Научная статья на тему 'СТРУКТУРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ, ВКЛЮЧАЯ РДА'

СТРУКТУРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ, ВКЛЮЧАЯ РДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
умственная отсталость / детский аутизм / структурированное обучение / mental retardation / childhood autism / structured learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вельбой Е.В.

В статье описан особый подход к обучению обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также множественными нарушениями развития, включая РДА. Несмотря на тяжесть расстройства этой категории обучающихся, необходимо создать для них условия, которые помогут достичь максимальной степени самостоятельности в обучении, снизить тревожность и стресс. При этом сочетаются два аспекта: максимально возможная интеграция и создание комфортных условий обучения, которые помогут обучающимся с умеренной тяжёлой умственной отсталостью социализироваться в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вельбой Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURED EDUCATION AND PARENTING WITH MODERATE TO SEVERE MENTAL RETARDATION AND MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISABILITIES, INCLUDING RDA

The article describes a special approach to teaching students with moderate and severe mental retardation, as well as multiple developmental disorders, including RDA. Despite the severity of the disorder of this category of students, it is necessary to create conditions for them that will help them achieve the maximum degree of independence in learning, reduce anxiety and stress. At the same time, two aspects are combined: the maximum possible integration and the creation of comfortable learning conditions that will help students with moderate severe mental retardation to socialize in society.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ, ВКЛЮЧАЯ РДА»

УДК 37

Вельбой Е.В.

Школа №7 (г. Благовещенск, Россия)

СТРУКТУРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ, ВКЛЮЧАЯ РДА

Аннотация: в статье описан особый подход к обучению обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также множественными нарушениями развития, включая РДА. Несмотря на тяжесть расстройства этой категории обучающихся, необходимо создать для них условия, которые помогут достичь максимальной степени самостоятельности в обучении, снизить тревожность и стресс. При этом сочетаются два аспекта: максимально возможная интеграция и создание комфортных условий обучения, которые помогут обучающимся с умеренной тяжёлой умственной отсталостью социализироваться в обществе.

Ключевые слова: умственная отсталость, детский аутизм, структурированное обучение.

Приоритетной задачей российской современной образовательной политики является создание условий для качественного образовательного процесса, обеспечение равных возможностей для получения обучающимися качественного образования независимо от социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целью нашей практической деятельности является создание благоприятных условий для социальной адаптации и социализации обучающихся.

Для достижения этой цели мы определили следующие задачи:

- создать условия для формирования базовых учебных действий,

- создать условия для формирования отношения к себе как к личности, способной развиваться,

- создать условия для обучения обучающихся практическим действиям, позволяющим адаптироваться в обществе.

- формирование ключевых компетенций обучающихся.

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении и

воспитании к каждому обучающемуся, позволяют нам учитывать возможности каждого обучающегося и достигать поставленных целей. Поэтому в учебно-воспитательном процессе большое внимание уделяется индивидуальному подходу.

На уроках в работе с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и множественными нарушениями в развитие, большое внимание уделяется коррекционно-развивающему компоненту образовательной среды. При этом вовремя подготовке к уроку нами учитывается, что любой образовательный метод, включенный нами в урок или в занятие, должен решать конкретную задачу (повторить, закрепить, изучить и т.д.) и инструкции, используемые на занятиях и уроках должны быть краткими и чёткими, так как обучающиеся с данными нарушениями не воспринимают многозвеньевых инструкций, для них они являются шумом, иногда выступают в роле раздражителя.

Столкнувшись с проблемами в обучении обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также РДА, мы начали изучать опыт работы других педагогов. При изучении материалов познакомились с метод структурированного обучения.

Структурированное обучение - это стратегия обучения, разработанная департаментом ТЕАССН (Лечение и образование детей с аутизмом и другими коммуникативными расстройствами) Университета Северной Каролины. Структурированное обучение - это подход к обучению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках стратегии используются различные методы обучения навыкам (визуальная поддержка,

коммуникационная система PECS посредством обмена картинками, сенсорная интеграция, прикладной поведенческий анализ, музыкальные/ритмические стратегии) [5].

