Научная статья на тему 'Структурная промышленная политика Уральского федерального округа: переход от экспортно-сырьевого к инновационному пути развития'

Структурная промышленная политика Уральского федерального округа: переход от экспортно-сырьевого к инновационному пути развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКСПОРТ / ИННОВАЦИЯ / УРАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ / КОНЦЕПЦИЯ / ECONOMICS / INTEGRATION / INDUSTRY / EXPORT / IMPORT / INNOVATION / URAL / COMPETITIVE / CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разорвин Иван Васильевич, Черепанов Владимир Владимирович

Анализируется экономическое состояние Уральского федерального округа. Описываются проблемы, сдерживающие интенсивное развитие экономики округа и препятствующие повышению ее конкурентоспособности. Рассматривается структурная политика как возможный механизм перехода от экспортно-сырьевого к инновационному сценарию развития Урала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Разорвин Иван Васильевич, Черепанов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural industrial policy of the Ural Federal District: transition from the export of raw materials to innovation way of development

Economic situation of the Ural Federal District is analyzed. This article is devoted to the problems keeping back the intensive development of the economy of the District and putting obstacles in the way of increasing of its competitiveness. The structural policy is considered as a possible mechanism of transition from the export of raw materials to innovation way of development

Текст научной работы на тему «Структурная промышленная политика Уральского федерального округа: переход от экспортно-сырьевого к инновационному пути развития»

УДК 338.2 (470.5) ББК 65. 30-1 (235.55)

СТРУКТУРНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ПЕРЕХОД ОТ ЭКСПОРТНО-СЫРЬЕВОГО К ИННОВАЦИОННОМУ ПУТИ РАЗВИТИЯ

И.В. Разорвин, В.В. Черепанов

Анализируется экономическое состояние Уральского федерального округа. Описываются проблемы, сдерживающие интенсивное развитие экономики округа и препятствующие повышению ее конкурентоспособности. Рассматривается структурная политика как возможный механизм перехода от экспортно-сырьевого к инновационному сценарию развития Урала.

Ключевые слова: экономика, интеграция, промышленность, экспорт, инновация, Урал, конкурентоспособный, концепция.

Уральский федеральный округ занимает менее 11% территории России, в нем проживает всего 12 млн 230 тыс. чел. или 8,5 % населения страны, при этом он производит 17 % валового продукта Российской Федерации, более 20 % всей промышленной продукции. В регионе добывается 91 % российского природного газа, 66 % нефти, производится 45 % продукции черной металлургии и 40 % цветной, 30 % продукции отечественного машиностроения. Концентрация промышленного производства на Урале в 4 раза выше, чем в среднем по России. Здесь собирается треть налогов в федеральный бюджет.

Социально-экономическая ситуация на территории федерального округа характеризуется увеличением доходов населения, высокой инвестиционной активностью, ростом темпов промышленного производства, сель-хозпроизводства, жилищного строительства, оборота розничной торговли, а также сохранением более низких, чем в среднем по Российской Федерации: уровня безработицы, объема задолженности по заработной плате, заболеваемости населения социальными заболеваниями (табл. 1).

Одним из важнейших компонентов экономического развития округа является промышленная деятельность, которая в текущем столетии будет оставаться важнейшим фактором экономического развития [1, с. 19]. Однако в последние три года отмечается снижение темпов роста промышленного производства в 2-3 раза по сравнению с 2002-2004 гг.

В отраслевой структуре Уральского федерального округа стоит отметить добычу полезных ископаемых, на долю которой приходится 41,1 % валовой добавленной стоимости

округа, а также обрабатывающие производства - 12,0 % (рис. 1).

К одним из первостепенных причин стагнации промышленного производства относят: истощение местной сырьевой базы, надвигающийся энергодефицит и неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры в северной части федерального округа, что в совокупности ведет к потере конкурентоспособности местных предприятий.

