СТРУКТУРА ВКЛЮЧЕННОСТИ НИЖЕГОРОДЦЕВ В ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Н.Н. Ивашиненко
Г ород — единство непохожих.
Аристотель
(Рекламная надпись в московском метро)
Поиск идеи городского развития, объединяющей население вокруг ее реализации, базируется на понимании скрытых механизмов функционирования социума. Самоопределение человека, его видение себя в городском пространстве выступают решающим фактором, во многом определяющим успешность различных способов интегрирования и мобилизации населения. Каждый город, рассматриваемый в качестве социальной системы, может быть описан с использованием понятия потенциала интеграции и гражданской активности. Потенциальная способность горожан к ассоциативным действиям, направленным на развитие города, может быть оценена через исследование структуры и качества социальных групп. Однако в данном случае речь идет не столько о традиционных показателях человеческого капитала (структура образования населения, доля населения трудоспособного возраста и так далее), сколько о самоопределении горожанина в пространстве города .
Многомерный типологический анализ позволяет утверждать, что включенность горожан в жизнь города как единую социальную систему определяется двумя основными векторами: интересом к происходящим в городе событиям и готовностью принять участие в жизни города.
Соответственно, все население города можно условно разделить на четыре социальные группы. В первую группу входят горожане, с интересом следящие за происходящим в городе, стремящиеся активно участвовать и способствовать развитию городского пространства. Условно будем называть эту группу «включенные в городскую жизнь».
Во вторую группу входят горожане, интересующиеся городскими событиями, но не настроенные принимать в них участие и прилагать силы для улучшения дел в городе. Они могут быть названы «контролеры».
Третья группа нижегородцев осознает необходимость для горожан участия в жизни города и даже декларирует свою готовность, тем не менее, у них не находится ни времени, ни желания следить за городскими событиями. Низкий информационный интерес этой группы горожан на фоне ожидания организаторов, которые придут и организуют их для проведения совместных городских дел, позволяет говорить об их отстраненности от процессов городского развития. Тем не менее эта группа обладает высоким потенциалом активности и включенности, для активизации которого нужны специальные формы управления и социальные механизмы.
* Статья написана по результатам опроса 2QQQ жителей Нижнего Новгорода, проведенного НИСОЦ в начале-середине июля 2QQ3 года. Выборка квотная, репрезентативная, маршрутная.
12S
Четвертая группа — «закрытые», нижегородцы, не интересующиеся и не желающие принимать участие в жизни города.
Активность
Информационная
закрытость
Интерес
Информационная
открытость
Пассивность
Рис. 1. Потенциал развития городского пространства
Структурный анализ показывает, что Нижний Новгород как социальная система обладает сегодня средним потенциалом развития. Наличные ресурсы гражданской активности распределены между 21% жителей города. Эта цифра сопоставима с российскими данными о численности экономически активного населения [1]. Включенные в городскую жизнь нижегородцы выступают референтной группой для остальных жителей. Именно в этой среде формируются модели социальной активности и закладываются будущие векторы восприятия города.
Открытое неприятие, отторжение происходящего вокруг демонстрирует 18% горожан. В свою очередь, эта часть нижегородцев выступает центром излучения негативных эмоций, порождающих диссоциативное, неконструктивное социальное поведение. Среди исключающих себя из городского пространства формируются основные мифы, наполненные схемами с негативной социальной аргументацией.
Между двумя полюсами отношения к городу как социальной системе — от полностью включенных до исключающих себя — расположены группы информационно активных и потенциально активных горожан. От восприятия городского пространства представителями этих групп во многом зависит, в каком направлении будет развиваться городское пространство: интеграционном или дезинтегра-ционном.
Включенность в процессы городского развития: я и мой город
Основной мотивационной схемой подобного типа включенности выступает осознание города как места реализации собственного «я» и тесной связи между процессами улучшения городской жизни и его собственной. Интерес к городской жизни и готовность участвовать взаимно переплетаются, усиливают оба качества.
