Научная статья на тему 'Структуризация понятия «Народные промыслы»'

Структуризация понятия «Народные промыслы» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
808
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / СТРУКТУРИЗАЦИЯ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ТУРИЗМ / СУВЕНИРЫ / NATIONAL CRAFTS / STRUCTURIZATION / DEMAND / THE OFFER / TOURISM / SOUVENIRS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубровский П. С.

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы структурирования спроса и предложения в народных промыслах. Анализ строится на теоретических рассуждениях и эмпирических наблюдениях автора. Даны рекомендации по совершенствованию процесса анализа в определении понятия «народные промыслы». Полученные в результате анализа результаты позволяют сделать вывод о расширении возможностей народных промыслов в рамках мелкотоварного производства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT STRUCTURIZATION «NATIONAL CRAFTS»

In offered article questions of structurization of a supply and demand in national crafts are considered. The analysis is under construction on theoretical reasonings and empirical supervision of the author. Recommendations about perfection of process of the analysis in concept definition «national crafts» are made. The results received as a result of the analysis allow to draw a conclusion on expansion of possibilities of national crafts within the limits of small-scale manufacture of region.

Текст научной работы на тему «Структуризация понятия «Народные промыслы»»

отечественной практике используется исчисление среднедушевого дохода и сравнение его с прожиточным минимумом (ПМ), хотя категория бедности связана с потреблением. За границу бедности в денежном выражении принята региональная (Владимирской области) стоимость минимального потребительского набора. К среднедоходным слоям населения отнесены семьи, среднедушевой доход которых не

выше трех прожиточных минимумов, а остальные -к высокодоходным.

3 Мировой опыт свидетельствует: если расходы на питание в совокупных доходах семьи составляют от 40% до 50% - это малая степень обеспеченности, 50% - 52% - это состояние на грани выживания, уровень более 59% - абсолютное обнищание, которое приводит к деградации рабочей силы.

Zhuckovskaj I. Г

INCOME OF THE POPULATION AND THE PROBLEM OF POVERTY IN A SMALL TOWN

The dynamics of the population income and its structure, the reasons of poverty in a small town of the central Russia are being considered in the article; as well as strategies of the poverty reduction among householding via harmonic combination of the income increase of the working population, decrease of the unemployment and social support programmer development for the poor is being analysed.

Keywords: poverty, a standard of living, level of incomes of the population, structure of incomes of the population.

УДК 334713 Дубровский П. С.

СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы структурирования спроса и предложения в народных промыслах. Анализ строится на теоретических рассуждениях и эмпирических наблюдениях автора. Даны рекомендации по совершенствованию процесса анализа в определении понятия «народные промыслы». Полученные в результате анализа результаты позволяют сделать вывод о расширении возможностей народных промыслов в рамках мелкотоварного производства региона.

Ключевые слова: народные промыслы, структуризация, спрос, предложение, туризм, сувениры.

Сегодня достаточно сложно говорить о народных промыслах, как о массовом производстве товаров и услуг, поскольку сама по себе структура индивидуальной трудовой деятельности значительно изменилась. Если в конце XIX начале XX веков в России большая часть товаров и услуг для массового потребления, особенно сельских регионов, производилось в индивидуальной, кустарной или артельной форме организации труда, куда входило производство одежды, обуви, всевозможной хозяйственной утвари, конской упряжи, культовой атрибутики - например икон и т. д. То сегодня доля народных промыслов в валовом региональном продукте редко превышает 0,5%, да и то с большой натяжкой, относя к народным, например, рыбные промыслы.

Сегодня народные промыслы это незначительная часть рыночной составляющей товаров народного потребления. Поэтому говорить о промыслах, можно в основном как о редких примерах занятости в регионе. Однако существуют серьезные подвижки для расширения сегментов рынка занятости в народных промыслах. Это, в частности, растущая в последнее время ярмарочная торговля в местах традиционного проведения ярмарок, активно работающих до революции. Сюда относится например Тихвинская ярмарка в селе Холуй, Крестовоздвиженская ярмарка в селе Палех, сезонные ярмарки в селе Мыт, возрождение офенских традиций в г. Савино и т. д. А это, в свою очередь восстанавливает исторически традиционный спрос на изделия народных (народно-художественных) промыслов, тем самым

124

© Дубровский П. С., 2010

давая возможность говорить об увеличении экономической составляющей, связанной с ростом валового регионального продукта в сегменте существующих и возрождающихся сегодня промыслов Ивановской области.

