финансовых инструментов и операций), которые и рассматриваются как основные элементы МФС.
Можно выделить следующие виды финансовых отношений, включаемых в структуру МФС (в том числе в соответствии с бюджетной классификацией): 1) виды текущих платежей в рамках МФС (экономическая классификация, статья 100 000); 2) виды капитальных платежей в рамках МФС (экономическая классификация, статья 200 000).
Методология ФСА дает возможность производить изменение структуры системы в поисках такой, при которой возможно попадание в целевую область. Целевая область определяется путем построения дерева целей на основе выработанной доктрины финансовой политики.
Олейникова И. Н.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Целью настоящего исследования является определение подходов и методов разработки экономической политики города.
В процессе разработки и реализации экономической политики местные органы власти ограничены в своем управляющем воздействии следующими инструментами:
1) воздействие на экономические интересы различных субъектов экономики (в том числе финансовые и нефинансовые);
2) изменение общих условий производства и жизнедеятельности.
Очевидно, что прямое воздействие на городскую экономику оказывают финансовые инструменты. Объектом непосредственного управления со стороны местных органов власти является финансовая система города.
Финансовая система города (муниципального образования) может быть определена как совокупность экономических субъектов, участвующих в создании общественного продукта и распределении его стоимости в денежной форме с целью создания у каждого субъекта фондов финансовых ресурсов, сбалансированных по доходам и расходам.
Элементами финансовой системы являются: производители товаров и услуг (предприятия и организации); объединенные в домашние хозяйства физические лица; государство (муниципальные органы управления); финансово-кредитные организации.
Финансовые потоки, складывающиеся в экономике города, схематично представлены на рис. 1.
Цель функционирования финансовой системы — формирование фондов финансовых ресурсов, сбалансированных по доходам и расходам, т. е. достаточных для выполнения каждым элементом присущих ему функций и обеспечения на этой основе экономического роста.
В качестве центрального звена финансовой системы города следует рассматривать местные финансы. Следует также подчеркнуть, что формирование фондов финансовых ресурсов города — бюджета и внебюджетных фондов подчинено общим принципам функционирования государственных финансов. Важным аспектом бюджетных отношений является существование межбюджетных перераспределительных денежных отношений, что обусловлено системой бюджетного регулирования.
Реформирование городской экономики предполагает разработку концепции городской экономической политики. Алгоритм разработки данной концепции может быть представлен последовательностью действий, изображенной на схеме 1.
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
Рис. 1. Схема финансовых потоков экономики города
Схема 1. Алгоритм разработки концепции муниципальной экономической политики
Таким образом, анализ и учет финансовых потоков экономики города позволит:
определить рациональность и эффективность сложившихся финансовых взаимоотношений и сбалансировать их;
определить состав и направленность финансовых инструментов воздействия на экономические интересы субъектов; определить действительную потребность города в средствах бюджетного регулирования, поступающих от региональных финансов.
Очевидно, что система бюджетного регулирования, а также закрепленность государственной собственности за различными уровнями государственного управления определяют существование нисходящих денежных потоков в системе государственных финансов, которые могут быть сведены в две группы:
1) денежный поток, обеспечивающий финансирование и бюджетное кредитование предприятий и учреждений, находящихся в федеральной собственности, а также связанный с финансированием федеральных социально-экономических программ. Источником являются средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;
2) денежный поток, поступающий в региональные бюджеты с целью формирования их доходной базы, который включает регулирующие доходы, дотации и субвенции, трансферты из фонда финансовой поддержки регионов.
Первый денежный поток зависит от следующих факторов:
• масштабы федеральной (региональной) собственности в данном регионе (городе);
• темпы приватизации федеральной (региональной) собственности;
• накопление капитала предприятий федеральной (региональной) собственности;
• потребность предприятий в бюджетных инвестициях.
Факторы, определяющие второй денежный поток:
• доля собственных доходных источников в финансировании текущих и капитальных расходов регионального (муниципального) бюджета;
• бюджетный доход на одного жителя региона;
• территориальный принцип организации федеральных внебюджетных фондов.
Если рассматривать уровень муниципального территориального образования, то возникают денежные потоки следующего порядка:
1) поступления из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;
2) поступления от региональных и федеральных регулирующих доходов;
3) трансферты из регионального бюджета и региональных внебюджетных фондов.
Эти потоки для целей анализа могут быть сведены в групповые поступления от федеральных и региональных финансов.
Экономика города связана с федеральными и региональными финансами также потоками налогов, поступающих от предприятий, расположенных на территории муниципалитета, и физических лиц; трансфертами от федеральных и региональных фондов финансовых ресурсов; инвестициями субъектов экономики города в федеральные и региональные государственные займы. Эти денежные потоки для экономики города являются внешними (входящими и исходящими).
Муниципальный бюджет ограничен в собственных финансовых источниках и манипулировании ими в процессе разработки и реализации муниципальной экономической политики. Достаточно сказать, что доля собственных доходных источников бюджета г. Таганрога на протяжении последних трех лет не превышала 30 %, данная ситуация типична для большинства муниципальных образований в силу сложившейся практики бюджетного регулирования (как было показано выше). Практически неработающим финансовым источником является на сегодня муниципальная собственность: доля доходов от муниципального имущества не превышает 3 % (по данным об исполнении городского бюджета за 1997 г.). Следовательно, необходим учет общего потенциала финансовой системы города в разработке городской экономической политики.