Научная статья на тему 'СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ИХ ОБУЧЕНИЮ'

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ИХ ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / ИНТЕГРАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ / ОБЩЕНАУЧНЫЙ УРОВЕНЬ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирончук Е. В., Суздальцев Е. Л.

Актуальность. Поиск передовых путей формирования компетентности студентов - будущих учителей согласно требованиям ФГОС (3++) находит актуальность на нынешней стадии развития образования. В научных исследованиях этот вопрос ещё не нашёл исчерпывающего рассмотрения, в связи с чем повышается необходимость в новых подходах к решению данной проблемы.Цель. Описать разработанную структурную схему формирования компетентности студентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению.Методы исследования. Базовое содержание статьи компилирует продуктивное сопряжение общей и театральной педагогики. Используется также метод моделирования.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании синтезированы работы по исследуемой теме, предложена структурная схема формирования компетентности студентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению. Практическая значимость заключается в возможности применения результатов данного исследования для создания в вузах междисциплинарных факультативов, сочетание которых с дисциплиной «Педагогика» поможет решить задачу формирования компетентности студентов.Результаты исследования позволили определить подход к решению вопроса формирования компетентности студентов - будущих учителей в рамках схемы формирования компетентности студентов на основе междисциплинарного подхода к их обучению.Выводы. Предложенная схема даёт представление о структуре формирования компетентности студентов - будущих учителей на базе междисциплинарного взаимодействия общей и театральной педагогики (форма организации обучения - междисциплинарный факультатив, сочетание которого с дисциплиной «Педагогика» поможет решить задачу формирования компетентности студентов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирончук Е. В., Суздальцев Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STRUCTURAL SCHEME FOR THE FORMATION OF THE COMPETENCE OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS BASED ON AN INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THEIR TRAINING

Relevance. The search for advanced ways of forming the competence of students - future teachers according to the requirements of the Federal State Educational Standard (3++) finds relevance at the current stage of education development. In scientific research, this issue has not yet found exhaustive consideration, in this regard, the need for new approaches to solving this problem is increasing.Aim. To describe the developed structural scheme for the formation of the competence of students - future teachers based on an interdisciplinary approach to their training.Methodology. The basic content of the article compiles a productive coupling of general and theatrical pedagogy. The modeling method is also used.Scientific novelty / theoretical and / or practical significance. The research synthesizes works on the topic under study, a structural scheme for the formation of the competence of students - future teachers based on an interdisciplinary approach to their training is proposed.The practical significance consists in the possibility of applying the results of this study to create interdisciplinary electives in universities, the combination of which with the discipline “Pedagogy” will help solve the problem of forming students' competence.The results of the study made it possible to determine an approach to solving the issue of the formation of the competence of students - future teachers within the framework of the scheme of the formation of students' competence based on an interdisciplinary approach to their training.Conclusions. The proposed scheme gives an idea of the structure of the formation of the competence of students-future teachers on the basis of interdisciplinary interaction of general and theatrical pedagogy, the form of organization of training is an interdisciplinary elective, the combination of which with the discipline “Pedagogy” will help solve the problem of the formation of students' competence.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ИХ ОБУЧЕНИЮ»

УДК378

DOI: 10.18384/2310-7219-2023-1-89-109

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ИХ ОБУЧЕНИЮ

Мирончук Е. В., Суздальцев Е. Л.

Московский государственный областной педагогический университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность. Поиск передовых путей формирования компетентности студентов - будущих учителей согласно требованиям ФГОС (3++) находит актуальность на нынешней стадии развития образования. В научных исследованиях этот вопрос ещё не нашёл исчерпывающего рассмотрения, в связи с чем повышается необходимость в новых подходах к решению данной проблемы.

Цель. Описать разработанную структурную схему формирования компетентности студентов -будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению. Методы исследования. Базовое содержание статьи компилирует продуктивное сопряжение общей и театральной педагогики. Используется также метод моделирования. Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании синтезированы работы по исследуемой теме, предложена структурная схема формирования компетентности студентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению. Практическая значимость заключается в возможности применения результатов данного исследования для создания в вузах междисциплинарных факультативов, сочетание которых с дисциплиной «Педагогика» поможет решить задачу формирования компетентности студентов. Результаты исследования позволили определить подход к решению вопроса формирования компетентности студентов - будущих учителей в рамках схемы формирования компетентности студентов на основе междисциплинарного подхода к их обучению. Выводы. Предложенная схема даёт представление о структуре формирования компетентности студентов - будущих учителей на базе междисциплинарного взаимодействия общей и театральной педагогики (форма организации обучения - междисциплинарный факультатив, сочетание которого с дисциплиной «Педагогика» поможет решить задачу формирования компетентности студентов).

Ключевые слова: структура, интеграция, компетенция, компетентность, междисциплинарная связь, общенаучный уровень, театральная педагогика, общая педагогика

A STRUCTURAL SCHEME FOR THE FORMATION OF THE COMPETENCE OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS BASED ON AN INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THEIR TRAINING

E. Mironchuk, E. Suzdaltsev

Moscow Region State Pedagogical University

ul. Very Voloshinoy 24, Moscow region, Mytishchi 141014, Russian Federation

© CC BY Мирончук Е . В Суздальцев Е . Л . , 2023 .

Abstract

Relevance. The search for advanced ways of forming the competence of students - future teachers according to the requirements of the Federal State Educational Standard (3++) finds relevance at the current stage of education development. In scientific research, this issue has not yet found exhaustive consideration, in this regard, the need for new approaches to solving this problem is increasing. Aim. To describe the developed structural scheme for the formation of the competence of students -future teachers based on an interdisciplinary approach to their training. Methodology. The basic content of the article compiles a productive coupling of general and theatrical pedagogy. The modeling method is also used.

Scientific novelty / theoretical and / or practical significance. The research synthesizes works on the topic under study, a structural scheme for the formation of the competence of students - future teachers based on an interdisciplinary approach to their training is proposed.The practical significance consists in the possibility of applying the results of this study to create interdisciplinary electives in universities, the combination of which with the discipline "Pedagogy" will help solve the problem of forming students' competence.

The results of the study made it possible to determine an approach to solving the issue of the formation of the competence of students - future teachers within the framework of the scheme of the formation of students' competence based on an interdisciplinary approach to their training. Conclusions. The proposed scheme gives an idea of the structure of the formation of the competence of students-future teachers on the basis of interdisciplinary interaction of general and theatrical pedagogy, the form of organization of training is an interdisciplinary elective, the combination of which with the discipline "Pedagogy" will help solve the problem of the formation of students' competence. Keywords: structure, integration, competence, competence, interdisciplinary communication, general scientific level, theater pedagogy, general pedagogy

ВВЕДЕНИЕ

Поиск передовых путей формирования компетентности студентов - будущих учителей, гарантирующих качество преподавания в вузах, находит чрезвычайную актуальность на нынешней стадии развития образования. В связи с этим повышается и необходимость в новых подходах к решению проблемы формирования компетентности студентов, отвечающих требованиям ФГОС (3++). В актуальных научно-педагогических исследованиях этот вопрос ещё не нашёл исчерпывающего рассмотрения, в связи с чем вопросы формирования компетентности студентов в процессе подготовки будущих педагогов на основе междисциплинарного подхода к их обучению являются актуальными и выступают предметом научных исследований и обширной общественной дискуссии

