Научная статья на тему 'Структурная модель управления инновационной деятельностью в системе жилищно-коммунального хозяйства'

Структурная модель управления инновационной деятельностью в системе жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ИННОВАЦИИ / MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / MUTUALLY BENEFICIAL RELATIONS / QUALITY MANAGEMENT / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измалкова Светлана Александровна, Романчин Вячеслав Иванович, Головина Татьяна Александровна

Рассмотрена авторская структурная модель управления инновационной деятельностью в системе жилищно-коммунального хозяйства, ориентированная на построение долгосрочных партнерских отношений со всеми участниками, вовлеченными в процесс предоставления или потребления услуг, реализуемых с использованием инноваций.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the author's structural model of management of innovative activity in system of housing and communal services focused on creation of long-term partnership with all participants involved in process of granting or consumption of the services realized with use of innovations is considered.

Текст научной работы на тему «Структурная модель управления инновационной деятельностью в системе жилищно-коммунального хозяйства»

УДК 001.895:332.834.6

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

С.А. Измалкова, В.И. Романчин, Т.А. Головина

Рассмотрена авторская структурная модель управления инновационной деятельностью в системе жилищно-коммунального хозяйства, ориентированная на построение долгосрочных партнерских отношений со всеми участниками, вовлеченными в процесс предоставления или потребления услуг, реализуемых с использованием инноваций.

Ключевые слова: управление инновационной деятельностью, жилищно-коммунальное хозяйство, взаимовыгодные отношения, менеджмент качества, инновации.

Система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) представляет собой результат взаимодействия потребителя и поставщика услуг, а также деятельность поставщика, которая направлена на максимальное удовлетворение желаний, потребностей и предпочтений потребителя.

В этой связи формирование структурной модели управления инновационной деятельностью в системе ЖКХ на основе учета совокупности требований всех участников процесса осуществления жилищно-коммунальной деятельности является важной задачей. Кроме того, модель, основанная на принципах системы менеджмента качества и инновационного менеджмента, в современных условиях развития отечественной экономики является одним из факторов обеспечения эффективности и конкурентоспособности коммунального предприятия.

Система менеджмента качества предприятий ЖКХ может рассматриваться как комплекс административных, технологических, социальных и юридических процессов, обеспечивающих возможность организации гарантированно предоставлять услуги, отвечающие требованиям потребителя в соответствии с действующим законодательством и государственными нормативными документами, регламентирующими предоставление жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

Система инновационного менеджмента предприятия ЖКХ может рассматриваться как комплекс инновационных разработок, современных технологий, идей, позволяющих оптимизировать процесс управления коммунальным предприятием.

Эффективность работы предприятия ЖКХ как одного из хозяйствующих субъектов в экономической системе зависит от взаимоотношений со всеми участниками, так или иначе вовлеченных в процесс предоставления или потребления ЖКУ, а также службами осуществляющими регулирование в области ЖКХ, среди них можно выделить:

- собственники жилья; наниматели жилья; арендаторы помещений;

- кредиторы;

- представители страховых компаний;

- поставщики коммунальных ресурсов;

- сотрудники обслуживающих организаций;

- санитарно эпидемиологическая служба;

- роспотребнадзор;

- государственная жилищная инспекция;

- муниципальная инспекция;

- отдел департамента экологии ЖКХ.

В рыночных условиях партнера (подрядчика) выбирают в зависимости от ожиданий качества, цены и сроков исполнения обязательств. Обеспечение стабильного уровня качества услуги (поставляемой продукции) обеспечивается внедрением системы управления качеством [7].

Подход к повышению эффективности управления инновационной деятельностью ЖКХ на основе реализации инновационных мероприятий, включает два важных процесса: процесс разработки и внедрения принципов управления инновационной деятельностью ЖКХ и процесс стандартизации и сертификации предоставляемых услуг.

Организация процесса разработки и внедрения принципов управления инновационной деятельностью в системе ЖКХ, требует обращения к двум видам факторов:

- жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые в рамках комплекса ЖКХ, как и любые другие услуги, должны подчиняться принципам системы менеджмента качества услуг;

- инновационное развитие ЖКХ, должно соответствовать принципам инновационного менеджмента.

В данной связи целесообразно определить совокупность принципов управления инновационной деятельностью в системе ЖКХ, основывающихся на системе менеджмента качества и инновационного менеджмента:

1. Принцип государственного стимулирования. Государство обязано поощрять, в том числе и финансово, те строительные компании, которые используют современные строительные энергосберегающие технологии и материалы. Кроме того, государство обязано обеспечить льготную стимулирующую налоговую политику тем предприятиям, которые решили использовать новейшие технологии и внедрять инновации.