Таблица 1
Аспекты жизни города, вызывающие постоянный интерес, %
Аспекты Все 1* 2 3 4
Разработка и презентация программ развития города 22 42 29 13 4
Г ородские праздники и торжества, гуляния 29 43 32 26 11
Приезд крупных влиятельных федеральных политиков 14 28 24 2 1
Приезд зарубежных гостей 13 25 20 5 0
Открытие новых построенных объектов (дома, школы, корпуса предприятий, торговые центры) 23 41 28 15 6
Праздники молодежного и детского творчества 20 35 22 17 5
Гастроли художественных коллективов 16 31 15 14 2
Массовые спортивные и оздоровительные мероприятия (марафоны, спортивные конкурсы) 18 33 18 15 3
Спортивные соревнования (футбол, волейбол) 18 31 18 16 6
Открытые встречи населения с властью (мэром, губернатором, Полпредом Президента РФ) 19 37 36 2 1
Встречи с действующими депутатами 15 28 30 1 0
Политические шествия и демонстрации 10 17 21 1 1
Массовые акции протеста населения 12 22 26 1 1
Выступления и акции экологов 17 32 23 7 3
Чрезвычайные происшествия, ДТП, пожары 43 65 61 22 22
Криминальная хроника, совершенные преступления 44 64 63 24 21
Выступления губернатора, мэра и чиновников администрации 28 49 52 6 5
Ситуация на предприятиях города 33 54 49 18 7
Информация о положении дел в жилищно-коммунальном и городском хозяйстве 52 75 66 35 28
Политические скандалы 16 29 30 3 2
Подробности из личной жизни местных знаменитостей 11 18 22 2 4
Критика деятельности власти 20 39 35 4 3
* 1 — включенные, 2 — контролеры, 3 — отстраненные, 4 — закрытые Включенные нижегородцы пытаются быть в курсе всех событий. Структура информационного интереса, сопровождающая активную гражданскую позицию нижегородцев, отличается повышенным вниманием к механизмам городского развития. В поле зрения этой части горожан, помимо проблематики ЖКХ и чрезвычайных ситуаций в городе, вызывающих общий интерес, попадает информация о деятельности предприятий города, открытии новых объектов — домов, школ. Именно в этой среде постоянный и устойчивый интерес вызывает разработка и презентация программ развития города. По степени значимости для этой группы подобная информация сопоставима с интересом к различным мероприятиям развлекательного характера.
Второй, после информационной активности, характерной чертой плотного включения в городскую жизнь является готовность участия как в мероприятиях по благоустройству своего собственного двора (88% поддерживающих эту идею), так и вступление в общественную организацию, защищающую права горожан (23%).
59%
67% 64%
72%
33%
13%
14%
0%.-------.0%
58%
39%
24%
32%
0%
9%
Г отовы
Смотря в каких мероприятиях
Не готовы
□ Все нижегородцы □Включенные □ Контролеры □Отстраненные □ Закрытые Рис. 2. Готовность принять личное участие в жизни города
Таблица 2
Мероприятия, в которых готовы принять участие, %
Мероприятия Все 1* 2 3 4
Организация субботников, воскресников по благоустройству...
... двора 54 88 31 71 22
.района 33 73 8 45 3
... городских парков и мест отдыха 25 62 5 32 1
Помощь малообеспеченным семьям (продуктами, одеждой, игрушками) 25 55 7 35 2
Благотворительные мероприятия 16 41 3 20 1
Сбор подписей в защиту прав горожан по разным вопросам 19 44 8 21 2
Вступление в общественные организации, защищающие права граждан 8 23 1 8 1
* 1 — включенные; 2 — контролеры; 3 — отстраненные; 4 — закрытые
Активная гражданская позиция проявляется и в политическом пространстве. Включенные представляют собой одну из наиболее внимательных групп избирателей. Они чаще остальных готовы были назвать авторитетных в городе людей. Тем не менее их политический информационный интерес выражен гораздо слабее, чем желание быть в курсе городских событий. Среди них 28% интересуются будущими выборами в Государственную Думу РФ и определились с будущим выбором. Включенные пока декларируют самый высокий уровень явки на выборы. Около половины из них (46%) заявили о своей готовности принять участие в голосовании. В политическом плане гражданская активность и настрой на поддержку общественных объединений реализовались во всем богатстве партийнополитического спектра.