Исходя из вышеизложенного, представляется очень важным вопрос о структуризации понятий спроса и предложения в народных промыслах, в свете политэкономических и институциональных аспектов.

Сформулировав и раскрыв составляющие вышеприведенных понятий, автор планирует уточнить общие тенденции в развитии и расширении возможностей народных промыслов сегодня. Это представляется важным и с научной точки зрения, поскольку разработка теоретических вопросов определения, структуризации и наконец создания общей концепции в определении понятия «народные промыслы» является сегодня необходимой, для определения возможностей и места промыслов в сегодняшнем информационно-технократическом мире.

-Первым, на наш взгляд наиболее значимым фактором увеличения спроса на продукцию народных промыслов, можно считать рост доходов населения, что в свою очередь вызывает подвижки в распределении расходной части этих денег. Естественно с ростом доходов растет и уровень жизни, а значит люди все больше денег тратят на повышение качества жизни. Куда входит не только повышение качества потреб-

ляемых продуктов питания, но и создание индивидуального, этнокультурного окружения, где роль изделий народных промыслов будет постоянно возрастать. Например: в 2000-м году, плетение изделий из лозы, в селе Воскресенское Са-винского района Ивановской области, начиналось с плетения корзин, декоративных блюд и абажуров. Но, уже в 2003 году, они перешли на изготовление плетеной мебели, а в 2006 - работая на дачах в Подмосковье, они оплетали лозой целые кабинеты и комнаты, создавая неповторимый национальный колорит. Эта работа еще и хорошо оплачивается. В частности, по свидетельству хозяина ЧП, три девушки, занимавшиеся этой работой, уехали на новых машинах.

- Вторым, значительным фактором расширения спроса на изделия народных промыслов, является рост индивидуального жилищного строительства. Люди стремятся украсить свое жилье, причем это не только сувениры, но и резная мебель из ценных пород дерева, сделанная на заказ, изготовление декоративных и натуральных каминов с элементами ручной ковки и многое другое. Причем элементы интерьера часто решаются комплексно. Например ЧП Е. Морозова из Шуи делает индивидуальную отделку помещений из натурального резного дуба, куда могут входить резные дубовые лестницы, резная мебель и даже резные иконы. Кстати именно это ЧП выполняло заказ патриарха по изготовлению резного панно с текстом молитвы

Рис. 1. Факторы, определяющие структуру спроса в народных промыслах

и резного креста в Антарктиду, в память 200-летия открытия континента русскими мореплаво-телями, а деревянную церковь по этому же заказу рубили в Свердловской области.

- Третьим, одним из определяющих факторов спроса на изделия народных промыслов можно считать туризм. В последние годы активно увеличивается подвижность населения, что расширяет зону общения людей. А желание оставить что ни будь на память о местах посещения, стимулирует рост доли народных промыслах в сувенирной промышленности. Причем именно изделия сделанные руками, а не машиной сохраняют частичку живого тепла села, региона или целого государства. В этом отношении Центральный и Верхневолжский регионы не являются исключением.

- Четвертым фактором, существенно влияющим на спрос, могут являться этнокультурные традиции, свойственные для каждого региона. К подобным традициям могут быть отнесены традиции дарения на свадьбу, при встрече друзей, дарения на отмечаемые даты, как личного, так и общественного характера, традиции дарения при проведении религиозных обрядов и т. д.

- Отдельной статьей спроса могут быть изделия народных промыслов при проведении религиозных обрядов, более того, здесь уместно сказать и о религиозных сувенирах. Начиная от календарей с церковной атрибутикой, до культовых ювелирных украшений. Отдельно, в этом ряду, могут стоять рукописные иконы и домашние иконостасы.

