все они демонстрировали величие снаружи, при этом их внутренний мир был полон мрачной самокритикой, низкой самооценкой и руминациями. Автор показал, что в рассказах Винсента Фостера, Аласдера Клейра и Денни Хансена представлена типичная картина жизни талантливых, честолюбивых и успешных личностей, движимых интенсивной потребностью в совершенстве и страдающих от непродуктивного самоанализа, неуверенности в себе и самокритики [Blatt 1995, pp. 1003-1020]
Facebook, Instagram и Twitter - платформы для самопрезентации с помощью текста, фото, видео. [Utz et al. 2012, pp. 37-42]. По состоянию на январь 2016 г. число пользователей Facebook достигло более 1,2 миллиарда человек, причем около 750 миллионов из них ежедневно посещают сайт социальных сетей [Protalinski 2016]. В конце 2015 г. насчитывалось 400 миллионов ежемесячно активных пользователей Instagram и 304 миллиона ежемесячно активных пользователей Twitter. Эти статистические данные служат одним из примеров того, насколько популярными стали социальные медиа.
В обычной жизни даже при высоком уровне самоконтроля люди периодически оказываются не в состоянии отслеживать все нюансы своего поведения и межличностного взаимодействия. В социальных сетях эта проблема исчезает. Коммуникация полностью
контролируется и настраивается пользователем [Valkenburg et al. 2006, pp. 584-590]. Любой пользователь социальных сетей лавирует между желанием представить себя в лучшем свете и попытками сохранить свою идентичность [Ellison et al. 2006, pp. 415-441]. У перфекционистов и людей с выраженной перфекционистской самопрезентацией постоянный выбор между двумя разными «версиями себя» проходит более напряженно.
Хотя психологи уделяли внимание поведению людей в социальных сетях, они редко рассматривали именно перфекционистскую самопрезентацию. Например, Casale, Gioravanti, Flett and Hewitt сосредоточились на поведенческой недемонстрации несовершенства в социальных сетях. Оказалось, что лица с Этим типом самопрезентации предпочитают чаты и форумы вербальному общению (в том числе в сети) в силу понятных причин: легкости контроля, возможности редактирования и удаления сообщений.
В следующем исследовании была изучена взаимосвязь между использованием Facebook и благополучием студентов колледжа [Kalpidou et al. 2011, pp. 183-189]. 70 студентов-старшекурсников отчитывались о времени, проведенном на сайте, количестве друзей там, Эмоциональной и социальной связи, а также адаптации к процессу обучения в колледже. Ученые обнаружили, что большое количество друзей в Facebook коррелировало с низкой адаптацией к процессу обучения в колледже и социальной адаптацией, что таким образом влияло на психологическое благополучие студентов.
Thomas Curran и Andrew Hill утверждают, что социальные сети обеспечивают молодых людей инструментом для перфекционист-ской самопрезентации. Instagram - одна из самых крупных и популярных социальных сетей, которая по состоянию на июнь 2018 г. имеет более 1 миллиарда ежемесячно возвращающихся пользователей. Согласно недавнему опросу под названием #StatusOfMind, в котором приняли участие почти 1500 респондентов молодого возраста, Instagram - Это худшая социальная сеть для психического здоровья и благополучия. Платформа была связана с высоким уровнем тревоги, буллингом и FOMO (страх пропустить новости в ленте). Snapchat рассматривается в качестве второй худшей социальной сети, влияющей на психическое здоровье, за которой следует Facebook, занимающий третье место. Это, прежде всего, визуальные платформы, и кажется, что форма передачи информации является причиной чувства неадекватности и беспокойства у молодых людей. В отчете #StatusOfMind говорится: «Видя друзей постоянно в отпуске или в ночных клубах, молодые люди могут чувствовать, что они упускают что-то, в то время как другие наслаждаются жизнью». Это порождает волну самокритики и формирует риск негативных последствий перфекционизма и пер-
фекционистской самопрезентации. Молодых людей радикально не устраивает то, кем они являются на самом деле, и они тратят значительное время на создание идеального публичного образа [Mendelson, Papacharissi 2011, pp. 251-273]. Просмотр социальных сетей сейчас занимает в среднем по две минуты из каждых пяти, проведенных в интернете [GlobalWeblndex 2016]. Воздействие социальных сетей не столько облегчает самопрезентацию и снижает социальную тревогу, сколько усиливает проблемы с самооценкой и повышает чувство отчуждения [Paik, Sanchagrin 2013, pp. 339-360].
