Научная статья на тему 'Структурно-динамическая специфика гетерохронного развития когнитивной сферы подростка'

Структурно-динамическая специфика гетерохронного развития когнитивной сферы подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕТЕРОХРОННОСТЬ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ / HETEROCHRONY COGNITIVE DEVELOPMENT / КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ПОДРОСТКА / COGNITIVE SPHERE TEENAGER / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / РАЗНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА / DIFFERENT LEVELS OF EDUCATIONAL RESOURCE / ГЕТЕРОХРОННАЯ ПОДРОСТКОВАЯ СРЕДА / HETEROCHRONY TEENAGE ENVIRONMENT / АКТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ / ACTIVITY OF CONSCIOUSNESS / СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ / ATTENTION TO THE PROPERTIES / УРОВЕНЬ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ / THE LEVEL OF GENERAL ABILITIES / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / LEARNING TASK / КОНТРОЛЬ / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Галина Сергеевна

Статья посвящена анализу структурно-динамической специфики гетерохронности развития когнитивной сферы подростка, акцентируется внимание на истолковании понятия «гетерохронная подростковая среда», способствующая развитию познавательной активности, а преобразующим фактором этой среды является познавательная деятельность. Дается теоретическое обоснование гетерохронной подростковой среды, занимающей важное положение в изучении общей структуры «гетерохронности когнитивного развития подростка» и характеризуется не только синтезом методологий, но и структурно-динамическими элементами, обеспечивающими это развитие. Причем, специфика развития в гетерохронной подростковой среде характеризуется организацией и функционированием структурных компонентов, обеспечивающих психическую интенсивную направленность личности, ее познавательную активность на определенную познавательную деятельность в результате предлагаемых условий развивающей среды на уроках и внеурочном режиме обучения. Эта организация может быть обеспечена только в специально организованных условиях развивающей среды, учитывающей такой феномен, как гетерохронность или асинхронность. Дается сравнительный анализ различных видов активности, представлены классификации ее уровней, изученных различными научными школами. В статье дается представление о развитии познавательной активности, которая определяет когнитивное развитие и влияет на уровневую дифференциацию. В свою очередь, уровни образовательного ресурса, полученные в результате авторских экспериментальных исследований, представляют собой суммированный процесс развития когнитивных процессов: восприятия, аттенционных, имажинитивных, мыслительных, мнемических процессов, речи, определяющихся базовой генетической структурой и изменениями, происходящими в процессе взаимодействия подростка с социальной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Остапенко Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND DYNAMIC DEVELOPMENT SPECIFICS HETEROCHRONY COGNITIVE TEENAGER

This article analyzes the structural dynamic heterochrony specificity of cognitive sphere teenager, focuses on the interpretation of the concept of “heterochrony teenage environment” conducive to the development of cognitive activity, and converts factor in this environment is a cognitive activity. We give a theoretical justification heterochrony teenage environment, occupies an important position in the study of the general structure “heterochrony cognitive development of the adolescent” and characterized not only by synthetic methodology, but also the structural dynamic elements that ensure this development. Moreover, the specificity of development heterochrony adolescents characterized the organization and functioning of the structural components that provide intensive mental orientation of the personality, its cognitive activity on certain cognitive activity as a result of the proposed terms of developing environment in the classroom and extracurricular learning mode. This organization can be ensured only in the conditions of specially organized developing environment, taking into account the phenomenon of heterochrony or asynchronous. The comparative analysis of different types of activity, presented the classification of its levels, studied by various scientific schools. The article gives an idea of the development of cognitive activity that defines the cognitive development and affects the level differentiation. In turn, the levels of educational resource, resulting from copyright experimental studies are summarized the development of cognitive processes: perception, attentsionnyh, imazhinitivnyh, cognitive, mnemonic processes, speech, defines the basic genetic structure and changes taking place in the teen interaction with social environment.

