Научная статья на тему 'Комплексный подход к развитию Уральского промышленного региона в условиях экономического кризиса'

Комплексный подход к развитию Уральского промышленного региона в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТИТАНОВАЯ ДОЛИНА / УРАЛЬСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОЕКТ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ / КОНЦЕПЦИЯ / МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИИ / СТРАТЕГИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕСУРСЫ / МИРОВОЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочков П. В.

В статье рассмотрены основные подходы к формированию промышленных кластеров в регионах России. Автор особое внимание уделяет основным механизмам реализации современной промышленной политики напрямую связанной со сценарием развития экономики Уральского федерального округа и России. На примере проекта «Титановая долина», Уральского автомобильного кластера, инструментально-производственной кооперации в Свердловской области и Концепции промышленного развития Челябинской области раскрываются основные элементы их формирования, предпосылки для их создания, задачи, состав кластера, механизмы, этапы реализации в рамках единой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к развитию Уральского промышленного региона в условиях экономического кризиса»

1 (136) - 2010

Стратегия развития региона

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ УРАЛЬСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

п. в. БОЧКОВ, старший преподаватель кафедры финансов и управления собственностью E-mail: [email protected] Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства

На примерах проекта «Титановая долина», Уральского автомобильного кластера, инструментально-производственной кооперации в Свердловской области и Концепции промышленного развития Челябинской области раскрываются основные элементы их формирования, задачи и этапы реализации в рамках единой Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.

Ключевые слова: регион, Титановая долина, Уральский автомобильный кластер, инновация, инфраструктура, инвестиция, стратегия, ресурсы.

Переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, для которого характерна ведущая роль «отраслей знаний» и высокотехнологичных отраслей промышленности, возможен при условии диверсификации экономики, повышения активности корпораций, в том числе на основе создания новых форм организации бизнеса, присущих постиндустриальной экономике. В связи с этим была принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее — Концепция) [3]. Она рассматривает три возможных сценария дальнейших действий, которые также проецируются и на Уральский федеральный округ (УрФО).

1. Путь инерционного развития, в основе которого лежит консервация экспортно-сырьевой структуры экономики. Учитывая, что в этом сценарии в топливно-энергетическом комплексе реали-

зуются только те проекты, работы по которым уже фактически начаты, можно с уверенностью предположить, что уже к 2010 г. темпы роста нефтедобычи достигнут критических отметок. Стоит отметить, что при развитии ситуации по данному сценарию произойдет снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств, при этом добывающие сектора экономики будут иметь доминирующее положение в экономике УрФО, а учитывая его роль для страны, — и в национальной безопасности. В этом сценарии инновационная активность будет замечена, в основном, в оборонно-промышленном комплексе, атакже информационных технологиях и связи [10].

2. Экспортно-сырьевой сценарий развития предполагает реализацию крупномасштабных проектов в энерго-сырьевых отраслях и транспорте, что, во-первых, приведет к усилению роли государства в регулировании хозяйственной жизни, во-вторых, поставит экономику округа в зависимость от конъюнктуры мировых рынков. Доля инновационного сектора в ВВП повысится до 17,6 % в 2020 г., но будет носить односторонний характер. Расходы на НИ-ОКР увеличатся до 2 % в 2020 г., на образование — до 4,9%, но это не обеспечит требуемого повышения конкурентоспособности экономики. Ставка будет делаться преимущественно на импорт технологий.

3. Инновационный сценарий предусматривает использование конкурентных преимуществ в топливно-сырьевой сфере для диверсификации и качественного обновления, экономики, атакже ре-

ализацию конкурентных преимуществ в наукоемких секторах и экономике знаний. Этот сценарий соответствует постиндустриальному развитию Урала, округ будет не только экспортером энерго-сы-рьевого сектора, но и источником использования научно-исследовательского, образовательного и производственно-технологического потенциалов. Такой структурный маневр будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов: на НИОКР (за счет всех источников финансирования) — до 2,8 % ВВП в 2015г. и 4% ВВП в 2020г., на образование — до 4,8 % ВВП в 2015г. и 5,2% ВВП в 2020г.

Эти сценарии не стоит рассматривать как альтернативы, они, скорее, представляют собой последовательные этапы движения российской, и в частности уральской, экономики к новому качеству [6].

