Systemic, communicative-active, competency-based, personality-oriented, technological, and semiotic-semiotic approaches are identified and analyzed. It is proved that these approaches determine the integrity and multidimensional nature of the pedagogical process for the formation of intercultural competence of students-economists and is the basis for the implementation of the developed pedagogical system and phased pedagogical technology.
Key words: methodological foundations, scientific paradigms, methodological approaches, intercultural competence, economics students.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. -М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили. - 2000. -144 с.
2. Развитие творческого потенциала будущего специалиста: монография / Т. О. Дмит-ренко [и др.]. - Херсон: ЧП Вишемирсь-кий В. С., 2014. - 424 с.
3. Дмитренко Т. А. Яресько К. В. Основы современной педагогики: Социально-коммуникационный аспект исследования // Вестник ХГАК: сб. науч. тр. - Харьков: ХГАК, 2013. - Вып. 39. - С. 220-225.
4. Сластёнин В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. - 2004. -№ 1. - С. 43-49.
5. Философский словарь социальных терминов / под общ. ред. В. П. Андрющенко. -Харьков, 2005. - 672 с.
6. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 368 с.
7. Садовский В. Н. Основание общей теории систем. - М.: Наука, 1974. - 280 с.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 713 с.
9. Нечаев В. Д., Вербицкий А. А. В концепции современного гуманитарного образования // Высшее образование. - 2011. - № 3. -С. 14-22.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. -304 с.
11. Зимняя И. А. Ключевой компетентности как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
12. Реутов В. Е., Реутова В. В. Психолого-педагогические факторы развития творческого потенциала будущих экономистов // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-1. - С. 160-167.
А. С. Сивцева
УДК 378.091.3: [81.243: 338.48] СТРУКТУРНО-
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
ФОРМИРОВАНИЯ
ИНОЯЗЫЧНОЙ
КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ
Пр
рактика показывает, что современный рынок труда недостаточно обеспечен компетентными специалистами медицинского профиля, обладающих высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК), необходимой для самостоятельного и эффективного решения профессиональных задач в условиях интенсификации межкультурной коммуникации. Анализ методической литературы свидетельствует о том, что проблема формирования ИКК у будущих специалистов-медиков недостаточно исследована. Актуальность проблемы исследования обусловлена также необходимостью поиска решения ряда противоречий между:
- требованиями, предъявляемыми к компетентности будущих врачей, и качеством их профессиональной подготовки в вузе в процессе изучения цикла гуманитарных дисциплин;
- требованиями к уровню сформирован-ности ИКК в соответствии с образовательно-квалификационной характеристикой специалистов и недостаточной ресурсной обеспеченностью этого процесса в системе профессиональной подготовки будущих врачей.
Концептуальные основы профессиональной подготовки будущих медиков отражены в приказе Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 96 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета)», в соответствии с которым врач должен взаимодействовать с широким кругом лиц (коллегами, руководителями, пациентами) для осуществления профессиональной деятельности; выполнять ограниченные управленческие функции; принимать решения в привычных условиях с элементами непредсказуемости. В указанном документе обосновывается необходимость обучения студентов иноязычному общению. Учитывая то, что профессия врача предусматривает субъект-субъектные отношения, в том числе с иностранными гражданами, эффективность лечения напрямую зависит от качества коммуникации, которая характеризуется уровнем сформированности иноязычной коммуникативной компетентности в рамках профессиональной подготовки. В контексте указанных процессов возникает цель разработки модели формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих медиков, характеризующая ее основные этапы и особенности.
Обратимся к определению «модель» в педагогике. По мнению ряда ученых (В. К. Бес-палько, Е. Б. Виноградова, В. А. Кучер, В. А. Кри-вова, О. В. Крюков, А. Р. Ротенберг, С. Ф. Сергеев), модель является способом существования знаний.
Теоретический анализ проблемы позволил определить моделирование как важней-
ший этап развития любой теории. Модель может служить основой конструирования нового, еще неизвестного практике. В таком случае исследователь, обнаружив характерные черты существующих явлений, процессов педагогической практики, начинает поиск нового с компоновки, сочетания, моделирования принципиально нового состояния объекта изучения. Так возникают модели-гипотезы, которые носят характер предположения и которые требуют проверки; модели-концепции превращаются в научно обоснованные теории.
