Научная статья на тему 'Влияние кризиса на зарубежный рынок труда молодежи'

Влияние кризиса на зарубежный рынок труда молодежи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкина Е. С., Сажин И. А., Иваненко Л. В.

В работе представлено влияние мирового экономического кризиса на зарубежный рынок труда молодежи. Произведен анализ текущей ситуации на основе статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CRISIS ON FOREIGN YOUTH LABOUR MARKET

In the article the influence of the world economic crisis on foreign youth labour market is presented. The analysis of the current situation on the basis of statistical data is carried out.

Текст научной работы на тему «Влияние кризиса на зарубежный рынок труда молодежи»

УДК 332

Е.С. Шишкина, И.А. Сажин, Л.В. Иваненко* ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА МОЛОДЕЖИ

В работе представлено влияние мирового экономического кризиса на зарубежный рынок труда молодежи. Произведен анализ текущей ситуации на основе статистических данных.

Ключевые слова: рынок труда, молодежный рынок труда, кризис, экономически активное население, безработица, стимулирование найма.

Кризис конца прошлого десятилетия для развитых стран стал самым мощным как по масштабам, так и по глубине. Его негативное влияние на многие сферы хозяйственной жизни, в том числе на рынки труда, ощущается и сейчас. Следует отметить, что кризис развивался одновременно по трем направлениям: финансы, торговля и производство. Все это сказалось на рынках труда.

Исследование, проведенное Международным валютным фондом в апреле 2009 г., показало, что совпадение по времени экономического и финансового кризисов приводит к более глубокому и длительному спаду, выход из которого затягивается на продолжительное время. Для рынков труда такой вариант рецессии имеет особенно серьезные последствия, поскольку в этом случае происходит сильное падение ВВП, а предприятия и фирмы, зависящие от внешних источников финансирования, лишаются заемных средств, необходимых для поддержания численности персонала. Еще одним негативным фактором является одновременная вовлеченность в кризис значительного числа государств. Если эти две характеристики — масштабность и комплексность — совпадают, то наблюдается особенно затяжной и жесткий спад.

Первыми в период экономических трудностей в конце 2007 г. вступили США. Спад в экономике, на которую приходится 40 % ВВП «первого мира», быстро повлек за собой снижение темпов роста в остальных развитых странах. В 2009 г. они приобрели отрицательное значение как в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР), так и в большинстве государств — членов организации.

В Европе самое сильное падение пережили государства, демонстрировавшие высокие темпы роста в докризисный период (см. табл.) [1—2], в пер-

вую очередь Испания, Португалия и бывшие советские республики Прибалтики. Кризис показал, что в действительности экономический подъем в них был далеко не так устойчив, как это следовало из статистических показателей. В то же время в Австрии и Германии падение занятости было незначительным, а в Бельгии наблюдалось только снижение темпов ее роста. Более медленными темпами, чем в целом по ОЭСР, занятость снижалась в Японии.

За спадами, которые отмечались ранее, обычно следовало восстановление экономики. Обращение к Великой депрессии (1930-е годы) обнаруживает сопоставимую угрозу для цели непрерывного экономического и социального прогресса. Утрата веры в эту парадигму во всем мире придает большое значение текущему кризису в области занятости молодежи. Замедление темпов экономического роста усугубляет и без того сложную ситуацию, связанную с безработицей, неполной занятостью и бедностью молодежи.

Еще до начала кризиса многие развивающиеся страны, в том числе Китай и Индия, столкнулись с проблемой снижения темпов создания рабочих мест в современной экономике. Элемент занятости в структуре экономического роста сокращался в связи с повышением капиталоемкости новых инвестиций. В результате этого растущая доля создаваемых новых рабочих мест стала приходиться на неформальный сегмент экономики с низким уровнем производительности труда. В то же время стал отмечаться рост нестабильных форм занятости. Молодежь в развивающихся странах сталкивается с трудностями, связанными с поисками достойной работы в современной экономике, причем все больше молодых людей вынуждены устраиваться на рабочие места в сельской местности и в неформальной экономике. Таким обра-

* © Шишкина Е.С., Сажин И.А., Иваненко Л.В., 2012

Шишкина Екатерина Сергеевна (kamida@list.ru), Сажин Игорь Александрович (sajinigor@mail.ru), Институт анализа экономики города и региона, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Сов. Армии, 220.

