14. Conducting research on the development of long-term development of the forecast internal and external markets, the main types of agri-cultural products based on international models AGLINK -COSIMO (in cooperation with the OECD) report / SSI «Russian Institute of Agricultural prob-lems and computer science,» 2009 g, 194 p.
15. Russia in figures. 2012: Krat. Stat. Sb./Rosstat-M. 2012. - 573 p.
16. Samygin D. Yu. Agriculture support by WTO rules: regional aspect / D. Yu. Samygin // Rural economics of Russia. - 2012. - No. 8 - P. 27-34
17. Ushachev IG State program of development of agriculture Islands and the regulation of agricultural products and raw-Food for 2013 - 2020 years.: Scientific Software / IG Ushachev // Economics of Agriculture of Russia. - 2013. - № 4 - P. 5-11.
УДК 908.470.40
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Н. В. Корягина, канд. с.-х. наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», т. 8 (8412) 628-386
М. С. Акимова, канд. экон. наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Пензенский ГУАС», т. 8 (8412) 494-847
Переход сельских территорий к устойчивому развитию является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, обеспечивающей эффективное использование имеющегося потенциала экономики страны.
Цель исследований - анализ социально-экономических предпосылок развития, а также факторов, влияющих на спрос и предложение изделий народных художественных промыслов Пензенского региона.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод: формирование расширяющегося спроса на изделия народных художественных промыслов продиктовано ростом материальных доходов населения, ростом национального самосознания, ростом туризма в самых разнообразных формах (загородные пикники и рыбалки, посещение исторически значимых мест, монастырей). Важными факторами расширения спроса на изделия народных промыслов могут являться индивидуальное строительство, спрос на изделия религиозного характера и просто расширение частного заказа для бытовых целей. Большинство этих направлений связано с ростом интереса к национальным традициям.
Ключевые слова: народный художественный промысел, устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни, занятость сельского населения.
В российском обществе осознана необходимость целенаправленного и комплексного развития сельских территорий, так как они служат источником незаменимых общественных благ, выполняют множество важнейших функций (производственную, экологическую, рекреационную, социально-демографическую, культурную, политическую и др.) и являются одним из основополагающих факторов устойчивого и диверсифицированного развития России [12].
На сегодняшний день устойчивое развитие сельских территорий определяется как стабильное социально-экономическое развитие, обеспечивающее достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель [1, 14, 15].
В сельской местности имеются многие виды ресурсов и условия, позволяющие местным жителям осуществлять разнообразные виды деятельности. Состав и количество видов этой деятельности могут существенно варьировать в зависимости от природно-экономических особенностей территорий и ряда других особенностей [2].
В России сельские территории занимают 11,4 млн. квадратных километров (2/3 общей площади), а в Пензенской области примерно 30,4 тыс. квадратных километров, что составляет 70,3 % от общей площади. Последняя Всероссийская перепись населения выявила суровые факты. Оказалось, что в нашей стране имеется 13 086, а в области - 73 сельских населенных пункта, в которых нет ни одного жителя. Коли-
Нива Поволжья № 3 (28) 2013 137
чество сел и деревень, где проживает 100 и менее человек, еще больше: в России их 34 003, а в Пензенской области 641 [3].
