Научная статья на тему 'Региональная политика в области государственного регулирования рынка труда молодежи: зарубежный опыт'

Региональная политика в области государственного регулирования рынка труда молодежи: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
597
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорочайкин И. А., Шишкина Е. С.

В статье представлен краткий обзор зарубежного опыта государственного регулирования рынка труда молодежи в условиях кризисных проявлений в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY IN THE SPHERE OF STATE REGULATION OF YOUTH LABOUR MARKET: FOREIGN EXPERIENCE

In the work a short review of foreign experience of state regulation of youth labour market in conditions of crisis manifestations in the economy is presented.

Текст научной работы на тему «Региональная политика в области государственного регулирования рынка труда молодежи: зарубежный опыт»

Основы экономики, управления и права №3 (9)

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

УДК 332

И.А. Сорочайкин, Е.С. Шишкина *

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА МОЛОДЕЖИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В статье представлен краткий обзор зарубежного опыта государственного регулирования рынка труда молодежи в условиях кризисных проявлений в экономике.

Ключевые слова: рынок труда, государственное регулирование, рынок труда молодежи, безработица, зарубежный опыт, кризис.

Кризис конца прошлого десятилетия для развитых стран стал самым мощным как по масштабам, так и по глубине. Его негативное влияние на многие сферы хозяйственной жизни, в том числе на рынки труда, ощущается и сейчас. Следует отметить, что кризис развивался одновременно по трем направлениям: финансы, торговля и производство. Все это сказалось на рынках труда [1]. Исследование, проведенное Международным валютным фондом в апреле 2009 г., показало, что совпадение по времени экономического и финансового кризисов приводит к более глубокому и длительному спаду, выход из которого затягивается на продолжительное время. Для рынков труда такой вариант рецессии имеет особенно серьезные последствия, поскольку в этом случае происходит сильное падение ВВП, а предприятия и фирмы, зависящие от внешних источников финансирования, лишаются заемных средств, необходимых для поддержания численности персонала. Еще одним негативным фактором является одновременная вовлеченность в него значительного числа государств. Если эти две характеристики — масштабность и комплексность, — совпадают, то наблюдается особенно затяжной и жесткий спад [2].

Еще до начала кризиса многие развивающиеся страны столкнулись с проблемой снижения темпов создания рабочих мест в современной экономике. Элемент занятости в структуре экономического роста сокращался в связи с повышением

капиталоемкости новых инвестиций. В результате этого растущая доля создаваемых новых рабочих мест стала приходиться на неформальный сегмент экономики с низким уровнем производительности труда. В то же время стал отмечаться рост нестабильных форм занятости. Молодежь в развивающихся странах сталкивается с трудностями, связанными с поисками достойной работы в современной экономике, причем все большая доля молодых людей вынуждена устраиваться на рабочие места в сельской местности и в неформальной экономике. Таким образом, если глобальный экономический кризис примет хроническую форму, то перспективы занятости молодежи в развивающихся странах будут и далее сужаются.

Кризис занятости молодежи является одним из основных проявлений глобального кризиса рабочих мест. Влияние этого кризиса связано не только с уровнем и продолжительностью безработицы, но и со снижением качества рабочих мест, предоставляемых молодежи. Основная опасность связана с тем, что кризис занятости молодежи является продолжительной структурной тенденцией [3]. Поэтому при проведении текущей политики необходимо учитывать следующие факторы, оказывающие влияние на рынок труда:

1) уровень экономической активности населения. Чем большее число людей находится на рынке труда в период спада, тем с большими трудностями они сталкиваются при поисках работы. Человек может либо покинуть рядат экономически ак-

* Сорочайкин И.А., Шишкина Е.С., 2013

Сорочайкин Иван Андреевич (rotfurst@gmail.com), генеральный директор НП «Институт анализа экономики города и региона», 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Сов. Армии, 220.

Шишкина Екатерина Сергеевна (kamida@list.ru), НП «Институт анализа экономики города и региона», 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Сов. Армии, 220.

