РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.923.3
DOI: 10.24411/2308-7218-2020-10102
Корниенко Дмитрий Сергеевич
доктор психологических наук, профессор кафедрой общей и клинической
психологии e-mail: [email protected]
Горбушина Елена Анатольевна
магистрант направления «Психология», 2-й курс e-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет», Россия, Пермь 614990, Пермь, Букирева, 15, (342) 239-66-17
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИНТЕНСИВНОСТЬ
И НАВЯЗЧИВОСТЬ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ
_ _ *
И ПЕРФЕКЦИОНИСТСКАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Dmitriy S. Kornienko
Sc. D., Professor of the Department of General and Clinical Psychology
e-mail: [email protected]
Elena A. Gorbushina
Master's Student of Psychology, 2nd year e-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva, 614990, Perm, Russia
ONLINE SOCIAL NETWORK SITES PROFILE, INTENSITY, INTRUSION AND PERFECTIONISTIC SELF-PERSENTATION
Аннотация. В связи с развитием и распространением социальных медиаресурсов как составляющей современной жизни возникают новые психологические проблемы, одной из которых является самопрезентация в социальной сети. Активное использование социальных сетей приводит к формированию поведения, близкого к зависимому и оказывающего сходные
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00775. © Корниенко Д.С., Горбушина Е.А., 2020
с другими зависимостями эффекты на психологическое и эмоциональное состояние. Кроме того, феноменом, который связан с активным использованием социальных сетей, является самопрезентация. Именно через профиль и его параметры пользователь может формировать свой образ, в разной степени совпадающий с реальной личностью. Данное исследование посвящено изучению того, насколько параметры профиля социальной сети связаны с интенсивностью и навязчивостью использования социальных сетей; как связаны перфекционистская самопрезентация, интенсивность и навязчивость в использовании социальной сети. На выборке студентов были диагностированы характеристики активности и зависимого от социальных сетей поведения, а также параметры перфекционистской самопрезентации. Все респонденты являются пользователями социальной сети «ВКонтакте». В результате было обнаружено, что при различном уровне интенсивности и навязчивости наибольшее отличие проявляется в количестве друзей, частоте публикаций и предпочитаемом контенте для публикации. Активность в социальной сети и зависимость от нее связаны со стремлением представить себя более успешным и компетентным человеком и избеганием обсуждения или проявления несовершенств. При этом женщины более склонны к использованию социальных сетей, а также к демонстрации совершенства, вербальному и поведенческому непроявлению несовершенства. Полученные данные позволяют предполагать у пользователей наличие различных стратегий использования и презентации в социальной сети.
Ключевые слова: социальные сети, социальная группа «ВКонтакте», перфекционизм, самопрезентация, интенсивность, навязчивость, зависимость.
Abstract. The development and extensive use of social media as a component of modern life arise new psychological problems, one of which is self-presentation in social network. The active use of Online social network sites (OSNS) leads to behavior similar to addictive. As the other dependencies, the OSNS addition influences on the psychological and emotional state. Besides, the active use of social networks causes the problem of self-presentation. OSNS user profile provides opportunities to the profile parameters manipulation and creation of the user's image to various degrees, matching with the real person. This study is devoted to research: 1) how the OSNS profile parameters are associated with the intensity and intrusion of social networks use; 2) how perfectionistic self-presentation, intensity, and intrusion are related. On a sample of 201 undergraduate students, the features of activity and dependent behavior on OSNS were assessed, as well as the parameters of perfectionistic self-presentation. All participants are the OSNS VKontakte users. It was found that at different levels of intensity and intrusion related to the number of friends, the frequency of publications, and the preferred content for publication. Social network activity and dependence are associated with the desire to present yourself as a more prosperous and competent person and to avoid discussion or manifestation of imperfections. Moreover, women are more likely to use social networks, as well as to demonstrate perfection and non-display and non-disclosure
of imperfection. The facts suggest that users have various strategies for use and promote themselves in the social network.
Key words: social networks, social group VKontakte, perfectionism, self-presentation, intensity, obsession, dependence.
