Научная статья на тему 'Структурирование регионального рынка труда и критерии идентификации его молодежного сегмента'

Структурирование регионального рынка труда и критерии идентификации его молодежного сегмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкина Е. С., Сажин И. А.

В статье представлено структурирование регионального рынка труда и критерии идентификации молодежного сегмента рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURING OF REGIONAL MARKET OF LABOUR AND CRITERIA OF IDENTIFICATION OF ITS YOUTH SEGMENT

In the work the structuring of regional labour market and criteria of identification of the youth segment of labour market is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Структурирование регионального рынка труда и критерии идентификации его молодежного сегмента»

УДК 332

Е.С. Шишкина, И.А. Сажин* СТРУКТУРИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА И КРИТЕРИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЕГО МОЛОДЕЖНОГО СЕГМЕНТА

В статье представлено структурирование регионального рынка труда и критерии идентификации молодежного сегмента рынка труда.

Ключевые слова: рынок труда, молодежный сегмент рынка труда, сегментация, управление персоналом.

Рынок труда представляет собой сложную систему взаимоотношений, которые подразделяются на части — подсистемы — в виде конкретных целевых рынков, называемых сегментами.

Маркетологами сегментация рынка труда определяется как процесс разбивки предложения и спроса рабочей силы на группы, выражающие совокупности, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости [1].

В экономической литературе проблему сегментации современного рынка труда анализируют в рамках проведения маркетинговых исследований или экономики труда. С позиции данных отраслей экономического знания решаются конкретные экономические задачи анализа определенных сегментов рынков труда и, соответственно, применяются присущие рассматриваемым отраслям экономической науки исследовательские стратегии, приемы и принципы [см.: 2].

Отечественные экономисты-трудовики характеризуют сегментирование как разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, в которых ограничена мобильность рабочей силы. Такой точки зрения придерживается известный исследователь рынка труда А.С. Булатов [3].

Применительно к молодежному рынку труда сегментирование означает выделение различных частей рынка, имеющих общие признаки. Объектом сегментирования являются как хозяйствующие субъекты рынка, так и потенциальные молодые работники, обладающие общими характеристиками и интересами. С помощью сегментации на молодежном рынке труда могут быть достигнуты такие цели, как наилучшее удовлетворение потребностей предприятия в рабочей силе, ориентация образовательных учреждений на подготовку кадров, соответствующих потребностям предприятий, усиление конкурентоспособности работников на рынке труда, увязка политики занятости, образовательных программ, учебных заведе-

ний с научно-техническим развитием предприятий, их потребностями.

Ограниченные сегменты и сектора рынка труда различаются по своим региональным, отраслевым, половозрастным и национальным особенностям [4].

Смысл сегментации заключается не столько в том, чтобы выделить какие-то отдельные особые группы субъектов молодежного рынка труда, а в том, чтобы учесть их различные интересы и разработать действенные механизмы их согласования. Причем, работа по сегментации рынка должна проводиться непрерывно в связи с изменениями в конкретной среде.

Молодежный рынок состоит из хозяйствующих субъектов, которые испытывают потребность в рабочей силе определенного количества и качества и могут отличаться друг от друга по самым разнообразным качествам. Для своеобразного маркетингового «товара» — молодых работников — можно предложить схему сегментации, основанную на следующих принципах.

Во-первых, это возраст. Для более полного учета интересов всего молодежного контингента в большинстве исследований сегодня выделяют, как правило, пять возрастных групп: 14—16 лет, 16—18 лет, 18—22 года, 22—25 лет, 25—29 лет. Такая группировка субъектов молодежного рынка труда позволяет учитывать различия по уровню образования, наличию профессиональных знаний, характеру предъявляемых требований, мотивации при выборе направления занятости, а также степени адаптации на рынке труда.

Вторым признаком сегментирования должен быть пол, так как по-разному складывается спрос на конкретные рабочие места у лиц мужского и женского пола, степень их занятости. Важно также и разграничение по семейному положению.

Обязательными признаками проведения сегментирования являются профессия, квалификация, накопленный опыт. Кроме того, существен-

* © Шишкина Е.С., Сажин И.А., 2013

Шишкина Екатерина Сергеевна (kamida@list.ru.), Сажин Игорь Александрович (sajinigor@mail.ru), НП «Институт анализа экономики города и региона», 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Сов. Армии, 220.

Структурирование регионального рынка труда и критерии идентификации его молодежного сегмента

ным признаком является социально-экономический уровень развития, позволяющий учесть различия, которые предъявляют молодые люди к заработной плате, условиям труда и перспективам получения жилья.

Сегментирование по территориальному признаку показывает, что городская молодежь, как правило, отдает предпочтение профессиям, связанным с финансами, экономикой, а сельская — со сферой обслуживания и торговли.

Среди молодежи существуют лица, находящиеся в особо неблагоприятных условиях, например, инвалиды, демобилизованные из армии и т. д., которые составляют особый (маргинальный) сегмент рынка.

Характеризуя качество рабочих мест, можно выделить два основных сегмента рынка труда: рынок первичных и вторичных рабочих мест.

