СЕКЦИЯ «ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
УДК 792.03(476)
М.И. Булахова
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛОРУССКОГО АНДЕГРАУНДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
УО «Белорусский государственный университет»
Распад СССР стал переломным этапом в истории белорусского народа, возникла необходимость формирования новой системы ценностей, которая смогла бы объединить вокруг себя белорусскую нацию и способствовать формированию нового национального самосознания. Необходим был четкий концепт национального государства, который стал бы своеобразным ядром, вокруг которого создавались условия для формирования новых форм культуры. В массовом сознании по-прежнему присутствовала приверженность привычным советским идеалам, и особым маркером, обозначившим широкий круг проблем, возникающих на фоне нового пути развития и строительства новой нации, стала андеграундная культура. В ситуации поиска новой системы ценностей и попыток возрождения национального государства она явилась достойной альтернативой советской и массовой. Наиболее ярко андеграундные идеи проявились в аудиовизуальных видах искусства, поскольку в них возможно непосредственное воздействие на человека не только с помощью содержания, но и с помощью формы, способа выражения и реализации художественных идей. Театральная культура белорусского андеграунда стала весьма актуальной; к классическим канонам примешивались традиции уличных театров, а порой наблюдался полный отказ от традиций в пользу капустников, перформансов, пластического театра и театра огня [1]. Белорусский андеграунд - это еще достаточно молодое явление, а потому оно является мало изученным. Однако исследование этого феномена показывается достаточно актуальным, учитывая его распространенность, а также влияние на многие сферы искусства. Андеграундное искусство Беларуси поднимает вопросы свободы, равенства, особенностей социального положения человека, а кроме того, рассматривает альтернативные варианты формирования национального самосознания.
Идеи первой волны белорусского андеграунда (1990-2005 гг.) направлены на реанимацию творческого мышления и развитие новой самостоятельной национальной идеи. О. Коваленко указывает: «Обостренная реакция на переживаемую нацией социальную катастрофу - одна из главных характеристик современного белорусского искусства, объединяющая очень разные по своим идейно-художественным установкам творческие индивидуальности. Драматическое мироощущение имманентно искусству большинства художников и, прежде всего, проявляется в восприятии пространства современной жизни как дисгармоничного и жесткого по
62
Научные стремления, 3’2013
отношению к человеку» [2]. Для искусства характерен отказ от штампов и традиций, идет поиск новых стилей и направлений. В андеграундном театре исчезает идея классического триединства, модернизируются формы и способы постановки и реализации творческого замысла. Особую популярность приобретает пластический театр: помимо крупных трупп, как «Инжест» и «EYE», организовываются небольшие группы. Идея передается от актера к зрителю не в вербальной форме, а с помощью жестов, танца, пластики, весь актер становится инструментом, частью художественного произведения. Г рань между сценой и зрительным залом стирается, часто зритель оказывается вовлеченным в спектакль, а актер спускается в зал. Гротеск, буффонада, отказ от привычных рамок демонстрируют необходимость расширения собственного сознания. Для того, чтобы разгадать суть замысла режиссера, увидеть символы и знаки, скрытые в постановке, человек должен раскрепоститься, убрать шоры с собственного сознания. Такое свободное восприятие необходимо не только для понимания происходящего во время спектакля, но и в жизни. Для поиска новой национальной идеи необходимо вначале освободить себя от старых привычных рамок, именно в этом и заключается главная воспитательная функция театра. Формирование нового типа мышления представлялось возможным только за счет борьбы с советской и массовой системами ценностей, отказом от влияния мейн-стрима. Решение актуальных проблем общества представлялось возможным только путем публичной их демонстрации. По словам Е. Кениксберг: «Существование искусства всегда зависит от публичности. Понятие «публичность» как выражение человеческих усилий по организации общественного процесса противоречит вере в новые коммуникации и технологии, сближающие людей. Искусство в публичном пространстве в последние десятилетия претерпело значительные жанровые и технические изменения. Изменилась сама среда его существования, трансформировались политические и социальные контексты» [2]. Однако постепенно общественно-политические образы в культуре исчерпали себя. Искусству требовался новый толчок, более широкие горизонты, свежие идеи, и театральная культура андеграунда не стала исключением.
