Научная статья на тему 'Региональная экономическая безопасность: сущность понятия и границы применения'

Региональная экономическая безопасность: сущность понятия и границы применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2422
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕЗОУРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / REGION / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC SECURITY FACILITIES / LEVELS OF ECONOMIC SECURITY / MESO-LEVEL OF ECONOMIC SECURITY / REGIONAL ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Феофилова Татьяна Юрьевна

В статье поставлен вопрос о применении термина «региональная экономическая безопасность». Дается аналитический обзор определения понятия «регион» в нормативном правовом пространстве Российской Федерации и в научно-исследовательских работах. Уточнены объекты и уровни экономической безопасности. Обосновано включение в многоуровневую структуру экономической безопасности страны мезоуровня, соответствующего совокупности экономических систем субъектов Российской Федерации. Под региональной экономической безопасностью предлагается рассматривать два уровня: уровень экономической безопасности субъекта Федерации и мезоуровень экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional economic security: the essence of the concept and boundaries of application

The article raised questions about the appropriateness of the term «regional economic security». It is proposed an analytical review of the definition of «region» in the normative legal space of Russia and in scientific research. Objects and levels of economic security were refined. Justify the inclusion of multiple levels of the economic security of the country meso-level of the combined economies of the RF subjects. Proposed by regional economic security to consider two levels: the level of economic security of federal entities and meso-level of economic security.

Текст научной работы на тему «Региональная экономическая безопасность: сущность понятия и границы применения»

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Т.Ю. Феофилова

Государственная полярная академия. ул. Воронежская, 79, Санкт-Петербург, 192007

В статье поставлен вопрос о применении термина «региональная экономическая безопасность». Дается аналитический обзор определения понятия «регион» в нормативном правовом пространстве Российской Федерации и в научно-исследовательских работах. Уточнены объекты и уровни экономической безопасности. Обосновано включение в многоуровневую структуру экономической безопасности страны мезоуровня, соответствующего совокупности экономических систем субъектов Российской Федерации. Под региональной экономической безопасностью предлагается рассматривать два уровня: уровень экономической безопасности субъекта Федерации и мезо-уровень экономической безопасности.

Ключевые слова: регион, экономическая безопасность, объекты экономической безопасности, уровни экономической безопасности, мезоуровень экономической безопасности, региональная экономическая безопасность.

Научно-практические исследования региональной экономики охватывают широкий спектр вопросов организации и управления хозяйственной деятельностью в рамках границ определенной территории. В число таких вопросов входит проблема экономической безопасности. За последние десятилетия опубликовано большое число работ на тему экономической безопасности регионов, в которых сформированы основные элементы теоретической и методологической базы для последующих исследований. При этом различия точек зрения обусловливают необходимость уточнения ряда категорий, а также границ их использования.

Цель настоящей статьи заключается в определении границ применения термина «региональная экономическая безопасность». Для достижения сформулированной цели требуется получение ответов на следующие вопросы:

— что понимать под регионом в целях обеспечения экономической безопасности;

— какова структура экономической безопасности страны и место в ней различных уровней экономической безопасности;

— каковы границы применения термина «региональная экономическая безопасность»?

Подходы к определению понятия «регион». В основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации [1]. Регионом может называться как субъект Российской Федерации, так и любая другая территория, отвечающая определенным условиям. Соответствующее понимание региона характерно для всего отечественного нормативного правового поля. Например, в методике распределения средств, предназначенных для дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов [2], под регионами рассматривается субъекты Российской Федерации. Такой же подход содержится в большинстве документов, регулирующих финансово-экономическую сферу, в частности в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ.

В соответствии с другим подходом под регионом понимаются отдельные территории нескольких субъектов Российской Федерации, что отражено, к примеру, в постановлении Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 762 «О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в некоторых соединениях и воинских частях, дислоцированных на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» [3].

В ряде документов под регионами рассматриваются также федеральные округа и экономические районы (1).

