УДК: 796.034.2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
основы классификации интегрированных непараметрических видов физических упражнений (на примере фитнес-технологий)
Доктор биологических наук, профессор О.П. Панфилов Кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта СССР В.В. Борисова Кандидаты педагогических наук, доценты Т.А. Шестакова, Л.В. Руднева Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула
METHODOLOGICAL BASIS OF CLASSIFICATION OF INTEGRATED NONPARAMETRIC PHYSICAL EXERCISES (IN TERMS OF FITNESS TECHNOLOGIES) O.P. Panfilov, professor, Dr. Biol. V.V. Borisova, associate professor, Ph.D.
T.A. Shestakova, associate professor, Ph.D.
L.V. Rudneva, associate professor, Ph.D.
Tula state L.N. Tolstoy pedagogical university, Tula
Key words: system approach, intensity zones, integrative mechanisms, prenosological conditions, classification, fitness technologies, nonpara-metric exercises.
The purpose of the study was to systemize fitness methods in this sphere of human culture based on the present classifications in the system of physical education and modern conceptions in this sphere and present them in the form of the physiologically approved classification for the use in preschool educational institutions, other educational establishments and in the course of training of experts in physical culture and sport. The adduced material not only testifies to consistency in teaching children musical-rhythmic technologies, but actualizes expert training at the same time. The designed technologies of the marked orientation are formed within the enriched development of students, presupposing rich educational content, adequate to children's cognitive interests. The program provided for extensive interaction of learning students with various cultural spheres, such as music, choreography, dances and dramatics, with the focus on creating of individual conditions for complete realization of developmental psychophysical, spiritual and intellectual capabilities. The practical experience and the studied we made to estimate efficiency of the applied innovative sports measures and fitness technologies in educational institutions stipulated for allocation of some new conditions essential when settling tasks on the quoted problem.
Ключевые слова: системный подход, зоны мощности, интегративные механизмы, донозологические состояния, классификация, фитнес-технологии, непараметрические упражнения.
Введение. Несмотря
на предпринимаемые меры не удается переломить тенденцию ухудшающегося физического здоровья детей и подростков. Факторами, негативно влияющими на состояние их здоровья, являются нервно-психические и статические перегрузки, связанные с учебной деятельностью, использованием компьютерных технологий, и низкий уровень психологических знаний межличностного общения. Интенсификация занятий, педагогические инновации, режим учебной деятельности осуществляются без достаточного физиолого- гигиенического обоснования. Поэтому одной из приоритетных задач российской системы образования, и физического воспитания в частности, является более четкая системная организация здоровьесберегающей деятельности каждого образовательного учреждения, включающая формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, культуры физического, психического и социального здоровья детей. Сегодня из поля зрения педагогов выпадает имеющийся мощный пласт человекознания, на необходимость учета которого в учебной и других видах деятельности указывали К. Д. Ушинский и И. М. Сеченов.
Существующее в образовательных учреждениях классическое физическое воспитание не обеспечивает необходимого уровня физического и психического развития, которые предъявляются в разных областях человеческой жизни (А. А. Горелов, А. В. Лотоненко, 2011). Работающие специалисты в основной своей массе не подготовлены к инновационной деятельности.
Отсутствует логическая связь в системе физического воспитания ДОУ-школа-вуз.
Еще более негативной предстает картина в области физического здоровья детей, отнесенных к категории часто и длительно болеющих, а также с врожденными заболеваниями. Сегодня для детей с донозологическими состояниями в дошкольных учреждениях нет личностно ориентированного физического воспитания. В дальнейшем (в школе и вузе) это становится одной из причин развития хронических заболеваний [1].
В настоящее время внимание многих специалистов в России привлечено к проблемам использования средств фитнеса в образовательных учреждениях. Данное обстоятельство связано с определенными позитивными изменениями в дошкольном и школьном физическом воспитании. Так, в средних общеобразовательных учреждениях введен 3-й урок по физической культуре, в ДОУ тематические, ролевые и иные игры сопровождаются большой физической активностью. Вместе с тем отсутствие систематизации (классификации) огромного разнообразия эмоциональных фитнес-технологий при разнонаправленном воздействии на организм ребенка не обеспечивает должного индивидуального подхода в обучении и адекватной физиологической нагрузки [4, 8].
