Научная статья на тему 'Структура социальной активности будущих специалистов'

Структура социальной активности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
909
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / SOCIAL ACTIVITY OF TO-BE SPECIALISTS / SOCIAL ACTIVITY STRUCTURE / DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харланова Елена Михайловна

В статье представлена авторская позиция и анализируются подходы к вопросу разработки структуры социальной активности будущих специалистов, дана характеристика компонентов социальной активности будущих специалистов и их взаимосвязей. На этой основе определены пути развития социальной активности студентов и компоненты процесса развития социальной активности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF TO-BE SPECIALIST'S SOCIAL ACTIVITY

The article focuses on the approaches to the working out of the social activity structure of to-be specialists; proposes the author's view on the problem; also, it characterizes the components of social activity structure of to-be specialists and their interrelation. This serves as a basis for finding out the ways of social activity structure development of to-be specialists and the components of the social activity process.

Текст научной работы на тему «Структура социальной активности будущих специалистов»

УДК 378

ББК 74. 480. 03

Харланова Елена Михайловна

кандидат педагогических наук г. Челябинск Kharlanova Elena Mikhailovna Candidate of Pedagogics Chelyabinsk

Структура социальной активности будущих специалистов The Structure of To-Be Specialist’s Social Activity

В статье представлена авторская позиция и анализируются подходы к вопросу разработки структуры социальной активности будущих специалистов, дана характеристика компонентов социальной активности будущих специалистов и их взаимосвязей. На этой основе определены пути развития социальной активности студентов и компоненты процесса развития социальной активности будущих специалистов.

The article focuses on the approaches to the working out of the social activity structure of to-be specialists; proposes the author’s view on the problem; also, it characterizes the components of social activity structure of to-be specialists and their interrelation. This serves as a basis for finding out the ways of social activity structure development of to-be specialists and the components of the social activity process.

Ключевые слова: социальная активность будущих специалистов, структура социальной активности, развитие социальной активности.

Key words: social activity of to-be specialists, social activity structure, development of social activity.

Проблема развития социальной активности будущих специалистов является основной темой работы научно-исследовательской лаборатории «Мост» Челябинского государственного педагогического университета. Первоначально наше внимание было сосредоточено на изучении развития социальной активности будущих педагогов в условиях студенческих педагогических отрядов, затем -

будущих специалистов в условиях различных форм самоуправления студентов, внеучебного процесса вуза и, наконец, образовательного процесса вуза.

Одним из шагов научного анализа изучаемых явлений является структурный анализ.

Структура - способ взаимосвязи между элементами. Для исследования структуры социальной активности будущего специалиста мы используем системный анализ и раскрываем структурный аспект, цель которого - выделение внутренней организации системы и определение способа, характера связей элементов.

Анализ исследований философов (В. П. Елисеев, М. С. Каган, В. И. Кремянский), социологов (С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, В. Г. Мордко-вич), психологов (К. А. Абульханова-Славская, В. А. Петровский, В. Л. Хай-кин), педагогов (Т. Н. Мальковская, В. А. Сластенин, И. А. Филиппова), посвященных социальной активности, показывает, что трудность в разработке структуры социальной активности связана с различными трактовками самого явления в научной литературе. Большинство исследователей называют социальную активность видом активности, характерным для социального уровня организации материи. Поэтому от того, как исследователь определяет содержание родового понятия «активность», зависит определение им понятия «социальная активность», а от этого, в свою очередь, - описание структуры социальной активности.

Основываясь на данном положении, рассмотрим наиболее распространенные точки зрения о вопросе характеристики структуры социальной активности, сопоставим со структурой социальной активности будущих специалистов, представленной в диссертационных исследованиях.

Первая точка зрения связана с представлением об активности как всеобщем системном качестве материи вступать во взаимодействие [5, 11].

Изучаемое явление - социальная активность - проявляет себя и подлежит изучению лишь в процессе своей реализации, а этим процессом и является социальная деятельность. Основными структурными компонентами психологиче-

ской структуры деятельности являются цель, мотив, способ, результат (В. А. Петровский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн).

Исходя из этого положения, исследователи представляют компоненты структуры социальной активности в логике структурных компонентов деятельности. Например, И. А. Дралюк выделяет следующие компоненты структуры социальной активности: мотивационный, операционный, рефлексивный [3, 30-31].

В соответствии со второй точкой зрения социальная активность рассматривается как совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в конкретный исторический период [6].

Следовательно, структура социальной активности зависит от того, представителем какой социальной группы является человек, и выстраивается, исходя из задач, актуальных для данной группы. Так, О. Ю. Нисман выделяет структурные компоненты социальной активности студентов в соответствии с наиболее значимыми для данной группы видами деятельности и включает такие компоненты: познавательную активность, профессионально-трудовую деятельность, собственную активность, гражданскую активность [4, 74].

