Научная статья на тему 'Структурно-функциональная характеристика технологии позиционного обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки'

Структурно-функциональная характеристика технологии позиционного обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камышева Елена Юрьевна

В статье обосновывается необходимость рассмотрения структурно-функциональной характеристики технологии позиционного обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки, обладающей образовательной ценностью для формирования коммуникативной компетенции студентов. Раскрывается сущность технологии позиционного обучения, выделяются и описываются структурные компоненты (концептуальный, содержательный, процессуальный), интерпретируется содержание функций технологии позиционного обучения иностранному языку в образовательном процессе вуза (методологическая, аксиологическая, интегративная).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камышева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная характеристика технологии позиционного обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки»

_VOCATIONAL TRAINING_

УДК 378

Камышева Елена Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков технических факультетов, Новосибирский государственный технический университет, ejkamysheva@yandex.ru, Новосибирск

структурно-функциональная характеристика

технологии позиционного обучения иностранному языку студентов технических

направлений подготовки

Аннотация. В статье обосновывается необходимость рассмотрения структурно-функциональной характеристики технологии позиционного обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки, обладающей образовательной ценностью для формирования коммуникативной компетенции студентов. Раскрывается сущность технологии позиционного обучения, выделяются и описываются структурные компоненты (концептуальный, содержательный, процессуальный), интерпретируется содержание функций технологии позиционного обучения иностранному языку в образовательном процессе вуза (методологическая, аксиологическая, интегративная).

Ключевые слова: образовательная технология, технология позиционного обучения, обучение иностранному языку, коммуникативная компетенция, структурно-функциональная характеристика.

В условиях конкурентной профессиональной среды спрос на специалистов, свободно владеющих иностранным языком, побуждает преподавателей иностранного языка преобразовывать содержательное наполнение дисциплины «Иностранный язык» и изыскивать современные образовательные технологии, ориентированные на формирование и развитие коммуникативной компетенции, позволяющей будущему специалисту решать теоретические и практические задачи профессиональной деятельности на иностранном языке. Одной из эффективных образовательных технологий обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки является, на наш взгляд, технология позиционного обучения.

Анализ научных публикаций по проблемам позиционного обучения (Н. Е. Ве-раксы, Е. В. Воробьевой, С. В. Горохова, Е.Е. Крашенникова,Е. В. Рачковой, О.А. Шиян, И. Б. Шиян и др.), потребностей современной образовательной практики свидетельствует о том, что до настоящего времени не в полной мере изучена концептуальная основа данной технологии как эффективного образовательного ресурса; структурное и функциональное содержание технологии не стало предметом комплексного педагогического исследования. В связи с этим, на наш взгляд, актуальным представляется опи-

сание структурно-функциональной характеристики технологии позиционного обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки, позволяющей раскрыть ее образовательную ценность.

Анализ теоретических исследований В. П. Беспалько, Н. М. Борытко, М. В. Кла-рина, А. А. Матюшкина, М. И. Махмутова, Г. К Селевко, Н. Ф. Талызиной и др., посвященных содержанию образовательной технологии, дает основание рассматривать технологию позиционного обучения иностранному языку как систему теоретически обоснованных положений и соответствующих им форм, методов, приемов и средств проектирования, организации и реализации процесса, интегрирующего ресурсы образовательной среды и ресурсы обучающегося с целью достижения прогнозируемого результата. Сущностную основу позиционного обучения составляет выбор обучающимся позиции [1], определенного отношения к рассматриваемой проблеме, предполагающего некоторый способ его проявления в трех разных пространствах: репродуктивном, продуктивном и творческом.

Связь технологии позиционного обучения с теоретическими и практическими аспектами гуманитарных технологий обучения [5], анализ структурных компонентов образовательной технологии, представлен-

ных Г. К. Селевко [3], позволяют выделить концептуальный, содержательный, процессуальный компоненты технологии позиционного обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки.

Концептуальный компонент технологии позиционного обучения связан с описанием подходов, принципов построения технологии, проектированием целей и разработкой содержания обучения. На наш взгляд, основными методологическими подходами при реализации технологии позиционного обучения являются системный, личностно-ориентированный, компетентностно-дея-тельностный и профессионально-ориентированный.