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель и задачи исследования. Приступив к рассмотрению структуры формирования компетентности студентов - будущих учителей средствами театральной педагогики, мы ставим перед собой следующие задачи:

- установить понятийную междисциплинарную связь, определяющую формирование метаязыка преподавателя и студентов;

- раскрыть методическую междисциплинарную связь, характеризующую перевод знаний и умений, выработанных на базе театральной педагогики, в общепедагогические знания и умения

Методы и организация исследования. Базовое содержание статьи компилирует продуктивное сопряжение общей и театральной педагогики . Также используется метод моделирования

Для разработки структурной схемы формирования компетентности студентов - будущих учителей средства-

ми театральной педагогики в условиях компетентностного подхода в высшем педагогическом образовании, как убедительно показывает анализ литературных источников и опыт работы со студентами вузов, существуют определённые основания

В педагогике содержатся научные труды, рассматривающие разные грани междисциплинарного подхода к организации системы высшего образования, подтверждающие его актуальность (А. М. Борисов, Е . Ю . Борисенко, А. Л . Бугримов, А. С . Бывшенко, И . В . Ко-цевич, Е. Л. Кузьменко, Н . С . Львова, В . И. Лях, П. Н . Медведев, Е. В . Мирон-чук, Д . Э . Мирончук, П . А . Хроменков и др . [2; 3; 4; 5; 8; 10; 12; 13; 14; 15; 16; 24]). В этом контексте выполнены исследования по связям общей и театральной педагогики (А. М . Борисов [2], А. С . Бывшенко, Н . В . Власова, Иванов Н .А. , Д . Н . Кузьмин, Н . В . Матвеева [5], Е . В . Мирончук [15], Е . М . Шастина [2], О . В. Шатунова [25] и др. ) Но всё же при огромном практическом и теоретическом значении научных трудов в этой области следует выделить, что способы формирования компетентности студентов - будущих учителей на базе взаимосвязи общей и театрального педагогики мало изучены, хотя образовательная практика в этом остро нуждается

В теории развивающего обучения и интеграции образования (И Д Белонов-ская, [1], П . Я. Гальперин [6], Т. А. Горяй-нова, М. А. Дробот [1], А. Я . Данилюк [7], А. В . Запорожец [6], А. В . Кирьякова [1], Т. В. Малкова, С . А. Пугачева [17], С . Л . Рубинштейн [18], Н . В . Хисматули-на [17], П . А. Хроменков [24], Д . Б . Эль-конин [6]) выявлен механизм обобщения и интеграции формируемых у субъектов образовательного процесса знаний, умений и навыков

Огромен потенциал высокопрофессиональных знаний, умений и навыков исторического наследия театральной

педагогики (С . В. Гиппиус1, П . М. Ер-шов2, М О Кнебель3, В Э Мейерхольд4, К. С. Станиславский [20] и др. ).

Из истории педагогической науки общеизвестно (А. О. Горшенкова [19], З М Лорсанова5, О М Магомедов, С . Т. Тучалаев [22], Е . А . Рыбина [19], Л . А . Федосеева [23], П . А . Хроменков [24], Л . К . Широкова [19] и др . ), что педагогика в процессе своего формирования, развиваясь в тесной взаимосвязи с другими областями человекознания (философией, психологией, социологией, дефектологией, медициной, искусством, историей и другими науками), способствовала формированию бинарных наук, которые составляют структуру современной общей педагогики, представляя собой более конкретные стороны научного педагогического знания и образуя при этом целостную систему внутринаучно-го общепедагогического межзнаниевого взаимодействия

Мы оставляем за рамками нашего исследования рассмотрение всех внутрина-учных связей педагогики высшей школы и остановимся на анализе междисциплинарного взаимодействия педагогики школы, которую изучают студенты в вузах по направлению подготовки «Педоб-разование» и театральной педагогики, на основе которой строится обучение студентов в театральных вузах

В силу того, что процесс обучения в вузах на настоящее время строится на базе ФГОС ВО (3++), возникает необходимость в проведении анализа содержания действующего стандарта на предмет эффективности его реализации в области

1 Гиппиус С. В . Актёрский тренинг: гимнастика чувств . Москва: АСТ, 2010. 384 с .

2 Ершов П . М . Технология актёрского искусства. Соч . Т. 1. Москва: ВТО, 1959. 306 с .

3 Кнебель М . О . Поэзия педагогики . О действенном анализе пьесы и роли . Москва: ГИТИС, 2005. 576 с .

4 Мейерхольд В . Э . Лекции . Москва: ОГИ, 2001. 280 с

5 Лорсанова З . М. Взаимосвязи педагогики с другими науками // Тенденции развития науки и образования . 2020. № 62 (13) . С. 70-73.

обеспечения выработки сформулированных в нём требований (компетенций) к результатам освоения ПООП.

Известно, что отличительной чертой этого стандарта является наличие учебных компетенций и в нём представлена основа их формирования. Кроме того, стандарт ФГОС ВО (3++) предполагает присутствие в структуре и содержании ОПОП факультативных дисциплин, позволяющих расширить наличие знаний и выработку профессиональных умений и навыков у студентов, определяющихся образовательной программой вуза Ориентируясь на компетенции, прописанные в ФГОС ВО (3 ++) по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, учитывая междисциплинарный характер дисциплины «Педагогика», мы предлагаем ввести в ОПОП дополнительную факультативную дисциплину «Элементы театральной педагогики в педобразовании», которая будет основываться на междис-

циплинарном взаимодействии модулей общей и театральной педагогики

Опираясь на анализ монографии П. А. Хроменкова "Использование современного человекознания в высшем педагогическом образовании" [24], по проблемам классификации междисциплинарных связей в системе образования, мы определили, что необходимо рассмотреть понятийную и методическую связи

Вначале выделим учебные дисциплины профессионального цикла театральной педагогики по направлению подготовки 52.05.01 Актёрское искусство, которые, по нашему мнению, дополняют базу формирования учебных компетенций у студентов педагогических вузов (с учётом собственно педагогических знаний и содержания данных дисциплин «Сценическая речь» и «Актёрское мастерство») В таблице 1 выделим следующие группы знаний, умений и навыков, присущих профессии актёра

Таблица 1 / Table 1

Учебные элементы дисциплин театральной педагогики, сопряжённые с учебными элементами дисциплины «Педагогика» / Educational elements of the disciplines of theater pedagogy associated with the educational elements of the discipline "Pedagogy"

Дисциплина Учебные элементы

знания умения навыки

знать: уметь: владеть:

- теоретические и практи- - трудиться в театральном - теорией и практикой работы

ческие основы актёрского коллективе в сотворчестве с над ролью в разных ситуациях

о м н мастерства; режиссёром, в партнёрстве с творческого процесса;

о ^ - средства взаимодействия другими актёрами; - теорией и практикой делово-

о н о со зрительской аудиторией; - адаптироваться к техниче- го и сценического общения;

rt S - средства устранения зажи- ским, художественным усло- - навыками экспромта в про-

CD О мов в работе актёра виям постановки, к особен- цессе работы актёра над ролью

^ О ностям работы в театральном

■V н коллективе;

< - настраивать свой психофи-

зический аппарат, управлять

им в условиях работы над

ролью

Окончание табл. 1

rt X Учебные элементы

R К s а о S И знания умения навыки

знать: уметь: владеть:

Л - теоретические и практи- - использовать выразительные - техникой сценической речи

Сценическая реч ческие основы сценической речи; - специфичность речевой выразительности в работе с разными литературными манерами; - свойства речевой выразительности на сцене и в кадре ресурсы речи в создании речевой корреляции роли и во взаимодействии с другими актёрами; - следить за профессиональным уровнем своего речевого аппарата

Источник: составлено автором по материалам проведённого исследования .