Обзор понятия «регион» в научных и экспертных работах проводился неоднократно (2). Поэтому ограничимся лишь выводом, полученным в результате собственного анализа: авторы в целом определяют границы понятия «регион» в соответствии с областью своего исследования — будь то культура, политика, природно-климатические условия и др.

Несколько сложнее обстоит дело в определении региона в экономике, где рассматриваемый термин часто употребляется в параллели с понятиями «район», «агломерация», «территория», «территориально-производственный комплекс», «часть континента» и т.д. Недаром ведущий российский экономист А.Г. Гранберг, признавая распространенность термина «региональная экономика» в системе образования, является приверженцем понятия «пространственная экономика» [4].

С нашей точки зрения, в целях обеспечения экономической безопасности регион должен рассматриваться как элемент единого пространства на условно обособленной территории с устойчивыми экономическими связями и системой органов и институтов, их регулирующих. Если рассматривать в качестве единого пространства страну, то под регионом будем понимать субъект Федерации, так как ни одно другое административное образование или же формирование не отвечает выше сформулированным условиям. Отсюда вытекает, что экономика региона — это экономика субъекта Российской Федерации.

Анализ дефиниций категории «региональная экономическая безопасность» показал, что различия в ее понимании значительны. Встречаются в работах и оп-

ределения, в которых «экономическая безопасность» отождествляется с «устойчивостью» или «развитием» экономических систем. Неоднозначно определяется ее место в структуре экономической безопасности страны, представляющей собой многоуровневую систему. Основу для выделения уровней составляет различие объектов обеспечения экономической безопасности.

Объекты и уровни экономической безопасности. При выделении объектов и уровней экономической безопасности целесообразно руководствоваться:

— положениями, закрепленными в Конституции РФ, в соответствии с которыми управление экономикой страны осуществляется на трех уровнях: государственном (федеральном), субъектов Федерации и местного самоуправления (муниципальных образований). Именно на этих уровнях принимаются и реализуются основные нормативные правовые и политические документы, регулирующие экономические отношения. Следовательно, представляется обоснованным в определении уровневой в структуре экономической безопасности базироваться на административно-территориальном делении страны;

— Законом РФ «О безопасности» [5], который закрепляет основные объекты безопасности: личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность;

— стратегией экономической безопасности Российской Федерации, в которой выделены объекты экономической безопасности Российской Федерации — личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности [6].

Особый интерес в закрепленных объектах экономической безопасности представляют «основные элементы экономической системы».

В качестве основных элементов экономической системы чаще всего называют:

— социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

— организационные формы хозяйственной деятельности;

— хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

— конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами [7].

Этот перечень детализирует и вместе с тем необоснованно расширяет объекты экономической безопасности Российской Федерации за счет включения в них помимо собственно объектов экономической безопасности (п. 1, 2) субъектов экономической безопасности и инструментов, ее обеспечивающих, а также деятельности, без которой невозможно существование хозяйствующего субъекта (п. 3, 4):

1) домашних хозяйств, так как и с их участием формируются социально-экономические отношения;

2) широкого спектра организационных форм — коммерческих и некоммерческих организаций и образованием и без образования юридического лица — субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность;

3) органов власти, нормативно-правовых актов, общественных объединений, которые имеют отношение к регулированию экономической деятельности;

4) движения товаров, продукции, работ, услуг, т.е. тех событий, которые формируют конкретные экономические связи.

Выделение объектов напрямую зависит от понимания сущности экономической безопасности. Мы исходим из того, что экономическая безопасность является неотъемлемым элементом экономической системы. В общем виде под экономической безопасностью мы понимаем такое состояние экономики, при котором в условиях неблагоприятного влияния на нее негативных воздействий обеспечивается защита национальных, региональных, местных и личных экономических интересов за счет реализации органами управления и обществом институциональных норм, закрепленных в нормативных и правовых актах.

Для Российской Федерации экономическая безопасность представляет собой такое состояние экономики, которое в условиях ограниченности природно-ресурсного потенциала страны, влияния на нее негативных воздействий позволяет обеспечивать потребности общества и выполнение функций государственными органами власти и органами местного самоуправления, не подрывая при этом федеративных основ государства и не подвергая угрозе его суверенность.

