Научная статья на тему 'Вопросы структурных преобразований экономических систем'

Вопросы структурных преобразований экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
831
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / TRANSFORMATIONAL CHANGES / BIAESES IN STRUCTURE / ECONOMY STRUCTURE / STRUCTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зяблицкая Наталья Викторовна

Россия великая держава, обладающая мощным экономическим, политическим, производственно-техническим, социальным потенциалом, образующими в совокупности адаптационный потенциал. Для обеспечения успешности адаптации экономики нашей страны к условиям внешнего окружения, то есть качественного эффективного позиционирования государства в мировом пространстве, необходимы внутренние (внутригосударственные) трансформационные преобразования, которые могут реализовываться в рамках структурной перестройки экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic system restructuriny matters

Russia is the World power state having enormous economic, political, industrial, social potential. In total they make adaptation potential. Internal transformational changes are necessary for providing the adaptation of the economy of Russia to external business environment. It can be realized after economy restructuring.

Текст научной работы на тему «Вопросы структурных преобразований экономических систем»

УДК 338.4.62 З-991

Зяблицкая Наталья Викторовна

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой общепрофессиональных и специальных дисциплин по экономике филиала Южно-уральского государственного университета

в г. Нижневартовске тел. (912) 939-42-03

ВОПРОСЫ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Аннотация:

Россия - великая держава, обладающая мощным экономическим, политическим, производственно-техническим, социальным потенциалом, образующими в совокупности адаптационный потенциал. Для обеспечения успешности адаптации экономики нашей страны к условиям внешнего окружения, то есть качественного эффективного позиционирования государства в мировом пространстве, необходимы внутренние (внутригосударственные) трансформационные преобразования, которые могут реализовываться в рамках структурной перестройки экономики.

Ключевые понятия: адаптационный потенциал, трансформационные преобразования, структурные сдвиги, структура экономики, структурная политика.

Россия - великая держава, обладающая мощным экономическим, политическим, производственно-техническим, социальным потенциалом, образующими в совокупности адаптационный потенциал.

Для обеспечения успешности адаптации экономики нашей страны к условиям внешнего окружения, то есть качественного эффективного позиционирования государства в мировом пространстве, необходимы внутренние (внутригосударственные) трансформационные преобразования, которые могут реализовываться в рамках структурной перестройки экономики. Развитие нашей страны в перспективе связано с реализацией Стратегии развития России до 2020 г. России в ближайшие 10 лет предстоит войти в пятерку мировых экономических лидеров, увеличить производительность труда, повысить энергоэффективность, довести долю среднего класса в обществе до 60-70 %, увеличить среднюю продолжительность жизни до 75 лет и решить ряд других важнейших для общества проблем.

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.

Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами.

Народнохозяйственный комплекс имеет особые отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики.

Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития [1].

Исторические аспекты эволюции структурных сдвигов свидетельствуют, что преобразование административно-командной хозяйственной системы в рыночную экономику также сопровождалось сменой приоритетов в формировании структуры народного хозяйства. Прежде всего, такая смена была обусловлена необходимостью преодоления структурных перекосов, унаследованных от прошлого. Система советского народного хозяйства характеризовалась высокой степенью огосударствления всех экономических процессов и монополизации производства, искаженной структурой народно-хозяйственного комплекса с высокой долей добывающих

отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при существенном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

В середине 80-х гг. насущной задачей, стоявшей перед советской экономикой, была перестройка структуры народного хозяйства страны, то есть изменение соотношения между отраслями, производящими средства производства, оборонную продукцию, предметы потребления и сферой услуг; между добывающими и обрабатывающими отраслями; между промышленностью и сельским хозяйством и др. У страны наблюдались большие военные расходы, была раздута тяжелая промышленность, непомерно растянут фронт капитального строительства. Необходим был сброс излишнего бремени, долгосрочный структурный маневр в пользу сельского хозяйства и легкой промышленности, но правительство Горбачева выдвинуло прямо противоположную задачу - ускорить социально-экономическое развитие страны на базе более полного использования достижений научно-технического прогресса и опережающего развития машиностроения. По-прежнему закреплялся курс на опережающее развитие отраслей, производящих средства производства в условиях дефицита товаров народного потребления, продукции сельского хозяйства и сферы услуг. Не была поставлена задача устранения наиболее острых диспропорций в народном хозяйстве. Это усилило несбалансированность экономики.