Однако не стоит обвинять социальные сети во всех проблемах современных молодых людей. Прежде всего сеть - это чувствительный инструмент социокультурных процессов в обществе. Например, недавние исследования характерологических особенностей студентов колледжей в США показали более высокий уровень нарциссизма, экстраверсии и неуверенности в себе, чем у предыдущих поколений [Twenge 2001, pp. 735-748; Twenge et al. 2012, pp. 409-427; Twenge et al. 2008, pp. 875-902]. При этом современные студенты проявляют меньше сочувствия к людям и чаще обвиняют других, когда что-то идет не так [Konrath et al. 2011, pp. 180-198; Malahy et al. 2009, pp. 369-383; Twenge et al. 2012, pp. 409-427]. Молодые люди все больше используют индивидуальные формы работы, нацелены на получение индивидуальных результатов и предпочитают работу развлечениям [Twenge 2014]. Можно предположить, что люди в промышленно развитых странах стали более озабочены социальным сравнением, испытывают значительную тревогу в отношении собственного социального статуса и зачастую используют материальные блага как средства измерения успеха [Marmot 2004, pp. 150-154; Scott et al. 2014, pp. 282-290]. Преобладание материализма особенно очевидно в поведении молодежи. Так, например, о богатстве как главной жизненной ценности сообщали 63% молодых американцев в 1960-1970 гг., 81% - в 1980-х гг., 92% - в 1990-2000 гг. [Pew Research Center 2007].
Сложные социокультурные процессы в современном обществе влекут за собой изменения на интерперсональном и индивидуальном уровнях. Перемены в глобальной политико-экономической парадигме приводят к появлению новых приоритетов, ценностей, отражаются на содержательных и формальных аспектах межличностного общения, поддерживаются СМИ и способствуют деформации конкретных личностей. Особенно уязвимыми оказываются молодые люди, чья система ценностей, личность находятся на этапе формирования и поэтому неустойчивы. Рост перфекционизма в молодежной среде неизбежно приводит к увеличению числа как позитивных перфекционистов, преодолевающих трудности, так и невротических, подверженных риску аффективных расстройств,
повышающих уровень психического нездоровья в популяции и транслирующих неадаптивное поведение. Перфекционистская самопрезентация является одной из форм поведения, характерных для любого из нас, однако именно в силу социокультурных изменений мы создали и развиваем инструмент, который позволяет эксплуатировать это поведение и, в свою очередь, поддерживает рост перфекционизма со всеми его негативными последствиями.
Литература
Baumeister, Leary 199.5 - Baumeister R.F., Leary M.R. The need to belong: desire for interpersonal attachment!! ass a fundamental human motivation // Psychological bulletin. 1995. Vol. 117(3). 497 p.
Blatt 1995 - Blatt SJ. The destructiveness of perfectionism: Implications for the treatment of depression // American Psychologist. 1995. Vol. 50. no. 12. P. 100.3-1020.
Chang, Rand 2000 - Chang E.C., Rand K. Perfectionism as a predictor of subsequent adjustment: Evidence for a specific diathesis-stress mechanisms among college students // Journal of Counseling Psychology. 2000. Vol. 47. no. 1. P. 129-137. Ellison et al. 2006 - Ellison N, Heino R, Gibbs J. Managing impressions online: Self-presentation processes in the online dating environment // Journal of ComputerMediated Communication. 2006. Vol. 11. no. 2. P. 415-441.
GlobalWeblndex 2016 - GlobalWeblndex. GWI Social: GlobalWeblndex's quarterly report on the latest trends in social networking. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://^)log.globalwebindex.net/chart-of-the-day/social-media-captures-30-of- online-time/ (дата обращения 6 мар. 2020).
Hamachek 1978 - Hamachek D.E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism. Psychology // A Journal of Human Behavior. 1978. Vol. 15. P. 27-33.