Социальные сети прочно вошли в современную жизнь и стали неотъемлемым атрибутом человека, в среднем 85 % пользователей заходят в Интернет ежедневно и проводят там около 7 часов в день, при этом два с половиной часа приходится на социальные сети [13]. Возможность постоянного контакта с друзьями и коллегами, доступ к различной информации, возможность отслеживать изменения в жизни окружающих и представлять собственную жизнь - вот только некоторые функции, которые выполняют социальные сети. Среднестатистический пользователь зарегистрирован в 9 социальных сетях, но активно пользуются социальными сетями (т.е. публикуют информацию) до 83 % пользователей, а четверть пользователей используют социальные сети для работы [13].
Вместе с тем остается открытым вопрос относительно того, насколько человек, представляя себя в социальной сети, предъявляет свою личность, стремится ли представить себя в более выгодном свете и избегает негативных сторон своей личности. Кроме того, представляет интерес то, насколько активность в социальной сети и проявление зависимого от социальной сети поведения связаны со стремлением показать себя.
Интенсивность и навязчивость использования социальной сети
На сегодняшний день психологические особенности пользователей социальных сетей все больше привлекают внимание как психологическая проблема. Рассматривая социальные факторы, авторы отмечают, что отсутствие круга общения, семьи, низкая трудоспособность и болезнь приводят к увеличению времени, проводимого в социальных сетях. Среди психологических факторов выделяют снижение эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышенную импульсивность, трудности с самоорганизацией [2, 14].
Психологические факторы также допустимо описать через характеристики, которые можно измерить количественно: вовлеченность и интенсивность использования социальной сети. Интенсивность характеризует количество времени, проведенного пользователем в социальной сети, а поведенческие и эмоциональные реакции на действия в социальных сетях определяют навязчивость (вовлеченность) их использования. Публикация и взаимодействие в социальных сетях формируют большую часть времени, которое пользователь проводит в социальной сети, что делает интенсивность -количество времени, потраченного пользователем в социальной сети, - одним из ключевых показателей исследования социальных сетей. А исходя из исследования пользователей Facebook, увеличение количества контактов в сети способствует увеличению интенсивности использования социальных сетей [6].
Исследования пользователей сети Facebook показали, что частота использования связана с психологическим благополучием пользователей,
в частности, влияет на самооценку и удовлетворенность жизнью [16, 17]. Вместе с тем именно частота использования выступает как один из факторов формирования зависимости [5].
Проблема увлеченности и невозможности оторваться от социальной сети рассматривается как проблемное использование социальной сети, в частности Facebook (problematic Facebook use), как зависимость от социальной сети и как навязчивое использование. Все эти понятия сходятся в одном: наличие чрезмерной озабоченности социальными медиа, неконтролируемой мотивацией к использованию (например, постоянному входу в сеть и проверкой ленты новостей), что приводит к негативным последствиям для повседневной жизни [9]. Исследователи чрезмерного использования и зависимости от социальных сетей отмечают, что результатом такого поведения становится негативный эффект, отражающийся на настроении, а также повышение склонности к депрессии, тревожности [4, 15].
Перфекционистская самопрезентация Перфекционизм определяется как склонность устанавливать высокие стандарты для себя и критически оценивать собственное поведение и достижения. На сегодняшний день существует несколько подходов к перфекционизму, которые выделяют отдельные стороны данной характеристики. Согласно Дж. Флетту, перфекционизм - это многомерный конструкт, включающий перфекционизм как черту [12], когнитивные процессы [8] и стиль самопрезентации [11]. Перфекционистская самопрезентация является стилем самопредъявления, связанным с преувеличенным представлением себя другим людям как уверенного, успешного и способного человека и сокрытием собственных недостатков [11]. Данный стиль самопредъявления отмечается и другими авторами [3]. Основу перфекционистской самопрезентации составляют чувство превосходства, ожидания оценки окружающих и стремление казаться компетентным человеком [10]. П. Хьюитт предложил три различные аспекта перфекционистской самопрезентации: нереалистичное представление собственных способностей и достижений; стремление не демонстрировать несовершенство в поведении и избегание обсуждения собственного несовершенства в коммуникации [11]. Разработанная П. Хьюитом методика перфекционистской самопрезентации включает в себя три аспекта (демонстрацию собственного совершенства, избегание поведенческой демонстрации несовершенства и избегание вербального признания своего несовершенства) и входит, наряду с Я-ориентированнъм и социально предписанным перфекционизмом, в более общий конструкт перфекционизма [1, 3, 11]. Учитывая то, что социальные сети являются возможностью представить собственную личную и профессиональную жизнь, продемонстрировать различные характеристики своего «Я», выразить собственное отношение к ситуациям и событиям, происходящим вокруг, можно полагать, что у пользователей складывается особый стиль самопрезентации. Так как социальные сети предполагают возможности взаимодействия с максимально широкой аудиторией, включающей как близких людей, так тех, кто
непосредственно не знаком с пользователем, можно ожидать, что перфекционистская самопрезентация будет являться востребованной стратегией представления себя. При этом можно ожидать, что люди, отличающиеся по интенсивности и навязчивости в использовании социальных сетей, скорее предпочтут показывать себя как более успешных и компетентных, не склонных демонстрировать или обсуждать свои недостатки. Таким образом, целями данного исследования стали:
1. Выявление особенностей профиля в связи с уровнем интенсивности и навязчивости использования социальных сетей.