В театральной культуре второй волны (2005-2010) прослеживается постепенный отказ от революционных идей борьбы и концентрация внимания на проблемах и личных переживаниях отдельного человека. Воспитательная функция театра приобретает новый смысл: от формирования в человеке борца, готового противостоять навязанным идеалам, внимание смещается на воспитание в каждом свободной и самодостаточной личности. Наблюдается возрождение традиционных форм театральной постановки, что, однако, отнюдь не противоречит дальнейшему развитию новаторских тенденций. Идеалы национального сознания ищут в историческом прошлом Беларуси, а потому на сцене наблюдается обращение к традиционному народному театру, к древнейшим способам постановки, адаптированных для современного сознания. На авансцену выходят скоморошеские традиции, в постановках часто используются традиционные приемы уличного театра, обращается внимание и
63
на цирковое искусство. Примером может служить творчество огненного театра-цирка «Kresiva». Сглаживание противостояния академических норм и новаторства проявляется в их грамотном сочетании, театр с одной стороны, становится более доступным для зрителя, а с другой - не отказывается от использования символов и намеков, помогая зрителям проецировать происходящее на сцене на актуальные события.
Третья волна белорусского андеграунда объединяет в себе идеи первых двух периодов развития андеграундного искусства Беларуси, придавая этим идеям новую направленность. Громкие политические события в Беларуси в декабре 2010 г. нашли свое особенное отражение в культуре андеграунда, положив, тем самым начало новым тенденциям развития. В театральной культуре андеграунда наибольшую популярность завоевывают танцевальные постановки, в которых актуализируются такие проблемы современного общества, как свобода выбора, самостоятельность мышления и отказ от доминанты общественного мнения. Пластический театр также не теряет свою актуальность. В феврале 2013 г. проводился форум пластических и танцевальных театров Беларуси «ПлаБтформа 2013», где на суд зрителей были представлены самые новые постановки. Во многих из них прослеживается трагедия превращения творца и художника в обыденного, ничем не примечательного человека, потеря им индивидуальности. Тема борьбы и воспитания свободного человека приобретает новый характер. Идеальным образцом человека для искусства андеграунда становится личность с четко сформированной жизненной позицией, однако при этом не забывается опыт предков, наблюдаются отсылки к прошлому. Традиции уличных театров также остаются популярными. Во время форума уличных театров в сентябре 2013 г. свое искусство продемонстрировали более 25 коллективов из Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья. Современные белорусские андеграундные художники развивают свое искусство, опираясь на опыт зарубежных исполнителей, заимствуя некоторые идеи и способы воплощения новаторских творческих идей. Искусство становится открытым не только для соотечественников, но и актуализирует современные проблемы Беларуси для зарубежных коллег. Развитие национальной идеи в рамках закрытого от остального мира общества не представляется возможной, андеграундная культура формируется на базе собственных художественных идей, подкрепляя их традициями и опытом мировой культуры.
Таким образом, национальная проблематика, поиск идей, способствующих национальному единству и росту национального самосознания, стали одной из центральных тем театральной андеграундной культуры. Художники андерграунда пытались предложить свой способ выхода из кризиса. На протяжении своего формирования и развития театр андеграунда прошел несколько этапов, во время которых наблюдалась смена основополагающих идей творчества.
64
Научные стремления, 3’2013
Список использованных источников:
1. Беларусы: Сучасныя этнакультурныя працэсы / Г. І. Каспяровіч // Нацыянаяльная акадэмія навук Беларусі, Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы. Мінск, 2009
2. Коваленко, О. Современное искусство Беларуси // Modern art in Belarus. Amsterdam, 2000. С. 37 - 41
3. Кениксберг, Е. Современное искусство Беларуси - место на карте / Е. Кениксберг// www.artkurator.com
M. I. Bulakhava
THE FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE BELARUSIAN UNDERGROUND THEATER CULTURE IN THE MODERN PERIOD
Belarussian State University Summary
Underground culture had a great influence on the formation of consciousness. In the works of Belarusian artists relevant issues of national identity searching are brought up, options for the formation of an alternative system of values are treated. The article discusses the features of the Belarusian underground art at the modern stage, highlights the main patterns of creativity and their implementation in theatrical culture.
65