Текст научной работы на тему «Структурно-динамическая специфика гетерохронного развития когнитивной сферы подростка»

УДК 159

СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ГЕТЕРОХРОННОГО РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКА

© 2016

Остапенко Галина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент Воронежский филиал Московского гуманитарного экономического института, Воронеж (Россия)

Аннотация. Статья посвящена анализу структурно-динамической специфики гетерохронности развития когнитивной сферы подростка, акцентируется внимание на истолковании понятия «гетерохронная подростковая среда», способствующая развитию познавательной активности, а преобразующим фактором этой среды является познавательная деятельность. Дается теоретическое обоснование гетерохронной подростковой среды, занимающей важное положение в изучении общей структуры «гетерохронности когнитивного развития подростка» и характеризуется не только синтезом методологий, но и структурно-динамическими элементами, обеспечивающими это развитие. Причем, специфика развития в гетерохронной подростковой среде характеризуется организацией и функционированием структурных компонентов, обеспечивающих психическую интенсивную направленность личности, ее познавательную активность на определенную познавательную деятельность в результате предлагаемых условий развивающей среды на уроках и внеурочном режиме обучения. Эта организация может быть обеспечена только в специально организованных условиях развивающей среды, учитывающей такой феномен, как гетерохронность или асинхронность. Дается сравнительный анализ различных видов активности, представлены классификации ее уровней, изученных различными научными школами. В статье дается представление о развитии познавательной активности, которая определяет когнитивное развитие и влияет на уровневую дифференциацию. В свою очередь, уровни образовательного ресурса, полученные в результате авторских экспериментальных исследований, представляют собой суммированный процесс развития когнитивных процессов: восприятия, аттенционных, имажинитивных, мыслительных, мнемических процессов, речи, определяющихся базовой генетической структурой и изменениями, происходящими в процессе взаимодействия подростка с социальной средой.

Ключевые слова: гетерохронность когнитивного развития, когнитивная сфера подростка, познавательная активность, разный уровень образовательного ресурса, гетерохронная подростковая среда, активность сознания, свойства внимания, уровень общих способностей, учебная задача, контроль.

STRUCTURAL AND DYNAMIC DEVELOPMENT SPECIFICS HETEROCHRONY

COGNITIVE TEENAGER

© 2016

Ostapenko Galina Sergeevna, PhD (Psychology), Associate Professor Voronezh branch of the Moscow Humanitarian Economic Institute, Voronezh (Russia)

Abstract. This article analyzes the structural - dynamic heterochrony specificity of cognitive sphere teenager, focuses on the interpretation of the concept of "heterochrony teenage environment" conducive to the development of cognitive activity, and converts factor in this environment is a cognitive activity. We give a theoretical justification heterochrony teenage environment, occupies an important position in the study of the general structure "heterochrony cognitive development of the adolescent" and characterized not only by synthetic methodology, but also the structural - dynamic elements that ensure this development. Moreover, the specificity of development heterochrony adolescents characterized the organization and functioning of the structural components that provide intensive mental orientation of the personality, its cognitive activity on certain cognitive activity as a result of the proposed terms of developing environment in the classroom and extracurricular learning mode. This organization can be ensured only in the conditions of specially organized developing environment, taking into account the phenomenon of heterochrony or asynchronous. The comparative analysis of different types of activity, presented the classification of its levels, studied by various scientific schools. The article gives an idea of the development of cognitive activity that defines the cognitive development and affects the level differentiation. In turn, the levels of educational resource, resulting from copyright experimental studies are summarized the development of cognitive processes: perception, attentsionnyh, imazhinitivnyh, cognitive, mnemonic processes, speech, defines the basic genetic structure and changes taking place in the teen interaction with social environment.

Keywords: heterochrony cognitive development, cognitive sphere teenager, cognitive activity, different levels of educational resource, heterochrony teenage environment, activity of consciousness, attention to the properties, the level of general abilities, learning task, monitoring.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что происходящие изменения в системе отечественного образования в контексте принятия стандартов нового поколения предъявляют, прежде всего, высокие требования к индивидуально-типологическим и психолого-физиологическим особенностям всех субъектов различных типов общеобразовательных организаций и возрастанию их роли в обеспечении психолого-педагогического сопровождения личностного развития современного подростка. Возникает необходимость в организации научно-методической помощи в новой организации системы обучения и коррекции, организации учебно-познавательной и проектной деятельности и формированию метапредметных знаний и универсальных учебных действий, что определит вектор в развитии образовательных организаций. Для этого необходимы не только новые теоретические положения, но и целая база новых экспериментальных данных, которые дополнят современные представления о неравномерности (гетерохронности) когнитивных процессов и внесут лепту в научно-прикладное многообразие методов и технологий, обеспечивающих оптимизацию отечественной

