Научная статья на тему 'Cубъектный подход к развитию социальной активности будущих специалистов'

Cубъектный подход к развитию социальной активности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / SUBJECT APPROACH / SUBJECT / SOCIAL ACTIVITY / PROCESS OF SOCIAL ACTIVITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харланова Елена Михайловна

В статье рассматриваются исходные положения субъектного подхода как инструмента познания и исследования проблемы развития социальной активности будущих специалистов в образовательном процессе вуза, позволяющие раскрыть сущность, содержание и структуру данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject Approach to the Development of Prospective Specialists' Social Activity

In this article the author observes the initial points of the subject approach as an instrument of cognition and research of the future experts' social activity development problem in the educational process at a university which allow to uncover the essence, contents and structure of this process.

Текст научной работы на тему «Cубъектный подход к развитию социальной активности будущих специалистов»

УДК 378 ББК 74. 480

Харланова Елена Михайловна кандидат педагогических наук г. Челябинск Kharlanova Elena Mikhailovna

Candidate of Pedagogics Chelyabinsk

Субъектный подход к развитию социальной активности будущих специалистов Subject Approach to the Development of Prospective Specialists’ Social Activity

В статье рассматриваются исходные положения субъектного подхода как инструмента познания и исследования проблемы развития социальной активности будущих специалистов в образовательном процессе вуза, позволяющие раскрыть сущность, содержание и структуру данного процесса.

In this article the author observes the initial points of the subject approach as an instrument of cognition and research of the future experts’ social activity development problem in the educational process at a university which allow to uncover the essence, contents and structure of this process.

Ключевые понятия: субъектный подход, субъект, субъектность, субъективность, социальная активность, развитие социальной активности.

Key words: subject approach, subject, social activity, process of social activity development.

Субъектный подход предстает как альтернатива объектному подходу.

В.И. Слободчиков и Е.Ф. Исаев [5] справедливо отмечают, что объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую. Исследуемый процесс развития социальной активности будущих специалистов связан с анализом такого свойства, которое не может быть с достаточной полнотой описано в рамках объектного подхода, поскольку носителем социальной активности является субъект. Это и предопределило обращение к субъектному подходу как теоретикометодологической стратегии исследования развития социальной активности будущих специалистов.

Субъектный подход - это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, включающая в себя комплекс структур и механизмов, направленных на формирование личности как активного самоорганизующегося и саморазвивающегося субъекта, способного самостоятельно, твор-

чески осуществлять свою деятельность и осознанно управлять ею, брать на себя ответственность за результаты своих действий и поступков [7, с. 51].

Теоретическое обоснование использования субъектного подхода в психологии осуществляют (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский,

С.Л. Рубинштейн, Л.А. Стахнева и др.) применительно к образовательным системам (А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная, Г.В. Сороковых). Исследователи указывают на закономерную взаимосвязь между развитием социальной активности личности и становлением ее субъектности.

Так, К.А. Абульханова-Славская отмечает: «Активность определяется субъектом. Человек, являясь субъектом своей жизни, способен также и к контролю над своей активностью. Именно субъект определяет требуемое «количество» активности, «качество» этой активности, т.е. гарантирует меру активности соответственно масштабам решаемых задач» [1, с. 79].

Субъектный подход ориентирует исследователя на рассмотрение педагогического процесса как субъект-субъектного взаимодействия его участников, в рамках которого в процессе познания, деятельности, общения путем приобретения опыта конструктивного разрешения противоречий происходит становление субъектности и субъективности личности, обеспечивающих саморазвитие, самодетерминацию, реализацию заложенного потенциала личности в преобразовательной деятельности.

Субъективность трактуется как особая интегративная форма общественного бытия человека, определяющим свойством которой выступает способность осваивать и превращать явления бытия в факты жизнедеятельности человека [ 7, с. 42]. Эта категория выражает сущность внутреннего мира человека с его активностью и пристрастностью.

Субъектность, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, является центральным образованием человеческой субъективности [ 5, с. 256 ] и представляет «способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни» [4, с.144].

Перемещение акцента на субъект приводит исследователя к переориентации с организации и управления деятельностью обучающихся к выстраиванию педагогического взаимодействия, обеспечивающего становление качественной характеристики личности - его самости (самодетерминированность, самоорганизация, самоконтроль и т. п.) во внешней (практической) и внутренней (психологической) деятельности и самореализацию в ней.