Иваненко Лариса Викторовна (ivanenko_lv@mail.ru), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Таблица

Динамика ВВП и безработицы

№ п/п Страна Индекс изменения ВВП (2007 г. = 100) Доля безработных в экономически активном населении, %

2008 2009 2010 2008 2009 2010

1 США 100 97,3 100,1 5,8 9,2 9,6

2 Великобритания 100 94,9 96,3 5,7 8,0 7,9

3 Г ермания 101 96,2 99,7 7,2 7,6 6,9

4 Франция 100,3 97,6 99,1 7,4 9,1 9,8

5 Италия 98,7 93,7 95,4 6,8 7,6 8,5

6 Испания 100,9 97,1 97,0 11,3 18,1 20,1

7 Португалия 100 97,4 98,9 17,6 9,2 11,0

8 Нидерланды 101,9 97,9 99,6 2,9 3,7 4,5

9 Дания 99,1 94,4 95,6 3,3 5,9 7,4

10 Швеция 99,5 94,8 99,2 6,2 8,2 8,4

11 Норвегия 100,7 99,2 99,7 2,6 3,3 3,5

12 Финляндия 100,9 92,8 95,5 6,4 8,3 8,4

13 Канада 100,5 98,0 101,1 6,1 8,3 8,0

14 Япония 98,7 93,6 96,2 4,0 5,2 5,1

15 Ю. Корея 102,3 102,3 108,8 3,2 3,8 3,7

16 Россия 105,2 96,9 93,3 6,2 8,4 7,5

17 Бразилия 105,1 104,8 112,3 7,9 8,1 5,7

зом, если глобальный экономический кризис примет хроническую форму, то перспективы занятости молодежи в развивающихся странах будут и далее снижаться.

Кризис занятости молодежи является одним из основных проявлений глобального кризиса рабочих мест. Его влияние связано не только с уровнем и продолжительностью безработицы, но и со снижением качества рабочих мест, предоставляемых молодежи. Основная опасность заключается в том, что кризис занятости молодежи является продолжительной структурной тенденцией. Поэтому при проведении текущей политики необходимо учитывать факторы, оказывающие влияние на рынок труда.

1. Уровень экономической активности населения. Чем большее число людей находится на рынке труда в период спада, тем большие трудности они испытывают при поисках работы. Человек может либо покинуть ряды экономически активного населения (discourageworkers), либо продолжить поиски. Уровень безработицы в этом случае будет выше.

2. Региональные диспропорции в экономике. Наличие отсталых регионов, как правило, осложняет развитие страны в целом. Для них характерна более сильная острота социальных проблем вообще и безработицы в частности. В отсталых регионах

итальянского и испанского юга, центральных районов Португалии наблюдается рост показателей безработицы (особенно среди молодежи) на национальном уровне. В Германии этого не произошло, т. к. менее развитые земли бывшей ГДР в меньшей степени пострадали от кризиса. Основной удар пришелся по расположенным в западных землях высокотехнологичным экспортоориентированным предприятиям, которые быстро восстановили занятость по мере оживления мировой торговли.

В течение десяти лет, предшествовавших рецессии, уровень безработицы среди молодежи постоянно сокращался. Это не решило проблемы ее занятости. В условиях низкой конъюнктуры и медленного восстановления экономики значительная часть молодежи подвергается риску оказаться в рядах безработных, т. к. молодежь является одной из самых уязвимых категорий рабочей силы.

С 2007 по 2010 г. уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15—24 лет увеличился в целом по странам — членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) с 12 до 16,7 % (рис. 1). Традиционно он рос быстрее в государствах южной Европы — Португалии, Италии, Греции и особенно Испании. В развитых странах среди возрастных категорий наиболее уязвимой для безработицы также оказалась молодежь.

Рис. 1. Динамика безработицы в различных возрастных группах в целом (2007—2010 гг.)