Третья точка зрения связана с рассмотрением активности как интегративной внутриличностной характеристики. В связи с чем и структура социальной активности соотносится с компонентами структуры личности.

Активность, отмечает В. Л. Хайкин, представленная в самосознании, выступает в качестве особого, нравственного самоотношения и включена в выделяемые исследователями (Л. И. Божович, М. И. Лисина, В. В. Столин, И. И. Чесно-кова) три аспекта функционирования самосознания: самопознание, самооценка, саморегуляция [7, 47]. Так, структура социальной активности в исследовании

О. Д. Чугуновой представлена компонентами: мотивационным, деятельностноволевым, когнитивным [8, 79].

Сторонники четвертой точки зрения считают, что активность - это не просто деятельность, это единство отражения, выражения и реализации внешних и

внутренних тенденций человека [4, 43]. Активность является движущей силой, источником пробуждения в человеке его «дремлющих потенциалов» [1, 77]. Как «посредник» между деяниями личности и требованием общества, активность осуществляет наиболее оптимальное (или неоптимальное) соотнесение привлекательности для личности деятельности и ее общественной значимости... [Там же, 88]. Поэтому расширяется количество элементов структуры социальной активности, в ней представлены процессы, характеризующие эти взаимосвязи. В. Л. Хайкин структуру активности представляет в единстве компонентов: когнитивного, мотивационного, поведенческого, а также компонента самосознания личности [7, 239].

Таким образом, мнения исследователей расходятся по двум позициям: что является ведущим фактором социальной активности - внешняя социальная среда или внутренняя психологическая жизнь индивида; структура активности связана со структурой деятельности или со структурой личности?

Нам ближе всего идея об интеграции данных подходов. Социальная активность - это свойство личности, которое проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Социальная активность основывается на системе отношений личности к себе и миру. Общественные отношения, в которые включается человек, выполняют функцию социального регулятора и побуждают людей к социальной активности, однако только в процессе интериоризации, осознания, принятия их личностью они становятся регуляторами социальной активности.

Мы рассматриваем социальную активность как сложное состояние и одновременно свойство человека (социальной группы) осознанно взаимодействовать с социальной средой, детерминированное преимущественно им самим и осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития и собственной системой отношений.

Социальная активность является элементом, который связывает структуру личности и структуру ее деятельности, выступает «посредником» между личностью и ее деятельностью и требованиями общества. Источник активно-

сти - внутри человека, это его потенциал, потребности, стремления, требующие реализации. Но реализация активности возможна только в условиях реального общества с его целями, задачами и приоритетами на основе отражения общественных отношений в процессе взаимодействия, деятельности. Поэтому структура социальной активности должна связывать две стороны социальной активности - внутриличностную и деятельностную.

Элементы, связанные со структурой личности, - система отношений личности к себе и социуму, когнитивный компонент, поведенческий компонент, - в свою очередь, дифференцируются на элементы, связанные со структурой деятельности, а именно: мотивационно-ценностный, ориентационно-целевой, содержательно-гностический, рефлексивно-оценочный, операционно-деятельностный, организационно-коммуникативный.

Данная структура позволяет связать две стороны социальной активности: внутриличностностную, проявляющуюся как интегративная характеристика личности, и внешнюю деятельностную, проявляющуюся в процессе осуществления личностью деятельности.

В рамках осуществляемой нами исследовательской работы мы не сразу обратили внимание на наличие двух сторон социальной активности и первоначально рассматривали ее деятельностную сторону. Однако при таком подходе личность студента, будущего специалиста, оказывается отодвинутой на второй план, а исследователь рассматривает социальную активность в рамках технологической схемы деятельности, раскрывая количественные и качественные характеристики ее проявления, упуская ее содержательные характеристики.

Раскроем компоненты социальной активности будущих специалистов.

Компонент системы отношений личности структуры социальной активности будущего специалиста включает развитие профессионального самосознания будущего специалиста, овладение системой мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений, формирование потребностей, ценностных ориентаций, мотивов, принимаемых личностью и определяющих отношение личности к себе, обществу, процессу социальной и социально-профессиональной

деятельности. Данный компонент представлен мотивационно-ценностным и ориентационно-целевым компонентом:

- мотивационно-ценностный компонент включает осознание студентом личностных особенностей и своего потенциала, своих социальных функций, субъективных позиций по отношению к значимости социальной деятельности, формирование установок на осуществление личностно и социально значимой деятельности;

- ориентационно-целевой компонент определяет совокупность знаний, умений и качеств, позволяющих осуществлять целеполагание в социальной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, в процессе которой осуществляется социальная активность будущего специалиста.

