УДК-378 ББК-74.580
МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕЙ И ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
I Е.В. Мирончук
Аннотация. Проблема повышения профессиональной подготовки будущего учителя, обладающего необходимым уровнем профессиональной компетентности к выполнению профессиональной деятельности, в условиях традиционного вузовского обучения остается недостаточно решенной. Одним из условий, способствующих решению этой задачи, является интеграция общей и театральной педагогики. В статье рассматривается мониторинг как непрерывное отслеживание качества уровня сформиро-ванности профессиональной компетентности у студентов - будущих учителей посредством интеграции общей и театральной педагогики. Определяются объективные критерии и показатели профессиональной компетентности студентов педагогического вуза, без учета направленности профиля их подготовки. Анализируется влияние средств театральной педагогики на развитие профессиональной компетентности у данных студентов. А также доказывается, что при параллельном изуче-30 нии дисциплины «Педагогика» и факультативного спецкурса «Элементы театральной педагогики в педобразовании» повышается уровень сформи-рованности компетентности у студентов - будущих учителей.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, мониторинг, интеграция, междисциплинарное взаимодействие, общая и театральная педагогика.
MONITORING OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS BY INTEGRATING GENERAL AND THEATRE PEDAGOGY
I E.V. Mironchuk
Abstract. The problem of raising the level of professional training of future teachers with the necessary competencies to perform professional activities in the context of the traditional higher education remains insufficiently re-
Openopßiirab 2 / 2017
solved to develop it one-sidedly aimed strictly pedagogical knowledge and skills is ineffective. One of the conditions that contribute to the solution of this problem is the implementation of the integration of General and theatre pedagogy at the University level, as well as a picture of developments in the field of competence of the students caused by this process. In this regard, the article considers the monitoring as continuous monitoring of the quality of the level of formation of professional competence of students-future teachers by integrating General and theatre pedagogy. Define objective criteria and indicators of professional competence of students of pedagogical higher education institution, without regard to the orientation of their training. Analyzes the impact of the means of theatrical pedagogy to the development of professional competence in these students. And also, it is proved that for a parallel study of the discipline "Pedagogy" course "Elements of theatrical pedagogy in teacher education" conducted as an elective increases the level of formation competence of students-future teachers.
Keywords: competence approach, competence, monitoring, integration, multidisciplinary collaboration, General and theatre pedagogy.
В системе высшего педагогического образования важным является формирование представлений о происходящих изменениях в области формирования компетентности студентов, вызываемых процессами модернизации системы образования. Именно степень данных изменений позволит прогнозировать уровень формирования компетентности студентов — будущих учителей и сделает возможным оптимизировать организацию процесса их обучения на основе дополнительного изучения спецкурса «Элементы театральной педагогики в педобразовании», проводимого в качестве факультатива параллельно с дисциплиной «Педагогика».
Проводимая автором данной статьи работа в ходе педагогического эксперимента (2014—2016 гг.) по теме формирования профессионально-педагогической компетентности студен -тов вуза на основе междисциплинарных связей общей и театральной пе-
дагогики предопределила, что именно мониторинг, как непрерывный процесс отслеживания качества уровня сформированности профессиональной компетентности у студентов-будущих учителей, является эффективным средством, анализ его результатов допускает своевременную коррекцию организации образова- 57 тельного процесса педвуза. Целью мониторинга в данном случае является модернизация системы педагогического образования и повышение уровня формирования профессиональной компетентности у студентов педвузов посредством интеграции общей и театральной педагогики.