Нами в течение многих лет проводится научная и практическая работа в детских садах и начальной школе. На май 2013 г. обследовано (каждые 0,5 года) более 6500 детей от 3 до 11 лет. Анализ полученных результатов дает основание утверждать, что возраст 3,5-4,5-6,0 года наиболее сенситивный в формировании интегративных психомоторных, координационно-двигательных механизмов, а также интеллектуального и духовного мира ребенка во взаимосвязи с естественной и социальной средой [10].
Исследования, проводимые нами, направлены на устранение сложившихся противоречий:
- с одной стороны, многолетняя стагнация средств и методов в физическом воспитании образовательных учреждений, соответствующим образом отражающаяся на физическом здоровье детей и подростков, с другой - неудовлетворительное использование современных высокоэффективных физкультурно-спортивных технологий, доказательно обеспечивающих улучшение физического состояния данного контингента детей.
- с одной стороны, наличие серьезных разработок по данной проблеме для людей разного контингента, с другой - отсутствие систематизации и научного обоснования по использованию фитнес-технологий у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Это обстоятельство является одной из причин, не позволяющих создать личностно ориентированную основу высокоэффективного дифференцированного применения средств фитнеса
с учетом типологических особенностей детей в режиме образовательных учреждений.
Цель исследования - на основе существующих в системе физического воспитания и спорта классификаций (В. С. Фарфель, Я. М. Коц, А. С. Солодков и Е. Б. Сологуб) и современных представлений в этой сфере человеческой культуры (М. М. Безруких, В. К. Бальсевич, В. Д. Сонь-кин, Л. И. Лубышева) систематизировать средства фитнеса и представить их в виде физиологически обоснованной классификации для использования в ДОУ, других образовательных учреждениях, а также в процессе подготовки специалиста по физической культуре и спорту [2, 3, 5].
Общие подходы к построению классификации в фитнесе для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В зависимости от объема активной мышечной массы, обеспечивающей выполнение упражнений, мы вслед за Я. М. Коцем (1986) классифицируем их на локальные (упражнения, в которых участвуют менее трети всей мышечной массы), региональные (упражнения, в осуществлении которых принимает участие от 30 до 50 % мышечной массы тела) и глобальные (когда в реализации упражнения участвует более 50 % активной мышечной массы) [3]. Учитывая многовариантность упражнений в фитнесе, возрастные морфофункциональные особенности контингента, на который они рассчитаны, исходной для предлагаемой классификации стала единица интегративной деятельности - функциональная система (П. К. Анохин), включающая в свою структуру подсистемы. Данный подход, исходя из принципа целостности (И. П. Павлов), позволяет высказать суждение, что в упражнении любой сложности участвует организм в целом, однако основная нагрузка ложится на подсистемы и реализующие его звенья. Поэтому в соответствии с особенностями упражнений, мозаикой включаемых при этом мышечных групп добавим в нашу классификацию: локально-региональные, регионально-глобальные и локально-глобальные группы упражнений.
Определяющими в предлагаемой классификации, учитывая возраст контингента, являются наиболее характерные и выраженные для каждого вида двигательной деятельности (вида спорта) критерии:
- биомеханические: по структуре движения -циклические, ациклические, сложнотехнические и т. п. Мы добавляем к этому сложность самого вида с соответствующим коэффициентом. Например, стретчинг-гимнастика (с преимущественным объемом статических упражнений) и спортивно-танцевальный рок-н-ролл, в котором преобладают интенсивные динамические упражнения;
- интенсивность: дифференцирование упражнений по зонам мощности - максимальной, околомаксимальной, субмаксимальной, средней и малой мощности. С учетом особенностей сдви-
гов, происходящих в организме детей и подростков, мы привносим дополнение в классификацию зон относительной мощности (табл. 1);
- ведущие физические качества и тип моторной деятельности: упражнения на силу, быстроту, ловкость, выносливость, сложнокоординацион-ные и скоростно-силовые. Возникает необходимость учета сенситивных периодов формирования интегративных механизмов, обеспечиваюших развитие качественных сторон двигательной деятельности (О. П. Панфилов и др., 2009);
- критерии функционального обеспечения: упражнения, выделяющие по степени участия физиологических систем и объема мышечной массы. Этот раздел дополняется степенью вариативности функциональной системы и категорией трудности самого упражнения;
- энергетическое обеспечение: по преобладающим источникам энергообеспечения (аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные) и по уровню энерготрат, что связано в принципе с загруженностью, сложностью и активностью предыдущих компонентов.
Особенности классификации в фитне-се в соответствии с морфофункциональным и психологическим статусом детей и подростков. Собственные исследования [9], обширный литературный материал позволяют структурировать инновационные средства физической культуры, технологии фитнеса в соответствии с морфофункциональным статусом детей и психофизиологически обосновать занятия по группам на этапах первого и второго детства.