Использование данного подхода в исследовании социальной активности будущего специалиста позволяет раскрыть сущность, содержание и структуру данного процесса развития социальной активности будущих специалистов в образовательном процессе вуза.

С позиций субъектного подхода развитие социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе вуза неразрывно связано с процессом становления субъектности студента. Социальная активность личности предстает как внутренняя энергия, сила, самодетерминация личности в социальном взаимодействии, обеспечивающая субъектность студента и проявляющаяся в деятельности субъекта. Социальная активность обеспечивает процесс поиска личностью пути самореализации, проявления своих сущностных сил во взаимодействии с социумом по преобразованию себя и окружающей среды в социально значимом направлении и является его результатом.

Этот путь студент определяет сам в процессе работы по осознанию себя и своих возможностей, осмыслению роли общества в процессе разностороннего и интенсивного взаимодействия с социумом (в том числе и педагогического взаимодействия), субъектного освоения учебно-профессиональной деятельности, пробы сил в преобразовании себя и социума. Поскольку динамично изменяются и условия социального взаимодействия, и внутренние компоненты личности, требуется постоянное их согласование посредством социальной активности.

Развитие социальной активности будущего специалиста рассматриваем как процесс и результат количественных и качественных изменений в приложении студентом сил к осознанному взаимодействию с социальной средой по преоб-

разованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития и собственной системой отношений, связанных с непрекращающимися изменениями, переходами от низшего уровня к высшему.

Основу развития социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе с позиций субъектного подхода составляет ряд положений:

1. Социальная сущность, общественные качества, к которым относится и социальная активность, не передаются через биологические структуры, а формируются у каждого человека в каждом поколении людей путем усвоения социального опыта. Для этого человек должен осуществить деятельность адекватную осваиваемой. Только во взаимодействии человека с социумом происходит развитие его социальной активности, и только через систему внутренних условий действуют любые внешние причины. Развитие социальной активности происходит в контексте всего организма, определяется единством внешних и внутренних условий.

2. Любой организм стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Человек как открытая система стремится к самоде-терминации. Это стремление является основой активности.

Человек не просто учится действовать по примеру, а развивает способность реализовывать свою сущность, опираясь на имеющиеся возможности, в конкретных социальных условиях, взаимодействуя с окружающим миром; решая эту задачу, он развивается.

3. Чтобы стать субъектом, носителем социальной активности, человек должен постоянно превращать свою природу в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к миру, превращать предпосылки и условия своей жизни во «вторую природу» [ 7, с. 71]. Т.е. необходимо, чтобы студент развивал «способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально значимые и профессионально важные качества» [ 2, с. 61 ].

4. Только тогда, когда будущий специалист, столкнувшись с проблемой, противоречием, включается в анализ явления, поиск способов его разрешения,

обоснование, реализацию одного из них, он выступает субъектом.

В соответствии с данными положениями в рамках образовательного процесса вуза становление субъектности будущего специалиста обеспечивается за счет согласования функций педагогической деятельности (педагогическая диагностика, целеполагание, планирование, организация, мобилизация и побуждение обучающихся, коммуникация, контроль, оценка, коррекция и др.) и функций самообразовательной деятельности студентов (самодиагностика, целевая самоориентация, самоорганизация, самомобилизация, саморегуляция взаимодействий, самоконтроль, самоанализ, самокоррекция и др.) через совокупность способов, форм организации их взаимодействия.

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Из видов взаимодействия (сотрудничество, конкуренция и конфликт) наиболее ценным является сотрудничество, обеспечивающее достижение синергетического эффекта (т.е. эффекта приращения энергии, качеств благодаря взаимодействию субъектов).

Педагогическое взаимодействие, построенное на основе сотрудничества, предстает как сложное сцепление прямых и обратных связей, субъекты образовательного взаимодействия взаимно детерминируют друг друга, используют взаимно предоставленные возможности, побуждая друг друга на преобразование себя и окружающего мира.

Ведущей для студентов является учебно-профессиональная деятельность, которая включает как учение (познание окружающего мира), так и труд (овладение способами преобразования себя и окружающего мира). Поэтому образовательный процесс вуза должен обеспечивать не только полный цикл освоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание изучаемого материала, применение его на практике и последующее повторение), но и полный цикл освоения способов профессионального действия (выявление проблемы, анализ, планирование, организация, контроль, коррекция).