Таблица 3
Варианты Все 1* 2 3 4
Интерес к предстоящим выборам Очень интересуются 17 28 21 12 4
Интересуются незначительно 39 43 43 36 32
Вообще не интересуются 33 22 22 43 47
Затрудняются ответить 4 3 5 4 7
Активность избирателей. Намерение принять участие в выборах Обязательно примут участие 34 46 37 30 18
Скорее всего, примут участие 20 23 19 22 19
Пока не знают 23 15 27 24 27
Скорее всего, не примут участие 7 5 6 9 10
Наверняка не будут принимать участия в выборах 15 10 10 15 26
* 1 — включенные; 2 — контролеры; 3 — отстраненные; 4 — закрытые
Воспринимая город во всем богатстве властных векторов, управляющих его развитием, включенные более лояльно на фоне остальных относятся к деятельности власти различного уровня. Только в этой группе доля положительных оценок деятельности Полпреда в ПФО превышает долю отрицательных. Однако не следует делать вывод, что включенные не видят проблем функционирования административного аппарата. Они скорее склонны возлагать ответственность за конкретные сбои в работе городского хозяйства на специализированные административные подразделения и службы. Включенные более дифференцированно видят структуру власти, не возлагая всю полноту ответственности только на губернатора или мэра. Такое видение власти позволяет им принимать и осознавать возможности диалога между властью и населением.
Включенные нижегородцы обладают самым широким видением горизонта городского пространства. Нижний Новгород является для них не только сообществом друзей, родиной, но и архитектурно-историческим пространством, в которое вписаны парки и скверы, транспортные магистрали. С Нижним Новгородом они чаще остальных групп связывают перспективы своих детей.
Уже сегодня Нижний Новгород воспринимается ими как родной, красивый и достаточно известный. Городская среда не вызывает у них чувства опасности и отторжения. Они чаще других чувствуют себя в городе комфортно, воспринимая ее приветливой, культурной. Важную составляющую в их восприятии городской ситуации составляет развитие. Ориентированность на развитие в противовес просто стабилизации является одной из важнейших ценностей, составляющих основу коммуникации с данной группой.
Таблица 4
Оценка качеств, характеризующих Нижний Новгород, %
Качества Все нижегород- цы Включен- ные Контроле- ры Отстранен- ные Закры- тые
Чистый 4 6 5 3 3
Приветливый 14 27 10 13 5
Дорогой 42 40 36 46 46
Тихий 5 6 6 4 4
Родной 54 61 46 57 54
Яркий 19 26 14 20 14
Спокойный 6 10 5 5 3
Столичный 9 13 7 7 10
Вежливый 5 8 5 5 3
Опасный 13 14 17 12 12
Богатый 10 14 7 8 9
Красивый 46 57 42 48 33
Развивающийся 17 24 15 19 10
Современный 16 18 15 15 14
Предприимчи- вый 13 19 13 13 8
Благоустроенный 5 8 6 4 5
Демократичный 7 11 4 6 7
Независимый 5 5 6 5 5
Известный 50 56 48 55 42
Культурный 16 25 15 14 12
Трудолюбивый 24 33 25 20 20
Промышленный 31 33 36 31 24
Благопристой- ный 8 12 7 7 7
Развитие Нижнего Новгорода, в их представлении, должно протекать в результате активизации самых разнообразных ресурсов, но не за счет получения дотаций в любой форме. Соглашаясь, вместе с остальными нижегородцами, с необходимостью улучшать жизнь в городе для всех, они расходятся во мнении, какими методами нужно ее улучшать. Первоочередными методами для включенных является развитие городской инфраструктуры, транспорта и разворачивание жилищного строительства. Они приветствуют меры, способные привлечь иностранных инвесторов, повысить активность предприятий за счет налогового бремени. В городе, по их мнению, должны появляться условия для реализации самых различных устремлений — от личностно-профессиональных, научных до предпринимательских, но именно в форме получения условий, а не прямого финансирования. Во многом поэтому включенные в меньшей степени уделяют внимание федеральному центру и чаще представляют себе Нижний Новгород как интегрированный в международное пространство.
