УДК 33
Е.С. Шишкина * РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ АДАПТАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья посвящена проблемам трудоустройства молодежи и ее адаптации на рынке труда Самарской области; представлены рекомендации по формированию комплекса мер по содействию молодежи в данном вопросе.
Ключевые слова: рынок труда, Самарская область, трудоустройство, молодежный рынок труда, трудовые ресурсы, управление персоналом.
Одно из основных направлений снижения негативных последствий структурных несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов — развитие систем профессионального отбора и профессиональноценностных ориентаций для выпускников средних общеобразовательных школ. Именно в этот период можно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его человеческим качествам и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда.
По данным министерства образования и науки Самарской области, в течение последних лет наблюдается тенденция снижения численности лиц, принятых на обучение по программам НПО. Одна из причин создавшегося положения — демографическая (уменьшение количества выпускников общеобразовательных учреждений), другая — снижение мотивации молодежи к обучению по рабочим профессиям.
Для повышения эффективности системы профориентации предлагаем решать проблему на региональном уровне, в частности в рамках разрабатываемой областной целевой программы «Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизации системы управления занятостью населения Самарской области на 2013— 2020 годы», которая предусматривает создание целой системы профессионального ориентирования. Необходимо консолидировать усилия всех сторон социального партнерства по этому вопросу [1].
Развитие системы дополнительного образования, на наш взгляд, способно уменьшить дисбаланс на рынке труда. Спрос граждан на переобучение порой ограничен личными средствами, в силу этого работодатели сами должны адаптировать кадры, потребность в которых на производстве сокращается. Для сохранения кадрового потенциала на предприятиях следует использовать опережающее профессиональное обучение и ста-
жировки работников, находящихся под угрозой увольнения [2]. Не последнюю роль в решении проблемы может сыграть внутрифирменное обучение.
Для достижения соответствия качества и содержания подготовки кадров технологическому уровню производства необходим механизм договорных отношений между работодателями и учреждениями профессионального образования для обеспечения учебного процесса современными условиями и материалами, необходимыми для получения обучающимися профессиональных навыков, и закрепления подготовленных кадров на предприятиях области. В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей жизни, и эти новые умения должны наращиваться на уже приобретенные ранее. Такое приращение должно носить постоянный характер, что в корне меняет роль и место образования и обучения в обществе. «Обучение в течение всей жизни» подразумевает прежде всего горизонтальную мобильность, гибкую образовательную политику, ориентированную на спрос разных слоев населения и рынка труда. Для системы профессионального образования это подготовка, переподготовка и повышение квалификации [3].
Рыночная экономика предполагает быструю смену специфики производства, которая подстраивается под потребности общества. Учебным заведениям профессионального образования необходимо уже сейчас, до введения профессиональных стандартов, осуществлять подготовку специалистов более широкого профиля, которые могли бы легко адаптироваться к современным требованиям на производстве и изменениям требований экономики [7].
Для объединения экономических, правовых и социальных рычагов в единую институциональ-
* © Шишкина Е.С., 2014
Шишкина Екатерина Сергеевна (kamida@list.ru), НП «Институт анализа экономики города и региона», 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 220.
ную основу со стороны властей муниципальных образований необходимо провести ряд следующих базисных действий.
1. Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду:
— оказание посильной помощи учебным заведениям в социализации учащихся и студентов, реализации их интересов путем организации профильных клубов и центров дополнительного образования. В программы работы таких центров должны быть включены семинары, на которых освещается реальная обстановка на муниципальном рынке труда, проводится изучение поведенческих принципов в условиях поиска работы; оказывается помощь в планировании и развитии эффективной карьеры. Все это будет способствовать профессиональному самоопределению молодых людей не только исходя из их потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда;
— поддержка и развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, организация конкурсов инновационных молодежных проектов; поддержка молодежных общественных объединений, в основе деятельности которых лежат принципы, направленные на обеспечение выпускников перспективной работой, например бюро по трудоустройству молодежи.
2. Осуществление структурных изменений в образовательной системе. Вопрос об эффективности образовательной системы в последнее время становится все более актуальным. Нерационально с точки зрения общественных интересов подготавливать невостребованных специалистов, которые впоследствии будут вынуждены менять профессию и специальность. Решение этого вопроса связано с проведением мониторинга спроса на рынке труда на среднесрочный и долгосрочный периоды. Власти любого субъекта федерации во избежание критического уровня диспропорции в структуре спроса и предложения на молодежном рынке труда должны предпринимать меры по обеспечению соответствия объемов и профилей подготовки специалистов в учебных заведениях потребностям регионального производственно-хозяйственного комплекса. Это могут быть меры прямого воздействия на образовательные учреждения и косвенного — на абитуриентов, в т. ч. посредством проведения активной программы подъема престижа востребованных специальностей на рынке труда. Здесь, конечно, возможны проблемы с негосударственными вузами, которые по своему усмотрению решают, кого и в каком количестве выпускать. В связи с этим, как нам представляется, одним из направлений решения данного вопроса может стать введение в качестве обязательного критерия при аккредитации негосударственных вузов процента трудоустраиваемых (в даль-
нейшем эффективно занятых) выпускников в динамике за определенный период времени [4].