Таким образом, сущность процесса развития социальной активности в образовательном процессе вуза проявляется в том, что социальная активность бу-

дущего специалиста (как интегральное свойство и функция субъекта) изменяется в процессе субъектного освоения содержания образования посредством учебно-профессиональной деятельности (с доминированием самообразовательной деятельности) во взаимодействии с субъектами образовательного процесса.

Субъектное освоение содержания образования включает: согласование личных и общественных интересов, определение пути самореализации в социальном взаимодействии, опыт конструктивного разрешения проблем, деятельность по преобразованию себя и социума.

Содержание процесса развития социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе вуза выстраивается как единство интеграции компонентов содержания образования (когнитивного опыта личности, опыта осуществления способов деятельности, опыта отношений личности, опыта творческой деятельности), взаимодействия субъектов образовательного процесса между собой и с социальными партнерами, так и дивергенции — многова-риативности самого содержания образования и путей его освоения, как необходимого условия, позволяющего будущему специалисту, проявляя собственную активность, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

В результате интеграции субъектом личностного и социального аспектов содержания образования происходит становление и реализация индивидуальной неповторимой в совокупности своих характеристик социальной активности, соответствующей биологическим и психологическим возможностям личности и ее сущностным характеристикам, что приводит к дивергенции, расхождению признаков социальной активности у разных субъектов.

Число таких индивидуальных различий бесконечно, это отражает неповторимость и субъективность каждого человека и рассматривается как ценный ресурс развития общества, так как именно разнообразие социальной активности субъектов, обеспечивает более полное использование ими условий социальной и образовательной среды.

Выстраивать образовательный процесс с учетом определенного разнообразия социальной активности субъектов, их субъективности позволяет метод типологии.

Опираясь на исследования О.П. Елисеева, разработавшего типологию социокультурной активности на основе признаков, заданных в форме дихотомий: реактивность—активность, экстернальность-интернальность, интро-вертированность-экстравертированность [3], нами разработана типология социальной активности будущих специалистов. Системообразующим признаком данной типологии выступает направленность активности будущего специалиста (результат соотнесения внутренних потребностей, ценностей с социальными проблемами, общественными нуждами и нормами). Выделяем четыре типа социальной активности будущего специалиста:

1. Адаптирующийся тип. Человек этого типа активности стремится к уравновешенности со средой, направлен на свой внутренний мир, ценит покой, проявляет активность под воздействием внешних факторов, ведомый, готов соблюдать предъявляемые требования, в ответ рассчитывает на получение соответствующего вознаграждения, в пределах исполнительских компетенций организован и дисциплинирован.

2. Конкурентный тип. Стремится овладеть наиболее ценными, с его точки зрения, атрибутами внешней среды (власть, престиж, собственность и др.), в связи с чем его активность направлена на внешний мир. Энергичен. Целеустремлен. Готов к конкурентной борьбе. Имеет широкий круг общения и интенсивно взаимодействует с окружающими.

3. Самоактуализирующийся тип. Направлен на саморазвитие, несколько замкнут в себе, стремится к профессиональному совершенству в выбранном деле. Обладает высокой познавательной мотивацией.

4. Созидающий тип. Ориентирован на преобразование окружающей действительности, ее совершенствование в процессе осуществления творческой трудовой профессиональной деятельности. Открыт для взаимодействия, в котором стремится к сотрудничеству, согласованию интересов разных сторон.

Проведенное исследование по определению типов социальной активности среди студентов ЧГПУ (всего 246 человек) выявило: у 72% опрошенных четко проявляется один из типов активности (адаптирующийся тип - 2% опрошен-

ных, конкурентный - 17%, самоактуализирующийся - 25%, созидающий -28%), а у 28% выявлен смешанный тип. Анализ сфер проявления социальной активности в образовательном процессе вуза показал, что на первое место представители всех типов активности ставят учебный процесс, далее обладатели адаптирующегося типа выбирают досуг, конкурентного - общественную деятельность, общение с интересными людьми, самоактуализирующийся - освоение дополнительной специальности, созидающего - общественную деятельность и временное трудоустройство.

Необходимо обеспечить условия для проявления и развития социальной активности будущих специалистов всех типов.

С учетом этого требования и динамики становления субъектности личности выстраивается структура развития социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе вуза. Эта динамика связана с постепенным субъектным освоением студентом базовых форм деятельности (учебной, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной), усложнением форм деятельности, требующих более высокого уровня развития психических процессов, сознания и т. д.

