Научная статья на тему 'Структура сформированности у будущего психолога навыков выбора поведенческих стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией'

Структура сформированности у будущего психолога навыков выбора поведенческих стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / BEHAVIORAL STRATEGIES / ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / DIFFICULT LIFE SITUATIONS / БУДУЩИЙ ПСИХОЛОГ / FUTURE PSYCHOLOGIST / СТРУКТУРА / STRUCTURE / КОМПОНЕНТ / COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюкова Е.Ф.

В статье выявлены и раскрыты структурные компоненты навыков будущего психолога при выборе поведенческих стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией в период адаптации к профессии, среди которых: когнитивно-оценочный, позитивно-мыслительный, коммуникативно-эмпатийный, копинг-поведенческий. Изучение данной структуры позволяет в перспективе строить деятельность по формированию у будущего психолога навыков выбора поведенческих стратегий совладения с трудной жизненной ситуацией в период адаптации к профессии психолога. Тем самым выявленные структурные компоненты сформированности у будущего психолога навыков выбора поведенческих стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией крайне важны. Их выявление позволяет разрабатывать поэтапно методику формирования у будущего психолога навыков выбора поведенческих стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией в период адаптации к профессии психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MATURITY OF SKILLS TO CHOOSE BEHAVIORAL STRATEGIES IN FUTURE PSYCHOLOGISTS TO DEAL WITH DIFFICULT LIFE SITUATIONS

The article identifies and discloses structural components in skills of future psychologist to make a choice of one or another behavioral strategy to solve difficult life situations in the period of adaptation to their profession, including cognitive, evaluative, positive-thinking, communicative empathy and coping behavior. The study of this structure makes it possible to form such skills in students that help them to select behavioral strategies in dealing with difficult situations. The research identifies what components the skills of choosing strategies the structure has, for they are very important in future professional work of psychology students. The singling out of the components allows developing a phased methodology to develop future skills in choosing the behavioral strategies.

Текст научной работы на тему «Структура сформированности у будущего психолога навыков выбора поведенческих стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией»

существительных, но и в согласования с ними прилагательных, порядковых числительных, глаголов прошедшего времени: младший сестра (младшая сестра), первая класс (первый класс), мой мама (моя мама), учительница сказал (учительница сказала).

Система склонения в карачаево-балкарском языке представлена шестью падежами, значения которых не всегда совпадают со значениями падежей в русском языке. Все падежи, кроме винительного, подвергаются послеложному, а не предложному, как в русском языке, управлению. Этими особенностями родного языка карачаевцев обусловлены ошибки, особенно на начальных этапах обучения, на предложное и беспредложное управление, которые заключаются в пропуске или избыточном употреблении предлогов, неправильном употреблении падежных форм слов: иду на домой (иду домой), сижу стуле (сижу на стуле), помогаю папу (помогаю папе), упал в стол (упал на стол), вышел с комнаты (вышел из комнаты).

Иначе чем в русском реализуется в карачаево-балкарском языке категория одушевленности-неодушевленности. Как известно, в русском языке относятся к одушевленным и отвечают на вопрос «кто?» имена существительные, обозначающие живые существа, а названия неживых предметов относятся к неодушевленным существительным и отвечают на вопрос «что?». При этом у одушевленных существительных совпадают формы винительного и родительного падежей. В карачаево-балкарском

Библиографический список

языке имена существительные делятся на два класса: людей и не людей. По отношению к первым употребляется вопрос «ким?» (кто?), а все остальные существительные отвечают на вопрос «не?» (что?) [2]. С этими различиями связаны ошибки, допускаемые учащимися первого класса национальной школы при употреблении в составе вопросов слов кто и что.

Механизмы родной речи сказываются и при создании синтаксических конструкций, когда ребёнок пытается построить речевое высказывание на русском языке по моделям родного языка. Особенностью карачаево-балкарского языка является фиксированный порядок слов в предложении: все зависимые, управляемые слова предшествуют управляющим словам, подлежащее предшествует сказуемому [3]. Вследствие этого карачаевцы допускают нарушение порядка слов при конструировании предложения на русском языке: Шесть лет мне (Мне шесть лет.); Твоя где книга? (Где твоя книга?); Заур письмо дедушке написал (Заур написал письмо дедушке).