По мнению академика Института экономики Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН) А. И. Татаркина, следует выделять три наиболее значимых современных механизма реализации промышленной политики, которые напрямую определяют сценарий развития экономики УрФО и России в целом [12]:

1) реализация приоритетных промышленных проектов различного масштаба, которые направлены на создание конкурентоспособного продукта с использованием инновационных технологий, образование международных транснациональных компаний;

2) кластерный подход — модернизация экономики и усиление инновационной направленности за счет создания группы географически соседствующих и интеграционно взаимосвязанных компаний, которые, взаимодействуя и взаимодополняя друг друга, усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом;

3) частно-государственное партнерство — особая форма взаимодействия бизнеса и власти, при которой учитываются и частные интересы, и интересы национальной безопасности.

В Концепции стимулирование деятельности возникающих территориально-производственных кластеров представлено в качестве одного из важнейших направлений создания общенациональной системы поддержки инноваций и технологического развития, обеспечивающего прорыв России на мировые рынки высоко- и среднетехнологичной продукции.

Министерство экономического развития РФ разработало Концепцию кластерной политики в России, включающую три основных блока.

Первый блок — содействие институциональному развитию кластеров:

• разработка стратегии их развития;

• стимулирование инноваций и коммерциализации технологий;

• содействие предоставлению консультационных услуг;

• мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;

• разработка и распространение руководств и пособий по организации управления с учетом специфических отраслевых особенностей на предприятиях.

Второй блок — формирование мер, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера:

• содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации НИОКР;

• субсидирование части затрат предприятий на создание промышленных образцов, регистрацию и правовую охрану изобретений за рубежом;

• установление льгот по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также налога на прибыль в части, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации; создание особых экономических зон регионального уровня;

• совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение в части целевой подготовки).

Третий блок — формирование благоприятных условий для развития кластера:

• инвестирование в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство с учетом задач развития кластеров. Реализация мер налогового регулирования для участников кластеров;

• финансирование инноваций в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы»: поддержка центров коллективного пользования научным оборудованием, поддержка проектов выполнения НИР и НИОКР;

• поддержка реализации инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными

предприятиями на основе собственных разработок и при кадровой поддержке вузов;

• поддержка НИОКР, в том числе проводимых предприятиями для освоения лицензий на новые технологии и технические решения, приобретаемых у российских вузов, академических и отраслевых институтов [9].

В условиях финансового кризиса крайне необходимо проведение обоснованной политики, включающей механизм господдержки территориального производства. Реализация пилотных проектов в субъектах Российской Федерации способствует созданию высокотехнологичных производств в отраслях экономики и обеспечению сбалансированного территориального развития. Примером, такого подхода можно считать разработку в Свердловской области титанового кластера «Титановая долина», формируемого на базе ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Создание кластера направлено на привлечение иностранных и отечественных инвестиций, создание новых предприятий и развитие высокотехнологичного титанового производства.

Задачами проекта «Титановая долина» являются:

• повышение конкурентоспособности титановой промышленности России;

• превращение РФ в одного из глобальных лидеров мировой экономики в производстве титановых сплавов;

• развитие импортозамещения на основе расширения практики применения титана в отечественном промышленном комплексе [9]. Развитие «Титановой долины» будет осуществляться по 16 проектам, для каждого из которых разработан подробный бизнес-план. Поэтапное развитие проекта представлено в таблице.

Проект «Титановая долина» по своему типу является территориально-промышленным кластером. С учетом отраслевой специфики (металлургическое производство) этот кластер является процессорным,

ориентированным на сборку крупных компонентов для авиационной промышленности, энергетики, нефтегазовой промышленности, металлургии. Центральным звеном титанового производства становится ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Доля Корпорации на мировом рынке титановой продукции — 27 %,на внутреннем — 100 %.

Высокая конкурентоспособность основного предприятия обусловлена инновационной привлекательностью и конкурентоспособностью в выпуске титановой продукции. Структурный элемент кластера «Титановая долина» представлен в виде следующих групп:

1) производственная, охватывающая всю цепочку производственного процесса — от добычи сырья до производства титановой губки;

2) транспортно-логистическая — развитие железных дорог, автодорог, деятельность логистических фирм;

3) поставщики материалов и оборудования;

4) инновационная инфраструктура — деятельность научных организаций и инновационных центров, направленная на внедрение современных технологических проектов;

5) финансовая — финансирование проекта, расчет инвестиционной окупаемости, участие финансово-кредитных учреждений в проекте;

6) развитие инженерной инфраструктуры. Проект «Титановая долина» вписывается в

Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г. Вновь создаваемые обрабатывающие предприятия должны быть размещены на территории Свердловской области, исходя из приближенности их к источникам сырья. В свою очередь это должно способствовать развитию региона и муниципальных образований, изменению рынка трудовых ресурсов, созданию дополнительной инфраструктуры, повышению системы профессионального образования для нужд титановой промышленности, совершенствованию деятельности

Основные характеристики этапов развития проекта «Плановая долина» с 2007 по 2015 г.

