№ 2, 2008
СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЫХ СУПРУГОВ
Е. П. Винивидова, соискатель кафедры психологии МГУ им. Н. П. Огарева
Автором анализируются понятия «ценность» и «ценностные ориентации», рассматриваются различные подходы к изучению ценностей в психологии, философии, социологии. Приводятся результаты исследования ценностных ориентаций молодых супругов.
Ценностные ориентации — одно из основных структурных образований зрелой личности. Фактически это проблема смысла человеческого существования, которая разрабатывалась представителями различных научных школ: философии, социологии, психологии.
Считается, что понятие ценности впервые было введено Иммануилом Кантом в работе «Критика чистого разума». Философ противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости) и развивал представление о «мире должного» (мире ценностей и норм) в отличие от «мира сущего» (мира вещей и бытия)1.
В начале XX в. немецкий философ и психолог Г. Мюнстерберг дал анализ мира ценностей. Считая, что природа вообще в основе своей свободна от ценностей, а индивидуумы в своих взаимоотношениях знают только условные ценности, он впервые в истории аксиологической мысли изобразил систему ценностей схематически в виде таблицы, демонстрирующей закономерность строения всеохватывающего мировоззрения человека, ценностного осмысления им мира2.
Вслед за И. Кантом и Р. Мюнстер-бергом к проблеме ценностей обращались представители неокантианства
В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Так, Г. Рик-керт разработал учение о ценностях как основу теории истинного знания и нравственного действия. Познать, по Г. Рик-керту, — значит занять определенную позицию по отношению к ценностям3. Немецкий философ В. Виндельбанд предметом познания считал определенные правила соединения между собой представлений, которые люди должны
произвести для того, чтобы мыслить правильно, а в качестве высшего критерия признавал истину как высшую ценность4.
По мнению современного исследователя П. Е. Матвеева, Виндельбанд и Риккерт по большей части были заняты философским обоснованием существования ценностей, обоснованием наличия особого аспекта индивидуальных феноменов, которые являются ценностями5.
Помимо философских размышлений значительный интерес для более глубокого изучения проблемы ценностных ориентаций представляют и социологические исследования. Первыми социологами, затронувшими ценностную проблематику, были М. Вебер и Э. Дюркгейм, которые обосновали необходимость изучения ценностей социологической наукой и внесли важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы6.
Т. Парсонс рассматривал проблему ценностей в рамках своей теории социальных систем. Социолог полагал, что ценности являются основой интеграции субъектов в общество посредством взаимопроникновения между социальной и личностной системами7.
В психологической науке проблеме ценностных ориентаций также уделяется достаточно большое внимание. В 1968 г. крупнейший американский психолог А. Маслоу в работе «К психологии бытия» посвятил проблеме ценностей отдельную главу. Ценность он трактовал как избирательную установку, производную от потребностей, а иногда отождествлял потребности и ценности, полагая, что они «связаны друг с другом иерархически и эволюционно»8.
© Е. П. Винивидова, 2008 97
> ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В отличие от Маслоу В. Франкл ввел представление о ценностях как смысловых универсалиях — кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или че-
ственной жизни, в результате воспитания и т. д. общественно значимое становится вместе с тем и личностно значимым, эти объективированные в процессе общественной жизни блага и ценности ста-
ловеку приходилось сталкиваться в ис- новятся целями деятельности индиви-
тории9.
В России до начала XX в. теории ценностей не существовало, что можно объяснить «длительным противопоставлением идей религиозного идеализма „серебряного века“ с признанием абсолютной истинности Божественного откровения и зарождающегося революционного марксизма с его упованием на социально-экономическую науку»10. Но несмотря на «замалчивание» темы ценностей в науке, понятие «ценностные ориентации» прочно вошло в педагогику, социологию, психологию.
