Научная статья на тему 'Выполнение трудовых функций и трудовых действий педагогами-психологами при сопровождении несовершеннолетних, признанных в установленном порядке, обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления'

Выполнение трудовых функций и трудовых действий педагогами-психологами при сопровождении несовершеннолетних, признанных в установленном порядке, обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / LABOR FUNCTIONS / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / LABOR ACTIONS / ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОТ ТРАВМИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / PROTECTION OF THE MENTAL HEALTH OF A MINOR FROM TRAUMATIC EFFECTS / ПОСТРАДАВШИМ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ОКАЗАВШИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛО ЖЕНИИ / ПОМОЩЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ / ASSISTANCE TO MINORS WHO SUFFERED FROM CRIME AND FOUND THEMSELVES IN A SOCIALLY DANGEROUS SITUATION / SOCIAL SCIENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Остапенко Галина Сергеевна, Токарева Анна Алексеевна

В связи с изменениями нормативно-правовой базы и принятием новых образовательных стандартов педагогов, педагогов-психологов, психологов, качественно изменились подходы к профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения. Эффективность этой деятельности может быть достигнуто, если ее осуществлять с учетом новых трудовых функций, трудовых действий педагоговпсихологов, психологов на межведомственном уровне, осуществлять превентивные мероприятия совместно со следователями. В результате этого только совместные слаженные действия и осуществляемые функции помогут глубже понять особенности несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке, обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Остапенко Галина Сергеевна, Токарева Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performance of labor functions and actions by pedagogical psychologists when accompanying minors recognized in the established order, accused or defendants, or being victims or witnesses of a crime

Due with changes in the legal framework and the adoption of new educational standards of teachers, teacherspsychologists, psychologists, the approaches to the prevention of the emergence of social disadaptation, addictions and deviations of behavior have changed qualitatively. The effectiveness of this activity can be achieved if it is carried out taking into account new labor functions, labor actions of teachers-psychologists, psychologists at the interdepartmental level, to carry out preventive measures together with investigators. As a result, only joint coordinated actions and performed functions will help to better understand the characteristics of juvenile students recognized in the established order, accused or defendants, or who ar e victims or witnesses of a crime.

Текст научной работы на тему «Выполнение трудовых функций и трудовых действий педагогами-психологами при сопровождении несовершеннолетних, признанных в установленном порядке, обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018

№ 3 (33). С. 282-286. _ ^ . .

УДК 37.013.77 + 37.015.3 Г. С. ОСТАПЕНКО, А. А. ТОКАРЕВА

Выполнение трудовых функций и трудовых действий педагогами-психологами при сопровождении несовершеннолетних, признанных в установленном порядке, обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

В связи с изменениями нормативно-правовой базы и принятием новых образовательных стандартов педагогов, педагогов-психологов, психологов, качественно изменились подходы к профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения. Эффективность этой деятельности может быть достигнуто, если ее осуществлять с учетом новых трудовых функций, трудовых действий педагогов-психологов, психологов на межведомственном уровне, осуществлять превентивные мероприятия совместно со следователями. В результате этого только совместные слаженные действия и осуществляемые функции помогут глубже понять особенности несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке, обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

Ключевые слова: науки об обществе, трудовые функции, трудовые действия, охрана психического здоровья несовершеннолетнего от травмирующего воздействия, помощь несовершеннолетним, пострадавшим от преступлений и оказавшимся в социально опасном положении

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 282-286.

G. S. OSTAPENKO, A. A. TOKAREVA

Performance of labor functions and actions by pedagogical psychologists when accompanying minors recognized in the established order, accused or defendants, or being victims or witnesses of a crime

Due with changes in the legal framework and the adoption of new educational standards of teachers, teachers-psychologists, psychologists, the approaches to the prevention of the emergence of social disadaptation, addictions and deviations of behavior have changed qualitatively. The effectiveness of this activity can be achieved if it is carried out taking into account new labor functions, labor actions of teachers-psychologists, psychologists at the interdepartmental level, to carry out preventive measures together with investigators. As a result, only joint coordinated actions and performed functions will help to better understand the characteristics of juvenile students recognized in the established order, accused or defendants, or who are victims or witnesses of a crime.

Keywords: social sciences, labor functions, labor actions, protection of the mental health of a minor from traumatic effects, assistance to minors who suffered from crime and found themselves in a socially dangerous situation

А ктуальность данной проблемы несо-// мненна, значима, так как в связи с принятием нормативно-правовой базы: закона об образовании, новых образовательных стандартов для всех специалистов образовательных организаций, целого ряда документов регионального и муниципального уровней, кардинально изменяются подходы, компетенции и ответственность всех специалистов и участников образовательного пространства.

