реализации социальных программ и развития городской инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую активность.
Большое значение в антикризисных действиях по повышению доходности городских территорий должна занимать финансовая деятельность, включая:
• получение кредитов под гарантии администрации города, в том числе на развитие инфраструктуры;
• развитие ипотеки;
• организацию муниципальных займов;
• разработку и внедрение финансовых схем аккумуляции бюджетных средств, размещенных в банках.
Приведенные выше предложения могут быть действенными только при общей направленности государственной политики на укрепление местных бюджетов.
Нужна поддержка местных бюджетов, но нужно и предъявить государственные требования к местным бюджетам. Если считать, что местные бюджеты — основа всей финансовой системы страны, то эта система должна быть здоровой. При этом должен неукоснительно соблюдаться принцип выравнивания уровня жизни населения различных территорий с учетом географических, природных и других условий, в целях достижения социальной справедливости.
Учитывая, что кассовое исполнение бюджетов является важнейшим показателем эффективности функционирования всей бюджетной системы, а связанные с ним вопросы столь комплексны и взаимосвязаны друг с другом, то речь должна идти о повышении общего уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и органов местного самоуправления. Для этого надо решить вопрос о закреплении за субъектами Федерации постоянных и достаточных финансовых источников для самостоятельного формирования бюджетов. Дальнейшая работа по реализации принципов бюджетного федерализма в ходе исполнения бюджета позволит решить многие социально-экономические проблемы.
Новиков М. В., Маруда Т. В.
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
По словам П. Самуэльсона, “наше восприятие экономической системы зависит от тех очков, через которые мы ее наблюдаем”. Важное место в изучении макроэкономических систем занимает структурный анализ. Выбор структуры определяется сущностью самого объекта, целями исследования, которые тесно связаны с методологией анализа и моделирования.
Определение финансовой системы как системы форм и методов аккумуляции и распределения фондов денежных средств, осуществляемых во властно-регулятивном порядке (государство, муниципалитет, администрация предприятия), дает право говорить о ее структуре как иерархической и, следовательно, беспрепятственно использовать методологию функционально-стоимостного анализа (ФСА) для ее моделирования и последующей оптимизации.
Предлагаемая структура ФС представлена на рис. 1:
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
Рис. 1. Структурная модель ФС
где: А — подсистема форм и методов аккумуляции финансовых ресур-
сов;
а1 — страховая подсистема по привлечению страховых взносов (за
вычетом выплат страхового возмещения);
а2 — государственный кредит (привлечение средств);
а3 — налоговая система (доходы бюджета);
а4 — система отчислений во внебюджетные фонды;
а5 — социальная парафискальная система;
и — подсистема форм и методов распределения и использования финансовых ресурсов;
и1 — страховая подсистема размещения средств; и2 — система государственных расходов; и3 — государственный кредит (размещение средств); и4 — система внебюджетных фондов.
Говоря об определении муниципальной финансовой системы (МФС здесь и далее по тексту) как экономической категории, необходимо учитывать следующее:
1. Финансовая система на муниципальном уровне является составной частью общенациональной финансовой системы (по территориальному признаку) и, соответственно, связана с прочими ее компонентами.
2. МФС представляет собой в некоторой степени "срез" общенациональной финансовой системы. Различия заключаются в появлении на местном уровне бюджетной системы, основу которой в данном случае составляет местный бюджет.
3. Рассматривая финансы предприятий, необходимо отделить финансы муниципальных унитарных предприятий, поскольку они управляемы муниципалитетом и направлены не только на обеспечение расширенного воспроизводства, но и на общественное потребление.
При этом можно заметить, что МФС обладает следующими свойствами, которые являются основными признаками системности: структурированность; взаимосвязанность основных ее подсистем и элементов; подчиненность организации всей системы определенной цели.
Осуществление декомпозиции многомерной задачи на совокупность связных задач меньшей размерности производится с использованием метода пошаговой детализации: выделение основных подсистем; выделение элементов, которые рассматриваются как единое целое (неделимы).
Целесообразность дальнейшего разбиения каждой из них определяется целенаправленностью системы. Определенная цель МФС как эффективные аккумуляция и распределение финансовых ресурсов устанавливает однородность каждого субъекта по принципу однородности финансовой деятельности и единообразности представления финансовой информации по этой деятельности (операциям). Далее разбиение осуществляется непосредственно по типам финансовых отношений (по видам
финансовых инструментов и операций), которые и рассматриваются как основные элементы МФС.
Можно выделить следующие виды финансовых отношений, включаемых в структуру МФС (в том числе в соответствии с бюджетной классификацией): 1) виды текущих платежей в рамках МФС (экономическая классификация, статья 100 000); 2) виды капитальных платежей в рамках МФС (экономическая классификация, статья 200 000).
Методология ФСА дает возможность производить изменение структуры системы в поисках такой, при которой возможно попадание в целевую область. Целевая область определяется путем построения дерева целей на основе выработанной доктрины финансовой политики.
Олейникова И. Н.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Целью настоящего исследования является определение подходов и методов разработки экономической политики города.
В процессе разработки и реализации экономической политики местные органы власти ограничены в своем управляющем воздействии следующими инструментами:
1) воздействие на экономические интересы различных субъектов экономики (в том числе финансовые и нефинансовые);
2) изменение общих условий производства и жизнедеятельности.
Очевидно, что прямое воздействие на городскую экономику оказывают финансовые инструменты. Объектом непосредственного управления со стороны местных органов власти является финансовая система города.
Финансовая система города (муниципального образования) может быть определена как совокупность экономических субъектов, участвующих в создании общественного продукта и распределении его стоимости в денежной форме с целью создания у каждого субъекта фондов финансовых ресурсов, сбалансированных по доходам и расходам.
Элементами финансовой системы являются: производители товаров и услуг (предприятия и организации); объединенные в домашние хозяйства физические лица; государство (муниципальные органы управления); финансово-кредитные организации.
Финансовые потоки, складывающиеся в экономике города, схематично представлены на рис. 1.
Цель функционирования финансовой системы — формирование фондов финансовых ресурсов, сбалансированных по доходам и расходам, т. е. достаточных для выполнения каждым элементом присущих ему функций и обеспечения на этой основе экономического роста.
В качестве центрального звена финансовой системы города следует рассматривать местные финансы. Следует также подчеркнуть, что формирование фондов финансовых ресурсов города — бюджета и внебюджетных фондов подчинено общим принципам функционирования государственных финансов. Важным аспектом бюджетных отношений является существование межбюджетных перераспределительных денежных отношений, что обусловлено системой бюджетного регулирования.
Реформирование городской экономики предполагает разработку концепции городской экономической политики. Алгоритм разработки данной концепции может быть представлен последовательностью действий, изображенной на схеме 1.