Стратегия развития региона
СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА -НОВЫЙ УРОВЕНЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕДИНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ
П. м. латышев Полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе
С февраля 2008 г. в Российской Федерации идет работа над «Стратегией социально-экономического развития России до 2020 г.».
Выступая на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2007 г., в то время Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что решение задач возвращения России в число мировых технологических лидеров, четырехкратного повышения производительности труда в основных секторах экономики, увеличения доли среднего класса до 60 % — 70 % населения, сокращения смертности в 1,5 раза и увеличения продолжительности жизни населения до 75 лет напрямую связано с поиском и применением эффективных механизмов планирования развития ее территорий. «Важную роль здесь играет работа по формированию новых центров социально-экономического развития: в Поволжье, на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке...», — подчеркнул Владимир Владимирович. В соответствии с поставленными задачами на федеральном уровне во взаимодействии с регионами была начата активная работа по подготовке проекта Концепции долгосрочного развития страны.
С избранием Президентом Российской Федерации Д. А. Медведева работа над Концепцией получила дальнейшее развитие с акцентом на инно-вационность (как в части технологий развития, так и механизмов стратегического развития) и глубину проработки этого во многом пионерного стратеги-
ческого документа. Как подчеркнул глава государства, «впервые за долгие годы формируются планы развития страны более чем на десятилетие вперед, и это один из решающих факторов успеха».
В контексте целей и задач, поставленных В. В. Путиным и Д. А. Медведевым, работа над Стратегией долгосрочного развития Уральского федерального округа получила новое развитие.
Необходимость разработки единой стратегии развития федерального округа, которая бы стала связующим и координирующим звеном между стратегиями отдельных субъектов Федерации, стратегиями отраслей российской экономики и параметрами развития России в целом, ощущалась нами давно. Особенно актуальным этот вопрос стал после того, как в округе началась работа над масштабными проектами межрегионального развития, которая осуществлялась во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав УФО, профильными министерствами и ведомствами, бизнесом и академической наукой.
Документы стратегического развития существовали практически у всех участников этих процессов, но они не являлись составной частью единой федеральной Стратегии развития по причине ее отсутствия. Не было стыковок стратегий субъектов Федерации и на межрегиональном уровне.
Мы вели работу по их взаимоувязке, но лишь с постановкой задачи создания Концепции долго-
срочного развития Российской Федерации работа над Стратегией федерального округа обрела законченность и идеологическую основу, поскольку появилась реальная возможность формировать взаимоувязанные планы действий различных уровней публичной власти.
На Совете Уральского федерального округа в апреле 2008 г. было принято решение о включении в основу Стратегии УФО положений Стратегии долгосрочного развития субъектов Российской Федерации, крупных межрегиональных производственно-инфраструктурных проектов, федеральных целевых программ и стратегии развития ведущих отраслей экономики в увязке с Концепцией и Прогнозом основных параметров долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 г.
Проанализировав в контексте стратегических подходов эти документы, опираясь на развитие институтов и инфраструктуры, активизацию инновационной и инвестиционной деятельности, мы перешли к этапу адаптации региональных стратегий к решению масштабных задач по улучшению качества жизни людей, повышению эффективности экономики и социальной сферы. Эта работа проводилась в режиме постоянного взаимодействия с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами, и была органично встроена в совместную с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельность по созданию единой Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа, как комплексного и системного документа, стратегического развития федерального округа.
Отличительной чертой работы над стратегиями развития всех уровней является их постоянное сопровождение со стороны академической и отраслевой наук. Помимо постоянных консультаций с профильными научными организациями, осуществляется постоянное сотрудничество с Государственным научно-исследовательским учреждением «Совет по изучению производительных сил» (СОПС) Минэкономразвития и РАН, Уральским отделением РАН. Ими организовано сопровождение работы над стратегиями развития каждого субъекта Федерации, входящего в федеральный округ, что, в конечном счете, обеспечило согласованность стратегий и высокий научный уровень их подготовки.
В настоящее время разработка проекта Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Уральского федерального округа в комплексе со стратегиями входящих в округ субъектов Российской Федерации завершена.
Стратегия структурно состоит из трех документов:
• «Концепции социально-экономического развития Уральского федерального округа»;
• «Прогноза развития УФО на период до 2020 года, а по ряду направлений до 2030 года»;
• «Комплекса мер по реализации Стратегии». Разработанные в рамках Стратегии УФО Генеральные схемы и стратегии развития отдельных отраслей стали составной частью стратегий ведущих отраслей экономики Российской Федерации: Транспортной Стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, Энергетической Стратегии России на период до 2020 года, Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года и других общероссийских стратегических документов.