Мониторинг качества опытно-экспериментальной работы осуществлялся в рамках формирующего эксперимента на базе ГОУ ВО «Московский государственный областной университет» (МГОУ) в два этапа. В общем экспериментальной работой было охвачено свыше 240 студен-
ВЕК
тов 1-2 курсов МГОУ следующих факультетов обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация степень «бакалавр»): Факультет истории, политологии и права, Факультет русской филологии, Факультет физической культуры, Физико-математический факультет, Факультет ИЗО и НР, Факультет безопасности жизнедеятельности. Различия между результатами эксперимента по различным факультетам оказались несущественными, в пределах статистической погрешности, поэтому отображенные данные представлены в рамках факультета ИЗО и НР по направлению подготовки «Педагогическое образование». Поэтому представим данные только в рамках факультета ИЗО и НР, где общая сумма участвующих в эксперименте студентов составила 49 человек. Из них в экспериментальной группе занимались 23 студента, в контрольной группе — 26. Процесс обучения был организован следующим образом. Контрольная группа 38 студентов-первокурсников обучалась дисциплине профессионального цикла ООП «Педагогика» традиционным способом по базовой программе согласно ФГОС ВПО: по просьбе студентов, фрагментально и бессистемно включались занятия с применением элементов театральной педагогики. В экспериментальной группе кроме основных занятий по дисциплине «Педагогика» параллельно проводился спецкурс «Элементы театральной педагогики в педобразова-нии», основанный на системе знаний взаимодействующих дисциплин театральной педагогики: «Актерское мастерство», «Сценическая речь»,
«Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Сценарное мастерство», «Технология художественного оформления», «Устройство и оборудование сцены» в виде факультативных занятий. Полученные показания подвергались обработке методами первичной математической статистики, оценки значимости различий средних величин.
Итоги констатирующего эксперимента позволили выявить критерии и показатели, относящиеся к компетентности студентов — будущих учителей и положенные в основу квалификационных характеристик преподавательской деятельности. В данном исследовании, использовались объективные показатели (см. табл.1), которые носят универсальный характер и могут относиться к критериям профессиональной компетентности учителей без учета направленности их профиля подготовки.
В соответствии с вышеизложенным, согласно уровневой методике выявления качества усвоения деятельности В.П. Беспалько [2], а также в результате аализа и обобщения научных разработок, осуществленных педагогами по данной проблеме (Ф.Н. Алипханова, Т.Р. Нарулина, Н.Н. Савушкин, Т.А. Юзефавичус [1; 4]), выделим три уровня сформиро-ванности профессионально-педагогической компетентности у студентов — будущих учителей: I уровень — теоретическая готовность, (понимание и репродуктивное узнавание); II — репродуктивное воспроизведение по памяти; III — продуктивное творд чество. Данные результаты явились базой для разработки банка педагогических задач с междисциплинарным содержанием как отдельной ме-
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности профессиональной компетентности
студентов - будущих учителей
Критерии Показатели
Теоретическая и практическая готовность студента-будущего учителя к выполнению профессионально-педагогической деятельности Знания, умения и навыки в области: - организации учебной и воспитательной деятельности; - педагогического общения; - управления процессом образовательных систем
Доминирующие интегративные профессионально-значимые качества личности педагога (ПЗЛК) Качества учителя: - психологические - экстравертивные
Результат обучения (сформированная компетентность бакалавра) Сформированные компетенции: ОК-7, 16; ОПК-3; ПК-5, 6, 8, 9, 10, 11
тодики мониторинга на настоящем этапе. Они разрабатывались на основе ранее изложенного так, чтобы их возможно было сопоставить при оценке экспериментальной и контрольной групп в ходе формирующего эксперимента, и состояли их двух серий (А, В) для констатирующего (А) и формирующего (В) экспериментов. При составлении задач мы опирались на работы известных педагогов в теории задач (А.К. Быков, Г.А. Балл, Л.Ф. Бурлачук, И.А. Зязюн, Г.Г. Пет-роченко, Е.Ю. Коржова, Л.Ф. Спирин, М.Г. Савельева, А.Н. Филинкова) [3— 7]. В основе данных задач — принцип использования междисциплинарных знаний в решении собственно педагогических задач, согласно механизму формирования междисциплинарных знаний и усвоению обобщенных учебно-познавательных действий. Решение задач серии А, согласно их содержанию и требованиям, основывались на поиске и использовании междисциплинарной информации, полученной путем построения простейших междисциплинарных связей — общей и театральной педагогики. Решение задач се-
рии В требовало объяснения фактов педагогической действительности, предполагающих их междисциплинарное истолкование на базе усвоенной междисциплинарной информации, обогащенной познавательным опытом студентов. В том числе задачи состояли из трех уровней сложности деятельности, отражающих уровни сформированности профессиональной компетентности у студентов педвуза. При решении задач высокого уровня, согласно методике Бес-палько [2], можно считать выделенный автором данной статьи показатель соответствующим третьему продуктивному творческому уровню. При решении задач на среднем уровне показатель сформирован частично и соответствует второму репродуктивному уровню. При решении задач на низком уровне показатель не сформирован и соответствует только теоретической готовности — первому уровню сформированности.
