Научная статья на тему 'Принципы педагогической системы К. С. Станиславского в формировании профессиональной компетентности студентов будущих учителей'

Принципы педагогической системы К. С. Станиславского в формировании профессиональной компетентности студентов будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2481
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО (ЖИЗНЕННАЯ ПРАВДА / PRINCIPLES OF TEACHING OF K. S. STANISLAVSKY (VITAL TRUTH / СВЕРХЗАДАЧА / MOST IMPORTANT TASK / СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ) / CROSS-CUTTING ACTION)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирончук Е.В.

В статье автор, опираясь на принципы педагогической системы К. С. Станиславского, рассматривает предпосылки формирования профессиональнопедагогической компетентности студентов педвуза с помощью междисциплинарной связи общей педагогики и театрального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирончук Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF TEACHING SYSTEM OF K.S. STANISLAVSKY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS FUTURE TEACHERS

The author based his analysis on the principles of pedagogical system of K. S. Stanislavsky, considering prerequisites for the formation of professional and pedagogical competence of students of a Teacher Training University with the help of interdisciplinary communication of general pedagogy and dramatic art.

Текст научной работы на тему «Принципы педагогической системы К. С. Станиславского в формировании профессиональной компетентности студентов будущих учителей»

креативности) в условиях взаимодействия с другими це-лостностями.

3.4. Обязательной составляющей деятельности субъекта является рефлексия.

4. Само собой разумеется, что опыт моделирования систем, управления ими находятся в конвергентном взаимодействии с оперативной целью на занятиях в педагогическом вузе, то есть соответственно согласуется с развивающими целями, выраженными адекватными педагогическими способностями. Интеграция целей и технологий в двух областях знаний - учебной и профессиональной, рефлексия деятельности, опыт которой приобретается во взаимодействии систем преподавания и учения, позволяет полученные знания перенести из системы обучения в вузе в систему преподавания в школе для развития субъектной позиции обучающихся, их творческого потенциала и креативности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шамсутдинова И. Г. Проекция системного анализа на учебную деятельность // Вестн. высш. шк. 1985. № 6.

2. Дворянкина Е. К. Системный подход к управлению образованием при подготовке будущих учителей: моногр. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006.

3. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1991.

4. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1999.

5. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагогов-исследователей. Самара, 1994.

6. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2007.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

THE PRINCIPLES OF TEACHING SYSTEM OF K.S. STANISLAVSKY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS

Е. В. Мирончук

В статье автор, опираясь на принципы педагогической системы К. С. Станиславского, рассматривает предпосылки формирования профессионально-педагогической компетентности студентов педвуза с помощью междисциплинарной связи общей педагогики и театрального искусства.

E. V. Mironchuk

The author based his analysis on the principles of pedagogical system of K. S. Stanislavsky, considering prerequisites for the formation of professional and pedagogical competence of students of a Teacher Training University with the help of interdisciplinary communication of general pedagogy and dramatic art.

Ключевые слова: компетентность, междисциплинарная связь, принципы педагогической системы К. С. Станиславского (жизненная правда, сверхзадача, сквозное действие).

Keywords: competence, interdisciplinary communication, principles of teaching of K. S. Stanislavsky (vital truth, most important task, cross-cutting action).

Принятый на государственном уровне компетент-ностный подход к профессиональной подготовке студентов педагогических вузов, как показывает опыт работы с ними, недостаточно обеспечен на практике: только собственно педагогические знания, умения и навыки студентов в современных условиях не позволяют выра-ботатьв должном объеме профессионально-педагогические компетенции. Об этом свидетельствуют результаты исследований по проблеме формирования компетентности студентов на основе междисциплинарных связей педагогики, психологии, социологии, культурологии, искусства и других наук (А. И. Еремкин, Б. М. Кедров, В. В. Кириллов, И. И. Кириченко, В. Т. Фоменко, П. А. Хроменков и др.) [1-2].

В связи с этим повышенный интерес у преподавателей и студентов педвуза вызывает педагогическая система К. С. Станиславского [3-4], которая разработана им в прошлом столетии и внедрена в практику обучения студентов театральному искусству. Результаты нашего исследования по проблеме выработки у студентов профессиональных компетенций с помощью междисциплинарных связей педагогики позволяют утверждать, что творческое применение этой системы в педагогическом образовании может способствовать эффективной выработке педагогической техники и мастерства, которые свидетельствуют о сформированности компетентности будущего учителя. Однако сначала рассмотрим понятие «компетентность».