Это связано с резким сокращением вакансий для впервые ищущих работу, а также с отсутствием у молодых людей профессионального опыта и необходимых знаний. Характерно, что это явление оказалось общим как для высокоразвитых стран, так и для стран среднего уровня развития. Например, в США в конце 2008 г. при общем уровне безработицы 6,9 % среди 16—19-летних она составляла 20,7 %, среди 19—24-летних — 11,3 % [3]. В Испании общий уровень безработицы гораздо выше — в 2009 г. он составлял около 20 %, а безработица среди молодых людей в возрасте до 25 лет доходила до 40 %. Одной из причин этого была недостаточная степень их профессиональной подготовки — около 30 % выпускников школ не получают ее в необходимом объеме [4].

Основная причина затяжного характера кризиса заключается в общем снижении платежеспособного спроса населения. Финансовый кризис, временно парализовавший систему кредитования бизнес-структур и домохозяйств, привел к резкому падению покупательной способности населения, что негативно сказалось на экономике развитых стран. Прежде всего это коснулось США, где потребительский бум в начале 2000-х годов был в большой степени инициирован кредитной экспансией банков, приведшей к падению экономической активности и самому высокому за последние 30 лет уровню безработицы. В Западной Европе она приобрела массовый характер в странах, экономика которых оказалась менее развитой и поэтому менее конкурентоспособной в условиях глобального рынка. Например, такая ситуация наблюдается в Испании и Португалии, где значительную часть рабочей силы составляют работники низкой квалификации.

Типичная особенность современного кризиса — рост безработицы, который продолжается, несмотря на наметившееся в 2010 г. небольшое увеличение ВВП. Это объясняется рядом причин, прежде всего структурной перестройкой экономики. Ужесточение конкуренции на мировом рынке в условиях кризиса вынуждает производителей идти на интенсивную разработку и внедрение новых технологий и методов организации и управления. В числе последних — развитие аутсорсинга и офшоринга. Все это позволяет повысить общую рентабельность производства и ведет к сокращению штатов.

Также нарастание безработицы связано с тем, что молодежь, пополняющая рынок труда, не находит необходимых вакансий из-за замедленных темпов восстановления экономики. В развивающихся странах, где в силу особенностей демографической ситуации молодежь образует значительную часть населения, проблема молодежной безработицы приобретает особую остроту и может быть одним из источников серьезных социальнополитических потрясений. Об этом свидетельствуют события начала 2011 г. в Тунисе, Египте, Йемене и ряде других стран Ближнего Востока. Во всех них общий уровень безработицы был высок еще в докризисный период, составляя в Египте свыше 9 %, в Тунисе — 16 %, в Йемене — 35 %. Среди молодежи этот показатель около 50 %.

Возглавляемые молодежью движения протеста возникли в Израиле и Чили, где студенты университетов и учащиеся средних школ выступили против социальной несправедливости в системе образования, которая в основном является частной и ориентирована на получение прибылей, а не на обеспечение равенства возможностей.

По аналогичному сценарию развивались массовые студенческие выступления в Соединенном Королевстве против повышения платы за обучение в университетах, поскольку правительство сократило финансирование системы высшего образования.

В годы кризисов переход молодежи со школьной скамьи на первое рабочее место оказывается очень сложным. Это связано с тем, что к началу трудовой деятельности у молодых людей, как правило, нет надлежащей квалификации и трудовых навыков. Поэтому когда с началом экономических трудностей работодатели начинают сокращать персонал, то первыми увольняют тех, кто был принят на работу последним, т. е. молодежь. Предприятия и фирмы предпочитают избавляться от этой категории занятых, сохраняя более ценные высококвалифицированные кадры. Однако предприятия могут играть важную роль в обеспечении молодежи достойным трудом: участвовать в разработке образовательных мер, отвечающих потребностям рынка труда, помогать молодежи в приобретении трудового опыта, организовывать наставничество и облегчать доступ к рынкам, капиталу и связям. Инвестиции в молодежь выгодны всем. Тем самым предприятия также могут участвовать в инициативах корпоративной социальной ответственности. Ниже приводятся примеры участия частного сектора в содействии молодежной занятости:

— объединение усилий со школами, другими средними и высшими учебными заведениями для решения проблемы востребованности профессий и расширения возможностей занятости за счет приведения обучения в соответствие с потребностями предприятий, софинансирование процесса обучения;

— участие в корректирующих программах, помогающих молодежи приобрести трудовой опыт, в т. ч. путем обучения без отрыва от производства, и в других программах, адресованных группам молодежи из неблагополучной среды;

— организация обучения предпринимательству, наставничества для молодых предпринимателей;

— облегчение доступа к начальному капиталу, деловым связям, рынкам и оказание услуг по развитию бизнеса;

— партнерство с организациями государственного и частного сектора.

