Научная статья на тему 'Стилевая и содержательная специфика полемических статей А. Бусыгина и В. Деменева на тему избирательных кампаний в изданиях «Нижегородские новости» и «Новая газета в Нижнем Новгороде»'

Стилевая и содержательная специфика полемических статей А. Бусыгина и В. Деменева на тему избирательных кампаний в изданиях «Нижегородские новости» и «Новая газета в Нижнем Новгороде» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
220
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕМИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ / ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ / ПРОБЛЕМА НЕПРОЗРАЧНОСТИ ВЫБОРОВ / АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ / POLEMIC ARTICLE / ELECTION CAMPAIGN / PROBLEM OF NON-TRANSPARENCY OF ELECTIONS / ANALYSIS OF POLITICAL STRUGGLE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пугачев Вадим Игоревич

Избирательные кампании становятся пиком полемической активности на страницах периодических изданий. Перед выборами в городскую Думу Нижнего Новгорода в 2010 году интересную и острую полемику вели газеты «Нижегородские новости» и «Новая газета в Нижнем Новгороде», представляющие интересы различных политиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFITY OF POLEMIC ARTICLES ABOUT ELECTION CAMPAIGNS BY A. BUSYGIN AND V. DEMENEV IN NIZHNI NOVGOROD NEWSPAPERS «NIZHEGORODSKIE NOVOSTI» AND «NOVAYA GAZETA V NIZHNEM NOVGORODE»

Election campaigns become peaks of polemic activity in Nizhni Novgorod periodic press. Before elections to the Duma of Nizhni Novgorod in 2010, newspapers «Nizhegorodskie Novosti» and «Novaya Gazeta v Nizhnem Novgorode » representing interests of different politicians led an interesting and sharp polemic.

Текст научной работы на тему «Стилевая и содержательная специфика полемических статей А. Бусыгина и В. Деменева на тему избирательных кампаний в изданиях «Нижегородские новости» и «Новая газета в Нижнем Новгороде»»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 6 (2), с. 565-568

УДК 070

СТИЛЕВАЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПОЛЕМИЧЕСКИХ СТАТЕЙ А. БУСЫГИНА И В. ДЕМЕНЕВА НА ТЕМУ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В ИЗДАНИЯХ «НИЖЕГОРОДСКИЕ НОВОСТИ» И «НОВАЯ ГАЗЕТА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ»

© 2011 г. В.И. Пугачев

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ур^асЬеу@таі1. ги

Поступила в редакцию 14.12.2010

Избирательные кампании становятся пиком полемической активности на страницах периодических изданий. Перед выборами в городскую Думу Нижнего Новгорода в 2010 году интересную и острую полемику вели газеты «Нижегородские новости» и «Новая газета в Нижнем Новгороде», представляющие интересы различных политиков.

Ключевые слова: полемическая статья, предвыборная кампания, проблема непрозрачности выборов, анализ политической борьбы.

В преддверии избирательных кампаний в большинстве СМИ наблюдается «пик» полемической активности. В такие периоды жанр полемической статьи становится одним из самых востребованных. Это жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений. Повод к публикации полемической статьи - выступление политических оппонентов, с которыми автор этой статьи и его газета согласиться не могут [1, с. 67].

Автор полемической статьи, как правило, выполняет две задачи: обоснование своей позиции по спорному вопросу и опровержение точки зрения своего оппонента. Поэтому используемые в статье факты, примеры обычно подбираются таким образом, что они лишь подтверждают позицию автора. Он не может себе позволить приводить факты, примеры, которые противоречат его точке зрения.