Эрик Чоплер, основатель кафедры ТЕАССН в начале 1970-х годов, дал обоснование структурированного обучения в своей докторской диссертации. Она заключалась в том, что обучающимся с ограниченными возможностями здоровья легче обрабатывать визуальную информацию, чем вербальную на слух [2].

Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и характеристик обучающихся, связанных с природой РДА и умственной отсталости. Это помогает создать определенные условия, в которых обучающегося следует учить тому, как учиться.

Работа по методу структурированного обучения помогает обучающимся понять требования учителя. На уроках и занятиях учитель использует визуальные опорные сигналы, в виде визуальных и тактильных подсказок которые помогают обучающимся с РДА и умеренной и тяжёлой умственной отсталостью сосредоточиться на актуальной информации [6].

Для работы над проблемным поведением и созданием учебной среды структурированный метод предлагает нам конструктивный подход. Использование конструктивного подхода помогает свести к минимуму стресс и тревогу, характерные для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, и сопутствующими множественными нарушениями в развитие.

Структурированное обучение повышает уровень самостоятельности обучающихся (выполнение заданий без подсказки взрослого), что является важным и универсальным навыком.

Основными компонентами структурированного обучения являются [3]:

1. Структурированное пространство. Это создание таких условий, которые позволяют в полной мере усвоить учебный материал. В связи с этим важно, как мы расставляем мебель и материалы для обучения в разных зонах

классной комнаты. Визуальные подсказки помогут обучающимся лучше ориентироваться в пространстве и меньше полагаться на помощь взрослых.

2. Визуализированное расписание является одним из наиболее важных компонентов структурированной учебной среды, которая сообщает обучающемуся, какие занятия будут проводиться, какие действия надо совершить и в какой последовательности. В своей работе мы используем карточки РЕСS так как обучающиеся не владеют устной и письменной речью, они подходят для создания визуального расписания и позволяют наглядно воспринимать информацию. А также поддерживать обучающимся общение с учителем, и учителю с обучающимися.

Визуализированные расписания важны для обучающихся с РДА, умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, а также другими нарушениями в развитие по следующим причинам:

• Они помогают преодолеть трудности, возникающие из-за слабой последовательной памяти, не понимания и ориентации во времени, и организовать время обучающегося.

• Помогает обучающимся с трудностями восприятия многозвеньевой инструкции и отсутствием речи как средства коммуникации, понять требования учителя.

• Снизить уровень тревожности и частоту проявления поведенческих проблем у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью и РДА за счет высокого уровня предсказуемости.

• Расписания уточняют, какой вид деятельности происходит в течение определенного периода времени (например, перемена после урока или урок), а также подготавливают обучающихся к возможным изменениям в деятельности.

• Помогает обучающимся самостоятельно переходить от одного вида деятельности к другому, из одного кабинета в другой, указывая ему, куда ему нужно идти после завершения конкретной работы или конкретного занятия. Визуализированное расписание можно использовать во всех областях не только

в школе на уроках (дома в комнате ребёнка, в тренажерном зале, во время занятий по труду, на логопедических занятиях).

• В визуализированном расписании используется стратегия "сначала -потом". Эта стратегия позволяет модифицировать, при необходимости, изменить то, что ожидается от обучающегося "в первую очередь" (упражнение, активность, задание). Мы можем в работе изменять визуальное расписание с точки зрения выполнения задания, со стороны выбора помощи обучающимся учителем, при этом учитываются изменения в состоянии обучающегося и его способность воспринимать информацию. После окончания занятия и выполнения всех заданий обучающийся может перейти к следующему занятию, которое также визуализируется в расписании.

Наш опыт использования структурированного обучения показывает, что общая производительность работы обучающегося повышается, если у обучающегося есть возможность понять, сколько работы он должен выполнить и когда он должен закончить, сколько и какие у него будут занятия и когда они закончатся. Использование структурированного обучения помогает педагогу организовать самостоятельную работу обучающегося благодаря системному подходу.