Опираясь на ФГОС ВО (3++) по направлению 44 03 01 Педагогическое образование, на опыт педагогической деятельности преподавателей в педвузе по структурированию содержания педагогического образования, мы определили ряд компетенций, формирование которых можно расширить через факультативное изучение дисциплин театральной педагогики:

- УК-2 . Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

- УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

- УК-4 . Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

- УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

- УК-6 . Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовы-вать траекторию саморазвития на основе

принципов образования в течение всей жизни.

- ОПК-3 . Способен организовывать совместную индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

- ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

- ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ1.

На основании теории А. Я. Данилю-ка, о том, что надучебный язык - «метаязык» - является связующим звеном между различными знаковыми системами, мы считаем необходимым в нашей работе установить понятийную междис-

1 Приказ от 22.02.2018 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/ uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_ B_3_16032018.pdf (дата обращения: 22.01.2023) .

циплинарную связь между учебными элементами общей и театральной педагогики, определяющую формирование метаязыка преподавателя и студентов Данная часть исследования базируется на проведённых научных исследованиях по проблемам «метаязыка» (А. Я. Данилюк [7], Л . А. Тутов1, П . А. Хроменков [24], А. Е. Шаститко7 и др . ).

Основным методом на данном этапе явился сравнительный анализ базовых дисциплинарных понятий общей и театральной педагогики, который мы изучили на примере бинарной связи дисциплины «Педагогика» (тема - «Педагогическое общение») и дисциплины «Сценическая речь» (см табл 2)

Сравнительный анализ понятий, представленных в таблице 2, позволил

1 Тутов Л . А . , Шаститко А . Е . Метаязык внутридис-

циплинарного дискурса для научно-исследова-

тельских программ: приглашение к разговору //

Вопросы экономики . 2021. № 4 . С . 96-115 .

установить, что они содержат много общих или близких друг другу профессиональных понятий, это говорит о сопряжённости театрального и педагогического образования, об их едином семиотическом пространстве, сформировавшемся в результате продолжительного информационного обмена. Наличие данного сходства является необходимым фактором междисциплинарной интеграции При условии дальнейшего взаимодействия данных дисциплин может возникнуть метаязык, который частично сохранит схожие элементы этих языковых систем с преобладанием доминирующей педагогической знаковой системы, с приращением к ней сформированной междисциплинарной информации на театральном языке

Для того чтобы раскрыть механизм формирования исследуемого нами метаязыка преподавателя и студента необходимо, по нашему мнению, обратиться к

Таблица 2 / Table 2

Соотнесённость терминов дисциплин «Педагогика» и «Сценическая речь» / Correlation of the terms of the disciplines "Pedagogy" and "Stage speech"

Дисциплина Общие термины Дисциплина

«Педагогика» Общение, коммуникация, коммуникативные умения, контакт, слово, речь, голос, беседа, взаимодействие, жанр, обмен информацией, взаимопонимание, язык, стиль, спор, дискуссия, убеждение, риторика, голосовой аппарат, языковое воздействие на аудиторию, речевые недостатки, мастерство, тренинг, суждение, художественное слово, профессиональная культура, красноречие «Сценическая речь»

Близкие профессиональные понятия

«Педагогика» «Сценическая речь»

Стилевая речевая природа, техника речи, слово, гармония, речевое поведение, интонация, речевое развитие, профессионально-педагогическое дыхание, гигиена голоса педагога Техника речи, диапазон голоса, речевое развитие, голосоведение, тембр, речевое поведение, логос, диафрагмально-рёберное дыхание, этос, оратория, топ, гибкость и звучность голоса, свободная фонация, постановка голоса, пафос, голос певческий и речевой, гомилетика, интонация

Источник: составлено автором по материалам проведённого исследования .

V9V

разработанной Ю . М . Лотманом общетеоретической модели мыслящего объекта, которая предопределяет два вида механизмов: креолизация языков и метаязык.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно Ю . М. Лотману, метаязык -это речевая ситуация, предполагающая, что «два разных языка как один, заставляют всю систему восприниматься с субъективной точки зрения в качестве некоторого единства» [11, с. 39-40]. В преподавательской деятельности носителем метаязыка является преподаватель (носитель формируемых междисциплинарных знаний). Обладая профессиональными знаниями, языком педагогики и театра, согласно принципу антропоцентризма, беря в расчёт учебный язык студента и его мышление, преподаватель выделяет базовые элементы языков и строит занятие на их основе, создавая при этом некую собственную семиотическую организацию. При этом он создаёт такую семиотическую организацию, которая позволит студентам понятно говорить на языках педагогики и театра в рамках учебного занятия

Под креолизацией учебных языков, вслед за Ю . М. Лотманом и А. Я. Данилю-ком, мы понимаем постепенное, последовательное и взаимопроникновение с одной стороны метаязыка преподавателя как профессионального языка, сконцентрировавшего в себе высокий уровень междисциплинарных знаний, с высокой скоростью формирования в силу того, что у него более широкая научная база, и с другой стороны - учебного языка студента с его сознанием и уровнем информационно-языковой культуры Данный процесс креолизации направлен на сближение языкового уровня студента к языковому уровню театральной педагогики При этом, также необходимо учитывать, что для того чтобы передать студенту знания определённой учебной дисциплины, преподаватель, следуя дидактическим принципам доступности и последовательности, должен приспособить свой язык к степени мышления студента,

уметь переводить язык, которым владеет один учащийся, на язык другого студента и с языка студента на язык дисциплины .

Также необходимо учесть, что студенты параллельно в ходе аудиторного и самостоятельного обучения формируют и совершенствуют свой учебный метаязык путём неформальной, формальной и формализованной коммуникации в учебной информации дисциплин общей и театральной педагогики. Где студент, опираясь на базу собственно педагогических знаний посредством самостоятельной работы, организовывает поиск, получение информации из театральной педагогики и синтез полученных значений (рис 1)

Таким образом, понятийная связь между дисциплиной «Педагогика» и дисциплинами театральной педагогики представляет собой систему языков, формирующих метаязык преподавателя и студентов, благодаря которым реализо-вывается учебный процесс, воспринимаемый как абсолютное целое

Но, как известно, реализация образовательного процесса в большей части зависит и от применения методов обучения (Е. Л . Буслаева, Л. П . Крившенко [9], П . И . Пидкасистый1, Л . В. Юркина [9] др ), в силу этого мы считаем, что дальнейшей нашей задачей является выявление не менее важной методической связи между учебными элементами общей и театральной педагогики

Тщательный анализ классификации межнаучных связей педагогики по признакам, в частности по объёму действия и числу источников формирования и функционирования связей, предложенной П . А . Хроменковым [24], позволил нам заключить, что театральная педагогика - это бинарная наука, сформировавшаяся из двух разных и взаимообусловленных частей - театрального искусства (зрелищного вида искусства, представляющего собой синтез различных искусств)

1 Пидкасистый П . И . Педагогика: учебник и практикум . 4-е изд . , пер . и доп . Москва: Юрайт, 2020. 408 с .

