Научная статья на тему 'Социальный диалог в процессах развития крупного города'

Социальный диалог в процессах развития крупного города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сериков Александр Алексеевич

В статье рассматриваются результаты исследования образа Нижнего Новгорода в сознании его жителей. Приведённые данные позволяют сделать выводы о характере ожиданий и оценок горожан в отношении ряда вопросов городского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DIALOGUE AND LARGE CITY DEVELOPMENT

The article contains results of research of a social image of Nizhni Novgorod among its inhabitants. The resulted data allows making conclusions about the order of expectations and estimations of the townspeople.

Текст научной работы на тему «Социальный диалог в процессах развития крупного города»

СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ В ПРОЦЕССАХ РАЗВИТИЯ КРУПНОГО ГОРОДА

А.А. Сериков

Кафедра теории и практики государственного и муниципального управления

Институт повышения квалификации Волго-Вятской Академии Государственной службы.

Нижний Новгород, ул. Пушкина, д.8.

В статье рассматриваются результаты исследования образа Нижнего Новгорода в сознании его жителей. Приведённые данные позволяют сделать выводы о характере ожиданий и оценок горожан в отношении ряда вопросов городского хозяйства.

Образ города является интегральной характеристикой, которая определяется социально-психологическим самочувствием жителей, теми проблемами, которые есть в жизни города, и их оценкой жителями1. Образ Нижнего Новгорода, одного из крупнейших городов России, в сознании его жителей сформирован преимущественно из положительных характеристик (табл. 1). Явно выраженных негативных черт у него немного, однако не все положительные качества выражены одинаково интенсивно.

Восприятие города связано с чувством патриотизма, большинство нижегородцев определяют свой город как родной, известный, красивый. Эти качества отмечают более 80% горожан (табл. 2). Несомненно, на эти чувства влияет история города, его местоположение. Это не только реальные черты города, но и его идеальный образ, такой, каким бы его хотели видеть нижегородцы. Несмотря на все проблемы городской жизни, его жители приветствует стремление властей вывести город из прежней изоляции, создать привлекательный, известный, динамично развивающийся центр, включенный в коммуникативное пространство страны. Это проявляется в неявном виде, но именно признание города другими, заботу о нем хотели бы видеть горожане, они опасаются утраты таких качеств как известность и привлекательность. Несомненно, достижение этого должно идти параллельно с решением наиболее остро стоящих городских проблем, так как внимание к ним создает необходимый фон лояльности к программам развития.

1 В начале-середине июля 2003 г. на территории Нижнего Новгорода было проведено структурно-аналитическое социологическое исследование, посвященное проблемам и перспективам реализации программы «Н.Новгород — столица ПФО». В опросе приняли участие 2000 жителей Нижнего Новгорода. Выборка квотная, репрезентативная, маршрутная.

Таблица 1

Профиль города

Следующая группа качеств определяет экономическое положение города: жители характеризуют его как трудолюбивый, развивающийся, «промышленный». В отношении промышленного характера города около трети населения заявляют о яркой выраженности этого качества, и еще столько же говорят, что оно выражено чуть менее интенсивно. Данная характеристика описывает фактическое положение дел. Что касается более субъективных оценок города (как развивающегося и трудолюбивого), то здесь акценты в восприятии смещены в сторону меньшей выраженности этих качеств. Нижегородцы также определяют свой город как предприимчивый, однако данное качество выражено неинтенсивно. Следует отметить, что, несмотря на свой промышленный и развивающийся характер, город в глазах своих жителей отнюдь не выглядит богатым. Действительно, богатым его считают лишь 10% горожан.

Таблица 2

Характеристика Нижнего Новгорода, %

Качества *+2 +1 0 -1 -2 Качества

Чистый 4 26 17 29 24 Грязный

Приветливый 14 43 23 15 5 Недоброжелательный

Дорогой 42 36 17 4 1 Дешевый

Тихий 5 29 21 32 13 Шумный

Родной 54 31 9 4 1 Чужой

Яркий 19 44 19 15 3 Серый

Спокойный 6 29 23 34 9 Тревожный

Столичный 9 28 25 27 11 Провинциальный

Вежливый 5 26 30 30 8 Грубый

Опасный 13 35 24 23 5 Безопасный

Богатый 10 30 28 24 9 Бедный

Красивый 46 40 9 4 1 Уродливый

Развивающийся 17 50 19 11 2 Деградирующий

Современный 16 44 21 14 5 Старинный

Предприимчивый 13 46 27 11 2 Безынициативный

Благоустроенный 5 31 26 26 11 Запущенный

Демократичный 7 32 40 16 5 Авторитарный

Независимый 5 27 36 20 12 Послушный

Известный 50 38 8 3 0 Неизвестный

Культурный 16 44 19 15 6 Бескультурный

Трудолюбивый 24 46 16 12 2 Праздный

Промышленный 31 35 14 16 4 Торговый

Благопристойный 8 35 39 14 3 Скандальный

*+2, -2 наиболее высокие положительные и отрицательные оценки данного качества,

+1 и -1 наличие этого качества, 0 - его отсутствие

Еще одна группа качеств определяет внешние составляющие облика города: нижегородцы определяют его как яркий, приветливый, современный, культурный. Среди отрицательных характеристик города называется грубость, что противоречит определению города как культурного и приветливого. Таким образом, здесь прослеживается двойственность восприятия, усиливающая негативные моменты в облике города.

