Научная статья на тему 'Структура взаимодействия органов банковского надзора с другими организациями'

Структура взаимодействия органов банковского надзора с другими организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ВКЛАДЧИК / КРИЗИС / ГОСУДАРСТВО / АУДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзаханян К. Р.

Рассмотрены вопросы взаимодействия кредитных организаций с надзорными органами ЦБ Армении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура взаимодействия органов банковского надзора с другими организациями»

УДК 351.825:336.71 (479.25)

К.Р. Мирзаханян, аспирант, fim@tsu.tula.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Рассмотрены вопросы взаимодействия кредитных организации с надзорными органами ЦБ Армении.

Ключевые слова: менеджмент, вкладчик, кризис, государство, аудит.

Основным источником информации о деятельности кредитной организации для органов банковского надзора является ее отчетность. На современном этапе это почти единственный канал поступления информации, использующийся в практике ЦБ Армении. Базельский комитет по банковскому надзору накопил достаточный опыт в отношении получения дополнительной информации и в своих рекомендациях предлагает расширить область контактов с другими организациями. Выделяется ряд каналов поступления информации, некоторые из которых, в силу несовершенства законодательной базы, отсутствия инструктивного материала, в недостаточной мере или вовсе не используются в Армении.

Базельский комитет придает весомое значение оценке и стимулированию качества управления кредитной организацией. С точки зрения комитета, качество менеджмента является одним из наиболее важных элементов успешной деятельности финансовой организации. Органы банковского надзора должны регулярно контактировать с менеджментом всех банков, а не только банков, находящихся в неустойчивом финансовом положении. Обсуждение с исполнительным руководством банка его стратегии, планов, отклонений от существующих бизнес-планов или изменений в составе менеджмента позволит органам банковского надзора обновить и пересмотреть при необходимости структуру надзора. Органы банковского надзора должны также подвергать анализу совместно с менеджментом банка его усилия, направленные на исправление и преодоление слабых мест, выявленных в ходе предыдущих проверок на местах.

В соответствии с «Базельскими принципами» официальные встречи с менеджментом банка и его советом директоров должны проводиться по результатам каждого обследования этого банка. Более частые встречи могут оказаться полезными в отношении проблемных банков или банков, занимающихся рискованными операциями.

В практике Армении органы банковского надзора, как и рекомендует Базельский комитет, проводят встречи с руководством банка не только по результатам инспекционных проверок, но и в случае выявления нарушений или возникновения подозрений на этапе пруденциального надзора. К сожалению, нередки случаи, когда менеджмент банков, руководствуясь

только интересами прибыльности и получения сверхдоходов, разными способами пытаются оправдать и скрыть рискованные и незаконные операции, подрывая основы стабильности и попирая интересы вкладчиков. Бывают ситуации, когда руководство кредитной организации идет на шантаж, доказывая инспекторам и руководителям банковского надзора, что стратегия, проводимая банком, единственно правильная, и если они запретят осуществляемые банком на грани закона операции, то он обанкротится, обвинив во всем государственные органы, и вкладчики потеряют свои деньги. Ответственность органов банковского надзора очень высока, так как существует достаточно высокий риск того, что будут приняты ошибочные решения по отношению к ограничению операций конкретного банка это в свою очередь, это может спровоцировать волнение вкладчиков и привести к банкротству коммерческого банка. Но еще большая ответственность возникает из за бездействия органов банковского надзора, которое явилось одной из причин финансового кризиса 1994- ого года в Армении.

Одной из причин такого положения является отсутствие и по сегодняшний день инструментов комплексного, достоверного и беспристрастного анализа финансового состояния кредитной организации, отвечающего современным условиям развития банковского сектора Армении и слишком большой процент субъективизма в работе сотрудников банковского надзора.