Постепенно овладевая речевой и языковой действительностью второго языка, учащиеся довольно продолжительный период пользуются родным языком как единственным средством коммуникации и как орудием дальнейшего познания окружающего мира, приобретения жизненного опыта, знаний. Лишь тогда, когда навыки неродной речи в высокой степени автоматизированы, второй язык тоже становится орудием познания реальности и средством общения.

1. Хаджилаев Х.И. Очерки карачаево-балкарской лексикологии. Черкесск, 1970.

2. Хабичев М.А. Краткий грамматический очерк карачаево-балкарского языка. Карачаево-балкарско-русский словарь. Под ред. Э.Р Тенишева, Х.И. Суюнчева. Москва, 1980: 807 - 832.

3. Алиев У.Б. Синтаксис карачаево-балкарского языка. Москва, 1983.

4. Курджиев М.Т., Мансурова Р.М. Формирование национально-русского билингвизма у школьников-карачаевцев как условие развивающего обучения. Вестник научных конференций. 2015; 1 - 3: 70 - 73.

References

1. Hadzhilaev H.I. Ocherkikarachaevo-balkarskojleksikologii. Cherkessk, 1970.

2. Habichev M.A. Kratkij grammaticheskij ocherk karachaevo-balkarskogo yazyka. Karachaevo-balkarsko-russkij slovar'. Pod red. 'E.R. Tenisheva, H.I. Suyuncheva. Moskva, 1980: 807 - 832.

3. Aliev U.B. Sintaksis karachaevo-balkarskogo yazyka. Moskva, 1983.

4. Kurdzhiev M.T., Mansurova R.M. Formirovanie nacional'no-russkogo bilingvizma u shkol'nikov-karachaevcev kak uslovie razvivayuschego obucheniya. Vestnik nauchnyh konferencij. 2015; 1 - 3: 70 - 73.

Статья поступила в редакцию 16.11.16

УДК 378

Serdyukova Ye.F., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: hellin33@mail.ru

THE MATURITY OF SKILLS TO CHOOSE BEHAVIORAL STRATEGIES IN FUTURE PSYCHOLOGISTS TO DEAL WITH DIFFICULT LIFE SITUATIONS. The article identifies and discloses structural components in skills of future psychologist to make a choice of one or another behavioral strategy to solve difficult life situations in the period of adaptation to their profession, including cognitive, evaluative, positive-thinking, communicative empathy and coping behavior. The study of this structure makes it possible to form such skills in students that help them to select behavioral strategies in dealing with difficult situations. The research identifies what components the skills of choosing strategies the structure has, for they are very important in future professional work of psychology students. The singling out of the components allows developing a phased methodology to develop future skills in choosing the behavioral strategies.

Key words: behavioral strategies, difficult life situations, future psychologist, structure, component.

Е.Ф. Сердюкова, ст. преп. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: hellin33@mail.ru

СТРУКТУРА СФОРМИРОВАННОСТИ У БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА НАВЫКОВ ВЫБОРА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ

В статье выявлены и раскрыты структурные компоненты навыков будущего психолога при выборе поведенческих стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией в период адаптации к профессии, среди которых: когнитивно-оценочный, позитивно-мыслительный, коммуникативно-эмпатийный, копинг-поведенческий. Изучение данной структуры позволяет в перспективе строить деятельность по формированию у будущего психолога навыков выбора поведенческих стратегий совладения с трудной жизненной ситуацией в период адаптации к профессии психолога. Тем самым выявленные структурные компоненты сформированности у будущего психолога навыков выбора поведенческих стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией крайне важны. Их выявление позволяет разрабатывать поэтапно методику формирования у будущего психолога навыков выбора поведенческих стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией в период адаптации к профессии психолога.

Ключевые слова: поведенческие стратегии, трудные жизненные ситуации, будущий психолог, структура, компонент.

