Научная статья на тему 'СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исамагомедов A. M.

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся структуры судебной власти в Республике Дагестан, в частности, Конституционный Суд РД, мировые суды РД, а также проблемы, возникающие в процессе их деятельности на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 342.56

Структура судебной власти Республики Дагестан на современном

этапе

A.M. Исамагомедов

Мировой опыт, опыт России последних лет свидетельствуют о том, что реальное возникновение судебной власти, ее независимое и самостоятельное функционирование возможно только в таком государстве, которое основывается па принципе разделения властей, где он закреплен в качестве основы конституционного строя. Следует отметить, что в советский период данный принцип отрицался, в связи с чем практике и теории фактически не было известно понятие судебной власти. Да и сам этот термин отсутствовал в политической, законодательной и научной лексике.

В Конституции РД глава 7 имеет название «Судебная власть», а подобные конституционные формулы означают, что разделение властей - не только рассредоточение, распределение, демонополизация власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из грех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимного сотрудничества.

В современном правоведении все чаще выдвигаются идеи о выделении судебной системы субъекта РФ, предлагается включить в систему судов этого уровня конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, верховные суды субъектов, арбитражные суды, мировые судьи субъектов. Отмечается, что только в этом случае можно говорить о создании судебной системы Российской Федерации, отвечающей требованиям подлинного федерализма [1, с. 6]. Заметим, что такая система отражена в ряде основных законов субъектов РФ. Например, в ч. 1 ст. 92 Конституции РД установлено, что правосудие в Дагестане осуществляется федеральными судами и судами РД, в частности Конституционным Судом Республики Дагестан и мировыми судьями. На наш взгляд, с подобной трактовкой в законодательстве нельзя полностью согласиться. Природа судебной власти, в отличие от двух других, в особенности в федеративном государстве, такова, что она может функционировать только при существовании своеобразной вертикали судебной организации снизу доверху. Она предусматривает существование единой судебной системы РФ и не предполагает в качестве самостоятельных судебных систем субъектов Российской Федерации. Эта формула, как указывалось ранее, выражена в том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом. Данное положение было реализовано Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г., в нем говорится лишь о судебной системе Российской Федерации.

Из указанных законодательных положений вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден никаким дру-Всстник Дагестанского государственного университета. 2008. Вып. 2. 45

гим правовым актом, кроме Федерального конституционного закона. Следовательно, не могуч создаваться особые судебные системы, поскольку это привело бы к нарушению принципа единства судебной системы страны. Разумеется, на территории субъектов РФ существуют судебные органы обшей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями, поэтому суды называются федеральными судами [2, с. 628 - 630].

Деятельность судов РД осуществляется в точном соответствии с законодательством России. Несмотря на то, что данный принцип прямо не закреплен в Конституции РД (как и в Конституции РФ), он вытекает из ряда ее положений. Это касается статьи 10, которая гласит, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РД и законы: ст. 95 - судьи независимы и подчинены только закону. В дагестанской юридической литературе подчеркивается, что из принципа законности, закрепленного в Конституции РД, следует обязанность соблюдения Конституции и законов не только Республики Дагестан, но и Конституции и законов Российской Федерации [3, с. 56].

Конституционный Суд РД имеет четко выраженную «двойственную» природу. С одной стороны, он орган государственной власти и занимает в системе такое же высокое положение, как законодательные, исполнительные органы Республики Дагестан, Как орган государственной власти он служит противовесом органам законодательной и исполнительной власти. Он корректирует их деятельность в случае выхода за пределы норм Конституции. С другой стороны, Конституционный Суд РД - суд, судебный орган, осуществляющий правосудие в форме конституционного судопроизводства. Важно иметь в виду, что Конституционный Суд РД - самостоятельный орган судебной власти. Он не только не зависим от чьей бы то ни было воли при принятии итогового документа по делу, что характерно для всех судов, но и не входит в инстанционную систему конституционных судов, поэтому его решение окончательное и не подлежит обжалованию в вышестоящий суд. Самостоятельность Конституционного Суда РД юридически защищена конституционным закреплением его компе тенции, специальным законом об этом суде, обязательностью его решения для всех государственных органов, в том числе и для всех судов, действующих на территории Республики Дагестан.

Существует иной подход к «двоякой сущности» Конституционного Суда, основанный, в частности, на анализе законодательства Республики Дагестан. Основной Закон РД характеризует Конституционный Суд как судебный орган по защите конституционного строя. Закон же о Конституционном Суде РД содержит более развернутое определение: «Конституционный Суд Республики Дагестан является судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть самостоятельно и неза-

Вестник Дагестанского государственного университета. 2008. Выл. 2.

Исамагомедов A.M. Структура судебной власти Республики Дагестан на современном этапе

висимо в форме конституционного судопроизводства» (ч. 1 ст. 1). Следовательно, указанные законодательные формулы показывают «двоякую сущность» Конституционного Суда РД - как орг ана конституционного контроля и как судебного органа.

Конституционный Суд РД на практике не применял части своих полномочий. Так. напрямую не было споров о компетенции. Вместе с тем практика свидетельствует, что проблемы компетенции вставали фактически во всех делах специализированного органа конституционной юстиции Дагестана. Как отмечают специалисты, аналогичная картина наблюдается и на уровне Федерации, и на уровне иных ее субъектов [4|. Не реализованы и иные полномочия данного органа, в частности: принятие заключений о соответствии конституции РД договоров, заключенных между государственными органами РД и РФ, других субъектов; разрешение дел о соответствии Конституции РД уставов муниципальных образований.