Полемический текст принято начинать с формулирования главной мысли, которую далее автор будет отстаивать как в данном, так и в последующих выступлениях в ходе всей полемической кампании. Таким образом, полемическая статья имеет следующую структуру: тезис - аргументы - вывод [2, с. 183]. Следующее требование - доказательность аргументов в пользу основной мысли выступления и подтверждение достоверности приведенных фактов. Значительную роль играет и «содержание» факта, т.е. то, является ли журналистский факт действительно фактом или же за ним стоит мнение, предположение, оценка. Напомним, что

факт в журналистике - это твердое знание о том, что реально существует в мире. Оценка -это отношение к факту. Поэтому полемист, разумеется, должен стремиться к тому, чтобы его утверждения опирались прежде всего на документы, содержащие изложение фактов. Хотя в реальной журналистской практике, как известно, это не всегда возможно. На пути журналиста нередко возникает административный барьер.

Жанровые особенности полемической статьи рассмотрены нами на примере сравнения двух нижегородских изданий, в которых были освещены прошедшие выборы мэра столицы ПФО. Одна из них - «Нижегородские новости», информационно-новостное и общественно-политическое деловое издание, анализирующее знаковые события региональной жизни во всех ее сферах (учредители газеты - правительство и Законодательное собрание Нижегородской области), другая - оппозиционное издание либерально-демократической и правозащитной ориентации «Новая газета» (учредитель - редакционно-издательский дом «Новая газета», контрольный пакет акций принадлежит коллективу издания). Сравнительный анализ полемических статей в этих газетах позволяет выявить различные точки зрения на те или иные вопросы и проблемы, связанные с выборами, раскрыть взаимосвязь событий, фактов, которые сыграли ключевую роль в выборах нижегородского мэра. Автор данной работы изучил статьи двух политологов, сотрудников вышеуказанных изданий: Виктора Деменева («Новая газета») и Алексея Бусыгина («Нижегородские новости»).

А. Бусыгин и В. Деменев обладают неповторимой творческой индивидуальностью, что отразилось в содержательных и стилевых особенностях их полемических материалов. В то же время каждый из них отстаивал не только свою точку зрения, но и позицию своего издания. Напряженность полемики авторов была обусловлена особенностями прошедшей избирательной кампании. В 2010 году глава городской администрации Нижнего Новгорода впервые избирался из числа депутатов городской Думы. Поэтому усилилось соперничество не только между различными партиями, но и между депу-татами-однопартийцами. В данном случае речь идет о «Единой России».

Говоря о прошедших выборах, необходимо отметить сомнительные с точки зрения нравственности и законности приемы, которые использовали борющиеся за места в Думе стороны в ходе всей кампании. Это подкуп избирателей, взаимные унижения, волна судебных разбирательств между кандидатами - всевозможные методы «черных политтехнологов».

«Новая газета» подчеркнула весомый вклад Булавинова в победу «Единой России» на выборах. При этом утверждалось, что экс-мэр стал жертвой непорядочности кандидатов, которые проиграли праймериз и пытались настроить высшее руководство «Единой России» против Булавинова, о чем свидетельствует их обращение к премьеру Владимиру Путину. В то же время переизбрание Булавинова на должность мэра города не вызывало у «Новой газеты» сомнения. Сошлемся на конкретные примеры. Так, в № 160 от 8 октября 2010 года колумнист «Новой газеты» Виктор Деменев в статье «К провокации № 2 готовы» писал: «Собственно, с Гойхманом и Анисимовым все ясно. В случае своего поражения они готовы писать письма-жалобы в Москву Владимиру Путину, и нет сомнений, что в оных они уже без дипломатии заявят, что во всем виноват Вадим Булавинов. Будет тем самым сделана серьезная попытка не допустить избрания Вадима Евгеньевича главой городского муниципального образования Нижний Новгород. Причём не допустить по политическим мотивам. Против Булавинова будут, как и в случае с первичными выборами, настраивать федеральное руководство «ЕР». Гойхман на пресс-конференции тоже заявил, что он в процессе сочинения очередной жалобы Путину» [3].