Исследователь Ю. А. Колесникова определяет модель как «метод познавательной и управленческой деятельности, благодаря которому можно адекватно и целостно отобразить сущность, важнейшие качества и компоненты системы» [6, с. 57]. Т. М. Борисова видит суть педагогического моделирования в том, что модель является вспомогательным средством, которое в процессе познания дает новую информацию об основном объекте изучения. Этот процесс включает «комплекс педагогических условий поэтапного формирования» всесторонней компетентности обучающегося, «которая отражает содержательную и процессуальную (компоненты) основы» [3, с. 69]. По мнению Н. А. Антоновой, педагогическая модель представляет собой искусственно созданный объект в виде схемы, конструкции, знаковых форм или формул, который, будучи подобным изучаемому объекту (или явлению), отражает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [1].
Согласно Г. С. Архиповой, каждая модель должна фиксировать главные черты объекта изучения. Модели могут быть созданы в результате глубокого понимания функций и свойств, которые они моделируют. Модель всегда выступает как аналогия и является промежуточным звеном между выдвинутыми теоретическими положениями и их проверкой в реальном педагогическом процессе [2].
На наш взгляд, «моделирование» выступает как метод исследования специфически
2020/2-
(Ш\
организованных объектов, при этом объектами выступают относительно самостоятельные, функционирующие динамические образования, рассматриваемые как определенная целостность. Таким образом, данный метод позволяет отображать важные характеристики педагогической технологии, направленной на формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности будущего врача в процессе его профессионального обучения.
Концептуальными аспектами проектирования и моделирования содержания иноязычной коммуникативной компетентности занимались такие ученые, как Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Т. Н. Дридзе, М. Р. Жинкин, Е. С. Заир-Бек, С. Л. Рубинштейн, Е. С. Полат, Л. Г. Семушина, Н. А. Сура, А. К. Федоренко.
Поскольку наша работа посвящена проблеме формирования ИКК студентов-медиков в процессе их профессиональной подготовки, возникает необходимость проектирования структурно-функциональной модели. По мнению С. С. Миронцевой, такая модель «отражает целостный педагогический процесс, в котором совокупность подходов обучения направлена на приобретение обучающимися определенных компетенций, а также на развитие личностных качеств обучающихся. Она выступает инструментом познания, прогнозирования и реализации процесса обучения, позволяющим определить соответствие поставленной цели с конечным результатом, полученным в ходе экспериментальной работы» [6, с. 148]. На наш взгляд, предложенная модель соответствует требованиям практико-ориентированного образования, имеет потенциал, обеспечивающий оптимальный уровень сформированной иноязычной коммуникативной компетентности будущего врача. Такого рода модель отвечает отечественным стандартам образования и обеспечивает специфические отраслевые требования к профессионализму и личностным качествам выпускника вуза.
При проектировании структурно-функциональной модели мы опирались на исследования Г. С. Архиповой, Т. А. Баевой, Т. И. Би-
рюковой, Л. В. Богдановой, М. Ю. Гайкиной, Н. А. Глузман, Н. В. Горбуновой, Е. А. Зимо-вец, Е. А. Прохоровой, П. И. Сердюкова, которые освещают сущность и место коммуникативной подготовки в формировании профессиональной компетентности студентов, а также методические аспекты развития ИКК, критерии оценивания и организационно-педагогические условия формирования ИКК [2; 4; 5].
Предложенная модель имеет блочную структуру и представляет собой интегрированное научно-теоретическое структурирование процесса профессиональной подготовки студентов-медиков:
целевой блок определяет цель формирования ИКК, которая была обусловлена социальным заказом общества, а также продиктована Федеральным образовательным стандартом высшего образования 3+;
методологический блок составляют ключевые научные подходы: компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориен-тированный и коммуникативный, а также принципы интерактивности, коммуникативности, профессиональной направленности, активного и интерактивного взаимодействия, аутентичности общения, консолидации знаний.
Компетентностный подход предусматривает смещение акцента от знаниево-ориентированного процесса обучения на формирование и развитие у студентов широкого ряда компетенций - ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационно-технической, социокультурной, коммуникативной. Основой компетентностного подхода является триада целей обучения: формирование когнитивых навыков, воспитание личностных качеств, развитие высших психических процессов.
Выбор системно-деятельностного подхода обусловлен тем, что процесс обучения иностранному языку имеет деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется через активную речевую деятельность, с помощью которой участники решают реальные и условные задачи.
