Научная статья на тему 'Структура региональной безопасности'

Структура региональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3911
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТОЛОГИЯ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашковский Павел Валерьевич

Структура региональной безопасности представляет собой достаточно сложный объект исследования, обладающий многомерными характеристиками и не исчерпывающийся какой-то одной системой элементов региональной безопасности. Текущей проблемой в структуре региональной безопасности является не только полное воспроизводство всех необходимых элементов безопасности, но и установление качественной, оптимальной взаимосвязи между ними, прежде всего политическими и правовыми средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура региональной безопасности»

телями и детьми; - оба пола вырастают в совершенно ином мире, отличном от мира, в котором росли их родители. Также характерна поливариантность выделенных нами стереотипов тендерных отношений (патриархальные, фемининные, партнерские и эклектические), нет четкого превалирования каких-либо стереотипов и, наоборот, часто происходит их смешение.

На основе анализа идеологического аспекта тендерного дискурса выделяются несколько тендерных идеологем и гендерных идеологических конструктов, с помощью которых издревле пытались урегулировать отношения между полами: концепция традиционных (патриархальных) отношений; концепция формального равенства («двойных стандартов»), гендерное равенство, концепция эгалитарных отношений, концепция андрогинии. Некоторые из этих концепций повторились в отдельных положениях классических идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократии, марксизма). На наш взгляд, все данные концепции дают односторонний взгляд на отношения между полами и только концепция гендерного партнерства наиболее приемлема в современном обществе в начале XXI века.

В результате исследования гендерного дискурса предлагается новый современный гендерный идеологический конструкт - гендерное партнерство. Необходимость его распространения, как самого приемлемого будущего идеала отношений между полами очевидна, потому что современные ген-дерные отношения в настоящий момент являются дисгармоничными. Смешение ролей, стереотипов, правовых норм с социокультурными и моральными нормами приводит к несовпадению гендерной ментальности и гендерной реальности и мешает становлению гендерного партнертсва.

Итак, на основе социально-философской методологии дано теоретическое осмысление ген-дерного дискурса в его различных аспектах: гендерно-экономическом партнерстве, в правовой реконструкции гендерного равенства, в гендерно-идеологической социализации мужчин и женщин, что явилось основанием для осмысленного гендерного партнерства как важнейшего фактора в жизни современного общества. Выделяются и исследуются гендерные идеологемы трансформации межполовых отношений и гендерные ментальные конструкты, реинтерпретированные в различных моделях социального бытия, на основе чего исследуются половые вариации гендерных ментальных установок, норм и ценностей и динамика их вариативного обновления в социокультурном контексте.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воронина О.А. Теория и методология гендерных исследований. М., 2001.

2. Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М., 2002.

3. Гендерное равенство в России: Законодательство. Политика. Практика. М., 2003.

4. Гендерная экспертиза российского законодательства. М., 2001.

П.В. Пашковский СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

С точки зрения структурного представления содержания региональной безопасности можно выделить три подхода. Во-первых, это разделение региональной безопасности на ряд ее составных подсистем, дифференцированных по сферам безопасности, как-то: экономической; политической; информационной; духовной; демографической; экологической; продовольственной; энергетической; террористической; общественной; военной и др.1

Во-вторых, система региональной безопасности представляется в виде трехуровневой системы, где выделяются: федеральный, региональный и территориальный уровень. В-третьих, структуру региональной безопасности можно представить в виде определенной системы ее эле-

1 В теории подобное деление осуществляется в отношении института национальной безопасности. Например, см. Коротков Э.М., Беляев А.А Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом 2001. № 6.

ментов. В эту систему входят: субъекты и объекты региональной безопасности, предмет обеспечения региональной безопасности, технологии обеспечения региональной безопасности1, правовые, экономические, организационные и социальные основы обеспечения региональной безопасности. Остановимся на каждом из подходов более подробно.

Так, дифференциация региональной безопасности на отдельные подсистемы позволяет четко определить конкретные направления ее обеспечения, выработать специфические методы и обеспечить надлежащие средства, позволяющие эффективно отслеживать потенциальные угрозы, факты возникновения опасностей, динамику их развития, оперативно и качественно осуществлять ликвидацию последствий реализованных угроз. В этом смысле структура региональной безопасности крайне сложна и многоаспектна. Она включает в себя все ключевые сферы жизнедеятельности региона, которые обуславливают его нормальное развитие2. Каждой такой сфере региональной безопасности соответствуют свои средства, методы и способы противодействия региональным угрозам, а также система субъектов системы региональной безопасности. Скажем технологии обеспечения продовольственной безопасности, и привлекаемые в связи с этим субъекты значительно отличаются от аналогичных элементов обеспечения общественной безопасности. Каждой из указанных сфер обеспечения региональной безопасности адресуется своя правовая, экономическая, политическая, организационная и социальная основа.