Когнитивный компонент направлен на осмысление системы знаний о себе, обществе, мышлении, закономерностях и принципах целостного социального процесса, развивает логику научного мышления, способность к рефлексии. Он представлен содержательно-гностическим и рефлексивно-оценочным компонентом:

- содержательно-гностический компонент включает основы человеческого опыта в разных сферах жизнедеятельности - образовании, науке, культуре, труде, производстве, социальных отношениях и др., которые в соответствии с принятыми установками избирательно, с разной степенью интенсивности и мерой субъектности осваивает конкретная личность, развивая собственные силы;

- рефлексивно-оценочный компонент характеризуется совокупностью знаний, умений, качеств, позволяющих осуществлять анализ и рефлексию, вести внутренний диалог, оценку и самооценку социальной деятельности и социальной активности.

Поведенческий компонент социальной активности включает пробы сил будущего специалиста в разных видах социальной, социальнопрофессиональной деятельности с целью формирования системы специальных знаний и умений в области методики и практики реализации социальной активности посредством разработки социальных инициатив и их реализации

в социально-профессиональной деятельности. Он представлен операционнодеятельностным и организационно-коммуникативным компонентами:

- операционно-деятельностный компонент включает многообразие видов социально значимой деятельности и социальных действий, которые осуществляет конкретная личность;

- организационно-коммуникативный компонент характеризует взаимодействие внутренней и внешней активности личности в процессе саморегуляции в деятельности и общении.

Возникает вопрос о взаимосвязи данных компонентов. Анализ психологических исследований показывает, что, признавая целостность личности, представители различных психологических школ по-разному определяют роли данных компонентов и пути развития социальной активности будущих специалистов.

С позиции когнитивной психологии, ведущими в развитии личности выступают познавательные процессы, следовательно, ведущим компонентом социальной активности является когнитивный компонент. От того, насколько богаты и совершенны используемые человеком методы познания мира, зависит адекватность его представлений о себе и мире, а от этого, в свою очередь, зависит способность прогнозировать будущее и планировать свое развитие. Человек выстраивает свою деятельность, исходя из того, как он представляет реальность. Следовательно, для развития социальной активности необходимо развитие познавательных способностей человека, его умения вести внутренний диалог, рефлексировать, понимать закономерности социального развития.

С позиции гуманистической психологии, на первом плане - компонент системы отношений будущего специалиста к себе и социуму. Главной ценностью признается личность, ее неповторимость и уникальность, необходимость раскрытия заложенного в человеке потенциала, что требует самоосознания, самоопределения и ведет к самоактуализации. С позиции данного подхода для развития социальной активности важнее всего пробуждение внутреннего потенциала личности, осознание его личностью путем формирования иерархии ценностных ориентаций и определение личностью целей жизни.

С позиции деятельностного подхода, ведущую роль в развитии социальной активности личности играет ее включенность в социально значимую деятельность и общение, что ведет к расширению социальных связей личности.

Согласно идее Б. Г. Ананьева, общими формами проявления активности выступают деятельность, общение, познание [2, 116]. Развивая эту идею, мы полагаем, что данные процессы сопровождают не только проявление, но и само развитие социальной активности, при этом когнитивный компонент структуры социальной активности будущих специалистов связан прежде всего с познанием, практический компонент - с деятельностью, компонент системы отношений личности - с общением.

Рассматривая выделенные компоненты в целостности, взаимосвязи и взаимообусловленности, мы полагаем, считаем, что сущностной системообразующей связью компонентов социальной активности будущего специалиста является целевая связь, определяемая потребностью студента в развитии способности к преобразованию себя и социума, самореализации своих сущностных сил в социально приемлемых направлениях.

Анализ способов связи между компонентами позволил определить, что в исследуемой системе реализуется кольцевой способ, при котором компоненты последовательно связаны друг с другом, а изменение свойств одного из компонентов приводит к изменениям свойств и других компонентов.

Раскрытие структуры социальной активности будущего специалиста позволяет проследить процесс развития социальной активности. Каждый компонент социальной активности предполагает свой способ развития, обеспечивая развитие определенных умений личности. Несформированность умений одного из компонентов приводит к замедлению, дисгармонии в развитии социальной активности в целом. Это подтверждает тезис о том, что социальная активность - интегративная характеристика личности, являющаяся условием, мерой и результатом процесса социализации и профессионального образования будущего специалиста.