В представленных дефинициях учтены два основных момента: во-первых, подчеркнута принадлежность экономической безопасности к экономической системе; во-вторых, выделен необходимый элемент для идентификации экономической безопасности — негативные воздействия, влияющие на экономику.

Таким образом, требуемый уровень безопасности достигается за счет функционирования механизма защиты экономики от влияния негативных воздействий, что однозначно определяет объект экономической безопасности — экономическую систему или экономику. Тогда личность, общество и государство рассматривать в качестве объектов экономической безопасности нецелесообразно, но использовать их в формировании уровней экономической безопасности вполне обоснованно. Из этого следует, что уровни экономической безопасности соответствуют уровням экономической системы (табл.).

Таблица

Соответствие уровней экономической системы и системы экономической безопасности

Уровень экономической системы Уровни системы экономической безопасности

Макроэкономический уровень Уровень экономической безопасности страны

Уровень совокупности экономик субъектов Федерации (мезоэкономический уровень) Мезоуровень экономической безопасности

Уровень экономики конкретного субъекта Федерации Уровень экономической безопасности субъекта Федерации

Уровень экономики муниципального образования Уровень экономической безопасности муниципальных образований

Уровень хозяйствующих субъектов Уровень экономической безопасности хозяйствующих субъектов

Уровень экономической единицы (домашнего хозяйства) Уровень экономической безопасности домашних хозяйств

Представленное в таблице построение системы требует пояснений в части мезоуровня экономической безопасности.

Мезоуровень экономической безопасности. В последнее время в экономической литературе активно обсуждаются проблемы мезоэкономики — относительно нового феномена отечественной экономики. В настоящее время нет однозначного понимания указанного явления.

Есть мнение, что предметами рассмотрения и регулирования в мезоэкономи-ке являются совокупности предприятий и организаций, демонстрирующие одновременно поведение группы объектов и группового объекта [8]. На мезоэконо-мическом уровне взаимодействуют финансово-промышленные группы предприятий, научно-производственные комплексы, отрасли народного хозяйства и рынки

[9]. Следует отметить, что подобная точка зрения является наиболее популярной.

Другая позиция содержится в работе О.В. Сидинина. Он полагает, что мезо-уровень — это уровень регионов страны, так как именно здесь экономическая и социальная жизнь населения воплощаются в специфике параметров рынка труда

[10]. Подобное понимание нам наиболее близко. Мезоуровень экономической безопасности мы рассматриваем как интегральную модель совокупности уровней состояния экономической безопасности субъектов Российской Федерации. Такое представление отражает промежуточное положение мезоуровня между уровнями экономической безопасности страны и региональной экономической безопасности (субъекта Федерации).

Важно разграничивать понятия «экономическая безопасность субъекта Федерации» и «мезоуровень экономической безопасности». Различия указанных терминов обусловлены самостоятельностью объектов защиты и субъектов обеспечения экономической безопасности. Для уровня экономической безопасности субъекта в качестве объекта защиты выступает его экономика, а для мезоуровня — совокупность экономических систем субъектов Федерации. На этом уровне могут решаться проблемы взаимодействия регионов в рамках единой экономической системы, сотрудничества с субъектами зарубежных государства, лоббирование интересов на федеральном уровне управления страной и др. Не полностью идентичны перечень и сила влияния на объекты защиты негативных воздействий.

Границы применения категории «региональная экономическая безопасность». Обобщая подходы к определению региона и уровней экономической безопасности, в установлении границ применения термина «региональной экономической безопасности» возможно выделить два направления.

Первое направление применения термина «региональная экономическая безопасность» — обеспечение экономической безопасности территорий, не объединенных в рамках административно-территориального деления страны (например, экономическая безопасность Арктического региона Российской Федерации). Полагаем, это подход применим при условии организации системы управления в рамках такого региона.

