Научная статья на тему 'Факторы трансформации трансакционных издержек'

Факторы трансформации трансакционных издержек Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1564
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы трансформации трансакционных издержек»

Сафонова О. В.

ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Экономическая теория в период домонополистического капитализма обходилась без понятия трансакционных издержек, что было равносильно молчаливому предположению о том, что любые взаимодействия между экономическими агентами совершаются гладко и мгновенно, без малейших трений и затрат.

Современная рыночная экономика не может обходиться без понятия трансакционных издержек, так как любые взаимодействия между экономическими агентами совершаются не гладко и не мгновенно, требуют определенных затрат (трансакционных издержек).

Согласно Р. Коузу: "Эффект трансакционных издержек пронизывает всю экономику. Бизнесмены учитывают трансакционные издержки, когда принимают решения о способах ведения дел и о том, что нужно производить. Если издержки осуществления обмена превышают выигрыш, который принесет этот обмен, то обмен не будет иметь места, и расширения производства, как следствия специализации не последует. Таким образом, трансакционные издержки воздействуют не только на контрактные соглашения, но и на ассортимент производимых товаров и услуг. Если не включать в теорию трансакционные издержки, то многие аспекты функционирования экономической системы не будут объяснены, в том числе и возникновение фирмы, но еще многое помимо этого. Фактически львиная доля всего, что мы считаем экономической деятельностью, направлена на устране-

ние препятствий, которые в противном случае воздвигли бы высокие трансакционные издержки, или на такое снижение трансакционных издержек, чтобы индивиды могли свободно вступать в сделки."1.

Как указывает С.М. Загладина, усиливается воздействие сферы обращения на экономическую эффективность хозяйства, что проявляется не только в непосредственном влиянии на динамику затрат, связанных с производством и потреблением, но и на ход капиталистического воспроизводства в целом. Исследование роли обращения товаров и реализации услуг в экономике - одно из важнейших направлений современного капитализма. В сфере обращения концентрируется возрастающий объем трудовых и материальных ресурсов; функции работников обращения становятся все более разнообразными; динамика издержек и времени обращения оказывает возрастающее воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, на формирование условий жизни населения. Вместе с тем продвижение продуктов труда к конечному потребителю усложняется2.

Выясним, вследствие каких обстоятельств резко возросла роль издержек обращения, которые мы понимаем как базовую категорию для характеристики трансакционных издержек. Также необходимо выявить условия, предпосылки, характеристики, которые явились причиной того, что трансакционные издержки в настоящее время приобрели большое значение.

Таблица 1

Общие условия, объясняющие исторический процесс нарастания значимости трансакционных издержек (от Карла Маркса до Рональда Гарри Коуза)

№ п./п Условия, предпосылки, характеристики Период промышленного капитализма (эпоха К. Маркса) Современный период в развитии капитализма (эпоха Р. Коуза)

1 2 3 4

1 Уровень развитости общественного разделения труда Стадия ускоренного развития Сложившаяся высоко обобществленная экономика

2 Инфраструктура обмена В процессе формирования Развитая, с элементами разбухания

3 Состояние производственных мощностей Недостаток производственных мощностей Избыток производственных мощностей

4 Соотношение спроса и предложения Спрос превышает предложение (Р > S) Предложение превышает спрос ^ > Р)

© Сафонова О. В., 2009

Экономика образования ♦ № 3, часть 2, 2009

15

Окончание табл.

1 2 3 4

5 Тип рынка с точки зрения поведения покупателей и продавцов Рынок продавца Рынок покупателя

6 Этап в развитии конкуренции товаров и производителей Становление и подъем Зрелая стадия с элементами отрицания

7 Структура функций продавца Удовлетворение спроса Не только удовлетворение, но и формирование спроса

8 Номенклатура предложения Ограниченная Сформировавшаяся и постоянно обновляемая

9 Проблемная сфера в функционировании предприятия в краткосрочном периоде Производство Сбыт

10 Приоритеты предприятия в долгосрочном периоде. Производство наряду с инвестициями и снабжением Кадры и инновации

11 Роль посредника Ограниченная Высокая

12 Роль маркетинга Отсутствие общественной потребности Высокая и даже определяющая реализацию продукта

13 Степень ориентации покупателя в товарах Значительная вследствие ограниченности номенклатуры. Затрудненная из-за обширности номенклатуры

14 Роль рекламы Ограниченная Высокая и очень высокая. Нередко определяющая условия сбыта

15 Сфера экономической деятельности как преимущественная Производство Интеграция производства и потребления. Интеграция производства и науки

16 Роль новых товаров Существенная Очень высокая. Главное средство в формировании дополнительного спроса

17 Акценты в исследовании рынка Почему надо производить товары и каков завтрашний спрос Формирование новых сегментов рынка

18 Характер и формы конкуренции Ценовая по преимуществу. Конкуренция свободная Неценовая по преимуществу. Олигополистическая и монополистическая конкуренция

19 Преобладающие экономические и социальные сдвиги, влияющие на спрос и предложение Индустриализация экономика. Рост численности занятых Рост стоимости рабочей силы. Повышение спроса на бытовую технику и бытовые услуги, услуги сферы отдыха и развлечений. Активизация мировой торговли, глобализация

20 Проблемные вопросы в области сбыта Инфраструктура сбыта Формирование нового спроса, агрессивных конкурентов

21 Фальсификация товаров Ограниченные возможности Широкие технические и иные возможности

22 Дополнительные издержки обращения (по Карлу Марксу) Умеренные вследствие ограниченности ареала рынка по многим товарам и неагрессивных конкурентов Значительные вследствие формирования национальных и межнациональных единых экономических пространств, роста противопречин, агрессивных конкурентов

23 Трансакционные издержки (по Р. Коузу) Невысокие Значительные и очень значительные

Источник: разработано автором

Перейдем к расшифровке позиций.

В ходе расшифровки позиций делаем акцент на влияние процессов на объем, состав, структуру и значимость трансакционных издержек.

1) Уровень развитости общественного разделения труда

Начавшаяся в последней трети XVIII века промышленная революция, в результате которой возникло крупное машинное производство, дала мощный толчок развитию разделения труда как внутри общества, так и на предприятии. С появлением машин основной формой разделения и кооперации труда стала фабрика. В развитых странах сложилась легкая и пищевая промышленность, во 2-ой половине XIX в. начался перелив капитала в тяжелую промышленность и в железнодорожный и водный (речной, морской) транспорт3. Начался процесс превращения науки в непосредственную производительную силу.

В эпоху Карла Маркса был преимущественно продуктовый обмен (готовой продукции), сопровождавшийся издержками обращения.

В эпоху Р. Коуза отмечены новые явления.

а) в дополнение к продуктовому подетальное и технологичное разделение труда, что означает мощный взрыв обмена и кооперационных связей, особую роль полупродукта, а также производства услуг;

б) переход к развитому национальному и международному разделению труда;

в) межрегиональное разделение труда, в рамках региональных и федеральных национальных хозяйств;

В современный период каждое предприятие находится в системе разветвленных связей по линиям сбыта, снабжения товарами и услугами, научно-технических связей, подготовки кадров, отношений с государством и др.

г) общественное разделение труда стало охватывать практически все сферы общественно полезной сферы, оно стало тотальным.

Одновременно действует противоположный фактор. Крупные предприятия часть связей берут вовнутрь за счет развития обслуживающих и вспомогательных производств тем самым, сокращая внешние трансакционные издержки.

Все это расширило трансакционные издержки.

2) Инфраструктура обмена

В эпоху Маркса ограниченность инфраструктуры рынка была связана с тем, что тор-

говля шла в основном готовыми изделиями и сырьем, роль экспорта была невысока (исключение - Англия, Голландия). Мировая транспортная сеть (кроме морской) еще только налажи-валась4. Капитализм еще не обладал в полной мере адекватной кредитно-финансовой системой. В целом это предопределяет невысокий уровень трансакционных издержек.

Современная инфраструктура обмена имеет уже очень развитую структуру: торговля (оптовая и розничная); финансы и кредит; денежное обращение; фондовый рынок; информационная система и связь; страхование; консультационные услуги; контрольная функция (аудит); операции с недвижимостью; ипотека.

Инфраструктура обмена в современный период разнообразна, для своего поддержания требует колоссальных издержек. Наиболее существенным моментом является формирование трансакционного сектора. Об этом свидетельствует количественная оценка его уровня, предпринятая Дж. Уоллисом и Д. Нортом, которые предприняли единственную попытку количественно оценить уровень трансакционных издержек на материале экономики США.