Рис. 1 / Fig. 1. Механизм формирования метаязыка преподавателя и студентов / The mechanism of formation of the metalanguage of the teacher and students

Источник: составлено автором по материалам проведённого исследования .

и педагогики (науки о воспитании и обучении человека) . Развиваясь в тесном взаимодействии этих составляющих, театральная педагогика позаимствовала из педагогической науки большое количество методов обучения, с помощью которых она и по сей день достигает своих дидактических целей . В этом мы можем убедиться, исследовав работы и публикации известных корифеев русского театра (К . С . Станиславского, Е . Б . Вахтангова, Л . А . Волкова, П . В . Гиппиуса, А . А . Гончарова, П . М . Ершова, О . Н . Ефремова, В . Э . Мейерхольда, Г. А . Товстоногова, В . О . Топоркова, М . А . Чехова и др . ) в которых театральная педагогика приобрела содержание и статусность .

Например, обратимся к системе российского актёра, режиссёра и педагога К . С . Станиславского, введённой в практику обучения специалистов театральному искусству, являющейся ключевым источником всего театрального обучения по сегодняшний день Гениальность данной системы состоит в открытии ряда базовых принципов искусства актёра, на основе которых решалась задача осознанного постижения подсознательных творческих процессов, являющихся основополагающими в методике преподавания дисциплины «Актёрское мастерство» . Анализ системы Станиславского

раскрывает нам основные его принципы: жизненная правда, сверхзадача и сквозное действие, принцип активности действия, органичности (естественности), перевоплощения

В силу того, что принципы обучения -это базовые положения, обозначающие содержание, формы организации и методы учебного процесса, рассмотрим, какие именно образовательные методы содержит в себе принцип «активности действия» .

Как известно, данный принцип состоит из методических и практических указаний, направленных на единение психического и физического начала в человеческой природе актёра для сценического творчества . Здесь, с одной стороны, максимально глубокое духовное явление выражается через логическую цепь определённых физических действий, а, с другой стороны, действие в данном принципе выступает как источник сценических переживаний Станиславский утверждает: «вдохновение является лишь по праздникам Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актёр, а не такой, который владел бы актёром, как это делает путь чувства . Таким, путём, которым может легче всего овладеть актёр и который он может зафиксировать, является линия физических действий» [20, с . 297]. Выхо-

дит, что неподчинённое сознанию человека какое-то его психическое состояние может бессознательно вызывать в актёре соответствующие этому состоянию эмоции, при этом, если актёр станет непринуждённо выполнять по схеме роли простые физические действия, это поможет ему в создании сценического образа Ради выработки таких умений и навыков в области актёрской психотехники великий педагог в содержание принципа «активности действия» вместил разработанный им комплекс упражнений и этюдов, которые направлены на развитие собственной психофизики, творческой самостоятельности и мыслительной активности будущего актёра

Для освоения и последовательного использования вышеупомянутого комплекса упражнений и этюдов начинающими актёрами Константин Сергеевич использовал методы и приёмы обучения, базирующиеся на выполнении ими практических творческих работ поискового характера, где новые знания и способы практической творческой деятельности осваиваются в результате фронтальной, сократической беседы, демонстрации упражнений, частично-самостоятельного анализа, сравнения, обобщения и практического выполнения Вследствие осуществления таким образом учебно-познавательной деятельности, обучающиеся решают поставленную учебную задачу частично самостоятельно и частично - под руководством наставника, который организует и мотивирует будущих актёров к последовательному поиску действий с помощью разнообразных средств обучения Благодаря этому в их сознании закрепляются осознанные художественно-познавательные знания (чувства и сценические переживания), ведущие к совершенствованию собственных психофизических данных, к формированию творческого мышления и активной деятельности В аналогии с динамикой развития будущего актёра автор ввёл посильные виды трудностей, которые на

разных этапах обучения обнаруживаются в изменённом виде Но каждый раз их осознание становится проблемной ситуацией, которая призывает к поиску новых способов действия

Становится очевидным, что принцип «активности действия» содержит в себе следующие методы обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, практические, наглядные, гностические (частично-поисковые), перцептивные) и методы, мотивирующие интерес к учению Из этого следует, что методы театральной педагогики - это художественные методы театрального искусства, приспособленные к учебно-воспитательному процессу обучения актёра, режиссёра, сценографа и т д посредством разнообразных методов педагогического обучения Поэтому можно заключить, что и общая и театральная педагогика в своей педагогической практике пользуется одинаковыми методами обучения, что в свою очередь подтверждает их методическую связь

Чтобы наметить оптимальный путь применения театрально-педагогических методов в процессе обучения студентов -будущих учителей, обратимся к принципам системы К С Станиславского и определим вероятность их учёта в педагогическом образовании (см табл 3)

Рассмотрим квинтэссенцию таблицы 3 детальнее Исследование педагогической системы К С Станиславского показало, что базовым её принципом является «жизненная правда» Соблюдение этого принципа разрешает актёру быть правдоподобным перед зрителем, позволяет избежать наигранности на сцене Действительно, это объединяет профессию педагога и актёра Ведь школьник в образовательном процессе верит учителю как зритель во время спектакля верит артисту, видя в нём сценический образ . Формирование таких личностных качеств разрешит студенту стать более коммуникабельным в процессе педагоги-

Таблица 3 / Table 3

Компетенции ФГОС ВО (3++) по направлению подготовки «Педагогическое образование», формируемые на основе применения принципов системы К. С. Станиславского / The competencies of the Federal State Educational Standard (3 ++) in the field of training "Pedagogical education", formed on the basis of the application of the principles of the K. S. Stanislavsky system

Принципы

системы

Станиславского

Ключевые компетенции

л и

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

УК-3 . Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

УК-5 . Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

^ s S я

и

Л

я U

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни ОПК-3 . Способен организовывать совместную индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

о я я

S

н

¡й

УК-3 . Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

УК-5 . Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

л й

О u

^ iij

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

УК-3 . Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

УК-5 . Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

УК-3 . Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Источник: составлено автором по материалам проведённого исследования .

Т1Г

ческого общения с учениками . А, как известно, именно это указано в ОПК-7.

Следующий принцип Станиславского -«сверхзадача и сквозное действие», который трактуется как базовая задача сценариста, которую он пытается донести до зрителя через своё творчество, сам путь её выполнения проходит через сквозное действие Можно провести в параллель этому педагогические задачи в педагогической работе учителя Работая по этому принципу, молодой учитель сможет избежать ряда ошибок в своей будущей работе

Опираясь на этот принцип, студент сможет в какой-то мере сформировать ряд компетенций: способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2); способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6); способен организовывать совместную индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ОПК-3)

Целесообразно обратить внимание на третий принцип рассматриваемой системы «активности и действия», который трактуется автором как, сценическая деятельность актёра в образах и страстях Такие умения и навыки К С Станиславский вырабатывал у актёров с помощью разработанных им упражнений и этюдов по управлению своей психомоторикой Освоив систему таких упражнений, студент сумеет управлять своими эмоциями, которые могут появиться в педагогических ситуациях Освоив технику посредством принципа «активности и действия», студент сможет частично сформировать следующие компетенции: УК-3, УК-4 и УК-5.