Анализ результатов успешности решения тестовых задач с междисциплинарным содержанием студентами в начале эксперимента позволил выявить вполне ожидаемые пе-
59
дагогические измерения, которые показали, что в контрольной и экспериментальной группах первоначальный уровень сформированности компетентности студента — будущего учителя в условиях традиционного обучения по обозначенным критериям не имеет значительных различий (см. табл. 2). Это дает основание считать, что обе группы имеют одинаковый стартовый потенциал.
Существенный рост показателей результатов успешности решения тестовых задач с междисциплинарным содержанием отмечаем в конце эксперимента в экспериментальной группе, по мере усвоения этими студентами знаний и умений на междисциплинарном спецкурсе «Элементы театральной педагогики в пе-добразовании», проводимом параллельно с дисциплиной «Педагогика» в виде факультатива (см. табл. 3).
Проанализируем результаты успешности решения тестовых задач с междисциплинарным содержанием
студентами в конце эксперимента по каждому показателю.
Особенно значимые различия прослеживаются в области педагогического общения — это 89% и 29% в экспериментальной и контрольной группах соответственно. Очевидной является значительная разница успешности решения задач в экспериментальной группе в вопросах о путях эффективного управления учебно-воспитательным процессом в школе, которая составляет 86,7%, в то время как в контрольной группе эта цифра достигает лишь уровня 27,8%. Также установлено, что в экспериментальной группе 86,5% студентов стремятся достичь совершенства в педагогическом мастерстве за счет применения в куль-турно-досуговой и просветительской деятельности учителем знаний из области сценарного, режиссерского и сценографического искусства. В контрольной группе этот показатель составил только 29,8%. Су-
Таблица 2
Результаты успешности решения тестовых задач с междисциплинарным содержанием студентами в начале эксперимента
т
о
а >
Комплекс задач, направленных на диагностику уровня сформированности у студентов-будущих учителей знаний умений и навыков в области:
Педагогическое общение
Организация учебной и воспитательной деятельности
Управление образовательными системами
ПЗЛК
Число решенных задач выраженных в процентном показателе
Конт. гр.
Эксп. гр.
Конт. гр.
Эксп. гр.
Конт. гр.
Эксп. гр.
Конт. гр.
Эксп. гр.
ч
га , щ кИо^ ЕГСаФ
ех п а чхв з
(В£ ч/ ш
л. ®1С°Ч щ э х ^
н еже ом
еарт р л н
Конт. гр.
Эксп. гр.
Низкий
27
24,2
24,5
22,9
25,6
22,2
27
24
26
Средний
15
14
14,3
13
14
12,1
15
13
15
Высокий
5,7
5,4
5,3
3,5
3,3
Ср. знач.
15,9
14,5
14,7
13,5
14,3
12,5
16
13,6
15,3
6
4
5
4
Таблица 3
Результаты успешности решения тестовых задач с междисциплинарным содержанием студентами в конце эксперимента
Уровни сложности Комплекс задач, направленных на диагностику уровня сформированности у студентов - будущих учителей знаний умений и навыков в области: Среднее значение числа решенных задач, выраженное в процентном показателе (%)
Педагогическое общение Организация учебной и воспитательной деятельности Управление образовательными системами ПЗЛК
Число решенных задач выраженных в процентном показателе
Конт. гр. Эксп. гр. Конт. гр. Эксп. гр. Конт. гр. Эксп. гр. Конт. гр. Эксп. гр. Конт. гр. Эксп. гр.