Газета «Нижегородские новости» заняла кардинально противоположную позицию: она всячески отрицала вклад мэра в победу «Единой России» и объясняла успех партии лишь

авторитетом губернатора Валерия Шанцева и его заслугами перед нижегородцами. Об этом писал в статье «Анализируй это» от 22 октября 2010 года политолог Алексей Бусыгин: «Шанцев достроил метромост, развернул программы жилищного строительства, в том числе малоэтажного для молодых специалистов в районах области. За короткий срок построил в райцентрах 14 современных многофункциональных физкультурно-оздоровительных комплексов с бассейнами и искусственным льдом (до конца года их будет уже 18, в том числе и первая ласточка в Ленинском районе областного центра, и число их будет только расти). В результате уже через полгода после прихода в регион Шанцева «Единая Россия» получила на выборах в Законодательное собрание Нижегородской области 12 марта 2006 года 43,91 процента, а на выборах в Государственную думу РФ 2 декабря 2007 года - 60,63 процента (при явке избирателей 57,28 процента). Тенденция роста доверия населения к партии власти через призму доверия лично к Шанцеву прослеживалась со всей очевидностью» [4].

26 октября в «Нижегородских новостях» была опубликована статья Сергея Борисова под заголовком «Булавинов свое отмэрил» [5]. Это был единственный случай, когда журналист позволил себе откровенно вольное высказывание в адрес политического деятеля. В целом, полемика проходила с соблюдением этических норм.

Стоит отметить критику нижегородского отделения «Единой России» на страницах «Нижегородских новостей». Обострение внутрипартийной борьбы рассматривалось газетой как важная причина, повлиявшая на исход выборов в Нижнем Новгороде и Дзержинске. Этой теме посвятил свою статью под говорящим названием «Доигрались» политолог Алексей Бусыгин: «Выборы показали, что Нижегородское отделение партии власти на протяжении последнего времени давало совершенно завышенную самооценку своей деятельности и своему влиянию на умы нижегородцев, а весь ход выборной кампании с постоянными склоками внутри партии вызвал не только непонимание, но даже отторжение среди жителей главных городов области. В Нижнем Новгороде на выборах в гордуму лозунг «единороссов» «Голосуй за мэра...» не сработал. Судите сами: несмотря на все призывы и агитацию, несмотря на троекратное увеличение на этот раз открепительных талонов, явка в областном центре едва превысила 32 процента. Это означает, что на избирательные участки пришли менее трети избирателей.

А из этой менее трети мэр набрал чуть более 58 процентов голосов. То есть только чуть более шестой части нижегородцев отдали голоса в пользу мэра. Рейтинг, которым козырял перед горожанами мэр Вадим Булавинов, на поверку оказался дутым» [6].

Журналист «Новой газеты в Нижнем Новгороде» Виктор Деменев также выступил с критикой в адрес регионального отделения «Единой России». Сравнение статей В. Деменева и А. Бусыгина позволяет выявить их стилевую и содержательную специфику, своеобразие логической структуры их полемических выступлений. Алексей Бусыгин считает, что главный итог прошедших выборов в городскую Думу -это падение доверия населения к нижегородскому отделению партии «Единой России», что было связано со внутрипартийным конфликтом, о котором писали и Бусыгин, и Деменев. Но Бусыгин, в отличие от коллеги, в статье «Доигрались» акцентирует внимание читателей на том, что снизилась явка избирателей. Основываясь на этом факте, политолог утверждает, что, по большому счету, выборы для «Единой России» прошли неудачно. Анализ статистики результатов выборов - это одна из главных содержательных особенностей статей Бусыгина, его главные аргументы в полемике. Стилю автора присущи сарказм и мастерское использование различных средств речевой выразительности: «В «Единой» по своему названию партии власти в итоге, как показали результаты выборов, как раз с единством-то настоящая беда. Избиратель видел и скандалы с праймериз внутри партии, прямое противостояние одно-партийцев во многих округах. Такое ощущение, что каждый из «едроссов» играл в свою отдельную игру. Вот и доигрались! Каждый вел свою отдельную партию на скрипке, а при таком раскладе единого оркестра и быть не могло. Чего же они хотели? Что получили? Когда кто в лес, кто по дрова, когда в товарищах согласья нет -на лад их дело не пойдет» [6].