В середине 60-х гг. XX в. понятие «ценностные ориентации» стало широко использоваться в отечественной научной литературе. Первыми учеными, исследовавшими проблему ценностных ориентаций, считаются В. Б. Ольшанский, А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов. В их работах ценностные ориентации связываются прежде всего с понятиями установки и направленности личности.
В свою очередь, начало широкому использованию категории «ценность» в советской психологии положил В. П. Тугаринов. По его мнению, ценность — это «предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также — идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала»11.
Как психологическая категория ценность рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Д. А. Леонтьева, Л. И. Божович, В. Н. Мясищева. «В процессе общественной жизни, — писал
С. Л. Рубинштейн, — выделяются общественные блага и ценности, которые выступают для индивида как не зависящие от влечений объективированные ценности. По мере того как в процессе обще-
да»12.
Д. А. Леонтьев также связывает процесс социализации с ценностной направленностью личности: «.. .ценностные ориентации являются технической, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, которые определяют общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процессе социализации, путем „интериори-зации“ групповых и общеструктурных ценностей»13.
Л. И. Божович в качестве центрального звена в формировании личности признает развитие мотивационной сферы человека, его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Психолог считает, что усвоение определенных моральных ценностей как доминирующих мотивов поведения происходит при иерархически развитой структуре мотивационной сферы в наиболее совершенной форме14.
Подход к ценностям личности с точки зрения анализа отношений был разработан В. Н. Мясищевым. Согласно ему, предметы и явления действительности, связанные с личностью общественными отношениями, выступают как объективно включенные в ее жизненный мир и в ее деятельность, в которой они приобретают личностную значимость, цен-
ность15.
В целом, по мнению Ч. А. Шакеевой, «сложно констатировать, что психологи рассматривают ценности не как нечто имманентное, а как концепции, созданные человеческим сознанием в процессе общения и деятельности. Психология трактует ценности как элемент структуры сознания личности: интересы, убеждения и т. д.»16.
Данный подход широко применяется и в семейных отношениях. Ведь семья и
№ 2, 2008
семейные отношения — это особый мир, со своей системой ценностей, мир, в котором сочетаются индивидуальные и коллективные начала. Традиционно считалось, что именно семья является хранительницей ценностей и традиций. Через семью идет передача новым поколениям многих духовных ценностей, норм морали, житейского опыта. Поэтому очень важно отметить, что семейные ценности начинают формироваться у супругов в первые годы брака.
Первые годы совместной жизни — это первая стадия жизненного цикла семьи, стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. По существу, на данной стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. Перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения функций между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей. Семейные ценности представляют собой установки супругов по поводу того, для чего существует семья, что она должна им приносить17. Эти ценности образуют иерархическую шкалу: от самых важных, без которых личность считает семью неполноценной, до несущественных. В соответствии со шкалой семейных ценностей личность в ряду семейных деятельностей выдвигает на
первый план ту или иную семейную функцию: рождение и воспитание детей (де-тоцентрическая установка), организацию бытового потребления (установка на бытовой комфорт) и т. д. Главным семейным ценностям личность склонна уделять больше внимания, энергии, времени. Низкое качество реализации главных семейных ценностей вызывает у личности разочарование в семейной жизни с данным партнером18.
Исследование ценностных ориентаций молодых супругов проводилось нами с помощью методики «Ролевые ожидания и притязания в браке», разработанной А. Н. Волковой. Испытуемыми явились 48 молодых супружеских пар, состоящих в первом браке и совместно проживших не более 5 лет, в возрасте до 30 лет, как имеющих детей, так и без них.
Анализ результатов тестирования показал значительную рассогласованность оценок значимости, ролевых ожиданий супругов в парах по большинству шкал семейных ценностей (таблица). Это касается как сферы интимных отношений, так и общих интересов. В целом мужья уделяют больше внимания сексуальным отношениям и гораздо меньше заботятся о понимании друг друга. Для жен в этих парах важнее единство на личностном уровне, т. е. наличие общих интересов, увлечений, потребностей, способов времяпровождения и т. п.
