Научная статья на тему 'Структура психомоторики подростков с позиций корреляционного и факторного анализов'

Структура психомоторики подростков с позиций корреляционного и факторного анализов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ПСИХОМОТОРИКИ / PSYCHOMOTOR STRUCTURE / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / CORRELATION ANALYSIS / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА / FACTOR STRUCTURE / DEVELOPMENTAL CHANGES / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / СТАБИЛИЗАЦИЯ / STABILIZATION / ИНВОЛЮЦИЯ / INVOLUTION / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / YOUNG ATHLETES / СПОСОБНОСТИ / ABILITIES / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / MOTOR QUALITIES / ВОЗРАСТНАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Туревский И.М., Петрушина Г.А., Серёгина О.Б., Тарасенко Л.В., Фролов А.Ю.

While analyzing phenomena in pedagogics, physical culture researchers often face the multidimensionality of its description, i.e. the need for taking into account in the analysis of the great number of indicators (characteristics, features, tests). Many features are correlated and duplicate each other to a considerable extent. Meanwhile, frequently they only indirectly reflect the most essential inherent, latent features of phenomena. In such situations one can accumulate information expressing a big number of original features by shorter, but consider, essential and critical internal characteristics of the phenomenon. Factor analytical methods are meant for such data condensation. The purpose of the study was to investigate the specifics of developmental changes of the children's psychomotor system in the school period of ontogenesis. The detected features of the structure of motor abilities are of interest for further development of the concept on the role and relations of means and methods of general and special physical (psychomotor) training at various stages of body's ontogenetic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура психомоторики подростков с позиций корреляционного и факторного анализов»

УДК: 159.9

СТРУКТУРА

психомоторики подростков с позиций корреляционного и факторного анализов

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ И.М. Туревский

Кандидаты педагогических наук, доценты Г.А. Петрушина, О.Б. Серёгина, Л.В. Тарасенко, А.Ю. Фролов

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула

PSYCHOMOTOR STRUCTURE OF ADOLESCENTS IN RESPECT TO CORRELATION AND FACTOR ANALYSES

I.M. Turevsky, professor, Dr.Hab., Honored worker of physical culture RF

G.A. Petrushina, associate professor, Ph.D.

O.B. Seregina, associate professor, Ph.D.

L.V. Tarasenko A.Yu. Frolov

Tula state L.N. Tolstoy pedagogical university, Tula

Key words: psychomotor structure, correlation analysis, factor structure, developmental changes, integration, differentiation, stabilization, involution, young athletes, abilities, motor qualities.

While analyzing phenomena in pedagogics, physical culture researchers often face the multidimensionality of its description, i.e. the need for taking into account in the analysis of the great number of indicators (characteristics, features, tests). Many features are correlated and duplicate each other to a considerable extent. Meanwhile, frequently they only indirectly reflect the most essential inherent, latent features of phenomena. In such situations one can accumulate information expressing a big number of original features by shorter, but consider, essential and critical internal characteristics of the phenomenon. Factor analytical methods are meant for such data condensation. The purpose of the study was to investigate the specifics of developmental changes of the children's psychomotor system in the school period of ontogenesis. The detected features of the structure of motor abilities are of interest for further development of the concept on the role and relations of means and methods of general and special physical (psychomotor) training at various stages of body's ontogenetic development.

Ключевые слова: структура психомоторики, корреляционный анализ, факторная структура, возрастная изменчивость, интеграция, дифференциация, стабилизация, инволюция, юные спортсмены, способности, двигательные качества.

Актуальность. С целью создания представления об особенностях структуры психомоторных способностей человека и ее изменения под влиянием систематических занятий спортом полученные данные изучаются, как правило, при помощи корреляционного и факторного анализов.

Статистика при изучении общественных явлений исходит из известного положения философии о всеобщей связи и взаимодействии явлений общественной жизни. Этот философский принцип находит свое подтверждение в области педагогических явлений. Статистическое изучение взаимосвязей в этой области знаний выступает как могучее средство познания объективно существующих закономерностей.