3. Создание льготных условий развития предпринимательской деятельности, особенно связанной с инновационными наработками. Речь идет о программе «начального капитала для молодых предпринимателей», а также о совершенствовании регулирующей функции института налогообложения путем создания гибкой шкалы налоговых ставок и сборов для молодых предпринимателей и работников. Данное действие необходимо для подготовки поколения людей, способных наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические ресурсы страны.
4. Изменение порядка приема на работу молодых специалистов. Многие работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам, многие компании не видят необходимости для применения труда молодежи, не находят для молодежи возможности карьерного роста в рамках своего предприятия. Поэтому мерой, стимулирующей эффективную занятость молодежи, может стать смягчение критериев приема на работу, в частности прием молодежи без опыта работы путем квотирования для них рабочих мест, а также использование гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения с целью получения ими практического опыта.
5. Учреждение малых предприятий при вузах. Подобные организации в большинстве своем должны состоять из студентов старших курсов и выпускников вузов. Это позволит создать связующее звено между учебным заведением и производством путем приобретения молодыми специалистами практического опыта. Будет решена проблема получения стабильного (пусть даже и небольшого) заработка. Закон о создании малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях был подписан Президентом России 02.08.2009 г. Данный Закон предоставляет вузам, НИИ право образовывать хозяйственные общества для практического применения результатов интеллектуальной деятельности, в т. ч. программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат этим научным учреждениям. При этом закон устанавливает, что доля бюджетного научного или образовательного учреждения при образовании акционерного общества должна быть более 25 %, или более одной трети при создании общества с ограниченной ответственностью.
По мнению ряда политиков, данное направление может оказаться одним из самых перспективных в решении проблемы формирования эффективной занятости молодых специалистов и создания тем самым условий для перехода к иннова-
ционной экономике. При практической реализации данного законопроекта станет возможной активизация разработок в инновационной области, что в дальнейшем может послужить фундаментальной основой для создания муниципального инновационного кластера на базе внедрения в производство молодежных проектов предприятиями и иныши хозяйствующими субъектами муниципального образования.
6. Широкое освещение результатов реализации различныгх направлений молодежной политики в средствах массовой информации. Данная деятельность создаст среду для адекватной оценки моло-дыши специалистами своих гарантий и возможностей, обеспеченный: структурами власти муниципального образования, а также перспектив на рышке труда, оценке экономической действительности. Средства массовой информации позволят также выявить общий настрой молодого поколения через осуществление обратной связи.
7. Наконец, при разработке муниципальной молодежной политики, опирающейся на адекватную нормативно-правовую базу и реальное финансовое обеспечение мероприятий, необходимо придать ее целям и задачам выраженную инновационную направленность.
Это далеко не полный список мероприятий, которые могут создать условия для формирования эффективной занятости молодежи. [4] По отдельности данные действия представляют собой всего лишь единичные направления, апробация которыж не сможет решить задач, возникших в результате массового выгхода вытускников учебныгх заведений на рышок труда. Данные мероприятия являются дополняющими друг друга, и только при объединении их в общей институциональной среде могут возникнуть предпосышки повышения инновационной и экономической активности молодежи. На этом должна основываться ориентированная на долгосрочный период, тщательно разработанная молодежная политика [5].
Достижение целей и решение задач осуществляется за счет усиления регулирующей и координирующей роли государства на рынке труда на трех уровнях: региона, территорий (муниципальных образований и городских округов) и организаций.
На системной основе необходимо использовать имеющиеся и создавать новые институциональные и организационные возможности для развития регионального рышка труда, обеспечивать государственный протекционизм и поддержку всех участников рынка труда с социально ответственным поведением. Повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие гибкого рышка труда и эффективных трудовыгх отношений позволяют обеспечить увеличение темпов технологичес-
кой модернизации и уровня конкурентоспособности региона.
Из всего вышесказанного можно сделаты вывод, что для совершенствования механизмов государственного регулирования регионалыного молодежного рышка труда необходимо:
— измениты концептуалыный подход к политике занятости молодежи и рассматриваты ее как ядро всей социалыно-экономической политики в регионе;
— усилиты координацию деятелыности регио-налыныгх органов управления по регулированию совокупного рышка труда в рамках программ содействия занятости населения;
— создаты надежную информационно-аналитическую основу политики занятости в регионе.
В рамках мониторинга мероприятий содействия занятости следует расшириты список учитытаемых мероприятий содействия занятости за счет мер, не включаемых сегодня в соответствующие программы, дополниты перечены анализируемых индикаторов финансовыши показателями, регулярно осуществляты прогноз рынка труда на средне-и долгосрочную перспективу, в структуре мониторинга выщелиты инновационные мероприятия с целыю их изучения и распространения на другие территории.