Статьи Виктора Деменева, автора «Новой газеты в Нижнем Новгороде», позволяют читателю заглянуть за кулисы политических кулуаров, понять логику поступков нижегородских политиков, почему их действия привели к определенным результатам. В своих материалах, посвященных выборам в городскую Думу Нижнего Новгорода, В. Деменев знакомит читателей с расстановкой политических сил. В статье «К провокации № 2 готовы» политолог выявляет причины конфликта между депутатами «Единой России». Но, в отличие от Бусыгина, Деме-нев не сосредотачивается на анализе статистики

итогов выборов, а подробно рассказывает о конфликте, который в итоге привел к уходу Вадима Булавинова с поста градоначальника. Материал Деменева эксклюзивен, другие нижегородские издания такой информации не публиковали. Политолог анализирует все стадии конфликта «единороссов»: недовольство депутатов, проигравших праймериз, привело к их противостоянию с Вадимом Булавиновым. Городская Дума разделилась на два враждующие лагеря: сторонников и противников Булавинова. Только статьи Деменева так подробно описывали всю предвыборную кампанию и итоги выборов. В этом заключается сила убедительности его аргументов. По материалам Деменева можно воссоздать полноценную картину предвыборной кампании, мотивацию действий различных политиков.

Таким образом, читатель, ознакомившись с материалами газет «Нижегородские новости» и «Новая газета в Нижнем Новгороде», посвященными темам выборов в городскую Думу Нижнего Новгорода, избрания нового мэра, мог составить свое собственное мнение по этому вопросу. Большинство других нижегородских газет не уделили этой теме должного внимания, ограничившись краткой официальной хроникой. Исключением из этого правила стал материал журналиста «Нижегородской правды» Станислава Смирнова «Нижегородский гамбит», посвященный неожиданному избранию Олега Сорокина на пост мэра Нижнего Новгорода [7].

Подводя итоги, следует сказать, что нижегородская журналистика не богата материалами полемического характера. Это связано прежде всего с превалированием «открытых» концов -чертой, характерной не только для нижегородских газет, но и для всей российской прессы, которая имеет свои позитивные и негативные черты. С одной стороны, использование «открытого» конца дает простор для собственных выводов читателя о прочитанном, с другой -освобождает автора от выражения прямой точки зрения по тем или иным дискуссионным, имеющим социальную или политическую значимость, вопросам. Внимание к жанру полемической статьи должно быть усилено в связи с образованием «Народного фронта» и подготовкой к выборам президента России, которые состоятся в 2012 году. Что касается стилистических особенностей полемической статьи, то они зависят от индивидуального стиля журналиста и философии газеты. Жанр предполагает использование автором для убеждения в собственной правоте читателей различных средств

речевой выразительности, в том числе иронии и сарказма, которые практически не используются в материалах других жанров.

Список литературы

1. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000, С. 67.

2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001, С. 183.

3. Деменев В. К провокации №2 готовы // Новая газета. 8 октября 2010.

4. Бусыгин А. Анализируй это // Нижегородские новости. 22 октября 2010.

5. Борисов С. Булавинов свое отмэрил // Нижегородские новости. 26 октября 2010.

6. Бусыгин А. Доигрались // Нижегородские новости. 12 октября 2010.

7. Смирнов С. Нижегородский гамбит // Нижегородская правда. № 118 от 26.10.2010.

SPECIFITY OF POLEMIC ARTICLES ABOUT ELECTION CAMPAIGNS BY A. BUSYGIN AND V. DEMENEV IN NIZHNI NOVGOROD NEWSPAPERS «NIZHEGORODSKIE NOVOSTI» AND «NOVAYA GAZETA V NIZHNEM NOVGORODE»

V.I. Pugachev

Election campaigns become peaks of polemic activity in Nizhni Novgorod periodic press. Before elections to the Duma of Nizhni Novgorod in 2010, newspapers «Nizhegorodskie Novosti» and «Novaya Gazeta v Nizhnem Novgo-rode» representing interests of different politicians led an interesting and sharp polemic.

Keywords: polemic article, election campaign, problem of non-transparency of elections, analysis of political struggle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.