Hewitt, Flett 1991a - Hewitt P.L., Flett G.L. Perfectionism in the .self and .social contexts: Conceptualization, assessment, and association with psychopathology // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 60. no. 3. P. 456-470. Hewitt, Flett 1991b - Hewitt P.L., Flett G.L. Dimensions of perfectionism in unipolar depression // Journal of Abnormal Psychology. 1991. Vol. 100. no. 1. P. 98-101.
Hewitt, Flett 2002 - Hewitt P.L., Flett G.L. Perfectionism and stress processes in psychopathology // Perfectionism: Theory, research, and treatment / Ed. by G.L. Flett, P.L. Hewitt. Washington, DC: American Psychological Association, 2002. P. 255-284. Hewitt et al. 2003 - Hewitt P.L, Flett G.L, Sherry S.B, Habke M, Parkin M, Lam R.W., McMurtry B., Ediger E., Fairlie P. and Stein M.B. The interpersonal expression of perfectionistic self-presentation and psychological distress // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84. no. 6. P. 1303-1325.
Kalpidou et al. 2011 - Kalpidou M, Costin D, Morris J. The Relationship Between Facebook and the Well-Being of Undergraduate College Students // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2011. Vol. 14. no. 4. [Электронный ресурс]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/3c05/f9a8b28a21dabd0e2946d990ce1985c46237.pdf (дата обращения 16 мар. 2020).
Konrath et al. 2011 - Konrath S.H., O'Brien E.H., Hsing C. Changes in dispositional empathy in American college students over time: A meta-analysis // Personality and
Social Psychology Review. 2011. Vol. 15(2). [Электронный ресурс]. URL: http:// dx.doi.org/10.1177/1088868310377395 (дата обращения 16 мар. 2020). Mackinnon, Sherry 2012 - Mackinnon S.P., Sherry S.B. Perfectionistic self-presentation mediates the relationship between perfectionistic concerns and subjective well-being: A three-wave longitudinal study // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 53. no. 1. P. 22-28.
Malahy et al. 2009 - Malahy L.W., Rubinlicht M.A., Kaiser C.R. Justifying inequality: A cross-temporal investigation of US income disparities and just-world beliefs from 1973 to 2006 // Social Justice Research. 2009. Vol. 22. [Электронный ресурс]. URL: http:// dx.doi.org/10.1007/s11211-009-0103-6 (дата обращения 13 мар. 2020).
Marmot 2004 - Marmot M. Status syndrome // Significance. 2004. Vol. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1111/j.1740-9713.2004.00058.x (дата обращения 13 мар. 2020).
Mendelson, Papacharissi 2011 - Mendelson A.L., Papacharissi Z. Look at us: Collective narcissism in college student Facebook photo galleries // The networked self: Identity, community and culture on social network sites / Ed. by Z. Papacharissi. London, UK: Routledge, 2011. P. 251-273.
Paik, Sanchagrin 2013 - Paik A., Sanchagrin K. Social Isolation in America: An Artifact // American Sociological Review. 2013. Vol. 78. no. 3. P. 339-360.
Pew Research Center 2007 - Pew Research Center. How young people view their lives, futures and politics: A portrait of "Generation Next". [Электронный ресурс]. URL: http://people-press.org/report/300/a-portrait-ofgeneration-next (дата обращения 13 мар. 2020).
Rice, Van Arsdale 2010 - Rice K.G., Van Arsdale A.C. Perfectionism, perceived stress, drinking to cope, and alcohol-related problems among college students // Journal of Counseling Psychology. 2010. Vol. 57. no. 4. P. 439-450.
Roxborough et al. 2012 - Roxborough H.M., HewittP.L., Kaldas J., Flett G.L., Caelian C.M., Sherry S, Sherry D.L. Perfectionistic self-presentation, socially prescribed perfectionism, and suicide in youth: A test of the perfectionism social disconnection model / Suicide and Life-Threatening Behavior. 2012. Vol. 42. no. 2. P. 217-233.
Scott et al. 2014 - Scott K, Martin D.M., Schouten J.W. Marketing and the new materialism // Journal of Macromarketing. 2014. Vol. 34. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1177/0276146714532471 (дата обращения 13 мар. 2020).
Snyder 1974 - Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 30(4). P. 526-537
Twenge 2001 - Twenge J.M. Birth cohort changes in extraversion: A cross- temporal meta-analysis, 1966-1993 // Personality and Individual Differences. 2001. Vol. 30(5). [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1016/S0191-8869(00)00066-0 (дата обращения 16 мар. 2020).