Видение направлений развития города и образа столицы в этой группе достаточно сильно совпадают. Описывая отличительные черты, наполняющие столич-ность, включенные также отмечают благоустроенность, инвестиционный климат, международное признание.
Таблица 5
Демографические и социально-профессиональные характеристики, %
Характеристики Все ниже- город- цы Вклю- ченные Кон- троле- ры Отстра- ненные Закры- тые
ч о С Мужской 45 41 44 42 51
Женский 55 59 56 58 49
Возраст До 25 лет 17 17 11 25 14
26-35 лет 15 18 11 18 12
36-50 лет 27 32 23 28 27
51-60 лет 18 20 20 16 17
Старше 60 лет 23 13 35 13 30
Образование Неполное среднее 12 5 18 5 16
Среднее общее 30 27 31 30 35
Среднее специальное 30 33 26 31 31
Неоконченное высшее 3 5 2 4 2
Высшее 24 29 22 28 15
Социальное положение Рабочие 28 27 27 29 30
Служащие 11 16 8 13 11
ИТР, специалисты с/х 9 11 6 12 7
Непроизводственная интеллигенция 8 10 6 10 5
Руководители предприятий 2 3 2 2 1
Предприниматели, фермеры 2 4 1 3 1
Студенты, учащиеся 5 7 4 7 4
Домохозяйки, безработные 5 5 3 5 5
Пенсионеры 29 18 43 19 36
Сфера деятельности Машиностроение 13 13 14 13 12
Тяжелая промышленность 2 1 3 2 2
Легкая промышленность 2 2 2 2 3
Нефтехимическая промышленность 0 0 0 1 0
Строительство, транспорт, связь 11 11 8 12 13
Сфера обслуживания населения 9 9 5 11 11
Наука, образование, культура 6 9 5 7 4
Энергетика 0 1 0 1 0
Армия, милиция 2 4 1 2 2
Управление 1 1 1 1 0
Здравоохранение 3 5 2 5 2
Торговля 6 8 6 6 4
Финансы и кредит 1 1 0 1 0
Другое 4 4 3 5 3
Характеристики Все нижегородцы Вклю- ченные Кон- троле- ры Отстра- ненные Закры- тые
Имущественные слои Неимущие 6 4 10 4 7
Малоимущие 16 7 22 13 21
Необеспеченные 50 55 40 54 53
Обеспеченные 12 16 8 16 8
Богатые 3 5 2 4 3
Настрой на активное включение горожан в процессы развития собственного города в образе столицы проявляется в повышенном желании видеть новые формы городского управления, предусматривающие активное включение горожан в этот процесс. Согласованности деятельности властей уделяется внимания больше, чем в других группах. Однако согласованность — это не самоцель, и без установления диалога с населением, создания единого механизма баланса интересов всех участников процесса развития городской среды она теряет свою ценность. Согласованная деятельность всех уровней власти, но воспринимаемая, как подавляющая гражданские инициативы, будет отвергаться включенными.
Включенность в городскую жизнь чаще всего формируется в среде среднеобеспеченного населения в трудоспособном возрасте. Среди включенных треть составляют люди в возрасте от 36 до 50 лет. Большую часть этой группы составляет интеллигенция и высококвалифицированные рабочие и служащие. Доля пенсионеров в среде включенных не превышает 18%. Запасы собственного социального капитала позволяют включенным занимать самостоятельные позиции и с надеждой смотреть в будущее, не только ожидая, но и способствуя переменам.
Информационная активность: контроль за происходящим
Высокая информационная активность, не подкрепленная ориентацией на участие в жизни города, выливается в своеобразный социальный контроль. Информационная активность не сопровождается деятельностной в силу ряда следующих объективных и субъективных причин:
• отсутствия ресурсов здоровья и силы;
• низкого материального обеспечения;
• нежелания вступать в диалог с этой властью.