Чаще всего закономерности массовых явлений, к которым относятся физическая культура и спорт, складываются под влиянием множества причин, которые действуют одновременно и во взаимосвязи, причем точно неизвестно, в какой мере каждая из них влияет на величину явлений. Такого рода связи называются корреляционными. Изучать эти взаимосвязи можно при помощи корреляционного анализа, проходящего через три этапа. Первый этап заключается в предварительном качественном анализе изучаемых явлений (в нашем случае отбор материалов тестирования). Отбор признаков (тестов) - сложный и важный для всего корреляционного анализа процесс. Здесь происходят оценка значимости отдельных тестов и отбор необходимого их числа, отсев остальных тестов и т.д.

Второй этап представляет собой решение принятой модели путем нахождения параметров (коэффи-

циентов) корреляций, третий - оценку и анализ полученных результатов.

Между отдельными этапами корреляционного анализа существует тесная взаимосвязь. Так, первый этап оказывает существенное влияние на второй и третий: от правильного выбора параметров и корреляционной модели зависит конечный результат всего статистического исследования взаимосвязей между рассматриваемыми признаками [1].

При анализе явлений в педагогике, физической культуре исследователи часто сталкиваются с многомерностью их описания, т.е. с необходимостью учитывать в анализе большое число показателей (параметров, признаков, тестов). Многие признаки взаимосвязаны и в значительной мере дублируют друг друга. В то же время нередко лишь в косвенной мере отражают наиболее существенные внутренние, скрытые свойства явлений.

В такого рода ситуациях предоставляется возможность сконцентрировать информацию, выражая большое число исходных признаков через меньшее число более емких, существенных и определяющих внутренних характеристик явления. Для такой конденсации информации предназначены методы факторного анализа.

Задача факторного анализа заключается в том, чтобы определить понятие, число и природу наиболее существенных и относительно независимых функциональных характеристик явления, его измерителей или базовых параметров - факторов. Фактор представляет собой расчетную переменную, некоторую новую характеристику объектов изучаемого множества. Фактор в терминах его связи с набором исходных признаков описывается в виде матрицы факторных нагрузок. Сопоставив факторы друг с другом по содержанию и весам входящих признаков, можно дать им содержательное толкование, т.е. интерпретацию факторов [1].

Цель исследования - изучить особенности возрастных изменений психомоторики у детей в школьный период онтогенеза.

Организация исследования. В лонгитудиналь-ных исследованиях в течение 10 лет по специальной программе тестировались 1500 школьников 7-8, 11-12 и 15-16 лет и 350 11-12-летних спортсменов, занимающихся разными видами спорта (табл. 1).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты факторного анализа дают основание говорить о весьма существенных возрастных изменениях структуры изучаемых особенностей у детей в школьный период онтогенеза. Чем младше возраст, тем более интегративно проявляется моторная одаренность. В возрасте 7-8 лет выделяется всего пять факторов, причем вклад одного из них в общую дисперсию выборки составил 45%. Этот фактор, который можно интерпретировать как общую моторную одаренность, дает высокие веса почти по всем тестам, характеризующим в той или иной мере с разных сторон состояние двигательной сферы [4].

По мере возрастного развития происходит дифференциация психомоторных способностей, о чем

свидетельствует существенное увеличение числа факторов (общие факторы распадаются на частные). Если у 7-8-летних детей исходные переменные состоят всего из пяти факторов, то у 11-12-летних - из восьми, а у 15-16-летних - из двенадцати.

В 11-12 лет основные проявления локомоторной ловкости выделяются в самостоятельный фактор, который в 15-16 лет распадается на два фактора: локомоторную ловкость в вероятностных ситуациях и ловкость в условиях непривычных, но заранее известных. В связи с этим интересно отметить, что так называемая «ручная умелость» во всех возрастах проявляется обособленно. У детей 7-8 лет большинство тестов, в которых исполнительным органом является рука, выделяется в самостоятельный фактор. В 11-12 лет основной показатель ручной ловкости (тест 25) оказывается в одном факторе с разновидностями показателей быстроты реакции при ручных действиях. В 15-16-летнем возрасте этот основной тест выделяется в отдельный специфический фактор.

Об увеличении с возрастом специфичности различных проявлений изучаемых способностей говорят также данные корреляционного анализа. По мере увеличения возраста существенно уменьшается количество статистически достоверных корреляционных связей между показателями измеряемых параметров (табл. 2).

Систематические занятия спортом ускоряют возрастную дифференциацию структуры способностей детей, причем этот процесс в разных видах спорта имеет свою специфику (табл. 3).