тивного населения (discourageworkers), либо продолжить поиски. Уровень безработицы в этом случае будет выше;

2) региональные диспропорции в экономике. Наличие отсталых регионов, как правило, осложняет развитие страны в целом. Для них характерна более сильная острота социальных проблем вообще и безработицы в частности. В отсталых регионах итальянского и испанского Юга, центральных районов Португалии наблюдается рост показателей безработицы (особенно среди молодежи) на национальном уровне. В Германии этого не произошло, т. к. менее развитые земли бывшей ГДР в меньшей степени пострадали от кризиса. Его основной удар пришелся по расположенным в западных землях высокотехнологичным экспорториентированным предприятиям, которые быстро восстановили занятость по мере оживления мировой торговли. В течение десяти лет, предшествовавших рецессии, уровень безработицы среди молодежи постоянно сокращался. Это не решило проблемы занятости молодежи. В условиях низкой конъюнктуры и медленного восстановления экономики значительная ее часть подвергается риску оказаться в рядах безработных, т. к. молодежь является одной из самых уязвимых категорий рабочей силы.

С 2007 по 2010 гг. уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 лет увеличился в целом по странам — членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) с 12 до 16,7 % (см. рисунок). Традиционно он рос быстрее в государствах южной Европы — Португалии, Италии, Греции и особенно Испании.

В развитых странах среди возрастных категорий наиболее уязвимой для безработицы также оказалась молодежь. Это связано с резким сокращением вакансий для впервые ищущих работу, а также с отсутствием у молодых людей профессионального опыта и необходимых знаний. Характерно, что это явление оказалось общим как для высокоразвитых стран, так и для стран сред-

него уровня развития. Например, в США в конце 2008 г. при общем уровне безработицы 6,9 % среди 16—19-тилетних она составляла 20,7 % и среди 19—24-летних — 11,3 % [4]. В Испании общий уровень безработицы гораздо выше — в 2009 г. около 20 %, а безработица среди молодых людей в возрасте до 25 лет доходила до 40 %. Одной из причин этого была недостаточная степень их профессиональной подготовки — около 30% выпускников школ не получает ее в необходимом объеме [5].

Типичная особенность современного кризиса — рост безработицы, который продолжается, несмотря на наметившееся в 2010 г. небольшое увеличение ВВП [6]. Это объясняется рядом причин, прежде всего структурной перестройкой экономики. Ужесточение конкуренции на мировом рынке в условиях кризиса вынуждает производителей идти на интенсивную разработку и внедрение новых технологий и методов организации и управления. В числе последних — развитие аутсорсинга и офшоринга. Все это позволяет повысить общую рентабельность производства и ведет к сокращению штатов. Также нарастание безработицы связано с тем, что молодежь, пополняющая рынок труда, не находит необходимых вакансий из-за замедленных темпов восстановления экономики. В развивающихся странах, где в силу особенностей демографической ситуации молодежь образует значительную часть населения, проблема молодежной безработицы приобретает особую остроту и может быть одним из источников серьезных социально-политических потрясений. Об этом свидетельствуют события начала 2011 г. в Тунисе, Египте, Йемене и ряде других стран Ближнего Востока. Во всех них общий уровень безработицы был высок еще в докризисный период, составляя в Египте свыше 9 %, в Тунисе — 16 %, в Йемене — 35 %. Среди молодежи этот показатель — около 50 %. Возглавляемые молодежью движения протеста прошли в Израиле и Чили, где студенты университетов и учащиеся средних школ высту-

■ 15-24 год г □ 25-64 год г

Рис. Динамика безработицы в различных возрастных группах в целом (2007/2010 гг., п.п.)

116

Основы экономики, управления и права №3 (9)

пили с массовыми протестами против социальной несправедливости в системе образования, которая в основном является частной и ориентирована на получение прибышей, а не на обеспечение равенства возможностей. По аналогичному сценарию развивались массовые студенческие протесты в Соединенном Королевстве против повышения платы за обучение в университетах, поскольку правительство сократило финансирование системы высшего образования.