Для оценки трансакционных издержек на макроэкономическом уровне Дж. Уоллис и Д. -Норт предложили использовать понятие трансак-ционного сектора. Они выявили тенденцию роста объема трансакционного сектора в США с 1870 г по 1970 г., включив в этот сектор оптовую и розничную торговлю, страхование, банковский сектор, операции с недвижимостью, затраты на аппарат управления в других отраслях, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность (государственный трансак-ционный сектор). Д. Норт и Дж. Уоллис отдельно рассматривают частный и государственный секторы экономики и в каждом из них определяют так называемые трансакционные отрасли, то есть отрасли, которые производят в основном трансакционные блага (см. таблицу 2).

Согласно сделанным указанными авторами расчетам, доля трансакционного сектора в США выросла с 26% ВНП в 1870г. до 55% ВНП в 1970г., но трансакционные издержки на единицу национального продукта сократились, в частности, из-за опережающего роста государственного трансакционного сектора5.

Явления возрастания трансакционного сектора экономики и связанных с ним издержек на-

Т а б л и ц а 2

Трансакционный сектор в США (в % от ВНП)

Годы Частный Государственный Совокупный

1870 22,49 3,60 26,09

1880 25,27 3,60 28,87

1890 29,12 3,00 32,72

1900 30,43 3,67 34,10

1910 31,51 3,66 35,17

1920 35,10 4,87 39,98

1930 38,19 8,17 46,35

1940 37,09 6,60 43,69

1950 40,30 10,95 51,25

1960 41,30 14,04 55,35

1970 40,80 13,90 54,71

Источник: Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты [Текст]: учебник для студентов вузов / Я.И. Кузьминов, К.А. Бендукидзе, М.М. Юдке-вич. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 443с., С. 258.

блюдается и в постсоциалистическом пространстве. Так, например, по оценкам А. Шаститко в России, начиная с 1992 года, произошло абсолютное (спад производства) и относительное (в процентах к ВВП) сокращение трансформационного сектора и относительный, а в ряде случаев и абсолютный, рост трансакционного сектора. К примеру, темп роста трансакционных издержек в 1993 году по сравнению с 1992 годом был в два с половиной раза выше темпа роста трансформационных издержек6.

Теперь необходимо выяснить состав трансакционного сектора в современный период в России. Для этого обратимся к исследованиям Г.П. Литвинцевой. Она делит экономику в целом на два сектора - базовый и трансакционный.

В трансакционный сектор Г.П. Литвинцева включает следующие отрасли: торговлю; заготовки; информационно-вычислительное обслуживание; операции с недвижимостью; обслуживание рынка; обслуживание сельского хозяйства; финансы, кредит, страхование; управление, включая оборону.

По расчетам Г.П. Литвинцевой., доля трансакционного сектора в России выросла с 50,5% в 1990г. до 70,4% в 2001г., то есть абсолютный прирост составляет19,9%. Высокий прирост степени продуктивности трансакционного сектора был обусловлен, во-первых, появлением в его составе двух новых сверхпродуктивных отраслей - обслуживание рынка и операции с недвижимостью; во-вторых, увеличением объемов производства высокопродуктивных услуг

сектора; в-третьих, почти двукратным ростом относительной продуктивности управления и обороны7.

Согласно сделанным указанным автором расчетам, если базовый сектор в 1990г. составлял 51,6%, а трансакционный сектор - 50,5%, то в 2001г. базовый сектор в абсолютном отношении уменьшился на 2,5% и составил 49,2%, то трансакционный сектор, наоборот, в 2001г. по сравнению с 1990г. вырос на 19,9% и составил 70,4%8.

Отрасли лидеры по степени продуктивности производства: в 1990 г. - финансы, кредит, страхование, а также торговля и заготовки, а в 2001г. соответственно - операции с недвижимостью, обслуживание рынка, торговля9.

За период с 1991 г. по 2001 г. трансакцион-ный сектор имеет тенденцию к увеличению по сравнению с базовым сектором, у которого наблюдается противоположная тенденция.

С точки зрения политэкономии (по К. Марксу) одни отрасли по своему характеру являются стоимостообразующими (заготовки, материально-техническое снабжение и т.д.), другие существуют за счет вычета из прибавочного продукта (операции с недвижимостью и т.д.). Первые как стоимостообразующие связаны, по К. -Марксу, с дополнительными издержками обращения, вторые - с чистыми издержками обращения.

Сведения о трансакционном секторе в США и России (при всей их условности) показывают, что трансакционные издержки с народнохозяйственной точки зрения очень значительны.

3) Состояние производственных мощностей

В период промышленного капитализма наблюдался недостаток производственных мощностей, в том смысле, что капитализм характеризовался быстрым ростом общественных потребностей, за которыми не успевало производство. Отсюда следует, что от предприятий не требовалось никаких дополнительных затрат и усилий на поиск дополнительных заказчиков и потребителей. Диверсификация производства не была развита10.

Современный период в развитии капитализма напротив, характеризуется избытком производственных мощностей, что корреспондирует со сложностями сбыта. Еще одна особенность заключается в том, что присутствует диверсификация производства. Данное обстоятельство стимулирует дополнительные затраты и усилия на поиск потенциальных заказчиков и потребителей для предприятий.

4) Соотношение спроса и предложения

Как видно из сказанного выше, в период

промышленного капитализма спрос превышал предложение. Вследствие этого товаропроизводителям не было необходимости прикладывать усилия на продвижение своего товара или услуги. Поэтому товаропроизводители того времени не имели острых проблем со сбытом своих товаров (работ, услуг). Таким образом, в период промышленного капитализма основными издержками для товаропроизводителя были производственные издержки, а издержки обращения не были столь высокими.

В современный период в развитии капитализма иное положение - предложение имеет тенденцию превышать спрос. Поэтому товаропроизводители имеют острые проблемы со сбытом своих товаров (работ, услуг). Другими словами, центр деятельности и отчасти затрат перемещается с производства на реализацию. Вынужденно получает широкое развитие маркетинг предприятия и инфраструктуры обмена11. Нередки случаи, когда трансакционные издержки предприятия превышают издержки на производство продукции.

5) Тип рынка с точки зрения поведения покупателей и продавцов

Как известно, рост и усложнение потребностей - мощная движущая сила развития производства. Неизменных общечеловеческих потребностей, диктуемых лишь природой человека, не существует.

С маркетинговой точки зрения в эпоху промышленного капитализма в периоды нормального течения воспроизводства рынок был рынком производителя, поставщика, продавца в силу таких причин, как опережающий спрос, острая конкуренция производителей, отсутствие на рынке заменителей товара (неразвитость субститутов), слабость или отсутствие конкуренции импорта, территориальная или отраслевая привязка потребителя к поставщику и прочее. Хотя в силу цикличности капиталистического производства его периодически потрясали кризисы перепроизводства (первый был в Англии в 1825г.)12, когда уже главным лицом на рынке конкретного товара становился покупатель, тем не менее, в фазах оживления и подъема преимущественное положение поставщика, продавца было неоспоримо в силу указанных и иных причин. В эпоху К. Маркса капитализм отличался высоким динамизмом, предполагавшим развитие противоречий, в том числе и опережающий рост общественных потребностей по сравнению с возможностями производства. Напомним, что это имеет место в условиях цикличности развития и периодических кризисов перепроизводства, когда вперед выходило (фазы кризиса и застоя) уже противоречие иного плана - между временно образовавшимся избытком товарного капитала и ограниченным платежеспособным спросом общества - как производственным, так и непроизводственным.

Рынок продавца, по определению, отличается пониженными трансакционными издержками.

В эпоху современного капитализма значительная часть товарных рынков характеризуется с позиции маркетинга как рынок покупателя в силу сложности сбыта вследствие известных причин: остроты национальной конкуренции, агрессивной конкуренции импорта в условиях открытой экономики, развитой системы субститутов, широких возможностей выбора для потребителей вследствие значительных потенций производства и высокой импортной квоты, быстро изменяющихся потребностей и спроса потребителей, растущей индивидуализации спроса, предъявляющей соответствующие требования к производству, усиливающейся ориентации покупателей не на цену, а на потребительские свойства продукта и другое13.

В связи с этим можно, опираясь на литературу по маркетингу, показать, какие мероприя-

тия приходится товаропроизводителям предпринимать для того, чтобы завоевать своих потребителей. Для успешного продвижения своей продукции (работ, услуг) фирмам необходимо стимулирование, направленное, прежде всего, на покупателей. Маркетологи указывают на такие мероприятия, как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оформление витрин;

- самплинг (бесплатное распространение образцов);

- бесплатные пробы;

- дополнительный раздаточный материал;

- сувениры и подарки: "1+1=3": две упаковки покупает покупатель - третья выдается бесплатно и прочее;

- рекламные сувениры, например, фирменные сувенирные изделия;

- подарочные изделия (используются, как правило, в ходе деловых встреч и пр.;

- фирменные упаковочные материалы (фирменные полиэтиленовые сумки и др.;

- ценовые скидки: кумулятивные скидки за объем закупок, скидки за внесезонную закупку, скидки за ускорение оплаты, скидки для поощрения продаж нового товара, скидки при комплексной закупке товаров, скидки для постоянных или престижных потребителей и т.п., другие виды ценовых скидок. (Существует около 40 видов ценовых скидок)14.