Для раскрытия методической связи общей и театральной педагогики в подготовке профессионально компетентных студентов приведём также пример методов и приёмов формирования компетенции УК-4 (способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(-ых) языке(-ах)) . Здесь необходимо отметить, что для формирования умений по развитию публичной речи требуется изучение техники речи, а в современной театральной педагогике в данном направлении существует стройная система упражнений, представляющих комплекс знаний, умений и навыков в речевом дыхании, дикции, голосообразовании, которые помогут студенту - будущему учителю сформировать компетенцию УК-4

Например, обратимся к знаниям о развитии дикции студента Прежде всего определим, для чего необходима эта характеристика техники речи студенту -будущему учителю . Как известно, дикция это - ясное, чёткое произношение; что является важным элементом культуры речи Всем известно, что для учителя дикция - это профессиональная необходимость Не секрет, что ясность и чёткость в произношении звуков обусловлены слаженностью работы речевого аппарата Отработка дикции связана с совершенствованием артикуляции Поэтому система заданий по отработке артикуляции должна быть использована в формировании компетентности студентов педвуза

По результатам проведённого исследования можно прийти к выводу, что между общей и театральной педагогикой существует методическая связь

А проведённое нами исследование междисциплинарного взаимодействия модулей общей и театральной педагогики позволяет констатировать, что органичное сочетание знаний в области данных направлений обеспечивается на основе близости и общности их задач, средств (языков) и методов обученияи выража-

ется в их содержательной, понятийной и методической связи . Кроме того, в системе высшего образования, построенной на междисциплинарной основе, данные виды связей обеспечивают механизм формирования междисциплинарных знаний, обобщённых умений и профессиональных навыков

Опираясь на выше сказанное, а также основываясь на мнении А. Я . Дани-люка, базирующемся на принципе антропоцентризма, где студент является центральным звеном в образовательной системе, а его сознание считается главным фактором междисциплинарных связей в образовании, обусловленным взаимопроникновением знания и сознания . Мы считаем, что в разрабатываемой нами структурной схеме формирования профессиональной компетентности бакалавров педвуза с помощью средств театральной педагогики необходимо проследить механизм формирования восприятия междисциплинарной учебно-познавательной информации студентом, выработки междисциплинарных знаний, обобщённых умений и навыков

Принципиально важным для раскрытия сути данного механизма является толкование понятия «знание», которое в научной литературе определяется как результат познавательной деятельности, формирующийся в сознании, выражающийся в осознанно воспринятой, осмысленной, переработанной и усвоенной информации, где информация - это то, что выражает знание . Из этого следует, что учебно-познавательная деятельность студента основана на его психофизиологических особенностях, а рассмотрение аспекта этого явления, как нам представляется, позволяет выявить процесс формирования восприятия междисциплинарной учебно-познавательной информации студентом, а также механизм её трансформации в междисциплинарные знания студента, по каналам междисциплинарных связей общей и театральной педагогики

За основу исследования мы принимаем разработанный механизм формирования обобщённых знаний (Гальперин П . Я . [6], А. А . Вербицкий1, Запорожец А. В . [6], С . Л . Рубинштейн [18], Д . Б . Эльконин [6] и др. ) и теорию интеграции образования (А . Я . Данилюк [7], Т. В . Малкова, С. А. Пугачева, Н . В . Хисматулина [17], П А Хроменков [24] и др ) Из анализа работ этих авторов становится понятно, что в основе вышеупомянутого психофизиологического процесса лежит абстрактно-логическое мышление, в базе которого находится содержательное обобщение Сравнительный анализ работ в области психологии, в которых рассматривалась проблема процесса мышления (Б Г Ананьев2, Л С Выготский3, П . Я . Гальперин [6], С . Л . Рубинштейн [18], и др . ) показал, что базовым условием формирования мышления, является то, что знания человека интуитивны, осмыслены и характеризуются наличием ведущих связей между ними, которые человек может контролировать, т е в любой момент он может одни связи исключить и мысленно включить другие Следовательно, как пишут эти авторы, мозг человека не является местом для хранения отдельных знаний, он выполняет процесс их генерирования, сопровождающийся анализом и синтезом получаемой информации в единую систему. Из этого следует, что субъект педагогического взаимодействия (студент) в ходе нейродинамических процессов в коре головного мозга, принимая, осмысляя, а затем, всесторонне анализируя полученную информацию

1 Вербицкий А . А . Деятельностный подход в образовании: традиции и перспективы // Материалы международной научной конференции «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе» / Москва, 13-14 декабря 2018 г. Москва: Издательский дом МГУ им . М . В . Ломоносова, 2018 . С. 82-84.

2 Ананьев Б . Г. Избранные труды по психологии . Т. 2 . Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017. 546 с .

3 Выготский Л С Лекции по психологии развития // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17 . № 2 . С. 5-22 .

(знание), импортируемую из дисциплин театральной педагогики, многократно сравнивая её с наличной педагогической информацией (знанием), зависящей от познавательного опыта студента, выделяет наиболее значимые и дополняющие друг друга семантические единицы, обнаруживает их генетическое сходство, выделяет этот факт и фиксирует его . После этого выполняется операция их селекции . На следующем этапе формирования междисциплинарных знаний происходит синтетическая обработка

смысловых единиц, что приводит к количественному росту в сознании студента междисциплинарной информации в виде новых ментальных понятий, суждений, концепций и смысловых структур, которая в конечном итоге благодаря междисциплинарному механизму генерируется в качественно новую синтезированную междисциплинарную семантику (знание) (см. рис. 2). Доминантные свойства нового знания будут существенно отличаться от ранее существующих семантик общей и театральной педагогики .

Рис. 2 / Fig. 2. Механизм формирования междисциплинарных знаний / The mechanism of formation of interdisciplinary knowledge

Источник: составлено автором по материалам проведённого исследования .

Сравнительный анализ психологической литературы обнаруживает, что знания усваиваются и реализовываются лучше всего в деятельности . Разделяя это мнение и позицию авторов по проблеме формирования компетентности учителя на междисциплинарной основе (А. М . Борисов, Е . Ю . Борисенко, А. Л. Бугримов, А. С . Бывшенко, В . И. Лях, П . Н . Медведев, Е . В . Мирончук, П . А . Хроменков и

др. [2; 3; 4; 5; 13; 14; 15; 24]) и признавая то, что определяющую роль в её структуре выполняют обобщённые умения и профессиональные навыки, мы считаем необходимым в нашей структурной схеме рассмотреть проблему их формирования на основе междисциплинарных связей общей и театральной педагогики Также необходимость решения этой задачи диктуется связью обучения с подго-

V^ioiy

товкой студентов - будущих учителей к практико-педагогической деятельности, т к умения - это претворение знаний в жизнь в виде тех или иных профессионально-педагогических действий, соответствующих поставленным образовательным целям