Поскольку обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, РДА, а так же с другими сопутствующими множественными нарушениями развития обучаются по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), составленной на основе адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2) Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью, оценка эффективности личных достижений обучающихся фиксируется и производится на основе диагностической карты наблюдения (система оценки «личностных достижений» обучающихся). Программа СИПР предназначена для информационной поддержки образовательного процесса, создания оптимальных условий для обучения обучающихся с различной степенью

выраженности дефекта развития, профилактики личностных, поведенческих и предметных проблем.

В диагностической карте к программе СИПР даны методические рекомендации по заполнению каждого раздела. Каждый раздел предусматривает получение информации, которая при анализе позволит правильно понять состояние обучающегося и оказать ему адресную помощь.

Отслеживание динамики основано на следующих параметрах:

1. Сенсорно-перцептивная сфера (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, восприятие вкуса, обоняние, ориентация в пространстве). При оценке сенсорно-перцептивной сферы предлагается учитывать все каналы восприятия информации, поскольку для более эффективного и продуктивного взаимодействия с окружающим миром необходимо всестороннее восприятие объектов с помощью всех возможных органов чувств.

2. Психомоторное развитие (мелкая моторика рук, общая координация движений, мимика).

3. Основные психические процессы (внимание, память, мышление).

4. Речь (импрессивная и экспрессивная).

5. Эмоционально-волевая сфера (импульсивность - рефлексивность, тревожность - спокойствие, агрессивность - миролюбие, мотивация учебной и трудовой деятельности, тенденция к самостоятельности и ответственности).

6. Представление о себе. Творческие проявления.

7. Социальная и бытовая ориентация (навыки самообслуживания).

8. Трудовые навыки и умения.

9. Игровая деятельность. Учитывая, что для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, РДА и множественными нарушениями в развитие игра остается одним из наиболее значимых видов деятельности, предлагается наряду с изучением сформированности учебных навыков учитывать и уровень сформированности игровой деятельности.

10. Коммуникативные навыки.

В диагностической карте специалист оценивает уровень развития ребенка по каждому параметру в диапазоне от 0 до 7

Где 0 баллов - недостаточная сформированность функций развития психических процессов, отражает непонимание инструкции и не владение ею и отражает полную зависимость обучающегося от учителя, а 7 баллов -проявление самостоятельности.

Эффективность структурированного обучения обеспечивает оптимальную скорость усвоения содержания материала, стабильные показатели качества знаний по предметам со 100% успеваемостью. Работа с обучающимися на основе взаимопонимания и сотрудничества не только повысила интерес к урокам и образовательным занятиям, но и к внеклассным мероприятиям. Они активно участвуют в мероприятиях разного уровня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фрост Лори. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов/ Лори Фрост и Энди Бонди. М.: Теревинф, 2011. 416 с. ;

2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 208 с.;

3. Шоплер Э., Мессибов Г. Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children, Чапел-Хилл, Северная Каролина. 1998. https: //vk. com/topic-132212376_38205191;

4. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Чапел-Хилл, Северная Каролина. март 1996. http://www. autism. ru/read.asp?id= 127&vol= 1 ;

5. Семаго М. М., Семаго Н. Я., Бородина Л. Г. Типология отклоняющегося развития. Варианты аутистических расстройств. М.: Изд-во «Генезис», 2019. 23 с

Velboy E.V.

School No.7 (Blagoveshchensk, Russia)

STRUCTURED EDUCATION AND PARENTING WITH MODERATE TO SEVERE MENTAL RETARDATION AND MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISABILITIES, INCLUDING RDA

Abstract: the article describes a special approach to teaching students with moderate and severe mental retardation, as well as multiple developmental disorders, includingA. Despite the severity of the disorder of this category of students, it is necessary to create conditions for them that will help them achieve the maximum degree of independence in learning, reduce anxiety and stress. At the same time, two aspects are combined: the maximum possible integration and the creation of comfortable learning conditions that will help students with moderate severe mental retardation to socialize in society.

Keywords: mental retardation, childhood autism, structured learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.