2. Анализ особенностей перфекционистской самопрезентации в связи с различной выраженностью интенсивности и навязчивости в использовании социальной сети.
Организация и методы исследования
Участники исследования:
Выборку исследования составили 201 студент пермских вузов в возрасте от 16 до 25 лет (M = 22,25; SD = 4,46). Студенты приглашались для добровольного участия в исследовании, получали ссылку на опрос в Интернете на сайте onlinetestpad.com. Опрос состоял из демографических вопросов и опросников. После выполнения опроса студенты получали обратную связь по своим результатам. Все респонденты являются пользователями социальной сети «ВКонтакте».
Методики:
Шкала интенсивности использования социальной сети. Предназначена для измерения частоты и длительности использования социальной сети «ВКонтакте», а также эмоционального отношения к социальной сети. Данная методика основана на Шкале интенсивности использования Facebook (Facebook Intensity scale) [6]. Респонденту предлагается восемь вопросов с вариантами ответа от 1 («категорически не согласен») до 5 («полностью согласен»).
Шкала навязчивого использования социальной сети. Данная шкала основана на Шкале навязчивого использования Facebook (Facebook Intrusion Scale), которая была создана на основе базовых критериев поведенческой аддикции и вовлеченности в пользование мобильными телефонами [7]. Шкала содержит вопросы относительно различных негативных аспектов использования социальной сети, оценивающих когнитивные и поведенческие изменения, межличностный конфликт, конкуренцию с другими видами деятельности, потерю контроля, эйфорию, переживание стресса при отсутствии возможности доступа. Варианты ответов от 1 («категорически не согласен») до 7 («полностью согласен»).
Шкала перфекционистской самопрезентации П. Хьюитта в адаптации А.А. Золотаревой [1]. Использовалась для диагностики трех характеристик: демонстрация совершенства, поведенческое непроявление несовершенства и вербальное непроявление несовершенства. Методика содержит 27 вопросов с вариантами ответов по шкале от 1 (полное несогласие) до 7 (полное согласие). Демонстрация совершенства описывает стремление демонстрировать себя как успешного, способного человека, с безупречной репутацией
и высококомпетентного. Поведенческое непроявление несовершенства характеризует зависимость человека от мнения, критики других людей применительно к поступкам и действиям. Вербальное непроявление несовершенства отражает склонность избегать ситуации обсуждения собственных неудач и трудностей в достижении целей.
В качестве метода оценки профиля пользователя социальной сети использовалась разработанная Е.А. Горбушиной анкета, содержащая семь вопросов с фиксированными вариантами ответа. Вопросы касались количества друзей, с которыми взаимодействует пользователь, частоты публикации постов и их спецификой, количеством сообществ, в которые входит пользователь. Результаты анкеты обрабатывались по частоте выборов одного из вариантов ответа респондентом.
Полученные данные обрабатывались в программе SPSS 20 при помощи таблиц сопряженности и критерия хи-квадрат, корреляционного анализа по Спирмену, сравнительного анализа Краскела - Уоллиса.