Актуальность данной статьи своевременна, так как имеющиеся тенденции проявлений социальной агрессии подростков и юношей, которые в результате подстрекательства взрослых,

способных причинить реальную угрозу сверстникам, педагогам, поникая в общеобразовательную среду и совершить преступления по отношению к ним. В этом контексте, вероятно, необходимо искать различные подходы и новые технологии работы с подростками, в том числе и показывая наличие социальных границ, о которых подростки не знают или они у них не сформированы. Среди специалистов, которые могут быть к этому иметь прямое отношение - это психологи, педагоги, воспитатели. Тема выбрана неслучайно, потому что это связано с новыми нормативно-правовыми документами, которые являются регуляторами в изменениях и позво-

ляют осуществлять межведомственную деятельность всех субъектов, кто призван содействовать гармоничному духовно-нравственному, правовому, социально-психологическому уровню молодежи и подростков.

Прежде чем, раскрыть суть статьи необходимо, обратиться к тем изменениям, которые возможно не дошли до руководителей, продолжающих экономить средства, игнорируя ставки педагогов-психологов в образовательной организации - это первое. Второе - возникает социальный запрос на поиск решений в диагностике и профилактике, разработке социальных программ на снижение агрессии в обществе и реализации потребностей подросткового возраста, как наиболее проблемного и уязвимого. Поэтому работа психолога и других специалистов, только поможет скоординировать эту работу.

В настоящее время согласно представленным материалам федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, общероссийского классификатора специальностей по образованию ОК 009-2016, а также Приказа Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" [1]. В Разделе 4. Направления подготовки высшего образования - магистратуры, в Разделе 7. Направления подготовки высшего образования - подготовки высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в магистратуре, адъюнктуре. В Разделе 5, Науки об обществе, кроме экономики и управления, социологии и социальной работы, политических наук и регионоведения, средств массовой информации и информационно-библиотечного дела, сервиса и туризма, рядом соседствуют юриспруденция и психологические науки. В Разделе 6. Образование и педагогические науки, Образование и педагогические науки. В разделе 7: стоит ряд гуманитарных наук. Таким, образом, профессиональная подготовка психологов, педагогов-психологов из Раздела "Образование и педагогические науки" перешла в раздел "Науки об обществе".

Несмотря на изменения классификатора специальностей и анализ новых документов показывает, что это не создает препятствий, а, вероятно, позволит интегрировать и реализовать на практике общие концепции и компетентности, трудовые функции, трудовые действия, которые позволяют теоретически структурировать и направить совместные действия в профилактической и просветительской деятельности. Эффективность этой деятельности может быть успешной, если ее будут осуществлять на межведомственном уровне и различными специалисты, как в области социальной работы, так и в юридической, ювенальной, криминалистической, социальной психологии, психологии развития, возрастной психологии и юриспруденции, связанные с психо-

логий следователя и психологией юриста. В этом контексте необходимо акцентировать внимание на новых трудовых функциях современного психолога и педагога-психолога в осуществлении им профилактики (профессиональной деятельности, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях), к трудовым действиям которого относятся в том числе: планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения; разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с деви-антными и аддиктивными проявлениями в поведении; планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации: проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде. Очередные трудовые действия. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. Использовать превентивные методы работы с обучающимися "группы риска" (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии. Педагог-психолог, психолог должен ориентироваться в существующих международных нормах и договорах в области прав ребенка и образования детей, в трудовом законодательстве Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка, в нормативно-правовых актах, касающихся организации и осуществлении профессиональной деятельности, в Федеральных государственных образовательные стандартах общего образования, а также в основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. Формировать знания по особенностям несовершеннолетних обучающихся, признанных в

установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

В этой связи на территории Воронежской области приняты Общие положения. Настоящий порядок межведомственного взаимодействия на территории Воронежской области в случае незавершенного суицида несовершеннолетнего с целью предупреждения рецидивного поведения и стабилизации психологического состояния ребенка (далее - порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и определяет функции участников межведомственного взаимодействия по вопросам взаимообмена информацией, организации реабилитационной и профилактической помощи детям в случае незавершенного суицида.

Кроме этого осуществляются мероприятия по совершенствованию правового регулирования процессуального статуса педагога и психолога, связанных с их участием в уголовном судопроизводстве, по решению проблемы достаточности квалифицированных профильных специалистов для участия в следственных и иных процессуальных действиях с участием несовершеннолетних.