Местная сырьевая база, питавшая промышленность на протяжении трех столетий, находится на грани исчерпания. В настоящее время более половины сырья, потребляемого уральскими предприятиями, завозится с месторождений, удаленных на 2-3 тысячи километров. Значительная его часть поставляется из Казахстана, Украины, Грузии, Турции, Монголии (рис. 2).

К основным причинам, препятствующим дальнейшему развитию экономики округа и повышению ее конкурентоспособности, также относят критический уровень износа основных фондов и низкий технологический уровень в промышленности (табл. 2).

По уровню износа основных фондов Уральский федеральный округ занимает первое место. Обновление активной части основных фондов (передаточные устройства, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства) идет более быстрыми темпами, но ввод новых машин, оборудования и транспортных средств недостаточен для преодоления тенденции старения. Средний возраст машин и оборудования по экономике составляет 19 лет против 11 лет в 1991 г.

Низкий технологический уровень сказывается на всех отраслях хозяйства, что приво-

дит к ослабеванию перспективы перехода к инновационному пути развития вследствие исчезновения отраслей, способных использовать инновации. Отчасти это является следствием продолжающегося недофинансирования главного источника инновационного роста -науки, которая не смогла эффективно выстро-

иться в сложившуюся систему экономики. Дополнительным негативным фактором является снижение объемов подготовки специалистов, способных к использованию современных технологий и оборудования непосредственно в производстве.

Для решения образовавшихся проблем,

Таблица 1

Индексы основных экономических показателей, в % к предыдущему году

Показатель 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Промышленное производство 95,2 106,3 107,2 106 110,3 107,7 103,3 104,9 103,8

Добыча полезных ископаемых 95,2 104,1 106,1 108,3 110,8 107,1 102,2 102,4 99,7

Обрабатывающие производства 95,1 112,7 113,4 99,8 111,3 109,5 106,3 109,4 112,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 101,0 104,6 99,5 103,9 105,0 104,9 102,9 109,1 99,4

Сельское хозяйство 94,1 96,6 107,0 98,2 104,7 95,2 113,6 109,0 98,9

Инвестиции в основной капитал 105,1 153,4 120,2 101,9 105,4 105,7 94,7 115,4 118,5

Примечание. Составлено по: Регионы России. Статистический сборник: 2007 г. С. 18-40.

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,2%

Операции с недвижимым имуществом, аренды и предосталение услуг 5,9% Финансовая деятельность 0,4%

Транспорт и связь 7,8%

Гостиницы и рестораны 0,5%

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 16,0%

Предоставление прочих коммунальных, социльных и персональных услуг 0,6%

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,6%

Строительство 5,2%

Добыча полезных ископаемых 41,1%

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,2%

Обрабатывающие производства 12,0%

Рис. 1. Отраслевая структура добавленной стоимости УрФО по видам экономической деятельности,

в % к итогу

Марганцевые руды -100%

Уголь - 90%

Медный концентрат - 80%

Хромовые руды - 72%

Железная руда - 65%

Уголь:

Казахстан (1,5 тыс.км) - 22.5 млн. т Железная руда:

Казахстан, Украина (1,5-3 тыс.км) -10,8 млн. т Хромовые руды:

Турция, Казахстан (1,5-3 тыс.км) -1.6 млн. т Марганцевые руды:

Украина, Грузия (3-3,5 тыс.км) -1,1 млн. т Медная руда:

_______Монголия (2-3 тыс.км) - 0,8 млн. т______

Рис. 2. Зависимость от привозного сырья промышленных районов Уральского федерального округа

Таблица 2

Степень износа основных фондов по видам экономической деятельности на конец 2005 г., %

Все основные фонды Российская Федерация Уральский федеральный округ

44,1 52,4

Из них в организациях основного вида экономической деятельности Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 42,9 39,6

Добыча полезных ископаемых 51,7 54,9

Обрабатывающие производства 44,1 46,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 48,6 41,1

Строительство 42 44,5

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 58,1 57,1

Транспорт и связь 25,5 29,8

Примечание. Составлено по: Регионы России. Статистический сборник: 2007 г. С. 377-379.