системы образования и профессиональной подготовки будущих специалистов. В контексте современных исследований гетерохронность, как порождение нового и более прогрессивного познания действительности вызывает научный интерес разными научными направлениями. В связи с этим необходимо обратить внимание на недостаток исследований в данном направлении. Подростковая проблема, исследовалась зарубежными и отечественными учеными, и в настоящее время процесс развития в этом периоде вызывает пристальный интерес всеми научными сообществами, а задачи, поставленные перед современными образовательными организациями, инициируют к организации новых комплексных межсистемных научных исследований о подростковом возрасте. Поэтому основной целью исследования является изучение феномена гетерохронности когнитивного развития и организованной гетерохронной подростковой среды, изучение которых, вероятно, может повлиять на развитие психики подростков и вектор развития знаний о подростковых проблемах, и способах их возможного преодоления на ранних этапах онтогенеза.

В статье на основе анализа имеющихся определе-

ний активности, автором расширено представление о двух видах активности - когнитивной и личностной, даются определения в авторской редакции «развития познавательной активности» и «гетерохронной подростковой среды», как дополняющие структурные элементы когнитивного развития в подростковом возрасте. Истолкование этих понятий на основе системной организации развития когнитивной сферы в подростковом возрасте, не только расширяет глоссарий психологии развития и акмеологии, но и активизирует процесс создания условий, стимулирующих когнитивную и личностную активность в образовательных организациях. Эти понятия сочетаемы с когнитивными стилями, которые отчетливо проявляется в умении преобразовывать полученную подростком информацию с помощью персонального познавательного стиля, как результата интеграции разных уровней стилевого поведения и личностных свойств характера.

В исследовании дается истолкование гетерохронной подростковой среды. По мнению автора, гетерохронная подростковая среда - это окружающие подростка социально значимые условия жизни, обеспечивающие развитие на индивидном уровне, как самого подростка, так и на межгрупповом уровне всех субъектов этой среды в результате специальной организованной деятельности с учетом гетерохронности и асинхронности их развития. Преобразующим фактором этой среды является активная познавательная деятельность, стимулирующая психическую активность подростка, удовлетворяющая потребность в познании окружающей действительности и поддержании жизненно важных связей в школьной, социальной, семейной среде. Созданные условия, направлены на активизацию процессов познавательной деятельности подростков, на развитие способности преобразовывать окружающую действительность в соответствии с собственными целями, взглядами, потребностями. Субъектами данной среды являются сами подростки, при этом учитывается характер взаимодействия генетических (наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческих свойств подростка. Обосновывается ее появление, как результат закономерного процесса, обусловленного кодетерминацией общенаучных факторов и внутринаучных тенденций в развитии науки, а также развитием современной образовательной среды [2]. Структурно-акмеологическими детерминантами когнитивного развития в гетерохронной подростковой среде является: внешняя и внутренняя мотивация, учитывается характер распределения внимания, его устойчивости, переключаемости, объем внимания, а также общие способности, все виды мышления, см. рис. 1.

Развитие аттвнционных свойств

(все свойства внимания). Развитие имажинитивных свойств

Гетерохронная подростковая среда (развитие

Развитие общи* внутренней и

способностей внешней мотивации)

когнитивная активность

Развитие м ышления: конвергентного и ивергентного

Рисунок 1 - Структура гетерохронной подростковой

_среды_

292

Понятия активности - когнитивной и личностной, которые автором включены в структуру динамических процессов гетерохронности когнитивного развития в подростковом возрасте и сопоставляются с уже существующим понятием «активность»» [3], которое занимает особое место в многообразных толкованиях акмеологической сущности гетерохронности когнитивного развития подростков. В различных исследованиях дано широкое толкование понятию «активность» [3]. Активность рассматривается как высшая форма развития деятельности, носящая соподчиненный характер, как определяющее качество личности, личностное образование, проявляющееся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, в стремлениях и желаниях действовать. Активность, как термин, рассматривается отечественными учеными, как степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир. Анализ современной научной литературы показывает, что пока еще не выработано монолитного определения познавательной активности, условий и факторов ее развития. Это обусловлено, с одной стороны, многозначностью выраженной потребности школьного обучения, а с другой стороны, многоаспектностью исследовательских задач и различностью подходов, которые необходимо подвергнуть анализу, чтобы выстроить систему прогнозирования развития познавательной активности на современном этапе.