Согласованность семейных ценностей молодых супругов,
Семейные ценности
Показатель Интимно- сексуальная Личностная иденти- фикация Xозяйст- венно- бытовая Роди- тельско- воспита- тельная Социаль- ная активность Эмоцио- нально- психотера- певтическая Внешняя привле- кательност
ШСЦм 77,1 52,1 60,4 52,1 54,2 62,5 66,7
ШСЦж 33,3 87,5 56,3 66,7 68,8 68,8 70,8
ССЦ 43,8 35,4 4,2 14,6 14,6 6,3 4,2
Среднее значение 55,4 69,8 58,3 59,4 61,5 65,7 68,8
Примечание. ШСЦм — шкала семейных ценностей мужчины, ШСЦж — шкала семейных ценностей женщины, ССЦ — согласованность семейных ценностей.
Первое место по значимости сфер жизнедеятельности занимает личност-
ная идентификация (69,8 %). Таким образом отражается установка мужа
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
(жены) на общность интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпровождения, что особенно значимо для семей со стажем не более 3 лет. Это объясняется некоторой переоценкой, идеализацией семейной жизни, присущей в основном семьям в первые годы совместной жизни, и выражается в том, что от семейной жизни супруги ожидают удовлетворения своих потребностей в общении и выработке общей мировоззренческой позиции.
Интересно, что значимость ценности личностной идентификации для мужчин ощутимо ниже (52,1 %), чем для женщин (87,5 %). Причем в динамике показатель снижается и у тех, и у других. Это можно объяснить тем, что со временем перед молодой семьей встают более важные проблемы — рождение детей, материальные потребности и др. Но в целом можно предположить, что «молодожены» ориентируются на так называемый супружеский тип семейной организации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство брачных партнеров. В возрастных группах корреляции по значимости данной ценности не установлено.
Второе место среди семейных ценностей занимает внешняя привлекательность (68,8 %). В этом случае рассогласованность между мужем (66,7 %) и женой (70,8 %) практически не наблюдается. Значимость указанной сферы для молодых супругов легко объяснить тем, что как мужу, так и жене хочется красиво одеваться, соответствовать стандартам моды, видеть рядом с собой внешне привлекательного партнера.
Третья по значимости семейная ценность — эмоционально-психотерапевтическая (65,7 %). И мужчины (62,5 %), и женщины (68,8 %) уделяют большое внимание психологическому климату в семье, оказанию эмоциональной и моральной поддержки. Указанная семейная ценность одинаково значима для молодых супругов в разных возрастах и с разным семейным стажем. Другими словами, супруги в равной степени готовы пере-
дать партнеру инициативу в создании в семье психологической атмосферы, которая способствует самовыражению личности, поддерживает и стимулирует развитие ее неповторимой индивидуальности, дает терапевтический эффект понимания, одобрения, принятия личности, является источником моральной и эмоциональной поддержки друг другу.
Социальная активность, отражающая установку супругов на внешнюю общественную (профессиональную) активность, занимает четвертую позицию по шкале семейных ценностей (61,5 %). Серьезные профессиональные интересы, активная общественная роль, как мы видим, занимают далеко не главное место в семейной жизни. Скорее всего это объясняется тем, что в первые годы совместной жизни на передний план выдвигаются другие семейные ценности, идет «борьба» за духовные качества человека, а образование и высокооплачиваемая работа не всегда важны. Стоит обратить внимание на то, что в этой сфере прослеживается некая рассогласованность между женой (68,8 %) и мужем (54,2 %). Стремление реализовать интересы у женщин выше, чем у мужчин. Ситуация объясняется тем, что женщины хотят состояться не только в качестве жены-хозяйки, но и в профессиональной сфере, доказывая тем самым свою независимость.