К исследованию компетентности педагога российские ученые обращались в течение двух последних десятилетий. В общенаучной литературе существуют различные трактовки этого термина (Е. И. Власова, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, М. К. Кабардов, В. А. Кальней, Т. В. Конюхова, Л. М. Митина, Л. А. Петровская, В. П. Пугачев, А. С. Робото-ва, Г. К. Селевко, А. И. Субетто, А. И. Турчинов, М. А. Холодная, А. В. Хуторской С. Е. Шишов и др.).

Например, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, В. А. Кальней акцентируют внимание на деятельностной основе компетентности и в общем определяют ее как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Как способности личности термин «компетентность» рассматривается в работе Л. А. Петровской «Компетентность в общении». Такого понимания компетентности придерживается Е. И. Власова, дополняя ее умением личности вступать в коммуникативные отношения с другими людьми.

Некоторые авторы рассматривают компетентность как интегративное понятие. Например, Л. М. Митина, Т. В. Конюхова утверждают, что компетентность - это сложное системное образование, интегрирующее в себе целый комплекс социально-культурных, личностных, коммуникативных и профессиональных компетенций, сформиро-ванность которых повышает эффективность деятельности субъекта в социальной, деловой и личной сферах. Это означает, что компетентность может быть выработана в процессе междисциплинарного взаимодействия путем формирования междисциплинарных знаний и умений.

Данные обстоятельства дают нам возможность предполагать, что понятие профессиональной компетентности студента-будущего учителя может быть сформировано на основе междисциплинарных связей педагогики и театрального искусства. Рассмотрим решение этой проблемы на примере использования системы К. С. Станиславского в процессе обучения студентов педвуза.

Всем известно, что педагогическое искусство сопряжено с искусством актера. Следовательно, освоение профессионально-педагогических компетенций в определенной степени может базироваться на знаниях актерского мастерства, сценической речи, пластического искусства, формирующихся на основе системы К. С. Станиславского. Для определения конкретных путей применения системы К. С. Станиславского в процессе формирования компетентности студентов обратимся к принципам, составляющим ее основу, и выявим возможность их учета в педагогическом образовании.

Основным принципом системы К. С. Станиславского, как показывает ее анализ, является «жизненная правда», состоящая в том, что он позволяет избегать неточностей, неестественных, наигранных, фальшивых действий в педагогической деятельности. Известно, что такие качества, как искренность, правдивость и простота, сближают профессии актера и педагога. Как зритель во время театрального действа верит артисту, видя в нем живого персонажа, так и школьник в учебно-воспитательном процессе стремится верить учителю. Это свойство побуждает учи-

теля вселять в сознание детей, их родителей и коллег веру в его искренность, доброжелательность, отзывчивость, способность понять и поддержать в нужную минуту. Легко убедиться, что выработка данного свойства лежит в основе формирования профессионально-педагогических компетенций ПК-5 и ПК-6, предполагающих выработку готовности у студентов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса, и способности организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников.

Вторым принципом системы К. С. Станиславского является включение в профессиональную деятельность актера «сверхзадачи» и «сквозного действия». По Станиславскому, сверхзадача - это идея, которую автор хочет внедрить в сознание зрителей через свое художественное произведение, а путь воплощения сверхзадачи лежит через выполнение «сквозного действия». Кроме этой сверхзадачи, К. С. Станиславский приводит примеры возможных сверхзадач актера и режиссера: «дарить людям радость», «возвышать и радовать людей своим высоким искусством», «просвещать своих современников» и т. п. [3, с. 340]. Разумеется, эти сверхзадачи выступают актуальными педагогическими задачами в работе учителя и воспитателя.

Мы полагаем, что постановка сверхзадачи в педагогической практике возможна путем выдвижения следующих задач. Исходной задачей должна выступать общая сверхзадача, которая отражает отношение педагога к организуемой деятельности и понимание его роли в обучении, воспитании и ответственности за качество образования и воспитания детей. Конкретные задачи педагог решает, планируя ситуативные сверхзадачи, возникающие в различных условиях деятельности и общения (цель и задачи отдельного урока, воспитательного мероприятия и т. д.). При этом необходимо учитывать то, что задачи учителя разного уровня в целом направлены на выполнение общей сверхзадачи, которая должна ставиться им осознанно и должна быть направлена на воспитание, обучение и развитие основного субъекта образовательного процесса - личности ученика. Следовательно, сверхзадача в педагогической деятельности - это единая идейно-творческая и нравственная цель, консолидирующая совместные действия учителя и учащихся.

Ориентирование педагога на «сверхзадачу» воплощается не хаотично, а в границах «сквозного действия». Например, решая сверхзадачу отдельного урока, сквозное действие проходит через него одной линией, ставя при этом задачу для каждого его этапа. Без сквозного действия второстепенные задачи существовали бы отдельно друг от друга, а урок распался бы на отдельные куски без объединяющего их единого замысла сверхзадачи.