Многие психологи (П Я Гальперин, А. В . Запорожец [6], Д. В . Кулешов [21], С Л Рубинштейн [18], Н Д Творогова, И . Б . Ханина [21], Д . Б . Эльконин [6] и др ) фиксируют, что обобщённость - немаловажное качество умений Согласно их выводам, обобщённые умения - это умения, перевоплощающиеся друг в друга в том случае, если происходит одно и то же действие или операция при разрешении различных задач Наряду с этим, их дидактический объём не идентичен сумме объёмов умений, перевоплотившихся в них Исследования этих учёных показали, что умения формируются в процессе учебно-познавательной деятельности студента, в ходе которой его психическая деятельность побуждается необходимостью удовлетворения информационно-познавательной и преобразовательной потребности Базовая составляющая этой деятельности - умственное действие, осуществляющееся через ряд последовательных операций, подчинённых назначенной цели (ориентировочной основы действия). Формирование же обобщённых умений представляет собой освоение всей системы операций по обобщению информации, содержащейся в педагогических знаниях, и информации, получаемой из дисциплин театральной педагогики, а именно: операции по раскрытию этих ин-формаций, их сопоставлению с действиями направленными на решение поставленной учебно-педагогической задачи, и выделению из них только необходимых свойств для выполнения этого действия

По мере освоения обобщённого умения умственное действие по его выполнению (операции) сокращается, и оно становится свёрнутым Данное сокращение происходит как бессознательно, так и со-

знательно При бессознательном сокращении студент не осознает, почему он пропускает операцию; осознанное сокращение гарантирует возможность возобновления боле полных форм действия (его развёртывания) Раз от раза выполняя одно и то же умственное действие, улучшая при этом его качество, студент выполняет его уже как единый целенаправленный акт с последующим уходом из области сознания (т е автоматически, без контроля над его осуществлением) в область профессиональных навыков В этом случае внимание от восприятия ориентиров и способов действия переносится на ситуацию и результаты действий, что способствует сокращению времени реакции на ситуацию, так как переход к последующему умственному действию происходит без предварительного планирования

Данный процесс формирования обобщённых умений и профессиональных навыков может осуществляться под управлением преподавателя психической деятельностью студента, который помогает ему сделать правильный выбор операций, организует его учебно-познавательную деятельность по использованию информации из дисциплин театральной педагогики для разрешения поставленной педагогической задачи Также этот процесс может осуществляться и самостоятельно студентом, имеющим необходимый набор междисциплинарных знаний и владеющим учебным метаязыком дисциплин общей и театральной педагогики, ищущим путём проб и ошибок самостоятельно решения, ориентиры, приёмы и методы переработки информации и способы деятельности, но результат такой деятельности неустойчив

Рассмотрим в качестве примера учебное задание, нацеленное на развитие обобщённых умений у студентов на базе междисциплинарного взаимодействия дисциплин общей и театральной педагогики, которые мы предлагаемиспользо-вать на семинарских занятиях по педагогике (см табл 4)

Таблица 4 / Table 4

Развитие обобщённых умений у студентов на базе междисциплинарного взаимодействия дисциплин общей и театральной педагогики / Development of generalized skills of students on the basis of interdisciplinary interaction of disciplines of general and the atrical pedagogy

Взаимодействующие дисциплины

Педагогика Актёрское искусство

Дидактические цели

Развитие профессионально-педагогического внимания Развитие сценического внимания и памяти

Система упражнений, обеспечивающая выработку обобщённого организационного умения

а) умение анализировать внешние признаки внимания школьников: студенту предлагается рассмотреть фотографии отдельных учеников и определить, какое внимание преобладает в каждом конкретном случае . б) умение тренировки внимания на происшедшие изменения: студенту предлагается посмотреть фотографии класса, на которых ученики по-разному располагаются в учебном кабинете, и выявить все происшедшие изменения . в) умение концентрировать внимание: необходимо охватить аудиторию взглядом, обозначив таким образом огромную область внимания, если это не удалось, необходимо сузить область внимания до среднего, затем до малого, при этом достичь чёткого осознания объектов, входящихв круг внимания . Затем повторить то же самое, но в обратном порядке - от малого к большему а) умение анализировать внешние признаки внимания зрителей: студенту предлагается рассмотреть фотографии отдельных зрителей и определить, какое внимание преобладает в каждом конкретном случае б) умение тренировать внимание на предмет происшедших изменений: студенту предлагается посмотреть фотографии, на которых люди по-разному располагаются в зрительном зале, и выявить все происшедшие изменения . в) умение концентрировать внимание: необходимо охватить зал взглядом, обозначив таким образом огромную область внимания, если это не удалось, необходимо сузить область внимания до среднего, потом до малого, при этом достичь чёткого осознания объектов, входящихв круг внимания Затем повторить то же самое, но в обратном порядке - от малого к большому

Профессиональные компетенции

ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ ПКО-1. Способен создавать образы актёрскими средствами, общаться со зрительской аудиторией в условиях сценического представления, концерта, а также исполнять роль перед кино- (теле-) камерой

Источник: составлено автором по материалам проведённого исследования .

Из приведённой таблицы видно, что обобщённые профессиональные организационные умения формируются у студентов на основе выработки групп умений профессионального внимания на основе системы упражнений, заимствованной из театральной педагогики Также необходимо заметить, что в процессе формирования обобщённых умений должны участвовать и другие группы умений: профессиональной наблюдатель-

ности, воображения, опознавательные умения и др . Формируемый объём умений каждой группы зависит от цели и задач изучаемого раздела педагогики Если считать обобщённые умения инвариантными, то сам процесс формирования данных умений является вариативным, т. к . каждая группа, «участвующая» в формировании обобщённых умений, может дифференцироваться Следовательно, границы этих групп умений могут

Vioy

расширяться за счёт установления новых междисциплинарных связей общей и театральной педагогики

Необходимо заметить, что выработанное обобщённое организационное умение является одним из основных компонентов, формирующих компетенцию ОПК-7 Это умение, используемое в процессе сопровождения упражнений, заимствованных из театральной педагогики на занятиях по педагогике, выступает как фактор активизации способностей студента-будущего учителя организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников Следовательно, эффективное формирование обобщённых умений и навыков у студентов возможно на основе междисци-плинарнойсольватации театральной и общей педагогики в учебном процессе вуза

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведённое нами в данной статье исследование допускает утверждение, что формирование компетентности студента - будущего учителя достигается за счёт органичного сочетания знаний в области базовой дисциплины вуза «Педагогика» и дисциплин театральной педагогики Оно обеспечивается на основе близости их учебных языков, общности задач, средств и методов обучения и воспитания, что

создаёт маршрут формирования междисциплинарной информации посредством перехода принятых семантик на учебный язык педагогики, её перевода в междисциплинарные знания, обобщения вырабатываемых профессиональных умений и навыков студентов, и как следствие этого происходит формирование компетенций у студентов, которые в совокупности составляют базу вырабатываемой у них профессионально-педагогической компетентности

На основании данных выводов нами составлена структурная схема формирования компетентности студентов - будущих учителей (см рис 3), выявлены типы междисциплинарных связей, механизм формирования в сознании студента междисциплинарных знаний, обобщённых умений и навыков, а также механизм формирования компетенции (УК-2, 3, 4, 5, 6; ОПК-3, 4, 7), представляющие собой результат педагогического образования -компетентность студента - будущего учителя

Предложенная структурная схема даёт достаточное представление о структуре формирования компетентности студентов - будущих учителей

Дата поступления в редакцию 01.12.2022

Рис. 3 / Fig. 3. Структурнаясхемаформированиякомпетентностистудентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению / A structural scheme for the formation of the competence of students-future teachers based on an interdisciplinary approach to their training

Источник: составлено автором по материалам проведённого исследования .

