Научные стремления 3(11)’2014
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ УДК 304.44-7.067.3(476)
М.И. Булахова
СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ БЕЛОРУССКОГО АНДЕГРАУНДА
УО «Белорусский государственный университет»
В своем формировании понятие андеграунд прошло несколько этапов, применялось несколько способов его определения. Сегодня под андеграундом чаще всего понимают ряд художественных направлений в искусстве, которые не принимают ценности массовой культуры и создают особые формы художественного выражения. Кроме того, андеграундом можно назвать особые формы социального протеста, которые сопровождаются формированием альтернативной системы ценностей и эстетики. Таким образом, культуру андеграунда можно рассматривать как альтернативный вариант развития любой культурной системы. При анализе современного искусства Беларуси, андеграундным течениям необходимо уделять особое внимание, поскольку в них представлен принципиально иной тип художественности.
На рубеже XX - XXI вв. перед Беларусью, как и перед многими другими республиками бывшего СССР, встала проблема формирования нового типа национальной культуры. Необходимость объединения нации и формирования особого типа мышления, национальной идентичности, стало причиной возникновения различных культурных течений. Андеграундное искусство стало достойной альтернативой массовой, поскольку именно здесь нашли свое воплощение новые ценности и принципы мышления, отличные от привычных советских идеалов. Одним словом, в искусстве андеграунда была воплощена новая система универсальных художественных символов.
После распада Советского союза в массовой культуре Беларуси не было места для реализации принципиально новых идеалов, а потому художественная система не претерпела особых изменений по сравнению с предыдущей. Однако для формирования нового типа мышления и осознания себя как самостоятельной нации возникла необходимость в новаторских идеях. Таким образом, можно говорить о своеобразном конфликте: с одной стороны, массовая культура воплощала в себе привычную систему ценностей, но с другой стороны, коренной перелом в историческом развитии подразумевал полный пересмотр культурной парадигмы.
Несогласие с любой системой, изменение социальных условий, неравное положение в обществе неизбежно приводит к возникновению конфликтов. Именно поэтому развитие андеграунда не как отдельных попыток бунта, а как сформировавшейся системы ценностей и идеалов является неизбежным в любой культуре. По словам К. Леви-Стросса, «любая модель может быть осознанной и бессознательной, но это условие не влияет на ее природу. Можно только сказать, что структура, погруженная в область бессознательного, делает более вероятным существование модели, которая, как ширма, заслоняет эту структуру от
5
коллективного сознания. Действительно, осознанные модели (как их обычно называют, «нормы») являются самыми бедными (из всех возможных), поскольку в их функции входит обоснование верований и обычаев, а не объяснение их основ. Так структурный анализ сталкивается с парадоксальной ситуацией, хорошо известной лингвисту: наиболее явной оказывается внешняя структура,
внутреннюю же структуру труднее понять, потому что осознанные и деформированные модели стоят между наблюдателем и объектом его наблюдения» [1]. Опираясь на эту теорию, можно сделать вывод, что в андеграундной культуре происходит воплощение ценностей и идеалов, которые не являются приемлемыми с точки зрения массовой. Основополагающие характеристики андеграундной культуры, как то разрыв с доминирующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, остаются актуальными и по сей день.Михаил Айзенберг отмечает, что «появление андеграунда хронологически совпадает с тем, что какие-то люди восприняли свое подпольное положение не как несчастье, а как вынужденную норму и перестали чувствовать себя выпавшими из времени одиночками. По-видимому, интуитивное понимание своей принадлежности будущему, а не прошлому и заставляло их искать союзников: поисковая работа требовала общего плана и сравнимых вариантов. Андеграунд - не только другое отношение к появлению своих вещей в печати. Это другое литературное состояние, другое качество жизни». Подобные процессы характерны для любого общества, а потому при анализе культурных парадигм нельзя избежать тщательного рассмотрения андеграундных течений, ведь только комплексное исследование может дать полную картину. В своем развитии андеграундная культура Беларуси прошла несколько этапов, на каждом из которых имели место тенденции реанимации художественного сознания и самосознания на базе национальной идеи. На смену идеализации антиполитической борьбы как способа противопоставления себя массе пришло акцентирование внимания на личные переживания каждого человека.
Таким образом, культура андеграунда является способом формирования новой знаковой системы и воплощения инновационных идей. В белорусском андеграунде основное внимание уделяется национальной проблематике и поиску альтернативных путей развития общества.
Список литературных источников
1. Леви-Стросс, К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс. 2001
2. Айзенберг, М. Вокруг концептуализма / М. Айзенберг // Арион. - 1995. - № 4.
Bulakhova M.I.
STRUCTURALISTIC APPROACH TO THE DETERMINATION OF BELORUSSIAN
UNDERGROUND CULTURE Summary
The article is devoted to the determination of the essence of the Belarusian underground culture. It attempts to explain the content of the Belarusian underground culture and research the factors of its appearance using the ideas of structuralism. The author reveals the features of this cultural phenomenon development, advances the theses about the formation of its own system of art treasures and a special type of artistic language and advance their substantiation.
6