Следует отметить, что преподаватель педвуза, выработав у студентов умения постановки и решения сверхзадач в их будущей профессионально-педагогической деятельности, поможет им исключить ряд ошибок при выборе педагогических средств и приемов для передачи собственных мыслей и чувств в работе с другими участника-

ми учебно-воспитательного процесса. Данные обстоятельства позволят начинающему учителю внести в учебно-воспитательный процесс порядок, последовательность, стройность и системность. Так или иначе, стремление к сверхзадаче, став стержнем жизнедеятельности студента-будущего учителя, будет постоянно напоминать ему как исполнителю главной роли на уроке о цели его профессионального дела.

Базируясь на этом принципе, преподаватель сможет частично сформировать у студентов такие компетенции, как: общекультурная ОК-1 - студент владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, подготовке цели и выбору путей ее достижения, и общепрофессиональные: ОПК-1 - студент осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; ОПК-4 - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

Возвращаясь к системе К. С. Станиславского, необходимо отметить, что сверхзадача требует как от актера, так и от учителя не только концептуального творчества, но и концептуальной активности. В этой связи необходимо обратиться к третьему - стержневому принципу его системы: «принципу активности и действия» профессионала, суть которого состоит в том, чтобы в своей деятельности он не изображал образы и страсти, а выполнял действия в образах и страстях.

Известно, что, продолжая свои искания в области актерской психотехники, К. С. Станиславский пришел к выводу, что именно в единстве психического и физического более всего раскрывается актер, то есть в простых физических действиях. Великий режиссер, актер и педагог говорил: «Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актер, а не такой, который владел бы актером, как это делает путь чувства. Таким путем, которым может легче всего овладеть актер и который он может зафиксировать, является линия физических действий» [4, с. 297]. Из этого следует, что психическое состояние человека неподвластно его сознанию и воле, а простые физические действия могут рефлексивно возбуждать в человеке надлежащие им чувства и эмоции. Такие умения и навыки можно выработать у студентов педвуза с помощью упражнений и этюдов, которые разработал К. С. Станиславский.

Непринужденное выполнение по схеме роли артистом простых физических действий способствует созданию образа, проникновению актера в сферу переживаний и чувств. Точно так же учитель, приступая к работе над темой урока, должен установить точную схему действий, так как педагогическое действие - это есть волевой акт, направленный на достижение поставленной учебно-воспитательной сверхзадачи. Благодаря такой схеме на-

чинающий учитель, раскрывая тему урока, успешно ее достигает, наполняя при этом урок действиями, связанными с необходимыми эмоциональными переживаниями.

Основываясь на данном принципе, преподаватель вуза сможет научить студента управлять своими эмоциями, которые, как известно, часто возникают в различных педагогических ситуациях в школе, так как учитель, воспитатель в одних случаях должен чувства и эмоции вызывать, а в других случаях их подавлять. Следовательно, студент - будущий учитель с помощью данного принципа, выполняя простые физические задачи в области педагогического мастерства, может научиться создавать благоприятную почву для проявления искреннего чувства, сопереживания необходимого в той или иной ситуации.

Совершенствуя современную педагогическую технику посредством принципа простых физических действий, представленных в системе Станиславского, преподаватель вуза сможет, по нашему мнению, сформировать у будущих учителей такие компетенции, как общекультурная (ОК-7) - студент готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе, и профессионально-педагогические: (ПК-5) и (ПК-6).

Таким образом, применение принципов системы К. С. Станиславского в педагогическом образовании студентов вуза позволяет на междисциплинарной основе эффективно сформировать их профессионально-педагогическую компетентность. Кроме того, на основе этих принципов возникает возможность для раскрытия их психоэмоциональных способностей и проявления таких свойств, как раскрепощенность, внутренняя свобода, коммуникабельность, творческая активность и других качеств, необходимых в будущей профессионально-педагогической деятельности студента - будущего учителя.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кедров Б. М. Взаимодействие наук: Теоретический и практический аспекты. М.: Мысль, 1984. 320 с.

2. Хроменков П. А. Формирование базовых педагогических компетенций у бакалавров на основе межнаучной коммуникации: учеб. пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2011. 78 с.

3. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе переживания // Собр. соч.: в 8 т. / под общ. ред. М. Н. Кедрова, О. Л. Книппер-Чеховой. М.: Искусство, 1954. Т. 2. 421 с.

4. Станиславский К. С. Работа актера над ролью. Материалы к книге // Собр. соч.: в 8 т. / под общ. ред. М. Н. Кедрова, О. Л. Книппер-Чеховой. М.: Искусство, 1957. Т. 4. 549 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.