2. Принцип обеспечения интересов потребителей. Инновационная политика в области преобразования ЖКУ должна проводиться в интересах потребителей услуг, т.к. они являются их основными плательщиками, но при этом не ущемлять интересы их производителей.

3. Принцип многогранности результата. Внедрение инноваций в процесс производства ЖКУ должно обеспечивать положительный экономический, социальный, технологический, экологический эффект, либо

обеспечивать результат, положительно сказывающийся на безопасности жизнедеятельности потребителей ЖКУ.

4. Принцип замещения. При осуществлении процесса производства энергии с использованием инноваций необходимо как можно чаще использовать альтернативные источники энергии, среди них: энергия ветра, воды, солнечной активности и т.д.

5. Принцип эффективного контроля. Внедрение инноваций в процесс потребления энергии посредством установки индивидуальных приборов учета способствует сокращению потребления.

6. Принцип массовых инноваций. Не стоит рассчитывать на высокую энергетическую эффективность, если внедрять энергосберегающие мероприятия только на одном жилом объекте. Энергетическая эффективность административного субъекта будет пропорциональна количеству энергосберегающих мероприятий, проводимых в пределах административного субъекта.

7. Принцип корректной оценки. Качество услуг ЖКХ напрямую зависит от того, насколько эффективен процесс оценки ожидаемых и полученных результатов от внедрения инноваций в процесс предоставления ЖКУ.

8. Принцип оперативного реагирования. Качество услуг ЖКХ напрямую зависит от того, насколько быстро будут выявлены причины несовпадения фактических результатов проведенной работы с ожидаемыми и будут осуществлены действия по исключению возникших несовпадений.

9. Принцип минимизации потерь. Принцип предполагает минимизировать потери энергии в инженерных сетях, посредством защиты имеющихся сетей от коррозии или первоначальное использование антикоррозийных материалов, узлов и комплектующих.

10. Принцип отдачи в перспективе. Не стоит ожидать едино-моментного получения положительного эффекта, т.к. процесс инновационного совершенствования - процесс, рассчитанный на перспективу.

11. Принцип экологической безопасности. Проведение любых инновационных преобразований и внедрений инноваций должен способствовать если не улучшению, то, по крайней мере, не ухудшению экологического состояния окружающей среды.

Процесс внедрения принципов управления инновационной деятельностью в системе ЖКХ основывается на разработке и описании определенных правил и алгоритмов работы управляющей компании и подотчетных лиц в условиях внедрения инноваций. Данный процесс предполагает то, что операции, выполняемые при предоставлении услуг на основе внедрения инноваций, должны быть поставлены под контроль ответственных лиц, и то, что поручения, решения и приказы, будут доведены до конкретного исполнителя и исполнены на необходимом уровне.

Представленные принципы и факторы инновационного развития необходимо учитывать при разработке инновационного подхода к повышению эффективности управления коммунальным предприятием. Кроме того необходимо учитывать принципы реализации инновационных жилищно-коммунальных услуг, которые позволяют обеспечить надлежащее качество посредством соответствия определенной совокупности установленных требований.

Первая группа требований, коммунальные услуги на основе внедрения инноваций должны строго отвечать системе стандартов качества, нормативам, техническим и санитарным требованиям, условиям заключенного договора, критериям ИСО.

Вторая группа требований, коммунальная услуга на основе внедрения инноваций должна отвечать запросам и ожиданиям потребителя, требованиям продиктованным уставом предприятия, правилам, кодексам, нормам по защите окружающей территории, и благосостояния жилищного фонда. Причем оценивать влияние инноваций на качество работы поставщика услуги должен именно потребитель (собственник жилья или инициативная группа).

Для осуществления полноценной комплексной оценки необходимо разработать методический подход и систему показателей осуществления оценки влияния результатов инноваций на качество услуг в системе ЖКХ.

Данная система должна основываться на следующих группах показателей (таблица 1).

Расчет данных показателей, позволяет определить состояние, в котором находится компания, и оценить качество предоставляемых услуг.

Третья группа требований, коммунальная услуга должна быть построена на основе экономически-обоснованного тарифа, способного удовлетворять все стороны коммунальных отношений и быть для них выгодным.