Кроме того, частный сектор может предложить помощь молодежи, желающей создавать свои предприятия. Предпринимательство для молодежи — вариант карьерного роста, так как оно позволяет реализовать экономический потенциал молодых людей. Предпринимательство также обеспечивает независимость, возможности для получения дохода и удовлетворенности от своего труда. В рассматриваемых странах молодежь меньше прояв-

ляет себя в предпринимательстве, чем взрослые, т. к. у нее меньше опыта, знаний и навыков предпринимательства, а также сбережений и отсутствует доступ к кредитам, деловым связям и источникам информации. Банки и финансовые организации считают молодежь группой высокого риска. Поэтому стратегии развития предпринимательства как часть политики молодежной занятости должна быть направлена на: 1) поддержание культуры предпринимательства, в том числе через обучение; 2) принятие мер, создающих благоприятные условия и нормативно-правовую среду; 3) формирование кадрового потенциала в целях оказания молодым людям вспомогательных услуг. Приобретение культуры предпринимательства должно начинаться еще на этапе образования и обучения; создание благоприятной среды и оказание вспомогательных услуг — важнейшие элементы помощи молодым людям в создании собственных предприятий.

Еще одной причиной быстрого роста безработицы в этой возрастной группе является высокая концентрация молодежи в отраслях, чувствительных к циклическим колебаниям, и на временных работах. Например, в странах ЕС 42,2 % молодых людей работают по временным трудовым соглашениям, тогда как в возрастной группе 25—49 лет только 12,2 %. Показатели безработицы не отражают всей сложности положения молодежи, так как многие из тех, кто закончил обучение, не учтены в статистике рынка труда. Во II квартале 2010 г. в 30 странах ОЭСР доля не обучающихся и не работающих молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет составляла 12,6 % общей численности молодых людей соответствующего возраста. Начальный опыт на рынке труда оказывает огромное влияние на всю последующую трудовую деятельность человека. Успешное начало облегчает процесс социализации молодежи, закладывает основы успешной карьеры. Напротив, невозможность найти работу имеет далеко идущие последствия, оставляя травму на долгие годы.

Следует подчеркнуть, что не только безработица молодежи, но и незащищенность и уязвимость большого числа молодых людей, которые имеют работу в той или иной форме, являются составной частью кризиса занятости молодежи. В развивающихся странах подавляющее большинство молодых работников особенно уязвимы в случае неполной занятости и бедности. Опыт показывает, что молодые люди чаще, чем взрослое население, оказываются в числе работающих бедных. Согласно последним оценкам МОТ, молодые люди составляют диспропорционально большую долю среди работающих бедных в мире: на молодежь приходится 23,5 % от общего количества работающих бедных и лишь 18,6 % — среди благополучных работников. Более высокие уровни учас-

тия в экономической деятельности работающей бедной молодежи, как правило, занятой в сельскохозяйственном секторе, отражают упущенные возможности для многих молодых людей, которые могли бы посещать школу и приобретать профессиональную квалификацию, навыки и образование, что позволило бы им в будущем повысить как свою производительность, так и свои доходы. Многие молодые работающие бедные не получили даже начального образования.

Известно, что в 2008—2009 гг. в большинстве стран ОЭСР возросло число ищущих работу, в т. ч. безработных, нуждающихся в регистрации и постановке на учет в системе социального страхования. В этой связи выросло значение служб занятости в предотвращении возрастания безработицы и в сокращении разрыва между предложением рабочей силы и спросом на нее. С этой целью были увеличены государственные ассигнования, обеспечивающие деятельность государственных служб занятости, с 0,13 % до 0,16 % ВВП за 2007—2009 гг. Также произошло расширение штата работников этих служб в среднем на 10 %, например в Японии он увеличился на 30 %.

