Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности Уральского федерального округа: переход от экспортно-сырьевого к инновационному пути развития'

Повышение конкурентоспособности Уральского федерального округа: переход от экспортно-сырьевого к инновационному пути развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разорвин Иван Васильевич, Садыков Руслан Рафильевич, Черепанов Владимир Владимирович

Анализируется экономическое состояние Уральского федерального округа. Описываются проблемы, сдерживающие интенсивное развитие экономики округа и препятствующие повышению ее конкурентоспособности. Рассматривается реализация проекта «Урал Промышленный Урал Полярный» как возможный механизм перехода от экспортно-сырьевого к инновационному сценарию развития Урала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Разорвин Иван Васильевич, Садыков Руслан Рафильевич, Черепанов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности Уральского федерального округа: переход от экспортно-сырьевого к инновационному пути развития»

РАЗОРВИН Иван Васильевич

Доктор экономических наук, профессор кафедры Уральской академии государственной службы

САДЫ КОВ Руслан Рафильевич

Кандидат экономических наук, специалист-эксперт аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации

в Уральском федеральном округе

ЧЕРЕПАНОВ Владимир Владимирович

Аспирант Уральской академии государственной службы, специалист-эксперт аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе

Повышение конкурентоспособности Уральского федерального округа: переход от экспортно-сырьевого к инновационному пути развития

Социально-экономические итоги последних лет позволяют предположить, что политика, проводимая субъектами, входящими в Уральский федеральный округ, позволила регионам миновать политический и экономический кризисы 1990-х годов и войти в стадию стабильного развития. Однако текущая стабильность несет в себе определенные риски, для преодоления которых необходимо изменить отношение к проводимой политике, сосредоточить основное внимание на увеличение конкурентоспособных возможностей Урала.

Уральский федеральный округ занимает менее 11% территории России, в нем проживают всего 12230 тыс. чел., или 8,5% населения страны, при этом он производит 17% валового продукта Российской Федерации, более 20% всей промышленной продукции. В регионе добывается 91% российского природного газа, 66% нефти, производится 45% продукции черной металлургии и 40% цветной, 30% продукции отечественного машиностроения. Концентрация промышленного производства на Урале в 4 раза выше, чем в среднем по России. Здесь собирается треть налогов в федеральный бюджет.

Социально-экономическая ситуация на территории федерального округа характеризуется увеличением доходов населения, высокой инвестиционной активностью, ростом темпов промышленного производства, сельскохозяйственного производства,

экономики и управления

жилищного строительства, оборота розничной торговли. Кроме того, для округа характерно сохранение более низких, чем в среднем по Российской Федерации, уровня безработицы, объема задолженности по заработной плате, заболеваемости населения социальными заболеваниями. Основные экономические показатели развития Уральского федерального округа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Индексы основных экономических показателей, % к предыдущему году

Индекс 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Промышленное производство 95,2 106,3 107,2 106 110,3 107,7 103,3 104,9 103,8

Добыча полезных ископаемых 95,2 104,1 106,1 108,3 110,8 107,1 102,2 102,4 99,7

Обрабатывающие производства 95,1 112,7 113,4 99,8 111,3 109,5 106,3 109,4 112,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 101,0 104,6 99,5 103,9 105,0 104,9 102,9 109,1 99,4

Сельское хозяйство 94,1 96,6 107,0 98,2 104,7 95,2 113,6 109,0 98,9

Инвестиции в основной капитал 105,1 153,4 120,2 101,9 105,4 105,7 94,7 115,4 118,5

Составлено по: Регионы России : стат. сб. М., 2007. С. 18-40.

Одним из важнейших компонентов экономического развития округа является промышленная деятельность, которая в текущем столетии будет оставаться важнейшим фактором экономического развития [1. С. 19], Однако в последние три года отмечается снижение темпов роста промышленного производства в 2-3 раза по сравнению с 2002-2004 гг.

В отраслевой структуре Уральского федерального округа стоит отметить добычу полезных ископаемых, на долю которой приходится 42% валовой добавленной стоимости округа, а также обрабатывающие производства - 17%.