которые в дальнейшем могут привести к стагнации экономики Уральского федерального округа и уменьшению ее конкурентоспособности не только в рамках отечественного, но мирового сообщества, необходимы глобальные структурные сдвиги. Системное решение отмеченных перспективных задач состоит в переходе экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, ядром которой должен стать высокотехнологичный и интеллектуальный конкурентоспособные потенциалы.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее Концепция), разработанная Минрегионразвития, решая проблемы повышения благосостояния

всей страны, рассматривает три возможных сценария дальнейших действий, которые также проецируются и на округ.

Первый путь - путь инерционного развития. В его основе лежит консервация экспортно-сырьевой структуры экономики. Учитывая, что в этом сценарии в топливно-энергетическом комплексе реализуются только те проекты, работы по которым уже фактически начаты, то можно с уверенностью предположить, что уже к 2010 году темпы роста нефтедобычи достигнут критических. Стоит отметить, при развитии по данному сценарию произойдет снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств, при этом добывающие сектора экономики будут иметь доминирующее положение в экономике

Уральского федерального округа, а учитывая его роль для страны, то и в национальной безопасности. В данном сценарии инновационная активность будет замечена, в основном, в оборонно-промышленном комплексе, а также информационных технологиях и связях [2, с. 20-22].

Второй - экспортно-сырьевой сценарий. Данный путь развития предполагает реализацию крупномасштабных проектов в энергосырьевых отраслях и транспорте, что, во-первых, приведет к усилению роли государства в регулировании хозяйственной жизни, во-вторых, поставит экономику округа в зависимость от конъюнктуры мировых рынков. Доля инновационного сектора в ВВП повысится до 17,6 % в 2020 году, но будет носить односторонний характер. Расходы на НИОКР увеличатся до 2 % в 2020 году, на образование - до 4,9 %, но это не обеспечит требуемое повышение конкурентоспособности экономики. Ставка будет делаться преимущественно на импорт технологий [2, с. 22-23].

Третий - инновационный сценарий. Данный путь предусматривает использование конкурентных преимуществ в топливносырьевой сфере для диверсификации и качественного обновления экономики, а также реализацию конкурентных преимуществ в наукоемких секторах и экономике знаний. Этот сценарий соответствует постиндустриальному развитию Урала, округ будет не только экспортером энерго-сырьевого сектора, но и источником для использования науч-но-исследовательского, образовательного и производственно-технологического потенциалов. Такой структурный маневр будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов: на НИОКР (за счет всех источников финансирования) - до 2,8 % ВВП в 2015 году и 4 % ВВП в 2020 году, на образование - до 4,8 % ВВП в 2015 году и 5,2 % ВВП в 2020 году [2, с. 23-25].

Рассмотренные сценарии не стоит рассматривать как альтернативы, скорее они представляют собой последовательные этапы движения российской, а, в частности, и уральской экономик к новому качеству [3, с. 11].

Татаркин А.И. и Романова О.А выделяют три наиболее значимых современных механизма реализации промышленной политики, которые напрямую определяют сценарий развития экономики округа и России в целом.

1. Реализация приоритетных промышленных проектов различного масштаба, которые направлены на создание конкурентоспособного продукта с использованием инновационных технологий, образование международных транснациональных компаний.

2. Кластерный подход - модернизация экономики и усиление инновационной направленности за счет создания группы географически соседствующих и интеграционно взаимосвязанных компаний, которые, взаимодействуя и взаимодополняя друг друга, усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

3. Частно-государственное партнерство -это особая форма взаимодействия бизнеса и власти, при которой учитываются и частные интересы и интересы национальной безопасности.

При проведении промышленной политики формируются так называемые зоны опережающего развития, на территории которых наиболее эффективна реализация современных подходов. В Концепции им отводится особое значение как инструментам реализации стратегий, как точкам роста экономики и возможностям использования преимуществ специализации и межрегиональной кооперации.