Как правило, от банков требуют своевременно предоставлять финансовую отчетность органам банковского надзора в форме отчетных данных и других видов специальной финансовой отчетности. Частота их подачи зависит от характера отчетных данных. Чем быстрее устаревает информация о КО, например рыночные данные, тем чаще требуется предоставлять по ним информацию. Квартальная и месячная отчетность, как минимум, будет приемлема для многих типов информационных данных пруденциального характера: например, классификация кредитов и резервирование, концентрация риска, кредитование руководящего персонала и достаточность собственного капитала банка. Более длительные интервалы могут допускаться в отношении отчетных данных, которые изменяются с меньшей скоростью.

Банки Армении по некоторым операциям в соответствии с инструкцией ЦБ Армении отчитываются чаще. Существуют ежедневные, пятидневные, ежедекадные формы отчетности, но они охватывают только некоторые аспекты деятельности кредитной организации. В настоящее время действует свыше 90 форм банковской отчетности, которая с различной степенью периодичности направляется в ЦБ Армении, орган банковского надзора и регулирования. При этом часть отчетности либо дублируется, либо не вытекает из существа надзорной практики. По оценке специалистов до 10-15 % трудозатрат в банках уходит на заполнение форм отчетности. С другой стороны, органы банковского надзора ЦБ Армении во многом не

имеют оперативной информации, позволяющей им до наступления отчетной даты - начала месяца - адекватно оценить финансовое состояние КО.

В прессе, а также на совещаниях и семинарах ЦБ Армении высказывались мнения о целесообразности получения ЦБ Армении от кредитных организаций оборотных ведомостей на ежедневной основе. Также стоит отметить, что введение ежедневного представления ведомости может позволить оптимизировать и даже отменить ряд форм, представляемых в настоящее время кредитными организациями в ЦБ Армении в обязательном порядке.

Эффективный банковский надзор должен сочетать некоторые формы внутреннего (на месте) и внешнего надзора. В случае выявления ухудшения положения определенного банка в ходе внешней проверки внутренняя проверка банка может быть использована для более точной оценки характера, объема и глубины данной проблемы.

Внутренняя проверка на месте предоставляет возможность провести количественный и качественный анализ финансового положения данного банка, его менеджмента, управления рисками и используемые подсистемы в системах внутреннего контроля. Одна из целей органов банковского надзора состоит в том, чтобы определить, в достаточной ли степени менеджмент способен идентифицировать, оценить, осуществить мониторинг и контроль в отношении разных типов риска, с которым сталкивается банк. Может осуществляться как общий полный курс проверок, так и специальный курс проверок, нацеленных на сегменты операционной деятельности или типы риска.

Последнее время в прессе и научной литературе все чаще ставится во -прос о целесообразности частоты проведения инспекционных проверок и качестве анализа предоставляемой отчетности. Предлагается проводить проверки на месте намного реже и выделить в отделе пруденциального надзора куратора, который будет постоянно проводить анализ определенной закрепленной за ним группы банков. В этих условиях особо остро встает вопрос качества и полноты анализа, который зависит не только от используемых методов, но и полноты и качества исходной информации.

Сотрудничество между внешними аудиторами и органами банковского надзора весьма полезно для выявления слабых банков. Барнгольц подчеркивает, что «...аудиторские проверки, выполняемые высококвали-фи-цированными специалистами по программам, разрабатываемым органами банковского надзора, имеют первостепенное значение». Внешние аудиторы могли бы выявлять слабые места до начала работы органа банковского надзора. Такое может произойти во время очередной аудиторской проверки финансового состояния банка или в ходе осуществления внутренней проверки на месте от имени и по поручению органа банковского надзора.

Хотя «ЦБ Армении с учетом количества проводимых проверок, к сожалению, не сможет оплачивать услуги аудиторских фирм в том объеме, в котором это под силу коммерческим банкам». Таким образом, ЦБ Армении ищет пути эффективного взаимодействия с аудиторскими фирмами.