Отраслевая структура валовой добавленной стоимости УрФО по видам экономи-

ческой деятельности выглядит следующим образом, % к итогу:

добыча полезный ископаемых....................................................... 42

обрабатывающие производства...................................................... 17

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного пользования.................................. 8

транспорт и связь................................................................ 8

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.................. 6

строительство.................................................................... 5

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство..................................... 3

государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное

социальное обеспечение........................................................... 2

образование ..................................................................... 2

здравоохранение и предоставление социальных услуг................................ 2

производство и распределение электроэнергии, газа и воды......................... 3

гостиницы и рестораны............................................................ 1

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.............. 1

финансовая деятельность.......................................................... 0,4

К первостепенным причинам стагнации промышленного производства относят: истощение местной сырьевой базы, надвигающийся энергодефицит и неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры В северной части федерального округа, что в совокупности ведет к потере конкурентоспособности местных предприятий.

Местная сырьевая база, питавшая промышленность на протяжении трех столетий, находится на грани исчерпания. В настоящее время более половины сырья, потребляемого уральскими предприятиями, завозится с месторождений, удаленных на 2-3 тыс. км. Значительная его часть поставляется из Казахстана, Украины, Грузии, Турции, Монголии.

К основным причинам, препятствующим дальнейшему развитию экономики округа и повышению ее конкурентоспособности, также относят критический уровень износа основных фондов и низкий технологический уровень в промышленности.

По уровню износа основных фондов Уральский федеральный округ занимает первое место в России. Обновление активной части основных фондов (передаточные устройства, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства) идет более быстрыми темпами, но ввод новых машин, оборудования и транспортных средств недостаточен для преодоления тенденции старения. Средний возраст машин и оборудования по экономике составляет 19 лет против 11 лет в 1991 г. Степень износа основных фондов и удельный вес полностью изношенных фондов представлены в табл. 2 и 3 соответственно.

Таблица 2

Степень износа основных фондов по видам экономической деятельности

на конец 2005 г., %

Территория Все основные фонды Из них в организациях основного вйда экономической деятельности

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Транспорт и связь

Российская Федерация 44,1 42,9 51,7 44,1 48,6 42,0 58,1 25,5

Уральский федераль-

ный округ 52,4 39,6 54,9 46,1 41,1 44,5 57,1 29,8

Составлено по: Регионы России : стат. сб. М., 2007. С. 377-379.

Таблица 3

Удельный вес полностью изношенных основных фондов на конец 2005 г. по полной учетной стоимости, % общего объема основных фондов вида деятельности

Территория Все основные фонды Из них в организациях основного вида экономической деятельности

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Транспорт и связь

Российская Федерация 13,3 14,1 21,9 17,0 15,4 12,2 15,5 5,3

Уральский федераль-

ный округ 15,6 12,6 23,9 15,7 11,5 10,8 13,8 6,7

Составлено по: Регионы России : стат. сб. М., 2007. С. 381-383.

Низкий технологический уровень сказывается на всех отраслях хозяйства, что приводит к ослабеванию перспективы перехода к инновационному пути развития вследствие исчезновения отраслей, способных использовать инновации. Отчасти это является следствием продолжающегося недофинансирования главного источника инновационного роста - науки, которая не смогла эффективно встроиться в сложившуюся систему экономики. Дополнительным негативным фактором служит снижение объемов подготовки специалистов, способных к использованию современных технологий и оборудования непосредственно в производстве.

Для решения образовавшихся проблем, которые в дальнейшем могут привести к стагнации экономики Уральского федерального округа и уменьшению ее конкурентоспособности не только в рамках отечественного, но мирового сообщества, необходимы глобальные структурные сдвиги. Системное решение отмеченных перспективных задач состоит в переходе экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, ядром которой должен стать высокотехнологичный и интеллектуальный конкур ентоспо со бные по тенциалы.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее Концепция), разработанная Минрегионразвития, решая проблемы повышения благосостояния всей страны, рассматривает три возможных сценария дальнейших действий, которые также проецируются и на округ.

1. Путь инерционного развития, в основе которого лежит консервация экспортносырьевой структуры экономики. Учитывая, что в этом сценарии в топливно-энергетическом комплексе реализуются только те проекты, работы по которым уже фактически начаты, то можно с уверенностью предположить, что уже к 2010 г. темпы роста нефтедобычи достигнут критических отметок. Стоит отметить, что при развитии ситуации по данному сценарию произойдет снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств, при этом добывающие сектора экономики будут иметь доминирующее положение в экономике Уральского федерального округа, а учитывая его роль для страны, и в национальной безопасности. В данном сценарии инновационная активность будет замечена, в основном, в оборонно-промышленном комплексе, а также информационных технологиях и связи [2. С. 20-22].