Выделяют на данный момент 5 крупных зон, касающихся территории Уральского федерального округа. Первые две уже сформировались - Западно-Сибирская нефтегазовая и Южно-Уральская промышленная, другие три являются перспективными - полуостров Ямал, Восточный склон Урала и Южно-Уральская сельскохозяйственная. Локальных зон опережающего развития на сегодняшний день можно выделить более 23. Каждая из этих зон имеет ярко выраженную специализацию, и по каждой существует ряд инвестиционных проектов, некоторые из них уже реализуются.

Одним из основных проектов, который планируется реализовать на территории Уральского федерального округа в зоне Восточного склона Урала, является «Урал Промышленный - Урал Полярный». Этот проект является показательным при реализации промышленной политики, отражающим переход от экспортно-ориентированного сценария развития к инновационному.

Проект является приоритетным и направлен на укрепление национальной безопасности и развития экономики Урала и страны в целом, он изначально направлен на взаимо-

Структурная промышленная политика Уральского федерального округа...

действие бизнеса и власти и предоставляет возможность для применения кластерного подхода.

Проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» предполагает создание индустри-ально-инфраструктурного комплекса на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Уральской горнорудной провинции и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры. Основой станет железнодорожная магистраль по восточному склону Урала Полуночное-Обская, которая в совокупности со строящимися линиями и автомобильными дорогами по кратчайшему пути свяжет промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых Полярного Урала, зоной нефтегазодобычи, обеспечит выход к Северному Морскому пути, к Норильску.

Реализация поможет стать экономике Урала на новый качественный уровень, сделать предприятия и их продукцию конкурентоспособными. Основными целями проекта являются следующие.

1. Радикальное улучшение сырьевой базы промышленности. Полярный Урал обладает огромным неосвоенным минерально-сырьевым потенциалом, который сопоставим, а по отдельным полезным ископаемым превосходит потенциал Южного и Среднего Урала, который способен обеспечить почти всеми видами сырья предприятия не только Уральского федерального округа, но и многие российские. Будет решена проблема сырьевой импортозависимости промышленности России по железной руде, углю, хромитам, марганцевым и медным рудам, ряду других ископаемых. Их запасов в регионе нового хозяйственного освоения при текущем уровне потребления российской экономики должно хватить на десятки лет.

2. Совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры Российской Федерации. Созданные в рамках проекта железные и автомобильные дороги обеспечат транспортную доступность новой минерально-сырьевой базы, сформируют новые эффективные схемы перемещения грузов. В настоящее время состояние электроэнергетики характеризуется нарастающим энергодефицитом, недостаточной мощностью генерирующих мощностей; низким уровнем развития электрических сетей; нехваткой стимулов к инвестициям в электросберегающие технологии и оборудование. Строительство электро-

станций и линий электропередач будет способствовать решению проблемы энергодефицита, устранению децентрализации электроснабжения, снижению себестоимости электроэнергии.

3. Ускорение развития региональных экономик за счет их масштабной диверсификации на инновационной основе.

Разработка полезных ископаемых и освоение региона обеспечит загрузку предприятий не только Урала, но и Российской Федерации в целом, высвободит за счет снижения цен на сырье ресурсы для модернизации металлургической и машиностроительной отраслей, что способствует созданию на их базе конкурентоспособных производств. За счет этих средств увеличатся вложения в развитие инновационных технологий для более эффективного использования ресурсов.

В экономике, которая находится на этапе перехода к экономике знания, начинается включение науки в сферу производственных интересов и стимулов для предприятий. При этом наиболее важным субъектом будут выступать транснациональные компании, проект предусматривает создание именно таких компаний.