Разновидность и многохарактерность фитне-са, их композиции, связки, элементы могут быть классифицированы в соответствии с возраст-
ным созреванием у детей указанных механизмов, сложностью выполняемых движений и степенью физиологических сдвигов [11]. В связи с этим для регулирования физической и функциональной нагрузки выделено 6 зон относительной мощности (трудности) при выполнении упражнений фитнеса (см. табл. 1).
Для дифференциации средств физической активности выделены те же зоны относительной мощности (трудности), включающие виды фитне-са, различающиеся между собой по степени технической сложности и биодинамической нагрузке, а также при прогрессирующем усложнении элементов, связок, композиций в процессе их обучения от 1-го к 4-му этапу.
В табл. 2 представлены разные виды фитне-са для одной возрастной группы детей. В данном случае интенсивность воздействия на организм определяется технической сложностью упражнений, а следовательно, степенью физиологических сдвигов. В связи с этим они распределены на 6 зон относительной мощности.
К обучению наиболее сложным элементам, связкам, композициям фитнеса: хореографии, ритмической и креативной гимнастики, спортивно-танцевального рок-н-ролла можно приступать после того, как будут освоены их базовые элементы. Как показывает опыт и исследования, наиболее результативно проходят занятия при поэтапном последовательном включении (в соответствии с возрастными особенностями детей) средств фитнеса и соблюдении основных и специальных педагогических принципов (табл. 3).
Практическая реализация методики обучения фитнес-технологиям возможна только при строгом учете закономерностей развития (си-
Таблица 1. Классификация зон относительной мощности в соответствии с физиологическими сдвигами при выполнении упражнений фитнеса детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Показатели функций Зоны относительной мощности
Малая Малая - повышенная Средняя Большая Субмаксимальная Максимальная
ЧСС, уд/мин 100-110 110-120 126-136 140-156 160-170 170-184
Расчетное и реальное 20-30 30-38 40-45 46-55 56-65 66-74
УО2, % от МПК 20-30 28-35 35-40 40-48 50-56 ---
Темп, % от максимального 20-40 40-50 50-60 70-80 85-95 92-100
Предельное время работы, мин, с 20-30 17-25 12-17 6-10 2-4 0,15-0,45
Таблица 2. Классификационный признак распределения упражнений фитнеса разного уровня трудности по зонам мощности (первая возрастная группа)
Виды фитнеса Малая Малая - повышенная Средняя Большая Субмаксимальная Максимальная
1 - СТЧГ ++++ ++++ ++
2 - ХРГР +++ +++ ++++
3 - РКРГ ++ ++++ +++ +
4 - СпТРР ++++ ++++ ++
Обозначения:
1 - СТРЧГ - стретчинг-гимнастика (1-я категория трудности);
2 - ХРГР - хореография (2-я категория трудности);
3 - РКРГ - ритмо-креативная гимнастика (3-я категория трудности);
4 - СТРР - спортивно-танцевальный рок-н-ролл (4-я категория трудности).
Таблица 3. Возрастное соотношение интенсивности нагрузки в фитнес-упражнениях 1-й категории трудности (стретчинг-гимнастика)
Возрастные группы Малая Малая - повышенная Средняя Большая Субмаксимальная Максимальная
1-я ++++ +++ +++
2-я ++ ++++ ++++ ++
3-я + ++ +++ ++++ ++
4-я ++ ++ ++++ +++ ++
стемогенеза) детского организма, в понимании поэтапного физического и психомоторного становления функций в соответствии с рекомендациями возрастной физиологии. Как показывают опыт и исследования, занятия проходят наиболее результативно при поэтапном последовательном включении средств фитнеса и соблюдении основных и специальных педагогических принципов [6, 7].
Дифференциация средств фитнеса в соответствии с развитием интегративных психофизиологических механизмов регуляции движений. 1-й этап - дети 4,5-6,0 года (1-я группа). Общими характерными признаками мор-фофункционального созревания является активное формирование интегративных механизмов, обеспечивающих целевые движения: акты бега, предметных действий, усложненные интегратив-ные формы двигательной адаптации. Этому в значительной степени способствуют формирование рече-двигательного аппарата (2-я сигнальная система), расширение словарного состава звуковой речи, миелинизация нервно-мышечных волокон. Соответственно для этой группы детей наиболее адекватными средствами будут:
- в стретчинге - основные элементы базового пассивного и активного стретчинга мышц преимущественно верхних и нижних конечностей, избирательно - мышц туловища;
- в хореографии - основные позиции рук и ног, сочетания движений конечностей с движением туловища, выборочно - движения свободной пластики;
- в ритмической гимнастике и спортивно-танцевальном рок-н-ролле - адаптивно-музыкальный ритмофитнесс, игро-музыкальные упражнения для усвоения элементарного чувства ритма; музыкально-игровые упражнения в построении движений. Темп музыкальных ритмов в основном медленный (максимальный темп -от 80 до 100 акцентов/мин принят для детей 5,5-6,0 гогда).
