СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ: ЭМПИРИОРИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Мысаченко В.И.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Ключевым фактором будущего экономического роста выступает структурная перестройка экономики в целях повышения ее эффективности. В России исторически сложилась несовершенная структура народного хозяйства, которая выступает в качестве дестабилизирующего фактора на пути дальнейшего экономического подъема. Устранение глубинных структурных деформаций и формирование новой структуры экономики, соответствующей основным тенденциям развития мировой экономики и способной реализовать сравнительные конкурентные преимущества, является настоятельной необходимостью. Особая сложность решения поставленной задачи состоит в том, что перестраивать надо производственную структуру, страдающую не только глубокими деформациями, но и низкой конкурентоспособностью большинства изделий обрабатывающей промышленности, высоким уровнем монополизации, в значительной мере находящуюся вне глобальной конкуренции. Речь идет главным образом об угрожающем технологическом отставании машиностроения (которое по всем параметрам сильно отстает от мирового уровня), легкой и пищевой промышленности, и некоторых других отраслей.
Для выявления необходимости структурных преобразований в российской экономике, глубины ее деформированности рассмотрим исходную структуру накануне экономической реформы. Сложившиеся приоритеты и принятая Россией роль в бывшем общесоюзном разделении труда определили структуру ее экономики, для которой на начало 1992 года были характерны:
• мощный и относительно технически передовой оборонно-промышленный комплекс, на долю которого приходилось до 60 процентов производственных мощностей всей промышленности России;
• гипертрофированный, капиталоемкий топливно-сырьевой комплекс;
• масштабное, неоднородное по технической оснащенности машиностроение, ориентированное на производство тяжелого, металлоемкого оборудования для оборонного и топливносырьевого комплексов;
• низкоиндустриальное и трудоизбыточное строительство, не обеспеченное ресурсами и
строительными мощностями, приводящее к увеличению срока строительства в 2 - 3 раза;
• слабые по количественным и качественным характеристикам, технической оснащенности потребительский комплекс, социальная и производственная инфраструктура;
• диспропорции в размещении производительных сил по территории России, наличие хронически отсталых и депрессивных районов.
Из рассмотренного следует, что деформации экономики России проявляются в несовершенстве структуры народного хозяйства, которая досталась нам в наследство от плановой экономики.
Отраслевой состав структуры экономики представлял собой специфическое образование, в котором гипертрофия оборонной и добывающей промышленности сочетается с неразвитостью и отсталостью отраслей, служащих потреблению. Этот перекос - свидетельство резко деформированной народно-хозяйственной структуры. Если оборонный сектор развивался на основе высоких технологий, качественных материалов и высококвалифицированной рабочей силы, то гражданский сектор экономики испытывал хронический дефицит качественных ресурсов.
Технологический состав структуры характеризовался крайне низкими темпами внедрения научно-технических достижений, технологических инноваций, что приводило к деградации технологической основы производства. Консервация неэффективной структуры гражданского сектора с ресурсорасточительными технологиями вызывала повышенную потребность в ресурсах, что, естественно, обусловило режим расточительного инвестирования. Сложился тип ресурсорасточительной экономики.
Технико-экономический состав структуры народного хозяйства свидетельствует о низком уровне технического развития отраслей производств и предприятий. Большинство из них имеет устаревший производственный аппарат, не позволяющий рассчитывать на успех в рыночных условиях. Высокие объемы потребления сырьевых и энергетических ресурсов служат "платой" за отсталость техники и технологий отраслей промышленности. Низкий технический уровень машиностроения и всей обрабатывающей промышленности не только не позволяет снизить нагрузку на сырьевые отрасли и уменьшить потребность в инвестициях, но и является основной причиной неконкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности.
Структурная перестройка в узком смысле -это реконструкция предприятий, развитие одних, закрытие других и т. п. В широком смысле суть структурных преобразований народнохозяйственной структуры России состоит в преодолении глубоких структурных деформаций и формировании новой структуры экономики, соответствующей ры-
ночным условиям и способной реализовать сравнительные конкурентные преимущества. Речь идет о том, чтобы экономика была адекватна реальным потребностям общества, базировалась на прогрессивных технологиях, могла эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции в мировое хозяйство.