По мнению, Ф. Котлера, товар превращается в нечто большее, чем в простой набор материальных характеристик. Потребители склонны рассматривать товары как сложный набор выгод, который удовлетворяет их потребности. Он же указывает на то, что конкуренция между производителями сегодня происходит в основном на уровне подкрепления товара15.

В соответствии с действующей концепцией маркетинга, все действия компаний должны быть ориентированы в первую очередь на потребителя16. Согласно Дж. Ван Эттингеру и Дж. Ситтиг, чтобы удержать свои позиции в конкурентной борьбе и расширить рынок для своих товаров, промышленник должен в наибольшей степени удовлетворять требованиям покупателя17. Отсюда от товаропроизводителей требуется немало усилий и затрат для завоевания и формирования потребительского спроса, то есть трансакционные издержки занимают большой объем затрат товаропроизводителей.

6) Этап в развитии конкуренции товаров и производителей

Для эпохи промышленного капитализма характерна свободная конкуренция, обычно противопоставляющаяся монополистическому сговору, которая представляет собой соперничество независимых производителей как в области сбыта продукции ("за доллар потребителя"), так и в сфере снабжении ("за ограниченные ресурсы, включая машины, сырье, материалы, кредиты, рабочую силу, руководящие кадры и пр."); преобладающее значение имеют издержки и цены в качестве орудия конкуренции. Отсутствие развитой дифференциации продукта и сколько-нибудь значительной системы субститутов в соединении с ограниченными технологическими требованиями производства (лучшие достижения технического прогресса были еще впереди) и достаточно скромными доходами населения свидетельствует об отсутствии достаточных предпосылок для формировании той неценовой конкуренции, где в центре - категория качества.

В период промышленного капитализма конкуренция начала развиваться, но еще не играла определяющей роли в хозяйственной жизни общества. Отсюда отсутствовали издержки конкуренции.

Неагрессивность свободной конкуренции, ограниченный набор инструментов конкурентной борьбы, суженный круг решаемых задач, ограниченность размеров предприятий, их невозможность серьезно воздействовать на внешнюю среду, - эти и иные обстоятельства, включая сравнительную узость международной торговли, действовали в направлении умеренности трансакци-онных издержек. К этому следует добавить, что межотраслевой перелив капитала и рабочей силы также не встречал мощных барьеров.

Положение изменилось, - и трансакционные издержки стали значительными, - в условиях, когда свободная конкуренция отошла на второй план, и на авансцену вышли олигополия и монополии. Сформировался многосегментный мировой рынок товаров и услуг, в ведущих отраслях доминирующие позиции заняли крупные и крупнейшие структуры с их колоссальными возможностями влиять на внешнюю среду, наряду с менее "ресурсоемкой" ценовой конкуренцией появилась и завоевала первую позицию гораздо более "ресурсоемкая" неценовая конкуренция с ее крайне разнообразным арсеналом методов и инструментов;

мощное развитие получил институт заменителей, особое значение - и при этом выдающееся - приобрел экономический оборот прав собственности, сформировался целостный состав многообразующих институтов - торгово-снабженческих, кредитно-финансовых, страховых, коммуникационных и пр., принципиально новое значение приобрела защита прав собственности, изменилась роль и расширились функции государства, - эти и иные обстоятельства, вызвали значительный рост трансакционных издержек.

В условиях современной конкуренции действуют и факторы в сторону снижения трансак-ционных издержек. Среди них доверие (эта тема активно обсуждается в нашей литературе), устойчивая договорная система поставок (машиностроение, химическая промышленность), гарантийное обслуживание в его различных формах и пр., понимание разрушительности конкуренции крупных структур, картельные и иные соглашения в случае их легитимности и пр.

В современный период конкуренция товаров и производителей зрелая, в отдельных сегментах агрессивная. Появляются все новые формы конкуренции. Отсюда существуют издержки конкуренции и также издержки защиты от недобросовестной конкуренции.

7) Структура функций продавца

В эпоху промышленного капитализма общеэкономической функцией продавца было удовлетворение спроса. В данном случае, по мнению Чемберлена, товаропроизводитель приспосабливает свои товары к условиям спроса и ни в какой мере не старается изменить его, для этого у предприятий той эпохи не был ни сил, ни средств. Они не могли существенно влиять на внешние условия. Товаропроизводитель не нес затрат и потерь по формированию потребительского спроса18.

В современный период функцией продавца является не только удовлетворение, но и формирование спроса. Уже есть возможности влиять на внешнюю среду, и существует необходимость активизации сбыта, включая новые товары.

В издержках формирования спроса важны поиск и исследование рынков - (выявления возможностей для сбыта имеющихся или проектированных товаров); реклама (доведение до потребителей информации о товаре, имеющее целью побудить купить товар). Цель рекламы - не только информирование о продукте, но и изменение

самих потребностей потребителей. Реклама необходима, прежде всего, для новых товаров. Есть также затраты на формирование образцов.

Издержки по удовлетворению, поддержанию и формированию потребительского спроса занимают все больший объем в общем объеме затрат товаропроизводителей.

8) Номенклатура предложения

В эпоху промышленного капитализма ассортимент выпускаемой продукции не был широк и разнообразен, то есть номенклатура предложения ограниченна. Благодаря ясности этого вопроса его комментировать не будем.

Вследствие неширокого ассортимента выпускаемой продукции издержки по поиску, выбору, измерению товара у потребителей были минимальны. И у товаропроизводителей издержки по продвижению товаров, работ и услуг также были невелики.

В современную эпоху ассортимент выпускаемой продукции чрезвычайно широк и разно-образен19, поэтому у потребителей издержки по поиску, выбору, измерению товара становятся значительными, и у товаропроизводителей издержки по продвижению товаров, работ и услуг также занимают значительный объем.

9) Проблемная сфера в функционировании предприятия в краткосрочном периоде

Проблемной сферой в функционировании предприятия в краткосрочном периоде в период промышленного капитализма являлось производство. Это соответствовало стадии индистру-ализации, формированию материально-технической базы капитализма, включая материальную инфраструктуру сферы распределения и обмена. Поэтому явно доминировали капитальные затраты производственного характера и издержек производства.

В современный период в развитии капитализма, напротив, наблюдаются колоссально возросшие возможности производства и сдерживающее влияние спроса, сложности сбыта20.

На современном этапе акцент перенесен в сферу обращения. Экономическая деятельность перемещается на рынок. Крайне важную роль приобрел маркетинг. Все это возвышает тему трансакционных издержек.

10) Приоритеты предприятия в долгосрочном периоде

В период промышленного капитализма приоритетом для предприятия в долгосрочном пе-

риоде было производство наряду с инвестициями и снабжением. Сбыт в данную эпоху не занимал существенной позиции для товаропроизводителей.

В эпоху Маркса, с одной стороны, шел быстрый процесс формирования материально-технической базы капитализма (основной капитал как системы машин и механизмов), с другой -капитализм складывался как многоотраслевая экономика с соответствующей производственной инфраструктурой благодаря межотраслевому переливу капитала (аллокации ресурсов).

В эпоху промышленного капитализма его развитие, по марксистской терминологии, шло не столь вглубь (интенсификация производства), сколько вширь (экстенсивное развитие за счет вовлечения в оборот новых природных и людских ресурсов).

Что касается современной эпохи, то бесспорными приоритетами в долгосрочном периоде являются кадры и инвестиции, но в то же время на научный уровень ставятся вопросы прогнозирования общественных потребностей. Эти обстоятельства сказываются на составе, структуре и темпах обновления и развития трансакционного сектора, в целом идет возвышение его роли в экономике.

11) Роль посредника

Посредники освобождают продавца от необходимости создавать сбытовую сеть, которая требует крупных инвестиций в рекламу, транспорт, складские хозяйства и т.д. Они в принципе могут оказывать производителям и покупателям полный комплекс услуг - от поиска партнера и заключения контракта до послегарантийного обслуживания, включая поставку, монтаж, наладку, испытания, запуск в работу оборудования. Посредники могут быть классифицированы по характеру и структуре услуг.

В эпоху промышленного капитализма преобладали мелкие и средние предприятия в силу специфики легкой и пищевой промышленности, территориально разбросанной. Даже в горнодобывающем производстве крупные предприятия скорее были исключением, чем правилом. Правда, крупное производство набирало силу, например, в текстильной отрасли, однако его лучшие годы были еще впереди.

Действовали факторы, в силу которых предприятия не испытывали острой необходимости в посредниках, например, мелкая размерность

производства, формирование предприятий с развитой системой самоснабжения (материалами, принадлежностями, запчастями, ремонтными работами и пр.), госзаказ (военное ведомство и др.), развитие собственной торговой сети, функционирование местных рынков с их ограниченным пространством, прямые (кооперационные) связи между предприятиями и др.

