Научная статья на тему 'Структурная экономическая политика в Читинской области'

Структурная экономическая политика в Читинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / REGIONAL STRUCTURAL POLICY / STRUCTURAL REORGANIZATION / CHITAH OBLAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович, Бигзаев Фарит Фатыхович

Произведена оценка структурной экономической политики Читинской области, выявлены составляющие стратегии структурных преобразований реальной экономики и приоритеты региональной структурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural economic policy in Chita region

Structured economic policy in Chitah Oblast is evaluated, strategies for structural reorganization of real economy and priorities in regional structural policy are identified

Текст научной работы на тему «Структурная экономическая политика в Читинской области»

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

В.И. САМАРУХА

проректор по научной работе Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

Ф.Ф. БИГЗАЕВ

директор Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права,

кандидат экономических наук, профессор

СТРУКТУРНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ*

Структуризацию экономики следует понимать как совокупность развернутых во времени преобразований, обращенных к количественным и качественным параметрам производительной и непроизводительной сфер, ориентированных на модернизацию форм и методов их функционирования. Цель структурной политики можно сформулировать как последовательное преодоление несбалансированности системы с тем, чтобы добиться формирования потребительского рынка и прогрессивной структуры потребления, адекватных конкурентному рынку.

Обеспечение устойчивости и стабильности развития региональной экономики, составляющих базу ее финансового благополучия, возможно только при условии реализации активных структурно-институциональных преобразований (приватизация, совершенствование системы управления, развитие предпринимательства, создание рыночной инфраструктуры и пр.). В широком смысле слова институциональные преобразования, по сути, являются составной частью структурных, с позиции отдельно взятого предприятия они плотно взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. В структурных преобразованиях заложен огромный потенциал повышения эффективности региональной экономики.

Читинская область на протяжении многих лет была поставщиком сырьевых материалов и продукции сырьевых отраслей, что сформировало в структуре ее экономики предприятия именно этого профиля. Переход к новым экономическим отношениям вносит серьезные коррективы в сложившуюся структуру. В связи с этим неизбежно появление наряду с традиционными отраслями специализации новых, прежде всего транспортных коммуникаций, инфраструктуры третьего сектора экономики.

Характер и успешность структурных преобразований во многом зависят от формы структурируемой собственности. В определенных случаях содержательный круг институтов государственной собственности вызывает структурные диспропорции. К примеру, двухзвенная система государственной собственности, очевидно, не отвечает условиям Российской Федерации, особенно ее наиболее весомых (территориально и экономически) субъектов. Слишком велик в них разрыв между уровнем государственного управления собственностью субъектов Федерации и реально возможным уровнем местного самоуправления ею, а соответственно, и между собственностью субъектов Федерации и муниципальной собственностью. Устранить эти противоречия представляется возможным посредством констру-

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10: «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

ирования особого института региональной государственной собственности. Если бы такая собственность была региональной, она могла бы стать экономической основой функционирования инфраструктуры крупных территориально-производственных комплексов, которые в экономическом и правовом отношении, превосходя уровень местного самоуправления, помогли бы преодолеть искусственное наращивание объема муниципальной собственности (в частности, путем включения в нее объектов социальной инфраструктуры), ограничить муниципальную собственность естественными для института местного самоуправления рамками.

Принципиальное значение имеет заинтересованное участие государства в структурных преобразованиях региональной экономики Сибири и Дальнего Востока. Такая необходимость объясняется отсутствием в структуре экономики регионов элементов самонастройки, низким уровнем свободного предпринимательства, инертностью государственного сектора.

В условиях отсутствия определенной государственной региональной политики структурная политика субъекта Федерации может реализовываться в двух формах: либо как набор научно обоснованных гипотез о реакциях на изменения внутрирегиональной структуры хозяйства, либо как составная часть концепции регионального развития. Вторая форма имеет смысл, если только представляет собой элемент каждого из сценариев возможного развития области и притом в каждом из сценариев определены (предложены гипотезы) взаимоотношения (степень открытости и обусловленности развития внешними обстоятельствами) области с другими регионами (например, внешним рынком).