В годы кризисов переход молодежи со школьной скамьи на первое рабочее место оказывается очень сложным. Это связано с тем, что к началу трудовой деятельности у молодых людей, как правило, нет надлежащей квалификации и трудовыгх навыков [7]. Поэтому когда с началом экономических трудностей работодатели начинают сокращать персонал, то первыми увольняют тех, кто быи принят на работу последним, т. е. молодежь. Предприятия и фирмы предпочитают избавляться от этой категории занятый, сохраняя более ценные высококвалифицированные кадры. Однако предприятия могут играть важную роль в обеспечении молодежи достойным трудом: участвовать в разработке образовательный: мер, отвечающих потребностям рынка труда; помогать молодежи в приобретении трудового опыта; организовытать наставничество и облегчать доступ к рышкам, капиталу и связям. Инвестиции в молодежь выгодны всем. Тем самыш предприятия также могут участвовать в инициативах корпоративной социальной ответственности. Ниже приводятся примеры участия частного сектора в содействии молодежной занятости:

— объединение усилий со школами, другими средними и высшими учебными заведениями для решения проблемы востребованности профессий и расширения возможностей занятости за счет приведения обучения в соответствие с потребностями предприятий, софинансирование процесса обучения;

— участие в корректирующих программах, помогающих молодежи приобрести трудовой опыт, в т. ч. путем обучения без отрыва от производства, и в других программах, направленных на группы молодежи из неблагополучной среды;

— организация обучения предпринимательству, наставничества для молодых предпринимателей;

— облегчение доступа к начальному капиталу, деловыш связям, рышкам и оказание услуг по развитию бизнеса;

— партнерство с организациями государственного и частного сектора.

Еще одной причиной быстрого роста безработицы в этой возрастной группе является высокая концентрация молодежи в отраслях, чувствительный: к циклическим колебаниям, и на временный: работах. Например, в странах ЕС 42,2 % молодых людей в возрасте 18—25 летработают по временным трудовыш соглашениям, тогда как в возраст-

ной группе 25—49 лет — только 12,2 %. Показатели безработицы не отражают всей сложности положения молодежи, так как многие из тех, кто завершил обучение, не учтены1 в статистике рынка труда.

В последние годы и в России звучит тезис «безработица безработице — рознь», подразумевающий важность не только общего уровня безработицы, но и ее длительности и структуры (половозрастной, территориальной, профессионально-квалификационной и пр.). Особое внимание западные эк-сперты-«трудовики» обращают на уровень безработицы молодежи. Это свойственно концепции гибкого рышка труда, призытающей к разгрузке отстойников безработицы. Массы безработных молодых людей (таковыгх в Испании 40 % в Греции и Эстонии — 30 %) — это высокий потенциал социального протеста и насильственный: акций. Кроме того, высокая молодежная безработица — это ощутимые экономические потери не только сейчас, но и еще больше в будущем, поскольку производственные кадры не получают сегодня необходимого профессионального опыта. То же самое можно сказать о длительной безработице молодежи. Германия обнаруживает «провальную» статистику — почти половина ее безработных имеют годовой и более «стаж». Учитывая серьезный характер проблемы занятости, с которой сталкивается большинство стран, настало время считать занятость одной из ключевыгх целей макроэкономической политики. Кроме того, это заставило бы политиков изучать методы, с помощью которых макроэкономика могла бы быть в большей степени ориентирована на обеспечение экономического роста и создание рабочих мест [8].

Занятость молодежи тесно связана с общей ситуацией в области занятости. Анализ уровней безработицы среди молодежи и взрослый: работников показывает положительную корреляцию между этими двумя возрастными группами, в частности, увеличение безработицы среди взрослого населения приводит к более несоразмерному росту безработицы среди молодежи. Эта взаимосвязь во многом подтверждается результатами регрессионного анализа, проведенного среди стран Большой Двадцатки в период с 1990 по 2010 гг. [9] В течение этого периода коэффициент уровня безработицы среди взрослых в целом оставался положительным и значимым с точки зрения статистических показателей. На основе этих результатов можно сделать вытод о том, что улучшение ситуации на рынке труда для взрослых работников могло бы принести значительные выгоды для молодежи, и это указытает на ту важную роль, которую играют политические меры, влияющие на совокупный спрос [10].

Многие европейские страны осуществили реформу своего законодательства и ослабили ограничения на использование временный: форм занятости (на основе срочных трудовыгх договоров,

контрактов на вытолнение конкретных задач, контрактов на работу по вызову, на заемныш труд и т. п.) [11]. Эта форма занятости быстро распространилась на большинство новыгх рабочих мест для молодежи и способствовала растущей двойственности рышка труда, одна часть которого обеспечивает строгую защиту для постоянных работников, а другая предусматривает более слабую защиту временных молодых работников.