Проявляется активность в целеустремлённости и настойчивости, энергичности и инициативе. Познавательная активность [3] - деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Познавательная активность - деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению определенных усилий в процессе овладения знаниями. Развитие познавательной активности подростка представляет собой суммированный процесс развития восприятия, внимания, памяти, речи, мыслительных процессов, определяющихся базовой генетической структурой и изменениями, происходящими в процессе взаимодействия подростка с социальной средой. На наш взгляд, развитие познавательной активности подростка в условиях гетерохронной подростковой среды - это качественные преобразования психических функций, в сторону активизации (аттенционных, имажинитивных, мыслительных, мнемических свойств), которые имеют динамические последствия.

Определяющими факторами этого развития являются генетические, (как обуславливающие физиологическое, личностное развитие подростка); когнитивные (развитие личностных конструктов в результате обучения); социальные (как влияние и взаимодействие социальной среды на субъект); феноменологический (как отражение в сознании субъекта целей, мотивов, эмоций, образов)» [4].

Следующим элементом в структуре гетерохронности когнитивного развития в подростковом возрасте и определяющим динамические процессы в гетерохронной подростковой среде является разный уровень образовательного ресурса» [5]. Такое определение необходимо не только для целостного понимания когнитивного и личностного развития современного подростка, оно подразумевает возможность не только быть успешным в учебной деятельности, но и имеет отношение к состоянию здоровья, к компенсаторным индивидным особенностям организма и развитию психики в онтогенезе. Истолкование понятия активности Н.А. Бернштейном очень своевременны в данном контексте характеристики активности. Активность как жизнедеятельность подросткового организма есть уравновешивание его со средой, причем это динамическое неравновесие может быть присуще для внутренней стороны - это когнитивное развитие самой системы (подросток), так и между системой АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

Развитие мнемических свойств

и средой (между подростком и его окружением), оно направлено на преодоление этой среды и является источником активности. Активность определяет такие психические проявления, как целенаправленность, настойчивость в достижении цели, сосредоточенное внимание к длительной работе. Активность личности от (лат. «actives» - деятельный) - деятельное отношение к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества [6]; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания. В целом, авторами выделены три вида активности: надситуативная, общественная, социальная. В структуре элементов динамических процессов гетерохронности в подростковом возрасте кроме вышеперечисленных видов активности выделена активность личностная и когнитивная. Исследование проводилось на протяжении шести лет, содержательно-структурной составляющей которого явилась лонгитюдинальная стратегия, или стратегия продольного изучения уровней. Полученные результаты позволили подойти к оценке качественных и количественных характеристик развития познавательной активности, динамических изменений за определенный подростковый период с 11 до 17 лет, как качественного преобразования целостной психологической организации личности подростка на этапе его жизненного пути, школьной жизни. В этом исследовании даны две характеристики активности гетерохронной подростковой среды: когнитивная и личностная. Когнитивные характеристики активности связана с развитием мышления, мыслительных операций, формированием понятий, общих способностей, развитием свойств (его активность) внимания в сторону повышения их уровне-вых характеристик. Развитие познавательной деятельности в условиях гетерохронной подростковой среды способствовало и поддержанию определённых уровней активности. Одновременно анализировались величины, характеризующие и влияющие на истощение энергоресурса, связанного с утомлением, падением активности на уроках. Созданы условия среды, обеспечивающие стабилизацию и сихронность процессов активности, и усиление их за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. Личностные характеристики активности в гетерохронной подростковой среде были изучены в результате исследования характерологических черт, их акцентуаций, базирующихся на биологическом фундаменте, активной и пассивной стороне личности, связанных с темпераментом, находясь во взаимосвязи с другими вспомогательными формами взаимодействия подростка с микро-, макро-, мегасредой, как определяющих когнитивную сферу развития. Активность личностная обеспечивает в поддержании деятельность субъекта, в том числе и познавательную деятельность. Такая организация деятельности наиболее отчетливо проявляется в умении преобразовывать полученную подростком информацию с помощью персонального познавательного стиля, как результата интеграции разных уровней стилевого поведения и личностных свойств характера. Анализируя труды ученых, можно констатировать, что познавательная активность является общей категорией в исследованиях когнитивного развития подростков. А.А. Вербицким, А.М. Матюшкиным, Д.Б. Годовиковой, выделены условно два вида активности: адаптивный и продуктивный. «Адаптивные виды активности обеспечивают приспособление» [7, с. 5-7], а продуктивные обеспечивают возникновение и становление «различных психических новообразований», необходимых для адаптации. Ими выделены общие структурные элементы указанных двух типов активности, которые охарактеризованы следующим образом: а) в зависимости от потребностей (мотивов) возникает тот или иной вид активности, б) выделена структура психической регуляции активности, в) отмечено, что существуют закономерности развития и

воспитания активности [7].