В таком случае сценарии осуществления структурной политики в значительной степени будут обусловлены наиболее осязаемыми тенденциями развития самого региона. Содержательный элемент такой структурной политики возникает только в случае, когда предполагаются какие-либо гипотезы об изменениях в структуре надсистем и целях их функционирования. Попытки сформулировать структурную политику в регионе автономно, вне системы разделения труда, будут означать рассмотрение региона как

квазигосударства с более высокой степенью самодостаточности, нежели в случае формулирования политики для государственной подсистемы.

Наибольшее значение в контексте структурных преобразований имеют:

- формирование надежной продовольственной базы в сельскохозяйственных районах региона;

- расширение потенциала отраслей специализации региона за счет повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала и привлечения зарубежных инвестиций;

- организация машиностроительных производств, ориентированных на выпуск оборудования для горнодобывающей, лесной, пищевой промышленности.

Структурные преобразования экономики уже за пределами 2008 г. должны исходить из необходимости преодоления сырьевой направленности региона, диверсификации экономики и значительного расширения собственных возможностей финансирования, интенсивного развития социально значимых услуг. В связи с этим актуальной задачей станет организация новых обрабатывающих производств на основе глубокой переработки минерального сырья и рационального использования возобновляемых природных ресурсов (цветная металлургия полного цикла, тонкая химия, деревообрабатывающая, легкая, медико-биологическая промышленность) и дальнейшее наращивание экспортного потенциала региона преимущественно за счет обрабатывающих производств.

В процессе осуществления региональной структурной политики должны учитываться:

- противоречивость задачи либерализации внешнеэкономической деятельности и повышения степени открытости региона, логически вытекающей из политики проведения реформ, определенной экономическими и стратегическими интересами России;

- временной и масштабный аспекты сырьевой специализации региона с учетом современного состояния экономики и долгосрочных целей региональной политики.

Первый вопрос может быть решен посредством максимально возможной в данной ситуации взаимоувязки интересов федеральной и региональной сторон. В отношении

В.И. САМАРУХА, Ф.Ф. БИГЗАЕВ

сырьевой специализации региона следует исходить из того, что путь экстенсивного вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов почти исчерпал себя и дальнейшая моноспециализация на базе их эксплуатации ведет к еще большей экономической зависимости.

Преодоление сырьевой направленности экономики Читинской области в перспективе видится в создании на ее территории производственного потенциала комплексного характера с экспортной направленностью на базе ускоренного развития перерабатывающих отраслей. Для этого потребуется создание высокотехнологичных производств и современных средств коммуникации. Однако существующие ресурсы делают невозможными значительные структурные преобразования в среднесрочной перспективе. Дефицит местных и федеральных финансовых ресурсов является тому непреодолимым препятствием, а возможность привлечения средств российских и иностранных предпринимателей ограничена слаборазвитостью инфраструктуры и отсутствием приемлемых условий их привлечения.

В этих условиях выбор наиболее рационального пути быстрой структурной перестройки экономики и ускоренного развития перерабатывающих отраслей нематериального производства не представляется возможным. В ближайшие годы предстоит ориентироваться в основном на имеющиеся природ-но-ресурсные и экономико-географические предпосылки развития. Государственная поддержка развития природоэксплуатирующих отраслей будет залогом получения эффекта от них как для региона, так и для страны в целом. Поэтому целесообразно проводить соответствующую структурную политику в области диверсификации экономики региона с тем, чтобы в итоге образовать промышлен-но-технологический комплекс по переработке сырьевых ресурсов в товарную продукцию с максимально возможно высокой степенью обработки и добавленной стоимостью.

Следовательно, до 2010 г. отраслевая структура экономики области не претерпит серьезных изменений. Регион сохранит свою ресурсную специализацию и высокую долю добывающих отраслей. Признавая необходимость преодоления сырьевой направлен-

ности и структурной перестройки экономики региона, вместе с тем важно отметить и то, что сырьевой сектор может стать базой для стабилизации и поддержания устойчивости экономического роста. При условии повышения эффективности использования природно-ресурсный потенциал может стать действительно фундаментальным фактором развития Читинской области и подготовить почву для значительных структурных преобразований в более отдаленной перспективе. В частности, в последующем сырьевой сектор вполне способен стать опорой для формирования высокорентабельных производств, обладающих высокой нормой прибыли и коротким периодом окупаемости, — легкой и пищевой промышленности, сервисных отраслей, туризма, торговли.