Второе направление применения рассматриваемого понятия — область экономической безопасности, состоящая из двух уровней: мезоуровня и отдель-

ных субъектов Федерации. Для того чтобы раскрыть второе направление, необходимо обратиться к представлению экономической безопасности как системы, состоящей из объекта — экономики соответствующего уровня; субъекта — институционально-организационной системы, обеспечивающей экономическую безопасность; негативных воздействий — рисков и угроз, способных нанести ущерб экономике. При этом под институционально-организационной системой мы рассматриваем совокупность установленных норм и правил, позволяющих обеспечить защиту экономики от влияния негативных воздействий, и организаций, разрабатывающих, принимающих указанные нормы и правила и принуждающих к их исполнению.

Ключевым моментом здесь является привязка экономической безопасности к экономической системе и системе управления (институционально-организационной системе), т.е. основу составляют уровни управления экономической безопасности. В соответствии с предложенной структурой экономической безопасности в границах региональной безопасности выделяются два уровня: мезоуровень экономической безопасности и уровень экономической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации.

Итак, современное состояние развития теории экономической безопасности предполагает формирование понятийно-терминологической системы, что является сложной и важной задачей, одним из аспектов которой является определение границ применения термина «региональная экономическая безопасность». Сделанные выводы в настоящей статье основаны на анализе подходов в понимании ключевых категорий «регион», «региональная экономика» для определения сущности «региональной экономической безопасности». Предложенные направления в применении рассматриваемого термина, возможно, являются дискуссионными, однако мы считаем, что они уточняют структуру экономической безопасности страны и более четко определяют границы применения понятия «региональной экономической безопасности».

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Пример: приказ Росгидромета от 19 октября 2007 г. № 337 «О предоставлении лицензии Федеральному государственному учреждению „Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу“ (ФГУ „ЦЛАТИ по Сибирскому ФО“) для филиала — ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону (текст официально не был опубликован), Указ Президента РФ от 24 марта 2005 г. № 337 «О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах» // Собрание законодательства РФ. — 2005. — 28 март. № 13. — Ст. 1139.

(2) См.: Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы / Институт проблем региональной экономики РАН; отв. ред. Е.Б. Костяновская. — СПб.: Наука, 2006; Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — М.: ГУ-ВШЭ, 2004; Башкунов А.А. Социально-политическая безопасность региона Российской Федерации: состояние и тенденции // Право и политика. — 2007. — № 8; Бияков О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспект. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803.

[2] Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1998 г. № 1112 «О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов».

[3] Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 762 «О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в некоторых соединениях и воинских частях, дислоцированных на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

[4] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник. — М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

[5] Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности».

[6] Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».

[7] Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. ИКЬ: http://polbu.ru/gavrilov_ гесопоту/сМ4_і.Ьіт1 (дата обращения 15.12.2009).

[8] Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия / Под ред. Г.Б. Клей-нера. — М.: Наука, 2001.

[9] Клейнер Г.Б. Эффективность мезоэкономических систем переходного периода. иКЬ: http://vasi1ievaa.narod.ru/ptpu/5_6_02.htm (дата обращения 13.12.2009).

[10] Сиднин О.В. Экономические ограничения рынков труда в России: макро-, мезо- и микроуровни: Доклад на Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России». иКЬ: http://1abourmarket.ru/conf/reports.php (дата обращения 10.12.2009).

REGIONAL ECONOMIC SECURITY: THE ESSENCE OF THE CONCEPT AND BOUNDARIES OF APPLICATION

T.Y. Feofilova

State Polar Academy Voronezhskaya str., 79, St. Petersburg, 192007

The article raised questions about the appropriateness of the term «regional economic security». It is proposed an analytical review of the definition of «region» in the normative legal space of Russia and in scientific research. Objects and levels of economic security were refined. Justify the inclusion of multiple levels of the economic security of the country meso-level of the combined economies of the RF subjects. Proposed by regional economic security to consider two levels: the level of economic security of federal entities and meso-level of economic security.

Key words: region, economic security, economic security facilities, levels of economic security, meso-level of economic security, regional economic security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.