Результаты
Интенсивность использования социальной сети и особенности профиля
пользователя
Характеризуя максимально частые ответы на вопросы относительно поведения в социальной сети, можно констатировать следующее. Общаются с минимальным количеством друзей в социальной сети 48 % пользователей. Публикуют посты ежедневно 1,5 %, редкие публикации характеризуют большинство (63 %) выборки, при этом чаще всего публикуется информация о себе (49 %) или своей жизни и информация из сообществ (46 %). Среди медиаконтента чаще всего публикуется комбинация: текст, фотография, видео (51 %) и отдельные фотографии (30 %). Большинство публикуемых фотографий составляют изображения самого человека (60 %) и чуть больше четверти (27 %) -фотографии в кругу друзей. При публикации текстов чаще всего описываются окружающие ситуации (40 %) или тематически недифференцированные темы (32 %). Среди сообществ большинство выбирает те, которые соответствуют их интересам (74 %), и наименьший процент приходится на сообщества, связанные с профессиональной деятельностью.
Значимые различия между ответами проявляются для всех вопросов анкеты (хи-квадрат от 43,56 до 370,47 приp < 0,001).
Для соотнесения показателей профиля в социальной сети с интенсивностью использования социальной сети был проведен анализ таблиц сопряженности с последующим вычислением хи-квадрата.
Итоговый показатель по шкале интенсивности использования социальной сети был проверен на нормальность распределения (k-s z = 0,89; p < 0,41). Далее выборка была разделена на три группы на основании среднее +/-0,5 ст. откл., что позволило получить три отдельные выборки, состоящие из 61, 79 и 61 человека с разным уровнем интенсивности использования социальной сети.
При сопоставлении уровня интенсивности использования социальной сети не обнаружено значимых различий в количестве друзей, с которыми общается пользователь (хи-квадрат 11,41 при p < 0,07). То есть количество
друзей не является показательным для разных уровней интенсивности. Рассматривая частоту публикаций, обнаружили, что пользователи, имеющие среднюю и максимальную интенсивность, значимо больше публикуют информацию (хи-квадрат 33,82 при p < 0,001). В частности, до 20 % постов публикуется 2-3 раза в неделю или несколько раз в месяц. Хотя нужно отметить, что большая часть постов (60 %) публикуется редко, независимо от уровня интенсивности, тем не менее пользователи со средним и высоким уровнем демонстрируют большую частоту публикаций.
Содержательно информация у пользователей с разным уровнем интенсивности не отличается, но большая часть из публикуемого (44-54 %) приходится на посты с информацией о себе или от сообществ. Аналогичная ситуация и с медиаконтентом, который публикуют (хи-квадрат 12,24 при p < 0,141). Так, публикации только фотографий или смешения разных элементов (фото, текст, видео) составляют от 24 до 59 %, причем пользователи со средним и высоким уровнем интенсивности публикуют более 50 % смешенного контента.
Значимые различия проявились и для публикации фотографий пользователем (хи-квадрат 13,67 при p < 0,034). Так, пользователи с низкой и средней интенсивностью предпочитают публиковать фотографии себя (до 70 %) и фото с друзьями (до 25 %), а у пользователей с высокой интенсивностью 54 % приходится на персональные фотографии и 36 % - на фотографии с друзьями. Интересно отметить, что в группе со средним уровнем интенсивности 17 % составляют фотографии с коллегами, чего не наблюдается в группах с полярными уровнями интенсивности.
Содержательно посты пользователей с разным уровнем интенсивности не имеют отличий (хи-квадрат 7,28 при p < 0,296), в равной степени публикуются тексты про себя, других людей, окружающих ситуаций. Однако у пользователей с низкой и средней интенсивностью до 23 % публикаций касаются себя, в сравнении с пользователями с максимальной интенсивностью (6,7 %).
Также не обнаружено различий (хи-квадрат 9,12 при p < 0,332) и в предпочитаемых сообществах, группах. Большинство пользователей (74 %) состоит в группах, отражающих их интересы и увлечения, образовательные и профессиональные группы составляют меньшинство.