Среди информационно активных 43% составляют пенсионеры и 35% люди в возрасте старше 50 лет. Уходя на пенсию, они выпали из привычной трудовой жизни, но сохранили интерес к происходящему в городе. В силу специфики своего социального и материального положения, 32% из них принадлежат к бедным слоям, их позиция выливается в патерналистские требования по социальному обеспечению и контролю за деятельностью власти.
Перспективы развития города их волнуют в меньшей степени. Основным рычагом воздействия на власть для них остаются выборы, в которых они активно принимают участие.
Современное положение города контролеры воспринимают как трудное и тяжелое (42%), и именно среди них повышено пессимистическое ожидание ухудшения. Потоки информации, создаваемые СМИ, накладываясь на информационные потребности этой части нижегородцев, также пока усиливают рост их пессимистических настроений. Первые места в иерархии их информационных предпоч-
тений занимают положение дел в жилищно-коммунальном и городском хозяйстве, криминальная хроника, совершенные преступления, а также различные чрезвычайные происшествия.
52%
28%
32%
_ 20%
,8042% 36% 38%
0%
150/о9%16%15% 0%
34%
14% 9/і
0%
п
19%
6% 5%
,0%2%
^ >8 о К
а н & л « ю
я <3
£ X
^ и
а ^ ° & * к о 5
3 * (Й
4 и О
ги
(Й
К
О
Н « у о
о ^ ^ ^
8&ЙЗ к с
8 к К о
^ и 2 Л
гЛ лі
н
о
к
□ Все нижегордцы □включенные Пкошролеры □ отстраненные □ закрытые
Рис. 3. Интерес к жизни Н. Новгорода, происходящим в нем событиям
Таблица 6
Отражение успехов города на личной жизни, %
Варианты Все 1* 2 3 4
Чем лучше жизнь в городе, тем лучше мне 23 38 17 25 9
Успехи Н. Новгорода лишь частично улучшают мою жизнь 15 16 15 17 10
Никак не отразятся 52 39 58 49 67
Г ородская ситуация будет улучшаться за счет таких, как я 8 5 8 6 10
Чем лучше будет жить город, тем хуже буду жить я 1 1 1 2 2
*1 — включенные; 2 — контролеры; 3— отстраненные; 4 — закрытые
Таблица 7
Воспоминания, прежде всего приходящие при мысли о Нижнем Новгороде, %
Воспоминания Все 1* 2 3 4
Место работы 20 22 24 20 18
Люди, проживающие в нем 15 17 13 18 12
Архитектурные памятники и ценности 18 25 13 21 11
Церкви и монастыри 7 8 5 8 9
Г ородские предприятия 7 5 13 5 2
Научные центры и университеты 5 6 2 8 4
Волжская набережная 33 39 22 42 29
Парки и скверы 12 12 6 18 9
Театры и музеи 11 16 6 14 7
Окончание следует
Воспоминания Все 1* 2 3 4
Г ородские улицы 12 13 8 16 12
Транспорт и дороги 10 13 7 10 9
Друзья и знакомые 44 44 44 44 46
Родина 42 40 42 38 53
Перспективы детей 12 16 11 14 9
Своя квартира 21 17 24 19 23
Свой двор 17 14 18 17 20
Свой микрорайон или улица 9 8 8 9 12
Свой район города 11 11 19 9 6
*1 — включенные; 2 — контролеры; 3 — отстраненные; 4 — закрытые
Однако эта группа населения пока не потеряла надежды, что власть сможет улучшить их положение. У 32% представителей этой группы сохранились ожидания, что улучшение жизни в городе улучшит и их жизнь. Для них более значимы, чем для включенных, выступления губернатора, мэра и чиновников администрации, открытые встречи населения с властью (мэром, губернатором, Полпредом Президента РФ), появляющаяся критика деятельности власти. В отличие от включенных нижегородцев, они больше внимания уделяют информации о политических скандалах, массовых акциях протеста, политических шествиях и демонстрациях. Не высказывая особого доверия к действующим депутатам, они, тем не менее, готовы следить за их встречами с избирателями.