Продуктивные формы активности и связанные с ней психические процессы отличаются от адаптивного вида активности тем, что основу ее составляют: познавательная активность самого субъекта и его познавательные потребности, в процессе которых осуществляется поисковая и познавательная активность [7]. При уже существующих трех уровнях познавательной - воспроизводящей, интерпретирующей, творческой активности [8], необходима реализация личностной и когнитивной активности, развитие которых возможно в специально организованной гетерохронной развивающей среде, учитывающей неравномерность когнитивного, психофизиологического, личностного развития. На основе сопоставления понятий, автором реализована психолого-акмеологическая система сопровождения когнитивного развития подростков на уроках общественнонаучного цикла и во внеурочном режиме обучения, а также организованном лонгитюдном исследовании гетерохрон-ности когнитивного развития в подростковом возрасте, автором вводятся понятия «личностной» и «когнитивной активности». Определяющим критерием этого развития это анализ индивидных свойств активности и переход на личностный уровень, развитие которого усложняется именно в подростковой фазе онтогенеза. Когнитивной, потому что акцент делается на развитие всех функций и систем, которые завершают свое интеллектуальное развитие в старшем подростковом возрасте. Развитие когнитивной и личностной активности определялось структурированием уровней образовательного ресурса, которые были получены в результате развития когнитивной сферы в младшем, среднем и старшем подростковом возрасте. (Ведущая деятельность и Новообразование: предметная деятельность «внешнее Я сам» по Выготскому). Эти уровни дифференцируются в зависимости от ведущей деятельности, новообразований, личностной активности, включенности в различные виды деятельности, познавательных (когнитивных) критериев: низкий уровень, средний, недостаточно высокий и высокий, которые определяют структуру психической регуляции когнитивных процессов и закономерный характер психики индивида, личности. Очередным понятием в структуре динамических процессов гетерох-ронности - это познавательные потребности, удовлетворение которых обеспечивается в результате созданных технологий, стимулирующих дальнейшее развитие познавательной активности. И очень важно, чтобы это развитие не подчинялось строгим законам тренировки, а создавались наиболее значимые ситуации в возникновении актов познавательной активности. Эти ситуации могут создаваться при общении, различных типах межличностного взаимодействия, играх, учении [8].

По мнению К.К. Платонова, «познавательная активность - это вид психической активности, проявляющейся у животных в форме ориентировочного рефлекса, а у человека, кроме того, в формах непроизвольного внимания, любопытства, любознательности, творчества. Активность сознания - это высшая форма активности психической, определяющаяся тем, что сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» [8, с. 8].

Разработана программа, которая была реализована на уроках общенаучного цикла, в которой были включены творческие задания и различные развивающие упражнения, направленные на развитие всех видов мышления не только конвергентного, но и дивергентного, как способа достижения высшего уровня активизации мыслительных процессов, и его основных компонентов: оригинальности, беглости, быстроты [9]; созданы определенные условия для развития аттенционных свойств (произвольности и объема), включая его механизмы: непроизвольность, переключение, концентрация, устойчивость, распределение [10].

Определяющим условием гетерохронной подростко-

вой среды, является мотивация (внутренняя и внешняя). В результате создания стимулирующих психическую активность специально разработанных упражнений, активных социально-психологических методов, используемых на уроках, повышается уровень общих способностей учащихся, развивается интеллектуальная, моторно-двигательная, эмоционально-волевая сфера, расширяется сфера интеракций подростков, их общение носит смысловой, значимый характер, повышается мотивация. Используются развивающие авторские программы, имеющие мотивационно-смысловой компонент, продуктивно-результативный и операционально-динамический.