Но одновременно действовали и набирали силу факторы в пользу формирования посредников, как в реализации промышленных товаров, так и в снабжении промышленных и иных предприятий. Среди них: удлинение средних расстояний сбыта продукции, работа на отдаленных рынках, развитие экспорта и импорта, выпуск продукта для разных категорий потребителей, успех универсальных баз и магазинов, возможность для производителя сэкономить на издержках обращения благодаря посредникам, повышение роли обратной связи и др.

Соотношение двух тенденций на отдельных рынках и для отдельных конкретных предприятий складывалось по-разному, однако роль посредников в торговле в эпоху свободной конкуренции и в современную эпоху - это вещи несопоставимые. Посредничество также надо рассматривать в связи с темой распределения рисков.

В настоящее время очень часто для товаропроизводителя намного выгоднее использовать посредников, чем создавать собственную сбытовую сеть. Посредники находятся в более тесном контакте с конечными потребителями, они важны в смысле формирования устойчивых оборотных связей производителей с рынком. Особенно велика роль посреднического звена при сбыте на мировом рынке товаров массового спроса. Как показывают исследования, число фирм-посредников в мировой торговле постоянно растет. Целые отрасли экономики специализируются на посреднической деятельности. Этому способствует укрупнение предприятий, диверсификация производства, рост роли новых товаров, острейшая необходимость распределения расходов (очень существенные моменты) и др. Кроме того, торговые посредники выполняют все более дифференцированные и сложные задачи обслуживания своих клиентов21. Отсюда следует, что в настоящий период повысились затраты и потери для товаропроизводителей по взаимодействию с посредническими структурами и расходы по оплате вознаграждения посредникам.

12) Роль маркетинга

Маркетинг - это комплекс мероприятий по исследованию торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю22.

В эпоху промышленного капитализма продавцы не тратили много времени на разработку стратегии маркетинга, то есть роль маркетинговых исследований, анализа деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

В настоящее время роль маркетинговых исследований, анализа деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий, применяемых фирмами, максимальна23. В современных условиях деятельность каждого предприятия начинается с маркетингового анализа. В.А. Шу-маев отмечает, что грамотное использование приемов и способов маркетинга позволяет предприятиям наладить эффективное производство и реализацию продукции24. Таким образом, наблюдается высокая и даже определяющая роль маркетинга в реализации продукта. Таким образом, затраты на маркетинг высоки.

13) Степень ориентации покупателя в товарах

Номенклатура предложения, т.е. та, которая облегчала ориентацию покупателя в товарах в эпоху промышленного капитализма, была ограничена. От потребителей не требуется больших затрат для поиска, выбора и измерения необходимых для них товаров (работ, услуг).

Номенклатура предложения в современный период высокая, она постоянно обновляется, крайне развита дифференциация продукта, громадная масса заменителей, конкуренция рекламы и многое другое. Номенклатура предложения весьма затрудняет ориентацию покупателей в товарах. От потребителей требуются большие затраты для поиска, выбора и измерения необходимых для них товаров (работ, услуг).

14) Роль рекламы

Главная цель рекламы - это вызвать интерес к фирме или предпринимателю, способствовать реализации ее продукции (работ, услуг). Реклама стремится воздействовать на вкусы и предпочтения потребителей, изменить их, вызвать новые потребности.

В эпоху промышленного капитализма ассортимент выпускаемых товаров (работ, услуг) был неширок, и не было серьезных трудностей сбыта. Вследствие этого у товаропроизводителей не было большой необходимости в рекламировании своей продукции.

В настоящее время для фирм необходимо проводить рекламную компанию своих товаров и услуг, так как, во-первых, очень обширна номенклатура товаров, во-вторых, много заменителей, в-третьих, остра конкуренция, в-четвертых, велика роль новых товаров, которые надо продвигать. Информация о товарах помогает потребителю осуществить свой выбор. Политика торговой рекламы может увеличить спрос на товары и услуги конкретной фирмы в ущерб их конкурентам. Можно сказать, что реклама - двигатель торговли. Таким образом, роль рекламы в современный период высокая и очень высокая, нередко определяющая условия сбыта. Поэтому затраты на рекламу составляют заметный объем в совокупных издержках фирм, особенно по новым товарам25.

15) Сфера экономической деятельности как преимущественная

В мировой практике принято деление всего общественного производства на три сферы: на первичную сферу - производство, связанное с добычей ресурсов; на вторичную сферу, занятую обработкой этих ресурсов и получением готовой продукции, и на третью сферу - сферу услуг в широком понимании этого слова, включая информационное обслуживание производства. Существуют и иные классификации.

В период промышленного капитализма сферой экономической деятельности как преимущественной было производство (эпоха индустриализации). Шел опережающий рост производства, без чего капитализм не мог бы подвести под самого себя адекватную материально-техническую базу. В центре внимания были обрабатывающая промышленность и транспорт. Еще очень далеко было до эпохи сферы услуг. "Неполнота" экономики сдерживала рост трансакционных издержек.

Бурное развитие науки, начиная с конца XIX века, привело к значительному числу открытий принципиального характера, положивших начало новым направлениям научно-технического прогресса. Вторая половина XX века - это эпоха бурного прогресса науки и техники. Научно-техническая революция вызывает резкое

сокращение удельного веса первичной сферы, далее, хотя и более медленное, сокращение вторичной сферы при быстром расширении третьей сферы.

Современный период характеризуется интеграцией производства и науки, эмпирическая хозяйственная деятельность имеет очень развитую тенденцию превращения в научное производство. Идет процесс опережающего развития сферы НИОКР. Крупнейшие отрасли экономики представляют собой материальное воплощение достижений науки (химическая промышленность, электроника и т.п.). В структуре затрат на современный продукт доля затрат на НИОКР очень значительна, может превышать 50%.

Другой принципиальный вопрос - это интеграция производства и потребления. По этой теме уже имели место высказывания. С одной стороны, ни одно крупное производство не будет мыслиться даже в проектах без исследований рынка и анализа производственных вопросов и потребительских предпочтений. С другой - сам процесс выпуска продукции и оказания услуг постоянно корректируется с учетом сигнала рынка, меняющихся нужд потребителей26.

Отсюда вывод - сфера хозяйственной деятельности как преимущественная - это инновации, что адекватно переходу к постиндустриализму и самому постиндустриализму. При этом сами инновации призваны обеспечить предприятию на перспективу рыночную устойчивость (конкурентоспособность), а это уже предполагает надежный и ориентированный на будущее сбыт продукции.

Ясно, что все это связано с высокими трансакционными издержками.

16) Роль новых товаров

В период промышленного капитализма роль новых товаров существенная. Во-первых, они формируют основной капитал материальной и нематериальной сфер, прежде всего материальной сферы (важнейшая историческая особенность). Во-вторых, новые товары позволяют удовлетворять новые потребности людей, прежде всего материальные (жилище, пища, одежда, транспорт). В-третьих, с новыми потребностями было связано получение добавленной прибыли.

Ныне в развитии капитализма роль новых товаров очень высока, поскольку новые товары -это главное средство формирования дополнительного спроса, формирования новых сегментов

рынка, получение сверхприбылей, а также роста социальных и духовных потребностей. Отсюда следует, что в современный период издержки по созданию, продвижению новых товаров (работ, услуг) весьма существенны, в их структуре трансакционные издержки значительны.

17) Акценты в исследовании рынка

В эпоху промышленного капитализма производство в основном стихийно следовало за спросом, при этом не следует упускать из виду, что само развивающееся производство предъявляло спрос на средства производства и на рабочую силу, для которой нужны жизненные ресурсы.

Тема исследования рынка как конкретными товаропроизводителями, так и представителями науки не отличалась высокой актуальностью в силу, прежде всего, следующих причин: 1) сама тема сбыта не отличалась высокой актуальностью, равно как и проблема снабжения средствами производства и в обеспечения производственными услугами; 2) во многих отраслях преобладало мелкое и среднее по масштабам предпринимательство, которому недоступны специальные научные исследования, а в практической деятельности важную роль играют эмпирические знания и опыт; 3) в ту эпоху рынки конкретных товаров не характеризовались сложностью и разветвленностью инфраструктуры; 4) номенклатура производимых товаров носила в заметной мере упрощенный, ограниченный характер.

Все кардиальным образом поменялось в другую эпоху, когда встала задача производить лишь то, что реально можно продать. Исследование рынка стало крайне актуальным, само производство выступало с заказами на такого рода исследования, авансируя на эти цели немалые суммы, наступила пора логистики, маркетинга и других научных дисциплин.