Чаще, чем остальные нижегородцы, контролеры склонны возлагать ответственность за окружающие их проблемы на власть. Помимо ЖКХ, особую актуальность в этой группе приобретают проблемы состояния домов, которые невозможно отремонтировать собственными силами, выплаты заработной платы и пенсий, безработица. Особую роль для этой группы играет работа учреждений здравоохранения.
Город для них — это, прежде всего, своя квартира и место работы. В большей степени воспитанные в духе индустриальной культуры и привязанные материально к благополучию заводов, они отслеживают их состояние. Характерной чертой их современного видения города, от которой они не хотели бы отказываться, является развитая промышленность.
Таблица8
Наиболее перспективные меры для развития Нижнего Новгорода, %
Меры Все 1* 2 3 4
Привлечение средств зарубежных инвесторов 19 23 17 20 13
Налаживание промышленной кооперации с другими городами и областями ПФО 18 19 15 21 17
Пересмотр результатов приватизации предприятий 15 13 14 15 18
Получение дотаций из федерального бюджета 14 12 17 13 13
Восстановление кредитного имиджа города и области 7 8 6 5 7
Ориентация на поддержку наукоемких и высокотехнологичных производств 18 20 17 21 15
Меры Все 1* 2 3 4
Улучшение работы транспорта в городе, строительство и ремонт дорог 52 58 49 56 46
Развитие сети дешевых магазинов 26 22 28 23 33
Активное разворачивание жилищного строительства 21 26 20 23 16
Снижение налогового бремени на предприятия 8 11 7 9 6
Восстановление храмов 6 7 4 7 7
Развитие сферы культуры 10 15 6 14 6
Установление более жесткого контроля мэра над действиями районных администраций 17 19 18 16 15
Контроль над деятельностью мэра города 20 19 22 18 22
Осуществление активных мер по борьбе с коррупцией 25 26 27 23 20
Интенсивное развитие науки и образования 14 19 10 17 8
Улучшение работы учреждений здравоохранения 22 24 24 22 17
Разработка программы развития города 17 15 17 20 17
Расширение возможностей профессиональной деятельности и самореализации в городе 16 18 17 16 14
Получение городом столичного статуса 10 10 10 11 9
Координация и интеграция действий городских, региональных и окружных властей 7 8 7 6 7
Активное привлечение представителей бизнеса 9 11 6 13 9
Привлечение горожан к участию в городской жизни 5 7 5 5 3
*1 — включенные; 2 — контролеры; 3 — отстраненные; 4 — закрытые
Собственная ограниченность в передвижении по городу сужает их восприятие городского пространства до видения собственного района. Говоря о городе, они чаще говорят о своем районе. Это дальняя граница их гражданской мобилизации. Описывая город, они чаще остальных использовали понятие «опасный». Территориально контролеры проживают во всех районах города, но особенно часто они живут на Автозаводе (35%).
Соглашаясь с необходимостью развития сети городских дорог, основными инструментами управления они видят дотации и ужесточение контроля над чиновниками. Здесь чаще находят поддержку меры, направленные на борьбу с коррупцией, контролем за деятельностью мэра. Понятие согласованности деятельности властей для этой группы не совсем понятно, они воспринимают власть как систему звеньев единой вертикали, контролирующей друг друга по нисходящей. В управлении городом должен быть контроль и порядок. В городе необходимо создавать специальную инфраструктуру для жизни слабо защищенных слоев населения путем развития сети дешевых магазинов, организаций медицинского обслуживания и так далее. В рамках индустриально-технологического развития контролеры видят образ будущей столицы. Для них город не может восприниматься как столичный без высоких экономических показателей работы предприятий.
Отстраненная позиция: я и этот город
Отстраненная позиция от происходящего в Нижнем Новгороде является самой распространенной не только здесь, но и в других российских городах. Центром этой позиции выступает осознание себя жителем города, ощущение связи с ним.