Федеральное законодательство о мировых судьях стало базой для развития законодательства субъектов РФ по данным вопросам. В Дагестане Закон «О мировых судьях в Республике Дагестан» был принят в 1999 г. и вступил в действие с 26 января 2000 г. Его структура в основном соответствует структуре аналогичного акта федерального уровня от 24.02.2000 г. Народное Собрание Республики Дагестан приняло Закон «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Дагестан». Следует отметить, что процесс назначения мировых судей в республике проводится довольно оперативно. В РД были назначены и приступили к работе 93 судьи, т. е. весь корпус мировых судей был сформирован одновременно и начал функционировать. Институт мировых судей, в отличие от некоторых субъектов РФ, получил в Республике Дагестан свое конституционное закрепление. В Конституции Дагестана в ст. 92 конкретно названы мировые судьи в качестве судов республики, что весьма положительно и отражает реальную действительность и ту важную роль, которая отведена мировым судьям в деле укрепления законности и правопорядка. С нашей точки зрения, целесообразно было бы также более подробно урегулировать статус мирового судьи в Конституции РД путем выделения особой статьи, в которой бы в краткой форме были определены место данного органа в судебной системе, порядок его образования, компетенция и т. д. Но данное предложение несколько проблематично, т. к. ни законодатели, ни ученые-юристы не дают четкого определения самою понятия «мировой судья». В ст. 1 Закона «О мировых судьях в Республике Дагестан» закреплено положение достаточно общего плана: «Мировые судьи в Республике Дагестан (далее -мировые судьи) являются судами общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации». В научной литературе под мировым судьей, например, понимается должностное лицо, учрежденное в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. Суще-

Вестник Дагестанского государственного университета. 2008. Вып. 2.

ствуст и более лаконичное определение: мировой судья - низшее звено системы судов обшей юрисдикции в Российской Федерации [5, с, 355; 6. с. 539]. Все эти определения главным образом показывают место данных органов в судебной системе РФ. В связи с этим подчеркивается определенная «двойственность» положения мировых судей: это суды субъектов РФ и они же - низовое звено судов общей юрисдикции РФ.

Отметим определенное своеобразие в законодательном регулировании функционирования мировых судей: полномочия, порядок деятельности мировых судей, порядок наделения полномочиями, прекращения их полномочий регулируются Конституцией РФ, Конституций РД, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», Законом РД «О мировых судьях в Республике Дагестан». Порядок же осуществления правосудия мировыми судьями определяется федеральным законом. Вместе с тем в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, данный порядок может устанавливаться также законами Республики Дагестан. Последнее вытекает из ст. 72 Конституции РФ, которая относит административное и административно-процессуальное законодательство к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Важное значение имеет положение о том, что мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. чел. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. чел. создается один судебный участок. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были переданы в юрисдикцию другого судьи или суда. Зарплата мирового судьи составляет 60 % оклада председателя Верховного Суда. А материально-техническое обеспечение (предоставление помещений, мебели и канцтоваров) возложено на органы юстиции или органы исполнительной власти соответствующего административного округа республики. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Дагестан в соответствии с соглашением. Согласно законодательству под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, обеспечение деятельности мировых судей осуществляются Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Дагестан. Финансирование расходов на заработную плату работников аппарата мирового судьи и материально-техническое обеспечение деягельно-

48

Вестник Дагестанского государственного университета. 2008. Вып. 2.

сти мировых судей осуществляется из бюджета Республики Дагестан, в котором средства на эти цели указываются отдельной строкой.

Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в единую судебную систему России. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Введение института мировых судей стало одним из важнейших шагов в ходе осуществления судебной реформы. В Дагестане завершено его формирование. Сейчас трудно говорить об эффективнос ти мировых судей в связи с малым сроком их деятельности, однако реальные цифры обнадеживают. Мировые судьи в Дагестане за 2001 г. рассмотрели около 7 тыс. гражданских дел, что составляло примерно 30 % от всех гражданских дел, рассмотренных в республике на гог период; в 2002 г. было рассмотрено 7179 гражданских дел, в 2003 г. 7352, в 2004 г. - 7408. В апелляционном порядке обжаловано незначительное количество принятых решений. На общероссийском уровне эти показатели выглядят следующим образом: ежегодно мировыми судьями рассматривается почти четверть всех гражданских дел и шестая часть уголовных дел. В результате уменьшилась нагрузка на федеральных судей районных судов. Таким образом, инсти тут мировой юстиции как инструмент кардинального улучшения деятельности российской судебной системы начал себя оправдывать.

Литература

1. Джаршюв Л. Государственное устройство Российской Федерации нужно совершенствовать // Президент'. Парламент. Правительство. 1998. № 3.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - 2-е изд. - М., 1999.

3. Холилое A.M., Магомедов Ш.Б., Гамзатов Я.Б. Конституция Республики Дагестан: Научно-практический и историко-правовой комментарий. -Махачкала, 2001.

4. См.: Мамаев Р.Б. Становление органов конституционного правосудия в республиках Северного Кавказа // Журнал российского права. 2002. №2.-С. 66 68.

5. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. -М., 2001.

6. Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.П. Топорнина. - М, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.