Низкий 45,8 94,5 45,6 93,9 43 91,5 44 95,4 44,6 93,8
Средний 32,7 89,5 33,4 87, 4 32 87 35 86,2 33,3 87,6
Высокий 9 83 10,4 79,2 8,5 81,7 10,5 81 10 81
Ср.знач. 29 89 29,8 86,5 27,8 86,7 29,8 87,5 29,3 87,5
щественные различия прослеживаются в оценках профессионально-значимых качеств личности учителя. Среднее значение числа успешности решения тестовых задач с междисциплинарным содержанием в этом направлении у студентов экспериментальной группы достигает 87,5%, в контрольной - 29,8%.
Значения, приведенные в таблице 3, позволяют говорить о существенной разнице между результатами представителей контрольной и экспериментальной групп. Наиболее существенными являются различия решения задач высокого уровня сложности. В экспериментальной группе в общей сложности успешно решено 81% задач, в контрольной — 10%. Важно отметить, что по остальным позициям также имеются отличия, но менее значимые. Например, задачи среднего уровня сложности решены студентами контрольной и экспериментальной групп 33,3% и 87,6% соответственно. Интересно, что количе-
ство задач, решенных на низком уровне, по всем показателям имеет самый маленький коэффициент различий. То есть на этом уровне студенты контрольной группы успешно решили 44,6% задач, а студенты экспериментальной группы — 93,8%. Все вышеизложенное позволяет предполагать, что студенты контрольной группы в основном справились с задачами низкого уровня, следовательно, их компетентность соответствует только теоретической готовности к выполнению профессионально-педагогической деятельности. Что касается экспериментальной группы, то учитывая процент (81%) решенных задач высокой сложности, можно утверждать, что их компетентность соответствует продуктивному творческому уровню.
Существенный рост показателей успешности решения тестовых задач с междисциплинарным содержанием в конце эксперимента в экспериментальной группе объясняется тем,
61
ВЕК
что данные студенты обрели дополнительные знания и умения на междисциплинарном спецкурсе «Элементы театральной педагогики в пе-добразовании», проводимом параллельно с дисциплиной «Педагогика» в качестве факультатива. Об этом дополнительно свидетельствуют показания сравнительной гистограммы, представленной на рисунке.
Сравнительная гистограмма результатов данного исследования в начале и конце эксперимента (см. рис.), еще раз убеждает в том, что учебные умения, формируемые в процессе усвоения собственно педагогических знаний традиционным способом и с помощью междисциплинарных знаний общей и театральной педагогики, проявляются по-разному.
Можно сделать вывод о том, что у студентов экспериментальной группы произошли существенные качественные изменения в области педа-
гогического общения, организации учебной и воспитательной деятельности, управления процессом образовательных систем, а также понимания ПЗЛК учителя. Это дает основание полагать, что именно междисциплинарный подход к обучению, основанный на интеграции общей и театральной педагогики, позволит повысить качество формирования их профессионально-педагогической компетентности.
Подводя итоги данного исследования, можем сделать следующие выводы.
Мониторинг формирования профессиональной компетентности у студентов — будущих учителей посредством интеграции общей и театральной педагогики является результативным инструментом измерения качества подготовки педагогических кадров. Степень полученных изменений позволит прогнозировать
62
£Я ¡¡801.
н
• I §Ё 60|
I» 4С
ш и.
Г
89
29
15,9
аЛ
14.5
Ж
86.5
29,8
14,7
13.5
86.7
27,8
14.3
Л.
12,5
.И.
87,5
29.8
Псдагогическ.общение Организация учебной Управление
и воспитательной образовательными деятельности системами
"ТВ"
ш
13,6 П.