ЛИТЕРАТУРА

I. Белоновская И . Д. , Кирьякова А . В . , Горяйнова Т. А . , Дробот М . А . Развивающий потенциал технологий визуализации в гибридном обучении студентов // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16. № 3 . С 127-144.

2 . Борисов А . М. , Шастина Е. М . Литературная педагогика как временное направление развития

образования // Высшее образование: проблемы и трансформации: коллективная монография / А. Ю . Нагорнова, А. А. Тарасенко, Ю . Д. Овчинников, А. А. Абраамян, В. Е. Черникова, О . А . Омаров, Н . О . Омарова, П . А . Омарова, Т. А. Пастух, А . А . Селезнёв, Т. А . Бельчикова, Т. В . Казакевич, С. В . Ряснянский, Н . В . Божко, А. В . Кот, Р. А . Круковский, Е . В . Лукашевич, Н . В. Самусевич, О . А. Юрченко, И . Н . Симонова. Ульяновск: Зебра, 2019 . С. 211-219 .

3 . Борисенко Е. Ю . , Осипова Е. В . Междисциплинарный подход при обучении бакалавров педа-

гогического образования направленности «Биология - химия» // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / 13 октября 2021 г. Уфа: Аэтерна, 2021. С. 197-202. 4. Бугримов А . Л . , Ветшева А. А . , Лобов В . И . Межпредметные связи курсов общей физики и высшей математики при изучении механической работы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Физика-Математика. 2021. № 1. С. 92-102.

5 . Бывшенко А . С. , Власова Н . В . , Иванов Н . А . Возможности театрального искусства в разви-

тии переговорной компетентности педагога-медиатора // Вестник педагогических инноваций 2021. № 1. С 67-76.

6 . Гальперин П . Я . , Запорожец А . В . , Эльконин Д. Б . Проблемы формирования знаний и умений у

школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. 2013 . № 5 . С. 61-73 .

7 . Данилюк А . Я . Теория интеграции образования . Ростов-на-Дону: Издательство Российского

государственного педагогического университета, 2000 440 с

8 . Коцевич И . В . , Павельева И . Н . Межпредметные связи специальных дисциплин при подготовке

художников-дизайнеров // Среднее профессиональное образование. 2020. № 2 (294). С. 32-36.

9 . Крившенко Л . П . , Юркина Л . В . , Буслаева Е . Л . Психология и педагогика в высшей школе . Мо-

сква: Юрайт, 2022 454 с

10 . Кузьменко Е. Л . , Даутова О . Г. , Мальцева Л . Б . Формирование метафорической компетенции

при работе над сюжетной композицией как педагогическая проблема // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: сборник трудов XXII Международной конференции XX Международного конкурса научных и научно-методических работ / Москва, 28-29 апреля 2022 г М : Экон-Информ, 2022 С 42-45

II. Лотман Ю . М. Избранные статьи . Т. 1. Таллин: Александра, 1992. 478 с .

12 . Львова И . А. , Ларионова Н. Л . , Львова Н . С. Анализ современных особенностей подготовки

бакалавров по профилю «Ландшафтный дизайн» // Проблемы современного педагогического образования . 2021. № 71 (1). С 236-239.

13 . Лях В . И . , Королева Н . А . Междисциплинарный подход к образовательному процессу вуза в

контексте формирования медиакультуры студентов // Проблемы современного педагогического образования . 2021. № 70 (3). С 38-42.

14 Медведев П Н , Малий Д В Подготовка будущих учителей технологии к проектированию психологически безопасной образовательной среды в условиях её цифровизации: междисциплинарный подход // Вестник педагогических наук. 2021. № 2 . С. 214-220.

15 . Мирончук Е. В . Мониторинг формирования профессиональной компетентности у студентов-

будущих учителей посредством интеграции общей и театральной педагогики // Преподаватель XXI век. 2017. № 2 (1). С 56-63.

16 . Мирончук Е. В . , Мирончук Д. Э . Понятия «компетентность» и «компетенция» в системе педа-

гогического и общенаучного знания // Наука и школа 2022 № 5 С 85-97

17 . Пугачева С А . , Хисматулина Н . В . , Малкова Т. В . Интеграция образования и самообразования в

системе непрерывного образования // Образование Наука Научные кадры 2022 № 3 С 203-205

18 . Рубинштейн С. Л . Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2015 . 713 с.

19 . Рыбина Е. А . , Широкова Л . К. , Горшенкова А . О . Связь педагогики и других наук [Электрон-

ный ресурс] // Современные научные исследования и инновации . 2022. № 6 (134). URL: https:// web. snauka.ru/issues/2022/06/98566 (дата обращения: 26.01.2023).

20 . Станиславский К . С. Работа актёра над собой . Работа над собой в творческом процессе воплощения: собрание сочинений: в 8 т. Т. 3 . Москва: Искусство, 1955. 502 с. 21. Творогова Н . Д . , Ханина И. Б. , Кулешов Д . В. Обучение студентов общению . Москва: Гэотар-Медиа, 2022. 464 с .

22 . Тучалаев С. Т. , Магомедов О . М. Формирование профессионально-педагогического мировоз-

зрения будущего учителя в процессе изучения модуля «История педагогики и образования» // Мир университетской науки: культура, образование . 2022. № 2 . С. 53-62.

23 . Федосеева Л . А. Формы взаимосвязи педагогики с другими науками // Современные научные

исследования и инновации. 2020. № 1 (105). С. 41. 24. Хроменков П . А . Использование современного человекознания в высшем педагогическом

образовании: монография . Москва: Издательство МГОУУ 2012. 225 с. 25 . Shastina E. M. , Jentgens S . , Shatunova O. V. Role of literary pedagogy in modern education of preschool and primary school children // Space and Culture, India. 2020. Vol. 8 . No . 1. P. 234-243.

1. Belonovskaya I . D. , Kiryakova A . V. , Goryainova T. A . , Drobot M. A . [Developing potential of visualization technologies in hybrid education of students]. In: Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development], 2021, vol. 16, no. 3, pp. 127-144.

2 . Borisov A . M . , Shastina E. M. [Literary pedagogy as a temporary direction in the development

of education]. In: Nagornova A . Yu. , Tarasenko A . A . , Ovchinnikov Yu. D. , Abrahamyan A . A . , Chernikova V. E . , Omarov O . A . , Omarova N . O. , Omarova P. Kh . , Pastukh A . A . , Seleznev A . A . , Belchikova T. A . , Kazakevich T. V. , Ryasnyansky S . V. , Bozhko N. V , Kot A . V. , Krukovsky R . A . , Lu-kashevich E. V. , Samusevich N. V , Yurchenko O. A. , Simonova I . N . Vysshee obrazovanie: problemy i transformacii: kollektivnaya monografiya [Higher education: problems and transformations: a collective monograph]. Ulyanovsk, Zebra Publ. , 2019, pp. 211-219 .