Структура региональной безопасности может быть представлена в виде системы интересов, выраженных по вертикали (федеративные, региональные и территориальные) и горизонтали (округа, субъекты РФ и иные региональные образования).

Первый блок структуры региональной безопасности содержит в себе достаточно спорые моменты, вызывающие дискуссию как среди ученых, так и практиков, непосредственно участвующих в обеспечении национальной безопасности. Данный дискурс определяется тем, что далеко не всегда на региональном уровне можно четко выделить обособленные региональные и федеративные интересы. Например, региональная заинтересованность в безопасности политической сферы жизнедеятельности субъекта РФ рассматривается одновременно и как предмет национальной безопасности. Фактически, объекты национальной и региональной безопасности всегда совпадают, а в исключительных случаях объекты национальной безопасности рассматриваются в более широком понимании3. Таким образом, при наличии одного объекта охранения, между федеративным центром и регионами возникает проблема взаимодействия. Сложность такого взаимодействия заключается в том, что далеко не всегда региональная власть способна адекватно реагировать на возникающие общие угрозы. Более того, при определенных стадиях развития политических угроз, региональная власть сама становится объектом воздействия системы национальной безопасности. В этой связи сторонники «чистой» системы национальной безопасности утверждают, что региональная безопасность не может рассматриваться в качестве самостоятельной системы и является составным элементом системы национальной безопасности. Создание же системы региональной безопасности приводит лишь к формированию дублирования функций органов государственной власти. Однако в научной литературе все больше сторонников находит позиция, согласно которой региональная система безопасности должна формироваться как отдельная подсистема национальной безопасности. В качестве доводов в пользу данной точки зрения приводится утверждение о том, что регионы обладают собственными интересами, что обуславливает их обязательное участие в системе национальной защиты. К тому же система региональной безопасности, с точки зрения оперативности управления и понимания специфических особенностей региональных угроз, стоит на порядок выше, нежели система национальной безопасности. Между тем выходом из сложившейся ситуации может стать - четкое законодательное определение не только пределов компетенции органов региональной и национальной безопасности, а также установление порядка их взаимодействия, но и определение стадийности угроз. Законодательное оп-

1 Шевлякова С.И., Гущин И.Н. Современные технологии разработки и реализации политики обеспечения региональной

безопасности // Бюллетень ВИУ. 2006. N° 16.

2 Например см.: Абызов Р.М. Криминологическая наука о содержании угроз и структуре региональной безопасности //

Вестник Алтайской академии экономики и права. Барнаул, 2006, Вып. 10. С. 75-77.

3 Например война, стихийные бедствия и техногенные катастрофы являются объектом национальной системы безопасности.

ределение основных стадий развертывания угроз региональной безопасности позволит четко определить: до какого момента региональная система безопасности является работоспособной, необходимой и после какого момента она должна полностью подменяться национальной системой безопасности. Таким образом, обеспечивается участие субъектов РФ в обеспечении безопасности собственных интересов. Им может быть делегированы частичные полномочия по обеспечению безопасности объектов федерального значения, а также гарантированно соблюдение интересов федерального центра.

Вторым блоком структуры региональной безопасности рассматривается система региональных интересов по горизонтали. Однако в этом делении существуют определенные неясности. Так, в научной литературе достаточно часто проблема региональной безопасности России представляется одномерно, без учета специфики регионального деления и региональных связей. Между тем, реализуя задачу построения региональной системы безопасности, необходимо учитывать, что наряду с административными (формальными) регионами выделяются политические (фактические) регионы, и эти два понятия не всегда совпадают1. Очевидно, что подходить к этому вопросу нужно дифференцированно, так как на уровне субъектов РФ и геополитических регионов страны выделяются разные виды угроз. Регион как субъект национальной безопасности характеризуется определенной инфраструктурной целостностью, разрушение которой и создает те или иные региональные угрозы. Однако, указанная система инфраструктурных связей (экономических, политических, энергетических и т.п.) может возникать не только внутри одного субъекта РФ, но и между ними, причем необязательно в непосредственно прилегающих друг к другу субъектах. Пытаясь отчасти разрешить эту проблему, федеральный центр ввел понятие «федеральный округ» как особой общности, перечень которых был утвержден Указом Президента РФ в 2000-м году2. Таким образом, в российском законодательстве под «регионом» России понимается не только субъект РФ, но и федеральный округ. Более того, в 1995 году Постановлением Госстандарта РФ был утвержден Общероссийский классификатор экономических регионов. Данный документ установил еще одно основание регионального деления, в соответствии с которым выделяются экономические регионы3. Между тем столь сложная структура регионального деления вполне обоснованна и необходима с точки зрения эффективного государственного управления и мониторинга. Вполне закономерным видится и ее отражение в системе региональной безопасности, что требует создание многомерной организационной, правовой и административно-политической конструкции. В этой связи, в рамках режима региональной безопасности, необходимо дифференцировать не только виды угроз (политических, экономических и т. п.), но и проводить четкое разделение деструктивных процессов и явлений, посягающих на целостность инфраструктур субъекта РФ, федерального округа и экономического региона. Соответственно, указанным критериям, должны создаваться организационные структуры обеспечения региональной безопасности, наделенные необходимыми полномочиями, функционирующие в специфическом для них режиме. Другим, еще более сложным аспектом указанной проблемы является то, что региональные угрозы могут носить комплексный характер и затрагивать интересы не только субъекта РФ, но и экономического региона или же федерального округа4. В данной ситуации так же требуется политико-правовой механизм координации между системами региональной безопасности, упомянутых региональных уровней, так как источник региональной опасности может быть единый, а создаваемые ими угрозы посягать на разные объекты региональной жизнедеятельности. В качестве примера подобной комплексной региональной угрозы можно привести политическую дестабилизацию Чеченской республики, которая затронула как общественную безопасность самого субъекта РФ, так и безопасность Северо-