С улучшениями в жизни города связывают положительные перемены в своей жизни 42% представителей группы отстраненных. Однако эта самоидентификация имеет слабо выраженный структурирующий контур. Признание важности городской жизни, необходимости каждому жителю что-то делать для города не сопровождается собственной социальной активностью. Проживая в Нижнем Новгороде, отстраненные не стремятся быть в курсе всех происходящих событий. Их информационный интерес выше, чем у группы закрытых нижегородцев, но практически в два раза ниже, чем у включенных. В поле зрения изредка попадают состояние дел в ЖКХ и информация о городских праздниках. Этот тип потоков информации занимает верхнюю строчку в иерархии их информационных интересов.
Таблица 9
Мероприятия, которые поддерживают морально, %
Мероприятия Все 1* 2 3 4
Организация субботников, воскресников по благоустройству...
.двора 26 12 40 27 27
.района 42 25 54 51 32
... городских парков и мест отдыха 47 36 54 61 29
Помощь малообеспеченным семьям (продуктами, одеждой, игрушками) 50 42 57 60 36
Благотворительные мероприятия 54 54 56 69 30
Сбор подписей в защиту прав горожан по разным вопросам 37 38 41 46 16
Вступление в общественные организации, защищающие права граждан 37 49 38 44 12
*1 — включенные; 2 — контролеры; 3 — отстраненные; 4 — закрытые
Признавая необходимость принимать участие в благоустройстве города, помощи его жителям, нуждающимся в поддержке, отстраненные ожидают, что эти дела будут кем-то организованы. Однако ответить на вопрос, кто должен это организовать для этой части горожан, как они могут быть вовлечены в городскую жизнь, достаточно сложно. Отстраненные не отрицают необходимости и важности для развития города вовлечения населения в его управление. По уровню запроса на активизацию городского самоуправления как управления жителей отстраненные практически не уступают включенным нижегородцам. Однако сами категорически не хотели бы участвовать ни в каких общественных организациях.
Передать эти полномочия власти, рассматривать властные городские структуры, их руководителей в качестве менеджеров, согласующих разнородные интересы различных групп горожан, отстраненные тоже пока не готовы. Такой вариант развития сотрудничества затруднен в силу неприятия основной частью отстраненных существующей системы управления, негативной оценки деятельности практически всех структур за исключением Президента РФ. Скорее положительно, чем отрицательно, в этой группе оценивается деятельность губернатора области. Все остальные избираемые органы законодательной власти и депутаты различного уровня вызывают резкое неприятие отстраненной части горожан. В отличие от включенных, отстраненные не верят, что выборы могут исправить эту ситуацию. На предстоящих выборах в Государственную Думу РФ собираются скорее проголосовать против всех или вообще не пойти.
Такое восприятие деятельности власти, тем не менее, не способствует росту пессимизма в этой среде. Отстраненные и в данном случае сохраняют дистанцию, власть сама по себе — их жизнь сама по себе. По уровню социально-психологического самочувствия отстраненные практически не уступают включенным.
Нижний Новгород в этой среде — это сообщество хороших людей и прекрасная волжская набережная, собирающая вокруг себя городское архитектурное пространство. Программное развитие города, программный долговременный подход является обязательным условием появления новых перспектив городской жизни. В этом плане особую значимость в данной среде приобретает поддержка в Нижнем Новгороде наукоемких и высокотехнологичных производств. Если включенные в большей степени сориентированы на западные инвестиции и международное сотрудничество, то для отстраненных более высокую ценность имеют внут-рироссийские интеграционные связи города с другими регионами ПФО. Получение городом столичного статуса, по их мнению, будет способствовать этой интеграции.
Нижний Новгород является столицей ПФО в силу размещения на его территории различных административных структур округа. Город, несомненно, обладает удобным географическим расположением, позволяющим ему претендовать на столичность. Однако необходимо проделать много работы, чтобы поднять благосостояние жителей и повысить благоустроенность городской территории. Получение городом статуса столицы ПФО позволяет привлекать дополнительные средства на его развитие, притягивать все новое и интересное. Однако этот шаг отнюдь не решит проблем улучшения качества управления городом, снижения забюрократизированности.