Данную структуру можно представить как вертикальную последовательную взаимосвязь этапов: субъект учебной деятельности, субъект квазипрофес-сиональной деятельности, субъект учебно-профессиональной деятельности (для части студентов субъект профессиональной деятельности), так и горизонтальную координацию различных структур (административных, педагогических, общественных, научных, самоуправления и т.п.), форм образования (обязательного, дополнительного, неформального, внеформального).

Освоение каждого из этапов с позиций субъектного подхода характеризуется последовательной сменой доминирования механизмов интериоризации и экстериоризации: от преобладания интериоризации при постепенном увеличении экстериоризации к преобладанию экстериоризации, свидетельствующей об освоении позиции субъекта в данной деятельности, готовности самостоятельно решать проблемы.

В соответствии с этапом обучения изменяются решаемые студентами проблемы (становятся более конкретными, приближенными к профессиональной деятельности), способы их постановки (от предъявления преподавателем, подведения студентов к формулировке проблемы к самостоятельному анализу профессиональной деятельности и выявлению проблем), педагогические требования к их решению (от обоснования идеи до детальной проработки и реализации) и мера самостоятельности в их решении (постепенно уменьшается помощь со стороны).

Обобщая изложенное, выделим ведущие идеи субъектного подхода к развитию социальной активности будущего специалиста:

- признание ценности субъективности каждой личности, ценности разных типов социальной активности будущих специалистов;

- взаимосвязь процессов развития социальной активности и становления субъектности будущего специалиста, субъект - носитель активности;

- переориентация образовательного процесса с нацеленности на воспроизводство социального опыта к преобразованию его в субъектный опыт на основе деятельности субъекта, становление его субъектности;

- построение педагогического взаимодействия на основе согласования функций педагогической деятельности и самообразовательной деятельности студента;

- построение содержания образовательного процесса как единства интеграции и дивергенции;

- представление структуры развития социальной активности в образовательном процессе вуза как взаимосвязи этапов (отражающих динамику субъектности), субъектов (с которыми взаимодействует личность) и форм образования (в которых реализуется социальная активность).

Таким образом, субъектный подход является инструментом познания и способом совершенствования процесса развития социальной активности будущих специалистов в образовательном процессе вуза, обогащая его новым видением приоритетов, логики построения содержания и структуры, путей органи-

зации педагогического взаимодействия с учетом значения субъективности студента, необходимости обеспечения становления его субъектности.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская.

- М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Белошицкий, А.В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная // Педагогика. - 2006. - № 5. - С.60 - 66.

3. Елисеев, О.П. Активность и социокультурная эволюция человека: дис. ... д-ра фи-лос. наук [Текст] / О. П. Елисеев. - М., 2004. - 387 с.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 175 с.

5. Слободчиков, В. И Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

6. Сороковых, Г. В. Субъектно-деятельностный подход в лингвистической подготовке студентов неязыковых вузов: дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Г.В. Сороковых. - Курск, 2004.

- 353 с.

7. Стахнева, Л.А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии: дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / Л.А. Стахнева. - Иркутск, 2005. - 316 с.

Bibliography

1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. Life Strategy [Text] / K.A. Abulkhanova-Slavskaya. - M.: Mysl, 1991. - 299 p.

2. Beloshitsky, A.V. Student Subjectives Formation During Educational Process at University [Text] / А^. Beloshitsky, I.F. Berezhnaya // Pedagogics. - 2006. - № 5. - P.60 - 66.

3. Eliseev, О.Р. Activity and Socio-Cultural Evolution of a Man: Thesis ... Doct. of Philosophy [ Text ] / ОР. Eliseev. - M., 2004. - 387 p.

4. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogical Dictionary [Text] / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodz-haspirov. - М.: Academy, 2000. - 175 p.

5. Slobodchikov, V.I. Basis of Psychological Anthropology. Psychology of a Man: Introduction to Subjectiveness Psychology [Text] / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - М.: School-Press, 1995.

- 384 p.

6. Sorokovykh, G.V. Subject-Activity Approach to Student Linguistic Training at Non-Linguistic Universities: Thesis ... Doct. of Ped. [Text] / G.V. Sorokovykh. - Kursk, 2004. - 353 p.

7. Stakhneva, L.A. Subject Approach to the Problem of a Person Development and its Significance for Pedagogical Psychology: Thesis ... Doct. of Psych. [Text] / L.A. Stahneva. - Irkutsk, 2005. - 316 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.