Село как социально-территориальная подсистема общества выполняет ряд важнейших общенациональных функций:
- производственную - удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье для промышленности, продукции лесного, охотничье-промыслового и рыбного хозяйства, другой несельскохозяйственной продукции;
- демографическую - пополнение демографического потенциала страны;
- трудоресурсную - обеспечение города рабочей силой, мигрировавшей из села, прежде всего на рабочих местах, не востребованных горожанами; использование на городских предприятиях трудоспособного сельского населения, проживающего в пригородах; привлечение трудоспособного сельского населения для работы на размещаемых в сельской местности городскими хозяйствующими субъектами предприятиях (филиалах);
- социально-культурную - воспроизводство историко-культурных ценностей, сохранение и развитие традиционной культуры народов Российской Федерации;
- природоохранную - поддержание экологического равновесия на всей территории страны, сохранение, восстановление и улучшение потенциала живой природы -почвы, воды, растительности, атмосферы, сохранение природных и культурных ландшафтов, содержание заповедников, заказников, национальных парков;
- рекреационную и агрорекреационную -размещение в сельской местности учреждений отдыха, оздоровления и туризма, дач и садово-огородных участков горожан, другие формы отдыха на природе, предоставление в пользование рекреационным учреждениям и отдельным гражданам в период отдыха объектов сельской социальной и инженерной инфраструктуры;
- жилищную - размещение на сельских территориях жилых домов граждан, имеющих доходное занятие в городе, предоставление им в пользование объектов сельской социальной и инженерной инфраструктуры;
- пространственно-коммуникационную -размещение и обслуживание дорог, линий электропередачи, связи, водопроводов и других инженерных коммуникаций;
- социального контроля над территорией - содействие органам государственной власти и местного самоуправления в обеспечении общественного порядка и безо-
пасности на малолюдных территориях и в поселениях, охране пограничных зон, недр, земельных, водных и лесных ресурсов, флоры и фауны.
Выполнение селом указанных функций -важнейшее условие успешного социально-экономического развития страны [1, 10, 13].
Народные промыслы являются органической частью отечественной культуры и одновременно представляют собой одну из составляющих экономики нашей страны. Россия относится к числу немногих стран, сумевших сохранить исторические традиции и стилевые особенности народных художественных промыслов.
Народный художественный промысел -одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов [4].
В соответствии с законом к организациям народных художественных промыслов принято относить организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия НХП, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 % [4].
На сегодняшний день использование ресурсов народного художественного творчества и ремесла необходимо в формировании потенциала будущего социально-экономического развития сельских территорий Пензенской области.
В Пензенской области сельская местность по приблизительным оценкам занимает 70,3 % территории, где проживает 33 % (456,2 тыс. чел.) населения региона. Социально-экономические процессы, происходящие в последнее время, негативно отразились на уровне жизни и общей ситуации на селе. Несмотря на увеличение производства и повышение доходности отраслей агропромышленного комплекса, укрепление финансового положения товаропроизводителей, значительных положительных сдвигов как в экономическом, так и в социальном плане в развитии сельских территорий Пензенской области не произошло. В условиях резкого обострения демографической и трудоресурсной ситуации переход от существующей неэффек-
■ 6%
08,4%
151,3%
■ Художественная обработка дерева
□ Производство художественной керамики
■ Художественная обработка металлов
■ Производство изделий из стекла
□ Ткачество, пуховязание
■ Прочие
19,3%
Структура видов производства изделий народных художественных промыслов
Пензенской области
тивной отраслевой и территориальной структуры сельской экономики к новой социальной и инновационной модели развития приобретает характер императива. Применяются инновационные технологии, и одновременно стимулируется рост малых форм хозяйствования, занимающихся несельскохозяйственными видами деятельности, в частности народными художественными промыслами [5].
Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Развитию народных художественных промыслов способствовало обилие природных ресурсов области (глина, песок, леса), например, Спасский район богат глиняными месторождениями полезных ископаемых, и именно там зародилось гончарное ремесло, а в XIX веке с. Абашево Спасского района являлось центром гончарного ремесла России.
В настоящее время в Пензенской области существует 9 видов производств народных художественных промыслов, основным из которых является художественная обработка дерева и других растительных материалов. Доли ее и других видов производств в общем объеме выпускаемой продукции представлены на рисунке.
Основным из видов производств изделий народных художественных промыслов является художественная обработка дерева, доля которого составляет 51, 3 % от общего объема выпускаемой продукции. Другие виды производств составляют:
- производство художественной керамики - 9,3 %;
- художественная обработка металлов - 9 %;
- производство изделий из стекла - 8,4 %;
- ткачество, пуховязание - 6 %;
- прочие виды (валяльный промысел, лозоплетение, лыкоплетение, плетение из ивы, вышивка) - 16 % [5].