Затем следует сфера родительско-воспитательная (59,4 %). Столь низкая значимость данной ценности объясняется тем, что только 39,6 % семей, принявших участие в исследовании, имеют детей. Причем женщины уделяют рассматриваемой ценности значительно большее внимание (66,7 %), чем мужчины (52,1 %). Это подтверждает традиционные взгляды на главенствующую роль женщин в воспитании детей.
Шестое место занимает хозяйственно-бытовая ценность (58,3 %). Причем значимость указанной ценности для мужчин (60,4 %) несколько выше, чем для женщин (36,3 %). Обусловлено это прежде всего тем, что в современной семье
111!111Й1И1!Ш № 2,
образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. Наблюдается отход от регламентированных форм ролевого взаимодействия: отношения в семье, способы ее организации часто определяются ситуацией и зависят от склонностей, возможностей и способностей каждого члена этой общности.
Наименее значима по шкале семейных ценностей интимно-сексуальная (55,4 %), поскольку понимание ценности интимных отношений, как правило, формируется в процессе семейной жизни по мере достижения психосексуальной совместимости мужа и жены. Для мужчин данная сфера более значима (77,1 %), чем для женщин (33,6 %), отсюда заметная рассогласованность в значимости интимно-сексуальной ценности (43,8 %).
Результаты исследования позволяют заключить, что наибольшая значимость семейных ценностей характерна для супругов, проживших в браке от 1 до 3 лет. На этапах супружеской жизни до 1 года и от 3 до 5 лет наблюдается снижение значимости таких семейных ценностей, как эмоционально-психотерапевтическая, личностная идентификация с партнером, и повышается значимость ценностей социальной активности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. М., 1994.
2 См.: Мачурова Н. Н. Жизненные ценности в понимании студентов : дис. ... канд. психол. наук / Н. Н. Мачурова. СПб., 2000. С. 28.
3 См.: Риккерт Г. О системе ценностей / Г. Риккерт. М., 1914. Т. 1, вып. 1. С. 61.
4 См.: Современная западная философия. М., 1991. С. 60.
5 См.: Матвеев П. Е. Моральные ценности : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / П. Е. Матвеев. М., 2006. С. 11.
6 См.: Философия : учеб. / под ред. В. Н. Лав-риенко. М., 1998. С. 323—324.
7 См.: Сурина И. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: Вопросы теории и методологии / И. Сурина. М., 1999. С. 11—12.
8 Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. М., 1997.
9 См.: Сурина И. Указ. соч. С. 16.
10 Каган М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб., 1997. С. 35.
11 Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. Л., 1968. С. 11.
12 Рубинштейн С. Л. Человек и Мир / С. Л. Рубинштейн. М., 1998. С. 591.
13 Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М., 1992. С. 3.
14 См.: Божович Л. И. Проблема формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. М. ; Воронеж, 1995. С. 191.
15 См.: МясищевВ. Н. Психология отношений /
B. Н. Мясищев. М., 1995.
16 Шакеева Ч. А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях / Ч. А. Шакеева. Воронеж, 1998. С. 27.
17 См.: Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни / Е. С. Калмыкова // Вопр. психологии. 1983. № 3.
C. 83—89.
18 См.: Обозов Н. Н. Диагностика супружеских затруднений / Н. Н. Обозов, А. Н. Обозова // Психол. журн. 1982. Т. 3, № 2. С. 147—151.
Поступила 18.12.07.
ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ШКОЛЬНИКОВ
Л. И. Лоскутова, психолог специализированной детско-юношеской спортивной школы1 олимпийского резерва № 22 «Глория» г. Москвыг
В статье приводятся результаты диагностики четырех уровней интегральной индивидуальности спортсменов — младших школьников и подростков (девочек и мальчиков): нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического. Обработка материала методом математической статистики позволяет автору заключить, что у мальчиков общая структура интегральной индивидуальности является более целостным, помехоустойчивым и жизнестойким образованием.
Психологию спорта прежде всего деятельности человека в процессе его
интересуют закономерности психической подготовки к соревнованиям и участия
© Л. И. Лоскутова, 2008 101