Об отсутствии реальной демократии и местных инициатив

свидетельствует то, что город воспринимается жителями скорее как послушный, у него нет даже небольшой доли независимости. В целом, эти качества, по-видимому, представляются желательными для горожан, они видятся целями, к которым нужно стремиться и которые пока не достигнуты. Здесь следует отметить, что, несмотря на политизированность сознания горожан, сами они устали от политики. Этот феномен проявляется в том, что проблемы демократии и независимости, отошли на второй план, хотя и сохраняют внутреннюю напряженность.

Наиболее интенсивно выраженным негативным качеством города, является дороговизна жизни (это отмечают 78% нижегородцев). Эта характеристика является одной из определяющих в облике города, именно через

оценку города как дорогого проявляется недовольство горожан своим низким уровнем жизни, ростом цен на продукты и квартплату.

Следующая группа негативных характеристик связана с внешним видом города, его благоустроенностью, более трети горожан определяют его как грязный, шумный и запущенный. Здесь отражается обеспокоенность нижегородцев состоянием дорог, отсутствием удобных мест для отдыха, замусоренностью города в целом. К негативным чертам города относится также то, что он видится тревожным и опасным более 40% нижегородцев. По-видимому, это продиктовано опасениями роста преступности и наркомании.

Исторически ни одна из схем функционирования города не предполагала активной вовлеченности населения в процессы формирования городского пространства, скорее оно рассматривалось как объект управления. В настоящий момент возникает социальный запрос на участие горожан в жизни Нижнего Новгорода, на формирование гражданских инициатив. Вовлеченность горожан, интерес к тем событиям, которые происходят, являются показателями самоидентификации населения, ощущения города «своим». Необходимо отметить, что диалог населения и власти пока строится во многом проблематично: даже если власть пытается создавать условия для развития гражданских инициатив, жители города зачастую видят в таких акциях подвох и стремление власти получить некие скрытые дивиденды.

Большинство жителей города проявляют интерес к происходящим в нем событиям: 28% стараются быть в курсе всех событий, а еще 15%

предпринимают некоторые действия для того, чтобы узнать о жизни города, ищут подобную информацию в СМИ (табл. 3). В то же время, более чем для трети горожан события городской жизни не являются предметом особого интереса, а еще для 14% населения такой интерес носит случайный характер. Тем не менее, абсолютно незаинтересованных в том, что происходит в городе, практически нет. Таким образом, большинство горожан все же следят за тем, как живет город, хотя зачастую это внимание возникает случайно или определяется появлением в жизни города ярких событий, широко освещаемых в СМИ.

Интерес к жизни Н.Новгорода, происходящим в нем событиям:

- Пытаются быть в курсе всех событий - 28%

- Скорее да, ищут эту информацию в СМИ - 15%

- Когда как - 36%

- Скорее не интересуются, разве что попадется на глаза - 14%

- Нет, им это не интересно - 6%

Во всем спектре событий городской жизни есть два основных центра притяжения внимания (табл. 4).

Таблица 4

Новости о жизни города, вызывающие интерес, %

Новости Постоянно интересую тся Время от времени обращают внимание Практическ и не интересуютс я

Информация о положении дел в жилищно-коммунальном и городском хозяйстве 52 32 16

Криминальная хроника, совершенные преступления 44 40 16

Чрезвычайные происшествия, ДТП, пожары 43 41 16

Ситуация на предприятиях города 33 37 30

Городские праздники и торжества, гуляния 29 41 31

Выступления губернатора, мэра и чиновников администрации 28 38 33

Открытие новых построенных объектов (дома, школы, корпуса предприятий, торговые центры) 23 46 30

Разработка и презентация программ развития города 22 43 34

Праздники молодежного и детского творчества 20 37 43

Критика деятельности власти 20 35 44

Открытые встречи населения с властью (мэром, губернатором, Полпредом Президента РФ) 19 37 44

Массовые спортивные и оздоровительные мероприятия (марафоны, спортивные конкурсы) 18 31 51

Спортивные соревнования (футбол, волейбол) 18 28 54

Выступления и акции экологов 17 35 48

Гастроли художественных коллективов 16 38 46

Политические скандалы 16 36 48

Встречи с действующими депутатами 15 33 52

Приезд крупных влиятельных федеральных политиков 14 38 49

Приезд зарубежных гостей 13 37 50

Массовые акции протеста населения 12 32 56

Подробности из личной жизни местных знаменитостей 11 34 54

Политические шествия и демонстрации 10 27 63

Во-первых, это информация о положении дел в жилищно-коммунальном и городском хозяйстве. Эта тема приковывает интерес, потому что она напрямую затрагивает всех горожан и особенно актуальна в свете повышения тарифов на коммунальные услуги и кризисного положения коммунальной отрасли в целом.