Системный подход как одно из направлений методологии научного познания применяется при исследовании объектов, представляющих собой органичное целое. Этот подход предполагает изучение технологии позиционного обучения с точки зрения ее внутренних и внешних системных свойств и связей, а именно выявление элементов изучаемого явления; целостности компонентов; функциональности внешних и внутренних системообразующих факторов, необходимых для достижения цели ее реализации.

Личностно-ориентированный подход в контексте технологии позиционного обучения иностранному языку предусматривает приоритет субъект-субъектного обучения [6], разработку научного и дидактико-мето-дического инструментария, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития личности обучающегося, выявление возможностей, стимулирующих его саморазвитие, самоутверждение, самореализацию.

Компетентностно-деятельностный подход напрямую связан с понятием «компетенция» и «деятельность», является междисциплинарным. Можно выделить три типа компетенций: инструментальные, межличностные и системные [2], которые являются важным для реализации технологии позиционного обучения иностранному языку. Компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой, так как компетенции формируются в процессе образовательной деятельности с целью успешного осуществления будущей профессиональной деятельности.

Профессионально-ориентированный подход при реализации технологии позицион-

ного обучения предполагает интеграцию дидактического материала на иностранном языке с профилирующими дисциплинами с целью формирования способности иноязычного общения в конкретных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессиональной деятельности.

Анализ вышеназванных подходов позволил определить принципы реализации технологии позиционного обучения иностранному языку: принцип дифференциации и индивидуализации; принцип активного взаимодействия субъектов образовательного процесса; принцип единства коллективных и индивидуальных форм работы; принцип профессиональной направленности; принцип коммуникативной направленности; ситуативно-тематической обусловленности содержания обучения иностранному языку.

Методологические подходы и принципы определяют установки, с которыми педагог подходит к проектированию, реализации технологии позиционного обучения и к поиску возможных путей ее оптимизации.

Содержательный компонент технологии позиционного обучения иностранному языку представлен федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, учебными программами, учебными пособиями, дидактическими средствами (текстами, аудио- и видеоматериалами профессионального содержания), методами (наглядными, игровыми, коммуникативными, интерактивными, исследовательскими, методами контроля и самоконтроля), организационными формами (индивидуальными, групповыми, коллективными), включает проектирование этапов реализации технологии.

Процессуальный компонент технологии позиционного обучения отражен в реализации данной технологии, которая включает взаимосвязанные этапы.

Мотивационно-подготовительный этап ориентирован на структурно-содержательную обработку дидактического материала с целью его адаптации к уровню понимания обучающихся, выявления у обучающихся мотивов и потребностей изучения предложенного дидактического материала, построение личностного интеллектуально-творческого пространства при выполнении заданий выбранной позиции.

VOCATIONAL TRAINING

Коммуникативно-деятельностный этап нацелен на обеспечение обучающимся условий успешного решения задач выбранной позиции с учетом их индивидуальных особенностей, личностных качеств и предыдущего опыта творческой деятельности на иностранном языке. Участники образовательного процесса делятся на группы, каждая группа выбирает свою позицию. Каждая позиция имеет свои названия. Задания позиции «Автор» носят репродуктивный характер и включают работу с терминами, понятиями, основными тезисами, их интерпретацией и презентацией в виде графических схем. С целью продуктивного осмысления материала предлагаются позиции «Непринятие» и «Принятие». Одной группе отводится роль пессимистов, другой - реалистов. Задача пессимистов заключается в обнаружении несоответствия и противоречия в содержании изучаемого материала. Реалистам необходимо доказать, что изучаемый материал актуален, представляет значимость с теоретической и практической точек зрения. С целью творческой реализации смыслового содержания текстового профильного материала обучающимся предлагается позиция под названием «Творцы», участники которой должны продуцировать речевое произведение (стихотворение, синк-вейн) или представить театрализованную постановку (миниатюру). Контрольно-оценочный этап связан с защитой выбранной позиции и оценкой проделанной работы. Каждая группа поочередно демонстрирует результаты репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности в форме диалогов, мини-дискуссий, презентаций. Важное значение на данном этапе имеет работа участников позиции «Сторонний наблюдатель» или «Эксперт», в ходе которой обучающиеся должны оценить результаты деятельности участников всех позиций. В рамках позиций обучающиеся выбирают роли критиков и защитников. Критик суммирует недостатки предмета дискуссии, защитник выделяет достоинства предмета дискуссии.

