Научная статья на тему 'Издержки обращения Карла Маркса и трансакционные издержки Рональда Коуза: общее основание и расхождения'

Издержки обращения Карла Маркса и трансакционные издержки Рональда Коуза: общее основание и расхождения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1034
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Издержки обращения Карла Маркса и трансакционные издержки Рональда Коуза: общее основание и расхождения»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА

УДК 330 Сафонова О. В.

С 152

ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ КАРЛА МАРКСА И ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ РОНАЛЬДА КОУЗА: ОБЩЕЕ ОСНОВАНИЕ И РАСХОЖДЕНИЯ

Представленный к публикации материал отражает авторскую позицию по вопросу теории трансакционных издержек и практики ее применения.

Ключевые слова: Трансакционные издержки, издержки обращения, методология марксизма.

Общественное воспроизводство включает в себя четыре стадии - непосредственный процесс создания товаров и услуг (производство), распределение, обмен и потребление, или «производство - обращение - потребление». Таким образом, можно выделить три сферы в общественном воспроизводстве: сферу производства, сферу обращения, сферу потребления.

Марксова экономическая доктрина исходит из первичности и определяющей роли производства в воспроизводственном процессе, а именно: реализуется то, что создано. Идеологи рыночной экономики полагают, что рынок есть главный регулятор экономических процессов и центр экономических отношений1

Обращение, как и любой другой экономический процесс, требует для своего осуществления отдельных затрат ресурсов. Расходы в сфере обращения, связанные с движением товаров от производителей к потребителям, называют издержками обращения. Наряду с издержками производства издержки обращения входят в совокупные затраты на производство и реализацию товаров, представляют часть их себестоимости и стоимости, оказывают влияние на величину прибыли.

В политэкономическом смысле рынок - это совокупность отношений в сфере товарно-денежного обращения, основанная на купле-продаже, форма связи между субъектами общественного производства, регулирующая пропорции данного производства. Это сфера обращения, соединяющая производство и потребление. Рынок сводит вместе продавцов и покупателей2.

В организационном смысле рынок - это арена актов купли-продажи (центров оптовой торговли, магазинов розничной торговли, аукци-

онов, бирж, ярмарок, базаров), иными словами, совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов вместе с их специфическими средствами производства, используемыми в этой сфере3.

Мы согласны с тем, что в анализе можно исходить из того, что трансакционные издержки - это издержки функционирования рынка. Рыночный механизм функционирует с помощью рыночной инфраструктуры. Поэтому трансакци-онные издержки, по-нашему мнению, можно трактовать и как издержки функционирования рыночной инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура не только включает в себя рыночные сделки в их расширенном трактовании, но и обеспечивает также и физическое продвижение товара сопутствующими операциями. С учетом суждений, представленных выше, мы можем выделить в рамках исповедуемого нами политико-экономического подхода следующие понятия, имеющие отношения к поставленному нами вопросу: 1) издержки обращения как издержки производства, продолжающегося в сфере обращения; 2) издержки обращения как издержки рыночных сделок, но без учета издержек физического продвижения товара и непосредственно связанных с ним операций; 3) издержки функционирования рыночной инфраструктуры, в которых соединены оба этих типа издержек обращения. Позиции 2) и 3) могут рассматриваться как аналог трансакционных издержек соответственно в узком и широком смысле слова.

Категория трансакционных издержек ведет свое происхождение от двух работ Р. Коуза -«Природа фирмы» (1937 г.) и «Проблема социальных издержек» (1960 г.). Сам Р. Коуз перво-

84

© Сафонова О. В., 2009

начально относил к ним только издержки, возникающие при использовании ценового рыночного механизма. Позднее в их состав стали включать и издержки, связанные с использованием административных механизмов контроля. При таком расширенном толковании понятие трансакций приложимо как к отношениям, складывающимся между организациями, так и к отношениям, складывающимся внутри них.

Рассмотрим трансакционные издержки с точки зрения политэкономического подхода, с учетом идей К. Маркса.

Проблеме теории издержек К. Маркс посвятил ряд глав 2 тома «Капитала» («чистые издержки обращения и дополнительные издержки»), а также исследовал издержки производства в начале 3 -его тома «Капитала» (эту категорию он трактовал как превращенную форму потребленного постоянного и переменного капиталов).

К. Маркс, рассматривая метаморфозы капитала Т-Д и Д-Т, отмечал, что процесс капиталистического обращения требует определенных затрат (то есть «платность рыночного механизма»). Эти затраты, связанные с обслуживанием сферы обращения, представляют собой издержки обращения.

Главная заслуга К. Маркса в вопросе издержек обращения состоит в разграничении чистых и дополнительных издержек обращения. Еще до К. Маркса ученые писали об издержках обращения, но не разграничивали их.

В образовании стоимости, по К. Марксу, участвуют не все издержки обращения, а лишь те, которые представляют собой продолжение процесса производства (затраты на транспортировку товаров, их хранение, расфасовку, упаковку). Издержки обращения, связанные с торговлей, в смысле смены формы стоимости, К. Маркс определяет как непроизводительные, погашаемые за счет прибавочной стоимости. Другими словами, издержки обращения, вытекающие лишь из превращения формы товара, не прибавляют к нему никакой стоимости. Это просто издержки по реализации стоимости, или издержки, необходимые для того, чтобы перевести ее из одной формы в другую4, 5.

Если К. Маркс связывал издержки обращения с преобразованием (обращением) стоимостей из одной формы в другую, когда товар из производства попадает в потребление, то теоретики трансакционной экономики связывают трансак-

ционные издержки с самим процессом взаимодействия экономических контрагентов на рынке или вне его, а также с последствиями произведенной трансакции для ее участников и общества в целом. В то же время, издержки обращения у К. Маркса и трансакционные издержки, различаясь, по сути, имеют общую область - они проявляются в сфере обращения (на рынке).

