Научная статья на тему 'Технологическая модель содержания обучения иностранному языку в вузе на основе новых стандартов'

Технологическая модель содержания обучения иностранному языку в вузе на основе новых стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LANGUAGE (INTERCULTURAL) COMMUNICATIVE COMPETENCE / ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ (МЕЖКУЛЬТУРНАЯ) КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TECHNOLOGY / MODELING OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкурина Оксана Павловна

В статье рассматриваются малоизученные аспекты построения модели содержания обучения иностранному языку посредством технологии в рамках компетентностного подхода. В результате исследования выделены компоненты иноязычной (межкультурной) коммуникативной компетентности как основного качества личности студента, разработана трехуровневая модель содержания обучения иностранному языку, способствующая эффективной реализации новых стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological model of training of foreign language in high school on the basis of new standards

In the article there are considered poor studied aspects of model of the training of foreign language by means of competence technology. As a result of research foreign language communicative competence components (intercultural) are considered as a basic quality of personality of a student, the three-level model of training of foreign language, promoting effective implementation of new standards is developed.

Текст научной работы на тему «Технологическая модель содержания обучения иностранному языку в вузе на основе новых стандартов»

УДК 378.1 О. П. ШКУРИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ

В статье рассматриваются малоизученные аспекты построения модели содержания обучения иностранному языку посредством технологии в рамках компетентностного подхода. В результате исследования выделены компоненты иноязычной (межкультур-ной) коммуникативной компетентности как основного качества личности студента, разработана трехуровневая модель содержания обучения иностранному языку, способствующая эффективной реализации новых стандартов.

Ключевые слова: технология, моделирование содержания обучения, иноязычная (меж-культурная) коммуникативная компетентность.

Актуальность. Существенные изменения в системе высшего профессионального образования как в нашей стране, так и за рубежом, переход на новые стандарты обусловили ряд проблемных вопросов, касающихся проектирования учебных курсов в составе образовательной программы нового поколения. А именно:

— В какой мере преподавательский состав готов к проектированию и реализации ООП, соответствующих требованиям ФГОС ВПО?

— Как спроектировать компетентностно-ориен-тированный учебный курс, обусловливающий развитие компетенций (ОК и ПК)?

— Как спланировать результаты изучения курса в логике компетентностного подхода?

— Как структурировать модульное содержание обучения [1]?

Современный социальный заказ обусловил, таким образом, поиск новых подходов к разработке учебных курсов. В связи с этим на сегодняшний день предпочтение отдается проектированию образовательных и педагогических технологий. Между тем в условиях модернизации высшего профессионального образования особое внимание уделяется обучению иностранному языку как дисциплине «обслуживающего» характера, сопровождающей и дополняющей профессиональное образование по избранному профилю и направлению. В связи с этим приоритетным для образовательной практики вуза становится сегодня такая модель содержания обучения иностранному языку, которая обеспечивает наиболее эффективную реализацию государственных стандартов нового поколения в рамках компетент-ностного подхода.

Рассматриваемая проблема актуализируется и тем обстоятельством, что до настоящего времени вопросы организации содержания обучения иностранному языку в высшей школе в рамках компе-тентностного подхода недостаточно глубоко разработаны.

Своевременным решением данной проблемы, на наш взгляд, является разработанная нами технология педагогического моделирования содержания обучения иностранному языку в вузе, имеющая своей

целью создание модели содержания обучения иностранному языку, а результатом — развитие иноязычной (межкультурной) коммуникативной компетентности студентов. Данная трёхуровневая модель содержания обучения позволяет также сопровождать развитие профессиональных компетенций студентов младших курсов на занятиях по иностранному языку.