Однако деятельность служб занятости во время кризиса, как правило, не поспевала за увеличением числа безработных. Но государственные службы не являлись единственным источником информации по свободным вакансиям и единственным каналом, через который происходило трудоустройство. Ряд стран предпринял усилия по более тесному сотрудничеству государственной службы с другими институтами занятости. Такая практика получила распространение, например, в Нидерландах, Бельгии и Франции. Во время кризиса участились банкротства частных и временных агентств занятости. В результате их сравнительно небольшая роль еще больше снизилась по сравнению в государственной. Национальные планы действий по вопросам молодежной занятости представляют собой еще один пример решения проблемы обеспечения рабочими местами молодых мужчин и женщин. Такие планы действий играют важную роль в укреплении межведомственной координации, объединяя усилия различных политиков и заинтересованных сторон, в том числе представителей организаций работодателей и работников, на основе общей платформы действий. До настоящего времени лишь незначительное число стран (35 в общей сложности) официально приняли национальные планы действий по обеспечению молодежной занятости.

В последние годы и в России звучит тезис «безработица безработице рознь», подразумевающий важность не только общего уровня безработицы, но и ее длительности и структуры (половозрастной, территориальной, профессионально-квалификационной и пр.). Особое внимание западные

эксперты-«трудовики» обращают на уровень безработицы молодежи. Это свойственно концепции гибкого рынка труда, призывающей к разгрузке отстойников безработицы. Массы безработных молодых людей (таковых в Испании 40 % в Греции и Эстонии — 30 %) — это высокий потенциал социального протеста и насильственных акций. Кроме того, высокая молодежная безработица — это ощутимые экономические потери не только сейчас, но еще больше в будущем, поскольку производственные кадры не получают сегодня необходимого профессионального опыта. То же самое можно сказать о длительной безработице молодежи. Германия обнаруживает «провальную» статистику: почти половина ее безработных имеет годовой и более «стаж». Учитывая серьезный характер проблемы занятости, с которой сталкивается большинство стран, настало время считать занятость одной из ключевых целей макроэкономической политики. Это заставило бы политиков изучать методы, с помощью которых макроэкономика могла бы быть в большей степени ориентирована на обеспечение экономического роста и создание рабочих мест.

Главный вопрос заключается в том, каким образом можно было бы стимулировать формирование основного капитала, особенно в тех секторах, которые обладают высокой трудоемкостью или вызывают значительный мультипликационный эффект в сфере занятости. Что касается денежнокредитной политики, требуется рассмотреть такие вопросы, как, например, возможность снижения реальных процентных ставок, сохранение обменного курса на конкурентоспособном уровне, а также будет ли приток краткосрочного капитала оказывать негативное воздействие на экономический рост и создание рабочих мест. В налогово-бюджетной политике необходимо рассмотреть вопрос о том, согласуется ли существующая структура налоговых льгот с целью расширения занятости, в том числе методы, с помощью которых специальные стимулы можно было бы распространить на секторы, в наибольшей степени способствующие повышению занятости. Необходимо рассмотреть меры, благодаря которым можно было бы сократить неравенство доходов.

Основная проблема заключается в том, что предприниматели, как правило, не слишком заинтересованы во вступлении в новые сферы деятельности. Это связано с тем, что отдача от успешной деятельности будет подорвана последующими предпринимателям, которые уже не будут нести такие же риски, так как эта деятельность доказала свою выгодность. Для решения этой проблемы необходимо, чтобы правительства содействовали новаторским начинаниям в новых областях деятельности.

Занятость молодежи тесно связана с общей ситуацией в области занятости. Анализ уровней безработицы среди молодежи и взрослый: работников показывает положительную корреляцию между этими двумя возрастными группами, в частности, увеличение безработицы среди взрослого населения приводит к несоразмерному росту безработицы среди молодежи. Эта взаимосвязь во многом подтверждается результатами регрессионного анализа, проведенного среди стран Большой двадцатки в период с 1990 по 2010 год (рис. 2) [5]. В течение этого периода коэффициент уровня безработицы среди взрослы: в целом оставался положительным и значимым с точки зрения статистических показателей. На основании этих результатов можно сделать вытод о том, что улучшение ситуации на рынке труда для взрослых работников могло бы принести значительные выгоды для молодых работников, и это указывает на ту важную роль, которую играют политические меры, влияющие на совокупный спрос.