Процесс структурных преобразований самый длительный при переходе от плановой экономики к рыночной. Он может продолжаться 15-20 лет и более, ибо нацелен на повышение эффективности экономики по отношению к предшествующему уровню ее развития. Именно благодаря этому начинается экономический рост производства во всех отраслях, но прежде всего в промышленности. Однако в рыночной экономике нужен рост не любого производства и не любой ценой, а только конкурентоспособного, позволяющего увеличить богатство общества и повысить благосостояние граждан. Следовательно, цели проводимых реформ реализуются не сразу, а только в результате структурной перестройки, когда она уже пройдет определенные этапы. В этой связи необходимо обозначить последовательность структурных преобразований.
Структурную перестройку российской экономики можно разделить на две фазы: пассивную и активную. Либерализация и финансовая стабилизация в рамках переходного периода, создали условия для структурной перестройки в ее пассивной форме.
На этой фазе происходит адаптация, приспособление экономики к структуре потребительского спроса и постепенное ее встраивание в мировое хозяйство. Поясним сказанное.
При либерализации в результате отпуска цен возникает новая система ценообразования. Внезапно оказывается, что при сложившихся высоких внутренних ценах спрос на ряд товаров и услуг недостаточен, а если цены снизить, то производители товаров понесут убытки. Более того, в случае лишения таких предприятий государственных дотаций им придется сократить или полностью прекратить выпуск своей продукции. В то же время цены на другие виды товаров растут вследствие повышения спроса на них, т. е. их производство или импорт становится выгодным. Следовательно, новые цены и товарное наполнение спроса приводят к изменениям в структуре предложения, а значит, и к изменениям в реальной структуре производства. Иначе говоря, изменения структуры спроса и связанные с этим изменения структуры цен и издержек оказывают решающее воздействие на изменение структуры производства промышленных предприятий.
В первое время, как показали годы реформ, это воздействие носит разрушительный характер, приводит к свертыванию тех производств, затраты которых выше общественной ценности их продук-
ции. Так в 1997 году рынком было не востребовано около 50 процентов всех производственных мощностей России в силу их избыточности, низкой конкурентоспособности, а также высокого физического и морального износа. Уровень загрузки производственных мощностей в обрабатывающей промышленности опустился до 29 - 30 процентов производственного потенциала. Освоение же новых конкурентоспособных товаров в этот период еще было не налажено. Поэтому структурная перестройка на первой фазе носит характер структурного кризиса. Для экономики России структурный кризис являлся весьма болезненным и трудным периодом ее реформирования. Здесь неизбежно проявлялись негативные явления, среди которых особенно ощутим спад производства и крайняя ограниченность инвестиционных ресурсов. В 1991 г. снижение промышленного производства в России составило 8 процентов, 1992 г. - 18, 1993 г. - 14, 1994 г. - 21. 1995 г. - 3. в 1996 г. - 4 процента. В 1997 г. впервые за весь период реформ был зафиксирован рост промышленной продукции на 2 процента. Однако из-за финансового кризиса в 1998 г. ее объем опять уменьшился. Таким образом, с 1991 по 1998 годы объем промышленного производства в России сократился почти на 68 процентов. Из 406 важнейших видов промышленной продукции, выпускаемых на российских предприятиях, с начала экономических реформ спад зафиксирован по 386 позициям (96 процентов товарных групп). Особенно тревожно снижение выпуска машинотехнической продукции (с начала 90-х годов на 65-80 процентов). Выпуск высокотехнологичных и наукоемких изделий упал на 90 процентов.
Спад и структурные изменения промышленного производства сопровождаются снижением конкурентоспособности выпускаемой продукции. Утрачиваются основные преимущества России -относительно недорогие энергоресурсы и рабочая сила, что ведет к росту издержек производства и снижению конкурентоспособности.