C каждым годом набирает популярность профессия психолога, люди, которые выбирают данную профессию, должны быть предельно вежливыми, внимательными, коммуникабельными, ответственными, владеющими навыками, необходимые для полной реализации поставленных задач. В соответствии с профилем деятельности организации, куда приходит молодой специалист, его должностные обязанности могут включать следующие действия: организация и проведение психологических тренингов для нуждающихся сотрудников (тренинги личностного развития, тренинги роста, тренинги формирования коммуникативных качеств и т. д.); консультационная поддержка и оказание помощи людям в сложных, кризисных, трудных жизненных ситуациях; оценка и диагностика психологических качеств и характеристик людей; консультационная поддержка менеджеров разного звена по вопросам руководства и управления организацией и т. д. Если обратить внимание на последнюю функцию психолога - помощь в адаптации вновь пришедшим сотрудникам к новым условиям и коллективу, то можно представить, насколько важно самому психологу обладать данными качествами профессиональной адаптации. Необходимость формирования у будущих психологов навыков выбора поведенческих стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией в условиях социально-психологической адаптации к профессии психолога обусловлено тем, что, в трудной жизненной ситуации периодически оказываются множество людей (взрослых, детей, подростков, молодежной группы и т. д.), которым должен помочь специалист, хорошо адаптированный к профессии психолога и отсутствие четких структурных компонентов, критериев, и уровней данного навыка не позволит проследить динамику развития данной компетенции, что негативно будет сказываться на общем психологическом микроклимате организации, рождая у пациентов глубокое чувство незащищенности. Поэтому структуризация и выявление компонентов навыков будущего психолога выбора поведенческих стратегий совладения с трудной жизненной ситуацией в период адаптации к профессии, предполагают анализ, разбор и определение строения, последовательное расположение структурных компонентов данного навыка как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих профессионально-личностных качеств личности студента. Понятие «структура» идет от латинского слова «structura», означающее «строение, расположение, порядок» [2, с. 299]. Структурные компоненты навыка будущего психолога выбора поведенческих стратегий совладения с трудной жизненной ситуацией в период адаптации к профессии, отражают сложную картину профессиональной подготовки будущего психолога. Определение структурных компонентов навыков будущего психолога выбора поведенческих стратегий совладения с трудной жизненной ситуацией в период адаптации к профессии является достаточно актуальной, поскольку позволит как бы «расчленить» её компонентный состав и определить показатели и критерии, выявить уровни её сформированности. Рассмотрим их подробнее.

Когнитивно-оценочный компонент навыка будущего психолога выбора поведенческих стратегий совладения с трудной жизненной ситуацией в период адаптации к профессии предполагает наличие у будущего психолога знания поведенческих стратегий и умение их применять на практике, умение адекватно оценивать стратегии поведения, позволяющих оптимально использовать подходящие стратегии для эффективного разрешения стрессовых ситуаций и преодоления психологических проблем. К когнитивным состояниям студента, выбирающего поведенческие стратегии, не относят эмоции, поскольку эмоции возникают бесконтрольно и берут начало из подсознания. Студент, у которого сформированы когнитивно-оценочные качества, поступает определенным образом, основываясь на особенностях мышления; когнитивные качества - это способность студента к познанию, связанное с хорошей памятью, полнотой восприятия информации.

Второй частью когнитивного компонента является оценочный, суть которого в том, что студент способен к чувственному узнаванию и оценке личностью возникшей перед ним трудной ситуации, её осознание и формирование правильного, адекватного отношения к ней, что определяется в психологической науке - «когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации». В рамках анализа когнитивно-оценочного структурного компонента достаточно важным является также вопрос о способности объективной и субъективной дифференциации трудной

жизненной ситуации, что привело к введению такого параметра как субъективная оценка события или ситуации. С.А. Баскакова отмечает, что «субъективная оценка трудности определяется значимостью ситуации для субъекта и детерминируется нейро-динамическими особенностями, личностными характеристиками (экстравертированностью, тревожностью, локусом контроля), оценкой собственных возможностей» [1, с. 88 - 97].