Таким образом, наиболее эффективным способом выхода из сложившейся ситуации является увязывание активныгх и пассивных мер на рышке труда на определенных условиях [12]. В большинстве промышленно развитых стран отмечается четкая тенденция к такой политике «активации»: любая работа предпочтительнее экономической неактивности и безработицы. Этот подход основан на строгом соблюдении оговоренных условий с акцентом на взаимные обязательства между государственной службой занятости (ГСЗ), учреждениями, вытлачивающими пособия, и получателями этих пособий. ГСЗ должны в этом случае обеспечивать расширение возможностей в области занятости и перспективы в сфере трудоустройства молодежи. Для того чтобы достичь этого, ГСЗ должны сосредоточиться на программах, которые являются наиболее эффективными. Например, небольшие учебные программы, имеющие строгую целевую направленность и включающие сильный компонент профессиональной подготовки на рабочем месте, оказались гораздо более успешными, чем крупные программы профессионального обучения в учебном заведении.

Кризис в сфере занятости молодежи является угрозой для социального сплочения и политической стабильности. Он ведет к снижению темпов роста и развития потенциала, препятствует инновациям и творчеству в экономике, а также угрожает стабильности солидарности между поколениями и устойчивости систем пенсионного обеспечения. Он подрытает веру молодых женщин и мужчин в сегодняшнюю систему политических воззрений и в возможность построения лучшего

будущего. Одним из основныгх уроков, извлечен-ныгх из нынешнего глобального кризиса, является то, что молодежь оказытается особо не защищенной в условиях изменчивости финансовой и экономической ситуации. Целое поколение молодежи в настоящее время имеет значительно более мрачные жизненные перспективы, чем предыдущее поколение. Нельзя допустить, чтобы это вновь повторилось.

Библиографический список

1. Лисовский В.Т. Молодежная политика: проблемы и перспективы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Тула: Центр социальной педагогики РАО. 1993. С. 188—202.

2. Main Economic Indicators. 2011. № 3. Р. 10, 43; The Economist. 2011. № 1. Р. 69.

3. Журавлева Т.Б., Квасницкий В.Н. Подготовка и трудоустройство молодых специалистов в современных условиях // Труд и социальные отношения. 2009. № 10. С. 35-44.

4. MonthlyLaborReview.March 2009. P. 7. URL: http:// www.bls.gov/opub/mlr/2012/03/art3full.pdf.

5. The Economist. 2010. 10-16.04. P. 27.

6. Бушмарин И. Формирование трудовых ресурсов: опыт Запада и России // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 2. С. 48-52.

7. Котляр А.Э. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. 1998. № 1. С. ЗЗ.

8. Шишкина Е.С., Сажин И.А. Проблемы сбалансированности молодежного рынка труда // Основы экономики, управления и права. 2013. № 1(7). С. 91-96.

9. OECD Stat Extracts. URL: http://stats.oecd.org

10. Логуа Р.А., Хасаншин И.А. Детализация процесса принятия решений по управлению проблемными ситуациями на региональном уровне // Основы экономики, управления и права. 2012. № 3(3). С. 12-16.

11. Цысина Г. Социально-трудовые отношения в странах с развитой рыночной экономикой // Общество и экономика. 2008. № 7. С. 19-31.

12. Шишкина Е.С., Сажин И.А. Основные подходы к анализу функционирования современного рынка труда // Основы экономики, управления и права. 2013. № 2(8). С. 116-118.

I.A. Sorochaikin, E.S. Shishkina*

REGIONAL POLICY IN THE SPHERE OF STATE REGULATION OF YOUTH LABOUR MARKET: FOREIGN EXPERIENCE

In the work a short review of foreign experience of state regulation of youth labour market in conditions of crisis manifestations in the economy is presented.

Key words: labour market, state regulation, youth labour market, unemployment, foreign experience, crisis.

* © Sorochaikin Ivan Andreevich (rotfurst@gmail.com), director general of the Institute of Analysis of Economy of the City and Region, Samara, 443011, Russian Federation

Shishkina Ekaterina Sergeevna (kanida@list.ru), the Institute of Analysis of Economy of the City and Region, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.