Судя по имеющимся данным, занятия ациклическими упражнениями (баскетбол, бокс, гимнастика) сильнее влияют на перестройку структуры психомоторных способностей, чем циклические виды двигательной деятельности (плавание). У юных боксеров 11-12 лет общее количество достоверных корреляционных связей оказывается меньшим даже по сравнению с юношами 15-16 лет, которые не занимаются спортом. При этом число умеренных и высоких связей у них существенно больше. Близкая картина наблюдается и у юных баскетболистов. Интересно, что условия тренировки как у юных боксеров, так и у баскетболистов связаны с повышенным объемом деятельности в вероятностных условиях.

Об ускорении процесса дифференциации психомоторных способностей у детей под влиянием систематических занятий спортом свидетельствуют также данные факторного анализа. Если у 11-12-летних подростков, не занимающихся спортом, в структуре психомоторных способностей выделяются 8 факторов, то у их сверстников - юных боксеров -12 факторов, у баскетболистов и гимнастов - по 10, у пловцов - 9 факторов. У юных пловцов четыре года тренировки мало повлияли на ход возрастного развития структуры психомоторной подготовленности. Изменились лишь взаимосвязи между отдельными элементами структуры общей физической подготовки: в качестве специфического фактора выделилась статическая выносливость. Следует отметить, что такое обособление пока-

Таблица 1. Характеристика тестов, включаемых в программу исследования психомоторной подготовленности

Характеризуемые стороны психомоторного состояния организма Показатели (тесты) № теста Единицы измерений Направление лучшего показателя

Физическое развитие Длина тела 1 см -

Масса тела 2 кг -

Уровень развития физических качеств Бег 20 м 3 с <

Прыжок в длину с места 4 см >

Прыжок вверх с места 5 см >

Сила кисти 6 0,1 кг >

Статическая выносливость 7 с >

Подвижность суставов 8 см >

Функциональное состояние нервно-мышечного аппарата Точность мышечных усилий 9 0,1 кг <

Точность пространственных параметров 10 градус <

Точность восприятия времени 11 с <

Частота движений рукой 12 п/10 с >

Частота движений ногой 13 п/10 с >

Действия рукой Простая реакция 14 мс <

Сложная реакция 15 мс <

РДО 16 мс <

Простая реакция при действии ногой 17 мс <

Психические процессы Переключение внимания 18 усл. ед. <

Оперативное мышление 19 с <

Управление движениями в различных условиях(проявления ловкости) Усложненные, но заранее известные действия Требующие точности движений (ЛД) 20 % <

Требующие быстроты движений (ЛД) 21 усл. ед. >

В условиях временной и альтернативной неопределенности При обусловленном ответном действии (ЛД) 22 мс <

То же при реакции на систему сигналов (ЛД) 23 мс <

При неизвестном ответном действии (ЛД) 24 мс <

При неизвестном ответном действии (РД) 25 мс <

Условные обозначения: ЛД - локомоторные действия; РД - ручные действия; > - лучше больший показатель; < - лучше меньший показатель.

Таблица 2. Количество достоверных корреляционных связей между показателями тестирования различных проявлений психомоторных способностей мальчиков школьного возраста

Возраст, лет Общее количество связей, % р Из них умеренных и высоких, % р

7-8 96,2 50,8

< 0,01 <0,05

11-12 71,8 42,7

< 0,01 < 0,01

15-16 50,5 23,4

зателя силовой выносливости выявлено у школьников, не занимающихся спортом, в более старшем возрасте и не наблюдалось у 11-12-летних боксеров, баскетболистов и гимнастов.

Представленные данные корреляционного анализа характеризуют возрастную изменчивость структуры психомоторных способностей школьников лишь с количественной стороны и, безусловно, недостаточны для каких-либо окончательных выводов. Задачи нашей работы требуют более глубокого качественного анализа фактического материала.

Одним из вариантов качественного анализа может быть рассмотрение корреляционных взаи-

мосвязей между отдельными характеристиками функциональных возможностей организма на фоне данных факторного анализа. С этой целью впервые в теории физической культуры графически изображаются данные факторного анализа с одновременным указанием степени тесноты связей между отдельными показателями в каждом факторе (рис. 1 и 2).

На рисунках пунктирными линиями обозначены площади факторов, величина которых пропорциональна вкладу каждого фактора (в %) в общую дисперсию. В кругах цифрами обозначены порядковые номера тестов.