Непременной составляющей стратегии структурных преобразований региональной экономики является создание соответствующей инфраструктуры, прежде всего:

- развитие принципиально новых энерго-и ресурсосберегающих технологий;

- обеспечение опережающего роста производства наукоемкой продукции;

- избирательная поддержка исследований, развитие изобретательства и приобретение лицензий;

- развитие инвестиционного машиностроения;

- технологическое перевооружение промышленного комплекса;

- производство конкурентоспособных товаров и услуг, экспортная ориентация региона и стимулирование импортозамещения;

- развитие малого бизнеса в области производства комплектующих изделий и в сфере услуг;

- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции путем развития системы сертификации ее качества;

- восстановление и развитие отраслей, обеспечивающих социально значимые потребности населения и удовлетворяющих платежеспособный спрос;

- развитие информационных систем.

Особое место должно занять малое предпринимательство, развивающееся на основе добычи и переработки природных ресурсов мелких месторождений, не представляющих интереса для крупных промышленных раз-

работок. За счет них можно в значительной мере удовлетворить спрос региона в строительных материалах.

В связи с тем что фондоемкость продукции, стоимость и сроки создания дополнительных рабочих мест в легкой и пищевой промышленности на порядок ниже, чем в сырьевых отраслях, целесообразно и возможно массовое развитие именно здесь современных малых и средних предприятий, способных гибко реагировать на запросы рынка и внутренний спрос.

В рамках политики поддержки внутреннего производства приоритет безусловно должен быть отдан жилищному строительству и обрабатывающим отраслям промышленности, обслуживающим потребительский комплекс, а именно пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, а также машиностроительным производствам, связанным с выпуском товаров длительного пользования, поскольку долгосрочная социально-рыночная ориентация экономики невозможна без формирования современных стандартов потребления и жилищной обеспеченности, а материальной основой поддержания высокого уровня предпринимательской и трудовой мотивации является наличие в производственно-технологической структуре обширного диверсифицированного и мобильного сектора по производству потребительских товаров и услуг.

Касательно активизации инвестиционной деятельности и обеспечения через нее экономического роста заметим, что это возможно только на основе трансформации потребительского спроса в спрос инвестиционный. В конечном счете направления структурно-инвестиционной политики определяются потребностями населения.

Для формирования аргументированной структурной политики региона нужно получить недвусмысленные ответы на следующие вопросы:

- какие отрасли производства и направления деятельности следует целенаправленно поддерживать и развивать для придания устойчивости и динамизма региональной экономике;

- какие институциональные и правовые условия должны быть созданы для ее целенаправленной поддержки;

- какие меры и механизмы государственной поддержки необходимы для обеспечения желательного развития региона.

Среди приоритетов региональной структурной политики следует выделить изменение структуры рынка — поддержание возможностей Читинской области в целом и ее отдельных территорий, осуществление эффективного и стабильного экономического обмена с другими регионами для формирования фондов потребления и накопления.

Обязательным элементом структурной политики, без которого она не может быть системной и законченной, является определение и расчетное обоснование инструментов ее реализации. В качестве основных инструментов реализации структурной перестройки в регионе рекомендуются:

- разработка программ инвестирования, нацеленных на создание механизмов адресной мобилизации средств инвесторов с целью реализации приоритетов структурных изменений;

- разработка целевых региональных программ комплексного характера, направленных на решение региональных социально-экономических задач (прежде всего создание рабочих мест);

- обновление основных фондов в отраслях народного хозяйства;

- приобретение машиностроительными предприятиями патентов и лицензий на производство современных видов оборудования и технологических линий, приобретение различных ноу-хау;

- создание механизмов ускоренного выбытия устаревших и неэффективных фондов в промышленности с целью концентрации отвечающих платежеспособному спросу объемов производства на наиболее эффективной части основных фондов.

В прошлом в Читинской области практически не формировались условия для создания единой экономической системы, основанной на внутрирегиональном разделении труда, следствием чего стала многопродуктовая специализация территорий. В результате экономическое поведение территорий, не имевшее объективных оснований, мешало появлению единого регионального рынка. Структурные преобразования позволят вести целенаправленную политику по формированию такого рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.