Научная статья на тему 'Трансформационные процессы «Нового федерализма» и пути обеспечения региональной экономической безопасности'

Трансформационные процессы «Нового федерализма» и пути обеспечения региональной экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФЕДЕРАЛИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЫЖИВАЕМОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябов В.Н.

статья посвящена региональной экономике и разработке путей формирования экономической безопасности в регионе. Выявлена методология формирования целей региональной экономики. Предложены концепции «нового федерализма» и пути формирования элементов обеспечения региональной экономической безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформационные процессы «Нового федерализма» и пути обеспечения региональной экономической безопасности»

В зависимости от задач проекта в каждом процессе принимают участие один или несколько человек или групп. Описанные выше процессы имеют место по крайней мере как минимум один раз в течение проекта. Эти процессы могут накладываться друг на друга и взаимодействовать между собой.

Таким образом, проектную группу можно назвать основной формой организации деятельности персонала в телевизионных компаниях, которой присущи общие свойства всех производственных отраслей, тем не менее обладающая отличительными особенностями, позволяющие выделить ее из множества других.

Литература

1. Падейский В.В. Проектирование телепрограмм. - М. 2004.

2. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®;. - Пенсильвания. 2004.

3. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMA Standards Committee. 2000.

4. Project Management. British Standard BS 6079-1. 2000.

5. Quality Management. Guidelines to project management, 1997.

В.Н. Рябов

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ «НОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА»

И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

TRANSFORMATION PROCESSES IN THE ECONOMY OF THE REGION AND WAYS OF ENSURING REGIONAL ECONOMIC SECURITY

Аннотация: статья посвящена региональной экономике и разработке путей формирования экономической безопасности в регионе. Выявлена методология формирования целей региональной экономики. Предложены концепции «нового федерализма» и пути формирования элементов обеспечения региональной экономической безопасности.

Ключевые слова: региональная политика, федерализм, экономическая безопасность, модернизация, выживаемость, устойчивость, региональная стратегия.

Abstract: the article is devoted to the regional economy and the development of ways of formation of the economic security in the region. Identified methodology of formation of the objectives of the regional economy. Proposed the concept of a «new federalism» and the ways offormation of elements of regional economic security.

Keywords: regional policy, federalism, economic security, modernization, survivability, sustainability, the regional strategy.

Основными объектами региональной экономики выступают экономические регионы, единицы экономико-территориального деления, созданные на моно - или полиэтнической основе, в федеральном государстве - субъекты Федерации. Региональная экономика - составная часть государственной экономической системы, нацеленная на упорядочение национальной территории согласно выбранной стратегии социально-экономического развития страны.

Объективными условиями возникновения и становления региональной экономики выступает структурная неоднозначность, неопределенность территории в

© В.Н. Рябов, 2012

природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, политическом аспектах. Эти обстоятельства вызывают необходимость внутренней (а иногда и внешней) экономики корректировать, учитывая территориальную структуру и специфику ее частей - регионов. Отмеченная так называемая «всеобщая необходимость» корректировки и при размещении капитальных вложений, и при организации здравоохранения или образования, и в оборонно-стратегическом аспекте и других лежит в основе того, что региональная экономика выделялась в самостоятельную структурную единицу государственного управления, при этом в каждом регионе, принимающем управленческое решение по обеспечению экономической безопасности, существует и функционирует экономический отдел, либо департамент, ведающий регионализацией общей экономической ситуации. В области региональной экономики существует два полюса: «центр» и «периферия», между которыми имеются противоречия, которые разрешаются посредством компромиссов, в процессе которых регионы нередко объединяются в ассоциации или по территориальному принципу, или по экономическим (финансовым) интересам.

Методы осуществления целей региональной экономики следующие [1, с. 141]:

- экономические (субсидии и дотации, налоговая и таможенная политика, создание свободных экономических зон и другие);

- социально-воспитательные, включая подготовку и подбор кадров;

- административные.

В странах с полиэтническим населением главное значение имеет правильный учет этнополитической обстановки и этнического фактора вообще. Все регионы России испытывают целый ряд сложных и острых проблем: экономических, социальных, этнополитических, экологических и других.

В России предлагается три концепции «нового федерализма». Концепция территориальной «губернской» федерации, предполагающая отказ от национально-территориального деления РФ. Концепция «укрупнения регионов», предполагающая сокращение численности субъектов РФ, прежде всего не имеющих достаточного экономического потенциала. Концепция развития и укрепления горизонтальных связей в РФ на основе консолидирующих процессов создания межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

Представляется, что все три концепции заслуживают внимания, и было бы целесообразно узнать о них мнение российских граждан. В самом деле, не много ли, например, субъектов РФ? Главным критерием должны стать не величина территории и не национальный состав, а уровень развития производительных сил.

В отечественной экономической литературе выделяют четыре группы регионов России. Первая группа характеризуется средним или высоким в сравнении с другими прожиточным уровнем, низким уровнем преступности, невысоким уровнем заработной платы, сравнительно незначительным числом безработных. Вторая группа отличается высоким уровнем заработной платы, низкой безработицей, высокой преступностью. Третья группа имеет высокий уровень прожиточного минимума, высокую преступность, незначительное число вакантных рабочих мест. Четвертая группа близка к первой группе регионов, однако уровень заработной платы достаточно низкий, невысокий уровень образовательной подготовки и высокий уровень безработицы.