Особенность Стратегии состоит в том, что она базируется на уникальном межрегиональном проекте «Урал Промышленный — Урал Полярный». Этот документ направлен на освоение минерально-сырьевых ресурсов Полярного и Приполярного Урала и обеспечение дешевым сырьем и продуктами его переработки металлургических и машиностроительных предприятий Среднего и Южного Урала, что позволит высвободить ресурсы для их модернизации, а также обеспечит инфраструктурную поддержку развития округа за счет снижения транспортных издержек, устойчивого энергоснабжения, усиления межрегиональных связей.
Данный мегапроект стал одним из первых в России всесторонне и тщательно просчитанных масштабных проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства. Он базируется на реальном потенциале Уральского федерального округа, который практически в полном объеме позволяет обеспечить проект материалами, оборудованием и кадрами. Расчеты эффективности опираются только на реально существующие ресурсы. Инвестиционная емкость проекта — 543,8 млрд руб., из которых 359,7 млрд руб. придется на долю частных инвесторов. Инвестиционные соглашения на 184 млрд руб. уже заключены.
Эффективность проекта определяется:
• Значительным сокращением транспортного плеча с 2—4 и более тысяч км. (в том числе из-за рубежа) до 500—900 км. По доставке железорудного сырья с 2—3 тыс. до 800 км, медно-цин-ковому концентрату с 2 тыс. до 580 км, бурым энергетическим углям с 2,5 тыс. до 750 км.
• Решением проблем зависимости от импорта железных и марганцевых руд, меди, угля и ряда других ископаемых. Сегодня из-за рубежа на
Урал завозится 100 % потребляемого марганца, 90 % угля, 80 % медного концентрата, 40 % железорудного сырья. • Решением вопросов обеспечения сырьем как в части объемов поставок, так и конкурентных цен на него. Потенциал осваиваемой территории способен обеспечить потребности России исходя только из поставленных на учет ресурсов: по хрому — на 120 лет, по фосфоритам — на 90 лет, марганцу — на 80 лет, по углю — на 80 лет, по железу — на 80 лет.
Стоимость добываемого на Полярном и Приполярном Урале сырья будет в 1,5—2 раза ниже мировых цен и прогнозируемой на перспективу. Это особенно важно учитывая колебания мировых цен на сырье. Если за 2007 — первую половину 2008 г. железорудное сырье подорожало более чем вдвое, медное в 1,5 раза, угольный концентрат вдвое, марганец на 40 %, то за последние два месяца цены на основные виды сырья снизились на 30—60 %.
Размещением на предприятиях Свердловской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей промышленного заказа на машины и оборудование, о котором уже достигнуты предварительные договоренности на сумму свыше 200 млрд руб.
Ликвидацией энергодефицита и проблем децентрализованного энергоснабжения за счет строительства станций на местном угле, улучшая тем самым топливный баланс, что особенно актуально в условиях ориентации современных инвесторов на «быструю генерацию» с использованием газа.
В дальнейшем объекты транспортной инфраструктуры «Урал Промышленный — Урал Полярный» и их логичное продолжение — строительство железнодорожных линий Коротчаево — Игарка с перспективой выхода на Дудинку и Норильск, «Сев-сиб» с выходом к бухте Индига смогут стать базой для работ в рамках государственных программ развития Арктической зоны Российской Федерации в части освоения шельфа Баренцева и Карского морей.
Социальные аспекты проекта будут решаться в рамках создания горнопромышленных районов, которые позволят объединить усилия его участников для эффективного использования инвестиций при освоении новых месторождений, в том числе в целях создания здоровой среды проживания и минимизации ущерба, наносимого природе.
За короткий срок с момента концептуального оформления «Урал Промышленный — Урал Полярный» уже стал экономической реальностью.
В настоящее время реализация проекта идет в соответствии с намеченными планами — в 2010 г. уже начнется укладка железнодорожного полотна на трассе Полуночное—Обская—Салехард.
Таким образом, проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» уже выступил элементом интеграции субъектов Федерации, потребовал синхронизации планов развития отдельных территорий, отраслей, предприятий.
Работая над Стратегией УФО, мы решали задачу обеспечения сбалансированного развития за счет согласования отраслевых и территориальных приоритетов развития. Согласование и увязка осуществлялись, прежде всего, по следующим основным блокам:
• цели, задачи, приоритеты, межотраслевые и межрегиональные направления взаимодействия;
• ресурсное обеспечение;
• система наиболее значимых проектов межрегионального и общенационального уровней, осуществимых с использованием средств федерального и регионального бюджетов и частных инвестиций.