Необходимо отметить и то, что издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

Проведем сравнительный анализ издержек обращения К. Маркса и трансакционных издержек Р. Коуза.

1 К. Маркс: сфера об- Р. Коуз: сфера обра-

ращения в контексте щения рассматрива-

воспроизводства ется как рынок

Без обращения нет кругооборота производственного капитала как формы капиталистического воспроизводства. К. Маркс рассматривал процесс обращения как особую фазу воспроизводства.

Р. Коуз в своих исследованиях отвлекается от производства: для него первичен рынок. У Р. Коуза рынок - это деловая среда. Р. Коуз рассматривает рынок как механизм, где есть необходимость учитывать издержки по обслуживанию сделок. Таким образом, у Р. Коуза сфера обращения рассматривается как рынок.

2 К. Маркс: анализ на Р. Коуз: анализ на

стоимостном уровне уровне цены. Ис-

(содержательный пользуется понятие

субстанциональный издержек на ценовом

анализ) уровне

Р. Коуз к трансакционным издержкам относил только издержки, возникающие при использовании ценового рыночного механизма.

По К. Марксу, экономическим законом товарного производства является закон стоимости, а основным экономическим законом капитализма выступает закон прибавочной стоимости6. В системе капиталистического товарного хозяйства стоимость, в конечном счете, служит основой ценообразования и стержнем всех других экономических процессов независимо от изменений в механизме функционирования экономики.

3 К. Маркс использует Р. Коуз использует

понятие издержек понятие трансакци-

обращения онных издержек

Традиционная экономическая теория обходилась без этого понятия. Введение в научный оборот этого обобщающего понятия трансакци-онных издержек - одна из важнейших заслуг Р. Коуза.

К. Маркс использует понятие издержки обращения. Издержки обращения К. Маркс делит на два вида: дополнительные и чистые издержки обращения.

Промышленный капитал обусловливает капиталистический характер производства. По К. Марксу, он проходит в своем движении три стадии. Капитал, который одновременно существует в трех функциональных формах и последовательно проходит в своем кругообороте три стадии, К. Маркс назвал промышленным капиталом. На каждой стадии капитал принимает определенную функциональную форму. На первой стадии он выступает как денежный, на второй - как производительный и на третьей - как товарный. Соответственно этим трем стадиям капитал поочередно выступает в денежной, производительной и товарной форме. Он не только последовательно принимает и сбрасывает эти различные формы, но и в каждый данный момент находится одновременно во всех трех формах7.

По К. Марксу, в условиях капитализма господствующей формой капитала является промышленный капитал, а не торговый капитал, так как он представляет собой единственную форму капитала, функцией которого является не только присвоение прибавочной стоимости, но и ее создание8.

В капиталистическом обществе наряду с промышленным капиталом существует и торговый капитал как его обособившаяся функциональная форма. Торговый капитал в отличие от про-

мышленного капитала постоянно пребывает в сфере обращения и участвует в распределении прибавочной стоимости и не участвует в процессе производства. По мнению К. Маркса, торговый капитал не создает ни стоимости, ни прибавочной стоимости, а только опосредует их реализации. Движение торгового капитала происходит по формуле Д - Т - Д'. В то время как промышленный капитал выступает в трех формах - в виде денежного, производительного и товарного капитала, торговый капитал принимает только две формы - денежного и товарного капитала. Торговый капитал выступает как обособившаяся часть промышленного капитала. В период промышленного капитализма, будучи особым родом капитала, торговый капитал не играет самостоятельной роли. Роль торгового капитала при капитализме сводится к обслуживанию процесса обращения промышленного капитала9.

Р. Коуз в своих работах не уделяет должного внимания производству товара. Основное внимание он уделяет рассмотрению и объяснению существования такой противоположной рынку иерархической структуры, как фирма. В качестве критерия выступают трансакционные издержки.

6 К. Маркс: издержки Р. Коуз: игнорирует

обращения противо- издержки производ-

поставляются издерж- ства

кам производства

Р. Коуз не рассматривает производство товара и издержки производства. К. Маркс издержки обращения противопоставляет издержкам производства.

7 К. Маркс: первично Р. Коуз: первичен

производство рынок

При капитализме определяющим и исходным является собственно производство, завершающим - потребление, а связь между ними опосредуется распределением и обменом. В процессе распределения формируются доходы капиталистов, наемных рабочих, других социальных слоев и групп, а в сфере обмена, выступающего при капитализме в виде рынка, происходит реализация общественного продукта.

В кругообороте производственного капитала - П.. .Т' - Д' - Т.. .П 10 - на первый план выдвигается производство, им кругооборот начинается, им же он заканчивается. Обращение - обе

4 К. Маркс: издержки обращения, связанны с функционированием торгового капитала Р. Коуз: трансакци-онные издержки как издержки рыночных сделок

5 К. Маркс: торговый капитал как функциональная форма промышленного капитала Р. Коуз: отвлекается от производства, от формы капитала

его фазы - выступают как соединительное звено между этими крайними пунктами, между П. в начале кругооборота и П. к концу его.

Производство и обращение - не самостоятельные и не независимые сферы, а единое взаимосвязанное целое, в котором решающая роль принадлежит производству.

Р. Коуз в своих работах не рассматривает понятие производство товара. Для него первичен рынок. У Р. Коуза рынок - это деловая среда. В эпоху Р. Коуза требования рынка все более отчетливо проявляются в начале фазы производства. Рынок у Р. Коуза становится таким механизмом, который, в конечном счете, определяет проектирование выпуска продукции заданного качества, масштабы производства, выбор каналов обращения и масштабы обслуживания потребителей товаров. Р. Коуз рассматривает рынок как механизм, где есть необходимость учитывать издержки по обслуживанию сделок. Сфера обращения рассматривается как самостоятельный процесс.

8 К. Маркс: формули- Р. Коуз: определяет

рует состав издер- состав трансакцион-

жек обращения ных издержек

У К. Маркса издержки обращения подразделяются на чистые и дополнительные.