87,5
29,3
15,3
13,4
II.
Среднее значения исла решенных зад выраженных в %
Ц - контрольная группа в начале формирующего эксперимента
] - контрольная группа в конце формирующего эксперимента
Ц - экспериментальная группа в начале формирующего эксперимента
| | - экспериментальная группа в конце формирующего эксперимента
Рис. Сравнительная гистограмма результатов успешности решения тестовых задач с междисциплинарным содержанием студентами в контрольной и экспериментальной группах в начале и конце эксперимента
повышение качества формирования компетентности у студентов — будущих учителей на основе междисциплинарных связей общей и театральной педагогики.
Расширение поля формирования профессионально-педагогической компетентности студентов-бакалавров обуславливается использованием междисциплинарного подхода к обучению.
Полученные данные дают возможность сделать вывод о позитив -ной роли применения в учебной практике педвузов разработанного и апробированного автором данной статьи спецкурса «Элементы театральной педагогики в педобразова-нии», основанного на системе знаний взаимодействующих дисциплин театральной педагогики: «Актерское мастерство», «Сценическая речь», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Сценарное мастерство», «Технология художественного оформления», «Устройство и оборудование сцены».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алипханова, Ф.Н. Педагогические условия формирования профессиональной культуры студентов педагогического вуза: Дис ... канд. пед. наук [Текст] / Ф.Н. Алип-ханова. - Махачкала, 2006. - 163 с.
2. Беспалько, В.П. Теория учебника. - М.: Педагогика, 1988. - 160 с.
3. Быков, А.К. Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие [Текст] / А.К. Быков. - М.: Сфера, 2006. - 128 с.
4. Нарулина, Т.Р. Развитие профессионально значимых личностных качеств буду-
щего учителя технологии: Дис ... канд. пед. наук [Текст]/ Т.Р. Нарулина. - Иркутск, 2009. - 217 с.
5. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач [Текст] / Л.Ф. Спирин, под ред. П.И. Пидкасистого.
- М.: Рос. пед. Агентство, 1997. - 174 с.
6. Савельева, М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и пользование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие [Текст] / М.Г. Савельева. - Ижевск: УдГУ, 2013. - 94 с.
7. Филинкова, А.Н. Практикум по педагогике: Учебное пособие [Текст] / А.Н. Филинкова. - Тулун: Иркутский ГПУ, 2007.
- 59 с.
REFERENCES
1. Aliphanova F.N., Pedagogicheskie uslovija formirovanija professionalnoj kultury stu-dentov pedagogicheskogo vuza, Phd dissertation (Pedagogy, Mahachkala, 2006, 163 p. (in Russian)
2. Bespalko V.P., Teorija uchebnika, Moscow, Pedagogika, 1988, 160 p. (in Russian)
3. Bykov A.K., Psihologo-pedagogicheskij praktikum: Uchebnoe posobie, Moscow, Sfera, 2006, 128 p. (in Russian)
4. Narulina T.R., Razvitie professionalno znachimyh lichnostnyh kachestv budushhego uchitelja tehnologii, PhD dissertation (Ped- 63 agogy), Irkutsk, 2009, 217 p. (in Russian)
5. Spirin L.F., Teorija i tehnologija reshenija pedagogicheskih zadach, ed. P.I. Pidkasisto-go, Moscow, 1997, 174 p. (in Russian)
6. Saveleva M.G., Pedagogicheskie kejsy: kon-struirovanie i polzovanie v processe obu-chenija i ocenki kompetencij studentov: Uchebno-metodicheskoe posobie, Izhevsk, 2013, 94 p. (in Russian)
7. Filinkova A.N., Praktikum po pedagogike: Uchebnoe posobie, Tulun, 2007, 59 p. (in Russian)
Мирончук Елена Валентиновна, старший преподаватель, кафедра средового дизайна, Московский государственный областной университет, [email protected] Mironchuk E.V., Senior Lecturer, Department of Environmental Design, Moscow State Regional University, [email protected]