1 Подробнее см.: Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М., 2007. С. 46-48.

2 Перечень федеральных округов (утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N° 849) (с изменениями от 21 июня 2000 г.)

// Парламентская газета от 16 мая 2000 г., № 89.

3 Общероссийский классификатор экономических регионов ОК 024-95 (ОКЭР) (утв. постановлением Госстандарта РФ от

27 декабря 1995 г. № 640) (в ред. Изменения № 1, ноябрь 1998 г.) (с изм. и доп. № 2/99, 3/2000, 4/2000, 5/2001) // Электронная правовая система «ГАРАНТ-Аналитик», 2008.

4 Зачастую нанесение ущерба целостности инфраструктуры субъекта РФ серьезно отражается на целостности инфраструк-

туры федерального округа или экономически связанных с данным субъектом иной региональной общности. Этот момент позволяет утверждать, что региональные уровни системы безопасности интегрированы друг в друга, а так же генетически связаны с общей национальной системой безопасности России.

кавказского округа, а также вышла на уровень национальной угрозы. Этот момент позволяет говорить о том, что система региональной безопасности может включать в себя не только региональные, но и федеральные интересы.

Следующим, пожалуй, наиболее сложным подходом к пониманию структуры региональной безопасности является ее деление на отдельные элементы, составляющие целостную систему безопасности.

В общем виде объектами региональной безопасности выступают интересы личности, общества и государства на региональном уровне подвергающиеся внешним и внутренним угрозам1. В более детальном виде данные интересы предметно воплощаются в нормальном функционировании всех органов государственной власти, различных инфраструктур, общественных институтов, соблюдении прав и свобод человека и гражданина. К тому же специфика региональной безопасности, в отличие от национальной, заключается в том, что для каждого региона страны существуют свои приоритетные объекты, требующие первоочередной защиты и ресурсного обеспечения. Интересы федерального значения так же могут входить в круг объектов воздействия системы региональной безопасности, если, например, федеральные органы власти делегируют часть полномочий государственным органам власти субъекта РФ, или же, если федеральные и региональные интересы и, следовательно, объекты обеспечения безопасности совпадают. В последнем случае возникает необходимость в обеспечении взаимодействия между региональными и федеральными органами власти по обеспечению безопасности общих объектов.

Многочисленные объекты региональной системы безопасности обуславливают вовлечение в этот процесс достаточно обширного круга субъектов. В качестве субъектов региональной безопасности, прежде всего, выступают должностные лица и органы государственной власти субъектов РФ, федеральные, а также территориальные органы государственной власти и местного самоуправления. Центральное место в системе региональной безопасности занимают правоохранительные органы, а также специальные органы исполнительной власти, совещательные и координационные органы, создаваемые при парламенте и главах субъектов РФ. Также в систему региональной безопасности следует включать органы местного самоуправления, в рамках содействия и делегированных полномочий, в обеспечении режима региональной безопасности. Отдельно следует выделить государственные, общественные и гражданские учреждения, организации и объединения, действующие в соответствии с законами субъектов РФ, указами и распоряжениями глав субъектов РФ. В качестве дополнительного субъекта региональной безопасности иногда выделяют граждан, привлекаемых на законном основании уполномоченными государственными органами к реализации мер по обеспечению региональной безопасности.

Анализ многочисленных субъектов региональной безопасности позволяет дифференцировать их по ряду оснований. Так, можно говорить о существовании субъектов, выполняющих прямые функции по обеспечению региональной безопасности и субъектов, осуществляющих вспомогательную и косвенную поддержку указанной функции.