Таким образом, по результатам лонгитюдного исследования, которое осуществлялось на протяжении шести лет с одной и той же выборкой респондентов, подростков - учащихся образовательной организации в возрасте (11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 лет), создана система психо-лого-акмеологического сопровождения, включающая организацию условий для гетерохронной развивающей среды и решения специфически поставленных задачи гетерохронности когнитивного развития в подростковом возрасте. Для успешности этого развития необходимо активное психическое состояние, которое может возникать при условии создания проблемных ситуаций на уроке, при открытии «нового знания» и способов добычи этого знания, проявлении активности в запоминании определенного рода информации, при поиске неизвестного в проблемном материале. Механизмами развития в условиях совместно действующей среды являются: психическое заражение, внушение, подражание

[11]. Механизм обратной связи усилен получением новой информации и характеризуется оценкой восприятия и поведения получавшего эту информацию. Продолжая осмысливать понятие «познавательная активность»

[12], необходимо его сочетать с понятием активности.

Понятие «активность» находит широкое применение, как в научном смысле, так и в практическом применении, его рассматривают «как высшую форму развития деятельности» и как понятие, присущее живым существам и характеризующееся динамикой их развития, размножения и освоением окружающей среды. Соподчинение данных понятий представляет собой определенную структуру систем и подсистем, которые оказывают взаимное влияние и дополняют друг друга в своем развитии. От общего представления о гетерохрон-ности когнитивного развития в подростковом возрасте к условиям организации гетерохронной подростковой среды, использование методов и способов, различных средств, направленных на развития активности, а значит и поддержание уровней образовательного ресурса в подростковом возрасте. Вероятно, благодаря такому подходу, развитие в гетерохронной подростковой среде, приобретает относительно стабильный характер «Я-концепции», он учитывает процесс психофизиологических изменений, характерных для данного возрастного периода, способствует своевременному включению психолого-педагогической помощи, направленной на поддержание энергоресурса. В результате чего происходит активизация систем организма подростка. Познавательная активность, как вид деятельности, направлена не только на преобразование и преодоление коммуникативных барьеров в сфере общения между подростками, но в активном освоении социальной среды, в изучении отдельных предметов, которые усиливает психическую и познавательную активность.

Структура учебной деятельности в условиях гетерох-ронной подростковой среды, не может быть обеспечена без поставленной учебной задачи [13]. Одним из условий её решения являются специальные действия, благодаря которым решаются все задачи в данной системе развития. Моделирование в структуре учебной деятельности рассматривается в трех аспектах: моделирование свойств и отношений внутри объекта; действия с созданной моделью с целью выявления новых свойств и отно-294

шений; моделирование как психологический механизм поиска учащимися оснований выполняемого действия.

Важный компонент структуры учебной деятельности - это контроль [14], который предполагает правильность и полноту выполнения операций, входящих в состав деятельности. Главная форма контроля - это пооперационный контроль [15], то есть контроль правильности процесса, а также осуществления способа действия. Итоговым контролем является оценка [15]. Оценка -ключевой момент при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него как субъекта этой деятельности. Активность подростка, или познавательная активность, таким образом, приобретается как важнейшее качество личности, играет определяющую роль внутренней заданной программы в актах жизнедеятельности организма в период взросления. Во взаимоотношениях между подростковыми группами познавательную активность следует рассматривать как состояния и качества, которые основываются на потребностях и интересах личности, и могут выступать как внутренняя готовность к действию. Активная совместная деятельность в группе может изменить характер этой деятельности и характер отношения к ней самих субъектов этой деятельности, изменить условия дальнейшего развития преобразующей гете-рохронной подростковой среды, которые в дальнейшем формируют уровни образовательного ресурса [16]. Для этого требуется рассматривать развитие психики, как процесса последовательного включения подростка в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. Таким образом, включенные понятия в систему гетерохронности когнитивного развития в подростковом возрасте, позволяют структурировать и сформировать представления о важности, как самого процесса когнитивного развития в подростковом возрасте, так и регулятивных механизмов, поддерживающих жизненный ресурс самого подростка. В результате теоретических истолкований и экспериментальных исследований, позволили сформировать определение этого процесса когнитивного развития (авторское). Гетерохронность когнитивного развития в подростковом возрасте - это качественные преобразования когнитивных функций, в сторону активизации (ат-тенционных. имажинитивных и мыслительных свойств), которые имеют динамические последствия. Главными факторами этого развития являются: генетические, как обуславливающие физиологическое, личностное развитие подростка; когнитивное (развитие личностных конструктов в результате обучения); социальное, как влияние социальной среды на субъект; феноменологическое, как отражение в сознании субъекта целей, мотивов, эмоций, образов [16]. Исходным уровнем умственного и психического развития индивида является сенсорно-перцептивный. Поэтому структурно-динамическим компонентом гетерохронности являются когнитивные процессы данного уровня. Б.Г. Ананьев отмечал, что когнитивные процессы данного уровня - это «коренной феномен жизнедеятельности, связанный с глубокими слоями целостной структуры человеческого познания» [17, с. 181]. Этот уровень, не теряет своей важности и значимости в течение всей жизни человека. Структурно-динамическая система гетерохронности когнитивной сферы подростка представлена когнитивными процессами аттенционными, мыслительными, имажинитивны-ми. Мыслительные процессы, речь, подростка, являются важнейшим структурным элементом развития когнитивной сферы. В отличие от сенсорно-перцептивных процессов мышление носит более обобщенный характер и совершается в понятиях, поэтому в специальной разработанной программе на уроках общественно-научного цикла, главной задачей развития и поддержания образовательного ресурса подростков - это работа с понятиями [18].