Twenge 2014 - Twenge J.M. Generation me: Why today's young Americans are more confident, assertive, entitled and more miserable than ever before. 2nd ed. New York, NY: Atria, 2014.
Twenge et al. 2012 - Twenge J.M, Campbell W.K., Gentile B. Generational increases in agentic self-evaluations among American college students, 1966-2009 // Self and Identity. Vol. 11. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1080/15298868.2 011.576820 (дата обращения 16 мар. 2020).
Twenge et al. 2008 - Twenge J.M., Konrath S, Foster J.D, Campbell W.K., Bushman B.J. Egos inflating over time: A cross-temporal meta-analysis of the Narcissistic Personality Inventory // Journal of Personality. 2008. Vol. 76. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-6494.2008.00507.x (дата обращения 16 мар. 2020). Utz et al. 2012 - Utz S, Tanis M, Vermeulen I.E. It is all about being popular: The effects of need for popularity on social network site use // Cyberpsychology, behavior, and social networking. 2012. Vol. 15. no. 1. P. 37-42.
Valkenburg et al. 2006 - Valkenburg P.M., Peter J., Schouten A.P. Friend networking sites and their relationship to adolescents' well-being and social self-esteem // CyberPsychology & Behavior. 2006. Vol. 9. no. 5. P. 584-590.
References
Baumeister, R.F. and Leary, M.R. (1995), "The need to belong: desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation", Psychological bulletin, vol. 117(3), 497 p.
Blatt, S.J. (1995), "The destructiveness of perfectionism: Implications for the treatment of depression", American Psychologist, vol. 50, no. 12, pp. 1003-1020.
Chang, E.C. and Rand, K. (2000), "Perfectionism as a predictor of subsequent adjustment: Evidence for a specific diathesis-stress mechanisms among college students", Journal of Counseling Psychology, vol. 47, no. 1, pp. 129-137.
Ellison, N., Heino, R. and Gibbs, J. (2006), "Managing impressions online: Self-presentation processes in the online dating environment", Journal of Computer-Mediated Communication, vol. 11, no. 2, pp. 415-441.
GlobalWeblndex (2016), "GWI Social: GlobalWeblndex's quarterly report on the latest trends in social networking", [online], available at: http://blog.globalwebindex.net/ chart-of-the-day/social-media-captures-30-of- online-time/ (Accessed 6 Mar. 2020). Hamachek, D.E. (1978), "Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism. Psychology", A Journal of Human Behavior, vol. 15, pp. 27-33.
Hewitt, P.L. and Flett, G.L (1991a), "Perfectionism in the self and social contexts: Conceptualization, assessment, and association with psychopathology", Journal of Personality and Social Psychology, vol. 60, no. 3, pp. 456-470.
Hewitt, P.L. and Flett, G.L. (1991b), "Dimensions of perfectionism in unipolar depression", Journal of Abnormal Psychology, vol. 100, no. 1, pp. 98-101. Hewitt, P.L. and Flett, G.L. (2002), "Perfectionism and stress processes in psychopathology", in Flett, G.L. and Hewitt, P.L. (ed.), Perfectionism: Theory, research, and treatment, American Psychological Association, Washington, DC, USA, pp. 255284.
Hewitt, P.L., Flett, G.L., Sherry, S.B., Habke, M., Parkin, M., Lam, R.W., McMurtry, B., Ediger, E., Fairlie, P. and Stein, M.B. (2003), "The interpersonal expression of perfectionistic self-presentation and psychological distress", Journal of Personality and Social Psychology, vol. 84, no. 6, pp. 1303-1325.
Kalpidou, M., Costin, D. and Morris, J. (2011), "The Relationship Between Facebook and the Well-Being of Undergraduate College Students", Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, vol. 14, no. 4, [online], available at: https://pdfs.semanticscholar. org/3c05/f9a8b28a21dabd0e2946d990ce1985c46237.pdf (Accessed 16 Mar. 2020).
Konrath, S.H., O'Brien, E.H. and Hsing, C. (2011), "Changes in dispositional empathy in American college students over time: A meta-analysis", Personality and Social Psychology Review, vol. 1.5(2), [online], available at: http://dx.doi.org/10.1177/1088868310377395 (Accessed 16 Mar. 2020).
