Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ДАГЕСТАНЕ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД'

РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ДАГЕСТАНЕ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исамагомедов А. М.

Статья знакомит с состоянием судебной власти в Дагестане в современный период, с местом и ролью судов субъектов Российской Федерации в судебной системе России. В частности, рассматривается организация и деятельность Конституционного Суда Республики Дагестан, а также мировых судей Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ДАГЕСТАНЕ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД»

УДК 343,1 Л-33

Развитие судебной власти в Дагестане в современный период

А.М. Исамагомедов

Мировой опыт, опыт нашей страны последних лет свидетельствуют о том, что реальное возникновение судебной власти, ее независимое самостоятельное функционирование возможно только в таком государстве, которое базируется на принципе разделения властей, где он закреплен в качестве основы конституционного строя.

Вопросы функционирования судебных органов регулируются различного рода правовыми актами. В Российской Федерации на сегодня важнейшим из них является Конституция РФ 1993 г. Именно в ней определены основные начала судебной власти, организация деятельности судов как на уровне Федерации в целом, так и на уровне ее субъектов.

Следует отметить, что в современной Конституции РФ, конституциях (уставах) ее субъектов нашла свое яркое выражение одна из важных тенденций, имеющих место в подавляющем большинстве государств мира. Суть ее состоит в увеличении объема конституционного регулирования судебной власти.

Много споров сегодня ведется по вопросу о понятии судебной системы РФ. Исходные положения здесь закреплены в Конституции РФ, федеральных законах. Заметим, что они не дают четкого определения данного понятия. Сам этот термин используется в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ: «Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом». Термин «судебная система» введен Федеральным конституцион-

ным законом «О судебной системе Российской Федерации», принятом в 1996 г. Это центральный акт в данной области. В соответствии с его ст. 4 в стране действуют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему РФ.

Наряду с этим выдвигаются идеи о выделении судебной системы субъектов РФ. Предполагается включить в систему судов этого уровня Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, верховные суды субъектов, арбитражные суды субъектов, мировых судей субъектов. Отмечается, что только в этом случае можно говорить о создании судебной системы Российской Федерации, отвечающей требованиям подлинного федерализма. Заметим, что такая система отражена в ряде основных законов субъектов РФ. Например, в ч. 1 ст. 92 Конституции РД установлено, что правосудие в Республике Дагестан осуществляется федеральными судами и судами Республики Дагестан. Судами Республики Дагестан являются Конституционный суд Республики Дагестан и мировые суды.

На наш взгляд, с подобной трактовкой в законодательстве нельзя полностью согласиться по следующим причинам. Прежде всего нужно отметить, что природа судебной власти, в отличие от двух других, в особенности в федеративном государстве, такова, что она может функционировать только при наличии своеобразной вертикали судебной организации снизу доверху. Она предусматривает существование единой судебной системы Российской Феде-

рации и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Федерации. Это формула, как указывалось ранее, выражена в общем правиле о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом. Данное положение было реализовано Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г. Он говорит лишь о судебной системе РФ.

Из указанных законодательных положений вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме Федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создаваться особые судебные системы, поскольку это привело бы к нарушению принципа единства судебной системы страны.

Разумеется, на территории субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, они строятся на единых принципах всей федеральной системы.

Деятельность судов Республики Дагестан осуществляется в точном соответствии с законом. Несмотря на то, что данный принцип прямо не закреплен в Конституции РД (как и в Конституции РФ), он вытекает из ряда ее положений. Это касается статьи 10, которая гласит, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РД и законы (ст. 95 «Судьи независимы и подчинены только закону»). В дагестанской юридической литературе подчеркивается один важный момент: из принципа законности, закрепленного в Конституции РД, следует обязанность соблюдения Конституции Рес-

публики Дагестан и Конституции и законов Российской Федерации.

Конституционный суд РД имеет четко выраженную «двойственную» природу. С одной стороны, он - орган государственной власти и занимает в системе такое же высокое положение, как законодательные, исполнительные органы Республики Дагестан. Как орган государственной власти он служит противовесом органам законодательной и исполнительной власти. Он корректирует их деятельность в случае выхода за пределы норм Конституции. С другой стороны, Конституционный суд РД -судебный орган, осуществляющий правосудие в форме конституционного судопроизводства. Важно иметь в виду, что Конституционный суд РД - самостоятельный орган судебной власти. Он не только не зависим от чьей бы то ни было воли при принятии итогового документа по делу, что характерно для всех судов, но и не входит в инстанционную систему конституционных судов, поэтому его решение окончательное и не подлежит обжалованию в вышестоящий суд.