В настоящее время в области имеется более 20 организаций, производящих изделия народных художественных промыслов, в том числе 9 организаций, в общем объеме производства которых изделия народных художественных промыслов составляют более 50 процентов. Численность работающих во всех организациях, производящих изделия народных художественных промыслов, - 1500 человек. Кроме того, более 500 мастеров работают вне организаций - на дому как индивидуальные предприниматели [6].
Осенью 2011 года прошел IV инвестиционный форум Пензенской области, на котором в теме круглого стола «Усиление роли малого и среднего бизнеса в инвестиционной деятельности» говорилось о развитии народных промыслов и ремесел, были представлены работы пензенских мастеров.
Представляется очень важным вопрос о структуризации понятий спроса и предложения в народных промыслах в свете политэкономических и институциональных аспектов [7].
Первым, на наш взгляд, наиболее значимым фактором увеличения спроса на продукцию народных промыслов можно считать рост доходов населения, что в свою очередь вызывает подвижки в распределении расходной части этих денег. Естественно, с ростом доходов растет и уровень жизни, а значит, люди все больше денег тратят на повышение качества жизни, куда входит не только повышение качества потребляемых продуктов питания, но
Нива Поволжья № 3 (28) 2013 139
и создание индивидуального, этнокультурного окружения, где роль изделий народных промыслов будет постоянно возрастать. Например, в 2002 году плетение изделий из лозы в селе Засечное Пензенского района Пензенской области начиналось с плетения корзин, декоративных блюд и абажуров. Но уже в 2005 году они перешли на изготовление плетеной мебели, а в 2006 по частным заказам оплетали лозой целые кабинеты и комнаты, создавая неповторимый национальный колорит.
Вторым значительным фактором расширения спроса на изделия народных промыслов является рост индивидуального жилищного строительства. Люди стремятся украсить свое жилье, причем это не только сувениры, но и резная мебель из ценных пород дерева, сделанная на заказ, изготовление декоративных и натуральных каминов с элементами ручной ковки и многое другое.
Третьим, одним из определяющих факторов спроса на изделия народных промыслов можно считать развитие сельского туризма. В последние годы активно увеличивается подвижность населения, что расширяет зону общения людей. А желание оставить что-нибудь на память о местах посещения стимулирует рост доли народных промыслов в сувенирной промышленности. Причем именно изделия, сделанные руками, а не машиной, сохраняют частичку живого тепла села, региона или целого государства.
Четвертым фактором, существенно влияющим на спрос, могут являться этнокультурные традиции, свойственные для каждого региона. К подобным традициям могут быть отнесены традиции дарения на свадьбу, при встрече друзей, дарения на отмечаемые даты, как личного, так и общественного характера, традиции дарения при проведении религиозных обрядов и т. д.
Отдельной статьей спроса могут быть изделия народных промыслов при проведении религиозных обрядов, более того, здесь уместно сказать и о религиозных сувенирах, начиная от календарей с церковной атрибутикой до культовых ювелирных украшений. Отдельно в этом ряду могут стоять рукописные иконы и домашние иконостасы.
И, наконец, немаловажную роль в создании и воспроизводстве рынка народных промыслов играют особенности местного законодательства, особенности налоговой политики, политические приоритеты, свя-
занные с национальными традициями, и многое другое [11].
На предприятия народных художественных промыслов воздействуют различные экономико-социальные факторы. Прежде всего, это наличие на рынках большого числа изделий зарубежных производителей (Китай, Польша, Корея, Белоруссия), причем государственные органы власти предпочитают не замечать несоответствие предлагаемых товаров стандартам России в области качества (по большей части эти изделия являются контрафактными). Ниша, занимаемая зарубежными производителями, низкоценовая. За счет присутствия этого конкурентного преимущества часть потенциальных покупателей переключается на зарубежных товаропроизводителей. Российским промыслам невозможно достичь такого уровня цен в силу множества причин. В частности, специфика народных художественных промыслов, заключающаяся в значительной доле ручного творческого труда, не позволяет использовать стандартные процедуры улучшения хозяйственной деятельности, ограничено применение механизации и автоматизации, также высоки энергозатраты и транспортные расходы. Все это заставляет товаропроизводителя поддерживать более высокий уровень цен на свои изделия.