18) Характер и формы конкуренции

Промышленный капитализм - это эпоха

свободной конкуренции, по преимуществу ценовой. Ей соответствует рынок независимых товаропроизводителей как атомистический, стихийный по своей природе. Его неверно называть рынком совершенной конкуренции, так как последняя - это научная абстракция высокого уровня, а не явление реальной жизни.

Если разговор о трансакционных издержках перевести в область свободной конкуренции, то в первую очередь следует указать на следую-

щее. Во-первых, сам трансакционный сектор переживал начальные этапы в своем развитии. Во-вторых, использовал ограниченный набор методов и инструментов конкурентной борьбы. В-третьих, затраты на рекламу были не велики. В-четвертых, конкуренция, как правило, не являлась агрессивной (современная агрессивная конкуренция, особенно на мировых рынках, требует существенных затрат фирм для преодоления связанных с ней негативов). В-пятых, экономический оборот прав собственности еще только набирал силу и по ряду иных причин издержки спецификации и защиты прав собственности были достаточно умеренными. В-шестых, сами по себе издержки регулирования и регламентации рынка как трансакционные издержки, падающие на государство, профсоюзы, на иные крупнейшие структуры, по своей величине не шли ни в какое сравнение на современном этапе.

Современная конкуренция характеризуется как неценовая по преимуществу, по своей природе - это главным образом олигополистическая и монополистическая конкуренция. Неценовая конкуренция разнообразна: она связана с качеством продукции, условиями поставок, послепродажным обслуживанием, практикой расчетов, учетом индивидуализированных запросов потребителей, гарантийными сроками, применяющими технологиями и пр. Однако в литературе чаще всего делается акцент на качество товара.

Неценовая конкуренция, ориентированная на качество продукции, включает в себя, как указывают специалисты: а) изменение свойств продукции, б) придание продукции качественно новых свойств, в) создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей, г) создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших раньше, д) обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа (изменение квазисвойств товара), е) совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт, и др.)27. Неценовая конкуренция означает: соперничество в качестве продукции, ее новизне, совершенстве технологий, уровне послепродажного обслуживания, организации сбыта, степени учета запросов покупателей и т.п. На несовершенно конкурентном рынке неценовые методы конкуренции доминируют над ценовыми методами (доминирование конкуренции "вокруг потребительной ценности" над конкуренци-

ей "вокруг цены товара"). Это означает, что для того, чтобы опередить своих конкурентов в настоящее время, фирме необходимо, чтобы ее деятельность была стратегически подчинена задачам опережения конкурентов в разработке, создании и реализации потребительных ценностей, соответствующих запросам потребителей. В этом видна роль инноваций и значимость ориентации на долгосрочный период. Но это вовсе не означает, что ценовая конкуренция вообще не существует (например, использование скидок с цен, то есть реализация продукции по более низким ценам по сравнению с объявленными в прейскурантах).

Однако соперничество "за издержки" оказывается стратегически подчинено задачам опережения конкурентов в разработке, создании и реализации потребительных ценностей, соответствующих запросам потребителей. Есть веские основания утверждать, что основу соперничества между фирмами составляет борьба за дифференцированный спрос, а дифференциация продукта, связанная с монополистической конкуренцией, приобрела выдающееся значение.

Наконец, на службу конкуренции в современном мире поставлен мощный и разветвленный трансакционный сектор, а методы и средства конкурентной борьбы чрезвычайно разнообразны. Конкуренция стала ресурсоемкой.

Отсюда следует, что в современный период возникают затраты для товаропроизводителей по ведению неценовой конкуренции.

19) Преобладающие экономические и социальные сдвиги, влияющие на предложение и спрос

Период промышленного капитализма - это индустриализация экономики. Это означает перевод экономики страны на промышленные рельсы, создание крупного машинного производства в народном хозяйстве или отдельных его отраслях, значительное увеличение доли и роли промышленного производства в экономике28. Характерно вовлечение в оборот природных ресурсов. В промышленности доминируют обрабатывающие отрасли. Происходит рост численности занятых, прежде всего, в форме наемного труда29. Основные экономические социальные сдвиги связаны с материальным производством, включая транспорт.

В эпоху современного капитализма в ВВП и занятости относительно падает доля матери-

ального производства в целом и промышленности в отдельности. Эта сфера в послевоенный период (в США еще в довоенные годы) стала высвобождать ресурсы, включая рабочую силу, для развития нематериальных отраслей, основной продукт которых - услуги для населения.

Особое влияние на величину и структуру трансакционных издержек в народнохозяйственном аспекте оказывают следующие обстоятельства: 1) сложился адекватный современной эпохе трансакционный сектор (по составу, структуре, способностям удовлетворения спроса, номенклатуре предлагаемых услуг, приемлемости цен и тарифов, возможностям работать на перспективу и пр.), что само по себе есть колоссальный сдвиг в народном хозяйстве; 2) услуги трансак-ционного сектора оказались весьма востребованными вследствие остроты конкуренции на внутренних (национальных) рынках в сочетании с глобализацией, необходимостью участия в международном разделении труда, актуальными задачами извлечения пользы из разных форм мирохозяйственных связей; 3) повышение доходов населения, рост стоимости рабочей силы и ряд других моментов вызвали существенные изменения в непроизводственном потреблении (спрос на бытовую технику, на жилище, на услуги образования и здравоохранения, сферы развлечения и отдыха); к тому же состоятельные слои населения (зафиксирован их рост) становятся весьма избирательными в рыночных сделках; 4) несомненно, возросла роль государства, что принято показывать через такие показатели, как доля государственного сектора в ВВП и занятости, в капиталовложении, в совокупном спросе общества и пр. Государство занимает ведущее место в трансакционном секторе.

20) Проблемные вопросы в области сбыта

В период промышленного капитализма основное внимание уделялось процессу производства товаров, не было острых проблем со сбытом произведенной продукции, исключая периоды кризисов перепроизводства. Проблемным вопросом в области сбыта была инфраструктура, поскольку промышленность, несмотря на цикличность развития, показывала высокие темпы роста и предъявляла все новые и новые требования к транспорту, связи, дорожной сети, складскому хозяйству и пр.

В современный период инфраструктура обмена в развитых странах полноценна и разно-

образна. Эти моменты уже отмечали. В современный период задача товаропроизводителей -не только удовлетворение спроса, но самое главное - формирование нового потребительского спроса, что в принципе невозможно без развитого многофункционального транспорта. Именно в связи с последним производители несут большие расходы. Это издержки создания и продвижения на рынок новых товаров30.

21) Фальсификация товаров

Это вечная проблема всех стран и народов. Однако в период промышленного капитализма для фальсификации продукции были все же в известной степени ограниченные возможности, особенно в условиях работы товаропроизводителя на известный рынок, например, поставка по договору, сбыт на местном рынке.

В современный период для фальсификации товаров имеются широкие технические и иные возможности. Возможно, что в современный период чуть ли не любой товар можно фальсифицировать. Активно фальсифицируют товары, пользующиеся большим потребительским спросом, например, медикаменты, винно-водочные изделия, модные товары для молодежи и женщин. Таким образом, у потребителей возникают затраты и потери по проверке продукции на подлинность и защите от использования фальсифицированной продукции. Велики издержки и тех фирм, которые страдают от подделки их товаров.

22) Дополнительные издержки обращения (по Карлу Марксу)

Уже в период промышленного капитализма исследователи стали замечать эффект масштаба, проявлявшийся при производстве массовых продуктов (уголь, сталь, чугун, лесоматериалы, некоторые товары для населения и др.) и их транспортировке. Итог - снижение издержек производства и дополнительных издержек обращения в их Марксовой трактовке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Были и другие факторы, объясняющие "умеренность" дополнительных издержек обращения в ту эпоху: локальный характер многих рынков сбыта и снабжения, быстрый рост железнодорожного и водного (речного и морского) транспорта, развитие торговой деятельности как специализированной, исключительно высокая роль во внешней торговле многих стран дешевых морских перевозок, известная ограниченность номенклатуры перевозимых товаров и др.

Если иметь в виду уровень издержек обращения в целом, то действовали и повышающие их факторы: протекционистская политика некоторых стран, например, Германии, России; трудоемкость погрузо-разгрузочных работ; сезонность перевозок массовых товаров, например, продуктов сельского хозяйства; миниатюризация изделий, снижение веса на единицу полезности и др.

В современных условиях в развитых странах действует много факторов, сокращающих издержки физического продвижения товаров от производства к конечному потребителю (механизация и автоматизация видов погрузо-разгрузочных работ; оптимизация видов транспорта и транспортных потоков, характерная для крупных хозяйственных структур; использование контейнеров и поездов и др.). В то же время в противоположном направлении "работают" другие факторы, например, удлинение транспортных путей на основе глобализационных процессов; высокий удельный вес в национальном и мировом товарообороте полупродукта в существенной мере на основе углубляющихся кооперационных связей; высокая доля товаров, для которых требуются особые условия перевозок, например, холодильных хозяйств и др. Согласно В. А. Шумаеву, уровень затрат общества, связанных с обслуживанием товародвижения, составляет существенную долю в ВНП: доля транспорта, связи, торговли и заготовок составляют свыше 30% в общем объеме добавленной стоимости страны31.