Позитивно-мыслительный компонент предполагает то, что у студента сформировано позитивное мышление. Отдавая предпочтение позитивному мировоззрению, студент, способен выйти из негативного состояния мышления, наполнять свою жизнь возможностями и решениями, но не тревожностью и сомнениями. У студента сформировано позитивное мышление, если он выражает доброжелательность, хорошее отношение к окружающим, способен радоваться происходящему, видеть хорошее в окружающем мире, а также в незнакомых людях (клиентах) и самых, даже трудных ситуациях. Студент обладает эффективным и действенным психологическим способностью изменения отношения к трудной ситуации психологи относят -позитивное мышление. Известный английский психолог Уильям Джемс писал, что для того, чтобы изменить внешний мир, нужно начать с себя. Несколько раньше, начать изменить внешний мир с изменения себя, предлагал великий древнегреческий философ Сократ. В соответствии с теорией У. Джемса - существует закон притяжения, по которому человек влияет на ход собственной жизни как магнит, при этом, в зависимости от направленности его мыслей, он, как бы, сам притягивает как позитивные, так и негативные ситуации. И притяжение тем сильнее и масштабнее, чем сильнее эмоциональный заряд человеческой мысли.

Коммуникативно-эмпатийный компонент навыка будущего психолога при выборе поведенческих стратегий совладения с трудной жизненной ситуацией в период адаптации к профессии является одним из важнейших компонентов. Ком-муникативно-эмпатийные качества представляет собой способность будущего психолога устанавливать и поддерживать необходимые контакты с клиентами, с другими людьми, включающие коммуникативную гибкость. Студент с высоким уровнем сформированных коммуникативных качеств, обладает набором коммуникативных тактик и стратегий, которые он эффективно и адекватно использует в профессиональной детальности. Коммуникативно-эмпатийные качества психолог проявляет на протяжении всего процесса общения, консультирования, что позволяет глубже понять партнера по коммуникации, а значить эффективнее ему помочь.

Копинг-поведенческий - это такая форма поведения человека, которая основана на оценке ситуации, на решении практической проблемы и на управлении собственным эмоциональным состоянием, которая отражает его готовность решать возникшие жизненные проблемы. Данный вид поведения, как правило, отражает его умение приспосабливаться к возникшим обстоятельствам и способность личности использовать определенные возможности, средства для преодоления жизненных трудностей. И если человек проявляет себя активной личностью, выбирает активные формы и действия, то вероятность устранения воздействия стрессоров на личность гораздо увеличивается. Теория совладения личности с трудной жизненной ситуацией или «ко-пинг» появилась, благодаря Абрахаму Маслоу, который термин «копинг» определял как «постоянно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними» [3, с. 230 - 234]. Согласно А. Маслоу, копинг-поведе-ние - это такая форма поведения человека, которая отражает его готовность решать возникшие жизненные проблемы. Данный вид поведения человека, как правило, отражает его умение приспосабливаться к возникшим обстоятельствам и способность использовать определенные возможности, средства для преодоления жизненных трудностей.

Итак, нами были выявлены структурные компоненты сфор-мированности у будущего психолога навыков выбора поведенческих стратегий совладения с трудной жизненной ситуацией, что позволяет нам строить в перспективе поэтапно деятельность по формированию у будущего психолога навыков выбора поведенческих стратегий совладения с трудной жизненной ситуацией в период адаптации к профессии психолога.

Библиографический список

1. Баскакова С.А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами. Социальная и клиническая психиатрия. Москва, 2010; Т. 20; Вып. 2: 88 - 97.

2. Большой толковый социологический словарь. Москва, 1998.

3. Маслоу А. Теория человеческой мотивации. Мотивация и личность. Санкт-Петербург, 2008. References

1. Baskakova S.A. Sovremennye predstavleniya o sposobah sovladaniya s psihicheskimi rasstrojstvami. Social'naya iklinicheskaya psihiatriya. Moskva, 2010; T. 20; Vyp. 2: 88 - 97.