Отстраненная, дистанцированная позиция чаще формируется в более молодой среде. Нижегородцы в возрасте до 25 лет составляют 25% этой группы, пенсионерами являются только 19%. Здесь несколько повышен образовательный уровень и соответственно доля интеллигенции и высококвалифицированных рабочих. По уровню материального положения отстраненные несколько беднее включенных, но богаче групп контролеров и закрытых.
Как показывают исследования закономерностей функционирования социальных систем, невозможно, да и практически нецелесообразно переводить все население города в состояние постоянной повышенной мобилизации, характерной для группы включенных и отчасти для контролеров. Более того, для стабильного развития города наличие социальной группы со спокойной, отстраненной позицией является гарантией защиты от социальных взрывов.
Мотивация исключения из социального пространства: я и ваш город
Выпадение человека из городского пространства, отторжение городской среды наиболее часто инициируется сложным материальным положением и категорическим неприятием социально-политического устройства. Нежелание видеть вокруг себя город, ощущение отторгнутости возникает чаще всего в среде пенсионеров и бедного населения. Однако не только социально незащищенные слои закрываются от происходящего. В эту группу попадает и состоятельное и вполне материально обеспеченное население, разочарованное в деятельности власти и ее практической дееспособности и не верящее в возможности мобилизации ресурсов гражданской активности. Никакие объединения граждан не в состоянии защитить их права, они категорически против участия в подобных объединениях.
Развитие города, по мнению закрытых, никоим образом не влияет на их жизнь. Они скорее ожидают обратных процессов. Г ородская власть будет наживаться за их счет. Закрытые принципиально не хотят быть в курсе городских событий и категорически против своего участия в благоустройстве города. Высокий уровень нелояльности к власти, в отличие от контролеров, у этой аудитории провоцирует деструктивное электоральное поведение. Они чаще остальных готовы либо не прийти на выборы, либо проголосовать против всех. Голосование против всех превышает в этой группе голосование за любую другую партию. Сохраняется в этой среде и желание поддержать КПРФ. Доля сторонников КПРФ здесь превышает долю избирателей, симпатизирующих «Единой России».
Принципиальная закрытость проявляется и в восприятии городского пространства. Для этой части нижегородцев город — это место, где они родились, ограниченное своим двором и улицей. Именно в этой аудитории концентрируются негативные оценки Нижнего Новгорода. Отторжение строится по контуру: тревожный, грубый, грязный, шумный и запущенный. Плоскости оценок города в этой среде не пересекаются с плоскостями оценок включенных, что позволяет выстраивать эффективные модели позиционирования города. Основная часть этого восприятия соответствует системе факторов социального раздражения, отсылающих к ответственности власти за свои действия, начиная от контроля над деятельностью мэра до пересмотра результатов приватизации.
Говоря об отличительных чертах столицы, закрытые чаще готовы говорить о хорошо развитой инфраструктуре и удачном географическом расположении города. Для них столица — это город, в котором отсутствует значительная разница в доходах населения. Сильно выраженное социальное расслоение вызывает в этой среде значительное социальное напряжение.
Объединение властей различного уровня и достижение согласия в целях повышения эффективности городского развития не являются ценностью для этой аудитории. Они практически не дифференцируют их работу, воспринимая их изначально как единое целое и не собираясь разбираться в нюансах, кто за что отвечает. Если деятельность власти вызывает негативные реакции, то они сразу отсылаются практически ко всем уровням, за исключением Президента РФ.
Установка на отторжение информации сопровождается низким интересом к конкретным СМИ и отказом от потребления информации в целом. Представители этой группы в определенной степени выключены из информационного пространства.
Вероятность вовлечения этой группы в ассоциативную общественную деятельность очень мала в силу как настроя этой аудитории, так и ее ресурсов (материального обеспечения, возрастных ограничений).
Литература
1. Экономическая активность. Формирование новых типов экономического поведения / Под общей редакцией А. А. Иудина. — Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2001.