Данная структура социальной активности позволила представить процесс

развития социальной активности в тесной взаимосвязи структурных и содержательных компонентов, интегрированных целевым компонентом. Структурные компоненты (теоретико-мировоззренческий, методико-технологический, практический) связаны с компонентами социальной активности будущих специалистов, основаны на структуре деятельности, отражают процесс освоения деятельности. Содержательные компоненты (когнитивного опыта личности, опыта осуществления способов деятельности, опыта отношений личности) связаны с компонентами социальной активности будущих специалистов, основаны на структуре личности и созвучны компонентам базовой культуры личности. На основе структуры социальной активности будущего специалиста нами была выстроена матрица, определяющая девять основных задач развития социальной активности будущего специалиста в процессе освоения учебно-профессиональной деятельности (табл.).

Таблица.

Задачи развития социальной активности будущего специалиста в процессе освоения учебно-профессиональной деятельности

Структурный компонент Содержательный компонент

когнитивный опыт опыт деятельности опыт отношений

1 2 3 4

Теоретико- мировоз- зренческий Актуализация использования теоретического знания для решения социальных проблем Освоение способов поиска необходимой и актуальной для личности теоретической и методической информации Осмысление субъектной позиции выбора методологического подхода для решения социальных проблем

Методико- технологи- ческий Включение в научнопрактическую, научноисследовательскую работу Разработка социальных инициатив в практической социальнопрофессиональной деятельности Осмысление выбора целей, способов, инструментария социальной деятельности

Практи- Осуществление Реализация Становление

ческий анализа социальной самосознания

результатов активности в личности, ее

исследований и разных видах отношения к

реализации практической клиентам,

социальных социально- коллегам,

инициатив на профессиональной социально-

основе деятельности профессиональной

обращения к деятельности в

теоретическому целом и разным ее

анализу видам в частности

Осуществленный анализ позволил представить структуру социальной активности как взаимосвязь двух сторон ее проявления внутриличностной и деятельностной посредством интеграции компонентов, связанных со структурой личности и со структурой деятельности, охарактеризовать их, определить, что системообразующей связью компонентов социальной активности будущего специалиста является целевая связь, и на этой основе выявить задачи и пути развития социальной активности будущих специалистов.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.

2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. -СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

3. Дралюк, И. А. Проектная деятельность как средство воспитания социальной активности студентов : дис. ... канд. пед. наук [Текст] / И. А. Дралюк.

- Саратов, 2005. - 152 с.

4. Нисман, О. Ю. Формирование социальной активности студентов в учреждениях среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О. Ю. Нисман. - Самара, 2006. - 179 с.

5. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий : учеб. пособие [Текст] / К. К. Платонов . - М. : Высш. шк., 1981. - 175 с.

6. Социология : учебник для вузов [Текст] / Г. С. Лукашова. - М. : ЮНИТИ-ДИАНА, 2000. - 247 с.

7. Хайкин, В. Л. Активность (характеристика и развитие) [Текст] / В. Л. Хайкин. - М. : Омск. психол.-соц. ин-т; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 448 с.

8. Чугунова, О. Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков : дис. . канд. пед. наук [Текст] / О. Д. Чугунова. - Кострома, 2000. - 162 с.

Bibliography

1. Abulkhanova-Slavskaya, K. A. The Strategy of Life [Text] / K. A. Abulkhanova-Slavskaya. - M. : Mysl, 1991. - 229 p.

2. Ananyev, B. G. Man as an Object of Cognition [Text] / B. G. Ananyev. -SPb. : Piter, 2002. - 288 p.

3. Chugunova, O. D. A Social Children Establishment as a Means of Pedagogical Influence on Teenager's social activity : a Thesis of a Candidate of Pedagogics [Text] / O. D. Chugunova. - Kostroma, 2000. - 162 p.

4. Dralyuk, I. A. Project Activity as a Means of Student's Social Activity Upbringing : a Thesis of a Candidate of Pedagogics [Text] / I. A. Dralyuk. -Saratov, 2005. - 152 p.

5. Khaikin, V. L. Activity (Characteristic Features and Development) [Text] / V. L. Khaikin. - M. : Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh : MODAK, 2000. - 448 p.

6. Nisman, O. Yu. Student's Social Activity Formation in the Establishments of Secondary Professional Education : a Thesis of a Candidate of Pedagogics [Text] /O. Yu. Nisman. - Samara, 2006. - 179 p.

7. Platonov, K. K. A Brief Dictionary of the System of Psychological Terms : Student’s Book [Text] / K. K. Platonov. - M. : Higher School, 1981. - 175 p.

8. Sociology : a Book for Higher Educational Establishments [Text] / G. S. Lukashova. - M. : UNITY-DIANA, 2000. - 247 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.