Предмет обеспечения региональной безопасности включает в себя цели, поставленные в соответствии с ними задачи, приоритеты и функции по обеспечению нормального функционирования и развития регионов. Специфической особенностью региональной безопасности является сочетание традиционных и особенных целей, которые формулируют субъекты РФ. Индивидуальные приоритеты целей системы обеспечения региональной безопасности обусловлены геополитическим статусом субъекта или группы субъектов РФ, их экономическим состоянием, этническим составом населения, климатическими условиями, особым административно-территориальным статусом и т. п. Также систему приоритетов целей, специфику задач, методов их реализации формируют характерные угрозы безопасности, возникающие в конкретном регионе федерации. Так, например, в южном федеральном округе приоритетными целями в обеспечении региональной безопасности является первоочередное построение этнокультурной, террористической, миграционной и продовольственной подсистем безопасности.

1 См.: Кирьянов А.Ю. Система обеспечения региональной безопасности как теоретико-правовая конструкция и ее структура // Безопасность бизнеса. 2005. N° 3.

Для реализации сформулированных целей, поставленных задач, функций региональной системы безопасности используются, определенные федеральным и региональным законодательством, системы средств методов и способов, то есть политико-правовых технологии, направленных на предупреждение, пресечение и ликвидацию последствий каких-либо региональных угроз. Эти технологии обладают как общими чертами, выраженными в действующем федеральном законодательстве, так и характеризуются индивидуальными особенностями, вносимыми региональным законодателем и правоприменителем. Методы и средства обеспечения региональной безопасности весьма разнообразны: организационные, экономические, политические, правовые и т.п. Они используются в различных комбинациях и пропорциях в зависимости от вида угроз, стадии опасности, наличия сил и средств, в распоряжении субъектов региональной безопасности, то есть конкретной ситуации. Оптимальность подбора этих технологий позволяет наиболее оперативно и эффективно реагировать на возникающие угрозы, предупреждать их возникновение за счет качественной системы мониторинга, определения предпосылок зарождения критических ситуаций, а также действенно пресекать опасности, перешедшие в стадию своего развертывания.

Давая развернутую характеристику структуре региональной безопасности в ее организационном выражении так же следует согласиться с позицией А.Ю. Кирьянова утверждающего, что система обеспечения региональной безопасности является управленческой системой. И здесь «можно говорить о наличии в системе обеспечения региональной безопасности нескольких подсистем - систем другого уровня: система государственного управления обеспечением региональной безопасности; система территориального обеспечения региональной безопасности; система функционального обеспечения региональной безопасности; собственно организация субъекта Российской Федерации как система обеспечения региональной безопасности и др.»1.

В этом смысле структура региональной безопасности включает в себя организационную, экономическую, политическую, правовую и социальную основы. Соответственно экономическую основу региональной безопасности представляют, во-первых, федеральный и региональные бюджеты, а во-вторых, составной частью экономической основы региональной безопасности можно считать любые денежные средства, имущественные активы, непосредственно участвующие в обеспечении безопасности региона. Правовая основа включает в себя концептуальный, нормативно-правовой и правоприменительный элемент, определяющий ключевые принципы, пределы обеспечения региональной безопасности, устанавливающий определенный порядок взаимодействия субъектов системы региональной безопасности. Политическая основа реализуется государством через правовую политику, деятельность политических партий и д.р. Социальная основа региональной безопасности представляет собой систему институтов гражданского общества, куда входят деятельность национальных церквей, общественных организаций и профсоюзов.

Обобщая выше изложенное необходимым видится отметить, что структура региональной безопасности представляет собой достаточно сложный объект исследования, обладающий многомерными характеристиками и не исчерпывающийся какой-то одной системой элементов региональной безопасности. Все названные нами системы, подсистемы, уровни региональной безопасности взаимосвязаны и не могут нормально функционировать друг без друга. Таким образом, текущей проблемой в структуре региональной безопасности является не только полное воспроизводство всех необходимых элементов безопасности, но и установление качественной, оптимальной взаимосвязи между ними, прежде всего политическими и правовыми средствами.

В.В. Переверзев, А.И. Овчинников, С.В. Студеникина ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ В ПРАВОВОМ МЫШЛЕНИИ

Правовое мышление дает возможность увидеть в новом свете взаимосвязь теоретико-познавательной и правотворческой деятельности. Типизация - основная функция правового мышления в правотворческом процессе. Нормативные акты рассчитаны на применение не к единич-

1 Кирьянов А.Ю. Система обеспечения региональной безопасности как теоретико-правовая конструкция и ее структура // Безопасность бизнеса. 2005. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.