Приведенные оценки свидетельствуют об огромных масштабах спада. Они превосходят величину спада в странах Запада во время великой депрессии, а так же потери, понесенные Советским Союзом, Германией и Японией в период второй мировой войны. Так, в период Великой депрессии (1924-1932 гг.) объем промышленного производства упал в США на 46 процентов, Германии - на 40, в Великобритании - на 15 процентов.
Однако следует заметить, что подобный спад производства при переходе к рыночной экономике присущ и другим переходным экономикам. Среди стран Восточной Европы и республик бывшего СССР Россия по показателю глубины спада находится где-то посередине.
Констатируя глубину структурного кризиса, необходимо учитывать, что в рыночной экономике важны не общие объемы производства, а его
структура, соответствие ее спросу, конкурентоспособность. Поэтому адаптация производства с деформированной структурой к рыночным условиям неизбежно вызывает снижение объемов. И оно может быть тем больше, чем глубже деформации в народном хозяйстве. Иначе говоря, у спада производства есть свои источники. Отсюда ясно, что пока не исчерпан потенциал спада производства или не перекрыт ростом более эффективного производства, снижение объемов будет продолжаться. Его можно прервать на время денежными вливаниями, ослабить, но остановить нельзя. Пока не включатся по-настоящему факторы роста эффективного производства, оживления инвестиций, возможность углубления спада сохраняется. Следовательно, структурный кризис как этап структурной перестройки объективно необходим и, с какими бы трудностями он ни был связан, его невозможно избежать.
Цель государственной политики на этой фазе структурной перестройки состояла в том, чтобы создать условия для безболезненного свертывания неэффективных производств и перераспределения ресурсов в более эффективные сферы применения, формирующие реальный экономический потенциал страны. Государственные органы всеми доступными методами должны были способствовать выживанию и адаптации к новым рыночным условиям тех предприятий, которые жизненно необходимы для функционирования народного хозяйства России. Вместе с тем они должны были содействовать реорганизации и закрытию предприятий, не способных производить продукцию, пользующуюся спросом. К сожалению, государство в целом ряде случаев, действовало, пассивно и не адекватно. Иначе чем можно объяснить тот факт, что в настоящее время 2/5 отечественных промышленных предприятий неконкурентоспособны. Кроме того, именно в пассивной фазе перестройки, существующие структурные перекосы привели к образованию однобокой энергосырьевой ориентации отечественной экономики.
Активная фаза структурной перестройки может быть начата только после завершения финансовой стабилизации и приватизации большей части предприятий. Это обусловлено тем, что для активной фазы - реконструкции производства - нужны инвестиции, требующие низкой инфляции и гарантий прав собственности. При отсутствии указанных условий инвестиции будут сопряжены со значительным риском.
Поэтому активная фаза структурной перестройки обозначается только тогда, когда увеличиваются производственные инвестиции, и начинают преобладать созидательные тенденции. В результате развёртывается процесс реконструкции предприятий, на рынок выходят новые товары и услуги, появляются позитивные сдвиги в структуре производства. Прежнее производство, оказавшееся не-
конкурентоспособным, начинает сокращаться, тогда как новое производство, более эффективное, удовлетворяющее требованиям рынка, начинает расти. Это новое производство дает выход из кризиса и закладывает новое качество экономического роста.
Что касается старого производства, то его спад, как отмечалось выше, нельзя остановить. И как бы ни были велики ранее созданные предприятия, но если они не способны производить продукцию, пользующуюся спросом, убыточны, то все попытки их загрузить приводят лишь к отвлечению ограниченных ресурсов от нового производства, т.е., по существу, к сдерживанию его роста. Отсюда ясно, что экономическое возрождение России, преимущественно интенсивный экономический рост возможен лишь по мере перераспределения ресурсов из неконкурентоспособных производств в новые, более эффективные.
Цель государственной политики в период реконструкции состоит в том, чтобы стимулировать накопления и долговременные инвестиции, провести активные действия по ускоренному развитию перспективных производств, созданию современной производственной инфраструктуры, осуществить необходимые институциональные преобразования.