Как отмечено выше, структурно-динамическим компонентов являются имажинитивные процессы. В структурности и содержательности нашего исследование, нас интересовало содержание самого процесса воображения как наиболее важного в понимании гетерохронности развития воссоздающего воображения и креативности в подростковом возрасте. В качестве материала воображения в нашем случае выступают: ситуации эмоционального контроля, оригинальные идеи, беглости, быстроты, конструирования новых представлений и образов на уроках общенаучного цикла.

Основным действием в процессе воображения являются представления, направленные на мысленное изменение или креативность, на чувственное отражение действительности, на преобразование образа, на открытие нового знания, как важного открытия, стимулирующего когнитивное развитие в подростковом возрасте [18]. Следующим определением, включенным в содержание имажинитивных свойств - это имажинитивные умения, которые можно характеризовать, как процессы мыслительного построения образов, различных ситуаций, предметов и явлений, которые не воспринимаются так ярко, образно, а проходят, опираясь на имеющиеся представления о родственных предметах и явлениях. Индивидуальные различия характеристик воображения и факторы, влияющие на динамику имажинитивных свойств в подростковом возрасте, изучены недостаточно. Очередным структурно-динамическим элементов гетерохронности развития являются изученные нами и структурированные разные уровни образовательного ресурса, от низкого, среднего, недостаточно высокого и высокого. Такая уровневая дифференциация обусловлена критериями обученности по предметам, показателями общих способностей и представлена динамика их развития. Важнейшим структурно - динамическим компонентом гетерохронности когнитивного развития являются акцентуированные черты характера, в большей степени нас интересовали волевые черты характера в подростковом возрасте, как индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции [19]. В исследовании анализирован эмоциональный индикатор характера, как важное психическое свойства характера индивида, его возбудимость в сочетании с активностью, а также эмоциональный настрой индивида, как показатель тонуса эго жизнедеятельности. Изучены особенности формирующихся акцентуированных черт с целью раннего выявления деструкций, которые могут повлиять на развитие когнитивной сферы и личностных конструктов в подростковом возрасте, а также изучались интеллектуальные черты характера, как устойчивые индивидуально-типологические особенности интеллекта, характеризующиеся складом ума, различной степенью гибкости, характером протекания когнитивных процессов [20].

Вывод. Гетерохронное когнитивное развитие в ге-терохронной подростковой среде возможно следует рассматривать не только как теоретико-эмпирическую разработку, но и систему изучения взаимосвязанного целого функционирования организма подростка с необходимой и присущей ему динамикой многообразных полифункциональных внутренних и внешних связей в виде подсистем.

С одной стороны, сам подросток представляет собой биолого-психологическую и социальную систему, и полисистемность знаний, направленных на развитие многих его систем, многих разнопорядковых реальностей (систем) данной природной и общественной среды. А с другой стороны, полисистемное знание расширяет представление о подростковом возрасте и способствует повышению уровней образовательного ресурса подростков.

Уточнены, конкретизированы и введены в научный оборот такие понятия, как «гетерохронность когнитивного развития», «гетерохронная подростковая среда»,

«разный уровень образовательного ресурса», расширено толкование «личностной и когнитивной активности», которые характеризуются целым рядом обозначений, дополняющих глоссарий акмеологии, психологии развития подростка, возрастной и педагогической психологии.