Следующей причиной снижения спроса можно назвать отсутствие системного государственного подхода в области налаживания инфраструктуры товаропроводящей сети для товаров народных художественных промыслов не только на зарубежном рынке, но и в самой России. Связанная с этим сложность продвижения изделий народных художественных промыслов, слабая информированность потенциальных покупателей, особенно туристов (как российских, так и зарубежных), уменьшают возможности реализации и в конечном итоге могут привести к «отключению» статуса народных художественных промыслов.
Конечно, существуют не только внешние проблемы развития предприятий промыслов. К внутренним проблемам области можно отнести:
- проблемы сохранения традиционного качества изделий при общем снижении покупательского спроса на дорогие эксклюзивные товары;
- трудности с поддержкой и развитием системы ученичества в области ремесел, возникающие отчасти от падения интереса молодежи ко всему «исконно русскому», отчасти из-за отсутствия во многих регионах профессиональных учебных заведе-
ний, готовящих мастеров народных промыслов;
- финансовая нестабильность (растущие дебиторские задолженности, сложности с обновлением основных фондов, невозможность участия в выставках и ярмарках и прочие) [8].
Еще одной проблемой является восприятие изделий народных художественных промыслов в первую очередь как сувенирной продукции. Однако изделия народных художественных ремесел не только вносят частичку народной духовности в окружающий нас мир, они имеют и функциональное значение - служат элементом костюма, оригинальным аксессуаром к нему или предметом интерьера. Несомненно, данное обстоятельство - восприятие и позиционирование художественных изделий только как сувенирной продукции -существенно снижает количество заинтересованных в нем людей, а следовательно, и объемы реализации - ведь сувениры приобретают намного реже, чем предметы быта.
В соответствии с выделенными проблемами перед предприятиями народных художественных промыслов стоят цели:
1. Экономического характера:
- перейти в рыночную экономику и, постепенно повышая эффективность своего производства за счет выхода на новые рынки и возможного внедрения инноваций в технологический процесс на тех его стадиях, где это возможно (при условии, что не будет теряться художественный уровень изделий), улучшить экономические показатели деятельности - прибыль, рентабельность;
- повысить инвестиционную привлекательность области.
2. Социального характера:
- обеспечить мастерам и работникам народных художественных промыслов лучшие условия труда и справедливое вознаграждение за него;
- улучшить систему наставничества и ученичества за счет наработки связей с образовательными учреждениями, начиная
с младшего школьного звена, за счет этого обновить кадровую структуру.
3. Культурного характера:
- сохранить то традиционное качество и мастерство, которые и сегодня, и в будущем достойно представят область [9].
Основными задачами предприятий промыслов в Пензенской области на ближайший период можно считать:
1. В области товарной политики - применение традиционных технологий в создании изделий и расширение ассортимента в сторону уникального товара с ярко выраженной национальной колористикой.
2. В области ценообразования - невозможно снижение цен на изделия народных художественных промыслов даже в условиях усиливающейся конкуренции с зарубежными товаропроизводителями, а при условии расширения ассортимента в сторону уникальных товаров - цена должна отражать неповторимость и значимость изделия для покупателя, борьба с конкурентами методами неценовой конкуренции.
3. В области продвижения как инструмента информационного воздействия на потребителя следует использовать все доступные на сегодняшний день коммуникативные каналы. В частности, перспективно продвижение предприятий и изделий народных художественных промыслов на внутреннем и внешнем рынке за счет развития ярмарочно-выставочной деятельности, использования каналов глобальных и региональных сетей. Применение современных маркетинговых технологий позволит оповестить потенциальный целевой сегмент о наличии и ассортименте товара народных художественных промыслов.
4. В области законодательного лоббирования предприятия народных художественных промыслов должны отстаивать интересы через представителей Ассоциации «Народные художественные промыслы России», Гильдии российских ремесленников, Фонда «Русское подворье», Палаты ремесленников Пензенской области и прочих, связанных с этой сферой, общественных организаций.