Стратегической миссией Уральского федерального округа на прогнозный период является формирование на инновационной основе современного высокотехнологичного индустриального ядра страны, опирающегося на эффективное использование природно-ресурсного потенциала, высококачественные трудовые ресурсы, интеграцию старо-промышленного Уральского и нефтегазодобывающего и нового горнорудного Западно-Сибирского районов, опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Главной стратегической целью является максимальное повышение уровня и качества жизни на основе эффективного использования совокупного потенциала региона и реализации сценария устойчивого инновационного развития.
В условиях кризисных явлений на мировых финансовых рынках и определенных последствиях в экономике России, вмешательство государства необходимо не только в части увеличения объемов ликвидности в банковском секторе, устранения законодательных препятствий и предоставления среднесрочных субординированных кредитов банкам, но и в обеспечении уверенности всех участников рынка в стабильном и предсказуемом будущем, которое начинается сегодня. Понимание перспективы и четких шагов для ее достижения способны дать документы стратегического планирования, рассматривающие все возможные варианты развития событий.
Именно такую предсказуемость дает Стратегия долгосрочного развития УФО. Предусмотренные ею мероприятия являются инструментами, позволяющими предприятиям получать финансовые ресурсы на долгосрочной основе на модернизацию
существующих производств и развитие новых направлений деятельности за счет привлечения инвестиционных кредитов.
Поэтому перспективное развитие УФО рассматривается в рамках трех общенациональных сценариев социально-экономического развития — инерционного, энерго-сырьевого и инновационного.
В качестве основного в Стратегии УФО выбран инновационный сценарий развития, который базируется на сочетании трех составляющих перспективного развития округа: экономики, социальной сферы и экологии, по направлениям которых предполагается осуществление ряда крупномасштабных межрегиональных проектов.
Межрегиональные проекты в сфере экономического взаимодействия иразвития территорий УФО основаны на многополярном развитии территории за счет формирования пяти крупных зон опережающего развития — каркаса структуры пространственной организации УФО на период до 2020 г.: Западно-Сибирской; Уральской промышленной; зоны «Полуостров Ямал», зоны «Восточный склон Урала» и Южно-Уральской сельскохозяйственной зоны. Интеграцию указанных зон и взаимодействие между ними в определяющей мере обеспечит мега—проект «Урал Промышленный — Урал Полярный».
Межрегиональные проекты в сфере опираются на опыт и технологию формирования и социальной сферы и экологии реализации приоритетных национальных проектов, которые показали эффективность комплексного и системного подхода к организации межсферного взаимодействия и концентрации ресурсов на приоритетах развития. Данные проекты учитывают специфику округа и нацелены на:
• выравнивание условий и уровня жизни населения в субъектах Федерации за счет обеспечения равного доступа к ресурсам развития и равных возможностей, путем создания новых инфраструктур;
• упорядочение системы природоохранной деятельности в федеральном округе и обеспечение экологической безопасности.
При разработке такого рода проектов мы использовали инновационные технологии их формирования: в сфере социального развития и обеспечения экологической безопасности Уральского федерального округа были выделены общие для всех субъектов Федерации Уральского федерального округа приоритетные направления, обеспечивающие социальную и экологическую безопасность в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и направлений их межрегиональной интеграции.
По этим направлениям с использованием дифференцированного подхода предполагается внедрить социальные и экологические стандарты.
Выполнение принятых на единой методологической основе мер межрегионального характера будет обеспечено за счет реализации комплексных мероприятий по этим направлениям и организации их софинансирования на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций финансово-кредитной и инвестиционной сферы, хозяйствующих субъектов, общественных и некоммерческих объединений по уже отработанному принципу софинансирования приоритетных национальных проектов.
Реализация межрегиональных проектов требует новых подходов к организации управления ими и формированию современных механизмов реализации стратегии долгосрочного развития округа.
Предусматривается создание координирующей структуры, которая обеспечит стратегическую ориентацию деятельности, согласование приоритетов и координацию управленческих действий на всех уровнях государственной власти, бизнеса и финансовой сферы в сфере развития территории, а также модернизацию системы финансирования межрегиональных проектов и программ, имеющих государственное значение.