Исследованная и организованная гетерохронная подростковая среда - это окружающие социально-значимые условия жизни, обеспечивающие развитие индивида и таких же индивидных и разновозрастных подростковых групп в результате активной организованной деятельности. Преобразующими факторами этой среды является активная познавательная деятельность, стимулирующая психическую активность подростка, удовлетворяющая потребность в познании окружающей действительности и поддержании жизненно значимых связей в школьной, социальной, семейной среде.

Созданные условия направлены не только на активизацию процессов познавательной деятельности на уроках общенаучного цикла и во внеурочном режиме обучения, но содействуют развитию важнейших качеств формирующейся личности в подростковом возрасте. Субъектами этой среды являются подростки, и учитывается их характер взаимодействия генетических (наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческих свойств личности подростка. Важнейшим условием гетерохронности когнитивного развития в подростковой среде - это развитие активной деятельности, всех видов активности, познавательной активности, личностной и когнитивной.

На основе теоретического анализа и экспериментальных исследований была проведена исследовательская работа по структурированию и уровневой дифференциации психолого-акмеологических уровней образовательного ресурса. Качественные и количественные характеристики уровневой дифференциации гетерохронности когнитивного развития были достигнуты в результате комплексного исследования всех феноменов когнитивной сферы и правильно учебно-организованной учебной деятельности в образовательной организации. Такая организация и создание гетерохронной развивающей среды, способствует поддержанию образовательного ресурса в подростковом возрасте и содействует параллельному развитию как социального, так и личностного опыта подростков, в зависимости от типа и вида обучения в тех или иных образовательных организациях. Исследования гетерохронности имеют перспективный характер, так как гетерохронность когнитивного развития изучена недостаточно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М.А. Холодная. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.

2. Остапенко, Г.С. Психолого-акмеологическая концепция интегративности гетерохронного развития когнитивной сферы в подростковом онтогенезе. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. - 340 с.

3. Вербицкий, А.А. Активность субъекта и «порождение» информации. - Новые исследования в психологии, 1976, № 2, с. 7-16.

4. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1998. - С. 222.

5. Остапенко, Г.С. Основные дефиниции интеграции гетерохронного развития когнитивной сферы в подростковом онтогенезе [Текст] / Г.С. Остапенко, Н.П. Фетискин // Триединство здоровья нации, качество жизни и гармоничного общества как основа устойчивого развития России в 21 веке : материалы международного конгресса, 12-14 сентября 2014 г. / отв. ред.-сост. А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова: в 2 т. Т. 2. -

М.: Кострома: КГУ им. А.Н. Некрасова, 2014. - С. 38-45.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 65 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., перераб. и доп. - М.: ОНИКС: Мир и Образование, 2008. -735 с.

7. Годовикова, Д.Б. Развитие познавательной активности дошкольников, как следствие их ориентировочно-исследовательской деятельности в новой ситуации. — Новые исследования в психологии, 1974, № 2, с. 29-31.

8. Матюшкин, А.М. Исследование интеллектуальной активности детей в условиях учебного и игрового общения. — В сб.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с. 104113.

9. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей / В.С. Юркевич. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.

10. Добрынин, Н.Ф. Деятельность и внимание / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии и педагогики труда, трудового обучения и воспитания. - Ярославль: ООПО РСФСР, 1969. - С. 36-63.

11. Колга, В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости. / Колга, В.А. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1976.

12. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии. - 1982. № 4.

13. Усова, А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий / А.В. Усова. - Челябинск: ЧГПИ, 1986. - С. 214.

14. Управление познавательной деятельностью учащихся: сборник статей / под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - С. 220.

15. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. - М. - Воронеж: Моск. пси-хол.-социал. ин-та: МОДЭК, 2003. - 718 с. - (Психологи Отечества. Избранные психологические труды: в 70 т.).

16. Гурылева, Л.В. Активизация познавательной деятельности как фактор развития творческих способностей / Л.В. Гурылева // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV.

17. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. - В 2-х т. - Т. 1. - М.: Просвещение, 1980. - 370 с.

18. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт; пер. с нем. Г.И. Лойдиной; под ред. Т.А. Гудковой. - М.: Мир, 1994. - 319 с.

19. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2010. - 560 с.

20. Одаренный ребенок / Центр семьи и детства Рос. акад. образования; Дет. центр Венгера; ред. О.М. Дьяченко. - М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1997. - 137 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.