Более того, в ходе перестройки было объявлено о том, что 1/3-2/3 советской экономики являются неконкурентоспособными, а потому требуют ликвидации.

В 90-е гг. либеральные реформы еще более усугубили несбалансированность экономики страны, что было связано с распадом СССР, радикальными сдвигами в системе ценообразования, резким снижением производства в отраслях ВПК, развитием частного предпринимательства, потерей внутреннего рынка сбыта отечественными производителями и притоком иностранных товаров, недостатком финансовых ресурсов.

В последнее время в России на фоне оттисков мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. наблюдается процесс структурной деградации промышленности, выразившийся в трансформации структуры в сторону первичных, неквалифицированных, менее сложных в технологическом отношении производств, что, безусловно, влечет за собой как усиление зависимости национальной экономики от мирового рынка, так и последующую деградацию научно-технического потенциала страны.

На сегодняшний день ярких позитивных изменений в структуре экономики не происходит, наоборот, наблюдаются негативные тенденции прежде всего в промышленности. От развития промышленности, в первую очередь, зависят состояние производственного и научнотехнического потенциала, эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов.

Негативные тенденции выражаются в росте доли добывающих и падении доли обрабатывающих отраслей. Это противоречит общемировой тенденции опережающего роста обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей топливно-энергетического комплекса и металлургических отраслей во многом ориентировано на внешний рынок вне пределов национальной экономики. Отечественная экономика все сильнее втягивается в худший вариант международного разделения труда в качестве поставщика топливных и сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий.

Кроме того, нельзя забывать о том, что это противоречит основным тенденциям развития мирового хозяйства, связанным со смещением акцента с первичных отраслей экономики в сторону вторичных и третичных, что на сегодняшний день весьма актуализирует вопросы структурных преобразований экономической системы и целесообразности ее модернизации.

По мнению Н.А. Сафронова, всесторонняя структурная перестройка экономики России -отраслевая, региональная, управленческая, технологическая, организационная, социальная -является необходимым условием преодоления кризиса и выхода на траекторию роста.

Решение проблем структурной перестройки облегчается наличием в стране уникальных природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового потенциала.

Эффективной признается такая структура экономики, которая способна обеспечить устойчивый и эффективный экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи научно-технического прогресса и на этой основе обеспечить высокое качество жизни граждан.

Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

Стабилизация национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.

Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

В условиях многоукладного рыночного хозяйства пропорции формируются в результате взаимодействия спроса и предложения. Государство не может произвольно их устанавливать. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструктуры, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, охрану окружающей среды. Безусловно, рыночный механизм сам нуждается в совершенствовании, в корректировке и доводке, в целевой ориентации и функциональной организации со стороны государства, общественных и политических институтов [2].

Свое воздействие на пропорции национальной экономики государство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство рыночных категорий, рычагов и инструментов. Содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, то есть конкретными видами пропорций, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.

Пропорции национального хозяйства группируются следующим образом: общеэкономические (макроэкономические), отраслевые и региональные (мезоэкономические), внутриотраслевые и внутрипроизводственные (микроэкономические), межгосударственные, международные (мегаэкономические). Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Ключевую роль в организации национального хозяйства играют общеэкономические пропорции: спроса и предложения товаров, производства товаров и производства услуг, производства средств производства и предметов потребления, соотношение фондов возмещения, потребления и накопления, пропорции между отраслевыми и региональными комплексами.

В результате широкомасштабных процессов приватизации в нашей стране сформировалась многоукладная экономика, в этих условиях большую значимость имеют соотношения и связи между двумя крупными секторами национального хозяйства: государственным и частным.

Деятельность государства по регулированию структуры национального хозяйства подразделяется на внешнюю и внутреннюю, по основательности решаемых проблем - на стратегическую и тактическую.

Стратегия - долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных задач. Тактика - совокупность приемов и методов, с помощью которых решаются стратегические замыслы и задачи [3].