Навязчивость использования социальной сети и особенности профиля
пользователя
Для соотнесения показателей профиля в социальной сети с навязчивостью использования социальной сети был проведен анализ таблиц сопряженности с последующим вычислением хи-квадрата.
Итоговый показатель по шкале навязчивости использования социальной сети был проверен на нормальность распределения (^ z = 0,97; p < 0,31). Далее выборка была разделена на три группы на основании среднее+/-0,5 ст. откл., что позволило получить три отдельные выборки, состоящие из 50, 89 и 62 человек с разным уровнем навязчивости в использовании социальной сети.
При сопоставлении уровня зависимости от социальной сети и количества друзей, с которыми общается пользователь, было обнаружено значимое отличие в количестве друзей, с которыми общается человек (хи-квадрат 16,14 при р < 0,05). Для групп с низким и средним уровнем зависимости половина всех контактов происходит с 30 % друзей, тогда как для группы с высоким уровнем половина контактов происходит с 50 % друзей. По количеству постов пользователей все группы примерно одинаковы, более 60 % составляют редкие публикации, при этом их количество значимо отличается по частоте появления (хи-квадрат 21,09 при р < 0,01). Вне зависимости от уровня выраженности зависимости значимо чаще (хи-квадрат 11,84 при р < 0,05) публикуется информация о себе (21-48 %) или информация сообществ (24-44 %). Специфика публикуемого контента значимо не отличается, хотя до 32 % составляют фотографии и до 54 % - смешанный контент. Сходная ситуация и с тем, кто изображен на фотографии: лидируют фотографии пользователя (до 64 %). Если обращаться к содержанию текстов, то значимых различий также не обнаружить, до 40 % текстов содержит описание жизненных ситуаций. Предпочтение по сообществам также значимо не отличается, лидируют (до 70 %) сообщества, связанные с интересами пользователя.
Пол и самопрезентация
В наших предыдущих исследованиях было обнаружено, что женщины в большей степени используют социальные сети. Для подтверждения этого факта было проведено сравнение интенсивности использования социальной сети по /-критерию по фактору «пол». Интенсивность использования значимо выше у женщин (/ = -3,28; р < 0,001).
Значимых различий в навязчивости использования социальной сети между мужчинами и женщинам обнаружено не было.
Среди показателей перфекционистской самопрезентации были обнаружены различия в поведенческом непроявлении несовершенства (/ = -3,56; р < 0,001) и вербальном непроявлении несовершенства (/ = 2,90; р < 0,001). При этом поведенческое непроявление несовершенства выше у женщин, а вербальное непроявление несовершенства - у мужчин.
Интенсивность использования социальной сети и перфекционистская
самопрезентация
В связи с тем, что критерий Левена выявил неравенство дисперсий в изучаемых группах, был применен сравнительный анализ Краскела - Уоллиса (для групп с разной интенсивностью) и критерий Манна - Уитни (для сравнения по полу).
Сравнительный анализ Краскела - Уоллиса показал значимые различия в демонстрации совершенства (хи-квадрат 14,46 при р < 0,001), поведенческом непроявлении несовершенства (хи-квадрат 6,8 при р < 0,05) и вербальном непроявлении несовершенства (хи-квадрат 9,93 при р < 0,01) (рисунок).
Интенсивность использования социальной сети положительно коррелирует с демонстрацией совершенства (г = 0,260; р < 0,001), поведенческим непроявлением совершенства (г = 0,161; р < 0,05)
и отрицательно с вербальным непроявлением несовершенства (г = -0,234; p < 0,001).
Навязчивость использования социальной сети и перфекционистская
самопрезентация
Проверка на однородность дисперсии показала, что из всех показателей перфекционистской самопрезентации только для показателя «вербальное непроявление несовершенства» тест был незначимый, было решено использовать сравнительный анализ Краскела - Уоллиса (для групп с разным уровнем навязчивости). В результате сравнения групп были обнаружены значимые различия в демонстрации совершенства (хи-квадрат 9,87 при p < 0,01), поведенческом непроявлении несовершенства (хи-квадрат 14,56 при p < 0,001), а в вербальном непроявлении несовершенства различий не обнаружено (см. рисунок).