Исследование теоретического и эмпирического материала по отдельным аспектам конструирования содержания обучения (В. П. Беспалько, В. В. Кра-евский, И. И. Логвинов, А. М. Сохор, В. А. Якунин и др.), по педагогическому моделированию (А. П. Аношкин, С. И. Архангельский, В. Г. Афанасьев, А. М. Да-хин, В. М. Монахов и др.), по проектированию содержания общего среднего образования (В. В. Краев-ский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторской и др.), позволило нам создать научную основу для педагогического моделирования содержания обучения иностранному языку в вузе на основе управленческой технологии, имеющей своей целью создание трёхуровневой модели содержания обучения иностранному языку, а результатом — развитие иноязычной (межкультурной) коммуникативной компетентности студентов.

Изучение массовой практики образовательного процесса в вузе позволяет утверждать, что моделирование содержания обучения иностранному языку в педагогической деятельности преподавателя вуза осуществляется чаще бессистемно и неэффективно. Этот вопрос остается неизученным и в теоретическом плане. Между тем педагогическое моделирование содержания обучения в рамках технологии, осуществляемое на основе интеграции компонентов содержания образования (на уровне дидактического синтеза), имеет широкие возможности эффективной реализации государственных стандартов нового поколения (ФГОС ВПО) и организации творческой деятельности студентов, что благоприятствует развитию их профессиональных компетенций.

Таким образом, в настоящее время объективно существуют следующие противоречия:

— между возрастающими требованиями к методологической культуре педагога-предметника, его

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

профессиональной компетентности, показателем которой является владение технологиями создания моделей содержания обучения, обеспечивающими развитие ОК и ПК, и недостаточной разработанностью функционального состава данного вида деятельности;

— между очевидностью развития иноязычной (межкультурной) коммуникативной компетентности как основного качества личности, формируемого у студента в процессе вузовской подготовки, так и профессиональных компетенций (ПК) и реальными возможностями существующих моделей содержания обучения иностранному языку.

Указанные противоречия определили проблему исследования.

Научная проблема заключается в выявлении технологических основ педагогического моделирования содержания обучения иностранному языку в вузе в рамках компетентностного подхода и разработкой модели содержания обучения иностранному языку, обеспечивающей развитие иноязычной (межкультурной) компетентности студентов младших курсов, а также их профессиональных компетенций.

Цель исследования: разработать технологию педагогического моделирования содержания обучения иностранному языку в вузе, в основе которой лежит трёхуровневая модель содержания обучения, влияющая на развитие иноязычной (межкультурной) компетентности студентов и способствующая также развитию их профессиональных компетенций.

Суть авторской исследовательской концепции сводится к следующим идеям:

— обучение соответствующему гуманитарному содержанию на занятиях по иностранному языку актуализирует личностный опыт студента, воздействует на профессиональные потребности, их направленность, обусловливая развитие и саморазвитие личности студента в вузе, а «способ организации» содержания — в данном случае через его моделирование — обеспечивает управление процессом развития;

— педагогическое моделирование содержания обучения в рамках данного исследования связано как с общим методом научного познания (исследовательский принцип), так и с психолого-педагогическими воззрениями, является непременным условием осуществления управленческой функции обучения по развитию личности студента в вузе, его профессионального становления и выделяется нами в особый вид педагогической деятельности;

— педагогическое моделирование содержания обучения — это деятельность педагога по созданию многомерных логико-смысловых моделей, логических структур содержания обучения, профессионально ориентированной ситуации речевого делового общения, являющимися результатами моделирования содержания на трех его уровнях (структурном, содержательном и оптимизационном — в логике учебного занятия).

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если технология педагогического моделирования содержания обучения иностранному языку реализуется как управленческий вид деятельности педагога-предметника, имеющей своей целью — создание модели содержания обучения на уровне синтеза компонентов содержания образования; содержанием — осуществление управленческих функций; организацией — поэтапный процесс разработки и принятия решений, и осуществляется на трех

уровнях (структурном, содержательном и оптимизационном), то это повысит эффективность деятельности педагога в плане реализации стандартов нового поколения (целенаправленность, содержательность, упорядоченность, результативность), обеспечит интегративность содержания обучения и найдет отражение в динамике развития иноязычной (меж-культурной) коммуникативной компетентности студентов, а также их профессиональных компетенций.

Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили выдвижение следующих задач исследования:

1. На основе теоретического анализа раскрыть сущность проблемы педагогического моделирования содержания обучения иностранному языку в вузе, определить принципы построения модели содержания обучения иностранному языку в высшей школе.

2. Разработать алгоритм технологии педагогического моделирования содержания обучения иностранному языку в вузе.

3. Определить систему критериев результативности педагогического моделирования содержания обучения иностранному языку в вузе.

4. Выявить практическое состояние проблемы педагогического моделирования содержания обучения иностранному языку в вузе и осуществить преобразовательную деятельность.

Методология исследования базируется на общенаучном системном подходе к познанию и преобразованию педагогической действительности, с позиции которого содержание обучения рассматривается как система целей через учебный материал, реализующаяся в педагогической деятельности в процессе моделирования содержания обучения системно и технологично. К параметрам, характеризующим свойства моделируемого в данном исследовании содержания иностранному языку, согласно данному подходу, отнесены «системность» и «интегративность» (С. И. Архангельский, В. Г. Афанасьев).

Теоретико-методологическим основанием исследования выступает компетентностно-деятельност-ный подход, конкретизирующий представление о результатах обучения, как социально значимых за пределами системы высшего профессионального образования, что представляет для нашего исследования интерес и используется в качестве ориентира при построении технологической модели содержания обучения иностранному языку в вузе (Дж. Равен, А. В. Хуторской).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— осуществлена трехуровневая градация моделирования содержания обучения иностранному языку в педагогической деятельности (структурный, содержательный, оптимизационный уровни) как управление развитием иноязычной (межкультурной) коммуникативной компетентности студентов младших курсов при изучении предмета «Иностранный язык);

— обоснована концепция многомерно-смысловых моделей и логических структур содержания обучения иностранному языку, профессионально ориентированных ситуаций речевого общения вместо календарно-тематических планов и учебных рабочих программ как будущего современной дидактики, как результатов педагогического моделирования содержания обучения на его уровнях.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в конкретизации понятий: «содержание обучения иностранному языку в вузе»; «моделирование

содержания обучения иностранному языку»; «иноязычная (межкультурная) коммуникативная компетентность»;

— в уточнении содержания понятий «педагогическое моделирование содержания обучения» (в категориях управления) и «интеграция содержания образования (на уровне дидактического синтеза).

Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии педагогического моделирования содержания обучения иностранному языку в вузе, которая имеет в своей основе трёхуровневую модель содержания обучения, способствующую наиболее эффективной реализации стандартов нового поколения.

Основные положения исследования. В контексте нашего исследования содержание обучения иностранному языку в вузе — это совокупность продуктов социального опыта, представленных в виде учебной информации, и реализующаяся как система целей через учебный материал. Основными характеристиками содержания обучения являются субъек-тность, функциональность, диалогичность, многомерность. Индивидуальное приращение каждого обучающегося в процессе обучения зависит от модели дозирования содержания и от структурного оформления каждой модели. Моделирование содержания обучения иностранному языку — это деятельность педагога по созданию многомерных логикосмысловых моделей (ЛСМ) и логических структур (ЛС) содержания обучения, профессионально ориентированной ситуации делового речевого общения (ДРО), образующих трехуровневую модель содержания обучения, представленную следующими уровнями: структурными (в логике учебного курса), содержательным (в логике учебной проблемы (темы)), оптимизационным (в логике учебного занятия). К параметрам, характеризующим свойства моделируемого языкового содержания, относятся «системность» и «интегративность».