На этой фазе должна происходить:
• модернизация производственного аппарата народного хозяйства страны, преодоление топливно-сырьевой направленности в развитии экономики, внедрение ресурсосберегающих технологий;
• перелив ресурсов из первичных (сельское хозяйство, добывающая промышленность) во вторичные (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, связь) секторы экономики;
• диверсификация экспортного потенциала, опережающий рост экспорта наукоемкой продукции.
Между тем, несмотря на весьма высокую динамику, которую приобрела отечественная экономика в “постдефолтный” период, приходиться констатировать, что процессы структурной перестройки в промышленности протекают в замедленном темпе. Доля убыточных предприятий в промышленной сфере устойчиво удерживается на уровне 35-40 процентов. Они демонстрируют низкий уровень и динамику эффективности производства. Их перспективы связаны либо с серьезным реструктурированием, либо вытеснением с рынка более эффективными предприятиями.
Негативное влияние на уровень конкурентоспособности российской промышленности оказывают моральное старение и физический износ основных производственных фондов. В машиностроении 1/4 всего технологического оборудования
старше 20 лет. Износ производственных фондов в промышленности приблизился к 60%, то есть к порогу, за которым начинается физическое выбытие производственного потенциала, возникает угроза полного разрушения производительных сил страны. Основная масса отечественной машинотехнической продукции неконкурентоспособна на мировом рынке. Об этом свидетельствует значительная разница между долей обрабатывающей промышленности в ВВП России (20%) и долей машин и оборудования в экспорте (7%).
По результатам исследований уровня конкурентоспособности национальных промышленных предприятий, проводимых в ГУ - ВШЭ по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, даже у наиболее конкурентоспособных предприятий, к группе которых можно отнести всего лишь 20-25 процентов, физический износ оборудования достиг угрожающей степени. Только у 25 процентов из них парк машин и оборудования можно считать приемлемым, а у 50 процентов оборудование совершенно изношено. Если не будут приняты срочные меры по модернизации производственного аппарата промышленных предприятий, через 3-5 лет доля конкурентоспособных компаний в обрабатывающей промышленности не будет превышать 10-12 процентов.
В настоящее время все большее количество исследователей уделяют внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции, отдельных предприятий, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже научно-методических документов и нормативных актов. Конкурентоспособность предприятия — сложный, интегральный показатель, который формируется под воздействием множества факторов, влияющих на все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта может быть охарактеризована, как способность конкурировать с соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичную продукцию.
Структурные изменения, происходящие в современной мировой и отечественной экономике, обостряют внутренние и внешние проблемы, связанные с конкурентоспособностью российской промышленной продукции. Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из ряда преимуществ которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.
К важным конкурентным преимуществам относятся рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, ее способность быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка и др. Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преиму-
ществ, чем благоприятнее предпосылки для ее успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять в отдельных сегментах этого рынка.
Среди российских предприятий реальной международной конкурентоспособностью обладают занятые в экспорториентированном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружений, выпуске уникального современного технологического оборудования, разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как у ведущих международных корпораций. Вероятность оказаться в группе конкурентоспособных предприятий больше у тех компаний, которые обладают большим масштабом производства, размещены в крупном городе со статусом федеральной или региональной столицы и тех, кто часть своей продукции ориентирует на внешние рынки. Конкурентоспособные промышленные предприятия стремятся больше экспортировать, активно занимаются инновациями. Они обладают своей системой обучения персонала и платят более высокую заработную плату, имеют более высокий уровень квалификации менеджеров и техническую оснащенность труда управленческого персонала, используют совершенные методы управления производством, привлекают более совершенные технологии. Это позволяет им постоянно обновлять продукцию, эффективно контролировать издержки и уделять внимание качеству производимых товаров. Все вышеперечисленное подтверждается исследованиями, проведенными Российским центром реструктуризации промышленности по одному из проектов ТАСИС, где оценивалась конкурентоспособность ряда отраслей промышленности на внутреннем (региональном) и мировом рынке.
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