Таблица 3. Количество достоверных корреляционных связей между показателями тестирования психомоторных способностей мальчиков 11-12лет, не занимающихся спортом, и юных спортсменов того же возраста, %

Контингент испытуемых Стаж занятий спортом, лет Общее количество связей Р Из них умеренных и высоких р

Не занимающиеся спортом - 71,8 42,7

<0,05 <0,01

Баскетболисты 3 59,5 65,8

< 0,01 <0,05

Боксеры 2 40,6 54,5

<0,05 >0,05

Гимнасты 4 58,2 38,1

>0,05 >0,05

Пловцы 4 68,1 33,9

Примечание. спортом.

р - достоверность различии между показателями юных спортсменов и мальчиков, не занимающихся

Тесты объединены в плеяды показателей (тонкие сплошные линии) в соответствии с принятым распределением тестов на группы, каждый из которых характеризует определенную сторону ПМП человека. Изучаемая батарея тестов разбивается на столько групп (плеяд), сколько факторов выделилось после вращения. Жирными линиями и мелкими цифрами обозначены корреляционные связи между показателями внутри факторов и между отдельными показателями (тестами) внутри плеяд. В расчет взяты коэффициенты корреляции с уровнем значимости не ниже р<0,01 (на рисунках коэффициенты увеличены в 100 раз).

Анализ структуры ПМП детей 11-12 лет (см. рис. 1) показывает, что у детей обоего пола количество плеяд (по восемь) одинаково, но качество взаимосвязей имеет ряд существенных особенностей, проявляющихся уже с первого фактора. Чисто совпадают лишь два фактора - гибкость и внимание.

У мальчиков более четко наблюдается количество «больших весов» и состав интерпретируемых факторов (плеяд на рисунке). Во второй фактор у мальчиков с высокими корреляционными связями вошли все тесты, характеризующие уровень развития физических качеств. У девочек в этот фактор входит длина тела, но отсутствует показатель силы. Видимо, в этом возрасте (окончание пубертатного периода) рост оказывает существенное влияние на общую физическую подготовленность.

Показатель силы у девочек тесно взаимосвязан и находится в одной плеяде с тестами, характеризующими быстроту локомоторных действий. Это явление еще раз доказывает ведущее значение силы при формировании двигательных способностей у детей 10-14 лет [5].

У мальчиков все показатели, характеризующие функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, объединены в одной плеяде. У девочек же эти показатели разделяются и попадают в два фактора: первый связан с пространственной дифференцировкой, а второй - с быстротой и точностью ручных действий.

В то же время тесты, отражающие способности к быстроте и точности ручных действий, у девочек объединены в одном самом мощном факторе (23,4% дисперсии выборки). У мальчиков эти способности

более дифференцированы. Самый большой по весу (20,1%) фактор объединяет показатели, отражающие локомоторные способности. У девочек эти показатели распадаются на другие факторы и даже объединяются в одной плеяде с оперативным мышлением. Видимо, механизмы принятия решений (восприятие, анализ, исполнение и т.д.) в возрасте 11-12 лет у девочек уже начинает существенно влиять на эффективность двигательной деятельности.

Различия в структуре ПМП у девочек и мальчиков 11-12 лет дают более полную картину полового диморфизма этого возраста, что необходимо учитывать в педагогической технологии при формировании программ, моделей, нормативов и других материалов.

Наиболее ярко половой диморфизм наблюдается при исследовании структуры ПМП подростков 15-16 лет (см. рис. 2). В этом возрасте и количество (10 и 12), и качество структурной организации двигательной деятельности может служить основой для анализа изучаемой структуры в дальнейшей жизни человека.

В 15-16 лет у подростков обоего пола появляются однотипные плеяды показателей: физическое развитие и сила, гибкость, статическая выносливость и внимание. У мальчиков в отдельные факторы выделяются не взаимосвязанные с другими тестами оперативное мышление и ручная ловкость. У девочек эти тесты связаны с локомоторной ловкостью (однотипные механизмы принятия решения) и с быстротой и точностью ручных действий (одинаковая структура движений).

Анализ полученных данных позволяет думать, что на ход возрастной перестройки структуры психомоторных способностей оказывает влияние повышенная двигательная активность, в частности занятия различными видами спорта. Систематические психомоторные нагрузки достаточного объема и интенсивности ускоряют возрастную дифференциацию структуры изучаемых способностей, уменьшая степень взаимозависимости между различными проявлениями психомоторных и физических возможностей. При этом процесс перестройки структуры двигательных способностей может протекать различно в зависимости от характера систематических педагогических воздействий.