Технология педагогического моделирования содержания обучения иностранному языку — это процесс управленческой деятельности педагога, осуществляемый как совокупность последовательных этапов: целевого, диагностического, прогностического, принятия решения, реализационного, коммуникативного (на оптимизационном уровне моделирования) и контрольно-оценочного на трех уровнях моделирования (структурном, содержательном и оптимизационном).

В логике нашего исследования содержание обучения иностранному языку как гуманитарной дисциплине, рассматриваемое с позиции компетент-ностного подхода в высшем профессиональном образовании, — это совокупность продуктов многомерного социального опыта, представленных в виде учебной информации, и реализующейся как система целей через учебный материал, имеющее своим результатом развития иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся. Основу содержания обучения составляет четырехкомпонентная структура содержания образования.

Учитывая специфику гуманитарного знания [2] и собственно предметное содержание такой дисциплины как иностранный язык, конечным результатом педагогического моделирования содержания обучения является развитие иноязычной (межкультурной) коммуникативной компетентности (МКК) у студентов младших курсов, а также их профессиональных компетенций.

Наше понимание и представление о межкультурной коммуникативной компетентности у сту-

дентов младших курсов конкретизируется через выделение следующих компонентов: когнитивный, деятельностный, креативный и мотивационноаксиологический. Данные компоненты выступают как показатели ее сформированности: 1) когнитивный показатель помогает отследить освоение языковых норм, употребления в речи профессиональных терминов и правил делового общения, характерных для конкретного языка и данного общества. Усвоение этих знаний сопровождается и характеризуется формированием «образа» изучаемого языка и конкретной профессиональной среды. «Образ» языка, изучаемого в вузе, понимается нами как совокупность представлений о грамматических, лексических, фонетических, фразеологических и терминологических нормах; 2) деятельностный показатель выражает внешнюю персонализацию коммуникативного пространства (взаимодействия), степень вовлеченности студента во взаимодействие, его позицию. Активность студента в той или иной деятельности (в данном случае коммуникативной) выступает, с одной стороны, как условие формирования умения пользоваться, применять приобретенные знания, а с другой — характеризует уровень его сформированнос-ти. При этом мы опираемся на тот факт, что активен субъект в том, в чем обладает определенными познаниями и опытом; 3) креативный (творческий) показатель помогает определить степень владения коммуникативной ситуацией делового общения и умением «пристраивать» ее к своим профессиональным задачам. Творчество рассматривается нами применительно к любому виду деятельности, в том числе и коммуникативному; 4) мотивационно-аксиологический показатель выражает ценностное отношение к изучаемому материалу, культуре страны изучаемого языка, партнеру по общению; включает умение учитывать намерения и способы коммуникации собеседника.

Содержание названных компонентов обеспечивается механизмом рефлексии, связанным с осмыслением, осознанием себя во взаимодействии с другими людьми, а также своей деятельности. Рефлексивная деятельность сопровождает все этапы развития иноязычной (межкультурной) коммуникативной компетентности: осознание социального опыта делового общения (коммуникативного пространства), осознание и анализ усвоенных языковых и профессиональных знаний и умений, применение их в профессиональной деятельности [3]. Особенности моделирования содержания обучения иностранному языку рассматривается нами с точки зрения возможностей оспособления учебного знания студентами. По методу организации учебной деятельности это коммуникативно-диалоговый и моделирующий поиск инструментальных ориентиров к имитируемой многомерной реальности. Ведущим принципом в процессе моделирования языкового содержания является принцип системного подхода. Данный принцип предполагает определенную реконструкцию или переструктурирование содержания учебного материала, т. е. придание ему такой структуры, которая способствовала бы освоению многомерного социального опыта в целостной системе. Таким образом, технология организации, т. е. моделирования содержания обучения иностранному языку — предполагает воссоздание профессионально ориентированной ситуации делового общения, места изучаемого языка в формировании профессиональных компетенций соответствующего профиля, темы, материала в системе ценностей обучающихся в группе студен-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Таблица 1

Фрагмент технологии педагогического моделирования содержания обучения иностранному языку в вузе