2. Bol'shoj tolkovyjsociologicheskijslovar'. Moskva, 1998.

3. Maslou A. Teoriya chelovecheskoj motivacii. Motivaciya ilichnost'. Sankt-Peterburg, 2008.

Статья поступила в редакцию 21.11.16

УДК 377.5

Beloborodova N.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Birsk Branch of Bashkir State University (Birsk, Russia),

E-mail: belo-nelya@yandex.ru

Melnikova N.A., postgraduate (2 year), Birsk Branch of Bashkir State University (Birsk, Russia), E-mail: natalia5251@rambler.ru

DEBATE AS A FORM OF DEVELOPMENT OF THE CRITICAL THINKING OF COLLEGE STUDENTS. The research work examines the role of educational technology of "Debate" in the formation and development of critical thinking in college students. In conditions of modernization of the Russian system of the secondary vocational education in the educational process of colleges and technical schools the innovative technologies make a student be a central figure of the teaching process. The authors discuss the use of educational technology of "Debate" in the process of usage of the basic professional educational program for "Law and social security organization", Code 40.02.01, in a college of the Birsk branch of Bashkir State University. The use of this technology, according to the authors, contributes to the increase of motivation and engagement of students in problem solving, logical and critical thinking.

Key words: vocational education, educational technology of "Debate", critical thinking, general competences, professional competences.

Н.С. Белобородова, д-р пед. наук, проф., Бирский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»,

г. Бирск, E-mail: belo-nelya@yandex.ru

Н.А. Мельникова, аспирант 2 курса, Бирский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»,

г. Бирск, E-mail: natalia5251@rambler.ru

ДЕБАТЫ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В данной статье рассматривается роль педагогической технологии «Дебаты» в формировании и развитии критического мышления студентов колледжа. В условиях модернизации отечественной системы среднего профессионального образования в образовательный процесс колледжей и техникумов всё активнее внедряются инновационные технологии, которые делают студента центральной фигурой процесса обучения. Авторы статьи рассматривают применение образовательной технологии «Дебаты» в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» в колледже Бирского филиала БашГУ Использование данной технологии, по мнению авторов, способствует повышению мотивации и вовлеченности студентов в решение проблем, развитию логического и критического мышления.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, педагогическая технология «Дебаты», критическое мышление, общие компетенции, профессиональные компетенции.

Модернизация отечественной системы образования на современном этапе затрагивает все ступени развития, в том числе среднее профессиональное образование. Новые федеральные государственные образовательные стандарты требуют от организаторов образовательного процесса в учреждениях, готовящих специалистов среднего звена, создания таких условий, в которых не представляется возможным обучать студентов только традиционными педагогическими методами. Обучение по новым стандартам подразумевает использование новых педагогических технологий, которые центральной фигурой процесса обучения в колледже делают студента, а не преподавателя.

В данной статье обобщён опыт использования инновационной педагогической технологии «Дебаты» в процессе подготовки специалистов среднего звена, обучающихся по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

В процессе реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (преимущественно на первом - втором курсах обучения) преподаватели сталкиваются с такими проблемами, как:

- отсутствие у студентов навыков выступления перед публикой;

- неумение обучающихся высказывать свои мысли в логически верной последовательности;

- отсутствие умения отстаивать свою позицию;

- неумение работать с полученной информацией, критически её осмысливать;

- неумение вести диалог.

Следовательно, в процессе подготовки будущих юристов необходимо использовать такие образовательные технологии, которые помогут студентам развить критическое мышление, научат смотреть на ситуации с разных позиций, подвергать сомнению факты и идеи, логически выстраивать аргументацию и убеждать оппонентов. Одной из эффективных педагогических технологий, помогающих сформировать и развить у обучающихся перечисленные выше качества, являются дебаты.

Дебаты зародились ещё в древней Греции, когда античные мыслители (Сократ, Платон и др.) участвовали в диалогах, спорах с целью постичь истину. В средние века дебаты проводились в виде диспутов. В эпоху нового времени, во времена становления западной демократии, к дебатам вновь прибегали с целью определить мнение большинства в европейском обществе. Однако особенно популярными дебаты стали в ХХ веке, являясь неотъемлемой составляющей политической жизни государств Европы и Америки.

В конце ХХ - начале XXI века дебаты стали активно использоваться в качестве образовательной технологии в педагогической практике зарубежных и отечественных педагогов-новаторов.

Дебаты - это технология (форма), направленная на интеллектуальное развитие обучающихся, формирование у них качеств, способствующих успешной деятельности в условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.