Во-вторых, криминальные и чрезвычайные события. Жители города обращают внимание на совершенные преступления, ДТП, пожары, несчастные случаи. Результаты проведенных исследований показывают, что данная тема обладает высоким уровнем привлекательности для населения, по-видимому, в силу того, что вызывает сильные эмоции и впечатления.

Чуть меньший интерес, чем эти две темы вызывает положение на нижегородских предприятиях. Это связана с тем, что положение на предприятиях напрямую связано с жизнью и уровнем материального благосостояния горожан.

Событиями, которые находятся в зоне внимания горожан, однако не вызывают у них первоочередного интереса, являются городские праздники, выступления мэра и губернатора, открытие новых городских объектов, презентация программ развития города. По-видимому, за исключением выступлений мэра и губернатора, эти события привлекают внимание именно своей массовостью и праздничностью, развлекательным характером. И хотя презентация программ развития города не обязательно является массовым мероприятием, само слово «презентация» вызывает ассоциации с какой-то акцией, на которую будет привлечено значительное число людей.

Праздники молодежного и детского творчества вызывают уже меньший интерес, поскольку нацелены на специфическую аудиторию. Точно так же большинство жителей города скорее время от времени обращают внимание на открытые встречи населения с властью и на критику власти. Встречи, по-видимому, вызывают преимущественный интерес у политически активного населения, их актуальность повышается в период предвыборных кампаний либо в случаях чрезвычайных и кризисных ситуаций в городе.

Спортивные мероприятия, акции экологов, гастроли художественных коллективов вызывают интерес у небольшой части горожан. Это продиктовано, скорее всего, тем, что у каждого такого мероприятия есть своя специфическая аудитория и практически невозможно заинтересовать в таких событиях все население города.

Небольшой интерес вызывают и различные политические акции, приезд федеральных политиков или встречи с депутатами. Здесь опять же играет роль фактор целевой аудитории: являются ли горожане активными сторонниками того или иного политического деятеля или партии. Еще меньший интерес вызывают политические акции, требующие личного участия горожан, такие, как политические шествия и демонстрации. Несомненно, и у таких мероприятий есть свои поклонники, однако их число не превышает 10%.

Готовность принять личное участие в жизни города по большей части зависит от того, в каком мероприятии человеку предлагается участвовать, лишь 13% нижегородцев готовы принимать участие в жизни своего города в любом случае, а у четверти горожан необходимость личного участия вызывает отторжение (табл. 5). Таким образом, можно выделить уровень мобилизации -13%, уровень настороженного отношения к новым программам и акциям - 59% и уровень отказа от участия - 24%.

Готовность принять личное участие в жизни города во многом определяется количеством личных усилий, которых потребует то или иное мероприятие, а также тем, насколько результат затронет человека лично (табл.6). Так, большинство горожан готовы лично принять участие в благоустройстве своих дворов, тем не менее, четверть населения города склонны скорее морально поддерживать это мероприятие, а еще 19% категорически не хотят принимать в нем участия.

Таблица 6

Отношение к мероприятиям, %

Мероприятия Готовы принять участие Поддерживают морально Категорически не хотят принимать участие

Организация субботников, воскресников по

благоустройству... ... двора ... района ... городских парков и мест отдыха 54 26 1 19

33 42 25

25 47 28

Помощь малообеспеченным семьям (продуктами, одеждой, игрушками) 25 50 25

Благотворительные мероприятия 16 54 30

Сбор подписей в защиту прав горожан по разным вопросам 19 37 44

Вступление в общественные организации, защищающие права граждан 8 37 54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшая степень мобилизации существует в отношении тех мероприятий, которые затрагивают локальный уровень существования горожан: их двор, в меньшей степени район. Таким образом, многие нижегородцы не видят город как целостное образование.

В благоустройстве района лично готова принимать участие лишь треть населения города. Здесь, как и в отношении благоустройства городских парков и мест отдыха, уровень готовности смещен в сторону моральной поддержки. В еще большей степени это проявляется, когда дело касается благотворительных мероприятий и помощи малообеспеченным семьям.

Тот факт, что большинство горожан не хотят участвовать в общегородских мероприятиях, свидетельствует о несформированности гражданских позиций у большинства горожан. Этот момент просматривается и в других исследованиях.

Таким образом, самоидентификация с городом, предполагающая внимательное и деятельное отношение к его проблемам, не является доминирующей у нижегородцев. Тем не менее, среди горожан все же есть активисты. Именно эти активные нижегородцы могут стать базой поддержки новых программ и начинаний власти, а также выйти с собственными инициативами по улучшению жизни города.

SOCIAL DIALOGUE AND LARGE CITY DEVELOPMENT A.A. Serikov

Department of theory and practice of the state and municipal administration

Institute of professional improvement, Volgo-Vyatskaya Academy of Public service Pushkin str., 8. Nizhni Novgorod, Russia

The article contains results of research of a social image of Nizhni Novgorod among its inhabitants. The resulted data allows making conclusions about the order of expectations and estimations of the townspeople.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.