Представленная группировка регионов не может считаться оптимальной, хотя бы на том основании, что ею охвачены не все субъекты Российской Федерации. Однако она дает определенное представление об уровне развития экономики и социальной сферы, а также состоянии экономической и социальной безопасности регионов России.

Выделяют следующие приоритетные задачи в области региональной экономической безопасности региона:

- укрепление территориальной целостности и государственного суверенитета Российской Федерации на основе принципов федерализма.

Сохранение единого экономического пространства - основа общероссийского рынка;

- реализация стратегии территориального размещения производительных сил посредством формирования территориальных пропорций в развитии экономики. Элиминация значительных различий в условиях социально-экономического развития регионов;

- оптимальная региональная экономика;

- формирование паритетных экономических и бюджетно-финансовых взаимоотношений между региональными и федеральными органами исполнительной власти.

Региональная экономическая безопасность может быть эффективной лишь в том случае, когда она опирается на научно обоснованную стратегию регионального социально-экономического развития, которая, в свою очередь, неотделима от общей стратегии социально-экономического развития страны. Региональная стратегия -составной элемент общей стратегии государственной деятельности; выступает основополагающим компонентом региональной политики. Данный термин введен в политико-экономический оборот при рассмотрении одного из аспектов общей стратегии социально-экономического развития (региональный аспект), а также при обосновании фундаментальных положений региональной политики.

Процесс перехода к устойчивому и динамичному экономическому росту сопряжен с многочисленными социально-экономическими проблемами. Его успешность в немалой степени зависит от адекватности государственной экономической политики, учитывающей специфику отдельных регионов, и конкретных мероприятий по реализации экономических и организационных решений. Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности. Такая необходимость вызвана тем, что рыночные механизмы не способны выполнять данную функцию. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам. Однако такие противоречия часто могут возникать на региональном уровне.

Федеральный уровень власти может обеспечить лишь защиту от наиболее важных и крупных угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается со значительно большим спектром угроз, многие из которых носят локальный характер. Выявление подобных местных проблем наиболее эффективно осуществляется местными органами власти как наиболее приближенными к населению. В то же время предупреждать и ликвидировать последствия возникших локальных угроз наиболее эффективно могут органы государственной власти субъектов Федерации.

По мнению большинства исследователей, основой формирования показателей обеспечения экономической безопасности является тесная взаимосвязь понятия безопасности с категорией риска. Концепция риска в стратегии экономической безопасности включает в себя два важнейших элемента: оценку риска и управление риском. Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер. Управление риском предполагает предвидение возможных критических социально-экономических ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Поэтому оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска использование категорий потерь (ущерба) фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых.

По степени экономической значимости объекты экономики и инфраструктуры региона делятся на две категории:

- жизнеобеспечивающие, для которых необходим жесткий режим управления и планирования;

- для менее значимых система регионального управления и планирования действует в отслеживающем режиме.

Отслеживание функционирования объектов осуществляется через индикаторы -параметры границ, в пределах которых система может устойчиво функционировать и развиваться. Приоритетными задачами региональной политики, направленной на повышение экономической безопасности регионов, в настоящее время являются:

- поддержка жизненно важных для населения региона предприятий и объектов инфраструктуры;

- обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения;

- оказание содействия преимущественному развитию предприятий наиболее прибыльных и перспективных на данный период, а также предприятий, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда;

- развитие региональной инфраструктуры.

Рассмотрение экономической безопасности региона должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации. Как следствие, важное значение для стратегии обеспечения экономической безопасности имеет решение следующих вопросов:

1. Восстановление доверия к руководству страны и к деятельности правительства, что возможно лишь при проведении честной и предсказуемой социально-экономической политики, достижении соответствия между словами и делами.

2. Расширение социальной базы реформ, заинтересованное вовлечение в процесс преобразований широких слоев населения. Если этого не удастся добиться, то дальнейший процесс модернизации реального сектора экономики, либо будет вообще приостановлен, либо потребует перехода к сугубо авторитарным методам продолжения реформ, что неприемлемо для развития демократического государства.

3. Восстановление законности и правопорядка в стране, решительная борьба с криминализацией экономики, которая стала главным препятствием на пути активизации сил возрождения и обновления российского общества. В этом сегодня -одна из самых серьезных угроз экономической безопасности страны. Борьба с нарастающей криминализацией экономики, охватившей все ее звенья, включая властные структуры, должна стать составной частью программы действий на ближайшую и среднесрочную перспективы.

Литература

1. Вечканов, Г.С. Экономическая безопасность: учебник. - СПб., 2009. - 256 с.

И.А. Феоктистова

ОСОБЕННОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ

В ИНТЕРАКТИВНОМ МАРКЕТИНГЕ НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ

THE BASIC POINTS OF USING OF THE BUSINESS-PROCESSES MANAGEMENT INFORMATIONAL SYSTEMS IN INTERACTIVE MARKETING ON THE TOURIST MARKET

Аннотация: в работе рассмотрены основные аспекты использования информационных систем для туристского бизнеса как инструментов интерактивного

© И.А. Феоктистова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.