Деление издержек обращения на чистые и дополнительные было произведено К. Марксом применительно к капиталистическому способу производства. Оно имеет чисто теоретическое значение и в этом плане применимо ко всем экономическим системам с товарным хозяйством.

Необходимо уточнить, что понимал К. Маркс под дополнительными и чистыми издержками обращения.

В общей величине издержек обращения, связанных с затратами по доведению товара до конечных потребителей, принято, по Марксу, в первую очередь выделять дополнительные издержки - затраты на операции, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (хранение, транспортировка, обработка, расфасовка, сортировка товаров), и чистые издержки - затраты на операции по продаже товара, связанные со сменой собственников товара (реклама, содержание ряда работников торговли (кроме продавцов), уплата процентов за кредит и другое).

Дополнительные издержки обращения, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения, носят стоимостооб-разующий характер. В духе концепции К. Маркса дополнительные издержки то, что создает стоимость п.

Чистые издержки обращения - это расходы, обусловленные исключительно процессом «купли - продажи». Эти издержки обращения Карл Маркс в свою очередь делит на: 1) расходы, непосредственно связанные с куплей-продажей товаров; 2) расходы по ведению книг (ведение бухгалтерского учета); 3) расходы на производство денег (деньги) 12.

Таким образом, имеет место два момента: первый - есть физическое товаропродвижение, затраты на продвижение товара не относятся к трансакционным издержкам; второй - есть акты купли-продажи, затраты на их осуществление и есть трансакционные издержки. Их необходимо отделять друг от друга.

К. Маркс связывал чистые издержки обращения с преобразованием (обращением) стоимостей из одной формы в другую. Преобразование стоимости от одной формы в другую - это рыночные сделки 13.

Необходимо отметить, что К. Маркс при этом не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств.

Р. Коуз в своей работе "Природа фирмы'' выделил четыре категории трансакционных издержек: 1) затраты на сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг); 2) затраты на проведение переговоров и принятие решений; 3) затраты по контролю за соблюдением условий договора ("надзорные'' затраты); 4) затраты по юридическому обеспечению контракта (например, судебные расходы в случае его нарушения) 14.

Можно ли Марксовы издержки обращения трактовать как некую предтечу трансакционных издержек? Дополнительные издержки обращения связаны с физическим продвижением товаров на рынок, их сбытом, предполагаемой их транспортировкой, хранением, первичной подработкой, что, это по существу, часть издержек производства, осуществляемой за пределом фабрик или заводов. Чистые издержки обращения, по Марксу, обусловлены существованием товарно-денежных отношений, рыночной сделкой.

В этой части есть основание «Марксовы чистые издержки обращения» объявить предтечей трансакционных издержек Р. Коуза. Однако в эпоху Маркса издержки рыночных сделок не составляли значительной доли в совокупных издержках, сама коммерческая деятельность не отличалась подлинным размахом.

Необходимо отметить, что в отношении физического продвижения товара можно говорить об издержках общественно необходимых затрат труда.

Дополнительные издержки можно регулировать и контролировать в достаточной степени свободно и добиваться разумной экономии. Трансакционные издержки регулировать достаточно трудно, наблюдается тенденция к возрастанию, их сложно экономить и иногда просчитать. Они многообразны, многослойны. Факторов, влияющих на них, множество.

9 К. Маркс: дополни- Р. Коуз: трансакцион-

тельные издержки - ные издержки призна-

производительные. ются в качестве внут-

Чистые издержки - ренне присущих ры-

непроизводительные ночной экономике

(вычет из прибавоч- ("платность ценового

ной стоимости) механизма"): то, что

оплачено, носит произ-

водительный характер.

По К. Марксу, затраты на рекламу товаров, оплату труда продавцов, на содержание торговых помещений и ведение кассовых операций относятся к категории непроизводительных затрат. Труд людей, занятых на этих операциях, несмотря на его общественную полезность, также является непроизводительным трудом. Им не создается новая стоимость. Такие расходы компенсируются за счет части прибавочной стоимости, которая передается торговцу промышленником за оказываемую услугу 15.

Что касается расходов на транспортировку товаров, хранение нормальных их запасов на складах, подработку, подсортировку, упаковку, маркировку, то они связаны с продолжением процесса производства, но уже в сфере обращения. Это производительные затраты, и труд данной категории работников тоже является производительным. Хотя труд по осуществлению этих операций не создает новых потребительных стоимостей, он является трудом производительным, так как он как бы завершает создание потребительной стоимости, обеспечивая сохранение или повышение готовно-

сти к потреблению поступивших в сферу обращения товаров. Поэтому труд, связанный с указанными производственными процессами, протекающими в сфере обращения, увеличивает стоимость реализуемых товаров 16.

В настоящее время доля чистых издержек обращения в общей их сумме возрастает, что диктуется требованиями рынка к повышению культуры обслуживания покупателей и конкурентоспособности предприятий 17.

Р. Коуз и другие институционалисты, как и неоклассики, любые издержки признают производительными по самому определению, если они оплачены покупателем (рыночные сделки), но это не исключает темы экономии трансакцион-ных издержек.

10 К. Маркс: природа издержек обращения - функционирование капитала, т.е. издержки, связанные с функционированием рынка, рыночного механизма Р. Коуз: издержки функционирования рыночного механизма. Рыночные сделки

11 К. Маркс: эпоха капитализма свободной конкуренции Р. Коуз: эпоха современного капитализма

Конкуренция - свойство товарного производства, способ его развития.

Типичным для эпохи свободной конкуренции (эпоха К. Маркса) было существование значительного числа независимых производителей в каждой отрасли и соответственно независимых продавцов и покупателей на рынке. Ни один производитель или покупатель не мог оказать влияния на величину общего спроса и предложения. Не было никаких других ограничений, кроме владения товаром или деньгами, для входа на рынок. Каждый покупатель или продавец рассматривал цены как данные, от него не зависимые. Стремясь к реализации своего частного интереса, продавец искал максимума прибыли, а покупатель - удовлетворения своих потребностей по минимальным расценкам.