2-й этап - возраст 6,5-7,5 года. Признаками морфофункционального созревания являются дальнейшее развитие интегративных механизмов, обеспечивающих целевые двигательные акты, формирование координации движений повышенной сложности (за счет миелинезации нервно-мышечных волокон), зрительных обратных связей, механизмов кольцевого регулирования. Происходит дальнейшее развитие связной речи, обусловливающее осмысление игровых видов
деятельности. Для этой группы детей вполне доступными и наиболее адекватными средствами являются:
- базовый и общий стретчинг преимущественно локального, локально-регионального характера с переходом на стретчинг мышц туловища и конечностей;
- расширение состава упражнений соче-танного движения конечностей, свободной пластики, основы танцевальных движений и связок, музыкальной грамоты; разучивание танцев и музыкальных игр;
- ритмическая гимнастика и спортивно-танцевальный рок-н-ролл, куда входят: танцевальный ритмофитнес, танцевально-ритмические разновидности элементов под музыку, перестроения, ритмические рисунки (связки), музыкально-подвижные игры, элементы спортивно-танцевального рок-н-ролла. Темп музыкальных ритмов медленно-повышенный и средний.
3-й этап - возраст 8,0-9,5 года. Наиболее характерными признаками морфофункциональ-ного созревания детей являются: развитие механизмов регуляции движений за счет формирования проприоцептивных и зрительных обратных связей; расширение формирования механизмов кольцевого регулирования, развитие и расширение грамматического строя речи. Рекомендуемыми, как наиболее адекватные и эффективные для этой группы детей, средствами являются:
- общий стретчинг регионального и регионально-общего плана, стретчинг мышц туловища и конечностей;
- в хореографии - разучивание связок и танцев, упражнений, шагов;
- народных и спортивно-бальных танцев: польки, галопа, вальсовых движений; музыкальные игры;
- в ритмической гимнастике и спортивно-танцевальном рок-н-ролле выполнение упражнений в разном темпе и музыкальных размерах; комбинированные упражнения в партере парами. Комбинации упражнений в образно-двигательных действиях.
В целом этот этап обозначен нами как этап адаптивно-гармонической направленности в формировании относительно сложных танцевальных связок и комбинаций. Темп музыкальных ритмов в основном средний и выше среднего.
4-й этап - возраст 10-11 лет. По структурности головной мозг ребенка приближается к мозгу взрослого человека. Соотношение оксидативных
и гликолитических волокон (за незначительным исключением волокон типа 2-А и 2-Б) в дальнейшем почти не меняется. Именно в этот период осуществляется переход к доминирующей роли проприоцептивной регуляции движений, значительно расширяется представление о схеме тела. Для этой группы детей вполне по силам и наиболее эффективны следующие средства фитнеса:
- вариативный + базовый стретчинг общего плана, локально-регионального и регионально-глобального характера (мышц туловища, спины, живота, конечностей);
- в хореографии - расширение основного состава танцевальных упражнений и связок; на основе освоенного материала - вариативное совершенствование музыкальных игр, разучивание танцевальных композиций;
- в ритмической гимнастике и спортивно-танцевальном рок-н-ролле - креативный ритмофит-нес, тактирование под музыкально-ритмические рисунки; дыхательно-образные элементы и связки, образно-имитационная гимнастика; основы хореографии; креативные комплексы спортивно-танцевального рок-н-ролла. Адаптированные ритмо-пластические комплексы импровизации. Темп музыкальных ритмов в основном выше среднего и средний.
Представленный материал не только отражает последовательность обучения детей музыкально-ритмическим технологиям, но одновременно актуализирует и подготовку специалиста. Создаваемые технологии обозначенного направления формируются в русле обогащенного развития учащихся, в которых предусматривается насыщенное образовательное содержание, адекватное познавательным интересам детей. В программе предусматривается широкое взаимодействие обучающихся детей с различными сферами культуры: музыкой, хореографией, танцами, драматургией. При этом акцент делается на создании индивидуальных условий для полного раскрытия возрастных психофизических, духовных и интеллектуальных способностей.