Навязчивость в использовании социальной сети положительно коррелирует с демонстрацией совершенства (г = 0,235; p < 0,001), поведенческим непроявлением совершенства (г = 0,273; p < 0,05). С вербальным непроявлением несовершенства значимая связь не обнаружена.
140 120 100 80 60 40 20 0
§
§
1
Низкая
I
Высокая
§
Средняя Навязчивость
Высокая Средняя
Интенсивность
■ Демонстраци совершенства
□ Поведенческое непроявление несовершенства
□ Вербальное непроявление несовершенства
I
Низкая
График средних рангов для показателей интенсивности и навязчивости в группах с различной выраженностью. (Большее значение среднего ранга свидетельствует
о меньшей выраженности показателя)
Обсуждение результатов
В целом люди с различным уровнем интенсивности пользования социальной сетью наиболее отличаются по частоте публикаций и по предпочитаемому контенту для публикации. В группах с различным уровнем
зависимости обнаруживается предпочтение общения с узким кругом друзей, редкие публикации с преимущественно персональной информацией.
Данная ситуация может являться результатом того, что фотография -один из самых простых способов сделать публикацию, и фотоизображение может передать много информации о месте, особенности времяпровождения. Пользователи, общающиеся в социальных сетях с половиной своих друзей, склонны демонстрировать большую навязчивость в использовании социальной сети. Обнаруживается мало значимых различий в активности пользователя независимо от уровня его интенсивности и навязчивости, и только количество друзей и частота публикации фотографий показательны для характеристики интенсивного использования и проявления зависимого поведения в отношении социальной сети.
Как и было показано в других исследованиях, женщины больше склонны к активному использованию социальных сетей, при этом они либо проявляют, либо не проявляют сходные с мужчинами характеристики зависимого поведения. Пользование социальной сетью в большей степени у женщин включено в ежедневную активность и с ней связаны позитивные эмоции, а также чувство общности с другими. В отношении перфекционистской самопрезентации половые различия проявились следующим образом. Женщины избегают представлять собственное поведение так, чтобы оно стало объектом обсуждения или демонстрации неудач, связанных с деятельностью, а мужчины вообще гораздо реже стремятся рассказывать о неудачах. Возможно, это будет проявляться и в специфике постов мужчин и женщин, так достаточно часто пользователи сети обращаются к аудитории за помощью в решении какой-то ситуации. Избегание говорить о собственных проблемах может являться проявлением более глобального полового различия в вербальных характеристиках.
Анализируя взаимосвязи интенсивности и навязчивости использования социальной сети и особенности перфекционистской самопрезентации, можно сказать, что большая активность в социальной сети связана со стремлением показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать характеристики выдающихся способностей и успеха в социуме, равно как и большую зависимость от мнения окружающих, критики. Вместе с тем поведенческое проявление несовершенства характеризует и стремление избегать социальных ситуаций, где поведение может быть оценено другими. В данном случае возникает некое противоречие: с одной стороны, использование социальной сети связано с презентацией своей жизни, себя, с другой, большая активность может приводить к повышению страха социальной оценки. Обнаруженная связь между вербальным непроявлением несовершенства и интенсивностью может объяснять низкую активность пользователей. Так, при высоком стремлении скрыть собственные недостатки, например, избегание говорить о трудностях или затраченных усилиях для достижения чего-либо или несамостоятельности в решении проблем, снижает активность в использовании социальных сетей. Интересно отметить, что зависимое поведение скорее связано именно со стремлением презентации собственного успешного образа
в деятельности, чем с информированием других о том, что при достижении чего-то пришлось столкнуться с трудностями. Возможно, в дальнейшем можно рассмотреть разные варианты или стратегии использования социальной сети, один связан с демонстрацией себя и приводит к активности пользователя, а другой, наоборот, связан со страхом социальной оценки и снижает эту активность.
Описанные особенности подтверждаются и результатами сравнительных анализов. Большее стремление к демонстрации совершенства, способностей, избегание образа неуспешного человека, который обращается за помощью, более выражено у пользователей с высокой активностью в социальной сети. В группах с различным уровнем характеристик зависимого поведения обнаружены те же различия, за исключением вербализации собственных трудностей.