К. Маркс различает внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию («Капитал», Т. 3).

Типичным для эпохи современного капитализма (эпоха Р. Коуза) является существование незначительного числа производителей в каждой отрасли в силу развития олигополии.

Производители (монополисты, олигополисты) или покупатели (олигопсонисты) могут оказать влияния на величину общего спроса и предложения. Продавцы и покупатели имели дело уже с неоднородными товарами, отличающимися друг от друга по качеству (дифференциация продукта). Для входа на рынок, кроме владения товаром или деньгами, существуют другие ограничения. Поскольку покупатели имеют дело с неоднородными товарами и конкуренция преимущественно неценовая, то кроме конкуренции за ограниченные ресурсы существует конкуренция за потребителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В эпоху К. Маркса сфера обращения, конкуренция, взаимодействие продавцов и покупателей и прочее, - это одно структурное качество, а эпоха Р. Коуза - это, по-прежнему, капитализм, но уже «немарксов»; одна из особенностей -колоссальное нарастание издержек обращения и их новая роль в экономике.

12 К. Маркс: издерж- Р. Коуз: издержки

ки обращения обращения велики

сравнительно не

велики

В эпоху К. Маркса издержки рыночных сделок не составляли значительной доли в совокупных издержках, сама коммерческая деятельность еще находилась на пути к своему расцвету. Исходные положения концепции К. Маркса состоят в том, что основой существования и развития общества являются материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производительных сил. Сфера обращения играла подчиненную роль, на первом месте находилось производство.

В современных условиях издержки обращения велики. Произведенный товар надо перевозить, в процессе транспортировки погружать и разгружать, хранить на оптовых или перевалочных базах, доводить до розничной сети, подрабатывать, подсортировывать, рекламировать, упаковывать, наконец, продавать. Это расходы в сфере обращения товаров, то есть издержки обращения. Обычно издержки обращения, исчисляемые в денежном выражении, по величине меньше издержек производства, но все же составляют весомую часть общих расходов на создание и продажу подавляющего большинства конечных продуктов, товаров. Вполне возмож-

ны и реальные ситуации, в которых издержки обращения соизмеримы с издержками производства или даже превосходят их18.

13 Издержки обраще- Трансакционные из-

ния имеют сравни- держки имеют слож-

тельно несложную ную структуру (эпоха

структуру (эпоха Р. Коуза)

К. Маркса)

У К. Маркса издержки обращения имели сравнительно несложную структуру.

В современных условиях издержки обращения имеют сложную структуру.

На основе приведенного анализа можно сделать вывод, что природа трансакционных издержек - это издержки обращения. Но в условиях послемарксовой высоко обобществленной экономики, когда сфера обращения перестала быть простым посредником между производством и потреблением, по сути, имеет место интеграции производства и обращения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сопоставление содержания чистых издержек обращения и трансакционных издержек говорит о большом совпадении между ними. В этом случае также предусматривается внешнее сходство в подходах марксистской и институциональной школ. Но есть и весьма существенные различия, например, с точки зрения их операционализации. Если для Маркса выделение издержек обращения служило объяснению механизма их возмещения, а дополнительные издержки определялись как сто-имостообразующие, то трансакционные издержки позволяли уточнить механизм рыночного ценообразования и на этой основе дать новое толкование природы фирмы, соотношение фирмы и рынка и прочее.

По К. Марксу, идет процесс преобразования или превращение стоимости из одной формы в другую и затраты этой трансформации -это чистые издержки обращения. Но то, что по К. Марксу есть преобразование, по Р. Коузу есть чистые рыночные сделки. То есть одно и то же выражено разными словами. Следовательно, общим основанием во взглядах К. Маркса и Р. Коуза является то, что и чистые издержки обращения и трансакционные издержки можно трактовать как затраты по использованию товарно-денежных отношений в условиях рыночной экономики.

Примечания

1 Действительно, если раньше рынок для предпринимателя стоял где-то в конце производственного процесса, то в послевоенной экономике требования рынка все более отчетливо проявлялись в начале фазы производства. Инженер, проектировщик, технолог должны уже заранее знать, в каких пределах они могут маневрировать ресурсами и быть свободными от ограничений рынка. Рынок становится тем авторитетом, который, в конечном счете, определяет проектирование выпуска продукции заданного качества, масштабы производства, выбор каналов обращения и масштабы обслуживания потребителей товаров. В настоящее время во многих корпорациях происходит развернутая перестройка всей рабочей схемы управления под углом зрения детально отработанной рыночной стратегии: реакцию покупателей пытаются заранее предугадать и учесть перед началом производства. Цит. по.: Загладина С. М. США: обращение товаров и услуг в экономике / С. М. Загладина; [АН СССР, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений]. М.: «Наука», 1975. 271 с. С. 103, 110.

2 См.: Экономика (Экономическая теория): учебное пособие для вузов / под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева. 4-е изд. Иваново ; Москва ; Тверь : Ивановский государственный университет ; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики ; Тверской филиал, 2002. 480 с. С. 153.

3 См.: Там же. С. 153.

4 Маркс Карл. Капитал. Критика политической экономии / пер. И. И. Скворцова-Степанова. Т. 2. Кн.2. Процесс обращения капитала / под ред. Ф. Энгельса. М., Политиздат, 1978. 648с. С. 168.

5 См.: Там же. С. 147-151.

6 Цит. по: Политическая экономия : учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др. М.: Политиздат, 1990. 735 с. С. 173.

7 См.: Маркс Карл. Капитал. Критика политической экономии / пер. И. И. Скворцова-Степанова. Т. 2. Кн.2. Процесс обращения капитала / под ред. Ф. Энгельса. М., Политиздат, 1978. IV. 648с. С. 31.