- В последнее время, стало популярным украшение офисов и банков, причем на это выделяются значительные деньги и часто используются элементы национальных традиций, в сочетании с современным дизайном. Хорошо вписываются в эту модель настенные росписи (фрески) в Палехском стиле, лаковые панно с изображением самых различных сюжетов, мозаичные картины из полудрагоценных и поделочных камней, расписанный вручную фарфор, цветники внутри офисов, оплетенные лозой и многое другое. Все вышеперечисленное можно отнести к штучным образцам народных промыслов, которые сегментируются как «изделия-символы», а это один из самых дорогих рынков по определению маркетологов.

- Национально-патриотическое движение тоже может стать фактором расширения спроса в народных промыслах, поскольку национальные

идеи и национальные традиции могут дополнять друг друга. Сюда могут входить сегменты рынка начиная от национальной одежды, это атрибутика национально-исторических молодежных организаций и даже строительство частных домов с соблюдением национальных традиций.

-Наиболее широким по своему содержанию может стать частный заказ, являясь самым массовым и многоуровневым по своим направлениям. Здесь могут сконцентрироваться практически все виды народных промыслов, не вошедшие в артельную форму производства товаров. Более того, некоторые товары могут выпускаться в форме мелкотоварного производства, а могут и в форме частного заказа. Например: икона на заказ, вышивка на заказ, кузнечное изделие на заказ, даже корзина может быть тоже на заказ. Этот сегмент рынка не отличается своими объемами, в рамках мелкотоварного производства, но чрезвычайно широк по полноте охвата видов деятельности.

- И наконец немаловажную роль в создании и воспроизводстве рынка народных промыслов может играть политика государства и местных властей, что влияет на структуризацию спроса. Это могут быть особенности местного законодательства, особенности в налоговой политике, политические приоритеты, связанные с национальными традициями и многое другое. Т. е. вопросы структурирования и выделение приоритетов в сегментации рынка народных промыслов во многом могут зависеть от решений государственной власти.

Факторы, определяющие структуру спроса на изделия народных промыслов, могут быть представлены в форме определения, наиболее полно выражающего характеристики спроса на такую разнообразную продукцию, как изделия народных промыслов.

Определение: Спрос на изделия народных промыслов определяется изменением политики государства и местных властей по увеличению доходов населения, что осуществляет сдвиги в расходах, приводящие в первую очередь к расширению жилищного строительства, украшению частного жилья и мест работы, повышению роли национальных составляющих и углублению этнокультурных традиций и религиозных факторов, что в свою очередь стимулирует частный заказ, еще больше расширяя спрос на продукцию, произведенную в народных промыслах.

И хотя доля продукции народных промыслов сегодня занимает совсем незначительную часть в валовом региональном продукте, зато широта охвата представленных направлений может говорить о востребованности и перспективах расширения рынка народных промыслов как в региональном аспекте, так и в общем по стране.

Вторым, немаловажным вопросом в определении рынка народных промыслов могут являться факторы предложения, для расширенного рассмотрения которых, удобнее представить эти факторы в форме диаграммы(см. рис. 2).

-Маркетинговая форма - спрос рождает предложение, является наиболее общей формулой определения стимулов в предпринимательской деятельности. Формирование расширяющегося спроса на изделия народных промыслов продиктовано ростом материальных доходов населения, ростом национального самосознания, ростом туризма в самых разнообразных формах начиная от традиционных загородных пикников и рыбалки, до экстремальных видов спорта, таких как дайвинг, подводная спелеология и масса других увлечений. Важными факторами расширения спроса на изделия народных промыслов могут являться индивидуальное строительство, спрос на изделия религиозного характера и просто расширение частного заказа для бытовых целей. Большинство этих направлений связано с ростом интереса к национальным традициям.