Таблица 1

Показатели оценки влияния результатов инноваций на качество услуг в системе ЖКХ

Группа показателей Показатель

1 2

Организационно-экономические показатели Уровень прозрачности экономических отношений

Уровень прозрачности тарифной политики

Динамика платежеспособности пользователей коммунальными и жилищными услугами

Степень доверия жильцов к управляющей компании

Уровень рекламаций на оказание услуг

Окончание табл. 1

1 2

Показатели ресурсосбережения Сокращение потребления воды

Сокращение потребления электроэнергии

Сокращение потребления газа

Потери воды в сетях

Потери электроэнергии в сетях

Потери газа в сетях

Технико-эксплуатационные показатели Оценка состояния жилого объекта

Оценка состояния инженерного оборудования

Степень бесперебойной поставки жилищно-коммунальных услуг и их соответствия нормативным значениям

Оценка изменения быстроты обработки заявки, и качества её исполнения

Показатели экологической эффективности Динамика изменения качества воды

Уровень реализации твердых бытовых отходов

Оценка изменения уровня загрязнённости прилегающих территорий

Процесс формирования тарифа включает несколько этапов:

1. Определение перечня работ, на основании которого будет построен тариф. Данный перечень формируется из периодически выполняемых работ по содержанию жилищного фонда, инженерных сетей, прилегающих территорий и по поставке услуг, которые отражены в приложении к договору при выборе управляющей компании. Кроме того, подобный перечень может быть обязательным, и продиктован результатами проведенного органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75[3]. Также по согласованию управляющей компании и товарищества собственников жилья могут осуществляться добавление видов работ к существующему перечню.

2. Расчет тарифа, который должен осуществляться по статьям затрат, на основании:

- ставки оплаты труда рабочего;

- тарифной сетки, которая может быть региональной (утвержденная органами местного самоуправления), либо локальной (утвержденная управляющей компанией);

- цены на используемые материалы, транспортные расходы, которые должны быть документально подтверждены поставщиками, а также цены на потребляемые коммунальные ресурсы, которые определены региональными или отраслевыми сборниками цен.

- налоговые и прочие отчисления, проводимые согласно действующему законодательству.

Нормативные документы, необходимые для расчета тарифа, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Перечень нормативных документов для расчета тарифов

на коммунальные услуги

Код документа Наименование документа

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520, с изменениями и дополнениями от: 15 сентября 2009 г., 27 ноября 2010 г., 8 июня 2011 г., 8 ноября 2012 г., 8 мая, 4 октября 2013 г. Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса [6]

Постановление Правительства РФ от 28 августа 2009 г. № 708 Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги [8]

Приказ Министерства регионального развития РФ от 23 августа 2010 г. № 378 Об утверждении методических указаний по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги [9]

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность [5]

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №306, с изменениями и дополнениями от: 6 мая 2011 г., 28 марта 2012 г., 16 апреля 2013 г. Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг [4]

Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 253 О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг [10]

3. Согласование и утверждение тарифа. После расчета тарифа он должен быть согласован и одобрен уполномоченным регулирующим органом:

- тарифы за содержание и текущий ремонт, они регулируются на общем собрании собственников жилья и управляющей компании, а при необходимости органами местного самоуправления;

- тарифы на коммунальные услуги, они регулируются органами местного самоуправления и муниципальной власти.

В случае возникновения замечаний, предложений по изменению метода или способа расчета, производится корректировка и последующее согласование и утверждение.

Структурная модель управления инновационной деятельностью в системе ЖКХ предполагает наличие контроля над техническими, организационными, экономическими, экологическими и человеческими факторами. Контроль - мероприятия по проведению измерений, экспертизы или оценки одной или нескольких характеристик изделия или услуги и сравнение полученных результатов с установленными требованиями с целью определения их соответствия данным требованиям [1]. Подобный контроль, имеющий цель предотвратить, сократить, устранить отказы и сверхнормативные перебои предоставления коммунальных услуг, должен быть положен в основу системы контроля, которая включает следующие методы:

- контроль с помощью инструментов (измерение состояния инженерных коммуникаций с помощью различных тестеров, приборов; измерение объемов потребления с помощью счетчиков; проверка качества воды с помощью соответствующего инструментария; влажности и температуры в помещениях с помощью термометров);

- аудиторский контроль (проверка и анализ документов, акты приемки монтажный и пусконаладочных работ, журналов технического обслуживания, сертификатов используемых материалов);

- визуальный контроль (осмотр инженерных сетей, здания, прилегающих сооружений, качества проведенных монтажных работ);

- социологический контроль (анкетирование, опрос фокус группы, состоящей из потребителей коммунальных услуг).

Кроме того, существенная часть контроля в ЖКХ невозможна без участия потребителя. Поэтому структура контроля соблюдения прав потребителей в сфере качества предоставляемых услуг может быть представлена в виде трех элементов, гарантирующих независимость и полноту контроля (рисунок 1)[2].