8 См.: Там же. С. 65.

9 Маркс Карл. Маркс Карл. Капитал. Критика политической экономии / пер. И. И. Скворцова-Сте-панова. Т. 3. Часть 1, 2. Кн. 3. Процесс Капиталистического производства взятого в целом. Проверенный и исправленный. М., Политиздат, 1955. 932 с. С. 278, 290-291.

10 Форма П.. .Ту - Ду - Т.П изображает производство в его непрерывном возобновлении, представляет его как воспроизводство.

11 См.: Маркс Карл. Капитал. Критика политической экономии / пер. И. И. Скворцова-Степанова. Т. 2. Кн.2. Процесс обращения капитала / под ред. Ф. Энгельса. М., Политиздат, 1978. IV. 648с. С. 155.

12 Там же. С. 147-155.

13 Там же. С. 147.

14 Природа фирмы / пер. с англ. / под ред. О. И. Уильямсона и С. Дж. Уинтера. М.: Дело, 2001. 360 с. С. 344.

15 См.: Курс политической экономии. В 2-х т. Т. I. / под ред. Н. А. Цаголова. Учеб. пособие для экон. вузов и фак. изд. 3-е, переработ. и доп. М., «Экономика», 1973. 831 с. С. 332-333.

16 См.: Там же. С. 333.

17 См.: Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005. 560с. С. 28-31, 178-182.

18 См.: Загладина С. М. Капиталистическая торговля сегодня. М.: Мысль, 1981. 236с. С. 95.; Загладина С. М. США: обращение товаров и услуг в экономике / С. М. Загладина; [АН СССР, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений]. М.: «Наука», 1975. 271 с. С. 95.

Safonova O. V.

COSTS OF THE REFERENCE КАРЛА МАРКСА AND ТРАНСАКЦИОННЫЕ COSTS РОНАЛЬДА КОУЗА: THE GENERAL BASIS AND DIVERGENCES

The material, submitted to the publication, reflects an author's position on the theory transactional costs and practice of her application.

Key words: transactional costs, costs of the reference, methodology of marxism

УДК 330

Д 689 Дубровский П. С.

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Автором предположена структуризация понятия народные промыслы. Ключевые слова: народные промыслы, структуризация, экономический.

Сегодня достаточно сложно говорить о народных промыслах, как о массовом производстве товаров и услуг, поскольку сама по себе структура индивидуальной трудовой деятельности значительно изменилась. Если в конце XIX начале XX веков в России большая часть товаров и услуг для массового потребления, особенно сельских регионов, производилось в индивидуальной, кустарной или артельной форме организации труда, куда входило производство одежды, обуви, всевозможной хозяйственной утвари, конской упряжи, культовой атрибутики - например 3икон и т. д. То сегодня доля народных промыслов в валовом региональном продукте редко превышает 0,5%, да и то с большой натяжкой, относя к народным, например, рыбные промыслы. Тогда как по материалам для оценки земель Владимирской губернии (промыслы крестьянского населения), только в Вязниковском уезде, куда входили центры иконописи Палех, Холуй и Мстера, Мстерская вышивка и чеканка, Пестяковский вязальный промысел и многое др., доля промыслов в валовом региональном продукте сельских регионов, составляла иногда более 50% [1, С.35].

Если говорить о сегодняшнем положении народных промыслов, например в Ивановской области, то в региональном статистическом управлении подвергаются официальному учету лишь 15 предприятий. Причем в самой классификации и определении статистики промыслов в официальных государственных структурах, единой трактовки понятия «народные промыслы» - не существует, а список этих предприятий ежегодно дополняется и изменяется, что видно по материалам годовых отчетов. В частности, проводя статистический анализ и учет промыслов Ивановского региона, к народным промыслы относят те предприятия, которые, во-первых, выпускают продукцию, традиционно относящуюся к народным промыслам, каковой является вышивка, художественная строча, лаковая миниатюра, ювелирный промысел и др. Во-вторых, учитываются те предприятия, которые сами по-

желали дать о себе данные, поскольку проблема сокрытия доходов и уход от налогов являются болезнью переходного периода экономики. И, в-третьих, исходя из двух предыдущих факторов, учитываются только достаточно крупные предприятия, имеющие свое юридическое лицо. В результате статистическому охвату, по народным промыслам Ивановской области, подвержены лишь небольшое количество относительно крупных предприятий, к которым относятся: лаковые промыслы Палеха и Холуя, Пестяковская строчка, Пучежская художественная вышивка и др. Подобная ситуация прослеживается и в соседних регионах, к которым относится Владимирская, Костромская и Нижегородская области. Более точные данные по Ивановской области приводятся в табл. 1.

В частности, в качестве иллюстрации динамики производства и сбыта изделий народных промыслов Ивановской области за 2002 - 2005 г.г., представлены данные по промыслам лаковой миниатюры Палеха и Холуя. Уже из графиков видно, что полученная зависимость не носит характера возрастающей кривой по модели экстраполяции трендов, поэтому говорить о росте тенденций по производству изделий лаковой миниатюры не следует. Очевидно полученные графики носит случайный характер, зависящий в основном от организаторских, сырьевых, сбытовых и прочих факторов. Однако с полной определенностью можно сказать, что одна только Холуйская артель ООО «Холуйские художественно-производственные мастерские» производит продукции сравнимо, или даже больше, чем три основные Палехские артели, представившие свои отчеты. И хотя данные приводятся до 2006 года, сегодня тенденции мало изменились. А это наводит на определенные размышления.

В своих статьях и монографиях автор неоднократно пытался показать, что централизованная структура производства и сбыта продукции, даже в народных промыслах, гораздо выгоднее, чем отдельные производства в форме ЧП или индивидуальной трудовой деятельности. По мнению автора это связано как с производственными, так и со сбытовыми

© Дубровский П. С., 2009

Экономика образования ♦ № 2, часть 2, 2009

91

Таблица 1.