Высшей целью структурной политики является обеспечение сбалансированности экономики, поддержание такой пропорциональности, при которой достигается наиболее динамичное, устойчивое (равновесное), бескризисное развитие народного хозяйства при органичном его включении в мирохозяйственные связи. Объективными критериями сбалансированности народного хозяйства и эффективности структурной политики является рост среднедушевых показателей валового внутреннего продукта и национального дохода.

Начало XXI в. ознаменовалось тем, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, которые преобладали до сих пор, начинается и набирает темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Их рост вначале компенсирует спад в старых производствах, и тем самым достигается устойчивая стабилизация объема ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем темп роста более эффективного сектора превосходит размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции с приемлемыми издержками, и таким образом начинается рост экономики в целом.

Одновременно должны происходить сдвиги в отраслевой структуре производства, удельный вес одних отраслей увеличится, других снизится, отражая формирование новой структуры, приспособленной к структуре рыночного спроса, реальным потребностям общества и условиям конкурентоспособности. Должны происходить изменения и в территориальном размещении

производства и торговли. Возможно усиление дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, что потребует принятия соответствующих мер.

Ключевой задачей структурных преобразований является проблема выбора стратегии четких ориентиров хозяйственного развития и структурной перестройки экономики России. Решение данной проблемы должно реализовываться на всех уровнях управления экономикой [4].

Опираясь на научные исследования В. Дементьева, Л. Дробышевой, В. Кириченко и правительственные программные документы, можно выделить шесть основных этапов формирования структурных приоритетов развития экономики страны.

Первый этап (1992-1994 гг.) характеризовался отсутствием государственной структурной политики и краткосрочным характером приоритетов развития промышленности, основанными на прямом государственном инвестировании по потребительскому рейтингу отраслей.

Во время второго этапа (1995-1997 гг.) удалось приостановить падение объемов производства, однако нормализации инвестиционных процессов в стране не произошло, наблюдалось «селективное» инвестирование отдельных отраслей с быстрой окупаемостью.

Третий этап (1998-2000 гг.) характеризуется завершением этапа стабилизации экономики и переходом к этапу экономического роста. Кризис 1998 г. задержал структурные преобразования и обусловил приоритеты комплексного структурирования промышленного сектора: поддержку производителей конкурентоспособной на мировом рынке продукции; реализацию дифференцированной отраслевой инвестиционной политики и т.д.

На четвертом этапе (2001-2004 гг.) была сформирована новая модель структурной перестройки экономики, направленная на социальное и технико-экономическое развитие.

Пятый этап (2005-2008 гг.) определяется реализацией целостной модели развития индустриальной системы структурных преобразований до наступления мирового финансовоэкономического кризиса, который внес колоссальные диспропорции не только в структуру национальной экономики, но и всего мирового хозяйства.

Шестой этап (2008 г. - по настоящее время) на фоне необходимости ликвидации последствий мирового кризиса объявлен курс модернизации экономической системы и выход на инновационный путь развития. Кризис сыграл роль определенного индикатора по выявлению слабых звеньев и элементов в экономической системе России с целью выработки дальнейших ориентиров конкурентного пространства народнохозяйственного комплекса страны [5].

Структурная перестройка в контексте обеспечения конкурентных преимуществ призвана обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил. Суть обновления в том, чтобы она была адекватна реальным потребностям общества, базировалась на современных прогрессивных технологиях, могла эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство. По своему содержанию структурная перестройка должна преследовать цели: изменение существующих отраслевых пропорций с акцентом на вторичные и третичные отрасли; коренную техническую модернизацию производства; обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции; рационализацию хозяйственных связей.

Ссылки:

1. Экономика предприятия: учебник / под ред. Н.А. Сафронова. М., 2002.

2. Мысаченко В.И. Сущность и содержание механизма структурной перестройки промышленности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: история, политология, экономика. 2008. № 5.

3. Там же.

4. Концепция социально-экономического развития России до 2020 года // Российская газета. Федеральный выпуск. № 4799.

5. Евтушенко Е.В. Модели и технологии реструктуризации нефтеперерабатывающего предприятия. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.