Литература
1. Российская Федерация. Правительство. Распоряжения. Об утверждении концепции устойчивого развития сельских территорий на период 2020 года: распоряжение Правительства от 30 ноября 2010 г. № 2136-р [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант Плюс».
2. Филипова, Е. Н. Сельские народные промыслы и ремесла как экономическая категория / Е. Н. Филипова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2012. - № 2. -С. 140-142.
3. Демографический ежегодник России. 2010 г.: стат. сб. - М.: Росстат, 2010. - С. 25, 38.
4. Российская Федерация. Законы. О народных художественных промыслах: федер. закон [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант Плюс».
Нива Поволжья № 3 (28) 2013 141
5. Ломакин, А. А. Разработка и реализация инновационных проектов для достижения устойчивого развития сельских территорий Пензенской области / А. А. Ломакин. - Пенза: ПГСХА, 2010. - С. 202-204.
6. Правительство Пензенской области [Электронный ресурс] // http://www. реп2а. ги.
7. Дубровский, П. С. Структуризация понятия «народные промыслы» / П. С. Дубровский // Экономика образования. - 2010. - № 1. - С. 27.
8. Васильева, М. В. Проблемы функционирования предприятий народных художественных промыслов на современном этапе / М. В. Васильева // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2008. - Т. 2, № 21. - С. 52-59.
9. Российская Федерация. Министерство промышленности и торговли. Приказы. Об утверждении концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года: приказ Министерства промышленности и торговли от 24.09.2009 № 854 [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант Плюс».
10. Корягина, Н. В. Народно-художественный промысел как инструмент социально-экономического развития сельских территорий (на примере Пензенской области): монография / Н. В. Корягина, М. С. Акимова. - Пенза: ПГУАС, 2013. - 124 с.
11. Крайний, А. А. Возрождение традиций / А. А. Крайний // Пензенская правда. - № 3, 2011.
12. Мищенко, И. В. Основные факторы устойчивого развития сельских территорий / И. В. Мищенко // Экономика. - 2008. - 268 с.
13. Безудалов, И. Н. Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий: автореф. дис. ... канд. экон. наук / И. Н. Безудалов. - М., 2007.
14. Российская Федерация. Министерство промышленности и торговли РФ. Приказы. Об утверждении перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов: приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15.04.09 № 274 [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант Плюс».
15. Российская Федерация. Министерство промышленности и торговли РФ. Приказы. Об утверждении перечня организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета: приказ Министерства промышленности и торговли от 22.06.10 № 509 [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант Плюс».
UDK 908.470.40
SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES: PECUILIARITIES OF ORGANIZING NATIONAL ART CRAFTS (ON THE MATERIALS OF PENZA REGION)
N. V. Koryagina, candidate of agricultural sciences, assistant professor
FSBEE HPT «Penza SAA», t. 8(8412) 628-386 M. S. Akomova, candidate of economic sciences, assistant professor FSBEE HPT «Penza SUAB», t. 8(8412) 494-847
The article deals with the transition of rural districts to the sustainable development as one of the most urgent strategic goals of state policy which provides effective use of economic potential of the country.
The aim of the research is to analyze socio-economic background of the development and factors influencing the demand and supply for national art crafts in Penza region.
The result of the analysis one can make a conclusion: the growing demand for national art crafts is reasoned by growing welfare of the population, growth of national consciousness and tourism in various forms (countryside picnics and fishing, visiting historical places, monasteries). The important factors of growing demand for national art crafts can be individual housing construction, things of religious character and products for household. Most of these directions are connected with growing interest to traditions.
Key words: national art crafts, sustainable development of rural territories, growing welfare of the population, rural employment.
References:
1.russian Federation. Government. Orders. About establishment of the concept of sustainable development of rural territories for the period up 2020 [electronic resource]: Government order from 30th of November 2010 № 2136-p // Law system «Consultant Plus».
2. Philipova, Ye. N.rural national art crafts as economic category / Ye. N. Philipova // Vestnik of Altai state agrarian university. - 2012. - № 2. -P. 140-142.