Производство народных художественных промыслов крупными и малыми предприятиями Ивановской области за январь-декабрь 2002, 2003, 2004, 2005 г.г.

Предприятия Отгружено за период с начала года (тыс. руб.) Отгружено за период прошлого года (тыс. руб.) Отгружено за период с начала года (тыс. руб.) Отгружено за период прошлого года (тыс. руб.) Отгружено за период с начала года (тыс. руб.) Отгружено за период прошлого года (тыс. руб.) Отгружено за период с начала года (тыс. руб.) Отгружено за период прошлого года (тыс. руб.)

Январь- декбрь 2002 год Январь- декбрь 2003 год Январь 2004 декбрь год Январь- декбрь 2005 год

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. ЗАО «Ивановская строчевы-шивальная фабрика — 1103 - — — — — —

2. ООО «Шуйская строчевышиваль-ная фабрика» 1932 2108 1550 1932 2892 2126 3474 2371

3. ООО «Художники Палеха» 2209 248 1749 2209 1529 1747 1287 1425

4. ООО «Товарищество Палех» 441 281 437 441 710 437 897 672

5. ООО «Объединение художников Палеха» 3153 2365 3442 3153 2665 3442 2394 3453

6. ООО «Холуйские художественно-производственные мастерские» 5132 4106 6430 3490 5322 6430 6075 5032

7. ЗАО Приволжский ювелирный завод «Красная пресня» 35828 63522 — 37470 176053 — — —

8. ЗАОППХП «Истоки» г. Пучеж 3124 3089 3210 3124 2646 3210 2615 3192

9. ООО «Ришелье» г. Пучеж 1625 2274 2293 1625 2963 2364 3840 3015

10. ОООСФ «Нарис» г. .Пучеж # 399 563 — — - — — -

11. ООО «Пестяковская строчевыши-вальная фабрика» 2079 2369 2250 2079 2308 2250 1831 2006

12. ОАО «Велас» п. Верхний Ландех 842 1251 332 614 — — — —

13. ООО «Вышивка» 346 314 857 794

14. ООО «Ивколор-плюс» 2389 2259 2904 2389 3404 2904 3699 3032

15 ООО «Художественный фонд» 428 440 197 427 29 197 55 195

Таблица печатается по [2, С.14]; # - данные за январь-июнь 2002г.

Рис. 1. График, иллюстрирующий количество продукции лаковой миниатюры, отгруженной за период 2002-2005 гг. основных производителей сел Палех и Холуй.

факторами. Во-первых - централизованное производство сырья, особенно в таком многоэтапном процессе, как производство лаковой миниатюры, дает стабильное качество не только сырья, но и в конечном итоге, всего изделия. Поскольку именно из-за некачественного сырья часто погибает творческая, штучная работа мастера. Во-вторых - в проверенной и отработанной модели производства лаковой миниатюры советского периода, огромную роль в сохранении и повышении качества изделий играл общий, централизованный Художественный Совет, который отбирал, не взирая на лица, лучшие изделия, отправляя слабые изделия на доработку, или даже снимая их с плана. В Советское время, именно при общем Художественном Совете и централизованном производстве продукции, Палех достиг наивысшей точки своего расцвета , но это, и в Советское время, устраивало далеко не всех., что в конечном итоге привело к расколу в мастерских.

Руководствуясь вышеизложенным материалом, автор в графической форме решил показать выгодность централизованной организации промысла на примере сегодняшних данных. И хотя прямой корреляции не существует, налицо результаты работы лакового промысла в современном Холуе и Палехе.

В Холуе, где при населении 1040 человек, более 600 человек работают в промысле, как в непосредственном - художники, так и в сопутствующем - заготовка и производство сырья и проч. В среднем, материальное положение рядовой семьи художников Холуя сегодня выше, чем в средней семье художников Палеха. Ключ к ответу - централизация промысла и универсальность подхода к производству и сбыту продукции. Как строится эта структура, автор неоднократно показывал в своих статьях и монографиях. А это, скорее всего говорит, о необходимости пересмотра структуры организации промысла в современном Палехе.

Сегодня, истинный охват занятости в народных и художественных промыслах области далеко не учтен, и даже неизвестен. И если официально в отделе статистики Ивановского областного управления учитывается всего 15 крупных предприятий, на самом же деле таких предприятий в форме ЧП, или даже без оформления юридической формы, существует несколько сотен, если рассматривать их не только в экономико-географическом, но и в правовом аспекте. Сюда можно отнести Пестяковские валенки ручной выделки, обширнейший ассортимент изделий из лозы, выпускаемых в селе Воскресенское, Ивановской об-

ласти, производство керамических изделий (статуэтки), резьба по дереву (курительные трубки) и многие другие. А ситуация с воссозданием и развитием народных промыслов как мест занятости, рабочих мест, далеко не однозначна. С одной стороны, это является реальной, возможной нишей занятости в центральном, в частности Ивановском регионе, поскольку именно в Ивановской области, где во многом, регио-нообразующими были текстильные предприятия работающие сегодня не на полную мощность, количество занятых рабочих мест не соответствует количеству трудоспособного населения. А с другой стороны - это возможность воссоздания и расширения старых и создания новых видов народных промыслов.

Делая небольшую историческую ссылку, можно сказать, что в тот период, когда определенными видами промыслов занимались целые деревни, или даже целые уезды, региональные доходы от промыслов были значительно больше. Например, до революции, практически более трех веков, с конца XVI до начала XX века Вязниковский уезд Владимирской губернии со всеми его малыми и большими деревнями, селами и городами принадлежал к широкомасштабному иконописному промыслу. Например, к середине XIX века, три основных иконописных села Палех, Холуй и Мсте-ра производили и продавали на сезонных ярмарках Холуя, Иваново-вознесенска, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы более 5,5 миллионов икон с суммарным оборотом более 400 тыс. руб. [3, с.51].