§ а 5 Содержание деятельности педагога Предполагаемый результат

Структурный Содержательный Оптимизационный Структурный Содержательный Оптимизационный

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

моделирования моделирования моделирования моделирования моделирования моделирования

Цель: создание модели содержания обучения изучаемого языка влияющей на развитие межкультурной коммуникативной

компетентности студентов и формируемых ПК соответствующего профиля и направлений

Задача: Задача: Задача: Логическая Многомерная Схема-модель

построить осуществить определить структура логико-смысловая содержания

древовидную система тизацию наборы содержания модель изучаемой (темы) занятия

логическую выделенных ситуативных учебного курса темы предмета предмета,

структуру узловых элементов позиций (СП); предмета в соответствии позволяющая

содержания содержания установить в соответствии с компонентами включать

учебного курса по дидактическим последова- с компонентами содержания обучающихся

в соответствии с основаниям тельность содержания профессио- (через наборы

компон ентами в соответствии включения СП образования нального СП) в многоплано-

содержания со структурой (в большей образования вую творческую

>3 3 4 ч о 3 а СП 3 а си образования содержания Организация степени деятельность,

и ПК соответ- образования комплексной ориентированная предполагающую

ствующего многоплановой на его интеграцию

профиля Реализация творческой креативный и знаний, опыта

программы деятельности мотивационно- и отношений

Реализация действий педагога студентов, ценностный

программы с УЭ содержания предполагающей компоненты

сц действий педагога с целью интеграцию содержания

с УМК с целью построения знаний, опыта и профессио-

построения логико-смысловой отношений, нальной

древовидной модели изучаемой составляющих подготовки)

логической темы основу

структуры самоидентифи-

содержания кации личности

учебного курса

предмета

«Иностранный

язык»

тов конкретной специальности. Представляем фрагмент технологии — реализационный этап (табл. 1).

Разработанная нами технологическая модель содержания обучения иностранному языку в вузе — это процесс управленческой деятельности педагога, обеспечивающий наиболее эффективную реализацию стандартов нового поколения, поскольку способствует организации многоплановой творческой деятельности студентов, благоприятствуя развитию их коммуникативных и профессиональных компетенций на занятиях по иностранному языку.

Библиографический список

1. Компетентностный подход в проектировании образовательных программ: учеб. пособие / сост. А. И. Чучалин

[и др.]. — Томск : Томский политехнический институт, 2010. — 160 с.

2. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. — М. : Когито-Центр, 2002. — 393 с.

3. Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В. В. Сафонова. — М. : Изд-во НИЦ «Еврошкола», 2004. - С. 236.

ШКУРИНА Оксана Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. Адрес для переписки: oksana.shkurina_2008@mail.rn

Статья поступила в редакцию 25.03.2013 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© О. П. Шкурина

Книжная полка

Основные методы сбора данных в психологии : учеб. пособие для вузов по направлению подгот. (специальности) ГОС ВПО 030300 «Психология», 030301 «Психология», 030302 «Клиническая психология» ; направлению подгот. 030300 «Психология», направлению подгот. (специальности) 030301 «Психология служебной деятельности», 030401 «Клиническая психология» ФГОС ВПО / А. В. Гарусев [и др.] ; под ред. С. А. Капустина. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 157 с. - 18БЫ 978-5-7567-0653-6.

Книга посвящена основным методам сбора данных, используемых в психологии: методу наблюдения, методу самонаблюдения, методу опроса, методу беседы, методу измерения, методу тестов и методу эксперимента. Все эти методы широко применяются в психологии при проведении исследований, диагностических обследований и при оценке эффективности осуществляемого психологом вмешательства в жизнь человека. Для студентов вузов, обучающихся по всем специальностям психологии, по дисциплинам «Общий психологический практикум», «Экспериментальная психология», «Основы психодиагностики» и «Математические методы в психологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.