Mackinnon, S.P. and Sherry, S.B. (2012), "Perfectionistic self-presentation mediates the relationship between perfectionistic concerns and .subjective well-being: A three-wave longitudinal study", Personality and Individual Differences, vol. 5,3, no. 1, pp. 22-28. Malahy, L.W., Rubinlicht, M.A. and Kaiser, C.R. (2009), "Justifying inequality: A cross-temporal investigation of US income disparities and just-world beliefs from 1973 to 2006", Social Justice Research, vol. 22, [online], available at: http://dx.doi.org/10.1007/ ¡>11211-009-0103-6 (Accessed 13 Mar. 2020).
Marmot, M. (2004), "Status syndrome", Significance, vol. 1, [online], available at: http:// dx.doi.org/10.1111/j.1740-9713.2004.00058.x (Accessed 13 Mar. 2020).
Mendelson, A.L. and Papacharissi, Z. (2011), "Look at us: Collective narcissism in college student Facebook photo galleries", in Papacharissi, Z. (ed.), The networked self: Identity, community and culture on social network sites, Routledge, London, UK, pp. 251-273.
Paik, A. and Sanchagrin, K. (2013), "Social Isolation in America: An Artifact", American Sociological Review, vol. 78, no. 3, pp. 339-360.
Pew Research Center (2007), "How young people view their lives, futures and politics: A portrait of "Generation Next", [online], available at: http://people-press.org/ report/300/a-portrait-ofgeneration-next (Accessed 13 Mar. 2020). Rice, K.G. and Van Arsdale, A.C. (2010), "Perfectionism, perceived stress, drinking to cope, and alcohol-related problems among college students", Journal of Counseling Psychology, vol. 57, no. 4, pp. 439-450.
Roxborough, H.M., Hewitt, P.L., Kaldas, J., Flett, G.L., Caelian, C.M., Sherry, S. and Sherry, D.L. (2012), "Perfectionistic self-presentation, socially prescribed perfectionism, and suicide in youth: A test of the perfectionism social disconnection model", Suicide and Life-Threatening Behavior, vol. 42, no. 2, pp. 217-233.
Scott, K., Martin, D.M. and Schouten, J.W. (2014), "Marketing and the new materialism", Journal of Macromarketing, vol. 34, [online], available at: http://dx.doi. org/10.1177/0276146714532471 (Accessed 13 Mar. 2020).
Snyder, M. (1974), "Self-monitoring of expressive behavior", Journal of Personality and Social Psychology, vol. 30, pp. 526-537.
Twenge, J.M. (2001a), "Birth cohort changes in extraversion: A cross-temporal metaanalysis, 1966-1993, Personality and Individual Differences, vol. 30, [online], available at: http://dx.doi.org/10.1016/S0191-8869(00)00066-0 (Accessed 16 Mar. 2020). Twenge, J.M. (2014), Generation me: Why today's young Americans are more confident, assertive, entitled and more miserable than ever before, 2nd ed., Atria, New York, USA. Twenge, J.M., Campbell, W.K. and Gentile, B. (2012), "Generational increases in agentic self-evaluations among American college students, 1966-2009", Self and Identity, vol. 11, [online], available at: http://dx.doi.org/10.1080/15298868.2011.576820 (Accessed 16 Mar. 2020).
Twenge, J.M., Konrath, S., Foster, J.D., Campbell, W.K. and Bushman, B.J. (2008), "Egos inflating over time: A cross-temporal meta-analysis of the Narcissistic Personality Inventory", Journal of Personality, vol. 76, [online], available at: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-6494.2008.00507.x (Accessed 16 Mar. 2020).
Utz, S., Tanis, M. and Vermeulen, I.E. (2012), "It is all about being popular: The effects of need for popularity on social network site use", Cyberpsychology, behavior, and social networking, vol. 15, no. 1, pp. 37-42.
Valkenburg, P.M., Peter, J. and Schouten, A.P. (2006), "Friend networking sites and their relationship to adolescents' well-being and social self-esteem", CyberPsychology & Behavior, vol. 9, no. 5, pp. 584-590.
Информация об авторе
Анастасия В. Коновалова, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; konanavad@ gmail.com
Information about the author
Anastasia V. Konovalova, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; [email protected]