Полученные результаты позволяют наметить несколько направлений для дальнейших исследований.
1. Рассмотренные характеристики профилей пользователей социальной сети не связаны с непосредственным содержанием публикуемой информации, а в контексте данных о самопрезентации может быть интересным выявление того, насколько в публикуемых материалах отражают характеристики перфекционистского образа. Данное предположение может получить свое рассмотрение и в контексте половых различий.
2. Насколько зависимость от оценки других может оказывать влияние на поведение в социальной сети. С одной стороны, эту проблему можно рассматривать с позиции индивидуальных различий в перфекционизме, с другой - как проблему социальной фасилитации.
3. В чем специфика и содержание образа «Я», который предъявляет пользователь. Насколько самопрезентация отражает истинную личность человека, и не являются ли характеристики перфекционистской презентации способами управлять впечатлением о себе.
Ограничением данного исследования является то, что особенности профиля были получены на основании самоотчетов, а также ограниченный объем выборки и распределение данных, что не позволило изучить взаимодействие факторов.
Список литературы
1. Золотарева А.А. Адаптация методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта // Психологический журнал. - 2011. - № 6 (32). -С. 62-69.
2. Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - № 30 (7).
3. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Современные модели перфекционизма // Психологические исследования. - 2013. - № 28 (6).
4. Blachnio A., Przepiorka A. Dysfunction of Self-Regulation and Self-Control in Facebook Addiction // Psychiatric Quarterly. - 2016. - № 3 (87). - C. 493-500.
5. Busalim A.H., Masrom M., Binti Wan Zakaria W.N. The impact of Facebook Addiction and self-esteem on students' academic performance: A multi-group analysis // Computers & Education. - 2019. - Vol. 142. - C. 103651.
6. Ellison N.B., Steinfield C., Lampe C. The Benefits of Facebook "Friends:" Social Capital and College Students' Use of Online Social Network Sites // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2007. - № 4 (12). - C. 1143-1168.
7. Elphinston R.A., Noller P. Time to Face It! Facebook Intrusion and the Implications for Romantic Jealousy and Relationship Satisfaction // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. - 2011. - № 11 (14). - C. 631-635.
8. Flett G.L. [et al.]. Psychological distress and the frequency of perfectionistic thinking // Journal of Personality and Social Psychology. - 1998. - № 5 (75). -C. 1363-1381.
9. Griffiths M. A 'components' model of addiction within a biopsychosocial framework // Journal of Substance Use. - 2005. - № 4 (10). - C. 191-197.
10. Hart W., Adams J. M., Alex Burton K. Narcissistic for the People: Narcissists and Non-narcissists Disagree about How to Make a Good Impression // Personality and Individual Differences. - 2016. - Vol. 91. - C. 69-73.
11. Hewitt P.L. [et al.]. The interpersonal expression of perfection: Perfectionistic self-presentation and psychological distress. // Journal of Personality and Social Psychology. - 2003. - № 6 (84). - C. 1303-1325.
12. Hewitt P.L., Flett G.L. Perfectionism in the self and social contexts: Conceptualization, assessment, and association with psychopathology // Journal of Personality and Social Psychology. - 1991. - № 3 (60). - C. 456-470.
13. Mander J., Kavanagh D., Buckle C. Social. GlobalWeblndex's flagship report on the latest trends in social media.
14. Reinecke L., Hofmann W. Slacking Off or Winding Down? An Experience Sampling Study on the Drivers and Consequences of Media Use for Recovery Versus Procrastination // Human Communication Research. - 2016. - № 3 (42). - C. 441-461.
15. Sagioglou C., Greitemeyer T. Facebook's emotional consequences: Why Facebook causes a decrease in mood and why people still use it // Computers in Human Behavior. - 2014. - (35). - C. 359-363.
16. Smock A.D. [et al.]. Facebook as a toolkit: A uses and gratification approach to unbundling feature use // Computers in Human Behavior. - 2011. - № 6 (27). - C. 2322-2329.
17. Steinfield C., Ellison N.B., Lampe C. Social capital, self-esteem, and use of online social network sites: A longitudinal analysis // Journal of Applied Developmental Psychology. - 2008. - № 6 (29). - C. 434-445.