23) Трансакционные издержки (по Рональду Коузу)

Сбыт продукции товаропроизводителей в период промышленного капитализма в условиях "рынка продавца" не был затруднен и затратен, не требовалось заключать много самых разнообразных рыночных сделок рыночными агентами, поэтому трансакционные издержки по Р. -Коузу, то есть издержки по заключению рыночных сделок были, по-видимому, невысокими.

В то же время действовали некоторые факторы в сторону повышения трансакционных издержек как издержек рыночных сделок. Среди них: протекционизм стран, отстававших в своем развитии, предполагающий таможенные ограничения; повышенные ставки страхования грузов по техническим и иным условиям перевозок и др.

В современный период каждой фирме, в особенности крупным, приходится заключать

самые разнообразные по сложности и ответственности сделки с многочисленными рыночными агентами.

В нынешнем мире имеется масса обстоятельств, усложняющих сделки и увеличивающих величину трансакционных издержек. Так, существуют мнения, что сфера обращения и соответственно трансакционный сектор чрезмерно разбухали вследствие противоречий самой рыночной экономики. Для крупных структур характерен бюрократизм, например, много согласований по поводу серьезных сделок. Предприятия вынуждены проводить мероприятия для предотвращения недружеских захватов. Сама конкуренция является весьма ресурсоемкой.

Все приведенные и проанализированные условия, характеристики и предпосылки объясняют исторический процесс нарастания значимости трансакционных издержек.

В связи со сказанным необходимо сделать вывод. Переход в России от планового хозяйства с господством отношений прямого распределения товаров и услуг к рыночной экономике с доминированием сферы обращения, а, следовательно, большей величиной трансакционного сектора и общего объема трансакционных издержек, неизбежно ставит перед необходимостью глубокого переосмысливания этого феномена.

Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием ее можно назвать и экономикой договорных отношений. Другими словами, рыночная экономика - это экономика договоров, контрактов, соглашений.

Производственные вопросы в настоящее время решаются проще. Что касается рынка, то тут много сложностей, много самых разнообразных отношений. В настоящее время существует настойчивая тенденция к глобализации. Развитие современной мировой экономики определяется двумя главными тенденциями, которые находятся в сложном, неоднозначном, противоречивом взаимодействии: с одной стороны, отмечается ускоренный процесс глобализации экономической деятельности, с другой -рост региональной и субрегиональной интеграции. Эта тенденция в свою очередь ведет к увеличению роли и значения трансакционных издержек.

Таким образом, в современную эпоху в силу многообразных обстоятельств трансакционные

издержки стали сложными, и их удельный вес все возрастает.

В настоящее время наблюдается рост трансакционных издержек в абсолютном выражении, а также более быстрая динамика этих издержек по сравнению с динамикой обычных производственных издержек. По мнению ученых, это нормальная тенденция социального прогресса, выражающая развитие обмена. Она показывает, что конечные результаты человеческой деятельности все в большей степени зависят от разделения труда и форм взаимодействия между людьми, чем от производства в традиционном понимании (преобразование веществ, данных природой, в готовые изделия и услуги). По сути это издержки, связанные с наличием в обществе разделения труда и хозяйственных связей.

Необходимо выделить ряд наиболее важных факторов, которые в современное время влияют на объем и структуру издержек обращения, в частности, на объем трансакционных издержек.

Расширение границ рынка. В связи с тенденцией к глобализации происходит расширение границ рынка, возникновение мирового рынка. Возникают новые затраты, которые связаны и с физическим продвижением товара, и актами купли-продажи. Выход на внешний мировой рынок требует от предприятия значительных дополнительных усилий. В связи с этим необходимо отметить следующее: как только предприятие начинает работать на внешний рынок, его сбытовые расходы не только увеличиваются в абсолютных размерах, но и начинают составлять значительную часть общих издержек. При этом риск в работе увеличивается, и представление о производственных и коммерческих издержках также существенно изменяется.

Конкуренция. Рыночная экономика понимается как сфера острой конкурентной борьбы. Прежде всего, сформировались международные рынки с их острой конкуренцией, характерной даже для олигополистических рынков. Поэтому существуют издержки конкурентной борьбы. Следствием этой борьбы является увеличение издержек на рекламу.

Защита прав собственности. В настоящее время контракт получил большое распространение при заключении сделок, при этом имеют место разное толкование пунктов договора, всякого рода притязания. Соотношение между трансакционными издержками и экономически-

ми результатами зависит прежде всего от содержания и защиты прав собственности, которые определяют затраты и вознаграждение каждого индивида.

Информация. В настоящее время информация является главным источником, стимулом для предпринимателей, поскольку владение необходимыми сведениями - залог успеха в их конкурентной борьбе. Современный мир - это мир, где информация небесплатна32. "Мы живем в век информации", "информация решает все" - эти слова стали банальностью. Поэтому с информацией связаны всякого рода вымогательства.

НИОКР. Это нормальные затраты, не имеющие отношение к купле - продаже, но в некоторых случаях они могут иметь к ней отношение.

Особо стоит вопрос об издержках, связанных с функционированием научно-исследовательских и опытно-конструкторских исследований (НИОКР). Если исходить из понятия производства как научного производства, что вполне соответствует его современной природе, то сферу НИОКР надо включить в производство в качестве его предпроизводственной стадии. В этом случае они никакого отношения к трансакционным издержкам не имеют, поскольку последние все-таки увязываются со сферой обращения. Целесообразно также выделить тему послепродажного обслуживания (имеет отношение к товарам длительного пользования), но в соответствии с идеями научно-производственного цикла, который развертывается как «НИОКР - производство - сбыт -послепродажное обслуживание», оно включается в этот цикл, в котором сбыт трактуется как продолжение процесса производства в сфере обращения, но также понимается и как послепродажное обслуживание. По этой схеме издержки послепродажного обслуживания не должны входить в трансакционные издержки как издержки рыночных сделок. Но вместе с тем возможно следующее возражение: и производство, и обращение, и потребление связаны не только с физическим движением продуктов, но к ним, так или иначе, имеют отношение рыночные сделки. Но в данном случае выходим еще на одну схему рассуждения, по-прежнему используя схему анализа воспроизводственного цикла.

Трансакционные издержки являются атрибутом современного рынка, ибо только в нашу эпоху объективно сложилась система договорного права, взаимных правовых обязательств и гарантий,

исключающих обман, система торговых марок, требующих защиты, сложная система мониторинга и т.д. Вследствии этих факторов обслуживание торговых сделок на современном рынке требует значительных ресурсов и затрат. Возникает также объективная необходимость надежного и нормального функционирования институтов современного рынка, объективная необходимость эффективной реализации прав собственности. Все это, взятое в целом, и порождает объективную необходимость трансакционных издержек33.

В настоящее время учет трансакционных издержек при организации бизнеса имеет большое значение, так как объем издержек обращения по сравнению с производственными издержками все возрастает. Происходит усложнение товарно-денежных отношений, системы расчетов, сделок, превращение национального рынка в мировой рынок, обостряется конкуренция и т.п. Все эти причины вызывают усложнение структуры трансакционных издержек и возрастание их размера. Происходит изменение функциональной роли издержек обращения. Трансакци-онные издержки трудно контролировать, достаточно сложно регулировать. У трансакционных издержек наблюдается тенденция к раздутию, их сложно экономить и подчас просчитать. Изменился состав и структура издержек обращения.

В условиях новой экономики структура трансакционных издержек меняется. Дело в том, что новые технологии порождают новые возможности (новые виды коммуникации, способы передачи, обработки и хранения информации и пр.) и соответственно новые модели поведения, новые отношения. А новым отношениям необходима новая правовая база, что приводит к правовым изменениям.

Экономия на издержках может существенно повысить показатели эффективности как одной отдельно взятой фирмы, так и всего общественного производства.

Трансакционные издержки можно признать производительными затратами, так как трансакции требуют реальных затрат. Трансакционные издержки имеют контрактный, правовой (спецификация и защита прав собственности) и информационный аспекты.

На современном этапе существует экономический шпионаж, нечестная конкуренция, инфляция, лоббизм и т.п. Все это подталкивает к росту трансакционных издержек.

В настоящее время по существу каждый сюжет хозяйственной жизни может быть объяснен с помощью теории трансакционных издержек. Уровень трансакционных издержек определяется особенностями совершаемых сделок.

Традиционно высокий уровень трансакци-онных издержек в российской экономике стал предметом внимания экономистов - теоретиков и, наконец, становится предметом пристального интереса экономистов - практиков.