Личностно-ориентированный подход позволяет обеспечить условия для интеллек-
туального и социального развития гармоничной личности в процессе профессиональной подготовки и овладения иностранным языком. В контексте этого подхода выделяется концепция автономии учащегося и автономного непрерывного обучения. По утверждению А. В. Хуторского, внедрение личностно-ориен-тированного подхода обеспечивает оптимальное соотношение творческих процессов с нормативными, что обеспечивает эффективное усвоение студентами образовательных стандартов на личностно значимом уровне.
Реализация коммуникативного подхода в учебном процессе означает, что формирование иноязычных речевых умений происходит благодаря осуществлению обучающимися иноязычной речевой деятельности, т.е. овладение средствами общения направлено на их практическое применение в процессе общения в специально созданных ситуациях.
Помимо вышеупомянутых подходов, методическую основу разработанной модели составил ряд методических принципов.
Принцип коммуникативности предполагает использование комплекса коммуникативных ситуаций, направленных на всестороннее развитие ИКК обучающихся: от формирования речевых навыков и умений до развития речевого и экстралингвистического поведения, адекватного ситуации общения (языковые и фоновые знания служат развитию речевых умений и навыков).
Принцип активного и интерактивного обучения основывается на диалогическом, полилогическом, групповом, парном характере взаимодействия, при котором обучающиеся обмениваются языковым и даже профессиональным опытом. Указанный подход помогает снимать языковые барьеры, корректировать типичные и повторяющиеся ошибки каждого из участников.
Принцип аутентичности предполагает систематическое и последовательное использование аутентичных материалов в процессе обучения в условиях отсутствия реальных коммуникативных ситуаций с носителями изучаемого языка. Правильно подобранный языковой материал имеет актуальное содер-
жание, отвечает учебным целям и задачам, соответствует профессиональным и личностным интересам и потребностям обучающихся, является источником социокультурной информации, средством постижения иноязычной культуры и межкультурной коммуникации.
Принцип профессиональной направленности предполагает реализацию профессионально-ориентированного обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов на всех этапах образовательной деятельности. Профессионализация образовательного процесса высшего учебного заведения активизирует жизненную позицию студентов, позволяет сознательно выстраивать собственную траекторию образовательной деятельности, обеспечивает личностное включение в освоение будущей профессии.
Принцип консолидации усвоения знаний способствует качественному усвоению полученных знаний, умений и навыков, направленных на формирование высококвалифицированного специалиста и культурной, образованной личности
Теоретический блок включает анализ ключевых понятий исследования: «коммуникативная компетентность», «иноязычная коммуникативная компетентность». Коммуникативную компетентность рассматриваем как совокупность знаний, умений и навыков, направленных на эффективное общение в определенных коммуникативных ситуациях. Под иноязычной коммуникативной компетентностью (ИКК) понимаем способность обучающегося к свободному пониманию и к рече-мыслительной деятельности на иностранном языке в соответствии с перцептивно-коммуникативными и интерактивно-коммуникативными функциями общения.
Критериально-диагностический блок отражает критерии, показатели и уровни сфор-мированности иноязычной коммуникативной компетентности будущих врачей:
- ценностно-мотивационный критерий с показателями: устойчивый интерес и стойкая мотивация к иноязычной коммуникации;
- организационно-коммуникативный критерий с показателями: способность обучаю-
щихся к продуктивному ведению коммуникации и информационному обмену с целью взаимопонимания партнеров;
- когнитивно-содержательный критерий с показателями: сформированность компетенций и систематизированность знаний;
- рефлексивно-результативный критерий с показателями: высокая способность к самооценке и самоанализу.
С учетом предложенных критериев и показателей охарактеризованы уровни сформи-рованности ИКК (удовлетворительный, пороговый, продвинутый).
Процессуально-содержательный блок включает этапы (ознакомительный, репродуктивный, практический, творческий), педагогические условия, содержание работы, ожидаемый результат.
Под педагогическими условиями понимаем совокупность объективных возможностей или обстоятельств, содержания, форм, методов, педагогических приемов, направленных на достижение конкретной педагогической цели.
Выделим педагогические условия формирования ИКК: ориентация целей и задач обучения иностранному языку будущих врачей на повышение качества их профессиональной подготовки; вовлечение будущих врачей в коммуникативно-познавательную деятельность; формирование коммуникативного, интерактивного, перцептивного, профессионального, поведенческого блоков общения; целостный, компетентностно-системно-деятельностный характер формирования иноязычной коммуникативной компетентности и творческая направленность.