Однако окончательные выводы о влиянии различного рода повышенной двигательной активности на дифференциацию способностей детей делать преждевременно. Нельзя исключить возможность того, что полученные данные, свидетельствующие о более «взрослой» структуре психомоторных способностей у юных спортсменов по сравнению с их сверстниками, не занимающимися спортом, связаны не только с большей психомоторной нагрузкой, но в определенной мере и с отбором в спорт более «взрослых» по биологическому возрасту детей.

Полученные данные позволяют наметить новые подходы к дальнейшему совершенствованию методики педагогического контроля физического воспитания школьников. В частности, представляется возможным отобрать основные (ключевые) показатели проявления способностей и на их основе разработать модели уровней ПМП для разного возраста.

Выводы. Выявленные возрастные особенности структуры двигательных способностей представляют интерес для дальнейшей разработки концепции о роли и взаимоотношениях средств и методов общей и специальной физической (психомоторной) подготовки на разных этапах онтогенетического развития организма. В раннем возрасте любые специальные (относительно локальные) педагогические воздействия в той или иной мере оказывают влияние на большинство элементов структуры психомоторных способностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мере роста и развития организма возможности избирательного воздействия на отдельные стороны двигательной функции увеличиваются, и логично

Рис. 1. Структура психомоторной школьников 11-12 лет

подготовленности

Рис. 2. Структура психомоторной подготовленности школьников 15-16 лет

думать, что для обеспечения разносторонней ПМП в старшем школьном возрасте требуется применение все большего числа различных тренирующих средств. Эта гипотеза имеет отношение и к методологии оценки двигательных способностей в раннем возрасте. Если гипотеза правомерна, то для всесторонней оценки двигательных способностей, как потенциальных, так и наличных, количество различных тестов должно увеличиваться или стабилизироваться по мере увеличения возраста обследуемых, пока не начнется стабилизация или инволюция двигательной сферы.

Литература

1. Афанасьев В.В. Теория вероятностей: учеб. пособие для студ. вузов / В.В. Афанасьев. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 350 с.

2. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009. - 220 с.

3. Панфилов О.П. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей. О.П. Панфилов, И.М. Туревский, С.И. Завьялов, В.В. Борисова // Теория и практика физ. культуры, 2012. - № 12. - С. 38.

4. Туревский И.М. Психомоторная подготовленность человека: структура, онтогенез, практика: монография / И.М. Туревский. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. - 350 с.

5. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - С. 95-103.

References

1. Afanas'ev, V.V. Probability theory: study guide for university students / V.V. Afanas'ev. - Moscow: VLADOS, 2007. - 350 P. (In Russian)

2. Balsevich, V.K. Essays on human developmental kinesiology /

V.K. Balsevich. - Moscow: Sovetsky sport, 2009. - 220 P. (In Russian)

Panfilov, O.P. The psychomotor structure and sensitive manifestations of children's motor abilities / O.P. Panfilov, I.M. Turevsky, V.V. Borisova, S.I. Zav'yalov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2012. - № 12. - P. 38-42 Turevsky, I.M. Human psychomotor fitness: structure, ontogenesis, practice: monograph / I.M. Turevsky. - Tula: Publ.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

h-se L.N. Tolstoy TSPU, 2012. - 350 P. (In Russian) 5. Fomin, N.A. Developmental basics of physical education / N.A. Fomin, V.P. Filin. - Moscow: Fizkultura i sport, 1972. - P. 95-103. (In Russian)

Информация для связи с автором:

turima@gmail.ru

Поступила в редакцию 23.05.2013 г.

УДК: 796.03

ВЫБИРАЕМ ВИД СПОРТА КАК НАЦИОНАЛЬНУЮ,

ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ И ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ИДЕЮ

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ В.П. Губа Смоленский гуманитарный университет, Смоленск

Кандидат педагогических наук, вице-президент Ассоциации мини-футбола России, Москва Г.А. Хрусталёв

Ключевые слова: национальная идея, мини-футбол, здоровье, воспитание, спорт.