1) контроль региональный, основанный на принципе проведения однократных проверок - плановых либо по обращениям граждан и предприятий;

2) контроль на уровне муниципалитета, основанный на планомерной работе по контролю и профилактике нарушений. Ведется систематически;

3) контроль собственников (общество потребителей, общественная палата города).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура контроля соблюдения прав собственников

Основными достоинствами предлагаемой структурной модели управления инновационной деятельностью в системе ЖКХ является:

- формирование более эффективного управления за счет учета принципов инновационного развития ЖКХ и учета множества факторов, влияющих на данный процесс;

- процесс управления строится согласно требованиям, выдвигаемым системой существующих стандартов к качеству предоставляемых ЖКУ;

- применение системы показателей осуществления комплексного анализа и оценки влияния результатов инноваций на качество услуг в системе ЖКХ, позволяющих осуществлять мониторинг существующей ситуации в области предоставления ЖКУ и незамедлительное реагирование на отрицательные изменения;

- инвестирование инновационных мероприятий, направленных на сокращение затрат при предоставлении и потреблении коммунальных услуг, реализованных по программе модернизации ЖКХ;

- сокращение утечек и потерь ресурсов благодаря реконструкции и модернизации инженерных сетей и оборудования;

- усовершенствование и информатизация системы учета финансовых и прочих затрат, и предоставление данной информации в свободном доступе для всех участником жилищно-коммунальных отношений.

Список литературы

1. Глухов В.В., Балашова Е.С., Производственный менеджмент. Анатомия резервов. СПб.: Издательство «Лань», 2008. 352 с.

2. Жадько П.А. // Принципы построения организационной структуры управления ЖКХ муниципального образования. // Вестник ДГТУ Том №9 спецвыпуск ч.2 2009.

3. Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 №75 (ред. от 26.03.2014) «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

4. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №306, С изменениями и дополнениями от: 6 мая 2011 г., 28 марта 2012 г., 16 апреля 2013 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

5. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

6. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. №520, с изменениями и дополнениями от: 15 сентября 2009 г., 27 ноября 2010 г., 8 июня 2011 г., 8 ноября 2012 г., 8 мая, 4 октября 2013 г. «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

7. Приказ 30 октября 2008 г. № 78 об утверждении серии стандартов «Система менеджмента качества предприятий (организаций), осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ».

8. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2009 г. № 708 «Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги».

9. Приказ Министерства регионального развития РФ от 23 августа 2010 г. № 378 «Об утверждении методических указаний по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги».

10. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. №253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

Измалкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, профессор, izmasvetlana@yandex.ru, Россия, Орел, ФГБОУВПО «Госуниверситет-УНПК»,

Романчин Вячеслав Иванович, д-р экон. наук, профессор, nikitin@msro.ru, Россия, Орел, ООО «Межрегионконсалт»,

Головина Татьяна Александровна, д-р экон. наук, профессор, golovina_t78@mail.ru, Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»

STRUCTURAL MODEL OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN SYSTEM OFHOUSING AND COMMUNAL SERVICES

S.A. Izmalkova, V.I. Romanhin, T.A. Golovina

In article the author's structural model of management of innovative activity in system of housing and communal services focused on creation of long-term partnership with all participants involved in process of granting or consumption of the services realized with use of innovations is considered.

Keywords: management of innovative activity, housing and communal services, mutually beneficial relations, quality management, innovations.

Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, Doctor of Economics, Professor, izmasvet-lana@yandex.ru, Russia, Orel, VPO "State University-UNPK",

Romanchin Vyacheslav Ivanovich, Doctor of Economics, Professor, ni-kitin@msro.ru, Russia, Orel, LLC "Mezhregionkonsalt",

Golovina Tatiana Aleksandrovna, Doctor of Economics, Professor, golov-ina_t78@mail.ru, Russia, Orel, VPO "State University-UNPK"

УДК 005.8-027.31:334.716

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОРТФЕЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

С.А. Измалкова, С.А. Никитин, Т.А. Головина

Показана процедура формирования и отбора портфеля инновационных проектов, представлена классификация инновационных технологий и обоснован их выбор для принятия инновационных решений на промышленном предприятии.

Ключевые слова: инновационный проект, инновационный портфель, инновационные технологии, промышленные предприятия

Действия по формированию инновационной стратегии должны ориентироваться на хорошо сформулированные стратегические цели промышленного предприятия. Менеджмент должен сформировать материальное, техническое и организационное представление реализации этих целей и позднее остановиться на выборе вариантов (альтернатив) достижения этих целей в форме инновационных проектов. Последний этап и является процедурой формирования портфеля инновационных проектов.

Процедуры и принципы отбора инновационных проектов отличаются от способов отбора обычных инвестиционных проектов, поскольку инновационные проекты являются значительно более сложными, требуют высокой квалификации персонала, более глубокой проработки и тщательной оценки рисков. С другой стороны, они основаны на защищенных патентами технологиях, технических решениях, программных продуктах, ди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.