3 . Borisenko E . Yu. , Osipova E. V. [Interdisciplinary approach in teaching bachelors of pedagogical edu-

cation in the direction "Biology - chemistry"]. In: Problemy i perspektivy razvitiya nauki v Rossiii mire: sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / 13 oktyabrya 2021 g. [Problems and prospects for the development of science in Russia and the world: collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference / October 13, 2021]. Ufa, Aeterna Publ. , 2021, pp. 197-202. 4. Bugrimov A . L. , Vetsheva A . A . , Lobov V. I . [Interdisciplinary connections of courses of general physics and higher mathematics in the study of mechanical work]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo oblastnogo universiteta. Seriya: Fizika-Matematika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Physics-Mathematics], 2021, no. 1, pp. 92-102.

5 . Byvshenko A . S . , Vlasova N . V. , Ivanov N . A . [Possibilities of theatrical art in the development of the

negotiation competence of a teacher-mediator]. In: Vestnikpedagogicheskih innovacij [Bulletin of Pedagogical Innovations], 2021, no. 1, pp. 67-76.

6 . Galperin P Ya . , Zaporozhets A . V. , Elkonin D. B . [Problems of the formation of knowledge and skills

among schoolchildren and new teaching methods at school]. In: Voprosypsihologii [Questions ofpsy-chology], 2013, no. 5, pp. 61-73 .

7 . Danilyuk A. Ya. Teoriya integracii obrazovaniya [Theory of education integration]. Rostov-on-Don,

Publishing House of the Russian State Pedagogical University, 2000 440 p

8 . Kocevich I . V. , Paveleva I . N . [Interdisciplinary connections of special disciplines in the preparation

of artist-designers]. In: Sredneeprofessional'noe obrazovanie [Secondary vocational education], 2020, no . 2 (294), pp . 32-36.

9 . Krivshenko L . P , Yurkina L. V. , Buslaeva E. L. Psihologiya i pedagogika v vysshej shkole [Psychology

and pedagogy in higher education]. Moscow, Urait Publ . , 2022. 454 p.

10 . Kuzmenko E. L. , Dautova O. G . , Malceva L. B . [Formation of metaphorical competence when working

on plot composition as a pedagogical problem]. In: Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazova-nii, nauke i promyshlennosti: sbornik trudov XXII Mezhdunarodnoj konferencii XX Mezhdunarodnogo konkursa nauchnyh i nauchno-metodicheskih rabot, / Moskva, 28-29 aprelya 2022 g. [Modern Information Technologies in Education, Science and Industry: Proceedings of the XXII International Conference XX International Competition of Scientific and Scientific and Methodological Works, VIII International Competition / Moscow, April 28-29, 2022]. Moscow, Ekon-Inform Publ. , 2022, pp. 42-45.

REFERENCES

11. Lotman Yu. M. Izbrannyestat'i. T. 1 [Selected articles. Vol. 1]. Tallin, Aleksandra Publ. , 1992. 478 p.

12 . Lyvova I . A . , Larionova N . L. , Lyvova N. S . [Analysis of modern features of the preparation of bach-

elors in the profile "Landscape design"]. In: Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2021, no. 71 (1), pp. 236-239.

13 . Lyah V. I . , Koroleva N . A . [Interdisciplinary approach to the educational process of the university in

the context of the formation of students' media culture]. In: Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2021, no. 70 (3), pp. 38-42. 14. Medvedev P. N . , Malij D. V. [Preparing future technology teachers for designing a psychologically safe educational environment in the context of its digitalization: an interdisciplinary approach]. In: Vestnik pedagogicheskih nauk [Bulletin of Pedagogical Sciences], 2021, no. 2, pp. 214-220.

15 . Mironchuk E. V. [Monitoring the formation of professional competence among students-future teach-

ers through the integration of general and theater pedagogy]. In: Prepodavatel' XXI vek [Lecturer XXI century], 2017, no. 2 (1), pp. 56-63.

16 . Mironchuk E. V. , Mironchuk D. E . [The concepts of "competence" and "competence" in the system of

pedagogical and general scientific knowledge]. In: Nauka i shkola [Science and School], 2022, no . 5, pp 85-97

17 . Pugacheva S . A . , Khismatulina N. V , Malkova T. V. [Integration of education and self-education in the

system of continuous education]. In: Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry [Education . The science. Scientific personnel], 2022, no 3, pp 203-205

18 . Rubinstein S . L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of General Psychology]. St . Petersburg,

Piter Publ. , 2015 .713 p.

19 . Rybina E. A . , Shirokova L. K. , Gorshenkova A . O. [Communication of pedagogy and other sciences].

In: Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and innovations], 2022, no. 6 (134). Available at: https://web. snauka. ru/issues/2022/06/98566 (accessed: 26.01.2023).

20 . Stanislavskij K. S . Rabota aktyora nad soboj. Rabota nad soboj v tvorcheskom processe voploshcheniya:

sobranie sochinenij. T. 3 [The work of an actor on himself. Work on oneself in the creative process of incarnation: collected works . Vol . 3]. Moscow, Iskusstvo Publ . , 1955. 502 p. 21. Tvorogova N . D. , Khanina I . B. , Kuleshov D . V. Obuchenie studentov obshcheniyu [Teaching students to communicate]. Moscow, Geotar-Media Publ. , 2022. 464 p .

22 . Tuchalaev S . T. , Magomedov O . M. [Formation of the professional and pedagogical worldview of the

future teacher in the process of studying the module "History of Pedagogy and Education"]. In: Mir universitetskoj nauki: kul'tura, obrazovanie [World of University Science: Culture, Education], 2022, no 2, pp 53-62

23 . Fedoseeva L. A . [Forms of the relationship of pedagogy with other sciences]. In: Sovremennye nauch-

nye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and innovation], 2020, no. 1 (105), p. 41. 24. Hromenkov P. A . , Homyakova E. V. [Formation of the readiness of bachelors for pedagogical activity in a multicultural environment of elementary school on an interdisciplinary basis]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy], 2019, no. 2, pp. 42-55. 25 . Shastina E. M. , Jentgens S . , Shatunova O. V. Role of literary pedagogy in modern education of preschool and primary school children . In: Space and Culture, India, 2020, vol . 8, no . 1, pp . 234-243.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Мирончук Елена Валентиновна - доцент кафедры средового дизайна Московского государственного областного педагогического университета; e-mail: Paradigma. el@yandex. ru

Суздальцев Евгений Леонидович- кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры средово-го дизайна Московского государственного областного педагогического университета; e-mail: egens@mail. ru

V^ioey

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Elena V. Mironchuk - Assoc. Prof, of the Department of Design, Moscow State Region Pedagogical University;

e-mail: Paradigma, el@yandex.ru

Evgeny L. Suzdaltsev - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc . Prof. , Assoc . Prof, of the Department of Design, Faculty of Fine Arts and Folk Crafts, Moscow State Region Pedagogical University; e-mail: egens@mail . ru

Мирончук Е . В . , Суздальцев Е. Л . Структурная схема формирования компетентности студентов -будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023. № 1. С. 89-109. БОТ: 10.18384/2310-7219-2023-1-89-109

Mironchuk E. V. , Suzdaltsev E . L. A structural scheme for the formation of the competence of students -future teachers based on an interdisciplinary approach to their training. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2023, no . 1, pp . 89-109. DOI: 10.18384/2310-7219-2023-1-89-109

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.