2. Экспортно-сырьевой сценарий развития предполагает реализацию крупномасштабных проектов в энерго-сырьевых отраслях и транспорте, что, во-первых, приведет к усилению роли государства в регулировании хозяйственной жизни, во-вторых, поставит экономику округа в зависимость от конъюнктуры мировых рынков. Доля инновационного сектора в ВВП повысится до 17,6% в 2020 г., но будет носить односторонний характер. Расходы на НИОКР увеличатся до 2% в 2020 г., на образование - до 4,9%, но это не обеспечит требуемое повышение конкурентоспособности экономики. Ставка будет делаться преимущественно на импорт технологий [2. С. 22-23].

3. Инновационный сценарий предусматривает использование конкурентных преимуществ в топливно-сырьевой сфере для диверсификации и качественного обновления экономики, а также реализацию конкурентных преимуществ в наукоемких секторах и экономике знаний. Этот сценарий соответствует постиндустриальному развитию Урала, округ будет не только экспортером энергосырьевого сектора, но и источником использования научно-исследовательского, образовательного и производственно-тех-нологического потенциалов. Такой структурный маневр будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов: на НИОКР (за счет всех источников финансирования) - до 2,8% ВВП в 2015 г. и 4% ВВП в 2020 г., на образование - до 4,8% ВВП в 2015 г. и 5,2% ВВП в 2020 г. [2. С. 23-25].

Рассмотренные сценарии не стоит рассматривать как альтернативы, они, скорее, представляют собой последовательные этапы движения российской, а в частности, и уральской экономики к новому качеству [3. С. 11].

А. И. Татаркин и О. А. Романова выделяют три наиболее значимых современных механизма реализации промышленной политики, которые напрямую определяют сценарий развития экономики округа и России в целом.

1. Реализация приоритетных промышленных проектов различного масштаба, которые направлены на создание конкурентоспособного продукта с использованием инновационных технологий, образование международных транснациональных компаний.

2. Кластерный подход - модернизация экономики и усиление инновационной направленности за счет создания группы географически соседствующих и интеграционно взаимосвязанных компаний, которые, взаимодействуя и взаимодополняя друг друга, усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

3. Частно-государственное партнерство - особая форма взаимодействия бизнеса и власти, при которой учитываются и частные интересы и интересы национальной безопасности.

При проведении промышленной политики формируются так называемые зоны опережающего развития, на территории которых наиболее эффективна реализация современных подходов. В Концепции им отводится особое значение как инструментам реализации стратегий, точкам роста экономики и возможностям использования преимуществ специализации и межрегиональной кооперации.

Выделяют на данный момент пять крупных зон, касающихся территории Уральского федерального округа. Первые две уже сформировались - Западно-Сибирская нефтегазовая и Южно-Уральская промышленная, другие три являются перспективными - полуостров Ямал, восточный склон Урала и Южно-Уральская сельскохозяйственная. Локальных зон опережающего развития на сегодняшний день можно выделить более 23. Каждая из этих зон имеет ярко выраженную специализацию, по каждой существует ряд инвестиционных проектов, некоторые из них уже реализуются.

Основным проектом, который планируется реализовать на территории Уральского федерального округа в зоне Восточного склона Урала, является «Урал промышленный -Урал Полярный». Этот проект показателен для реализации промышленной политики, поскольку отражает переход от экспортно-ориентированного сценария развития к инновационному. Проект является приоритетным и направлен на укрепление национальной безопасности и развитие экономики Урала и страны в целом, на взаимодействие бизнеса и власти и предоставляет возможность для применения кластерного подхода.

Проект «Урал промышленный - Урал Полярный» предполагает создание индустриально-инфраструктурного комплекса на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Уральской горнорудной провинции и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры. Основой станет железнодорожная магистраль по восточному склону Урала Полуночное-Обская, которая в совокупности со строящимися линиями и автомобильными дорогами по кратчайшему пути свяжет промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых Полярного Урала, зоной нефтегазодобычи, обеспечит выход к Северному морскому пути, к Норильску.