Несомненно, успешность работы с детьми, пострадавшими от преступных посягательств, зависит от грамотно организованной совместной деятельности специалистов, в данном случае педагогов-психологов и следователей. Еще до недавнего времени закон обязывал следователей привлекать педагога при проведении допросов пострадавших несовершеннолетних, в том числе от сексуального насилия и, как правило, термин «педагог» трактовался достаточно произвольно. В качестве сопровождающего педагога в уголовном процессе могли быть приглашены разные специалисты, которые в том числе, имели недостаточный опыт в работе с детьми, и не владели в полной мере специальными знаниями по возрастной психологии и физиологии детей и подростков. В настоящее время ситуация несколько изменилась, в связи с изменением Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 432-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве», в частности: «Статьи 191. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и провер-

ки показаний с участием несовершеннолетнего». В Ч.4 «При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно» [2].

Психолог оказывает следователю помощь в установлении психологического контакта с несовершеннолетним. Это особенно важно, если несовершеннолетний замкнут, необщителен, недоверчив, с трудом налаживает отношения с окружающими. Психолог помогает изучить личность несовершеннолетнего, выявить индивидуальные особенности, специфику формирования основ личности, что может быть использовано при определении тактики следственных действий. Очень корректно сформулировать вопросы, которые может задать следователь при взаимодействии с несовершеннолетним. Именно специалист-психолог может подсказать структуру и содержание вопросов с учетом «возрастных интервалов» [3], «уровней образовательного ресурса» [4-9], специфики развития, гендерных особенностей, этнических особенностей, степени внушаемости, а также их последовательность в закреплении доказательств, в частности, контролирует правильность изложения показаний в протоколе допроса. Психолог должен проследить, чтобы в протоколе с использованием тех же самых слов и выражений были изложены все обстоятельства, которые были прокомментированы при допросе подростком. В этой связи психолог вправе по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ст. 425 УПК РФ).

В рамках функции по защите законных прав и интересов несовершеннолетнего психолог способствует ограждению несовершеннолетнего от нежелательного воздействия со стороны следователя (неверный тон, непродуманная формулировка вопросов и пр.). Целью при этом является охрана психического здоровья несовершеннолетнего от травмирующего воздействия необычной для него ситуации и той обстановки, в которой оказался подросток.

Изначально участие в сопровождении несовершеннолетних лиц психологом его цель, роль, задачи, полномочия в следственных действиях, понимались участниками процесса весьма расплывчато, чаще всего - лишь как формальное требование закона. Специалист-психолог разъясняет сторонам вопросы, входящие в его профессиональную компетенцию, формулирует вопросы экспертов, прокуроров, стороны защиты. (Специа-

лист (в не процессуальном статусе) Глава 8. Статья 58. Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Помимо этого, на основании судебной повестки по уголовному делу психолог может привлекаться к участию в суде как свидетель, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по уголовному делу.

Вместе с тем, в уголовно-процессуальном законодательстве не сказано, какое лицо может быть привлечено в качестве психолога, результатом чего может явиться участие в уголовном судопроизводстве некомпетентных лиц, а также нарушение прав несовершеннолетних или малолетних при производстве процессуальных действий с их участием.

Определяющим фактором при выборе специалиста, который должен принимать участие в следственных действиях, должно стать соответствие квалификации на ведение профессиональной деятельности в сфере педагогики и психологии и иметь знания в области основ общей психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, юридической психологии, судебно-психологической экспертизы и т.д.

С целью обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, оказания своевременной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, пострадавшим от преступлений, а также оказавшимся в социально опасном положении, в январе 2015 года было подписано соглашение о сотрудничестве следственного комитета Российской федерации по Воронежской области и департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Межведомственное взаимодействие педагогов-психологов и сотрудников подразделений Следственного комитета по организации сопровождения несовершеннолетних в ходе следственных действий, комплекса психолого-реабилитационных мероприятий с пострадавшими от сексуального насилия несовершеннолетними и их семьями, организация и проведение обучающих семинаров для психологов, принимающих участие в следственных действиях, позволяет устранить или максимально снизить возможные последствия перенесенного насилия, формирование чувства безопасности у жертв насилия.

6 октября 2011 года областной Думой принят закон N 126-ОЗ О дополнительных гарантиях прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в уголовном судопроизводстве [10].

Настоящий Закон Воронежской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законом Воронежской области "Об отдельных мерах по защите прав ребенка на территории Воронежской области" регулирует правоотношения в области защиты прав и законных интересов ребенка. Настоящим Законом Воронежской области устанавливаются дополнительные гарантии прав несовершеннолетних, признанных в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_185098/98bd5c1d6b17a1d4a790c5ca2a91010b3e405f9e/ (дата обращения: 1.06.2018)

2. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве" от 28.12.2013 N 432-Ф3 (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156569/ (дата обращения: 1.06.2018)

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2003. 655 с.