Самостоятельность Конституционного суда РД юридически защищена конституционным закреплением его компетенции специальным законом об этом суде, обязательностью его решения для всех государственных органов, в том числе и для всех судов, действующих на территории Республики Дагестан.

Существует иной подход к «двоякой сущности» Конституционного суда, в частности основанный на анализе законодательства Республики Дагестан. Основной закон РД характеризует Конституционный суд как судебный орган по защите конституционного строя. Закон же о Конституционном суде РД содержит более

развернутое определение: «Конституционный суд Республики Дагестан является судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть самостоятельно и независимо в форме конституционного судопроизводства» (ч. 1 ст. 1). Следовательно, указанные законодательные формулы показывают «двоякую сущность» Конституционного суда РД - как органа конституционного контроля и как судебного органа.

Введение института мировых судей в качестве судей общей юрисдикции, максимально приближенных к населению, было одним из важных направлений судебной реформы, предусмотренных еще Концепцией судебной реформы. Практически организация и возрождение института мировых судей начались после принятия указанного выше Федерального конституционного закона и Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в РФ». В них было предусмотрено, что полномочия и порядок создания должностей мировых судей определяются только федеральным законодательством.

Согласно статье 28 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»: 1) мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и судебные дела в качестве суда первой инстанции; 2) положение и порядок создания мирового судьи устанавливаются законом субъекта РФ.

Финансирование мировых судей, согласно федеральному и региональному законодательству, предусматривается из федерального бюджета, поскольку определение порядка создания должностей мировых судей, включая установление их количества в субъектах Федерации, отнесено к федераль-

ной компетенции. Общее количество мировых судей и судебных участков в субъектах РФ определяется также федеральным законом.

Как видно, почти все наиболее важные вопросы организации и функционирования мировых судей регулируются федеральным законодательством. Поэтому российская судебная система, выступающая в качестве организационной формы судебной власти, с этой точки зрения в настоящий момент может быть охарактеризована как централизованная, с практически полным отсутствием элементов децентрализации. Институт мирового судьи, хотя и учрежденный в качестве суда субъекта РФ, по сути - составной элемент федеральной судебной системы, включенный в нее в качестве государственного судьи первой инстанции. Поэтому, по существу, о федерализации судебной власти в регионах приходится говорить применительно лишь к органам конституционного правосудия. Закон «О мировых судах в РД» был принят в 1999 г. и вступил в действие с 26 января 2000 г. Его структура в основном соответствует аналогичному акту федерального уровня. 24 февраля 2000 г. Народное Собрание РД приняло закон «О создании судебных участков и должностей мировых судей в РД». Следует отметить, что процесс назначения мировых судей в республике проводился довольно оперативно, в Республике Дагестан назначены и приступили к работе 93 судьи, то есть весь корпус мировых судей сформирован и начал функционировать.

Важно отметить и тот факт, что институт мировых судей получил в РД свое конституционное закрепление. В Конституции Дагестана в ст. 92 конкретно названы мировые суды в качестве судов РД. Такой

факт является весьма положительным. Он отражает реальную действительность, ту важную роль, которая отведена мировым судьям в деле укрепления законности и правопорядка в республике.

Следует отметить, что введение института мировых судей стало одним из важнейших шагов в ходе осуществления судебной реформы. В РД в настоящее время завершено его формирование. Вместе с тем сейчас трудно говорить об эффективности мировых судей в связи с малым периодом времени их деятельности. Однако реальные цифры обнадеживают. Мировыми судьями РД за 2001 г. рассмотрено около 7 тыс. гражданских дел, что составляет примерно 30 % от всех гражданских дел, рассмотренных в республике на тот же период; в 2002 г. было рассмотрено 7173 гражданских дел, в 2003 - 7352, в 2004 г. - 7408. В апелляционном порядке обжаловано незначительное количество принятых решений.

На общероссийском уровне эти показатели выглядят следующим об-

разом: ежегодно мировыми судьями рассматривается почти четверть всех гражданских дел и шестая часть уголовных дел. В результате изменилась нагрузка на федеральных судей районных судов.

Таким образом, институт мировой юстиции как инструмент координации улучшения деятельности российской судебной системы начал себя оправдывать.

В связи с тем что федеральное законодательство допускает возможность установления субъектами дополнительных требований к мировым судьям, считаем целесообразным включить в соответствующий закон РД ряд новых положений. В частности, в целях приближения мировых судей к населению, более реальному, объективному выражению его интересов установить в качестве обязательного требования к судье проживание в течение определенного времени в местности, в которой он будет работать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.