Показатель 2007-2008 (I этап) 2009-2010 (II этап) 2011-2012 (III этап) 2013-2015 (IV этап)

Объемы производства титана в пересчете на металл без механической обработки на конец периода, в% куровню 2007 г. 108,0 144,0 180,0 204,0

Доля кластера в мировом производстве титанового проката, % 27 30 32 35

Объем инвестиций, суммарно с 2007г., млрдруб. 13 26 39 52

Численность организаций в кластере 15 100 200 300

В том числе малых 10 65 132 200

Доля организаций, осуществляющих инновации, % 5 10 20 35

Численность занятых на предприятиях кластера, тыс. чел. 19,0 21,0 25,0 27,0

технопарков в части инновационно-производственной деятельности.

Особо следует выделить Концепцию развития автомобильной промышленности, в частности Уральского автомобильного кластера на базе ЗАО «АМУР» в г. Новоуральске Свердловской области. Предприятием заключены контракты с китайскими автопроизводителями: FAW, Geely, ZX, FOTON, предусматривающие сборку на ЗАО «АМУР» грузовых и легковых автомобилей.

Главной стратегической целью уральского автомобилестроения является создание технологичного комплекса локальных компаний, деятельность которых направлена на выпуск конкурентоспособной автомобильной продукции, региональный экономический рост [13].

Достижение этих целей невозможно без прямого взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и науки в рамках государственно-частного партнерства. При этом реализация проекта «Титановая долина» и развитие Уральского автомобильного кластера предполагают активное участие ряда крупных предприятий Уральского федерального округа, применение высокотехнологичных компонентов в производственной деятельности, объединение научных знаний УрО РАН, Уральского научно-исследовательского технологического института и др. с предприятиями, осуществляющими инновации (Уральский оптико-механический завод, ФГУП «Уральский электрохимический комбинат», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-Метиз», ЗАО «Русская металлургическая компания», ЗАО «Профит», ОАО «Челябинский металлургический комбинат», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» и др.).

Структурными элементами Уральского автомобилестроения являются следующие кластерные группы:

• инновационно-информационная инфраструктура, включающая инновационные центры, научно-исследовательские институты ит. д.;

• производственная группа, объединяющая предприятия машиностроительного комплекса УрФО;

• сервисно-технологическая группа;

• научно-образовательная группа (концентрация идей, инновационных замыслов вокруг академий и отраслевых научно-исследовательских институтов, таким научным центром может стать УрО РАН);

• торгово-финансовая группа (финансирование приоритетных проектов в рамках уральского автомобилестроения);

• транспортно-логистическая группа;

• государственные органы власти, органы местного самоуправления.

Институтом экономики УрО РАН предложено объединить усилия власти, науки и бизнеса для научно-методического обеспечения инновационного развития промышленного комплекса Среднего Урала.

При этом уральская автомобильная промышленность в своем развитии проходит ряд этапов:

1) разработка стратегии и механизмов координации в рамках кластера, определение основных хозяйствующих субъектов в проекте (2007-2008 гг.);

2) освоение технологий замещения импортных комплектующих отечественными (2009— 2010гг.);

3) выход на проектную мощность ЗАО «АМУР» (2011-2012гг);

4) создание новых предприятий по производству автокомпонентов, локализация производства (2013-2015 гг.).

Таким образом, создание высокотехнологичных отраслей промышленности способствует повышению уровня кооперации машиностроительных предприятий УрФО на базе развития современной индустрии автомобильных компонентов, совершенствованию системы менеджмента качества и использованию новейших технологий в производстве [5]. А малым городам Свердловской области позволит развивать градообразующие машиностроительные предприятия, диверсифицировать экономику территориальных округов и сохранить социальную сферу.

В Свердловской области в рамках развития внутриобластной кооперации до 2011 г. планируется создание инструментально-производственного кластера, который будет формироваться на базе трех специализированных предприятий: ООО «Уральская машиностроительная корпорация «Пумори-СИЗ», ОАО «Косулинский абразивный завод» и ОАО «Кировградский завод твердых сплавов» [1].