Необходимо отметить также усиление значения трансакционных издержек в мирохозяйственных связях в процессе глобализации.

Мировое сообщество включает в себя 200 национальных формально независимых самостоятельных государств, которые связаны между собой многосторонними экономическими, политическими и историческими связями. В то же время каждая страна имеет свою национальную, географическую, религиозную и социально-политическую специфику, самостоятельность. Эта взаимозависимость и одновременно самостоятельность каждой отдельной страны в современном мире есть реальное противоречие жизни: каждая страна стремится к независимости и одновременно ни одна страна не может жить в современном мире изолированно34.

Мировое хозяйство - это система национальных хозяйств отдельных стран, объединенных международным разделением труда, торговыми, производственными и другими многообразными формами экономических связей.

Важнейшей характерной закономерностью современного мирового хозяйства стала интернационализация, глобализация хозяйственной жизни, под которой понимается сближение национальных экономик, проявляющееся в росте производственной взаимозависимости, международного товарооборота, движение капитала и рабочей силы, взаимное влияние на важнейшие экономические процессы в странах, в том числе на уровне цен, ставки процента и т.д.

В основе интернационализации хозяйственной жизни лежит углубление международной специализации и интернационализация производства, транснационализация капитала и образование транснациональных корпораций. Интернационализация хозяйственной жизни проявляется как в сферах производства материальных благ, распределения, обмена и потребления, так и в развитии всех форм меж-

дународных экономических отношений и способствует этому развитию.

В современных условиях эти процессы называют глобализаций экономики. Такое отождествление двух понятий вполне правомерно, однако лишь с той оговоркой, что глобализация представляет собой новую ступень интернационализации, на которую она поднялась лишь на исходе XX столетий. Для современного этапа процесса глобализации характерен процесс интернационализации хозяйственной жизни (бывшие республики СССР и страны Центральной и Восточной Европы) - внедрение единых международных стандартов (технологических, экологических, статистических, бухгалтерских, финансово-экономической политики, а также унификации требований к налоговой политике, политике в области занятости и т.д.)35.

Другой чертой, определяющей развитие современной мировой экономики, является транснационализация экономической жизни, во многом определяющая развитие современной мировой экономики, ее структуру Это многоплановый, многоуровневый процесс, в котором участвуют не только его основные субъекты - транснациональные корпорации (ТНК) и государства в лице своих правительственных структур, но и международные организации, региональные объединения и группировки.

Под ТНК понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решения, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения наивысшего результата - прибыли36.

Процесс транснационализация набирает силу в России. Среди наиболее крупных участников зарегистрированных ФПГ такие промышленные предприятия, как Магнитогорский, Западно-Сибирский, Красноярский алюминиевые заводы, АО «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «ОНЭКСИМбанк», «МЕНАТЕП», «АВТОБАНК» и др. Их отличает достаточно широкая диверсификация, охватывающая больше 100 направлений деятельности.

Как утверждает Е.Д. Хавелинская, опыт организации и функционирования современных ТНК свидетельствует о том, что их эффективность во многом определяется степенью согласованности

действий внутри страны и на мировой арене. При этом государственное регулирование процессов концентрации и развития собственности корпораций во многом сглаживает противоречия, объективно возникающие при слиянии и поглощении фирм. Тем самым облегчается реализация основных стратегических целей, как предпринимательских структур, так и экономической политики государства в целом37.

Производство сложного товара - многоступенчатый процесс, происходящий часто на разных предприятиях. Движение сырья, комплектующих и полуфабрикатов сопровождается заключением договоров, составлением актов и тому подобными информационными акциями.

Чтобы наладить успешное производство, требуется определенная концентрация инвестиционных и оборотных средств. Обычно собственные финансовые средства компаний дополняются кредитами банков и других финансовых учреждений. У каждой финансовой операции есть своя стоимость, например, процент на кредит банка или дисконт на вексель.

Совокупность этих, по существу, информационных издержек, сопровождающих процесс производства, была названа Р. Коузом (нобелевским лауреатом 1991 года) трансакционными издержками. Р. Коуз и его последователи придавали этим издержкам первостепенное значение при обосновании рациональных размеров фирмы и интеграционных тенденций в производственном секторе. При этом обращается внимание на ценовой фактор трансакционных издержек и неравномерность информационного обеспечения участников сделок. Как отмечал другой нобелевский лауреат Д. Норт, "трансакционные издержки возникают вследствие того, что информация обладает ценой и асимметрично распределена между сторонами обмена"38.

Завершающая стадия воспроизводственного процесса - реализация продукта-товара. Здесь существенное значение имеет постоянное маркетинговое исследование изменяющегося рынка сбыта продукции и другие информационные работы, связанные с продажей товара (то есть информационный фактор играет очевидную определяющую роль).

Таким образом, две из трех стадий воспроизводственного процесса (НИОКР, собственно производство и реализация продукта-товара) практически чисто информационные, а во вто-

рой стадии информационная составляющая имеет значительный и все возрастающий удельный вес. Можно в связи с этим утверждать, что информационный, или точнее, информационно-финансовый фактор «пронизывает» все стадии процесса воспроизводства.

Ясно, что стремление минимизировать совокупные информационные издержки воспроизводства, часть которых составляют трансакцион-ные издержки, являясь малым интеграционным фактором интеграции банковского и промышленного капиталов, образует, в конечном итоге, основу развертывающегося процесса транснационализации экономической деятельности.

В современных условиях к традиционным факторам международного разделения труда, определяемых классической теорией сравнительных преимуществ, добавляются дополнительные факторы, в первую очередь связанные с информатизацией, научно-техническим процессом и проблемами экологии, которые со временем приобретают первостепенное значение39.

Глобализация мировой экономики - сложная, многоаспектная проблема, постоянно порождающая многочисленные научные дискуссии и поэтому на сегодня недостаточно откристаллизовавшаяся для того, чтобы иметь простое и однозначное толкование. За этим понятием скрывается множество явлений и одновременно протекающих процессов, а также проблем, которые затрагивают все человечество и которые принято называть глобальными проблемами современности. Семантически это понятие связано с английским словом «С1оЬе» (земной шар), которое не оставляет шансов на существование другим термином прочих семантических корней типа «мировизация» (русск.) или мондиализация (фр.). Из множества измерений понятия глобализации выделим два наиболее очевидных.

1. Общепланетарный масштаб интернационализации мировой экономики как логичный результат постоянно расширяющегося взаимодействия национальных экономик, когда это взаимодействие приобрело вид транснационализации, т.е. их взаимного проникновения и переплетения.

2. Универсализация или гомогенизация экономической жизни, которая под влиянием обмена знаниями, людьми, товарами, культурными ценностями и т.п. все более тяготеет к единым стандартам, принципам и ценностям40.

Как утверждают В.П. Колесов и М.Н.Ось-мова, развитие мировой экономики, начиная с последней четверти XX века, складывается под растущим влиянием глобальных или общемировых проблем. Возникновение этих проблем -очевидное проявление глобализации всемирного хозяйства, протекающей в конфликтной, проблемной, противоречивой форме41.

Одним из факторов проявления глобализации современной экономики является транснационализация производства. В свою очередь одним из факторов транснационализации является снижение трансакционных издержек.

Включение России в процессы глобализации также будет содействовать минимизации трансакционных издержек, усилению роли интенсивных факторов экономического роста.

Таким образом, превращение национального рынка в мировой является фактором роста трансакционных издержек для экономических агентов.

Подводя итог, необходимо отметить, что на основе проведенного анализа обстоятельств, которые повлекли за собой возрастания роли издержек обращения, можно увидеть, что в связи со сменой эпох происходили трансформация, усложнение, структурирование издержек обращения. В итоге нынешние издержки обращения иные, чем при К. Марксе, с учетом того, что сфера обращения выполняет не просто посредническую роль, но интегрируется и с производством, и потреблением. Также хозяйствующие субъекты должны учитывать возросшие трудности сбыта, когда нетрудно произвести, но трудно сбыть. Также приходится фиксировать гло-бализационные процессы.

Если применить историко-логический и политико-экономический подход, то с точки зрения политической экономии экономическая природа трансакционных издержек - это издержки обращения конгломератного типа.

Библиографический список

1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. - 6-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2004. - 1376с.

2. Дзарасов С. С. Политическая экономия. -М.: Политиздат, 1988. - 432с.

3. Загладина С. М. Капиталистическая торговля сегодня. - М.: Мысль, 1981. - 236с.

4. Загладина С. М. США: обращение товаров и услуг в экономике / С. М. Загладина; [АН СССР,

Ин-т мировой экономики и междунар. отношений]. -М.: Наука, 1975. - 271с.

5. Информация о социально-экономическом положении России. Федеральная служба статистики РФ (см. http://www.gks.ru/).