Именно на подготовку специалиста, владеющего современными методиками, технологиями и компетенциями должна быть направлена модернизация физкультурного образования. Практический опыт и проводимые нами исследования по выявлению эффективности используемых инновационных физкультурно-спортивных средств и фитнес-технологий в образовательных учреждениях позволили сформулировать ряд новых положений, имеющих существенное значение для решения задач по данной проблеме.
Литература
1. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная
физическая культура: учеб. пособие / Л.Л. Артамонова, О.П.
Панфилова, В.В. Борисова / под ред. проф. О.П. Панфилова.
- М.: ВЛАДОС, 2010. - 389 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура: Молодежь и современ-
ность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. -1995. -190 с.
3. Безруких М.М. Возрастная физиология: учеб. пособие / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фабер. - М.: Академия, 2009. -480 с.
4. Борисова В.В. Педагогическая технология оздоровительной работы как фактор оптимизации режима учебного дня младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / В.В. Борисова. - М., 2002.
5. Коц Я.М. Спортивная физиология: учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 287 с.
6. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: учеб.-метод. пособие / Е.С. Крючек - М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс. - 2001. - 64 с.
7. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- 384 с.
8. Панфилов О.П. Теоретико-методологические аспекты проектирования инновационных технологий в подготовке специалиста по физической культуре / О.П. Панфилов // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 4(40). - С. 36-39.
9. Панфилов О.П. Современные подходы к разработке муниципальной программы по физической культуре на основе инновационных фитнес-технологий / О.П. Панфилов, В.А. Романов, В.В. Борисова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2; URL: www.science-education.ru/108-8584
10. Панфилов О.П. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей / О.П. Панфилов, И.М. Туревский, В.В. Борисова, С.И. Завьялов // Теория и практика физ. культуры.- 2012. - № 12. - С. 38-42.
11. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: дис. ... докт. пед. наук / Е.Г. Сайкина. - СПб. 2009.
References
1. Artamonova, L.L. Remedial gymnastics and adaptive-recreational physical culture: study guide / L.L. Artamonova, O.P. Panfilova, V.V. Borisova / Ed. by prof. O.P. Panfilov. - Moscow: VLADOS, 2010. - 389 P. (In Russian)
2. Balsevich, V.K. Physical culture: Youth and modernity / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. -1995. -190 P. (In Russian)
3. Bezrukikh, M.M. Developmental physiology: study guide / M.M. Bezrukikh, V.D. Son'kin, D.A. Faber. - Moscow: Academia, 2009.
- 480 P. (In Russian)
4. Borisova, V.V. Educational technology of recreational work as an optimizing factor of the academic day regimen of small pupils: Ph.D. thesis / V.V. Borisova. - Moscow, 2002. (In Russian)
5. Kots, Ya.M. Sports physiology: textbook for intstitutes of physical culture. - Moscow: Fizkultura i sport, 1986. - 287 P. (In Russian)
6. Kryuchek, E.S. Aerobics: the essence and methodology of recreational classes: guidance / E.S. Kryuchek. - Moscow: Terra-Sport, Olimpiya-Press. - 2001. - 64 P. (In Russian)
7. Menkhin, Yu.V. Recreational gymnastics: theory and methodology / Yu.V. Menkhin, A.V. Menkhin. - Rostov-on-Don: Fenix, 2002. -384 P. (In Russian)
8. Panfilov, O.P. Theoretical and methodological aspects of designing of innovative technologies when training an expert in physical culture / O.P. Panfilov // Kultura fizicheskaya i zdorov'e. -2012. - № 4(40). - P. 36-39. (In Russian)
9. Panfilov, O.P. Modern approaches to development of the municipal program on physical culture based on innovative fitness technologies / O.P. Panfilov, V.A. Romanov, V.V. Borisova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2013. - № 2; URL: www.science-education.ru/108-8584 (In Russian)
10. Panfilov, O.P. The psychomotor structure and sensitive manifestations of children's motor abilities / O.P. Panfilov, I.M. Turevsky, V.V. Borisova, S.I. Zav'yalov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2012. - № 12. - P. 38-42. (In Russian)
11. Saykina, E.G. Fitness in the system of preschool and school physical education: abstract of doctoral thesis (Hab.). -St.Petersburg. 2009. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 23.05.2013 г.