Корпорация «Пумори-СИЗ» производит инструмент для 580 предприятий России и 120 предприятий Свердловской области. Косулинский абразивный завод специализируется на производстве широкого ассортимента абразивного инструмента на керамической и бакелитовой связках. Кировг-

радский завод твердых сплавов производит около бтыс. наименований изделий для обработки металлов, неметаллических материалов и труднообрабатываемых материалов резанием. Эта продукция конкурентоспособна и поставляется на экспорт. Создание инструментально-производственного кластера в Свердловской области позволяет решать одновременно несколько проблем:

• наладить производство современного высокоточного инструмента;

• загрузить производственные мощности;

• выпускать конкурентоспособную продукцию для отечественного и мирового рынка;

• развивать кооперацию между предприятиями;

• решить проблему импортозамещения [11].

В рамках Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г. осуществляется реализация кластерного подхода к развитию промышленного комплекса области на базе металлургического производства в городах Магнитогорске (ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-Метиз», ЗАО «Русская металлургическая компания», ЗАО «Профит» и др.) и Челябинске (ОАО «Челябинский металлургический комбинат», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» и др.). Эти кластеры являются весьма устойчивыми. Крупные металлургические предприятия, входящие в состав холдингов, по своей инициативе создают новые производства на старых промышленных площадках. Для развития промышленности в Челябинской области необходимо участие металлургических предприятий в инвестиционном проекте «Урал Промышленный — Урал Полярный» в целях решения стратегических вопросов сырьевой обеспеченности [2].

Основными задачами промышленного комп-лексаЧелябинской области становятся:

• увеличение объема и ассортимента конкурентоспособной, наукоемкой, высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках;

• повышение эффективности использования ресурсов в промышленном комплексе;

• рост валового регионального продукта;

• совершенствование управления на предприятиях, внедрение современных систем управления качеством, прогрессивных методов организации производства;

• обеспечение инвестиционной привлекательности;

• развитие производственной инфраструктуры промышленности;

• повышение экологической безопасности производств [4].

Однако реализация Концепции развития промышленного комплекса Челябинской области возможна только при условии:

• использования инновационных технологий в промышленно-производственном цикле;

• повышения инвестиционной привлекательности и привлечения инвестиций в промышленный комплекс со стороны государства и бизнеса;

• взаимодействия власти, бизнеса и науки в рамках кластера на основе принципов государственно-частного партнерства;

• развития электроэнергетических мощностей ре-гионадпя развития промышленных кластеров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• внедрения систем менеджмента качества на предприятиях промышленного кластера;

• содействия межрегиональному сотрудничеству;

• формирования и реализации территориального заказа;

• участия предприятий промышленного кластера области в инвестиционном проекте УрФО «Урал Промышленный — Урал Полярный»;

• повышения престижа рабочих профессий. Таким образом, кластерный подход становится

одним из приоритетных инструментов промышленной политики России и регионов. Его применение соответствует мировым тенденциям экономического развития, в том числе включению промышленной деятельности в глобальные сети, усилению роли транснациональных корпораций, участию высокотехнологичных отраслей промышленности в реализации Концепции. Получаемый эффект от создания кластера заключается не только в повышении эффективности его работы в целом, но и во взаимном усилении конкурентных позиций как отраслевого производства, так и территорий его базирования [7]. В результате современных процессов промышленного преобразования происходит развитие городов «второго эшелона», что способствует расширению экономического пространства региона и реализации долгосрочной программы социально-экономического развития субъекта РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВидяпинаВ. И., СтепановаМ. В. Экономическая география России: учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.

2. Демченко О. В. Доклад для экспертного совета по государственно-частному партнерству Министерства транспорта Российской Федерации ot22.05.2007.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р).

4. Концепция промышленной политики Челябинской области на 2008—2012 гг.

5. Концепция развития автомобильной промышленности России (одобрена распоряжением Правительства РФ от 16.06.2002 № 978р).

6. May В. Экономическая политика 2007: успехи и риски //Вопросы экономики. 2007. № 2.

7. МингалеваЖ.А, Ткачева С. В. Кластеры и формирование структуры региона// Мировая экономи-каимеждународные отношения. 2000. № 5.

8. О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года: постановление правительства Свердлов-

ской области от27.08.2008 № 873-ПП.

9. О совместной подготовке Минпромэнерго России и правительством Свердловской области концепции создания промышленного кластера по переработке титана («Титановая долина») и внесении ее для рассмотрения на заседании Правительства РФ: распоряжение министра экономического развития и торговли РФ № ГГ-34 ot16.08.2007.

10. Сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. UPL: http://www. minregion.ru.

И. Сайт ИТАР-ТАСС-Урал. URL: http://www. tass-ural.ru.

12. Татаркин А. И. Промышленная политика и механизм ее реализации: системный подход// Экономикарегиона. 2007. № 3.

13. Чернавин П. Ф. Промышленный потенциал Свердловской области — развитию автомобилестроения в России // Перспектива — регион. 2007. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.