4. Остапенко Г.С. Психолого-акмеологическая концепция интегративности гетерохронного развития когнитивной сферы в подростковом онтогенезе. Кострома: КГУ им.Н.А.Некрасова, 2015.340 с.

5. Остапенко Г.С., Фетискин Н.П. Гетерохронность когнитивного развития в подростковом возрасте. в кн: психология отношения человека к жизнедеятельности: проблемы и перспективы: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. 2016. С. 183-187.

6. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И., Богданов Е.Н. Гетерохронность имажинитивных свойств в подростковых группах // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 6. С. 102-109.

7. Остапенко Г.С. Акцентуированность и детерминация деструктивного развития когнитивной сферы в подростковой фазе онтогенеза // Прикладная юридическая психология. 2016. № 2 (35). С. 62-69.

8. Остапенко Г.С., Зобков А.В. Динамика гетерохронности развития когнитивных стилей в подростковом возрасте // Перспективы науки и образования. 2016. № 2 (20). С. 59-66.

9. Остапенко Г.С. Структурно-динамическая специфика гетерохронного развития когнитивной сферы подростка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 291-296.

10. Закон Воронежской области от 06 октября 2011 года n 126-оз "О дополнительных гарантиях прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в уголовном судопроизводстве" (в ред. законов Воронежской области от 10.11.2014 N 144-ОЗ, от 25.11.2016 N 151-ОЗ). URL: http://docs.cntd.ru/document/469702084 (дата обращения: 1.06.2018).

REFERENCES

1. Order of the Ministry of Labor of Russia of 24.07.2015 N 514n "On the approval of the professional standard" Teacher-psychologist (psychologist in education) "(Registered in the Ministry of Justice of Russia on 08/18/2015 N 38575) URL: http:// www.consultant.ru/document / cons_doc_LAW_185098 / 98bd5c1d6b17a1d4a790c5ca2a91010b3e405f9e / (accessed 1 June 2018) (in Russian)

2. Federal Law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation with a view to improving the rights of victims in criminal proceedings" of December 28, 2013, No. 432-FZ (last version). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_156569/ (accessed 1 June 2018) (in Russian)

3. Granovskaya R.M. Elements of practical psychology. Saint-Petersburg, Speech Publ., 2003. 655 p. (in Russian)

4. Ostapenko G.S. Psychological and acmeological concept of integrativity of heterochronous development of the cognitive sphere in adolescent ontogeny. Kostroma: KSU named after NA Nekrasov, 2015.340 p. (in Russian)

5. Ostapenko G.S., Fetiskin N.P. Heterochronicity of cognitive development in adolescence. in: psychology of the relationship of man to life: problems and prospects: abstracts of the International Scientific and Practical Conference. 2016. pp. 183-187. (in Russian)

6. Ostapenko G.S., Ostapenko R.I., Bogdanov E.N. Heterochronicity of Imaginative Properties in Adolescent Groups. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2016. no. 6. pp. 102-109. (in Russian)

7. Ostapenko G.S. Accentuation and determination of the destructive development of the cognitive sphere in the adolescent phase of ontogenesis. Applied legal psychology. 2016. no. 2 (35). pp. 62-69. (in Russian)

8. Ostapenko G.S., Zobkov A.V. Dynamics of heterochrony of development of cognitive styles in adolescence. Perspectives of science and education. 2016. no. 2 (20). pp. 59-66.(in Russian)

9. Ostapenko G.S. Structurally-dynamic specificity of heterochronous development of the cognitive sphere of adolescents. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2016. Vol. 5. no. 3 (16). pp. 291-296. (in Russian)

10. Law of the Voronezh Region of October 6, 2011 n 126-oz "On Additional Guarantees of the Rights of Minors Recognized as Victims in Criminal Proceedings" (as amended by the laws of the Voronezh Region of November 10, 2014 No. 144-OZ, No. 151-OZ of 25 November 2016). URL: http://docs.cntd.ru/document/469702084 (accessed 1 June 2018) (in Russian)

Информация об авторах Остапенко Галина Сергеевна

(Россия, Воронеж) Доцент, кандидат психологических наук, психолог

Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей

Information about the authors

Ostapenko Galina Sergeevna

(Russia, Voronezh) Associate professor, PhD in Psychological Sciences, Psychologist

Center for Psychological and Pedagogical Support and Development of Children

Токарева Анна Алексеевна

(Россия, Воронеж) Руководитель отдела, психолог Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей

Tokareva Anna Alexeevna

(Russia, Voronezh) Head of Department, Psychologist Center for Psychological and Pedagogical Support and Development of Children

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.