Самую высокооплачиваемую группу работников составляет сегмент первичных независимых рабочих мест, к которым относятся административно-управленческий персонал, квалифицированные рабочие. Эти рабочие места требуют квалифицированной подготовки, их занятость стабильна и гарантирована.

Достаточный уровень оплаты труда и относительные гарантии занятости имеет группа первичных подчиненных рабочих мест, к которым относятся рабочие средней квалификации, административно-вспомогательный персонал, инженернотехнические работники.

Самый низкий уровень заработной платы и отсутствие гарантированной занятости характерны для рабочих мест, которые не требуют специальной профессиональной подготовки, их удовлетворяет начальный уровень квалификации. К ним относятся неквалифицированные рабочие, работники обслуживания, низшие категории служащих [5, с. 58—60; 6, с. 17].

Обязательно при сегментировании следует учитывать и поведенческий признак. Так, по-разному определяется мотивация у молодых людей: поиск престижной творческой работы, отношение к предпринимательской деятельности, смена условий труда, необходимость во вторичной занятости.

Сегментирование рынка труда по этим признакам позволит более полно представить предложения на молодежном рынке труда, выявить конкурирующие группы, возможности их объединения, создать единый механизм согласования действий в поиске рабочего места.

Зарубежные авторы по уровню образования и квалификации, по степени стабильности занятости и социальной обеспеченности выделяют пять сегментов в структуре рынка труда [7, с. 19]:

— высокопрофессиональные руководящие работники (эта группа небольшая, но достаточно стабильная);

— кадровые рабочие и служащие (конкурирующие между собой);

— работники обрабатывающей промышленности (эта группа попадает под структурную перестройку и сокращение производства);

— работники сферы услуг (эта группа с низким уровнем производительности труда);

— молодежь, пожилые лица и инвалиды, отчаявшиеся безработные и др. (это наиболее уязвимая группа лиц).

Границы такой структуры рынка труда не точны. Под влиянием различных факторов элементы такой структуры переходят из одного сегмента в другой, образуя сложную динамическую систему.

Сегментирование рынка труда может быть проведено по отраслевому признаку, что также оказывает влияние на регулирование рынка труда. Такое сегментирование необходимо проводить в районах с монопрофильной структурой экономики, занятость в которых зависит от развития производства.

Таким образом, можно выделить три критерия, по которым проводится сегментирование рынка труда:

— профессионально-отраслевой;

— квалификационно-зарплатный;

— социально-демографический.

Кроме этого, можно выделить два специфических для российского рынка труда сегмента:

— добровольная иностранная рабочая сила;

— вынужденная иностранная рабочая сила (беженцы, переселенцы и трудовые мигранты).

Иностранный сегмент в России формируется только на отдельных территориях, где концентрируется иностранная рабочая сила, то есть трудовая миграция на данный момент является большей частью проблемой регионального уровня.

Структура факторов, влияющих на рыночную конъюнктуру на молодежном рынке труда, во многом зависит от особенностей регионов, конкретной социально-экономической ситуации, демографических процессов, традиций населения регионов [8]. Все эти моменты определяют необходимость поиска конкретного механизма включения молодежи в трудовые отношения. Кроме того, следует иметь в виду, что молодежная, как и любая безработица, все более приобретает структурный характер, что проявляется в несоответствии рыночного спроса и предложения труда в профессионально-квалификационном аспекте.

В заключение можно отметить, что сегментированием молодежного рынка труда выявляют возможности, потребности и перспективы развития, что создает практическую основу для создания действенного механизма регулирования рынка.

Библиографический список

1. Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы: лекции. СПб., 1997.

2. Сорочайкин А.Н., Цлаф В.М. К построению общей теории управления персоналом // Вестник СамГУ. Серия «Экономика и управление». №1 (92). 2012. С. 108-113.

3. Экономика / под ред. А.С. Булатова. М., 2002.

4. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: СПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг», 1997.

5. Социальный менеджмент: учебник / под ред. Д.В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес школа «Ингел-синтез», Академия труда и социальных отношений, 2000.

6. Одегов Ю.Г. и др. Рынок труда и социальное партнерство: монография / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Н.Г. Митрофанов. М.: Хронограф, 1998.

7. Stanting G. Unemploument and labor market flexibility: The United Kingdom. Geneva, 1986.

8. Шишкина Е.С., Сажин И.А. Проблемы сбалансированности молодежного рынка труда // Основы экономики, управления и права. 2013. №1(7). С.91—95.

E.S. Shishkina, I.A. Sazhin * THE STRUCTURING OF REGIONAL MARKET OF LABOUR AND CRITERIA OF IDENTIFICATION OF ITS YOUTH SEGMENT

In the work the structuring of regional labour market and criteria of identification of the youth segment of labour market is presented in the article.

Key words: labour market, youth segment of labour market, segmentation, personnel management.

* Shishkina Ekaterina Sergeevna (kanida@list.ru), Sazhin Igor Alexandrovich (sajinigor@mail.ru), the Institute of Analysis of Economy of the City and Region, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.