При этом, с нашей точки зрения, нужно упро-ститы процедуру согласования финансовых вопросов с вышестоящими органами, ужесточиты от-делыные положения Закона о занятости населения в РФ и приняты ряд новых регионалыныж законов, в частности «О занятости молодежи», «О занятости населения в селыской местности», «О финансировании программ активной политики занятости» [6].
С целыю расширения спроса на рабочую силу авторами предлагается максималыно сохраниты и повыситы эффективносты от функционирующих и создания новыж рабочих мест. При этом необходимо тщателыно проработаты методику поддержки крупныж и средних предприятий на регио-налыном уровне, которые производят конкурентоспособную продукцию, а также малому бизнесу как форме самозанятости для молодежи. Например, аграрный сектор экономики как форма занятости населения часто остается без внимания государства, в то время как расширение госзаказов на разнообразные виды продукции и грамотно разработанные механизмы активизации селыхоз-производителей Самарской области призваны существенно способствоваты развитию агропромышленного комплекса и некоторого сектора рышка труда разом.Кроме того, целесообразно оказытаты поддержку личным подсобным хозяйствам в селы-ских поселениях, в которыж не имеется более крупного производства. Что касается промышленного сектора экономики, то тут необходимо выстроиты
более эффективную структуру управления и развивать новые перспективные направления инновационных высокотехнологичных производств, расширяя существующие рынки сбыта.
При реализации выделенных направлений совершенствования политики регулирования регионального молодежного рынка труда необходимо установить разумный баланс интересов между федеральным центром, региональными и муниципальными органами власти, бизнес-сообществом и населением. Для того чтобы предложение рабочей силы на рынке труда было максимально эффективно, оно должно быть сбалансировано со спросом на рабочую силу в количественном и качественном аспектах, а также обеспечивать устойчивое развитие экономики региона. В ближайшие 5 лет единственным источником пополнения трудового потенциала для Самарской области может выступать только миграция. Поэтому следует осуществить комплекс мер по привлечению в область молодых, высококвалифицированных, образованных иммигрантов. Для повышения качества трудовых ресурсов, быстрой адаптации населения к динамично меняющимся условиям на рынке труда и удовлетворения спроса на рабочую силу необходимо повысить уровень и качество профессиональной подготовки населения и содействовать распространению в Самарской области системы непрерывного профессионального образования. Особое внимание следует уделить подготовке молодых специалистов и квалифицированных рабочих, их закреплению в реальном секторе экономики, а также обучению, специальной подготовке и профессиональной реабилитации лиц, особо нуждающихся в социальной защите, обеспечению квалифицированными кадрами предприятий, с трудом встраивающихся в рыночную экономику.
Библиографический список
1. Постановление Правительства Самарской области от 21.12.2005 г. № 155 (ред. от 24.08.2012 г.) «О Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области на 2006—2015 годы». URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc; base=RLAW256;n=44554.
2. Шишкина Е.С. Теоретические основы формирования компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Основы экономики, управления и права. 2014. Вып. 1(13). С. 66—71.
3. Шишкина Е.С., Аветисян В.П. Формирование конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда // Экономика, управление и право в современных условиях: междунар. сб. ст. / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара: Издательство «Институт анализа экономики города и региона», 2013. Вып. 3 (20). С. 169-179.
4. Шишкина Е.С. Государственное регулирование регионального рынка труда молодежи на примере Самарской области // Экономика и управление в XXI веке. Т. 14. Современные тенденции в управлении персоналом: кол. монография / А. Н. Сорочай-кин, В.Б. Тасеев, В.П. Аветисян [и др.]; под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013. С. 4-97.
5. Лисовский В.Т. Молодежная политика: проблемы и перспективы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Тула: Центр социальной педагогики РАО. 1993. С. 188-202.
6. Закон Самарской области «О молодежи и молодежной политике в Самарской области» от 14.12.2010 г. № 147-ГД. URL: www.sammol.ru/2245.file.
7. Сорочайкин А.Н., Сорочайкин И.А. Теоретические основы исследования занятости населения в современной России // Экономика и управление в XXI веке. Т. 10. Управление персоналом: кол. монография / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара: Издательство «Самарский университет», 2012. С. 161 — 180.
E.S. Shishkina*
RECOMMENDATIONS ON FORMATION OF ASSISTANCE TO JOB PLACEMENT OF YOUTH AND ITS ADAPTATION ON THE LABOUR MARKET OF THE SAMARA REGION
The article is devoted to the problems of job placement of youth and its adaptation on the labour market of the Samara Region, recommendations on formation of the complex of measures on assistance to the youth in the point in question are presented.
Key words: labour market, Samara Region, job placement, youth labour market, labour force, human resources management.
* Shishkina Ekaterina Sergeevna (kamida@list.ru), non-commercial partnership «Institute of analysis of economics of the city and region», Samara, 443011, Russian Federation.