На уровне территорий предстоит:
• усовершенствовать технологию практической реализации межрегиональных проектов: внедрить централизованный комплексный и системный подход к организации межсферного взаимодействия, финансовому планированию, концентрации финансовых ресурсов, координации деятельности различных сфер и мониторингу;
• повысить управляемость финансово-инвестиционными процессами, направленными на обеспечение экономической и социальной безопасности, комплексное развитие территории;
• обеспечить взаимодействие различных уровней государственного управления, бизнеса, финансовой сферы, населения в целях реализации такого рода проектов;
• разработать механизм концентрации и мобилизации финансовых ресурсов различных сфер, в рамках которого определить возможности маневрирования финансовыми ресурсами. На основе этих шагов система управления
социально-экономическими процессами в рамках стратегии долгосрочного социально-экономического развития Уральского федерального округа создает необходимые условия для реализации межрегиональных программ и проектов в виде механизмов
мобилизации ресурсов всех сфер и организации меж-сферного взаимодействия, так как на любом другом уровне государственного управления сегодня решить эти проблемы не представляется возможным.
В целом, инновационный вариант Стратегии направлен на:
• достижение высоких стандартов уровня жизни населения и создание благоприятных экологических условий;
• обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы и реализации масштабных инвестиционных проектов по освоению месторождений полезных ископаемых и созданию новых горнопромышленных районов на Полярном и Приполярном Урале;
• реконструкцию и модернизацию промышленных производств, строительство новых предприятий, обеспечивающих глубокую переработку ресурсов и внедрение ресурсосберегающих технологий;
• создание производств высокотехнологичной наукоемкой продукции;
• создание эффективной региональной инновационной системы;
• формирование ряда транспортно-логистичес-ких комплексов международного и межрегионального значения;
• интенсивный рост сервисного сектора, а также развитие финансовых и страховых услуг, туризма и рекреации;
• формирование в Свердловской и Челябинской областях торговых, транспортно-логистичес-ких и финансовых центров общенационального и межрегионального значения. Активизация межрегиональных проектов,
предусмотренных Стратегией, позволит стимулировать создание новых рабочих мест, продолжение стабильного роста доходов, новых инвестиционных возможностей как это уже происходит в рамках проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный». Поскольку этот процесс затрагивает большинство секторов экономики и социальной сферы, то он окажет долгосрочный положительный эффект.
Общий объем инвестиций за период реализации Стратегии составит свыше 28 трлн руб. в ценах 2007 г. Основным источником финансирования инвестиций будут средства частных инвесторов, доля бюджетов всех уровней составит 12—14 % от общего объема инвестиций.
Реализация Стратегии УФО по инновационному варианту позволит выйти на следующие основные параметры к 2020 году:
• средняя ожидаемая продолжительность жизни возрастет с 66 до 72-75 лет, уровень младенчес-
кой смертности понизится в 1,3-1,4 раза;
• уровень обеспеченности жильем достигнет 30 кв. м. на человека;
• доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой снизиться с 43 % в 2007 г. до 14 % в 2020 г.;
• охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60—70 %,
• реальные располагаемые доходы населения возрастут в 2,6 раза;
• валовой региональный продукт возрастет в 2,1 раза, инвестиции в 4,4 раза, производительность труда в 2,3 раза (некоторое отставание этого показателя от общероссийского объясняется тем, что в нефтегазодобыче производство валовой добавленной стоимости на одного занятого уже сейчас превышает средний общероссийский уровень в 4—5 раз, и предполагаемый рост этого показателя в отрасли прогнозируется на уровне 140—150 %. Это и определяет общую динамику показателей производительности в целом по округу, но в других отраслях (машиностроении, обработке и сфере услуг) производительность труда увеличится в 5—8 раз к 2020 г.).
Во многом именно поэтому рост экономических показателей будет достигнут за счет повышения доли высокотехнологичных производств. Доля добывающего сектора сократится к 2020 г. до 28,6 %, а к 2030 г. сравняется с долей обрабатывающих производств. Основным фактором роста последних станет машиностроение, прогнозные темпы прироста которого составят в среднем за период до 2020 г. — 9,5 % в год.
Планка задана достаточно высокая, но ее достижение вполне под силу.
У Уральского федерального округа есть все возможности и необходимые условия для реализации столь амбициозных целей. При условии консолидации и объединении усилий власти, бизнеса и общества мы обязательно достигнем поставленных целей. Реализация стратегии УФО как части единой стратегии долгосрочного развития Российской Федерации сделает нашу работу особенно эффективной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия развития России до 2020 г. Выступление Президента РФ на расширенном заседании Государственного совета. — М. , Кремль. 8 февраля 2008 г.
2. Социальное развитие регионов России: проблемы и пути их решения. /Аналитический вестник. № 21 (338) . Декабрь 2007 г. - М. , МГУ.