Сегодня народные промыслы это незначительная часть рыночной составляющей товаров народного потребления. Поэтому говорить о промыслах, мож-

но в основном как о редких примерах занятости в регионе. Однако существуют серьезные подвижки для расширения сегментов рынка занятости в народных промыслах. Это, в частности, растущая в последнее время ярмарочная торговля в местах традиционного проведения ярмарок, активно работающих до революции. Сюда относится например Тихвинская ярмарка в селе Холуй, Крестовоздвиженская ярмарка в селе Палех, сезонные ярмарки в селе Мыт, возрождение офенских традиций в г. Савино и т. д. А это, в свою очередь восстанавливает исторически традиционный спрос на изделия народных (народно-художественных) промыслов, тем самым давая возможность говорить об увеличении экономической составляющей, связанной с ростом валового регионального продукта в сегменте существующих и возрождающихся сегодня промыслов Ивановской области.

Исходя из вышеизложенного, представляется очень важным вопрос о структуризации понятий спроса и предложения в народных промыслах, в свете политэкономических и институциональных аспектов.

Сформулировав и раскрыв составляющие вышеприведенных понятий, автор планирует уточнить общие тенденции в развитии и расширении возможностей народных промыслов сегодня. Это представляется важным и с научной точки зрения, поскольку разработка теоретических вопросов определения, структуризации и наконец создания общей концепции в определении понятия «народные промыслы» является сегодня необходимой, для определения возможностей и места промыслов в сегодняшнем информационно-технократическом мире.

Рис.2. Факторы, определяющие структуру спроса в народных промыслах.

- Первым, на наш взгляд наиболее значимым фактором увеличения спроса на продукцию народных промыслов, можно считать рост доходов населения, что в свою очередь вызывает подвижки в распределении расходной части этих денег. Естественно с ростом доходов растет и уровень жизни, а значит люди все больше денег тратят на повышение качества жизни. Куда входит не только повышение качества потребляемых продуктов питания, но и создание индивидуального, этнокультурного окружения, где роль изделий народных промыслов будет постоянно возрастать. Например: в 2000-м году, плетение изделий из лозы, в селе Воскресенское Савинс-кого района Ивановской области, начиналось с плетения корзин, декоративных блюд и абажуров. Но, уже в 2003 году, они перешли на изготовление плетеной мебели, а в 2006 - работая на дачах в Подмосковье, они оплетали лозой целые кабинеты и комнаты, создавая неповторимый национальный колорит. Эта работа еще и хорошо оплачивается. В частности, по свидетельству хозяина ЧП, три девушки, занимавшиеся этой работой, уехали на новых машинах.

- Вторым, значительным фактором расширения спроса на изделия народных промыслов, является рост индивидуального жилищного строительства. Люди стремятся украсить свое жилье, причем это не только сувениры, но и резная мебель из ценных пород дерева, сделанная на заказ, изготовление декоративных и натуральных каминов с элементами ручной ковки и многое другое. Причем элементы интерьера часто решаются комплексно. Например ЧП Е. Морозова из Шуи делает индивидуальную отделку помещений из натурального резного дуба, куда могут входить резные дубовые лестницы, резная мебель и даже резные иконы. Кстати именно это ЧП выполняло заказ патриарха по изготовлению резного панно с текстом молитвы и резного креста в Антарктиду, в память 200-летия открытия континента русскими мореплаво-телями, а деревянную церковь по этому же заказу рубили в Свердловской области.

- Третьим, одним из определяющих факторов спроса на изделия народных промыслов можно считать туризм. В последние годы активно увеличивается подвижность населения, что расширяет зону общения людей. А желание оставить что ни будь на память о местах посещения, стимулирует рост доли народных промыс-

лах в сувенирной промышленности. Причем именно изделия сделанные руками, а не машиной сохраняют частичку живого тепла села, региона или целого государства. В этом отношении Центральный и Верхневолжский регионы не являются исключением.

- Четвертым фактором, существенно влияющим на спрос, могут являться этнокультурные традиции, свойственные для каждого региона. К подобным традициям могут быть отнесены традиции дарения на свадьбу, при встрече друзей, дарения на отмечаемые даты, как личного, так и общественного характера, традиции дарения при проведении религиозных обрядов и т. д.

- Отдельной статьей спроса могут быть изделия народных промыслов при проведении религиозных обрядов, более того, здесь уместно сказать и о религиозных сувенирах. Начиная от календарей с церковной атрибутикой, до культовых ювелирных украшений. Отдельно, в этом ряду, могут стоять рукописные иконы и домашние иконостасы.

-В последнее время, стало популярным украшение офисов и банков, причем на это выделяются значительные деньги и часто используются элементы национальных традиций, в сочетании с современным дизайном. Хорошо вписываются в эту модель настенные росписи (фрески) в Палехском стиле, лаковые панно с изображением самых различных сюжетов, мозаичные картины из полудрагоценных и поделочных камней, расписанный вручную фарфор, цветники внутри офисов, оплетенные лозой и многое другое. Все вышеперечисленное можно отнести к штучным образцам народных промыслов, которые сегментируются как «изделия-символы», а это один из самых дорогих рынков по определению маркетологов.

- Национально-патриотическое движение тоже может стать фактором расширения спроса в народных промыслах, поскольку национальные идеи и национальные традиции могут дополнять друг друга. Сюда могут входить сегменты рынка начиная от национальной одежды, это атрибутика национально-исторических молодежных организаций и даже строительство частных домов с соблюдением национальных традиций.