Реализация этого проекта поможет выйти экономике Урала на новый качественный уровень, сделать предприятия и их продукцию конкурентоспособными. Основные цели проекта:

1. Радикальное улучшение сырьевой базы промышленности. Полярный Урал обладает огромным неосвоенным минерально-сырьевым потенциалом, который сопоставим с потенциалом Южного и Среднего Урала, а по отдельным полезным ископаемым превосходит его; который способен обеспечить почти всеми видами сырья не только предприятия Уральского федерального округа, но и многие российские. Будет решена проблема сырьевой импортозависимости промышленности России по железной руде, углю, хромитам, марганцевым и медным рудам, ряду других ископаемых. Их запасов

в регионе нового хозяйственного освоения при текущем уровне потребления должно хватить на десятки лет.

2. Совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры Российской Федерации. Созданные в рамках проекта железные и автомобильные дороги обеспечат транспортную доступность новой минерально-сырьевой базы, сформируют новые эффективные схемы перемещения грузов. В настоящее время состояние электроэнергетики характеризуется нарастающим энергодефицитом, недостаточной мощностью генерирующих мощностей, низким уровнем развития электрических сетей, нехваткой стимулов к инвестициям в электросберегающие технологии и оборудование. Строительство электростанций и линий электропередач будет способствовать решению проблемы энергодефицита, устранению децентрализации электроснабжения, снижению себестоимости электроэнергии.

3. Ускорение развития региональных экономик за счет их масштабной диверсификации на инновационной основе.

Разработка полезных ископаемых и освоение региона обеспечит загрузку предприятий не только Урала, но и Российской Федерации в целом, высвободит за счет снижения цен на сырье ресурсы для модернизации металлургической и машиностроительной отраслей, что будет способствовать созданию на их базе конкурентоспособных производств. За счет этих средств увеличатся вложения в развитие инновационных технологий для более эффективного использования ресурсов.

В экономике, которая находится на этапе перехода к экономике знания, начинается включение науки в сферу производственных интересов и стимулов для предприятий. При этом наиболее важным субъектом будут выступать транснациональные компании, проект предусматривает создание именно таких компаний.

Специфика проекта предполагает формирование новой инновационной модели взаимодействия трех субъектов развития: государства, бизнеса и науки. Эффективность данной модели описывается концепцией «тройной спирали», которая организована в соответствии с принципами пересечения трех множеств отношений. Необходимость включения инновационного процесса в объяснение экономической динамики, т. е. постоянного производства инноваций, означает изменение отношений между частным сектором и государством так же, как между государством и наукой. Высвободившиеся ресурсы, конкуренция с импортными поставщиками сырья, реализация проекта в рамках частно-государственного партнерства - все это создает стимулы для развития отношений между этими тремя субъектами.

Стимулированию развития инновационного процесса будет способствовать и появление новых предприятий, поскольку именно они готовы реально рисковать и являются, как правило, более производительными [3. С. 16].

4. Усиление межрегиональных связей и интеграции региональных экономик. Данной цели будет способствовать существенный синергетический эффект от размещения заказа на машиностроительных и металлургических предприятиях округа. За счет интеграционных процессов между предприятиями сырьевой и обрабатывающей промышленностей произойдет увеличение поставок продовольствия и другой продукции бытового назначения с регионов южного направления, что обеспечит продовольственную безопасность территории Полярного Урала.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. дает возможность регионам использовать их потенциал для повышения конкурентоспособности территорий, эффективно реализовать инвестиционные проекты. Следует при этом обратить внимание на то, что инвестиционные проекты должны проводится при грамотной структурной политике, которая должна вывести экономику на новый путь инновационного развития.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Литература

1. Татаркин, А. И. Промышленная политика и механизм ее реализации: системный подход / А. И. Татаркин, О. А. Романова // Экономика региона. - 2007. - №3.

2. www.minregion.ru.

3. May, В. Экономическая политика 2007 г.: успехи и риски / В. May // Вопросы экономики. - 2007. - № 2.

4. Инновационная экономика / под ред. А. А. Дынкина, Н. Н. Ивановой. - М.: Наука, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.