- Одним из факторов роста предложения в народных промыслах является рост занятости за пределами основного места жительства. Подобная ситуация была очень характерна для дореволюционной России ХУШ, начала XX веков, когда крестьянин уходил в «отход». М. И. Туган-Ба-рановский пишет, что «В России, в силу ее холодного климата, ... наличность свободного зимнего времени и поддерживает в крестьянском хозяйстве разнообразную домашнюю промышленность. Крестьянин может находить для себя удобным обрабатывать в зимнее время продукты своего хозяйства даже и в том случае, если его работа вознаграждается самым ничтожным образом»1. Отходничество носило как сезонный характер, когда крестьяне, после окончания страды, уходили на заработки в зимний период иногда целыми деревнями. Так и постоянный характер, когда основным делом крестьянина становился промысел, а не земельный надел. Например в Костромской губернии целые села занимались отходничеством по шерстобитенью, валянию валенок, рытью колодцев, рубке срубов и т. д. Во Владимирской губернии офени-иконщики продавали иконы в разнос по всей территории Российской Империи, а занимались этим в основном крестьяне Вязников-ского уезда Владимирской губернии. Палехские фресковые живописцы уходили иногда на несколько лет на роспись храмов. Т. е. по всей территории России крестьяне ходили в отход, в соответствии с сырьевыми, экономико-географическими,

Рис. 2. Факторы, определяющие структуру предложения в народных промыслах

религиозными и этнокультурными особенностями региона.

- Следующим важным фактором предложения может стать работа по месту жительства: (иконопись, вышивка, ювелирное дело, скорняжный промысел и др.). Этот раздел может носить наиболее массовый характер, поскольку практически в каждом крестьянском дворе, в середине

- конце XIX века, в зимний период крестьяне чем ни будь занимались как в рамках домашнего производства чисто для собственных нужд, так и на внешнего заказчика.

- Одним из факторов разнообразия в народных промыслах может стать производство различных видов однотипного товара. Например изделия лаковой миниатюры выпускаемые в селах Палех, Холуй и Мстера носят с точки зрения технологий производства однотипный характер, но потребляются в значительной степени разными сегментами рынка народных промыслов. То же самое можно было сказать и о иконописных промыслах этого региона дореволюционного периода. Палех работал на богатых купцов и дворянство. Холуй - на массовую крестьянскую аудиторию, а Мстера в основном работала на старообрядцев.

- Важным фактором закрепления предложения в промыслах может стать централизованный завоз сырья, например государственная поставка золота и серебра на ювелирное предприятие села Красное на Волге, государственная поставка сусального золота в мастерские Палеха и Холуя и т. д. Централизованный завоз сырья может увеличить экономическую прозрачность промысла и повысить фактор стабильности производства. Правда, надо сказать, что далеко не для всех народных промыслов это необходимо.

- Разнообразие исходных материалов так же может быть фактором, влияющим на предложение (береста, липа для иконописи и ложкарей,

лоза, папье-маше, лен для вышивки, золото, серебро, мельхиор и бронза для ювелирного производства и др.).

- И наконец, индивидуальное предложение, связанное с заказом может чрезвычайно расширить ассортиментный выбор самых разнообразных изделий народных промыслов, вплоть до штучного, сделанного индивидуально для потребителя, товара.

В результате проведенного исследования по анализу предложения можно сделать вывод, что факторы влияющие на предложение товара в народных промыслах могут быть выражены в форме определения.

Определение: Факторы, влияющие на предложение товара в народных промыслах характеризуются разнообразностью спроса, возможностью и необходимостью работы как по месту жительства так и на стороне, при этом разнообразие исходных материалов и индивидуальное предложение связанное с заказом, а так же централизованный завоз сырья позволяют выпускать различные виды однотипного товара.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что перспективы востребованности изделий народных промыслов существуют, что в первую очередь связано с ростом доходов населения. Но повышение доходов влечет за собой целый ряд факторов повышения спроса на изделия народных промыслов - это индивидуальное строительство, украшение банков и фирм, расширение возможностей туризма и многое другое. Чрезвычайно широк охват народными промыслами, направления этнокультурного возрождения нации, что показано в анализе спроса и предложения в народных промыслах региона.

Примечание

1 Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. М.: РОССПЭН, 1998. С. 169.

Dubrovsky P. S.

CONCEPT STRUCTURIZATION «NATIONAL CRAFTS»

In offered article questions of structurization of a supply and demand in national crafts are considered. The analysis is under construction on theoretical reasonings and empirical supervision of the author. Recommendations about perfection of process of the analysis in concept definition «national crafts» are made. The results received as a result of the analysis allow to draw a conclusion on expansion of possibilities of national crafts within the limits of small-scale manufacture of region.

Keywords: national crafts, structurization, demand, the offer, tourism, souvenirs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.