- Наиболее широким по своему содержанию может стать частный заказ, являясь самым массовым и многоуровневым по своим направлениям. Здесь могут сконцентрироваться прак-

тически все виды народных промыслов, не вошедшие в артельную форму производства товаров. Более того, некоторые товары могут выпускаться в форме мелкотоварного производства, а могут и в форме частного заказа. Например: икона на заказ, вышивка на заказ, кузнечное изделие на заказ, даже корзина может быть тоже на заказ. Этот сегмент рынка не отличается своими объемами, в рамках мелкотоварного производства, но чрезвычайно широк по полноте охвата видов деятельности.

- И наконец немаловажную роль в создании и воспроизводстве рынка народных промыслов может играть политика государства и местных властей, что влияет на структуризацию спроса. Это могут быть особенности местного законодательства, особенности в налоговой политике, политические приоритеты, связанные с национальными традициями и многое другое. Т. е. вопросы структурирования и выделение приоритетов в сегментации рынка народных промыслов во многом могут зависеть от решений государственной власти.

Факторы, определяющие структуру спроса на изделия народных промыслов, могут быть представлены в форме определения, наиболее полно выражающего характеристики спроса на

такую разнообразную продукцию, как изделия народных промыслов.

Определение: Спрос на изделия народных промыслов определяется изменением политики государства и местных властей по увеличению доходов населения, что осуществляет сдвиги в расходах, приводящие в первую очередь к расширению жилищного строительства, украшению частного жилья и мест работы, повышению роли национальных составляющих и углублению этнокультурных традиций и религиозных факторов, что в свою очередь стимулирует частный заказ, еще больше расширяя спрос на продукцию, произведенную в народных промыслах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И хотя доля продукции народных промыслов сегодня занимает совсем незначительную часть в валовом региональном продукте, зато широта представленных направлений может говорить о востребованности и перспективах расширения рынка народных промыслов как в региональном аспекте, так и в общем по стране.

Вторым, немаловажным вопросом в определении рынка народных промыслов могут являться факторы предложения, для расширенного рассмотрения которых, удобнее представить эти факторы в форме диаграммы, рис.3.

Рис. 3. Факторы, определяющие структуру предложения в народных промыслах.

- Маркетинговая форма - спрос рождает предложение, является наиболее общей формулой определения стимулов в предпринимательской деятельности. Формирование расширяющегося спроса на изделия народных промыслов продиктовано ростом материальных доходов населения, ростом национального самосознания, ростом туризма в самых разнообразных формах начиная от традиционных загородных пикников и рыбалки, до экстремальных видов спорта, таких как дайвинг, подводная спелеология и масса других увлечений. Важными факторами расширения спроса на изделия народных промыслов могут являться индивидуальное строительство, спрос на изделия религиозного характера и просто расширение частного заказа для бытовых целей. Большинство этих направлений связано с ростом интереса к национальным традициям.

- Одним из факторов роста предложения в народных промыслах является рост занятости за пределами основного места жительства. Подобная ситуация была очень характерна для дореволюционной России ХУШ, начала XX веков, когда крестьянин уходил в «отход». М. И. Туган-Ба-рановский пишет, что «В России, в силу ее холодного климата, ... наличность свободного зимнего времени и поддерживает в крестьянском хозяйстве разнообразную домашнюю промышленность. Крестьянин может находить для себя удобным обрабатывать в зимнее время продукты своего хозяйства даже и в том случае, если его работа вознаграждается самым ничтожным образом» [4, с.169]. Отходничество носило как сезонный характер, когда крестьяне, после окончания страды, уходили на заработки в зимний период иногда целыми деревнями. Так и постоянный характер, когда основным делом крестьянина становился промысел, а не земельный надел. Например в Костромской губернии целые села занимались отходничеством по шерстобитенью, валянию валенок, рытью колодцев, рубке срубов и т. д. Во Владимирской губернии офени-иконщики продавали иконы в разнос по всей территории Российской Империи, а занимались этим в основном крестьяне Вязниковского уезда Владимирской губернии. Палехские фресковые живописцы уходили иногда на несколько лет на роспись храмов. Т. е. по всей территории России крестьяне ходили в отход, в соответствии с сырьевыми, экономико-географическими, религиозными и этнокультурными особенностями региона.

- Следующим важным фактором предложения может стать работа по месту жительства: (иконопись, вышивка, ювелирное дело, скорняжный промысел и др.). Этот раздел может носить наиболее массовый характер, поскольку практически в каждом крестьянском дворе, в середине - конце XIX века, в зимний период крестьяне чем ни будь занимались как в рамках домашнего производства чисто для собственных нужд, так и на внешнего заказчика.

- Одним из факторов разнообразия в народных промыслах может стать производство различных видов однотипного товара. Например изделия лаковой миниатюры выпускаемые в селах Палех, Холуй и Мстера носят с точки зрения технологий производства однотипный характер, но потребляются в значительной степени разными сегментами рынка народных промыслов. То же самое можно было сказать и о иконописных промыслах этого региона дореволюционного периода. Палех работал на богатых купцов и дворянство. Холуй - на массовую крестьянскую аудиторию, а Мстера в основном работала на старообрядцев.

- Важным фактором закрепления предложения в промыслах может стать централизованный завоз сырья, например государственная поставка золота и серебра на ювелирное предприятие села Красное на Волге, государственная поставка сусального золота в мастерские Палеха и Холуя и т. д.. Централизованный завоз сырья может увеличить экономическую прозрачность промысла и повысить фактор стабильности производства. Правда, надо сказать, что далеко не для всех народных промыслов это необходимо.

- Разнообразие исходных материалов так же может быть фактором, влияющим на предложение (береста, липа для иконописи и ложкарей, лоза, папье-маше, лен для вышивки, золото, серебро, мельхиор и бронза для ювелирного производства и др.).

- И наконец, индивидуальное предложение, связанное с заказом может чрезвычайно расширить ассортиментный выбор самых разнообразных изделий народных промыслов, вплоть до штучного, сделанного индивидуально для потребителя, товара.

В результате проведенного исследования по анализу предложения можно сделать вывод, что факторы влияющие на предложение товара в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.