6. Козырев В. М. Основы современной экономики: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 528с.

7. Котлер, Филипп, Армстронг, Гари, Сондерс, Джон, Вонг, Вероника. Основы маркетинга: Пер. с англ. - 2-е Европ. Изд. - М.; СПб.; К.: Издательский дом "Вильямс", 2006. - 944с.

8. Литвинцева Г. П. Продуктивность экономики России и структурные сдвиги в производстве товаров и услуг // Вопросы статистики. - 2003. - № 4. -С. 11-17.

9. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2005. - 800с.

10. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В. П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М. Н. Осьмовой. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 480с.

11. Мовсесян А. Информационные аспекты транснационализации // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 2. - С. 121-129.

12. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. - 1997. - №3.

13. ОлейникА. Н. Институциональная экономика: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 416с.

14. Природа фирмы: пер. с англ. - М.: Дело, 2001. - 360 с. [Под ред. О. И. Уильямсона и С. Дж. Уинтера].

15. Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия): учебник. М.: «Дашков и К», 2003

16. Рыночная экономика: учебник. Том II. Основы бизнеса. - С. 71.

17. Фактор трансакционных издержек в теории и практике российских реформ: по материалам одноименного круглого стола / под ред. В. Л. Тамбовцева

- М.: МГУ, ТЕИС, 1998 - С. 12-14.

18. Хавелинская Е. Д., Крозе И. Мировая экономика: учебник / под ред. Е. Д. Хавелинской. - М.: Юрист, 1999. - 304с.

19. Хромов П. А. Экономическое развитие России. Очерки экономики России с древнейших времен до Великой Октябрьской революции. М.: Наука, 1967.

- 536с.

20. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 560с.

21. Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции / пер. с англ. Э. Г. Лейкина, Л. Я. Розовского / под ред. О. Я. Ольсевича. - М.: Издательство иностранной литературы, 1959. - 415с.

22. Черкасов Г. И. Рынок: регулирование рынка: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

23. Шумаев В. А. Логистика товародвижения. -М.: Издательский дом "НОВЫЙ ВЕК", 2001.

24. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. - 1995. - №5. - С. 98107, С. 100.

25. Бронников Максим. К вопросу о цене информации // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №1. - С. 78-83.

26. Эттингер Дж. Ван, Дж. Ситтиг. Боль-ше...через качество / пер с англ Е. М. Федотовой -Издательство комитета стандартов, мер и измерительных приборов при совете министров СССР, 1968.

Примечания

1 См.: Природа фирмы: пер. с англ. - М.: Дело, 2001. - 360 с. [Под ред. О. И. Уильямсона и С. Дж. Уинтера]. - С. 345-346.

2 См Загладина С. М. США: обращение товаров и услуг в экономике / С. М. Загладина; [АН СССР, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений]. -М.: Наука, 1975. - С. 5, 7.

Согласно В. Е. Хруцкому и И. В. Корнеевой, в условиях информационного взрыва предприятия должны уделять таким сферам, как реализация и сбыт продукции, эффективности маркетинга, экономии всех видов коммерческих расходов для увеличения своих доходов и улучшения финансового положения больше внимания, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. См.: Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - С. 28.

3 За десятелетия 1891-1900 гг. железнодорожная сеть России возросла на 73%, в результате чего наша страна с пятого места в мире по длине железных дорог перешла на второе. См.: Хромов П. А. Экономическое развитие России. Очерки экономики России с древнейших времен до Великой Октябрьской революции. М.: Наука, 1967. - С. 307, 359.

4 Для России имел первенствующее значение внутренний рынок; на внешний рынок вывозилась небольшая часть сельскохозяйственной и еще меньшая часть промышленной продукции страны. Довольно быстро, хотя и несколько менее интенсивно, чем железнодорожный транспорт, развивался водный транспорт: росло число пароходов, их грузоподъемность и вместимость, количество грузов, перевозимых по воде, число рабочих и т.д. За последнюю четверть XIX в. объем грузовых перевозок водным путем возрос примерно в 2 раза, а по железным дорогам - в 3 раза; на водный транспорт в конце века приходилось около трети всего объема грузовых перевозок. См.: Там же. - С. 307, 359.

5 См.: Олейник А. Н. Институциональная экономика: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. -416с. - (Серия "Высшее образование"). - С. 142.

6 Фактор трансакционных издержек в теории и практике российских реформ: по материалам одноименного круглого стола / под ред. В. Л. Тамбовцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- М.: МГУ, ТЕИС, 1998 - С. 12-14.

7 Литвинцева Г. П. Продуктивность экономики России и структурные сдвиги в производстве товаров и услуг // Вопросы статистики. - 2003. - № 4. - С. 11-17, С. 14.

8 Там же. - С. 14.

9 См.: Там же. - С. 14.

10 См.: Хромов П. А. Экономическое развитие России. Очерки экономики России с древнейших времен до Великой Октябрьской революции. М.: Наука, 1967. - 536с.

11 См.: Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - С. 28, 30.

12См.: Дзарасов С. С. Политическая экономия.

- М.: Политиздат, 1988. - С. 102.

13 См.: Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - С. 182-190.

14 См.: Маркетинг менеджмент. 11-е изд. / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2005. - 800с. - (Серия "Теория и практика менеджмента")., С. 657.; Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Указ. соч. С. 348-350.; Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. -6-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2004.

- 1376с. - С. 1021.

15 См.: Котлер, Филипп, Армстронг, Гари, Сон-дерс, Джон, Вонг, Вероника. Основы маркетинга: пер. с англ. - 2-е Европ. изд. - М.; СПб.; К.: Издательский дом "Вильямс", 2006. - 944с. - С. 541.

16 Необходимо отметить следующее, что потребителя становится все труднее завоевать, он становится все более избирательным в своем выборе, и это тоже особенность хозяйствования в новых условиях.

17 Эттингер Дж. Ван, Дж. Ситтиг. Больше...-через качество. / пер. с англ. Е. М. Федотовой - Издательство комитета стандартов, мер и измерительных приборов при совете министров СССР, 1968. - 92. -С. 9.

18 См.: Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции / Перевод с английского Э. Г. Лей-кина, Л. Я. Розовского / под ред. О. Я. Ольсевича. -М.: Издательство иностранной литературы, 1959. -415с. - С. 191-192.

19 Современная рыночная экономика развитых стран выпускает около 25000000 наименований товаров. Они перемещаются в виде потребительских продуктов; капитальных инвестиционных товаров

производственного назначения; материальных и нематериальных услуг.

20 См.: ШумаевВ. А. Логистика товародвижения.

- М.: Издательский дом "НОВЫЙ ВЕК", 2001. - 194с.

- С. 91.

21 См.: Загладина С. М. Капиталистическая торговля сегодня. - М.: Мысль, 1981. - 236с. - С. 8.

22 Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 560с. - С. 40.

23 По сведениям зарубежной литературы, средние фирмы затрачивают на маркетинговые исследования гораздо меньшую долю своего бюджета (1,5%), чем крупные (3,5%). Фирмы, выпускающие товары потребительского назначения, также затрачивают на маркетинговые исследования большую долю оборота (0,08%), чем фирмы, выпускающие товары промышленного назначения (0,04%). См.: Шумаев В.А. Логистика товародвижения. - М.: "Издательский дом "НОВЫЙ ВЕК", 2001. - 194с. - С. 81, 83.

24 См.: Шумаев В. А. Указ. соч. - С. 91, 113-114.

25 Доля затрат на рекламу составляет на предприятии 1,5 - 2% общего оборота. См.: Шумаев В. А. Указ. соч. - С. 103.;

В абсолютном выражении бюджет расходов на рекламу увеличился за 1999-2002 гг. на 37 тыс.долл., а доля этих расходов в объеме продаж за этот же период снизился. См.: Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 560с. - С. 286.

26 Согласно С. М. Загладиной, возрастает роль обращения в налаживании прямых и обратных связей между производством и потреблением. См.: Заг-ладина С. М. США: обращение товаров и услуг в экономике / С. М. Загладина; [АН СССР, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений]. - М.: "Наука", 1975. - 271с. - С. 15.

27 См.: Рыночная экономика. Учебник. Том II. Основы бизнеса. - С. 71.

28 Как указывает П.А. Хромов в своей работе, что по весьма грубым подсчетам промышленная продукция России увеличилась за весь период промышленного капитализма в 7 раз с лишним. Автор отмечает, что темп роста промышленности в России был выше, чем в Англии, Франции и даже Германии, развивавшейся в этот период относительно быстро. См.: Хромов П. А. Экономическое развитие России. Очерки экономики России с древнейших времен до Великой Октябрьской революции. М.: Наука, 1967. - 536с.

- С. 283.

29 Как указывает П.А. Хромов, численность рабочих в промышленности увеличилась в значительной меньшей степени, чем поднялся выпуск продук-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.