Содержание работы включает написание эссе с обоснованием личного выбора медицинской профессии, ролевые игры, выполнение лексико-грамматических заданий, тестов, разыгрывание диалогов и коммуникативных ситуаций, чтение и прослушивание аутентичных текстов, подкастов, вебинаров, мировых сервисов новостей, творческие проектные задания, разработку портфолио, круглый стол, дебаты, защиту рефератов, подготовку докладов для участия в студенческих конференциях.
Результативный блок модели отражает результат: сформированность иноязычной коммуникативной компетентности будущих врачей на продвинутом уровне.
Разработанная модель подтверждает свою эффективность при проведении сравнительно-сопоставительного анализа первичной и контрольной диагностики сформированности уровня ИКК у обучающихся медиков. Методологической основой предложенной модели выступили научные подходы (системно-дея-тельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, коммуникативный), принципы (активного, интерактивного взаимодействия в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности; принцип активности обучающихся; принцип наглядности; принцип прочности усвоения знаний; коммуникативно направленного формирования речевых навыков; интегративный принцип взаимосвязанного обучения языку и культуре на основе аутентичности общения; профессионально-ориентированного иноязычного общения). Модель имеет блочную структуру и включает целевой, методологический, теоретический, критериально-диагностический, процессуально-содержательный и результативный блоки.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема повышения эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся медиков в процессе профессиональной подготовки, предложена педагогическая модель формирования иноязычной подготовки будущих специалистов в области здравоохранения.
Ключевые слова: профессиональная иноязычная подготовка, иноязычная коммуникативная компетентность, модель, разработка учебно-методических материалов, обучающиеся медики.
SUMMARY
The problem of increasing the effectiveness of the formation of foreign-language communicative competence of future physicians in the process of general professional training is considered. The pedagogical model of foreign language training of future doctors is substantiated.
Key words: professional foreign language training, foreign language communicative competence, pedagogical model, design of teaching resources, medical students.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Н. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности у студентов медицинского факультета в процессе обучения в вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. -№ 9 (27). - С. 35-38.
2. Архипова Г. С. Формирование иноязычной компетенции будущего специалиста медицинского профиля // Иностранный язык в высшей школе: сб. материалов межвузовского научно-методического семинара. Выпуск 6. - Чита, 2006. - С. 49-53.
3. Борисова Т. М. Модель педагогической технологии по формированию духовно-нравственных ценностей у студентов средствами якутской поэзии // Вестник Якутского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. - 2008. - Вып. 3. - Т. 5. -С. 67-73.
4. Глузман Н. А. Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Республике Крым // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: сборник материалов Всеукраинской научно-практической конференции (Евпатория, 2122 мая 2015 г.). - С. 3-11.
5. Горбунова Н. В., Божко Ю. И. Межкультурная иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция будущих морских судоводителей в условиях модернизации современного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - 2015. - Вып. 47. - Ч. 1. - С. 2430.
6. Миронцева С. С. Структурно-функциональная модель формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием ЭОР // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и
психология. - 2017. - Вып. 56. - Ч. 2. С. 147-157.
М. В. Переверзев
УДК 378:338.486
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА КРЫМА
связи с присоединением Республики Крым к Российской Федерации наметилась позитивная тенденция развития туристического и гостиничного бизнеса. Переходный период, представляющий из себя постепенную интеграцию Республики Крым в правовую, экономическую и политическую сферы России, - крайне важный момент для дальнейшего развития полуострова.
Республика является стратегически важным регионом для российской политики и экономики. Среди первостепенных задач стоит решение вопроса стратегического развития одной из самых перспективных статей бюджета Республики Крым, а теперь и России в целом - туризма и гостеприимства. Однако крымский туристический бизнес занимает всего несколько процентов в общей экономике Крыма: по одним подсчетам - 9 %, по другим - не дотягивает и до 6 %. Именно поэтому развитие гостеприимства является одним из важнейших факторов становления крымского региона, поскольку туристская и курортно-санаторная отрасль постоянно трансформируется и придает импульс постоянному движению к стабильности Крыма [1].
Как справедливо отмечают Н. Ю. Сайбель и А. Е. Потапова, одной из фундаментальных