Существуют проблемы и во взаимоотношениях аудиторов и банков. Конфликты интересов могут ограничить роль внешних банковских аудиторов, которую они могли бы сыграть в выявлении слабых мест. Конфликты интересов могут возникать, например, в тех случаях, когда внешняя аудиторская компания оказывает консалтинговые услуги банку, в котором осуществляет аудиторскую проверку. Вполне возможно, что внешняя аудиторская компания должна будет определить качество модели оценки банковских активов, разработанной консультантами — сотрудниками самой аудиторской компании. В подобных случаях у внешних аудиторов может не появиться надлежащих стимулов, чтобы отразить в отчете все сомнительные моменты. Очень важно, чтобы органы банковского надзора были осведомлены об этих проблемах тогда, когда они рассчитывают на надлежащую работу внешних аудиторов. Некоторым органам банковского надзора, возможно, удастся заключить контракт с аудиторами или другими экспертами на проведение ими сбора на месте информационных данных. Выбор для этих целей внешней аудиторской компании данного банка может оказаться полезным, поскольку данная компания знакома с операционными, контрольными и прочими системами, однако существует опасность того, что данная компания не будет держать необходимую дистанцию в отношениях с данным банком и рискует повторить ошибки, сделанные в процессе аудиторской проверки.

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета органы банковского надзора должны обладать правом беспрепятственного доступа к отчетам и всем прочим документам, подготовленным сотрудниками внутреннего контроля и аудиторской службой. Они должны изучать эти документы регулярно, как минимум в ходе каждой проверки на месте, но желательно еще чаще. Примером законодательного регулирования действий органов внутреннего контроля является Швейцарская Конфедерация, в ряде нормативно-правовых документов которой регламентируются также взаимоотношения аудиторских фирм с подразделениями внутреннего контроля банков и определяются обязательные стороны этого контроля.

Аудиторские фирмы могут требовать от подразделений внутреннего контроля систематического представления отчетов об их работе в течение года. В то же время они обязаны знакомиться с этими отчетами и учитывать состояние и результаты внутреннего контроля при планировании и проведении ими ежегодных аудиторских проверок.

В армянской периодической литературе уже поднимался вопрос о необходимости использования опыта западных стран и рекомендаций Ба-зель-ского комитета по банковскому надзору в отношении более тесного

взаимодействия органов государственного надзора за деятельностью коммерческих банков с деятельностью аудиторских фирм по проверке банков и с подразделениями внутреннего контроля управленческой структуры банков.

Базельский комитет рекомендует органам банковского надзора поддерживать тесные отношения по соответствующим проблемам с другими местными агентствами, заинтересованными в поддержании надлежащего финансового состояния банков. К заинтересованным сторонам обычно относят органы надзора за деятельностью организаций по операциям с ценными бумагами и страховыми компаниями; центральный банк; организации по страхованию депозитов; организации, надзирающие за платежными системами; министерство финансов и правительство. В странах, где органы банковского надзора не входят в состав центрального банка, они должны тем не менее обмениваться соответствующей информацией с соответствующим подразделением центрального банка, например, с подразделениями, отвечающими за денежно-кредитную политику и валютную политику, за платежные системы и финансовую стабильность. В случаях с банками, операции которых пересекают национальные границы, должны быть контакты и связь с иностранными органами банковского надзора.

Сигналы, приходящие с рынка, сквозная информация СМИ, внешние кредитные рейтинги или другие средства являются ценными источниками информации о состоянии банка и его возможных направлениях развития. Органам банковского надзора следует осторожно обращаться с информацией, полученной из этих источников, поскольку она может оказаться недостоверной. Не секрет, что информация о слабости той или иной кредитной организации часто является результатом политической игры конкурентов. В свою очередь, сами организации стараются незамедлительно заявить в прессе о своих успехах и достижениях в той или иной сфере деятельности, даже если по другим направлениям не все так замечательно. Тем не менее эта информация нередко может служить индикатором, который стимулирует дальнейшие изыскания.

K. Mirzakhanian

Interaction structure of banking supervision organs with other organizations

We are discussing the interactions due to the credit organizations with the supervision organs of the Central Bank of Armenia.

Key words: management, investor, crisis, state, audit

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.