Многие европейские страны осуществили реформу своего законодательства и снизили ограничения на использование временных форм занятости (на основе срочных трудовых договоров, контрактов на выполнение конкретных задач, контрактов на работу по вызову, на заемный труд и т. п.). Эта форма занятости быстро распространилась на большинство новыгх рабочих мест для молодежи и способствовала растущей двойственности рынка труда, одна часть которого обеспечивает строгую защиту для постоянных работников, а другая предусматривает более слабую защиту временных молодытх работников (см. подр. [6]).

Накопленный практический опыт свидетельствует, что стимулирование найма молодых работников за счет снижения их прав и социальных выплат и льгот, таких как пенсионное обеспечение, медицинское страхование и страхование по безработице, приводит к их уязвимости и незащищенности в долгосрочном плане. МОТ уже прежде рассматривала эти последствия, подчеркивая тот факт, что низкий уровень защиты и помощи со стороны государства может повлиять на будущее развитие молодых работников и на их доверие к государственным учреждениям.

Таким образом, наиболее эффективным способом выхода из сложившейся ситуации является увязывание активных и пассивных мер на рынке труда на определенных условиях. В большинстве промышленно развитыгх стран отмечается четкая тенденция к такой политике «активации». Обоснованием служит то, что любая работа предпочтительнее экономической неактивности и безработицы. Этот подход основан на строгом соблюдении оговоренных условий с акцентом на взаимные обязательства между государственной службой занятости (ГСЗ), учреждениями, вытлачива-ющими пособия, и получателями этих пособий. ГСЗ должны в этом случае обеспечивать расширение возможностей в области занятости и перспективы в сфере трудоустройства молодежи. Чтобы достичь этого, ГСЗ должны сосредоточиться на программах, которые являются наиболее эф-фективныши. Например, программы помощи в поисках работы с обеспечением широкого консультирования и наставничества являются особенно эффективными. Аналогично небольшие учеб-

0 5 10 15 20 25

Рис. 2. Соотношение между уровнями безработицы молодежи и взрослого населения, 2010 г.

ные программы, имеющие строгую целевую направленность и включающие сильный компонент профессиональной подготовки на рабочем месте, оказались гораздо более успешными, чем крупные программы профессионального обучения в учебном заведении.

Кризис в сфере занятости молодежи является угрозой для социального сплочения и политической стабильности. Он ведет к снижению темпов роста и развития потенциала, препятствует инновациям и творчеству в экономике, а также угрожает стабильности солидарности между поколениями и устойчивости систем пенсионного обеспечения, подрывает веру молодых женщин и мужчин в сегодняшнюю систему политических воззрений и в возможность построения лучшего будущего. Одним из основных уроков, извлеченных из нынешнего глобального кризиса, является

то, что молодежь оказывается особо незащищенной в условиях изменчивости финансовой и экономической ситуации. Целое поколение молодежи в настоящее время имеет значительно более мрачные жизненные перспективы, чем предыдущее поколение. Нельзя допустить, чтобы это вновь повторилось.

Библиографический список

1. Main Economic Indicators. 2011. № 3. P. 10, 43.

2. The Economist. 2011. 01—07.01. P. 69.

3. Monthly Labor Review. 2009. March. P. 7.

4. The Economist. 2010. 10—16.04. P. 27.

5. OECD Stat Extracts. URL: http://stats.oecd.org.

6. Бондарева Д.А., Сорочайкин И.А. Мировой рынок труда // Основы экономики, управления и права. 2012. № 2 (2). С. 92-98.

E.S. Shishkina, I.A. Sazhin, L.V. Ivanenko* THE INFLUENCE OF CRISIS ON FOREIGN YOUTH LABOUR MARKET

In the article the influence of the world economic crisis on foreign youth labour market is presented. The analysis of the current situation on the basis of statistical data is carried out.

Key words: labour market, youth labour market, crisis, economically active population, unemployment, stimulation of hire.

* Shishkina Ekaterina Sergeevna (kamida@list.ru), Sazhin Igor Alexandrovich (sajinigor@mail.ru), The Institute of Analysis of Economy of the City and Region, Samara, 443011, Russian Federation.

Ivanenko Larisa Viktorovna (ivanenko_lv@mail.ru), the Dept. of Economy of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.