Специфика проекта предполагает формирование новой инновационной модели взаимодействия трех субъектов развития: государства, бизнеса и науки. Эффективность данной модели описывается концепцией «тройной спирали», которая организована в соответствии с принципами пересечения трех множеств отношений. Необходимость включения инновационного процесса в объяснение экономической динамики, то есть постоянного производства инноваций, означает изменение отношений между частным сектором и государством так же, как между государством и наукой. Высвободившиеся ресурсы, конкуренция с импортными поставщиками сырья, реализация проекта в рамках частно-государст-венного партнерства - все это создает стимулы для развития отношений между этими тремя субъектами [4, с. 15-16].

Стимулированию развития инновационного процесса будет способствовать и появление новых предприятий, поскольку именно они готовы будут реально рисковать и являются, как правило, более производительными [3, с. 16].

4. Усиление межрегиональных связей и интеграции региональных экономик. Данной цели будет способствовать существенный си-

нергетический эффект от размещения заказа на машиностроительных и металлургических предприятиях округа. За счет интеграционных процессов между предприятиями сырьевой и обрабатывающей промышленностей произойдет увеличение поставок продовольствия и другой продукции бытового назначения с регионов южного направления, что обеспечит продовольственную безопасность территории Полярного Урала.

Переход экономики к инновационному пути развития, к ее модернизации не должны происходить стихийно, подчиняясь лишь рыночному саморегулированию. Необходимо проведение структурной политики, при которой приоритетные направления экономического развития определяет государство. Это вызвано и тем, что на данный момент крупные предприятия не имеют необходимых стимулов для перехода к отраслевой диверсификации, так как это приведет к снижению рентабельности их деятельности, и тем, что отечественное наукоемкое производство обладает низкой конкурентоспособностью на мировом рынке [5, с. 57-58].

Внимание должно быть сосредоточено на таких направлениях, в которых Россия сохраняет еще конкурентные преимущества, для Уральского федерального округа это - нефтегазовый комплекс, черная и цветная метал-

лургия, военно-промышленный комплекс, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность. При этом необходимо создать сильную мотивацию для перехода предприятий к новому пути развития, к созданию условий для их модернизации и переливу капитала в высокотехнологичные сферы.

В этих целях создание крупных госкорпораций, взаимодействие бизнеса, власти, науки в стратегически важных отраслях и проектах таких, как «Урал Промышленный Урал Полярный», является одним из возможных путей, чтобы избежать рисков «либеральных рыночных реформ», которые привели к плачевным результатам в 1990-х годах.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Татаркин, А.И. Промышленная политика и механизм ее реализации: системный подход / А.И. Татаркин, О.А. Романова // Экономика региона. -2007. - N° 3.

2. www.minregion.ru.

3. May, В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски / В. May // Вопросы экономики. - 2007. -№2.

4. Инновационная экономика / под ред. А.А. Дынкина, Н.Н. Ивановой. -М.: Наука, 2004.

5. Гринберг, Р. Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью / Р. Гринберг//Вопросы экономики. - 2008. -№3.

Поступила в редакцию 2 июня 2008 г.

Разорвин Иван Васильевич. Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Уральской академии государственной службы, г. Екатеринбург. Область научных интересов - процессы трансформации экономики Уральского региона. Контактный телефон: (8-343) 251-74-59.

Razorvin Ivan Vasiljevich. Doctor of Economics, Professor of the Economics and Management Department in Ekaterinburg Ural Academy for Public Administration. Scientific interests: processes of economic transformation of the Ural region. Tel.: (8-343) 251-74-59.

Черепанов Владимир Владимирович. Аспирант заочной формы обучения кафедры экономики и управления Уральской академии государственной службы, специалист-эксперт аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, г. Екатеринбург. Область научных интересов - интеграционные процессы в Уральском федеральном округе. Контактный телефон: (8-904) 385-37-09.

Cherepanov Vladimir Vladimirovich. Post graduate of correspondence course in the Economics and Management Department in Ekaterinburg Ural Academy for Public Administration, expert of the President’s Representative Office. Scientific interests: integration process within the Ural Federal District. Tel.: (8-904) 385-37-09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.