3. Demographic annual book of Russia. 2010: statistic collection. - M.: Rosstat, 2010. - P. 25-38.
4.russian Federation. Laws. About national art crafts [electronic resource]: federal law // Law system «Consultant Plus».
5. Lomakin, A. A. Development and realization of innovative projects for achieving sustainable development of rural territories of Penza region: scientific article / A. A. Lomakin. - Penza, PSAA, 2010. -P. 202-204.
6. Government of Penza region [electronic resource] // http://www. penza.ru
7. Dubrovsky, P. S. Structuring of the concept «national art crafts» / P. S. Dubrovsky // Economics obrazovaniya. - 2010. - № 1. - 27 p.
8. Vasilyeva, M. V. Problems of enterprises of national art crafts working on the present stage / M. V. Vasilyeva // North and market: formation of economic order. - 2008. - Vol. 2, № 21. - P. 59-62.
9.russian Federation. Ministry of industry and trade. Orders. About establishment of concept of state support of national art crafts enterprises for the period up to 2015 [electronic resource]: order of Ministry of industry and trade from 24.09.2009 № 854 // Law system «Consultant Plus».
10. Koryagina, N. V. National art crafts as an instrument of social-economic development of rural territories (on the example of Penza region) [Monography] / N. V. Koryagina, M. S. Akimova. - Penza: PSUAB, 2013. - 124 p.
11. Krainy, A. A. Revival of traditions / A. A. Krainy // Penzenskaya pravda. - № 3. - 2011.
12. Mishenko, I. V. Main factors of sustainable development of rural territories / I. V. Mishenko // Economics. - 2008. - 268 p.
13. Bezudalov, I. N. Many functional character of agriculture and sustainable development of rural territories: abstract diss. candidate of economic sciences / I. N. Bezudalov. - M., 2007.
14.russian Federation. Ministry of industry and trade. Orders. About the establishment of items of production types and groups of goods of national art crafts according to which things are referred to the national art crafts [electronic resource]: order of Ministry of industry and trade RF from 14.04.09 № 274 // Law system «Consultant Plus».
15.russian Federation. Ministry of industry and trade. Orders. About the establishment of organizations list of national art crafts that are supported by federal budget [electronic resource]: order of Ministry of industry and trade RF from 26.06.10 № 509 // Law system «Consultant Plus».
УДК 631.1
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ФАКТОРЫ И МЕТОДИКИ
Р. Н. Сайранов, канд. экон. наук, профессор; А. Р. Зидымаков*; Т. В. Вострецова, канд. экон. наук
ФГБОУ ВПО «Башкирский ГАУ», Россия, e-mail: [email protected]; *ОАО «Торговая компания АПК «Черкизовский»
Современная государственная аграрная политика направлена на повышение стандартов социально-трудовых отношений на селе. Это обусловливает необходимость справедливой оценки качества труда и его вознаграждения. Цель исследования заключалась в уточнении факторов тарификации труда и разработке универсальных методик оценки труда в условиях модернизации отрасли. Предложены альтернативные методики оценки труда в сельском хозяйстве: тарификация работ и тарификация работников. Методики основаны на использовании аналитического метода оценки трудовых процессов. Выбор методики зависит от размера предприятия. Для крупных предприятий целесообразно использование тарификации работ, для малых и средних - тарификации работников. Обоснованы тарифообразующие факторы тарификации работ: сложность, ответственность и условия труда. Фактор сложности работ при тарификации работников заменяется фактором «квалификация рабочего». Разработанные методики легко адаптируются к использованию на предприятии и позволяют разработать собственные тарифно-квалификационные справочники.
Ключевые слова: сельское хозяйство, материальное стимулирование труда, качество труда, тарификация труда, тарифная система.
Вступление России в ВТО обусловливает необходимость поиска путей вывода отечественного сельского хозяйства из затяжного кризиса на конкурентоспособный и эффективный уровень развития. Опыт ра-
боты успешных сельскохозяйственных предприятий показывает, что возможности для этого следует искать в первую очередь в повышении эффективности использования человеческого потенциала и грамотном
Нива Поволжья № 3 (28) 2013 143