Прогностический этап ориентирован на определение достигнутых результатов, корректировку в организации дальнейшего процесса обучения иностранному языку.

Описание содержательной части структурных компонентов технологии позицион-

ного обучения иностранному языку позволяет выделить основные функции данной технологии в образовательном процессе: методологическую, аксиологическую и ин-тегративную.

Методологическая функция технологии позиционного обучения иностранному языку связана с изучением передового педагогического опыта по применению данного явления в образовательной практике, научным обоснованием необходимости его внедрения, раскрытием сущности изучаемого явления, разработкой дидактико-методиче-ского инструментария, обеспечивающего эффективность реализации изучаемого явления в образовательном процессе, оценкой полученных результатов и их последующей коррекцией во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Аксиологическая функция технологии позиционного обучения связана с процессом организации ценностно-ориентацион-ной деятельности обучающихся. Сущность ценностно-ориентационной деятельности обучающихся, по словам В. А. Сластенина, состоит в «целенаправленном осмыслении, оценке ими социально значимых явлений, процессов, объектов действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов» [4, с. 452], связанных с утверждением роли обучающегося в социальной и профессиональной сфере, удовлетворением его потребности в общении; в саморазвитии творческой индивидуальности; самореализации его личности.

Интегративная функция технологии позиционного обучения иностранному языку проявляется в конструировании интегратив-ного содержания дидактического материала, обладающего взаимосвязью с дидактическими единицами профилирующих предметов. Освоение содержания обучения осуществляется посредством решения позиционной задачи, которая может быть проблемной и учебно-познавательной, развивающей и воспитательной, учебной и профессиональной.

Образовательная ценность практической реализации технологии позиционного обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки в совокупности ее структурных компонентов (концептуального, содержательного, процессуального) и функций (методологической,

аксиологической и интегративной) заключается в том, что данная технология позволяет всем участникам образовательного процесса взаимодействовать друг с другом, открыто выражать позицию по проблеме, обмениваться мнениями, идеями, оценивать деятельность других обучающихся и свою собственную, погружаться в атмосферу делового сотрудничества по обсуждению и решению позиционных задач.

Библиографический список

1. Веракса Н. Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии. - 1994. -№ 3. - С. 122-129.

2. Некрасова И. И., Сартаков И. В. Аспекты компетентностного подхода при проектировании

модели выпускника вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 84-87.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

4. Сластенин В. А. Педагогика: ученое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2006. - 576 с.

5. Фирсова Н. П., Завалихина Р. С. Принципы реализации гуманитарных технологий как пространства развития субъектности обучающихся // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№ 1. - С. 65-69.

6. Baeten M, Kyndt E, Struyven K., & Dochy F. Using student-centred learning environments to stimulate deep approaches to learning: Factors encouraging or discouraging their effectiveness // Educational Research Review. - 2010. - Vol. 5. -Р. 243-260.

Kamysheva Elena Jurjevna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Foreign Language Department, Novosibirsk State Technical University, ejkamysheva @yandex.ry, Novosibirsk

structure functional analysis of the foreign language position training technology of the students of the technical university

Abstract. The paper substantiates the necessity of considering the structure functional analysis of the foreign language position training technology of the students of the technical university. It is outlined that this technology is of great educational value for developing of the communicative competence of the students. The author explains the essence of the position training technology, determines and describes in details the structural components of the technology: conceptual (approaches, principles, the main theoretical aspects of the position training technology, ect.), content-related (syllabus, methods, educational forms), procedural (the steps of the realization of the technology), interprets the methodological, axiological, integrative functions of the technology in the educational process.

Keywords: educational technology, position training technology, foreign language teaching, communicative competence, structure functional analysis.

Поступила в редакцию 21.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.