Национальная оздоровительная, воспитательная и спортивная идея, какой она должна быть? Какой вид спорта выбрать как базовый? Она должна быть? Конечно, ДА! Отвечать определенным требованиям, допустим таким, как: массовость, доступность, оздоровление, зрелищность, независимость, экономичность, а самое главное - всесезонность, то есть независимость от нашего постоянно меняющегося климата. Можно еще что-нибудь придумывать до бесконечности для того, чтобы или ничего не делать, то есть не развивать выбранный вид спорта, или предложить что-нибудь другое для обсуждения, но мы предлагаем именно мини-футбол как вид спортивной двигательной активности населения, и вот почему.

Безусловно, сравнивать мини-футбол (футзал) по вышеперечисленным требованиям с большим футболом, хоккеем и легкой атлетикой в лучшие ее годы не приходится, но и вспомнить эти виды, учитывая все нами перечисленные факторы, необходимо, так как мы эти виды спорта любим и уважаем, но тот финансовый скачок, который они сделали в последние годы, явно не на руку массовости.

Цель исследования - определить основные приоритеты мини-футбола (футзала) в России, изучить его экономическую составляющую в сравнении с другими видами спорта.

Результаты исследования. Актуальность проблемы не вызывает сомнений, так как наряду со всеми неоспоримыми преимуществами данного вида спорта один относительный минус есть, это - высокий травматизм, но и то в процентном соотношении с целым рядом видов спорта, и он не такой уж и большой.

Футзал, или мини-футбол, - это, наверное, единственный образовательный проект, который действительно заработал на территории РФ (может быть, еще баскетбол?). Действительно, массовость данного вида спорта настолько очевидна, а участие в нем представителей слабого пола и детей уже явное, что спорить с этим бесполезно. В то же время есть еще и слабые стороны, особенно в регионах, далеких от Москвы. К ним относится учебно-методическое обеспечение тренерского состава (книги, брошюры в принципе есть, слабое звено - это обучение), инвентарь, а это, конечно, в первую очередь мячи по размеру и ворота, которых до сих пор нет во многих школах. И что самое, на наш взгляд, главное - их размеры тоже должны соответствовать возрасту занимающихся, а то смотрит юный вратарь на мяч, который летит над ним, а допрыгнуть не может. Отчасти

это относится и к разметке: хоть и играют на площадке в основном «какая есть», это не совсем правильно, так как психофизические и координационные возможности указывают на то, что для каждой возрастной группы стандарты должны быть свои, обязательно научно обоснованные (как это сделано в большом футболе за границей).

Государственные проекты «Мини-футбол - в школу» и «Мини-футбол - в вузы» явно работают не только на бумаге, но и на практике, с завидным отрывом лидируя среди других видов спорта.

Одна из основных составляющих (дающих преимущество данному виду спорта по отношению к другим) - это, конечно, его география. При таком количестве залов построенных в разных уголках нашей необъятной страны, мини-футбол должен стать национальным видом. Статистика говорит о том, что мини-футбол во многих регионах давно собирает больше зрителей, чем большой футбол, особенно если говорить о первых и вторых лигах, где это сравнение - давно в пользу мини-футбола. Это и понятно, так как зритель сидит в теплом, светлом зале. Ему комфортнее, чем на улице при плохой погоде.

Подводя итог вышесказанного, можно заметить, что при таком подходе хотя бы 10-15 % средств, которые РФС тратит в большом футболе не на развитие, а на различные «околофутбольные» составляющие, можно на фоне предложенного нами вида спорта впоследствии создать национально-оздоровительно-спортивную идею нашей страны, причем здесь уж точно будут соблюдаться все правила фэйр-плэй, так как независимо от регионов выявление сильнейших, проведение плей-офф в нейтральных городах позволит выявить лучших из лучших как в своих территориальных зонах, так и в суперфиналах, с повышенной зрелищностью от местных игр до финальных, а самое главное - количество занимающихся мини-футболом возрастает в разы. Возвращаясь к цифрам, можно сказать, что годовой контракт одного средненького игрока Премьер-лиги в футболе приравнивается к бюджету большинства клубов Суперлиги в футзале. Так вот и задумаешься, что после Универсиады, Олимпиады, чемпионата мира мы будем развивать? А здесь и массовость, и зрелищность, и, что самое главное, - спорт, да еще с таким разбросом показателей нагрузки, чего мы и добиваемся в плане физического совершенствования человека.

Информация для связи с автором:

reasm2008@mail.ru

Поступила в редакцию 22.03.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.